Направления правового регулирования предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется различными отраслями права. В статье будут рассмотрены отдельные вопросы регулирования предпринимательства с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права, а также затронуты некоторые общетеоретические вопросы по теме.

Правовое регулирование предпринимательства: общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность (далее — ПД) характеризуется следующими признаками:

  • она является самостоятельной;
  • осуществляется на свой риск;
  • направлена на получение прибыли систематически;
  • осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
  • подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.

Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).

Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:

  • «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» ;
  • «Виды предпринимательской деятельности в России - таблица» .

О регистрации в качестве предпринимателя и закрытии ПД рассказано в наших статьях:

  • «Сколько времени занимает процесс регистрации индивидуального предпринимателя?» ;
  • «Какие документы выдаются при регистрации ИП? Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации?» ;

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.

Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:

  • предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
  • обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).

Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:

  • конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).

Техническое регулирование и предпринимательство

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.

Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396, А33-16286/2016).

Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:

  • госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
  • принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).

Конституционные основы предпринимательства в России

В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:

  • единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:

  • любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Саморегулирование предпринимательства в РФ

Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.

Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:

  • По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
  • Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
  • В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
  • В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.

Методы госрегулирования предпринимательской деятельности

Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:

  1. Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
  2. Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.

Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.

Виды госрегулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

  1. В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
  2. По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
  3. В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
  4. В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
  5. Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство

Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.

В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования. Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).

Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:

  • правовое положение субъектов ПД;
  • основания возникновения прав и особенности их осуществления;
  • корпоративные отношения;
  • обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики.

Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства

Гос. регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе базовых идей, основных начал — принципов правового регулирования ПД. К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:

  • свобода ПД;
  • защита интересов субъектов ПД;
  • поощрение ПД;
  • приоритет экономических методов регулирования;
  • конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;
  • верховенство закона.

Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования ПД в соответствующей области. Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — закон № 35-ФЗ) определены, в частности, такие принципы, как:

  • сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;
  • баланс интересов потребителей и поставщиков;
  • сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД...», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Об отдельных аспектах предпринимательской деятельности читайте также в наших статьях:

  • «В России вводится обязательная классификация гостиниц» ;
  • «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге» .

Законодательство о предпринимательстве без регистрации

Среди принципов правового регулирования предпринимательской деятельности была указана свобода ПД. Вместе с тем ее осуществление предполагает ряд формальностей, в частности регистрацию в качестве предпринимателя (за некоторыми исключениями, например при случаях самозанятости граждан, оказывающих репетиционные и иные подобные услуги, для чего регистрация не требуется, но необходима подача уведомления).

Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности, касающиеся осуществления ПД без регистрации, в частности по вопросам ответственности за незаконное предпринимательство:

  • КоАП РФ (ст. 14.1);
  • УК РФ (ст. 171);
  • ГК РФ (ст. 23);
  • НК РФ (п. 7.3 ст. 83 и др.).

Также указанному вопросу посвящены разъяснения судов, например п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих…» от 24.10.2006 № 18.

Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.

Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:

  • закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
  • организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
  • при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).

Пределы регулирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность регулируется с учетом соблюдения правил о пределах ее осуществления и пределах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу госрегулирование должно соответствовать идее ограниченного вмешательства государства в экономическую сферу, принципам сбалансированности и пропорциональности интересов ее участников.

Также вопросы пределов касаются следующих аспектов ПД:

  • ПД должна осуществляться с учетом пределов обычного делового (предпринимательского) риска (определение ВС РФ от 11.10.2017 № 310-ЭС17-15142 по делу № А14-7150/2016);
  • законодательством определена предельная доходность малого и среднего предпринимательства (судебная практика по спорам с госорганами, касающимся указанных пределов, — определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016);
  • необходимость соблюдения пределов полномочий госорганов при проверках субъектов ПД (судебная практика по вопросам превышения полномочий в данной сфере — определение ВС РФ от 03.04.2018 № 309-КГ18-2227 по делу № А60-4883/2017).

Итак, в настоящей статье было раскрыто госрегулирование ПД, которое является многоаспектным. В статье, в частности, раскрыты источники, пределы, методы и виды такого регулирования, а также более подробно изложены вопросы регулирования отдельных сфер ПД.

Преподаватель Раслина Ольга Владимировна

конспект лекций по дисциплине «Предпринимательское право »

Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности.

Предпринимательство - это многогранное явление. Социологи его тоже изучают. Предприниматель - это хозяйствующий субъект. Статья 34 Конституции РФ - конституционное право на осуществление предпринимательской и иной незапрещённой законом экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность - это разновидность экономической деятельности. Предпринимательская деятельность - это экономическая категория. Экономическая деятельность - это процесс воспроизводства материальных благ. Хозяйственная деятельность - это тоже экономическая деятельность, она не связана с личным потреблением. Субъекты хозяйственной деятельности - предприниматели и не предприниматели.

