Как создать бренд одежды, организовать производство и систему продаж? Как запустить бренд детской одежды Создать торговую марку.

Резкое падение покупательской способности населения в 2014 году привело россиян к необходимости пересмотра приоритетов – во главу угла становится конечная стоимость товара, которая, при должном качестве продукции, должна быть максимально низкой. Люди начинают совершать покупки более вдумчиво, объективно оценивать соотношение цена/качество разных товаров внутри товарной группы и делать выбор в пользу наиболее выгодных приобретений. Значение добавленной стоимости, имени бренда в FMCG сегменте сходит на нет. Сети вынуждены снижать наценку, теряя прибыль. Как сохранять прибыль и держаться на плаву? Об этом вы узнаете в материале коммерческого директора ГК «Внешторг» Антона Викторовича Паремского.

Тремя главными тенденциями рынка розничной торговли за последние 5 лет являются:

  1. Усиление власти покупателя
  2. Консолидация B2C рынка
  3. Усиление конкуренции среди поставщиков, ведущее к снижению наценки

Один из основных способов восстановить наценку и уйти от прямого ценового сравнения в условиях, когда все цены всех продавцов оказались в свободном доступе, и выигрышные позиции заняли те из них, кто способен предложить лучшую цену – вводить собственные торговые марки (СТМ) розничных сетей и непосредственных изготовителей продукции в основные товарные группы . Первыми тенденцию подхватили более крупные по объему и динамичные рынки Food и FMCG. Затем она пришла на рынок DIY и бытовой техники.

Стало очевидно, что держатель торговой марки (ТМ) – лишнее звено в товарной цепочке . Его можно исключить, работая с производителем напрямую или запустив свое производство. Сети начинают заводить собственные ТМ и формировать ассортиментное и ценовое предложение. И эта тенденция будет развиваться: сети будут заводить больше ТМ, а доля продаж СТМ – расти. При этом количество ТМ будет увеличиваться несущественно, а вот объемы реализации вырастут весьма значительно – минимум в 5-6 раз.

Не уступая по качеству товарам среднего ценового сегмента от держателей ТМ, товары под СТМ традиционно принадлежат к низшему ценовому сегменту. Это происходит потому, что товары данной категории размещаются напрямую на производствах, торговые марки сетей, не имея капитализации, не увеличивают стоимость товара.

Создание СТМ в сегменте DIY

Торговля товарами технически сложных групп позволяет зарабатывать больше за счет более высокой маржи. Именно сегмент DIY является в этом плане самым рентабельным, но и самым сложным.

Процесс создания СТМ для технических сложных товаров сопряжен с рядом рисков для сетей:

  • слабая динамика переключения предпочтений потребителя из-за высокого значения брендов в данной группе товаров
  • низкая оборачиваемость остатков
  • дополнительные затраты на обеспечение сервисного обслуживания товаров и содержание склада запасных частей
  • минимальное количество поставок для региональных сетей приводит к необходимости обеспечивать запас на полгода вперед (привоз 10-12 sku может обойтись сети в 100-150 000 долларов)

Эти риски ложатся на сети, создавая дополнительные затраты. Из-за этого значительно снижается привлекательность данной товарной группы. Даже региональные лидеры видят самостоятельное создание СТМ нерентабельным. Поэтому более рационально передавать процесс на аутсорс специализирующимся на этом компаниям. Их специалисты, как правило, являются экспертами в своих областях и хорошо знают рынок.

Стоит также учитывать, что большинство подобных компаний ограничивается обеспечением поставок товаров напрямую с фабрик Китая. Но важным этапом полноценной грамотной работы по созданию СТМ должна являться разработка ассортиментной матрицы в соответствии с актуальной ситуацией на рынке и уровнем конкуренции, результатами исследований статистики продаж и пожеланий партнеров. Каждая вводимая матрица должна быть разработана под конкретного клиента, подходить ему и быть строго персонализированной.

Поиск клиента

Сетей DIY не так много, можно набрать в любом поисковике «ТОП 10 DIY сетей» – и ключик у вас в кармане. Другое дело, как начать с ними работать, как убедить отдать этот процесс на аутсорсинг. На нас, прежде всего, работает репутация и богатый опыт каждого из членов нашей команды. Совокупный фонд оплаты труда специалистов, задействованных на разных этапах создания СТМ, составляет 1,5-2 млн. в месяц. Понятное дело, что далеко не для каждой компании будет целесообразно содержать такую команду в штате.

