Конспект урока морской бой салтана и пиратов. Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей? учителя начальных классов

Урок 23 Тема: «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

15.11.2013 11229 0

Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; зна­комство с произведениями изобразительного искусства в приклад­ных видах творчества.

Оборудование урока: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане», произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II . Беседа по теме урока.

- Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

- Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей?

- Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Пом­ните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя иего свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они укра­сили празднично, весело.

- Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III . Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота - добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения -добрые и злые.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикреп­ленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты со­вершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения не­возможно.

- Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать заранее и заранее придумать их компози­цию.

Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригод­ных здесь (солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета). Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

IV . Итоги урока.

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Домашнее задание.

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «морской бой салтана и пиратов». выражение намерений через украшение

Цели урока:

Дать понятие о символике изображений.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.

Планируемые результаты:

- Личностные: - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

Формирование навыков общения, работы в группе;

Предметные: - овладение техникой аппликации;

Воспитание аккуратности в работе.

Закрепление графических умений и навыков.

Тип урока: Тематическое изображение

· Оборудование: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

_____________________

Выполнил студент 46 гр.

Поярков Данила

Проверил:____________________

Отметка:_____________________

Дата:________________________

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цели урока:

Дать понятие о символике изображений.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.

Планируемые результаты:

Личностные: - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

Формирование навыков общения, работы в группе;


- Предметные: - овладение техникой аппликации;

Воспитание аккуратности в работе.

Закрепление графических умений и навыков.

Тип урока: Тематическое изображение

  • Оборудование: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Этап урока. Методы и приёмы

Время

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, сейчас у нас урок изобразительного искусства. Присаживайтесь.

Приветствуют

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

5 мин

– Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими.

Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

Формулировать тему урока

Формулировать цель деятельности на уроке

П: строить речевое высказывание в устной форм

К: формулировать собственную позицию и мнение; Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные

в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи

Познавательные ознакомление с историей искусства

Актуализация знаний

7 мин

– Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей?

– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя и его свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело.

– Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли?

(Ответы детей и обобщение учителя.)

Отвечать на вопросы

Слушать и воспринимать речь учителя

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Р: умения участвовать в диалоге.

П: строить речевое

высказывание в устной форме

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

К: формулировать собственную позицию и мнение

Физ.минутка.

2 мин

Слайд

Повторяют движения.

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

Решение частных задач

16мин

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения – добрые и злые.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикрепленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты совершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения невозможно.

– Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать заранее и заранее придумать их композицию.

Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригодных здесь (солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный, другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

Личностные (духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к культуре народа Древней Греции)

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию)

Познавательные

(используют знания о выразительных особенностях вразных видах изобразительного искусства)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Итог урока

3 мин

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Подводить итог урока

Регулятивные – анализировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль.

Домашнее задание

1 мин

Домашнее задание

Записывать домашнее задание

Р: осуществляется итоговый контроль


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Юность»

«Морской бой царя Салтана и пиратов».
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для учащихся 8-9 лет.
Автор-составитель:
Долгалева Светлана Викторовна педагог дополнительного образования г. Пермь 2015

Цель
: Формирование художественной культуры учащихся; научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.
Задачи:
1. Познакомиться с историей о древних парусных кораблях; 2. Выяснить: можно ли передать намерения через украшения; 3. Выполнить практическую работу.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, шаблоны кораблей, образец работы. Для учащихся: краски, кисти.
Структура занятия
1. Организационная часть. 2. Изучение нового материала (презентация). 3. Сказка «Два флота» (презентация). 4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли». 5. Практическая работа. 6. Закрепление изученного материала. 7. Итог урока. Анализ выполненной работы.
Ход занятия

1. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к занятию
2. Изучение нового материала (презентация).