Понятие «предпринимательской деятельности» появилось впервые в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. Он утратил силу в настоящее время. В соответствии со ст. 1 данного закона под предпринимательством понималась инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли, которая осуществляется гражданами на свой риск и имущественную ответственность.

Признаки предпринимательской деятельности по Закону РСФСР:

1. Самостоятельность, инициативность;

3. Рисковый характер;

4. Имущественная ответственность.

В Германии, Франции, США отсутствует понятие «предпринимательства» в законе. Это понятие выводится из других явлений (деятельность по совершению сделок).

Позиция РФ - формулировать признаки предпринимательства. Признаки предпринимательской деятельности зафиксированы в действующем законодательстве. ГК РФ в п.1 ст.2 даётся определение предпринимательской деятельности. Данное понятие сформулировано для целей частного права. Это основное определение. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (ст.2 ГК РФ).

1. Самостоятельность. Самостоятельность подразделяется на имущественную (наличие обособленного имущества) и организационную (возможность принятия самостоятельных решений: свобода заключения договора, односторонний отказ от исполнения обязательства). Организационная самостоятельность имеет свои границы в зависимости от формы юридического лица. Самостоятельность предпринимателя отличается от самостоятельности работника, который работает по ТД и подчиняется ПВТР. Трудовые отношения от предпринимательских чётко разграничены.

2. Риск. Рисковый характер предпринимательской деятельности отличает предпринимательскую деятельность от хозяйственной. Хозяйственная деятельность может осуществляться и не на основе риска. Риск - это ты выиграл и получил прибыль или сверхприбыль или проиграл и потерпел убытки (стал банкротом, например). Риск - это социально-психологическое явление. Предпринимательский риск - это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушений своих обязательств контрагентами предпринимателя или риск изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. Это возможное событие без признаков виновности самого субъекта. Белых: «Риск - это потенциальная возможность наступления или не наступления событий, повлекших неблагоприятные имущественные последствия для предпринимателя».

3. Направленность на систематическое получение прибыли. Прибыль - это основная цель? Или нет? Калинко: «Прибыль - это лишь стимул этой деятельности». В ГК РФ установлено - цель получения прибыли различает организации на коммерческие и некоммерческие. Идеология ГК РФ – прибыль - это основная цель. У нас же цель - это сама деятельность, цель - это сам бизнес, потому что он осуществляется на постоянной основе. Понятие прибыль определено в статье 247 НК РФ: «Прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов».

Вот это три признаки предпринимательской деятельности. Но вот, например, регистрация юридического лица, - это необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности, но это не признак.

Также существуют факультативные признаки:

1. Профессионализм предпринимательской деятельности;

2. Инновационной характер предпринимательской деятельности;

3. Ответственность предпринимателя.

Предприниматель - это не только субъект частного права. Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, имеются так же и в публичном праве. Если отделить все отношения на частное и публичное право, то будет неэффективно. Предпринимательское право не исчерпывается гражданским кодексом. Это комплексная отрасль права. Райхер выделял три условия комплексной отрасли права:

1. Предметное единство. Необходимо, чтобы совокупность правовых норм имела единый самостоятельный предмет регулирования;

2. Крупная общественная значимость регулируемых отношений;

3. Обширный объём нормативно-правового материала.

Классификация отраслей:

1. Базовые (профилирующие) отрасли: УП, ГП, КП, ГПП, УПП и т. д.;

2. Специальные отрасли (ПСО, семейное право);

3. Комплексные отрасли (Предпринимательское право, экологическое право).

Предметом предпринимательского права являются:

1. Отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Отношения равноправных субъектов.

3. Отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности (регистрация, лицензирование, валютный контроль).

4. Отношения по организации предпринимательской деятельности (создание субъекта предпринимательской деятельности, реорганизация, ликвидация).

5. Внутрихозяйственная деятельность (корпоративные отношения).

В гражданском праве метод - диспозитивный, равенство участников отношений. Здесь же комплексный метод, а именно:

1. Метод автономных решений (диспозитивный метод).

2. Метод обязательных предписаний (императивный метод).

Итак, предпринимательское право является совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Предпринимательское право можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле оно понимается как регулятор поведения, существующий в сложном сочетании разных факторов. В этом смысле предпринимательское право составляют:

б) обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся правила и порядок осуществления предпринимательской деятельности и соответствующих правоотношений;

в) хозяйственно-правовая практика, выражающаяся в судебных решениях.

