Назначение бюджетной сметы государственного учреждения. Бюджетная смета - это что такое? Порядок составления и утверждения бюджетной сметы

Общие правила к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы постоянно меняются в соответствии с внесенными изменениями в законодательство. Расскажем, по каким правилам нужно будет формировать Бюджетную смету на 2019 г. и плановый период.

Порядок для подведомственных учреждений

Процесс формирования бюджетной сметы включает в себя проведение ряда расчетов сметных плановых показателей и составление проекта бюджетной сметы. Работа по формированию документа начинается в тот момент, когда учреждение получает данные о размерах бюджетных назначений, выделенных из бюджета. К смете прикладывают расчеты, где обосновывается каждая статья расходов. Все казенные учреждения формируют свою бюджетную смету, на основании которой распорядитель бюджетных средств формируется Сводную ведомость по всем своим подведомствам.

На протяжении ряда лет главные распорядители руководствовались общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, который не раз подвергался внесению корректировок. Очередное уточнение при составлении бюджетной сметы внес Приказ Минфина РФ №26н от 14.02.2018 г. (далее Приказ Минфина 26н). При составлении и утверждении смет на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. необходимо воспользоваться новыми требованиями, которые определены данным Приказом. Основные изменения:

  • увеличилось количество разделов бюджетной сметы и изменилась структура документа;
  • в смете теперь также необходимо отражать прогнозные показатели;
  • сметы, содержащие государственную тайну, утверждаются не позднее 20 рабочих дней со дня доведения учреждению ЛБО;
  • утвержденную бюджетную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после утверждения.

Также теперь главный распорядитель утверждает порядок в форме единого документа. В нем могут быть установлены (п. 3, 5 Приказа Минфина № 26н):

  1. главным распорядителем средств федерального бюджета:
    • сроки составления и подписания проектов смет;
    • порядок и сроки утверждения смет (внесения изменений в сметы);
    • полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;
  2. главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета):
    • порядок и сроки составления и подписания проектов смет;
    • порядок и сроки составления, ведения и утверждения смет (внесения изменений в сметы);
    • полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Как и прежде, бюджетная смета подразумевает под собой документ, где отражены установленные доведенные объемы и их распределение по направлениям расходов. При этом учтено, что соответствующие объемы расходов устанавливаются на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый и плановый период) (п. Приказа Минфина 26н).

Бюджетная смета составляется учреждением путем формирования показателей на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Приказа Минфина № 26н).

Теперь бюджетная смета состоит их шести разделов, а именно:

1 раздел: итоговые показатели бюджетной сметы.

2 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств.

3 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий РФ, а также по резервным расходам.

4 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц.

5 раздел: справочно, бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

6 раздел: справочно, курс иностранной валюты к рублю РФ.

В приложении 1 и 2 Приказа Минфина 26н приведены Форма сметы и форма, предназначенная для изменения ее показателей.

Можно выделить следующие основные особенности составления бюджетной сметы на 2019 год:

  1. Увеличилось количество разделов: было 4, стало 6.
  2. Введены графы для отражения показателей первого и второго годов планового периода в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый и плановый период.
  3. Новая форма сметы предусматривает обособленное отражение показателей текущего года и планового периода. Они формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов. Возможно также применение дополнительной детализации показателей по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей), если это установлено соответствующим порядком ведения сметы.
  4. В отличие от действующей формы на 2018 год, рекомендованной Приказом Минфина РФ № 112н, отметка «Согласовано» будет проставляться в конце сметы.

Согласно правилам, которые изложены в п. 11 Приказа Минфина 26н, ведение бюджетной сметы предполагает внесение в нее изменений в пределах доведенных бюджетных назначений учреждению. При этом суммы увеличения отражаются со знаком плюс, а суммы уменьшения со знаком минус. Корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок в показателях, которые меняют:

  1. Объемы сметных назначений.
  2. Распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ.
  3. Распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя.
  4. Распределение по дополнительным кодам аналитических показателей.

С 2018 г. государственными (субъектов РФ) и муниципальными казенными учреждениями ведение и составление Бюджетной сметы должно осуществляться с использованием ГИИС «Электронный бюджет» согласно Приказу Минфина РФ от 30.09.2016 №168н.