«Попутного ветра!»
- значит вселить уверенность в благополучном исходе плавания. А что означает напутствие:
«Семь футов под килем!»?
При осадке кораблей того времени, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем, чтобы даже на волне не могло ударить о грунт. Иметь всегда в плавании семь футов под килем - значит пройти через неизбежные штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Никто не знает, когда и как человек впервые поплыл по воде. Может быть, кто – то из наших далеких предков, был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками
тростника… Так или иначе несколько десятков тысяч лет назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров.
Древний Египет
Первые лодки были придуманы в Древнем Египте и предназначены для плавания по Нилу. По форме они напоминали апельсиновую корку с поднятыми концами.
Древняя Финикия
Финикия имела очень благоприятные природные условия: удобные бухты на морском побережье, изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб. Поэтому в Древней Финикии придумали
галеру
– гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами.

Древняя Греция
. Во времена Древней Греции появляются торговые и военные суда. Военные суда имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту.
Бирема
-это гребной военный корабль с двумя рядами вёсел.
Триремы
получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек.
Квинквирема
- боевое гребное судно с пятью рядами вёсел. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах, выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев
В древней Греции украшали нос корабля. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана.
Древний Рим
. По форме римские суда напоминали рыб. Кораблестроители наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы, на корме можно было узнать хвост. Финикийцы, римляне и греки устанавливали на носу судна различные скульптуры и орнаменты. Эта традиция сохранялась в течение столетий. Вообще украшения считались символом богатства и силы, и государственные, королевские суда были роскошно отделаны. В древнем Риме носовое украшение именовалось
рострой.

Северная Европа XV - XVI век
Наступление эпохи Великих географических открытий (XV- XVI вв.) снова может быть охарактеризовано строительством кораблей, наилучшим образом приспособленных к длительному океанскому плаванию под парусами.
Галион
- военное судно португальского происхождения. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан. Борта судов украшали многоцветными геометрическими орнаментами; для этой же цели применяли и раскрашенные полотна с изображениями аркад.

Северная Европа XVII - XIX века
. В Северной Европе XVII - XIX вв. основой военных флотов становятся
линейные суда
. Термин “линейный корабль” появился в связи с возникновением новой тактики морского боя. В бою суда старались выстроиться в ряд или линию так, чтобы во время своего залпа быть повернутыми к противнику боком, а во время его залпа - кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп бортовых орудий. Появляются такие мощные суда, как фрегат, бригантина, корвет. Носы кораблей украшают львы, орлы, единороги, показывающие мощь, богатство, славу своих владельцев. Военные суда украшали от носа до кормы, позолоченными фигурами, кариатидами, гирляндами, резными фигурами, шатрами в кормовой части и громадными художественно исполненными фонарями, покрывали краской. Главная цель окраски - предохранить дерево от гниения.

Древние славяне.
А как обстояли дела на Руси?
Ладья
небольшое парусно-гребное судно древних славян. Маневренность ладьи не хуже чем у египетских судов, что позволяло ей ходить по мелким российским речушкам и ходом преодолевать днепровские пороги. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов.
Российский флот
Когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов. В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот
«Орел»
. Строили по указу царя Алексея Михайловича. Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили
деревянных резных

двуглавых орлов, окрашенных под золото.
Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
«Cвятой Петр»
- первый русский военный корабль, пронесший российский
флаг
в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск.

Пиратство
Пиратство зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли. Их основными занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного, пират мог лишиться жизни. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена многих из них остались неизвестными. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день.
Весёлый Роджер
- пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя. По своей сути пиратами были и
викинги
(VIII-XI века) Скандинавии (Норвегия). Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая. Во все времена викинги отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Свои корабли они называли
Дракар – дракон.

3.СКАЗКА «Два флота»
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь Салтан. Он очень любил путешествовать. И вот он отправился в очередное путешествие. Побывал в разных странах, накупил разных товаров и уже возвращался назад… Как на царя Салтана напали пираты. Пираты взяли доброго царя в плен. Забрали у него все товары, а царя привезли на свой пиратский остров и посадили в темницу. В то время царя Салтана ждала его верная супруга и сын – царевич Гвидон. Забеспокоились они, что отец долго не возвращается, ведь в то время дурная слава шла о пиратах. Решил царевич Гвидон двинуться на поиски отца. Снарядил корабль, собрал добрую команду и отправился в путь. Долго ли коротко ли, увидел он на горизонте устрашающий корабль. (Как он догадался, что – это пиратский корабль?) Из-за острова на чёрных парусах к ним приближались какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом. А вскоре появился и страшный пиратский остров.
Царевич и его верная команда вступили в неравную схватку с пиратами. Бой длился долго. Славный царевич стоял не на жизнь, а на смерть. И все-таки Добро должно победить Зло, поэтому пираты были повержены и взяты в плен, доброго царя Салтана освободили, и сын, и отец счастливые поплыли домой.
4.

Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».
А вот теперь послушайте задание. Перед вами два противоположных флота – флот царя Салтана и пиратов. Вам необходимо выбрать, какой флот вы будете изображать. Украсить свой корабль: парус, нос, борт. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения¬ добрые и злые. А еще вам необходимо придумать название корабля. А теперь выберете форму кораблей, какие украшения появятся на вашем судне, какой цвет им будет сопутствовать, и… Попутного ветра!

Практическая работа «Морской бой царя Салтана и пиратов».
Самостоятельная работа учащихся. Задача учащихся: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.
6.

Закрепление изученного материала.
- Что такое киль? - Что значит «7 футов под килем»? - Как называется судно, где сидит по 1 ряду гребцов с каждой стороны? - Где появились первые лодки? - Как называется первое судно у славян? - Как называется первый корабль с гербом России? При каком царе он появился? - Как называется первый корабль с Российским флагом? При каком царе он появился? - С какой целью люди украшали люди свои корабли?

7. Итог

занятия. Анализ выполненной работы.
Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. К концу занятия корабли, паруса закрепляются по своим местам на доске Оценка работ.
Литература
1. КоротееваЕ.И. Горяева Н.А. Поурочные планы. 2 класс.. Дроздова С.Б..Авт.-сост. Волгоград. 2008. 2.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 класс. М,: издательский центр «Владос». 2003.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

учителя начальных классов

Абрамян Ирины Николаевны

по теме: «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Выражение намерений через украшение.

Тема урока: «Морской бой царя Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Вид занятий: индивидуально - коллективная работа - украшение кораблей флота красками или цветной бумагой (аппликация) символами с выражением намерений добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, зна­комство с произведениями изобразительного искусства.

Метапредметные цели:

1) Познавательные универсальных учебных действий:

учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

учить понимать градацию цвета;

учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели, используя технику «разбеливания»;

учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.

2) Регулятивные универсальные учебные действия:

учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;

учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;

учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);

учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

3)Коммуникативные универсальные учебные действия:

учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;

учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.

Личностные цели:

формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);

формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование урока:

Для учащихся –акварель, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Для учителя - зрительный ряд иллюстраций, подмалёвок для коллективной работы, шаблоны кораблей и парусов.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников - Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина, Б. Зворыкина к «Сказке о царе Салтане», рисунки пиратских «злых» кораблей, кораблей «добрых».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

Организация класса. (1слайд)

Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:

Сегодня работаем группах. Повторяем то, что знаем и закрепляем, и стремимся учиться чему -то новому.

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

1. Самоопределение к деятельности

На протяжении нескольких уроков мы работали по какой теме? (тема «Как говорит искусство?»)Как, какими приёмами художник может выразить чувства, настроение, намерение, характер того, что он изображает?(цветом) (Если это человек, или животное, то мимикой , движением . Если это пейзаж, природа, то главное в картине художника цвет. (на доску вывешиваются таблички с этими словами))

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (2слайд)

- Вспомните какие в изобразительном искусстве различают жанры? (пейзаж, портрет, натюрморт.)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется. . .

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это. . .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется. . .

Определите названия представленных здесь произведений? (3слайд)

(4слайд)

Молодцы. А теперь вспомните и перечислите какие вы знаете виды изобразительного искусства?(живопись, декоративно-прикладное искусство, графика). Правильно .

Но остановимся мы лишь на одном из жанров. Это – графика. Что такое графика? (рисунок). (5слайд)

Вывод: Графика бывает чёрно – белой и цветной. Произведения графики – это рисунки, наброски, зарисовки, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, афиши, шрифты для книг.