В узком смысле предпринимательское право рассматривается как отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей. В правовой и экономической литературе широко используются такие понятия, как экономическое, хозяйственное, предпринимательское коммерческое и торговое право. Наиболее объемным в силу предмета или объекта регулирования следует считать понятие предпринимательского права, поскольку оно включает в себя все правовые нормы, регулирующие процесс создания в обществе каких-либо материальных и нематериальных благ. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права – это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.


Похожая информация.


Т.Б. Фабричная

канд. юрид. наук, доцент, кафедра права, философии и социальных дисциплин, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

А.А. Королев

студент, факультет экономики и права, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается правовое регулирование предпринимательской деятельности. Особое внимание посвящено вопросам, связанным с действием на территории РФ принципа свободы предпринимательской деятельности и принципа единства экономического пространства, правовому статусу предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматели, Гражданский Кодекс РФ, принцип свободы предпринимательской деятельности, принцип единства экономического пространства, свобода экономической деятельности.

T.B. Fabrichnaya, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

A.A. Korolev, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

LEGAL REGULATION OF BUSINESS

Abstract. The article deals with the legal regulation of business activity. The special attention is devoted to the issues that are connected with the principle of freedom of business activity and the principle of unity of economic space both functioning on the territory of the Russian Federation, the legal status of businessmen.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurs, Civil Code, the principle of freedom of entrepreneurial activity, the principle of unity of economic space, freedom of economic activity.

Предпринимательская деятельность согласно части 1 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке . В Российской Федерации действует принцип свободы предпринимательской деятельности, который может быть ограничен только для защиты декларированных прав и свобод, конституционного строя, и принцип единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Регулирование государством предпринимательства нужно, во-первых, для обеспечения публичных прав государства и общества, во-вторых, для организации наилучших условий развития предпринимательства .

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в государственных органах, является не законной. Регистрация регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2001 года. Этим законом предусмотрен единый регистрационный порядок юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация производится уполномоченным органом исполнительной власти. Сведения о юридических лицах хранятся в Едином государственном реестре юридических лиц .

Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Также субъектами могут быть иностранные граждане, апатриды и иностранные юридические лица, в частности с иностранными инвестициями.

С предпринимателями в отношения, которые регулируются гражданским законодательством, на равных помимо граждан и юридических лиц могут вступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. К ним применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц.

Элементы правового статуса граждан (физических лиц), которые являются индивидуальными предпринимателями:

1) правоспособность

2) дееспособность

3) местожительство.

Основными же правами предпринимателя являются:

1) Открывать счет в банке и расплачиваться в безналичной форме

2) Участвовать в имущественной деятельности

3) В судебном порядке оспаривать деятельность других лиц

4) Использовать обычаи делового оборота

5) В соответствии со ст. 310 ГК РФ возможность закреплять в договоре односторонний отказ и изменение обязательств

6) В соответствии со ст. 315 ГК РФ досрочно исполнять обязательства

7) В соответствии со ст. 428 ГК РФ использовать договор присоединения

К основным обязанностям предпринимателя относятся:

2) В соответствии со ст. 309 ГК РФ выполнение обязанности по договору

3) Заключение трудовых договоров, выплата заработной платы работникам, оплата налогов, сборов

4) Соблюдение закона РФ « О защите прав потребителей»

5 Заявление о банкротстве

В статье 401 ГК РФ указаны особенности ответственности предпринимателей. Они заключаются в том, что предприниматель от ответственности может освободиться только по условию непреодолимой силы . Следовательно, предприниматели несут ответственность без учета вины.

Систематическое извлечение прибыли от оказания услуг, продажи товаров, осуществляемая с несением собственных рисков, гражданином РФ является предпринимательской деятельностью. Осуществление такой деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя запрещено. Но, на наш взгляд, данные критерии определения деятельности как предпринимательской весьма не однозначны. В частности «систематическое извлечение прибыли» может трактоваться по-разному в зависимости от того, в каком периоде времени оценивается систематичность. Понятно, что ежедневное извлечение прибыли будет расценено как предпринимательская деятельность. Но если прибыль извлекается от продажи товара не постоянно, один раз в несколько месяцев или лет? Расценивать любое, хоть с малейшей системностью, извлечение прибыли как предпринимательскую деятельность было бы не разумно, так как это закроет возможность для изготовления каких-либо предметов или оказание услуг в мелких объемах на дому. Выходом из данной ситуации нам представляется уточнение критерия систематичности.

Как правило, занятие незаконной предпринимательской деятельностью выражается в виде продажи продукции, не обладающей сертификатом и лицензией; оказание услуг по реставрации технически сложных товаров бытового назначения; осуществление сдачи в аренду квартирных помещений на длительное время; реализация товаров на неконтролируемых, спонтанно возникших «рынках» и др.

Занятие незаконной предпринимательской деятельностью ведет к административной,

уголовной, налоговой ответственности.

