Формы, методы финансового контроля. Виды, формы, методы финансового контроля По форме проведения различают финансовый контроль

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Лекция №6. Финансовый контроль и его роль в распределении и эффективном использовании денежных средств

Цель: рассмотретьсущность и назначение финансового контроля; ознакомиться с методами и формами финансового контроля; изучить особенности предварительного, текущего и последующего финансового контроля; рассмотреть организацию общегосударственного контроля; изучить порядок осуществления финансового контроля в Донецкой Народной Республике.

План

2. Виды, формы и методы финансового контроля.

3. Организация финансового контроля в ДНР.

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовый отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Именно финансовый контроль обеспечивает обратную связь между поставленной целью и задачами финансовой политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате финансового контроля данные являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых финансовых планов и прогнозов перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.

Итак, конечной целью финансового контроля является содействие формированию и успешной реализации научно-обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма всех субъектов финансовых отношений, а также рациональному использованию финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.

В основе осуществления финансового контроля лежат такие принципы:

ü объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);

ü постоянство (проводится с определенной периодичностью);

ü всеобъемлющий характер (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

ü результативность (по его результатам принимаются определенные меры);

ü гласность (результаты публикуются для широкой общественности);

ü превентивность (упреждающий характер финансового контроля);

ü независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).

Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль со стороны государства за процессом образования и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Его задачами являются:

ü обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств;

ü соблюдение соответствия действующих форм и методов финансовых отношений объективно необходимым;

ü выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффективного их использования.

Объект финансового контроля на макроуровне - государственные финансы.

Субъекты финансового контроля на макроуровне - высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачами являются:

ü обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;

ü выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

ü содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.

Незаконность действий отдельных субъектов хозяйствования ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение финансового законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Объект финансового контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты финансового контроля на микроуровне –экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.


Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль предусматривает различные его виды, формы и методы.

Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.

Формы – отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.

Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.

Исходя из этого, классификация финансовый контроль будет выглядеть следующим образом (рис 6.1).

3.2.1. Ревизия

Рис.6.1.Классификация финансового контроля

1. В зависимости от вида финансового контроля:

1.1. Внутренний контроль – осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством, отделом внутреннего аудита.

1.2 Внешний контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия финансовой деятельности действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:

1.2.1. Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.

Делится на:

1.2.1.1. Общегосударственный контроль – проводится относительно любого субъекта хозяйствования независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: на сегодня это Администрация Главы ДНР, Совет Министров ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, ЦРБ, Фонд государственного имущества ДНР, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль : налоговая служба ДНР, таможенная служба ДНР, Контрольно-ревизионное Управление, департамент казначейства, Пенсионный Фонд ДНР, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ДНР, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР и др.

1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений.

1.2.3. Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзы); СМИ.

При административно-командной системе этот вид контроля был самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел.). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.

1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль – независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности финансовой деятельности, целесообразности отдельных финансовых операций, реальности и полноты отражения финансовой информации в финансовом учете и отчетности. Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный – предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ценными бумагами: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторские проверки могут также проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Например, сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собственные имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством субъекта хозяйствования, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.

2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы финансового контроля:

2.1. Предварительныйконтроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе финансовых операций, т.е. в процессе движения денежных потоков. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

2.3. Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации финансовой политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

3. В зависимости от используемых методов (приемов):

3.1. Натуральные , когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ и их свойства (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ).

3.2. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).

Документы в свою очередь изучаются хронологическим или систематизированным методом.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все финансово-хозяйственные операции.

Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.

3.2.1. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Это также способ документарного вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, подтверждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

3.2.2. Проверка – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

3.2.3. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

3.2.4. Обследование – ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее позитивные и негативные стороны. Характерным для обследования является сопоставление финансового состояния дел с нормативным.

Кроме того, следует различать финансовый контроль:

В зависимости от места проведения:

Непосредственно на месте;

Дистанционный.

По целевой направленности контрольных действий:

Стратегический;

Тактический.

Необходимым условием обеспечения эффективности финансового контроля является оптимальность и системность действий контролирующих органов. Другими словами, финансовый контроль не может быть эффективным, если он не охватывает всех сфер обращения финансовых ресурсов.

