Основные характеристики совместной деятельности. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними Совместная деятельность в социальной психологии
В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.
Словарь финансовых терминов .
Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология
совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
См. Договор простого товарищества … Юридический словарь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия
- (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права
Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
- Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…
Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.
Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.
В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно но содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.
Она включает:
- 1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
- 2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности – это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
- 3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.
- 4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности – это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.
Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.
Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.
К основным признакам совместной деятельности относятся:
- различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;
- побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
- разделение деятельности на функционально-связанные
составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;
- интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
- согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
- наличие управления;
- единый конечный результат;
- единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.
Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки – необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).
1. Понятие совместной деятельности
Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.
Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.
С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;
2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,
3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;
4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;
5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.
Живым существам от природы свойственная активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые побуждают их к соответствующим реакциям, действиям...
История становления инноватики. Инновация как деятельность
Инновация - есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, групп, общества...
Коллективные системы организации и стимулирования труда
Коллективной (совместной) называют форму организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия...
Организационная деятельность на предприятии
Организация предполагает планомерные и продуманные действия (со стороны субъекта) по безусловному исполнению намеченных мероприятий (со стороны объекта). В качестве субъекта может выступать коллективный орган и работник...
Организационные структуры управления субъектов предпринимательской деятельности современной России
Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления. Необходимость уточнения понятия "организационная структура управления" обусловлена тем...
Понятие харизматической личности в управленческой деятельности
Термин «управление», в теории менеджмента, обозначает «совокупность скоординированных мероприятий (действий), направленных на достижение поставленных целей» ...
Психологические особенности личности
психологический характер темперамент Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость -- оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций...
Развитие инновационной деятельности на ОАО "Композит"
Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке...
Совершенствование предпринимательской деятельности на основе разработки бизнес-плана предприятия на примере ООО "Позитив Плюс"
В теории предпринимательства имеются различные подходы как при установлении признаков, позволяющих классифицировать предпринимательство, так и при определении качественных и количественных характеристик этих признаков...
Современные модели кадрового менеджмента в РФ
Развитие форм коллективно-творческой деятельности неразрывно связано с историческим преобразованием её начальных форм целевого объединения коллективной деятельности: коллективно - последовательной...
Признаки - отличительные особенности...
Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому
Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны: а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) - стремление к основной цели; б) мотивированность - активное, заинтересованное...
Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому
Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности...
Управление в организации
Руководство совместной деятельностью людей заключается во взаимосвязи, единоначалия, так и в самоуправлении группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы...
Управление персоналом в системе современного менеджмента
Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной...
РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ АНАЛИЗА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. И. ДОНЦОВ, Е. М. ДУБОВСКАЯ, И. М. УЛАНОВСКАЯ
При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием "совместная деятельность ". Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.
СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания.
В значительной части работ специфика субъекта совместной деятельности вообще не рассматривается. Отказываясь от "гласного " обсуждения проблемы субъекта совместной деятельности, авторы тем не менее не могут полностью ее избежать, поскольку любое исследование деятельности предполагает ответ на вопрос "Кто действует? ".
Из логики экспериментальных работ вытекают два возможных толкования сущности субъекта совместной деятельности.
1. Субъектом совместной деятельности является индивид.
В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместноиндивидуальной модели совместной деятельности (Л. И. Уманский), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н. П. Щербо) или обозначают термином "совместная деятельность " ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Н. Н. Обозов).
Теоретической базой для такого понимания субъекта совместной деятельности является положение Е. В. Шороховой, согласно которому "нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях " .
Необходимо отметить, что при таком подходе использование термина "совместная деятельность " представляется непродуктивным, так как изучаемые им феномены вполне могут быть описаны в терминах индивидуальной деятельности.
Подобный взгляд на субъекта совместной деятельности характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельности рассматриваются как два полюса одного континуума, а потому, например, работа учащегося в присутствии взрослого уже рассматривается как определенная степень совместности. Дж. Сильверман и И. Джерингер полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы "поглощает " деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.