Наименьшая степень ответственности наступает при административном воздействии. Она закреплена в статье 14.1 КоАП РФ и определяет три вида правонарушения: нарушение правил лицензирование, отсутствие лицензировании, работа без регистрации. Предоставление услуг или реализация товаров без лицензии считаются более тяжкими правонарушениями, чем отсутствие регистрации предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей .

Если незаконные занятия предпринимательской деятельностью были зафиксированы неоднократно, то для правонарушителя может наступить более серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Незаконная предпринимательская деятельность в Уголовном кодексе закреплена в статье 171. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. Размер наказания при этом увеличивается при совершении его организованной группой или с извлечением дохода в особо крупном размере .

Кроме этого за незаконную предпринимательскую деятельность грозит и налоговая ответственность. Она закреплена в статьях 116, 117 Налогового кодекса РФ. Статьей 116 Налогового кодекса РФ предусмотрено наложение штрафа за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в ФНС. За просрочку в 90 дней необходимо заплатить штраф 10 тыс. рублей .

В 117 статье Налогового кодекса РФ установлен размер штрафа за ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет - 20% от суммы полученного дохода, но не менее 20 тыс. рублей в первые 90 дней, 40% дохода, но не менее 40 тыс. рублей, в период по прошествии 90 дней с момента начала ведения деятельности .

Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской.

Также стоит заметить, что малый и средний бизнес важен для государства. Российская Федерация стремиться поддержать его. Это нашло свое отражение в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .

В нем указываются критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 100 до 250 человек)

Данным законом устанавливаются меры поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др. В числе же основных методов поддержки можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам,

установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Это очень правильные и нужные меры государства, особенно в данный момент. Комплекс этих мер позволит стимулировать в России собственное производство, что в итоге должно привести к переходу на собственные материалы и комплектующие, а в последствии - и на полное импортозамещение.

В завершение хотелось бы пожелать усовершенствования законодательства в плане критериев определения предпринимательской деятельности. В частности уточнения критерия «систематичности». А также хотелось бы отметить, с нашей точки зрения, правильную позицию государства в области поддержки малого и среднего предпринимательства, что приведет к развитию собственного производства, импортозамещения и создаст конкуренцию для иностранных производителей путем усовершенствования производства и создания его в тех отраслях, где его не было. Развитие предпринимательства в России является одной из мер обеспечения экономической безопасности страны.

Список литературы:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Радченко С.Д. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. -493 с.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Правовое регулирование коммерческой деятельности» предназначено для студентов ФГОУ ВПО ВГАУ, обучающихся по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров». Предметом изучения дисциплины являются положения действующего гражданского, предпринимательского, таможенного, арбитражного права, отдельных нормативных актов, регулирующих торговую, внешнеэкономическую и иную коммерческую деятельность, а также международных правовых актов в области коммерческой деятельности, включенных в правовую систему РФ.

Предлагаемые для изучения темы раздела гражданского права затрагивают вопросы регулирования правового статуса индивидуального предпринимателя и юридических лиц. В учебном пособии рассматриваются особенности договоров с участием субъектов предпринимательской деятельности и ответственности в сфере предпринимательства. Ряд тем учебного пособия посвящен вопросам правового регулирования внешнеэкономической деятельности, особенностям совершения внешнеэкономических сделок, порядку разрешения споров между участниками внешнеэкономических связей.

По мнению авторов пособия, изучение предлагаемых тем учебного курса в определенной мере будет способствовать умению применять российское законодательство, регулирующее профессиональную деятельность, на практике, даст возможность самостоятельно в будущей профессиональной деятельности защищать коммерческие и имущественные интересы.

В тексте пособия использованы принятые сокращения:

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации;

АПК – Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

ТЕМА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и основные признаки предпринимательской деятельности. Предпринимательские отношения. Субъекты предпринимательства. Основания возникновения права на занятие предпринимательской деятельностью. Сферы, виды и формы предпринимательской деятельности. Имущественная основа предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Права и обязанности предпринимателя. Ответственность предпринимателя.

В настоящее время в России рыночные реформы предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, расширение и укрепление предпринимательской деятельности. Поэтому основными действующими субъектами в экономике страны становятся предприниматели. Переход страны к рынку проходил в тяжелейших условиях, принесших населению нашей страны как моральные, так и материальные потери. Чтобы сдерживать стихию рынка, необходимо государственное регулирование, создание специальной правовой базы, регулирующей отношения в сфере предпринимательства.


За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело ряд изменений. Так, согласно п.1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, к которым относят следующие:

1) самостоятельность;

2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что деятельность уже не является предпринимательской.