Наряду с закреплением правовых рамок деятельности контролирующих органов необходимы и строгие профессиональные параметры, обязательные для тех, кого проверяют и тех, кто проверяет. В развитых странах профессиональные требования к контролю фиксируются в стандартах, разрабатываемых компетентными органами и специалистами в рамках действующего законодательства.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Основные виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды :

1. По отношению к ветвям государственной власти : контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти 1 .

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии - это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий). В США таким органом является Административно-бюджетное управление конгресса, назначение которого - снабжать Конгресс информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии 2 . Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

В большинстве стран параллельно с органами парламентского контроля действуют также правительственные контрольно-ревизионные органы 3 . В США таким органом является административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы н федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии - это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделяют : федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ - Счетная палата РФ, федеральные службы Министерства финансов РФ и др.; в Германии (ФРГ) - Федеральная счетная палата; во Франции - Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и
областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ - счетные палаты федеральных чемель; во Франции - региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции 4 выделяют: органы общей компетенции - осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудит) представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение . Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений: о финансовом положенииорганизации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влекут за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике термин «аудит» применяется более широко. Такая трактовка предполагает наличие «финансового аудита» и «аудита эффективности». Финансовый аудит в свою очередь включает: «аудит отчетности» и «аудит соответствия». Аудит отчетности предполагает проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, а аудит соответствия - проверку совершенных финансово-хозяйственных операций установленным нормативным актам. Аудит эффективности (аудит эффективности использования государственных средств) представляет собой разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого для определения эффективности использования государственных средств.

Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности органов государственной власти, распорядителей и получателей бюджетных средств в целях определения эффективности использования государственных средств, полученных для выполнения ими возложенных на них функций и поставленных задач.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль , под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль , являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль можно рассматривать либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 6.2).

Таблица 6.2 Основные формы финансового контроля


В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о (бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления бюджетных смет. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов исполнительной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой внутреннего контроля.

При проведении финансового контроля используют определенные методы , к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц 5 . Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся и деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

1 При рассмотрении видов государственного финансового контроля используются термины, применяемые в законодательстве как России, так и ряда других стран.
2 Конституция Российской Федерации / / Российская газета. - 1993. -
№ 237.
3 См.: Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С.О., Жуков В. А. Госуда
рственный финансовый контроль. - СПб.: Питер, 2004. - С. 271-289.
4 См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. - С. 87-88.
5 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. — С. 821.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления .

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на :

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля : исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции : формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств; обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Финансово-кредитных органов (банковский контроль) . Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной д-тью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько способов банковского контроля . Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной д-ти. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия ТМЦ. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика. Важнейшим звеном в банковской системе является ЦБ РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской д-ти.

Общественный ;

Независимый (аудиторский) . Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля :

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические . Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные . При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Понятие и значение, виды финансового контроля

Тема 4. Финансовый контроль. Финансово-правовая ответственность

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Значение финансового контроля

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансового правонарушения, а также регулировать финансовые риски. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.


Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

Наблюдение;

Проверку;

Обследование;

Ревизию.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только в аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия , которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

Проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

Проводить частные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые;

Привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

Получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. Под фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию какой либо сферы финансовой деятельности.

Формы финансового контроля принято классифицировать по следующим критериям :

  • регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
  • время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  • субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  • объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.

Различают следующие методы финансового контроля:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансового контроля;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, за целевым использованием бюджетных средств, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций, осуществляемым независимыми аудиторами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения положительных экономических результатов в работе.

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономического и неэффективного расходования государственных средств.

Текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив контроля.

Надзор производится контролируемыми органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны Национального банка за деятельностью коммерческих банков и за страховыми компаниями и фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

  • полные и частичные;
  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые.

Кроме финансового контроля существует ряд специализированных органов контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например, налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при рыночных условиях экономики стало необходимым придание органам налоговой службы особого статуса. Главная задача налоговиков -обеспечение строгого контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банке, иначе наложить арест. Налоговики имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности государства и укрепления государственной дисциплины в области финансовой дисциплины, созданы органы финансовой полиции , ее территориальные подразделения, выполняющие следующие задачи :

  • выявление, предупреждение и пресечение финансовых преступлений и правонарушений;
  • защиту сотрудников налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в государственных органах и службах налоговых органов и других юридических и физических лиц.