Поиск производителя и формирование матрицы

Территория России огромна и поделена на регионы и макрорегионы, а российский рынок инструмента весьма сегментирован и имеет особенности в зависимости от географической локации. В связи с этим, в различных областях преобладают разные торговые марки. Достаточно распространенной является ситуация, когда локальные дилеры задают направление развития всей товарной группы в том или ином регионе.

При работе с клиентом ключевыми факторами являются как общее видение рынка, так и ситуация в конкретной области. Для того, чтобы сделать поиск производителя максимально эффективным, необходимо осуществлять анализ товаров клиента и его конкурентов, и только после маркетингового анализа формировать матрицу, под которую будет подбираться конкретный производитель . Обычно выбор происходит, исходя из запросов клиента, с учетом трех ключевых факторов:

  1. Обстановка в регионе
  2. Политика самой сети
  3. Общие тенденции рынка

Количество производителей в Китае огромное, но конечное. 95% из них находятся в странах ЮВА, нам известны абсолютно все. Так как одним из важных параметров является качество товара и область его применения (бытовая, полупрофессиональная, профессиональная), то круг возможных производителей сужается. Как правило, есть определенный ассортимент, который можно предложить конкретному партнеру. Окончательное решение принимается уже по совокупности факторов цены и внешнего вида линейки.

Состав матрицы определяют три фактора:

  1. Бюджет
  2. Специализация сети
  3. Конкурентная среда

Основой практически любой матрицы являются позиции категории А (шуруповерт, перфоратор, лобзик), а вот насыщенность каждой категории, дополнительные товарные группы определяют параметры, перечисленные выше.

Маркетинг

При продвижении китайских производителей на территории России чаще всего основная составляющая маркетинговой стратегии исходит от самого производителя, так как у него есть четкое представление, в какой нише он работает. На рынке существует восемь различных сегментов инструмента, однако, нет ни одной линейки, которая работала бы во всех сегментах одновременно. Обычно самая широкая линейка затрагивает около трех-четырех сегментов.

  • ориентироваться на качество и на маркетинговые бюджеты поставщика
  • разрабатывать для каждого сегмента свою стратегию, поскольку стратегия, направленная на продвижение домашнего инструмента, будет отличаться от стратегии продвижения инструмента профессионального
  • направлять маркетинговые стратегии на таргетирование – отдавать предпочтение SMM каналам

Если работа ведется с готовым брендом китайского производителя, то основной посыл задается производителем. Ваша задача – адаптировать его под российского потребителя. Если торговая марка разрабатывается с нуля, то для каждого региона формируется уникальная айдентика . К примеру, партнеры из Карелии и Петрозаводска предпочитают скандинавскую, европейскую тематику, в то время как клиенты из Центральной России и с Урала тяготеют к русским названиям, зачастую апеллирующим к советскому прошлому – например, «ТехМаш».

При создании СТМ по заказу торговых сетей маркетинговая составляющая лежит на самом заказчике. Важно учитывать, что СТМ – это, как правило, low budget сегмент, где главным козырем является цена.

Участие в производственных процессах

Контроль производства является одним из главных приоритетов качества. Производство инструмента должно контролироваться абсолютно на всех стадиях. В идеале, при наличии возможности, для этих целей стоит создать штаб профессионалов прямо в Китае. В зависимости от величины проекта, контроль может вестись вплоть до обеспечения разработки уникального дизайна для конкретного клиента . На первоначальных этапах разрабатываются внешние элементы: нейминг, брендирование, фирменный стиль и упаковка, или предлагается готовое решение с максимальным брендированием. В дальнейшем контроль качества ведется на каждом этапе.

Дистрибуция

Чаще всего СТМ разрабатывается под определенную розничную сеть, которая размещает продукт у себя на полках и впоследствии несет ответственность за реализацию товара. Этот процесс также следует контролировать – давать рекомендации, которые гарантированно обеспечат высокие продажи. Размещение товара на видных местах, обучение и мотивация продавцов оказывают существенное влияние на успех марки.