Рассмотрим подробнее эти обязательные признаки предпринимательства:

1. Самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в организационной независимости. В отличие от наемного работника, который обязан подчиняться установленному работодателем внутреннему трудовому распорядку, т.е. следовать распоряжениям работодателя, соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха, выполнять нормы труда и т.п., предприниматель в сфере своего хозяйства не имеет над собой никакой другой власти, кроме своей собственной. Он сам себе хозяин, сам решает, что и когда ему делать, какую продукцию производить и каким образом ее реализовать. В этом отношении предприниматель не зависит ни от государственных органов, ни от иных лиц. Никто не вправе диктовать и навязывать ему свою волю, но и содействовать ему никто не обязан. Наемного работника работодатель обязан обеспечить работой, инструментами и т.д., создать надлежащие условия труда. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения. Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательства самостоятельно определяет пути и способы реализации своей продукции. Важное условие коммерческой свободы – свободное ценообразование. Однако в экономике не существует абсолютной свободы производителей. Самостоятельность производителя проявляется в том, что над ним нет инстанции, которая определяет, что делать и в каких количествах. Но предприниматель зависит от рынка, который диктует свои правила.

2. Главной целью предпринимательской деятельности является получение такого дохода, который бы превышал произведенные в связи с осуществлением этой деятельности расходы (издержки производства). В самом общем виде сумма разницы между полученным доходом и издержками производства и составляет прибыль. Причем и прибыль и убыток, рассчитываются за определенный период и от всех продаж в целом. Поэтому убыток от продажи одного товара покрывается прибылью от продажи других товаров, или наоборот. Для квалификации деятельности в качестве предпринимательской необязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена только прибыль, важна цель, направленность воли лица на получение прибыли. Предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса – предпринимательских способностей. Такой труд непрост и предполагает, во-первых, наличие инициативы по соединению вещественных и людских факторов, а во-вторых, принятие неординарных решений по управлению производством и деятельностью. Поэтому предпринимательство – это профессиональная деятельность, направленная на извлечение прибыли. При этом предприниматель берет на себя ответственность за результат своей деятельности.

3. Систематическое получение прибыли – один из важнейших признаков, поэтому единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательством. При этом в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли. Кроме того, предпринимательской считается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, т.е. осуществляемая в виде промысла, в качестве более или мене постоянного источника дохода предпринимателя. Поэтому не считается предпринимательской деятельность, направленная на разовое получение прибыли.

4. Хозяйственный риск – это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя. При этом риск может не только привести к банкротству предпринимателя, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. Это признак, содержащийся в определении предпринимательской деятельности. Он состоит в том, что данная деятельность осуществляется предпринимателем на свой риск. В силу различных обстоятельств, не зависящих от воли предпринимателя, его коммерческие расчеты могут не оправдаться, и он в лучшем случае не получит запланированной прибыли, в худшем – разорится. Бремя таких последствий лежит на самом предпринимателе.

5. Государственная регистрация – юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъект предпринимательства для получения статуса должен быть зарегистрирован (признан государством) в качестве такового. За систематическое извлечение прибыли из своей деятельности без государственной регистрации предусматривается юридическая ответственность. Предпринимательством могут заниматься как граждане, так и организации. В полной мере этим правом пользуются коммерческие организации, но даже они для занятия определенной деятельностью должны получить дополнительное разрешение – лицензию (транспортная, юридическая, медицинская и т.д.). По отдельным видам деятельности устанавливается монополия государства (производство и торговля оружием). Лицо, намеревающееся самостоятельно, на свой риск, осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, должно зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Иначе его деятельность будет считаться незаконной. Но при заключении сделок коммерческого характера отсутствие регистрации не является препятствием для признания их таковыми. К таким сделкам буду применяться нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ст. 23 ГК РФ).

Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (предприниматель-предприниматель) – горизонтальные;

2) некоммерческие отношения (предприниматель – орган управления) – вертикальные.

В основе горизонтальных отношений (имущественных) лежит юридическое равенство сторон. Их права, обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими (например, связанные с образованием предприятия, лицензированием и т.д.) В эту группу отношений включены отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров, работ и услуг, ценообразования и др. Их характерной чертой является обязательность исполнения субъектами предпринимательства управленческих актов, принятых в пределах компетенции такого органа и адресованных указанным субъектам.

Особенностью предпринимательских отношений является их субъектный состав. Субъектом предпринимательства является любое лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется нормами предпринимательского права.