А сейчас, положите головы на парты. Сосредоточьтесь. Попробуйте представить услышанное. (запись шума и плеска воды)

Какие звуки вы услышали? Что вам представилось? Опишите.

(звучит аудиозапись плеска воды, на фоне которой звучит голос учителя)

Морская стихия. Море. Оно всегда волновало человека. Влекло к себе своей таинственностью, силой и красотой. Вот мы и отправимся к берегам моря.

просмотр картин морских побережий . (6-7слайд)

Можно ли, глядя на цвет, определить настроение автора? (8слайд)

Почему?

Сегодня мы с вами должны узнать ещё один приём художников.

Ребята, я утверждаю, что мы сможем узнать этот о каком приёме пойдет речь. Но для этого надо подумать над следующим заданием.

3. Проектирование нового способа действий.

Локализация затруднений . Постановка проблемы. Сообщение темы урока.

-«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…» - Какое произведение обычно начинается этими словами? (сказка)

(На доске – полоса ватмана, на которой нарисовано море и прикреплены корабли белого цвета).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

Из какого произведения строки? (9слайд)

Вы помните «Сказку о царе Салтане…»А.С.Пушкина? Давайте мысленно перенесёмся в сказку о царе Салтане. - Как люди в сказке переправлялись по морю? (на кораблях) (10слайд) – Помните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? А раз он плыл в гости, он украсил свой флот.А как он мог украсить?

Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота. (11слайд)

– Как, ребята,

вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?

Для этого давайте рассмотрим рисунок. (12слайд)

Что здесь изображено? (корабли, флот, два разных флота…)

Почему вы решили, что это два разных флота? (это видно по парусам, это видно по украшению носа корабля, по пушкам на палубах…)

Совершенно верно, значит, есть ещё один приём художника для выражения намерений , Как вы думаете, что это?

Это украшение. Украшение характеризует своего хозяина, раскрывает его представле­ния о красоте и даже может выражать его характер.

(на доску вывешивается таблички с этим словом)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Давайте вернёмся в класс и отдохнем.

Физкультминутка. (Выполняют вместе с учителем.)

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

Раз, два.

(Встать из-за парт.)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(Шаги назад.)

А потом поплыл вперед.

Раз, два.

(Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход.

(Ходьба на месте.)

4. «Открытие» нового знания.»

Итак, как же можно на рисунке показать намерение ? Цветом, украшением, движением.

Если в море встретились два разных флота, то, что произойдёт? (бой)

(13слайд)

Тема нашего урока (вывешиваю на доске) «Морской бой царя Салтана и пиратов»

Как это показать в движении? (корабли должны плыть навстречу друг другу)

Как вы, ребята, думаете, какая сегодня у вас будет задача?

Задача нашего урока - создать флот царя Салтана и флот пиратов, которые встретились в море и готовы к бою. Для этого мы поделимся на пиратов и на моряков царя Салтана. . (Делю класс на две половины.)

У нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.

А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

Как могли быть украшены их корабли?

Что может быть изображено на парусах?

Какие цвета мы будем использовать для флота царя Салтана? (Теплые) (14слайд)

Какими символами можно показать добро?

Какие цвета мы будем использовать для флота пиратов? (холодные) (15слайд)

Какими символами можно показать зло? (коршун, пираты, череп и кости, морда дракона, хищные птицы, чудовища, змеи, солнце, лебедь, сердце, цветы, бабочки…)

Чтение наизусть 2 ученика

Ну-ка, представь себе, как в старину,

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах-то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела…

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, –

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

5.Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, что же мы будем делать?

Вопросы по заданию есть? Приступаем к работе.

Во время работы тихо звучит музыка.

Учащимся раздаются готовые эскизы кораблей и парусов, которые нужно вырезать. Вспоминаем правила работы с ножницами.

Игра «Похлопаем, потопаем.

Условия игры вы помните. Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если ошибаюсь – топаете ножками. И так начали.

1.Подавай ножницы другому «острым» (тупым) концом.

2.Во время работы с ножницами нельзя ходить по классу.

3. «Держи» (не держи) ножницы близко к глазам.