Система «Электронный бюджет» предназначена для ведения более прозрачной, открытой деятельности учреждения. В системе обеспечена возможность:

  1. Формирования и ведения бюджетной сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке ЛБО.
  2. Формирования обоснований плановых сметных показателей.
  3. Формирования и ведения свода бюджетных смет.

С порядком подключения учреждений, которые финансируются из федерального бюджета изложен Письме Минфина РФ «21-03-04/74624.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.14.7 КоАП РФ).

Деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. О том, как составить, утвердить бюджетную смету и работать по ней - в статье.

Cодержание статьи

Последние изменения в бюджетной смете

Если ГРБС доводит до подведомственного учреждения госзадание, то он передает право утверждать смету руководителю учреждения. При этом ГРБС вправе ограничить право руководителя учреждения утверждать смету, если выявит, что учреждение нарушает бюджетное законодательство.

После того как смету утвердили, направьте один экземпляр ГРБС в срок не позднее одного рабочего дня после утверждения. К документу приложите все необходимые расчеты и обоснования.

За нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет предусмотрена административная ответственность .

Внесение изменений в бюджетную смету доходов и расходов

Скорректируйте смету, если учредитель изменил объем ЛБО или перераспределил сметные назначения:

  • по кодам классификации расходов бюджетов, что требует изменить ЛБО;
  • дополнительным показателям, которые не меняют бюджетную роспись и ЛБО.

Еще один случай – учредитель изменил объемы сметных назначений, по этой причине их надо перераспределить между разделами сметы. В любом случае показатели сметы меняйте в пределах ваших ЛБО. Уточнения, которые требуют менять бюджетную роспись ГРБС и объемы ЛБО, утверждайте после того, как их скорректируют.

Изменения в смету вносите на основании изменений в обоснования (расчеты) плановых показателей. Но, если исправления в обоснованиях на показатели сметы не влияют, смету менять не нужно.

Корректируйте бюджетную смету в порядке и по форме, которые установил для вас ГРБС. Рекомендуемую форму Минфин утвердил приказом от 14.02.2018 № 26н. Показатели заполняйте так: объем сметных назначений увеличили – внесите данные со знаком «плюс», уменьшили – со знаком «минус».

Изменения в смету утверждайте в порядке и в сроки, которые установил ГРБС. А если поправки вызваны изменениями в ЛБО – в сроки, установленные для утверждения сметы. Изменения сметы и обоснований направьте в адрес ГРБС не позднее одного рабочего дня после того, как их утвердили.

Казенные учреждения для распределения собственных расходов и доведенных лимитов используют стандартизированные бланки — это бюджетная смета по форме 0501012. Унифицированный формуляр действует лишь в отношении федеральных бюджетников. Форма закреплена приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н. В нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы. Одна из которых — обязательно разместить бюджетную смету в системе Электронный бюджет.

В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила заполнения устанавливают ГРБС (главные распределители бюджетных средств).

Правила ведения БС скорректированы еще в 2019 году. Бюджетники обязаны формировать документацию в новой форме и по новым регламентам.

Не путайте понятия бюджетная смета или . ПФХД составляют автономные и бюджетные госучреждения, а вот смета предусмотрена для организаций казенного типа и для органов местного самоуправления. Оба документа федералы размещают в Электронном бюджете.

Структура и регламент заполнения

На основании уведомлений о доведенных объемах финансирования, полученных от главных распорядителей средств, оформляем образец заполнения бюджетной сметы на 2020 год. Учитываем в соответствии с целевыми назначениями. Распределяем финансирование по кодам БК с учетом следующих разделов:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий, и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация. Напомним, что все операции, совершенные в иностранной валюте, переведите в рубли по соответствующему курсу.

Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в бюджетной смете на 2020 год заполняйте по установленным требованиям.

При распределении расходов учитывайте указания Минфина России № 132н в части определения , кодов видов расходов и . По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (приказ № 209н). Обязательно подготовьте обоснования по каждой статье расходов. Отразите показатели в системе Электронный бюджет.

Особенности составления

Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Например, образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет 2020 для федеральных бюджетников закреплен приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.

При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, Ф.И.О. и дату согласования в шапке документа.

Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.

Независимо, какой документ составляется учреждением, план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.

