Человек-оркестр: как управлять тысячью детских голосов

 В День Победы в Ставрополе опять зазвучит тысячный детский хор. Мы поговорили о том, как готовится это зрелищное мероприятие с неизменным дирижером хора Александром Островерховым.

- Александр, как возникла идея создать сводный хор в нашем крае?

- Поначалу Всероссийское хоровое общество создало сводный тысячный хор России, объединивший в себя детей от 10 до 15 лет из всех регионов России. Мы предложили нашим ведущим хормейстерам и самым способным детям поучаствовать в этом мероприятии. И этот хор получил широкую известность, участвовал в открытии Олимпиады в Сочи, гастролировал по таким городам как Ялта, Крым, Симферополь и т.д. В том числе и десять детей из нашего города. Руководит ими хормейстер Ирина Шахарьянц, преподаватель пятой музыкальной школы.

Затем, после поручения правительства и в частности губернатора Ставропольского края Владимира Владимировича Владимирова в 2014 году, мы приступили к созданию сводного хора в нашем крае. Делалось это, чтобы поддержать Всероссийское хоровое общество и сам этот вид искусства.

Ближайшее выступление сводного (тысячного) детского хора состоится 9 мая в 12 часов на Крепостной горке возле памятника Солдату

- Сложно ли было собрать столько способных ребят, желающих участвовать в таком масштабном мероприятии?

- Это как раз не сложно. Поющих детей у нас много. Мы регулярно проводим различные хоровые мероприятия, знаем, сколько у нас хористов. Хормейстеры тоже есть. Поэтому сложности в том, чтобы собрать хор - не возникло. Я примерно оценил количество детей, участвующих в ансамблях, в различных музыкальных коллективах, и получилось, что по всему краю у нас поют около 4500 - 5000 детей. Посмотрев по количеству районов, мы утвердили квоту в 19 человек. От крупнейших - таких как Кисловодск - больше. Самая большая нагрузка, конечно, пришлась на Ставрополь - около трехсот хористов.

- А как с чисто технической точки зрения организованы репетиции?

- Мы разделили всю территорию края на пять зон: Ставрополь, Кавминводы, Новоалександровск, Буденновск и Светлоград. И на решающие репетиции дети с ближайших городов съезжаются в эти центры, и я направляюсь туда же. В Ставрополе получается самая многочисленная группа детей - 500 человек. Это один момент.

Второй момент касается утверждения репертуара. Мы согласовываем его с Министерством культуры. Министр культуры Татьяна Владимировна Лихачева сама работала когда-то в школе и вид нашей деятельности представляет в полном объеме. Затем мы собираем хормейстеров тысячного хора (их больше 50 человек) в центре дополнительного образования, проводим семинары, раздаем ноты, репетируем (получается "хор хормейстеров"). То есть, решаем вокально-технические задачи. И уже после этого хормейстеры начинают занятия с детьми. Поэтому на сводных зональных репетициях, о которых я сказал выше, как правило, вопросов не возникает. Все профессионалы и хорошо знают, что и как нужно делать.

- Как удалось разместить такое огромное количество хористов?

- Для нашего хора были заказаны и куплены специальные станки. Они соответствуют всем нормам безопасности. Такого станка в России больше нет. Он замечателен тем, что может использоваться и как отдельные секции. К примеру, его можно раздать 16 хоровым коллективам.

- Как переносят дети участие в таком масштабном мероприятии?

- Конечно, это своего рода нагрузка. И мы стараемся отбирать детей не слишком хрупкой конституции, обеспечиваем им необходимый уровень комфорта.

- А по какому принципу отбирается репертуар?

- Многие произведения, которые исполняет хор - из советской эпохи. Они известны каждому, в них раскрываются какие-то морально-нравственные аспекты, патриотизм и т.д. С одной стороны они уже знакомы людям, а с другой, благодаря современной аранжировке, они воспринимаются совершенно по-новому, созвучно нашему времени. Аранжировкой и в целом технической стороной заведует звукорежиссер и известный в нашем городе музыкант Олег Щербин. Он возглавляет эстрадное отделение в Ставропольском краевом колледже. Его задача - режиссировать, "сводить", записывать фонограммы, адаптировать их, и он справляется с ней на самом высоком уровне.

Сейчас мы берем на одно выступление сводного хора 3 или 4 произведения. К настоящему моменту уже накопилось более 20 композиций, которые полностью адаптированы, положены на ноты, к ним записаны фонограммы и их можно использовать как материал для хоровых коллективов и уроков музыки.

- Есть ли у вас предположения по поводу того, как дальше будет развиваться хоровое искусство в крае?

- Сейчас хоровые коллективы в тренде. На ежегодных Пасхальных, Рождественских фестивалях выступает много хоров, организованных нашим Владыкой. Во многих воинских частях тоже организуются хоры. Так получилось, что инициатива ВХО дала толчок такому замечательному движению. Хор - по сути, самый доступный массовый вид искусства, главное, чего он требует - это энтузиазм. 

Александр Островерхов - дирижер сводного детского хора Ставропольского края, заведующий предметно-цикловой комиссией Ставропольского краевого колледжа искусств. Работал руководителем хора в Ставропольской филармонии. Окончил Саратовскую консерваторию.

 

Автор: Виктория Левина

Комментарии 0