Сходная интерпретация представлена в исследованиях конкурентной модели совместной деятельности. Так как сама деятельность в этой ситуации организуется таким образом, что достижение результата одним участником предполагает его недостижение другими, то очевидно, что по своей сути такая деятельность является индивидуальной, а ее субъектом является каждый отдельный участник. Как справедливо отмечают представители такого подхода, истинным объектом изучения здесь является не совместность, а особенности индивидуального поведения в условиях дефицита средств достижения цели.
2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л. И. Уманского) одну "общую " задачу на "одном пространстве в одно и то же время " .
Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участникам предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов). Однако очевидно, что сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения. И описанные в литературе попытки обеспечить "общность " задачи соответствующей инструкцией, типа "Решите сообщаЕ " или требованием получить "общее решение ", вряд ли могут расцениваться как достаточные для обеспечения совместности решения. Нам представляется, что даже в тех экспериментальных ситуациях, когда группы составлялись из членов реально существующих общностей, факт существования группы как субъекта деятельности не может констатироваться априорно,
а должен представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов.
Абсолютное большинство исследователей, в целом признавая и даже принимая за исходное описанное выше представление о субъекте совместной деятельности, считают, что указанные в нем признаки являются необходимыми, но не достаточными. Поэтому кроме временнопространственного соприсутствия и наличия "общей " задачи разными авторами предлагаются различные дополнительные условия, способствующие, по их мнению, превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Такими условиями могут являться:
1) специфические особенности самого материала, который используется в "общей " задаче;
2) индивидуальные особенности участников;
3) социальнопсихологические характеристики группы;
4) разделение функций, ролей, действий и операций.
Большая группа работ подходит к проблеме субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и реального содержания самой деятельности.
Попытка выделить в самой психологической структуре совместной деятельности образования, качественно характеризующие ее субъекта, а также механизмы, приводящие к их формированию, представлена в работе Р. Л. Кричевского . В его исследовании важной характеристикой субъекта совместной деятельности является направленность взаимодействия в группе, определяемая, по мнению автора, мотивом их деятельности.
В работе М. Г. Ярошевского для характеристики субъекта совместной деятельности привлекается анализ предмета, на который направлена его деятельность. Предполагается, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием ее предметных характеристик: социальной заданности и значимости, а также конкретного ее содержания.
По мнению А. И. Донцова, ни сама группа в качестве субъекта деятельности, ни формы и способы ее активности не могут быть как таковые определены вне отношения к предмету совместной деятельности. Результаты исследования показывают, что "именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социальнопсихологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности " .
В работах В. В. Рубцова субъект совместной деятельности определяется через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности.
Работа А. Л. Журавлева является одной из немногих, где развернуто изложена теоретическая позиция по данному вопросу. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности автор выделяет "целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта " . Таким образом, в основу определения субъекта положены структурные компоненты и отдельные признаки самой деятельности, причем субъект выступает не как интеграция или результат влияния указанных выше характеристик, а как простая
сумма рядоположенных свойств деятельности.
При всей многочисленности и внешнем многообразии конкретных экспериментальных исследований и подходов к решению вопроса о субъекте совместной деятельности их отличают следующие общие черты.
1. Для большинства работ характерно представление, что совместность деятельности обеспечивается определенным сочетанием внешних условий, спецификой задачи, инструкцией, подбором участников по индивидуальным особенностям и межличностным отношениям и т. д. Поэтому вопрос о критериях выделения субъекта совместной деятельности вообще не ставится как особая проблема. В связи с этим понятно и полное отсутствие интереса к вопросам о том, принимается ли участниками заданная внешне деятельность в качестве совместной; как на основе такого принятия формируется субъект собственно совместной деятельности; тождественны ли субъекты групповой и совместной деятельности и т. д.
2. Поскольку совместная деятельность задается через внешние условия, а сумма выполняющих эту деятельность индивидов рассматривается в качестве ее совокупного субъекта, то все их индивидуальные и личностные особенности, способы взаимодействия и общения интерпретируются как характеристики субъекта совместной деятельности.
3. Так как многие исследователи в той или иной степени чувствуют трудности, вытекающие из столь широкой интерпретации совместной деятельности, то наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного индивида наблюдаются попытки выделить так сказать хорошую совместную деятельность или собственно совместную деятельность и соответственно те характеристики, которые отличают успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.
СТРУКТУРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подход к решению вопросов структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности в значительной степени определяется позицией автора по проблеме соотношения деятельности и общения. Не имея возможности обсуждать здесь теоретические основы этого противопоставления, остановимся на конкретных вариантах его решения.
I. Совместная деятельность относится к отдельным актам общения , а следовательно, ее структура и процессуальные характеристики могут быть определены по таким косвенным признакам, как, например, циклы общения. Цикл начинается с выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, и завершается согласованием индивидуальных решений. Последовательность циклов весьма лабильна и направляется самим ходом выполняемой совместной деятельности. При такой интерпретации деятельность редуцируется к общению, которое, в свою очередь, описывается в терминах совместной деятельности. На экспериментальном уровне ситуация упрощается: объединение индивидов в группу для решения какойлибо задачи автоматически приводит к интерпретации всех дальнейших результатов как получаемых "совокупным субъектом деятельности ". Дж. Рассел , например, интерпретирует совместную деятельность просто как процесс обмена информацией между участниками.
Итак, в целом ряде работ общение рассматривается в качестве фактора, порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности.
II. Структура совместной деятельности определяется через структуру и формы взаимодействия ее участников.
Анализируя работы, реализующие данную точку зрения, следует иметь в виду, что использование термина "взаимодействие " не гарантирует общности понимания структуры совместной деятельности, так как у одной части авторов взаимодействие определяется и оценивается через показатели общения, у другой - является элементарным актом в структуре совместной деятельности, а у третьей - вообще не входит в структуру совместной деятельности, осуществляясь в ситуации совместной деятельности по поводу нее.
Так, Я. Яноушек делает акцент на выделении особенностей качественного взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. Такими особенностями, по его мнению, являются выраженность взаимодействия и его содержательность, оцениваемые на основании количественного и качественного анализа реплик членов группы. "Вербальное взаимодействие " выступило предметом анализа у А. В. Беляевой . Е. В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику "коммуникативного взаимодействия ". Н. М. Полуэктова и Б. В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности.
В. Я. Ляудис считает уточнение содержания категорий учебного взаимодействия и совместной деятельности одной из центральных задач своей работы. При этом место и функции взаимодействия определяются пониманием совместной деятельности: "Совместной деятельностью мы называем акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между учителем и учениками и между самими учащимися в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения " . При этом взаимодействие включается в процесс совместной деятельности как ее элементарная единица; выступает в качестве одной из целей совместной деятельности; нормы взаимодействия рассматриваются как предмет совместной деятельности, а формы взаимодействия - как ее средства.
С. Казден и Е. Форман выделили семь типов взаимодействия, характеризующих совместные формы решения задач .
А. С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э. И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения.
Из перечисленных работ видно, что, несмотря на неоднозначность трактовки сущности взаимодействия и его места в структуре совместной деятельности, ему придается особое значение. Так, А. Л. Журавлев прямо указывает на взаимодействие как на "существенную особенность структуры совместной деятельности, ее основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью " . Определяя взаимодействие как "систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых ", он отмечает, что
"структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками " [там же].
III. Взаимосвязанность понимается как характеристика структуры совместной деятельности.
Если А. Л. Журавлев рассматривает взаимосвязанность в качестве одного из признаков совместной деятельности , то Н. Н. Обозов выбирает ее в качестве основной и исходной характеристики совместной деятельности. Поэтому в его классификации типу взаимосвязанности (изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность по типу "молчаливого соприсутствия ", по типу "влияния и взаимовлияния ", активная взаимосвязанность, коллективистская взаимосвязанность) ставится в соответствие вид совместной деятельности .
IV. Структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации.
Этот подход развернуто представлен в работе Р. Славина . Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, поразному оценивая их роль и место в формировании совместности.
Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.
При анализе зарубежных работ по проблемам кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социальнопсихологическое.
В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность .
V. Процесс совместной деятельности понимается как взаимодействие функциональноролевых позиций участников.
При анализе исследовательских позиций по проблеме определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной из принципиальных характеристик и отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в
очень незначительном числе работ предпринимается попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функциональноролевых позиций в достижении группового результата; их авторами установлено, что:
четкая дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач;
формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;
стихийность и заданность ролевого распределения участников поразному влияют на протекание решения групповой задачи;
ролевые показатели позволяют проанализировать содержательное и функциональное взаимодействие участников групповой работы;
эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе функционирования группы.
Хотя ряд примеров такого рода реализации функциональноролевого подхода в эмпирических исследованиях процесса совместной деятельности можно продолжить, нам представляется, что уже приведенные примеры являются достаточным доказательством того положения, что само по себе выделение функций и ролей и закрепление их за отдельными участниками совместной деятельности не позволяет ни приблизиться к решению проблемы структуры и процессуальных доминант совместной деятельности, ни вскрыть те факторы, которые и определяют реальное психологическое содержание и соответственно характер протекания деятельности для самих ее участников.
VI. Процесс совместной деятельности состоит в координации действий и операций участников.
Наиболее развернуто этот подход представлен в работах В. В. Рубцова. Он выделяет следующие составляющие процесса организации совместного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности . Важной особенностью исследований В. В. Рубцова и его коллег является интерес к самому процессу совместной деятельности, его становлению и тем объективным факторам, которые определяют качество его протекания.
Анализ работ, посвященных исследованию структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности, позволяет сделать следующие выводы.
1. Структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов.
2. Одна из главных причин "нестыковки " многих исследований совместной деятельности состоит в том, что их выводы и результаты относятся к разным по уровню обобщенности видам деятельности: закономерности совместной деятельности изучаются как на примере социально значимых видов деятельности (производственная), так и на примере группового решения задач, хотя последнее вряд ли резонно рассматривать как самостоятельную деятельность.
при анализе совместной деятельности. При этом, однако, не обсуждается ни собственно психологическое содержание каждой из них, ни их место в структуре совместной деятельности.
4. Во многих работах факт единичного взаимодействия уже считается достаточным для заключения о том, что деятельность является совместной. В качестве же показателей взаимодействия зачастую используются акты вербального и невербального общения.
5. Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально - с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.
КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отличие от всех других рассмотренных признаков и критериев совместной деятельности критерий результативности вводится практически обязательно как в построение экспериментов, так и в теоретические модели совместной деятельности.
I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.
Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исследователей в качестве продукта совместной деятельности рассматривают сам факт решения задачи ( и др.).
Многие авторы, не ограничиваясь констатацией самого факта решения, ищут количественные характеристики и качественные особенности продукта совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Таковыми могут выступать: оригинальность решения, количество предложенных решений, количество задач, решенных в ограниченный интервал времени, и т. д. Независимо от того, какие критерии выбираются тем или иным исследователем для оценки результата или продукта совместной деятельности, ими в принципе воспроизводится одна и та же схема эксперимента: выбираются некоторые переменные, детерминирующие, по мнению автора, результат совместной деятельности, и оценивается их влияние на количественные и качественные особенности продукта. Такими переменными могут выступать особенности группы как субъекта деятельности, индивидуальные характеристики участников группового решения, параметры самой задачи.
Аналогичные характеристики кладутся в основу оценки результата и при организации продуктивных видов совместной деятельности (, и др.).
II. Результат совместной деятельности -развитие группы.
Этот критерий наиболее широко представлен в социальнопсихологических исследованиях совместной деятельности.
Так, подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных отношений в группе, на формирование отношений взаимной зависимости, что приводит к воздействию на процесс коллективообразования . Показано, что динамика содержательных и структурных компонентов межличностного восприятия в группе обусловлена содержанием и формой организации совместной деятельности . В качестве основного результата
совместной деятельности рассматривается целый ряд социальнопсихологических явлений. Так, выявлена зависимость межличностного познания от особенностей деятельности людей, посредством которых они были включены в совместную деятельность . Подробно рассмотрена обратная зависимость эффективности самой совместной деятельности от уровня развития группы .
Ш. Результат совместной деятельности - индивидуальное развитие.
Особенно широко эта позиция представлена в работах, выполненных в русле возрастной и педагогической психологии. В них намечены два основных критерия, по которым оценивается влияние совместных форм обучения на развитие детей: совместная деятельность анализируется, вопервых, как фактор личностного развития ее участников, а вовторых, как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие.
Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В. Я. Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников "является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения " .
В логике Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского основным эффектом совместной деятельности выступает социальнопсихологическая готовность ребенка, которая включает в себя "такие мотивационные, когнитивные и операциональноповеденческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах " .
Исследования, направленные на выявление влияния совместной деятельности на интеллектуальное развитие, строятся по следующей схеме. В протесте выявляется исходный уровень интеллектуального развития каждого члена группы. Сам эксперимент включает групповую работу по решению задач. Посттест оценивает индивидуальные изменения в интеллектуальных операциях участников совместной экспериментальной работы. В контрольной группе дети проходят только индивидуальное тестирование через тот же интервал времени, что и в экспериментальной группе. Такая схема исследования позволяет: а) сравнить эффективность совместной деятельности и индивидуальной; б) оценить сдвиги в интеллектуальном развитии детей, которые авторы связывают с участием в совместной деятельности.
Важной особенностью работ, использующих критерий индивидуального развития как результата совместной деятельности (это делается и при оценке процессов групповой динамики в совместной деятельности), является несовпадение непосредственной цели предлагаемой группе деятельности и того "побочного " результата, который заложен в эксперименте как исследовательская цель. А само достижение непосредственной цели совместной деятельности детей рассматривается в рамках теоретической модели, реализованной в этих исследованиях, как средство достижения ожидаемого "побочного " результата - интеллектуального или личностного индивидуального развития ребенка.
Приведенный анализ свидетельствует о том, что из всех критериев совместности деятельности результат представлен наиболее явно и развернуто, а во многих работах выступает в качестве единственного критерия совместной деятельности. Это и понятно: ведь мотивационноцелевой компонент является стержневым для психологической характеристики деятельности, в том числе совместной. А значит, именно он лежит в основе всех других деятельностных
феноменов. Однако возникает закономерный вопрос: насколько то, что задается группе извне как цель совместной деятельности, действительно принимается группой в качестве таковой? Иными словами, речь идет о соотношении целей, задаваемых группе исследователем, целей собственно групповых и целей отдельных ее членов. Без ответа на этот вопрос представляется неправомерным рассмотрение полученных в исследовании результатов как результатов совместной деятельности, характеристик процесса деятельности как особенностей совместной деятельности, и, наконец, субъекта деятельности как совокупного субъекта. Таким образом, анализ процесса принятия группой общей цели, ее развития в ходе самой совместной деятельности и поиск объективных критериев этого процесса являются важнейшей исследовательской задачей.
Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:
1) разделение понятий "групповая " и "совместная " деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;
2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;
3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;
4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;
5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности - предметного, личностного и социальнопсихологического - и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.
Именно эти положения легли в основу эмпирического исследования, проводимого в настоящее время авторами.
1. Андреева Г. М. Значение идей Л. С. Выготского для марксистской социальной психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. С. 54 - 65.
2. Беляева А. В.. Короткое В. Л., Тарабрина Н. В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192 - 206.
3. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 102 - 107.
4. Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 25 - 34.
5. Донцов A. M., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 - 49.
6. Дубовская Е. М., Улановская И. М. Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издво МГУ, 1987. С. 130 - 140.
7. Дульчевская А. П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразования // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 111 - 115.
8. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социальнопсихологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 38 - 44.
9. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18.
10. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. С. 3 - 22.
11. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 - 73.
12. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 63 - 70.
13. Немов Р. С. Социальнопсихологические основы эффективности групповой деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1982.
14. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 24 - 44.
15. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. С. 273 - 285.
16. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 79 - 91.
17. Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 76 - 81.
18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
19. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.
20. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социальнопсихологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 - 71.
21. Хащенко Т. Г. Индивидуальнопсихологические особенности партнеров в процессе совместного решения задач // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 141 - 144.
22. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 285 - 299.
23. Чернышев А. С. Социальнопсихологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. канд. дис. М., 1980.
24. Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
25. Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопр. лсихол. 1984. № 2. С. 107 - 112.
26. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психол. 1982. № 6. С. 57 - 65.
27. Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73.