Пример расчетов-обоснований фонда заработной платы работников учреждения

Правила утверждения бланка

После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем бланк утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает документ ответственный исполнитель.

Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 на 2020 год заверяется главным бухгалтером.

Утвердите бланк в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе Электронный бюджет.

Как внести изменения

Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Для корректировки бланка предусмотрен определенный порядок:

  1. Если ЛБО уменьшили. В таком случае отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
  2. Если финансирование увеличено. Тогда укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
  3. При перераспределении средств в пределах доведенных ЛБО следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК пропишите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.

Измененный документ следует утвердить в аналогичном порядке, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год в следует разместить по установленным правилам.

Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в Электронный бюджет.

Размещение сметы в системе Электронный бюджет

В 2020 году не все получатели средств бюджета обязаны осуществлять составление проекта бюджетной сметы в Электронном бюджете. В приказе № 26н обязанность закреплена только в отношении федеральных бюджетников. То есть муниципальные и региональные госучреждения вправе подготовить документ в бумажном виде.

В то же время большинство ГРБС регионального и муниципального уровня закрепили для подведомственных организаций размещать БС в Электронном бюджете в обязательном порядке. Проверьте нормативную документацию, доведенную ГРБС до подведомственных учреждений. Если требование размещать БС в Электронном бюджете есть, то за уклонение от исполнения привлекут к ответственности.

Автоматизированная система предусматривает особый алгоритм размещения информации. Инструкция:

Шаг № 1. Настраиваем работу системы для формирования показателей БС в Электронном бюджете.

Шаг № 2. Введите коды дополнительной аналитики, если значения предусмотрены порядком ведения БС. Напомним, что учредитель уполномочен ввести дополнительные коды аналитики для бюджетных смет.

Шаг № 3. Загружаем расходное расписание.

Шаг № 5. Формируем показатели бюджетной сметы. Вносим значения в соответствии с кодами БК. Формируйте КБК по новому приказу Минфина № 132н.

Шаг № 6. Формируем сам документ. Проверяем разделы документа и перенаправляем БС на согласование ГРБС.

Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация бухгалтерского учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном виде, чтобы потом загружать готовую документацию в систему Электронный бюджет.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). Такой документ имеет унифицированную форму ОКУД 0501012, она утверждена приказом Минфина № 112н от 20.11.2007.

Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях не казенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены приказом Минфина от 28 июля 2010г. № 81н.

Общие требования к ведению определяет Приказ № 112н. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет устанавливает главный распорядитель (далее — ГРБС), в ведении которого находится организация. Данное условие действует только до конца 2018 года и только для регионального и муниципального уровней.

Документ составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО).

Составляется форма ОКУД 0501012 с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Образец бюджетной сметы на 2018 год

Заполненный образец — форма 0501012, бюджетная смета на 2018 год — доступен для скачивания ниже.

Обратите внимание на важный момент. В 2017 году ГРБС лишили права самостоятельно устанавливать для федеральных казенных организаций и органов:

  • правила заполнения формы 0501012 и 0501013;
  • сроки представления (утверждения);
  • возможность дополнения, уточнения, детализации.

Для казенных учреждений и органов не федерального уровня изменения вступили в силу с 2018 года.

Форма 0501012 состоит из 4 разделов:

  1. Расходы, обеспечивающие деятельность учреждения: заработная плата (в т.ч. пособия), отчисления, налоговые обязательства, командировочные расходы, поставка товаров (работ, услуг) на госнужды, возмещение вреда.
  2. Расходы по предоставлению госинвестиций, трансфертов, субсидий и субвенций. Раздел заполняют государственные (муниципальные) органы и органы управления внебюджетными госфондами.
  3. Прочие расходы, не включенные в первые два раздела. Это расходы, которые не относятся ни к основной деятельности, ни к субсидированию и инвестированию.
  4. Итоговые показатели. В заключительном разделе обобщаются данные по трем разделам.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но и обоснование, с учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Рассмотрим пример изменений.

В казенной детско-юношеской спортивной школе неисправна канализационная система в здании бассейна. Необходимо провести ремонтные работы на сумму 100 000 рублей. На период простоя бассейна определена экономия в коммунальных платежах (водоснабжение и водоотведение) на сумму 100 000 рублей.