СТМ под ключ

Основная задача ГК «Внешторг» – создание СТМ для крупных сетей и интернет-площадок, ориентированных на сотрудничество с каналами сбыта.

ГК «Внешторг» оказывает своим клиентам услугу создания СТМ под ключ в сегменте DIY, конкретно – в категории «электроинструмент». Сервис включает в себя элементы:

  1. Разработка матрицы и подбор производителя. Консолидация заказов с фабрик для получения лучшей цены
  2. Маркетинговая составляющая: нейминг, история и легенда, фирменный стиль, позиционирование на рынке
  3. Контроль производственных процессов и транспортировки товара до склада партнера

«Внешторг» отличается индивидуальным подходом к каждому клиенту. Мы подбираем производителей – лидеров своих сегментов по качеству, – и выводим их продукцию на российский рынок. И самое главное – оказываем услуги по разработке и продвижению СТМ.

Мы считаем, что клиент должен фокусироваться только непосредственно на продаже, поэтому такие моменты, как разработка и печать BTL-материалов, обучение продавцов, сервисное обслуживание мы также берем на себя.

Торговая марка одежды: информация к развитию для начинающих

В этой статье я расскажу, как создать бренд одежды, организовать производство и построить систему продаж на примере размещения производства в России или в Китае, Вьетнаме (по данному вопросу вы можете обратиться ко мне за отдельной консультацией), разумеется, всех нюансов рассказать нельзя, а любая бизнес-идея требует конкретики, поэтому если у вас возникнут вопросы вы можете обратиться за отдельной бизнес-консультацией для собственников.

Конечно, ключевое это продажи – вы можете купить готовую одежду или заказать пошив одежды в Китае или Вьетнаме, но в любом случае столкнетесь с продвижением своего бренда и последующей реализацией.

Итак, у вас возникла идея продвинуть на российский рынок свою марку одежды или вам просто интересно как создать бренд одежды, возможно для взрослых, возможно для детей, возможно только для мужчин или для женщин, возможно … вы можете выбрать любой сегмент, но в любом случае вам необходимо решить вопросы:



Информация по созданию своего бренда одежды
  • Золотой середины по качеству одежды: составу ткани.
  • Ассортиментной линейки.
  • Построения системы продаж.

И это только начало: создание и развитие своего бренда дает не только возможности, но и содержит довольно много рисков – как избежать типовых ошибок и вложить свое время и деньги результативно?

Заинтересовались построением своего бренда одежды?! — обратитесь за под свои задачи и проработайте стратегию развития своей компании, учитывая свои возможности и текущую ситуацию на рынке.

Самое простое приступить к анализу конкурентов, например таких больших компаний, как: Gulliver , Zara , Глория Джинс .

Про анализ конкурентов я написал две ключевые статьи:

  • кроме этого вы можете ознакомиться с новыми публикациями в

Но скажу сразу, сделать это без соответствующих навыков у вас вряд получится, но если требуется, то вы можете .

Изучив необходимую информацию, вы сможете определить свою целевую аудиторию и построить конкурентоспособную бизнес-модель, для того чтобы четко понимать как создать бренд одежды



Какие вопросы необходимо проработать при создании торговой марки одежды

A post shared by советы & консультации (@savkinks) on Jun 16, 2019 at 12:50pm PDT

Алгоритм создания бренда одежды

Шаг 1. Анализ рынка и выбор своей ниши

Пожалуй это самый важный шаг, который определяет ваш дальнейший успех или неудачу.

Полагаться на интуицию конечно можно , но только если вы до этого запустили с десяток брендов одежды и то, дополнительный анализ никогда никому не мешал.

Необходимо оценить основных игроков на рынке, посмотреть на ваших конкурентов с точки зрения их сильных и слабых сторон, возможностей, которые они используют на рынке и их методов работы с потенциальными угрозами.

Такой анализ даст вам возможность сфокусировать свою нишу и более точно определить целевую аудиторию вашего бизнеса.

Шаг 2. Формируем ассортиментную матрицу

Для этого оцениваем текущие успешные коллекции, которые есть на рынки и планируем свои коллекции, но при этом не забывайте про то, что цель бизнеса прибыль, а следовательно ключевая задача выхода на целевую аудиторию и продвижение вашей продукции на рынок.