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, которую они выполняют в экономике. Самыми распространенными субъектами являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Кроме того, к субъектам предпринимательства относятся также некоммерческие организации. Хотя их цель – ведение некоммерческой деятельности, но они могут для достижения целей, ради которых создавались, заниматься предпринимательской деятельностью. Субъектами предпринимательства являются и члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции. Есть еще группы иных субъектов предпринимательства:

Филиалы, представительства, иные структуры коммерческих подразделений коммерческих организаций;

Производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица);

Товарные и фондовые биржи;

Инвестиционные фонды;

Негосударственные пенсионные фонды;

Саморегулирующиеся организации и иные объединения предпринимателей;

Органы власти и местного самоуправления.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является одним из основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности, имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Свободное осуществление предпринимательской деятельности – это элемент конституционного принципа экономической свободы.

Каждый гражданин имеет право выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Человек может осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве наемного работника или индивидуального предпринимателя, одновременно быть и индивидуальным предпринимателем и наемным работником или участвовать в деятельности коммерческой организации. Но при этом закон ограничивает в определенных случаях и порядке свободу предпринимательства в целях защиты конституционного строя, нравственности, защиты здоровья и жизни человека, безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей и т.д. К числу таких ограничений относятся:

Наличие у субъекта предпринимательства правосубъектности;

Наличие государственной регистрации субъектов предпринимательства;

Получение специального разрешения (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

Право на занятие предпринимательством включает в себя и свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательства. Среди сфер предпринимательской деятельности различают производство, коммерцию (торговлю) или предоставление услуг. По видам предпринимательская деятельность различается на банковскую, страховую, биржевую, производство определенного вида продукции и др. По формам предпринимательства выделяют индивидуальную и коллективную предпринимательскую деятельность (гражданин может как самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность в индивидуальном порядке, так и путем участия в коммерческой организации).

Право на занятие предпринимательством является составляющей частью правоспособности гражданина: по закону предпринимательством самостоятельно может заниматься только дееспособный гражданин.

Для осуществления предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо наличие определенного имущества , а одним из условий признания организации юридическим лицом является наличие обособленного имущества, находящегося на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.

По юридическим основаниям имущество делят на:

Движимое и недвижимое;

Оборотоспособное, ограниченнооборотоспособное и изъятое из оборота.

По экономическим признакам имущество подразделяется на:

Основные и оборотные средства;

Имущество производственного и непроизводственного назначения;

Материальные и нематериальные активы;

Фонды различного назначения.

Для формирования имущества с целью ведения предпринимательской деятельности предприниматели могут приобретать имущество в собственность или во временное владение и пользование. Имущество приобретается при формировании уставного (складочного) капитала (например, при создании товарищества) и по иным основаниям, предусмотренным законом.

В состав имущества предпринимателя входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права на фирменное наименование, товарные знаки и т.д.). Имущественные права предприятия закрепляются ценными бумагами, которые удостоверяют определенные имущественные права ее владельцев. Особыми видами имущества являются деньги и иностранная валюта.

Правовой статус предпринимателя образует совокупность прав и обязанностей, которые составляют содержание предпринимательских отношений. Право предпринимателя – это выражение в конкретной правовой норме принципа свободы предпринимательства путем закрепления права за конкретным субъектом.

1) право на совершение собственных действий;

2) право требования исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в собственных интересах;

3) возможность защиты предпринимателями своих интересов.

Каждому предпринимателю предоставляются равные возможности ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение, независимо от места регистрации или места жительства. Индивидуальные предприниматели могут выбрать любое место жительства, а учредители коммерческой организации – любое место нахождения создаваемого ими юридического лица. В соответствии с принципом свободы экономической деятельности предприниматель вправе самостоятельно и независимо устанавливать цены на товары и услуги, кроме тех, которые регулируются государством (естественные монополии).

Коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности. Предприниматели вправе иметь на праве собственности имущество, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства и т.д. Каждый предприниматель имеет право свободного доступа к любому рынку того или иного товара. Права предпринимателей могут быть ограничены федеральными законами.

К правам предпринимателей относятся:

Право создавать юридические лица;

Право иметь в собственности имущество, иные имущественные и неимущественные права;

Право совершать не противоречащие закону сделки;

Право участвовать в обязательствах;

Обязанность предпринимателя – это мера ограничения его экономической свободы, условие правомерности поведения предпринимателя и устанавливается посредством правовых требований или правовых запретов.

Обязанности предпринимателя регулируются гражданским правом и являются элементом гражданско-правового отношения. Они устанавливаются по отношению к обществу, к потребителям, к наемным работникам, конкурентам, предпринимателям – другой стороне в сделке.