Уменьшение объема сметных данных отражаем со знаком «-», увеличение со знаком «+». Отражаем перераспределение расходных лимитов следующим образом.

Внести корректировку следует в течение 10 рабочих дней, если не установлен другой срок ГРБС (РБС). Показатели уточняются в пределах доведенных объемов лимитов.

Если корректировка сметных показателей требует изменений бюджетной росписи ГРБС и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Отчитываются об исполнении сметы ежеквартально по форме ОКУД 0503137 «Отчет об исполнении смет доходов и расходов».

Бюджетная смета в электронном бюджете

С вступлением в силу приказа Минфина от 30.09.2016 № 168н, который внес изменения в Приказ № 112н, документ отражается в системе «Электронный бюджет». Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также для повышения качества управления финансами. В 2018 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организаци.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования также необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь имеют право исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

У хорошего хозяина любым расходам всегда предшествует их тщательное планирование. Определение ориентировочных сумм, которые нужно будет направить на те или иные расходные статьи - это и есть смета затрат. Такой подход применим как к производственной деятельности, так и к повседневной жизни, планированием расходов занимаются на всех уровнях человеческой деятельности.

Определение расчета затрат и его применение

Остановимся подробнее на том, что такое смета расходов. В общем понимании смета затрат – это все предстоящие расходы в рамках одного проекта, необходимые для достижения поставленных целей. Этот документ может составляться добровольно или же в рамках требований действующего законодательства. Как пример, можно привести некоммерческие организации, которые обязаны составлять баланс доходов и расходов. Это касается всех организаций, от детских садиков и школ до различных товариществ.

Пример составления сметы доходов и расходов некоммерческой организации:

Если смотреть с точки зрения предприятия, то смета затрат – это полный перечень расходов компании на производство и продажу своей продукции за конкретный календарный период (квартал, год), который составлен по экономическим видам затрат. В случае, когда смета формируется на услуги или работы, которые фирма планирует осуществить в отношении потребителя своей продукции, то этот документ официально подтверждает:

  • виды и объемы работ, которые будут реализованы в рамках соглашения;
  • себестоимость конечного результата (готового продукта);
  • необходимого для достижения нужного результата времени.

Нередко кроме сумм, предназначенных для оплаты, в смете указываются и источники финансирования. Такое возможно в следующих случаях:

  • организаторами мероприятия выступает несколько фирм, каждая из которых выплачивает определенную сумму расходов;
  • мероприятие организует городской совет, а оплату счетов осуществляют спонсоры – юридические и физические лица;
  • мероприятие организовывается частной фирмой, при этом источником финансирования выступают бюджеты разных уровней (местный, муниципальный или государственный).

Составлением финансовых документов занимаются лица, ответственные за организацию конкретного мероприятия, а в крупных компаниях или на предприятиях специально обученные люди – сметчики.

Что включает в себя смета производственных расходов

Производственная смета затрат характеризует весь объем расходов фирмы, скомпонованных по экономически однородным элементам. Традиционно эта группировка затрат проекта выглядит таким образом:

  • Материальные. Включают в себя средства, которые тратятся на материалы, сырье, полуфабрикаты, приобретаемые комплектующие, различные вспомогательные материалы. Сюда же относят необходимые для хозяйственных нужд энергоносители и топливо, а также производственные услуги других компаний.
  • Оплата труда персонала. Здесь учитываются все выплаты работникам организации, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии.
  • Отчисления в обязательные фонды. Это перечисление денег за своих работников во внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования, пенсионный) в соответствии с установленными нормами в зависимости от размера фонда оплаты труда.
  • Амортизация. Затраты равные величине амортизационных отчислений, достаточных для восстановления основных фондов производства.
  • Другие расходы.

    Сюда относят различные сборы и налоги, отчисления в спецфонды, страхование имущества, оплату командировок и сертификации продукции, арендную плату и др.