Конечно, у вас будут вопросы, на счет:

  • Выбора качественной ткани,
  • Поиска хорошего производства.
  • Получения сертификата.

Но для решения данных вопросов лучше обратиться к профессионалам, которые обладают данным опытом.

Если вы уже владелец бренда одежды или магазина то, как вы оцениваете риски вашего бизнеса и как планируете дальнейшее развитие?

Идея может дать рост вашему бизнесу, но очень важно правильно оценить идею, провести необходимую корректировку.

При анализе рынка необходимо учитывать мировые тенденции и постараться независимо рассмотреть истории успеха международных брендов:

Разумеется идеально будет если вы найдете пустые сегменты, но очень важно ответить себе на вопрос: почему данные сегменты пустые?

Ведь ведущие компании по производству одежды обладают довольно большими бюджетами для того чтобы тестировать и анализировать рынок.

Ответы на данные вопросы показывают, насколько вы рассмотрели концепцию брендинга и построения бренда, учитывая выбор рыночной ниши (люкс, масс-маркет и т.д.); вид ассортимента (для детей, взрослых) и многих других нюансов.

Производство бренда одежды

В этой статье про создание бренда одежды, я не буду останавливаться на производственной специфике, так как тема довольно объемная, требует конкретики и консультации специалистов, но при этом давайте выделим основные точки контроля:

  • Поиск и построение взаимоотношений с дизайнерами: лекала, градация возрастных групп, эталонные размеры, оценка полноты, примерка моделей.
  • Соблюдение стандартов качества для детской, спортивной и взрослой одежды.
  • Соблюдение возрастной специфики, виды принтов на одежду.
  • Требование к маркировке одежды и упаковке готового изделия.
  • Контроль производства одежды.

Конечно развитие брендов одежды, в том числе и детской одежды имеет свою специфику, но в конечном счете упирается в продажи: либо продажи есть, либо продаж нет , а следовательно: ключ к успеху построение и совершенствование системы продаж одежды.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.



Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.



Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.



Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Рынок авторской одежды российского производства каждый сезон пополняется новыми марками, при этом не достигая точки насыщения и не создавая конкурентоспособной среды. Три четверти игроков уходят из ниши после первого года работы, не имея ресурсов, практических навыков, а зачастую и вдохновения для поддержания на плаву энергозатратного, но малодоходного бизнеса. Как открыть свой бренд одежды, выпустить первые коллекции и получить прибыль, пошагово описано в этой инструкции.

1. Исследование рынка и портрет покупателя

Главная ошибка начинающих собственников торговой марки одежды – неправильное понимание структуры рынка и запросов покупателя. Из этого следуют попытки охватить сразу нескольких направлений, составить конкуренцию глобальным сетевым магазинам, или, наоборот, создавать продукт очень узкой направленности, не позволяющей расширять ассортимент. Маркетинговые исследования на начальном этапе создания бизнеса помогут создать портрет покупателя, оценить уровень конкуренции и наметить особенности ниши, которые помогут сделать бренд уникальным.

Если размер начального капитала не дает позволяет разместить заказ на анализ рынка в специальном агентстве (средняя стоимость 30 000–60 000 руб.), то исследования проводятся силами предпринимателя. На этом этапе следует:

  • оценить географию продаж и приблизительное количество покупателей;
  • определить средний возраст, доход, покупательские привычки потенциальных клиентов;
  • выявить потребности, которые рынок не в состоянии удовлетворить, и причины (экономическая неэффективность, низкий спрос, сложность выполнения);
  • составить список конкурентов и исследовать ассортимент, качество, цены, политику лояльности, отзывы;
  • обнаружить слабые места в существующей структуре ниши и сделать их своими главными достоинствами.

Основными преимуществами локальных торговых марок перед сетевыми брендами являются необычный дизайн, уникальная конструкция, редкая ткань, контроль качества каждого изделия. Не стоит пытаться конкурировать с гигантами индустрии по ценам, скорости реакции на модные тенденции, охвату рекламных кампаний – эти показатели имеют свойство улучшаться с увеличением спроса на продукт, без особых затрат со стороны предпринимателя.