Обязанности предпринимателя можно разделить на несколько групп, в зависимости от стадий предпринимательской деятельности:

1) подготовка к предпринимательской деятельности. В ходе этой стадии происходит государственная регистрация, предприниматель получает лицензии, допуски, разрешения и т.д. Он проводит подготовку форм и бухгалтерских книг, финансовой и статистической отчетности, становится на налоговый учет. В этой стадии происходит также формирование производственной базы;

2) производство товаров и оказание услуг. В этой стадии в обязанности предпринимателя включаются выполнение законодательства, обязательств по сделкам и прочее;

3) формирование результатов предпринимательской деятельности и распоряжение ими. В этой стадии в обязанности предпринимателя входят:

Уплата налогов в бюджеты различных уровней;

Уплата обязательных платежей во внебюджетные фонды;

Подача налоговых деклараций, налоговых отчетов и бухгалтерских балансов;

Представление статистической информации.

Ответственность предпринимателя устанавливается для того, чтобы стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, нормативов и правил, наказывать предпринимателей за несоблюдение своих обязанностей, предотвращать нарушения, обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Ответственность предпринимателя выражается санкцией, которая применяется к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных обязанностей (уплата штрафа, неустойки, убытков и т.д.) и лишения принадлежащего ему права, что влечет для него негативные последствия. Лишение права выражается в изъятии имущества в доход государства, лишении права собственности на имущество, в ограничении или прекращении правосубъектности предпринимателя. К таким мерам относятся:

· ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности:

Без лицензии;

Запрещенной законом;

Неоднократными или грубыми нарушениями закона;

· реорганизация юридического лица по решению государственных органов или по решению суда;

· приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

· аннулирование лицензии по решению суда (если предприниматель нарушил лицензионные требования, а также если эти нарушения повлекли за собой нарушение прав, законных интересов граждан, ущерб их здоровью;

· применение уголовного наказания в форме лишения прав заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности;

· ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций.

Ответственность наступает только при совокупности юридических фактов, определяющих состав правонарушения, – противоправности (неправомерности) поведения предпринимателя, нарушении публичных интересов, причинной связи между ними, вины нарушителя.

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательское право: предмет и методы правового регулирования. Принципы предпринимательского права. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Виды правовых источников. Гражданское законодательство и его система. Действие гражданского законодательства. Применение гражданского законодательства. Соотношение предпринимательского права с другими отраслями права.

Если трудовые отношения регулируются нормами трудового законодательства, то с предпринимательской деятельностью дело обстоит сложнее. Долгое время в нашем государстве предпринимательская деятельность не только не регулировалась государством, но и прямо запрещалась, занятие ее в УК РСФСР 1960 г. строго наказывалось (например, спекуляция) лишением свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества. Только со второй половины 1980-х годов закон впервые и то в очень ограниченных пределах разрешил гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, основанной на их личном труде, которая получила название индивидуальной трудовой деятельности. В настоящее время государство не только признает право граждан и частных организаций заниматься предпринимательством, в том числе и с привлечением наемного труда, но и поощряет ее.

Предпринимательское право является неотъемлемой составляющей системы права России, так как регулирует отношения, связанные с рыночной экономикой. Особенностью предпринимательского права является то, что оно формируется из норм различных отраслей права – конституционного, гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и т.д.

Предпринимательское право РФ совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

При этом нормы предпринимательского права устанавливают:

Правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отношений;

Основные правила предпринимательства;

Правовую ответственность за несоблюдение установленных правил.

Посредством норм предпринимательского права государство создает благоприятные условия для предпринимательства, развивает рыночные отношения, способствует созданию таких рыночных структур, как биржи, банки, торговые дома и т.д.

Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права.Предметом предпринимательского права , следовательно, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения. Такие отношения образуют хозяйственно-правовые отношения и единый хозяйственно-правовой оборот.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения. К методам предпринимательского права относят методы:

Обязательных предписаний (устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений);

Автономных решений, автономии воли сторон правоотношений (т.е. права и обязанности участников предпринимательской деятельности устанавливаются по взаимной договоренности);

Согласования (субъект предпринимательского права решает возникшие вопросы самостоятельно, а при вступлении в правовое отношение – по согласованию с другим его участником);

Запретов.

Принципы предпринимательского права – это основополагающие начала, которые определяют правовые нормы предпринимательского права. К ним относятся:

1) Принцип свободы предпринимательской деятельности (закреплен в ст. 34 Конституции РФ – «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но свобода предпринимательства может быть ограничена федеральными законами в интересах общества. Свобода предпринимательства ограничивается и лицензированием отдельных видов хозяйственной деятельности.

2) Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Согласно этому принципу законодательством не могут быть установлены какие-либо привилегии или ограничения для субъектов предпринимательства. Всем субъектам обеспечивается одинаковая защита их прав.

3) Принцип единого экономического пространства. Данный принцип устанавливает закрепление в Конституции «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории РФ. В соответствии с этим принципом на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов или иных препятствий для свободного перемещения указанных объектов.

4) Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соблюдение этого принципа необходимо для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

5) Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно осуществляется различными формами и методами, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития и другими факторами.