4.Вырезая, наблюдай за пальцами «правой» (левой) руки.

5.После работы с ножницами не оставляй их открытыми.

6.У каждого инструмента должно быть свое место на парте.

(Правила вывешиваются на доску). (16слайд)

Исходя из этого начинается работа по украшению кораблей в цвете в технике аппликации. Перед украшением силуэта корабля цветом детям предла­гается поднять вверх кораблики так, чтобы два флота плыли навстречу друг другу. Другими словами, у одной группы школьников нос кораблей обращен вправо, у других - влево.

Подобрав правильно цвет для корабля и для паруса, украшаем в соответствии с намерением корабля. Корабль может быть «добрый» или «злой».

Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при приклеивании кораблей, (флоты плывут друг против друга).

6.Рефлексия деятельности. Итог урока.

Какую задачу мы поставили на нашем уроке? Мы справились с ней?
В конце урока происходит чудо! Бывшие совершенно одинаковыми корабли и паруса (у всех были одинаковые заготовки из белой бумаги) вдруг преобразились в два контрастных флота, две группы людей, у кото­рых разные намерения.

Смогли ли выразить намерения человека через цвет и украшения?

И это мы сделали с помощью украшений и цвета.

Подведём итог нашей работе на уроке. (17слайд)

Закончите предложения:

1. Я на уроке узнал…

2. Я на этом уроке понял…

3. Я хочу похвалить…

4. Я захотел узнать…

7. Оценка работ учащихся.

Все вы сегодня молодцы! Работали вы очень аккуратно, чисто, красиво. (18слайд)

Корабли получились замечательные. Все группы постарались, правильно раскрасить и украсить корабли. Всем сегодня за работу я ставлю «5».

Домашнее задание.

Найти в книгах примеры декоративных форм, которые по силуэту, цвету, характеру элементов можно было бы отнести к образу флота царя Салтана и к образу пиратских кораблей. Можно нарисовать украшения для разных сказочных героев.

Урок окончен. Спасибо всем. Отдыхайте.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Флот царя Салтана, «добрый» флот.

Флот пиратов, «злой» флот.

Морозова Лилия Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Учебно - методический комплект: «Школа России»
Учебник: Неменская Л.А./Под.редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство.–М.:, Просвещение, 2014.
Класс: 2
Цели деятельности учителя:
дать понятие о символике изображений, об украшении как приёме выражения намерений, чувств, настроения, знакомство с произведениями изобразительного искусства.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся:
1. украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов;
Получат возможность научиться:
2. эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.;
3. участвовать в создании коллективной работы.
Метапредметные:
Познавательные:
1. учить выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
2. учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
3. учить поиску необходимого цвета с помощью гуашевых красок, акварели
4. учить сравнивать полученную цветовую гамму с натурными объектами или произведениями изобразительного искусства.
Регулятивные:
1. учить планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;
2. учить корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
3. учить анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на собственное настроение;
4. учить оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);
5. учить оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
6. (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Коммуникативные:
1. учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;
2. учить высказывать, собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы.
Личностные:
1. формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
2. учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);
3. формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Технологии, методы и формы обучения: проблемно-диалогическое обучение; частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная и фронтальная беседы.
Образовательные ресурсы: шаблоны, репродукция картины, образцы рисунков и символов.
Организационная структура урока:


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Промежуточный

контроль

Организационный

момент

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

О чём может рассказать ракушка?

Слушают, проверяют готовность

Дают предположе-

ния

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; формируют мотивы достижения в последующем поставленных задач

Устные ответы

Актуализация знаний

Слушание музыки

(Звук и шум моря)

Закройте глазки. Что представилось? Почему?

(Открывается вид моря)

Почему море всегда волновало человека?

Вы уже догадались, с чем будет связана наша работа?

Теперь опять закройте глазки. (Звучит тема к к/ф «Пираты Карибского моря»)

Что случилось на море? Ваши предположения

(Появились на море пираты )

Кто такие пираты? Найдём лексическое значение слова в толковом словаре.

Что они делали на море?

Сейчас узнаем,

с кем пираты встретились в море.

(Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

(Приложение 1)

Что произойдёт, если флот Салтана встретится с пиратами?

(Произойдёт бой )

Какова тема нашего урока?

Слушают музыку

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока

Фронтальная

Познавательные:

Общеучебные:

выделяют и формулируют

познавательную цель;

извлекают необходимую информацию для выполнения учебных заданий и осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме

Логические:

Устанавливают причинно-следственные связи

дополняют и расширяют знания и представления по теме

Регулятивные: выделяют и сохраняют цель;

предвосхищают результат;

Устные ответы

Изучение нового материала

Выполнение творческих заданий

Самостоятельная работа учащихся

Формулирует задания.

Как показать намерения кораблей, готовящихся к бою?

(Показывают направление движения на моделях корабликов, помещая их на плакатах с фоном моря)

А как определить, где флот Салтана, а где флот пиратов?

Что надо сделать?

Как мы ещё можем показать намерения?

(Цветом, формой )

Какими цветами изобразим флот царя Салтана? Почему?

(Тёплыми )

Какими цветами изобразим флот пиратов? Почему?

(Холодными )

Оберите из палитры нужные цвета. Обратите внимание, что существует приём: тёплые цвета в окружении холодных приобретают особое звучание. Они более яркие, зловещие.

Напоминаю вам создание доп.цветов.

(Показать)

Форма тоже помогает нам определить намерения героев.

(Острые углы – зло, мягкие линии-добро)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним приёмом художников для показа намерений человека.

Посмотрите на украшения.

Какими из них вы могли бы украсить корабли флота Салтана, а какими флот пиратов?

Сделайте вывод, какие задачи предстоит решить?

(Создать флоты царя Салтана и пиратов, показать намерения сказочных флотов движением, цветом, формой и украшением)

У вас в папке шаблоны кораблей. Прикрепите их для удобства скрепкой к картону с намерениями флотов. Выполните рисунок в карандаше.

Не используйте много мелких деталей, т.к. их потом трудно прорисовывать красками. Используйте кисть тонкую и средней толщины.

Кто будет готов, помещает свою работу на панно. Удачи в работе!

(Индивидуально консультирует)

Отбирают

из модели палитры кружочки

с разными цветами

Анализируют образцы

Проводят физкульт-

минутку

Выполняют

Упражнения

Обобщают Готовят

шаблоны к

работе

Слушают

инструкции

Выполняют эскиз в карандаше и цвете

Фронтальная

Регулятивные: выбор наиболее подходящих материалов и инснтрументов; выполнение работы по намеченному плану с опорой на образцы, рисунки

Познавательные:

Общеучебные: использовать свой жизненный опыт, логические: добывать новые знания из разных источников информации; использовать полученную информацию в своей работе; определяют способы передачи намерений двух флотов

Коммуникативные: донести свою позицию до других, оформлять совю мысль в рисунке; слушать речь других; обмениваться мнениями

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров;

сличают способ действия

и его результат с заданным эталоном

Коммуникативные

обращаются за помощью и формулируют затруднения;

Устные ответы,

Практические операции

Рисунок на шаблоне

Выставка работ. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Картинная галерея

Девочки проведут анализ работ мальчиков,

а мальчики-девочек по плану:

1. Выполнены ли поставленные задачи. Как этого достигли?

2.Особенности

3.Понравилось/не понравилось.

Своё отношение

Эмоциональное переключение

(картины художников к сказке)

(Приложение 2)

Посмотрите на картину русского художника Николая Константиновича Рериха

«Заморские гости»

(Приложение 3)

Что на переднем плане? На заднем плане?

Где фокальная точка?

С какими намерениями пожаловали заморские гости?

Слушаю ракушку, на море тихо и спокойно.

Определяют своё отношение к работе, эмоциональ-

ное состояние

Рассматривая картину, учатся анализировать

произведение изобразительного искусства

Фронтальная

Регулятивные: оценивают выполнение задания (справились или нет);

выделяют то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; определяют качество усвоения

Коммуникативные

аргументируют свою позицию

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Оценивание учащихся

Приложение 1

«Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня, молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.»
Флот уж острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит...»

Приложение 2