2. Формирование концепции и разработка логотипа

Проанализировав информацию о том, кто и при каких условиях будет являться покупателем одежды, необходимо приступить к формированию концепции бренда. Этот этап необходим для правильного позиционирования компании на рынке, а значит для более точного удовлетворения нишевого спроса. Процесс описания концепции во многом похож на проведение маркетингового исследования. Только объектом анализа в этом случае выступает вновь создаваемая компания, а не клиент или конкурент. Пять вопросов, на которые нужно ответить на этом этапе:

  1. Какую одежду производим и для кого?
  2. Каковы основные ценности и принципы компании?
  3. Какие дополнительные потребности удовлетворяет одежда бренда? (в престиже, в удобстве покупки, в экологичности материалов и пр.)
  4. В чем главное преимущество перед конкурентами?
  5. Что сделает покупателя постоянным клиентом?


Все принимаемые в процессе создания бренда решения должны укладываться в очерченную концепцию. В первую очередь это касается названия, логотипа и стилистики оформления печатных материалов (лукбуков, этикеток, ярлыков, стендов). При отсутствии навыков работы в графических программах и дизайнерского видения создание визуальной концепции бренда поручают агентству или художнику-фрилансеру. С даты заключения договора до получения готового графического продукта в среднем проходит около 1 месяца, затраты – от 20 000 руб.

3. Регистрация бизнеса и защита торговой марки

Для официальной работы и заключения договоров необходимо оформить ИП или ООО, если учредителей больше одного. При заполнении формы регистрации следует указать ОКВЭД-2 из следующего списка:

14 Производство одежды
14.11 Производство одежды из кожи
14.12 Производство спецодежды
14.13 Производство прочей верхней одежды
14.14 Производство нательного белья
14.19 Производство прочей одежды и аксессуаров одежды
14.20 Производство меховых изделий
14.31 Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий
14.39 Производство прочих вязаных и трикотажных изделий
46 Торговля оптовая
46.42 Торговля оптовая одеждой и обувью
47 Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет

Одновременно следует подать заявление на применение УСН. Так как предстоят официальные затраты на покупку материалов и оплату труда работников, наиболее выгодной выглядит УСН «Доходы минус расходы» 15%. Иногда более эффективно применение патентной системы по виду деятельности «Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий». Выбор конкретного варианта зависит от региона регистрации юридического лица и количества наемных работников.


Непосредственное название бренда одежды может не иметь ничего общего с именем ИП или названием ООО, однако на этом же этапе можно заняться и регистрацией товарного знака в Патентном ведомстве. Зарегистрированная торговая марка дает преимущества в виде защиты от копирования конкурентами, свободного размещения рекламы в СМИ, возможность запуска франчайзинга.

Самостоятельная регистрация патента может занять до полугода, а суммарная стоимость госпошлин составляет около 40 тыс. руб. Работа коммерческих структур, предлагающих помощь в оформлении, обходится минимум в 10 тыс. руб. Поэтому на начальном этапе заниматься защитой авторских прав не всегда целесообразно, но это поможет избежать судебных процессов в будущем.

4. Разработка эскизов и создание ассортиментной матрицы

Разработкой эскизов одежды собственник бизнеса занимается чаще всего самостоятельно. Диплом об окончании курсов, школы или института дизайна дает много преимуществ при создании коллекции, но его наличие не является обязательным условием. Существуют примеры, когда востребованный продукт создавался специалистами смежных специальностей: байерами (профессиональными закупщиками одежды для мультибрендовых магазинов), моделями, маркетологами, журналистами изданий о моде. На следующих этапах создания коллекции первоначальные наброски обязательно дорабатываются профессионалами, поэтому для начала важна уникальность идеи, свежий взгляд и соответствие запросам рынка, определенным ранее.


Начать можно с трех моделей одежды, пошитых из различных тканей, дизайн которых укладывается в концепцию бренда. Работа с ассортиментной матрицей, как правило, начинается после первых продаж как реакция на отзывы и новые запросы покупателей. Модели, показавшие низкие продажи, выводятся из ассортимента с обязательным пониманием причин невостребованности у клиента.

5. Конструирование одежды

За разработку лекал для производства на основе созданных эскизов отвечает конструктор, которого можно нанимать по договору подряда только для фактического оказания услуг. Профессионала, способного набросок любой сложности перевести на язык выкроек и шаблонов, найти сложно, поэтому стоит озадачиться этим параллельно с выполнением самых первых шагов по созданию бренда.