28. Bridgeman D. Enhance roletaking through cooperation: Interdependence. A field study, 1981.
29. Cazden С., Forma E. Exploiting the intellectual value of peer interactions. Chicago, 1980.
30. Cook H., Stingle S. Cooperative behavior in children // Psychol. Bull. 1974. V. 81. N 12. Р. 918 - 933.
31. Doise W. La structuration cognitive d"adultes et enfants // Rev. de Psichologie et de Sciences de la Education. 1973. N 8.
32. PerretClermont A. N. Social interaction and cognitive development in children. L., 1980.
33. Russel J. Diadic interaction in a logical reasoning problem requiring inclusion ability // Child Devel. 1981. V. 52. N 4. Р. 1322 - 1325.
34. Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget"s equilibration model // Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.
35. Slavin R. When does cooperative learning increase student achievement? // Psychol. Bull. 1983. V. 94. N 3. Р. 429 - 446.
Поступила в редакцию 4.II 1997 г.
источник неизвестен
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
1 -1
Под признаками совместной деятельности (СД) обычно понимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:
единой цели для участников, включенных в деятельность;
общей мотивации;
объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;
разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (те\та, интенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;
управления - важнейшего признака и атрибута СД;
единого конечного результата (совокупного продукта);
единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.
Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест 1 ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06- щая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.
А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.
Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельно- стями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).
В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:
а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;
б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию;
в) уклонение от взаимоД|йствия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
Исследователи звд&ляют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.
1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого_и обидах целей СД.
Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.
4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым.
Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированное™), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.
Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.
Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.
Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью следующих параметров: плотность функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровень функциональной взаимосвязанности; отношение числа совместно выполняемых функций к общему их числу; тип целостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами коллектива. Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.
Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий и противоречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.
Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно, в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).
Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая Способность достигать позитивного итога.
Модель регуляции совместной деятельности. Концептуальный анализ полевых наблюдений и результатов экспериментов позволяет построить относительно гипотетическую модель регуляции совместной деятельности. Как видим, центральным блоком в этой системе является блок "Условия деятельности и взаимодействия". Разграничение таких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юнощеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое- либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других". В совместной деятельности можно выделить два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.
Это мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные связи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной связи, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка):
а) направленных на отношения, т.е. взаимодействия;
б) направленных на действия и деятельность.
Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, мы выяснили принцип разграничения таких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие".
Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.
1. Одним из важнейший факторов, определяющих эффективность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
Время совместной работы любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.
При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности; время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания - это не только условие проверки прочности отношений, но и, что еще более важно, - фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по этому поводу: "При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга".
Количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов писал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.
Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; б) верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.
Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. В официальной организации принцип взаимосвязанности не зависит от желания людей. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими участниками общения.
Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.
Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:
1й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект";
2й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном.случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного сотрудничества. ..".
Функциональную структуру группы можно дифференцировать на: первичную (заданная условиями, а также формальными признаками организации); вторичную (распределение ролевых функций в процессе решения задач, например в зависимости от коммуникативных качеств участников). Любая групповая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы, как отношения между двумя людьми. Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. "Сплоченность группы" и "эффективность лидерства" - это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы.
Для нас также является интересным тот факт, что многие группы являются изолированными от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Мера автономности группы может выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний объект (например, любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к индивидуальной изоляции.
Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.
В деятельности любого человека или группы людей выделяют мотив. Как побуждение - это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание одного может не согласовываться с притязаниями другого.
Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целям различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы, коллектива определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.
8. Разнообразной по структуре является система дополнительных факторов.
Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):
первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей);
второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важным является близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половый различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.
Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:
1-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей. Однако его регулирующая функция может мало осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся;
2-й уровень однородности-разнородности группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй уровень подразделяется на два подуровня:
первичный (или исходный). Этот подуровень - есть исходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз- личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров и регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуровень преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня неоднородности, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвует в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности -разнородности.
Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:
а) внегрупповые (физические и социальные);
б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
в) внеличностные (однородность-разнородность по индивиду ально-психологическим параметрам);
г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения). "
Фактором, связывающим все перечисленные системы, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.