6) Принцип законности. В соответствии с данным принципом предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а государство должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов власти, которые регулируют предпринимательство.

Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе и на землю и другие природные богатства, Конституция определяет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности.

Особое значение в современной России приобретает правовое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется путем применения разнообразных правовых источников.

Правовым источником называется способ закрепления правовых норм. Правовые источники предпринимательского права фиксируют юридические правила, которые регулируют отношения между предпринимателями. В РФ действуют следующие правовые источники предпринимательского права:

1. Основной источник – Конституция РФ, которая обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории нашего государства. Все законы и подзаконные акты не должны противоречить ей. Конституция РФ закрепляет конституционные основы предпринимательства, конституционные ограничения. Предпринимательское право отнесено к ведению РФ и обеспечивает единое правовое регулирование предпринимательской деятельности на всей территории РФ.

2. Одним из источников является ГК РФ, который регулирует не только гражданские правоотношения, но и предпринимательские. В ГК раскрываются понятие предпринимательства, организационно-правовые формы его осуществления, понятие правового режима имущества предпринимателей, понятие договоров.

3. Значительное место среди источников предпринимательского права занимают федеральные законы о предпринимательской деятельности. Они классифицируются на законы:

Регулирующие общее состояние определенного вида рынка;

Устанавливающие правовое положение субъекта предпринимательства;

Регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;

Устанавливающие правовое положение отдельных субъектов рынка;

Устанавливающие требования к предпринимательской деятельности.

4. Большую роль в регулировании предпринимательства играют подзаконные акты, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это Указы Президента, Постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

5. При регулировании предпринимательских правоотношений продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР.

6. В ряде случаев наряду с федеральными источниками права могут действовать и акты субъектов РФ.

7. Правовые акты в сфере предпринимательства могут издавать и органы местного самоуправления (в сфере регулирования права собственности на принадлежащее им имущественный фонд).

8. Большую роль играют и локальные акты, которые создают сами субъекты предпринимательства (Устав, положение, учредительный договор и т.д.), ими может устанавливаться режим коммерческой тайны.

9. Источниками предпринимательского права также являются обычаи делового оборота. В ст. 5 ГК РФ говорится, что это «сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством при его пробелах, но не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по применению идут после нормативно-правовых актов и договоров.

10. Составной частью правовых источников предпринимательского права являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные двусторонние и многосторонние договоры РФ.

Основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданское право закрепляет правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулирует отношения собственности и договорные отношения.

Гражданское право регулирует предпринимательскую деятельность по следующим направлениям:

Определяет организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (существует две такие формы – предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и предпринимательство с образованием юридического лица);

Регулирует порядок создания и прекращения юридических лиц, устанавливает процедуру банкротства предпринимателей;

Регулирует «внутренние» отношения в коммерческих организациях, т.е. отношения между участниками организации, а также между участниками и самой организацией (корпоративное право);

Охраняет средства индивидуализирующие участников предпринимательской деятельности, их товары, работы, услуги, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.;

Регулирование и охрана отношений собственности и производных от нее отношений (вещное право);

Регулирует и охраняет договорные отношения, в которые вступают предприниматели при осуществлении своей деятельности (договорное право);

Устанавливает основания, формы и размер имущественной ответственности предпринимателей за гражданские деликты, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Нормы гражданского законодательства сосредоточены в ГК РФ, который имеет приоритет среди нормативных актов, регулирующих гражданские отношения. Кроме этого, к нормам гражданского законодательства относятся федеральные законы (ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права. Кроме нормативных источников в данной сфере общественных отношений применяются обычаи делового оборота, т.е.сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, но признаваемые государством. Обычаи делового оборота применяются в таких сферах, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Под системой гражданского законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы гражданского права.

Взависимости от юридической силы все акты, входящие в систему гражданского законодательства, подразделяются на:

а) акты, обладающие высшей юридической силой, - законы;

б) акты, имеющие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

в) подзаконные акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти, - акты федеральных министерств и ведомств.

Акты, относящиеся к системе гражданского законодательства, классифицируются также на основе других критериев, в частности в зависимости от объема и характера содержащихся в них гражданско-правовых норм. На основе данного критерия выделяются акты, имеющие сугубо гражданско-правовой характер, к таким относится, например, Гражданский кодекс РФ, и комплексные нормативно-правовые акты, содержащие в себе наряду с нормами гражданского права также нормы других отраслей права. Примером подобного рода актов может служить Жилищный кодекс РФ, в котором содержатся как нормы гражданского права, так и нормы административного права.

Предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.
Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому Примером этого может послужить тот факт, что любая может быть заключена только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

Во-первых, касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на осуществлять на свой страх и деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.