На конструирование нескольких видов одежды в среднем уходит около месяца, в результате заказчик получает макеты с градацией по размерам, а также лекала в печатном виде с комментариями для технологов. Подобная работа может быть выполнена удаленно, с последующей отправкой лекал курьерской почтой, а значит место жительства модельера-конструктора при наличии хорошей репутации не так важно.

6. Закупка тканей, фурнитуры и декора

Одновременно с заказом лекал необходимо заняться поиском подходящих тканей и фурнитуры. Опытные участники рынка отзываются об этом этапе как о наиболее сложном в российских реалиях:

  • ткани, доступные к покупке оптом на внутреннем рынке, отличаются скудностью ассортимента и средним качеством;
  • качественные американские и итальянские материалы проблематично приобретать из-за таможенной политики страны и высокой стоимости доставки;
  • доступные по цене ткани из Азии и стран СНГ могут различаться по качеству даже внутри одной партии;
  • надежные поставщики материалов из Турции не работают с мелким оптом.


Лучшее соотношение качества, дизайна и закупочной цены показывают ткани из Прибалтики, которые можно купить через посредников в приграничных мегаполисах (особенно в Санкт-Петербурге и Калининграде). Закупку из других стран можно осуществить удаленно: получить образцы тканей от производителя курьером, сделать заказ, дождаться его поступления на таможню и воспользоваться услугами брокеров для таможенной очистки. В среднем этот процесс может занять до двух месяцев и серьезно скажется на себестоимости продукции.

Мелочи, о которых не стоит забывать: тканевые ярлычки с информацией об уходе, этикетка с размером, декор (бусины, стразы, пайетки) – закупаются на внутреннем рынке.

7. Пошив опытных образцов и запуск в производство

Для бренда одежды необязательно, а иногда и невыгодно иметь собственный цех по пошиву. Оборудование для пошива: раскроечные столы, швейные машины и оверлоки – не требуют больших вложений, однако цеху необходима регулярная загрузка, оплата аренды и труда наемных работников. При выпуске коллекций два раза в год такие регулярные траты ни к чему, поэтому заказы на отшив чаще всего передают сторонним производствам по договору оказания услуг.

Заказ на отшив больших партий одежды размещают на фабриках Китая и Индии, небольшие локальные бренды предпочитают российские швейные производства, расположенные в регионах. Сложность этого этапа в том, что контролировать качество пошитой одежды необходимо в процессе, а значит не избежать длительной командировки.


Возможна и удаленная работа, когда материалы, выкройки и фурнитура отправляются на фабрику транспортной компанией. Технолог швейной фабрики работает с лекалами и тканями, после чего создаются пробные образцы. Одобренные экземпляры запускаются в производство. Заказ из трех моделей по 100 шт. фабрика выполняет в среднем за две недели, еще две недели закладывают на доставку и непредвиденные проблемы. Необходимо понимать, что в таком варианте ошибки производства (кривые строчки, повреждение ткани, плохое качество оверлока) обнаружатся только после доставки готовой партии продукции на территорию заказчика, когда доказать и исправить что-либо будет невозможно.

8. Оформление декларации соответствия

После утверждения опытных образцов необходимо заняться сертификацией продукции. Небольшие компании, распространяющие свой продукт через социальные сети и локальные маркеты, часто опускают этот этап из-за дороговизны и сложности оформления документов. Однако следует помнить, что одежду без сертификатов розничные магазины к реализации не принимают, а значит их отсутствие может стать причиной отказа от сотрудничества.

Под сертификатами качества на данный момент подразумеваются два обязательных документа: протокол испытаний и сертификат соответствия (белье, детская одежда, спецодежда) или декларация соответствия (вся остальная номенклатура). Минимальный срок, на который может быть оформлена декларация – один год, так что заняться оформлением можно и после того, как первые отшитые экземпляры показали хороший уровень продаж.

Пакет документов на декларирование подается по номенклатурным группам. То есть если предполагается производство и платьев, и курток, и джемперов, то оформлять необходимо три различных документа. В общем виде одежда делится на следующие группы:

  • швейные изделия (юбки, платья, брюки, костюмы, пиджаки и пр.);
  • верхняя одежда (куртки, пальто, плащи);
  • вязаный трикотаж (джемперы, свитеры, вязаные жакеты и пр.);
  • головные уборы текстильные (шляпы, панамы);
  • головные уборы трикотажные (шапки).


Взрослая одежда, подлежащая обязательной сертификации, а не декларированию:

  • нижнее белье;
  • бельевой трикотаж:
  • купальники;
  • носки и чулки.

Облегчить задачу может обращение в коммерческие центры сертификации, которые имеют собственные аккредитованные лаборатории для проведения испытаний. Протокол испытаний в таком случае будет стоить около 5 тыс. руб., оформление одной декларации соответствия – от 4 тыс. руб., оформление сертификата качества – от 10 тыс. руб. Максимальный срок оформления – 5-6 недель.

9. Фотосъемка и создание лукбука

Когда первые образцы готовы, организуют каталожную и творческую съемку.

Каталожная съемка направлена на фотографирование посадки каждого изделия на модели, показ особенностей кроя и фурнитуры крупным планом. Этот процесс может длиться несколько дней (в зависимости от количества отшитых моделей), требует профессионализма и максимальной отдачи всех участников процесса: профессиональных моделей различного типажа, фотографа, ретушера. Локация и интерьеры места съемки, а также работа визажиста и парикмахера в этом случае не имеют большого значения. Готовые снимки размещаются на сайтах, осуществляющих продажу коллекции, в социальных сетях, в печатных каталогах продукции.


Задача творческой фотосессии – визуальное отображение концепции и философии бренда. Для качественного результата необходимо привлечение фотографа с особым творческим взглядом, моделей, соответствующих портрету покупателя марки, работа профессиональных визажистов и парикмахеров, а также тщательная ретушь снимков и приведение их к единому стилистическому решению. Готовые изображения составляют основу лукбука – портфолио марки, в котором показано, какие тенденции и образы представлены в данной коллекции, – а также используются при создании рекламных материалов, оформлении маркетинговых акций.

В идеале техническая фотосессия, задача которой показать вещь на модели со всех сторон, должна проходить отдельно и с иной командой, нежели творческая съемка для лукбука, призванная ознакомить потенциального покупателя с концепцией бренда и новой коллекции.

10. Продажи и продвижение

Маркетинговую кампанию можно начинать еще до прихода одежды с производства и готовности фотографий. Тогда есть шанс получить первые заказы заранее и максимально быстро продать первую партию новой коллекции.

Для продаж в отсутствие розничного магазина задействуют все бесплатные и недорогие каналы сбыта, отслеживая, по каким идет наибольший отклик покупателей: социальные сети, выставки, ярмарки, маркеты, локальные магазины дизайнерской одежды. В дальнейшем продажи ведут на двух-трех площадках, показавших лучшие результаты, или добавляют к каналам сбыта интернет-магазин. Однако стоит заметить, что разработка качественного продающего сайта и регулярная его поддержка будет обходиться предпринимателю в сумму, не меньшую 50 000 руб., а значит заняться этим стоит после того, как проект покажет экономическую эффективность.


Следующим этапом может стать открытие шоу-рума, где покупатели смогут примерить одежду перед покупкой, что особенно важно для изделий в ценовом сегменте выше среднего. Относительно открытия розничного магазина мнения предпринимателей расходятся. В регионах с неразвитой системой продаж через интернет и низкой арендной ставкой их открытие экономически эффективно. В крупных городах продажи через собственный магазин не окупают расходов по ежемесячному содержанию, поэтому реализация посредством сдачи коллекций на комиссию в мультибрендовые бутики является наиболее эффективной стратегией сбыта.

Вывод

Запуск собственного бренда одежды в условиях высокой конкуренции со стороны всемирно известных марок и отсутствия качественных материалов для пошива представляется трудоемким и высокорискованным видом бизнеса. Для получения прибыли требуется сочетание нескольких факторов: тщательно продуманная концепция марки, понимание отрасли и процессов в ней собственника бизнеса, установление качественных профессиональных связей на каждом этапе развития, запас оборотных средств на создание нескольких коллекций до выхода на окупаемость.

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.