Это достаточно сложная и детальная смета расходов образец ее мы можем увидеть ниже:

Возьмем более простой пример, не связанный с производством: организацию книжной выставки. В этом варианте все расходы при составлении сметы можно поделить на 2 главные категории:

1. Основные. Сюда включаются все выплаты, связанные с мероприятием, без которых выставка не состоится. Это:

  • аренда зала для проведения выставки и банкетного зала для гостей, их соответствующее оформление;
  • оплата связи, электроэнергии, интернета;
  • банкетное обслуживание (завтраки, обеды, кофе-паузы);
  • транспортные перевозки (доставка до места назначения и обратно оборудования, выставочных экземпляров, важных гостей);
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • заработная плата штатных сотрудников и приглашенных конкретно под это мероприятие специалистов;
  • полиграфическая продукция (буклеты, флаеры, программки, приглашения);
  • расходные материалы (бумага, шариковые ручки, блокноты и др.).

2. Накладные. Здесь учитываются издержки, связанные с проводимым мероприятием, но не являющиеся обязательными, например, сувенирная продукция, цветы, культурное обслуживание высокопоставленных гостей.

Пример расходной сметы на организацию и проведение массового мероприятия:

Чем масштабнее проект, тем больше статей расходов приходится учитывать организаторам. Во избежание неприятных моментов, связанных с нехваткой ресурсов, в смету всегда закладывается определенная сумма или процент на непредвиденные издержки, ее размер определяется индивидуально с учетом возможных рисков.

Способы составления финансового документа

Смета затрат на непроизводственные мероприятия может составляться тремя основными способами:

  • Индексный метод предполагает использование нормативных показателей, которые можно скорректировать с учетом индекса текущих цен. Способ применим при условии наличия нормативных точных величин издержек.
  • Аналоговый метод опирается на сметные расценки, использовавшиеся при проведении аналогичных мероприятий. Однако быстро изменяющиеся экономические факторы (инфляция, рост цен на услуги и товары) делают его недостаточно точным, поэтому его лучше использовать в справочных целях, делая расчеты другими, более точными, способами.
  • Ресурсный метод основывается на планировании издержек, исходя из стоимости отдельно каждого вида затрат и последующего их суммирования. Данный способ дает возможность получить самую актуальную и точную информацию, поэтому является наиболее распространенным.
  • При разработке затратной сметы на производство того или иного вида продукции на практике пользуются тремя основными методами: сметным, сводным и калькуляционным.

Сметный метод . Производится расчет издержек в масштабах предприятия в целом, исходя из данных разделов его производственного плана. Эта методика применяется в России чаще всего, поскольку он дает возможность создать единую систему плановых расчетов.

Пример того, какие виды затрат учитываются при этом способе расчета:

Сводный метод . При нем каждый цех просчитывает свои издержки, которые затем сводятся воедино, при этом внутренние обороты между цехами в расчет не берутся. В цеховых сметах учитываются:

  • прямые издержки конкретного цеха на оплату труда и начисления на нее, комплектующие и материальные ресурсы, амортизация;
  • расходы комплексные на услуги, оказанные другими цехами, а также издержки цеховые.

Разработка смет по цехам производится последовательно: сначала заготовительные и вспомогательные подразделения, затем механообрабатывающие и сборочные цеха. Сводный документ – это сумма цеховых смет за вычетом внутреннего оборота и корректировки запасов.

Калькуляционный метод . Он базируется на плановых расчетах, исходя из всей номенклатуры услуг, работ и выпускаемой продукции. При этом комплексные статьи подразделяются на простые элементы издержек.

На основании расчетной себестоимости конкретных изделий, учитывая объемы производства за год, формируется шахматная ведомость, в которой содержатся все калькуляционные статьи затрат и экономические элементы.

После подготовки шахматной ведомости готовится общая смета планируемых затрат на будущий период времени. Полная себестоимость продукции получается после исключения издержек на услуги и работы, не связанные непосредственно с процессом производства продукции, и включения в расчет внепроизводственных издержек и расходов будущих периодов.

Также следует обратить внимание на то, что обязательно должен быть отчет об исполнении сметы затрат, который дает возможность выявить отклонения от утвержденного планом уровня издержек, разобраться в их причинах и, по возможности, избежать в будущем. Отчет передается в бухгалтерию вместе с подтверждающими расходы первичными документами.

Смета затрат на производство это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определœенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в данном периоде или нет.По этой причине смета на производство и себестоимость всœего объёма продукции не совпадают.

Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам:

а) материальные затраты включают расходы на:

— сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);

— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

— вспомогательные материалы;

— топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;

— производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.

б) затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты;

в) отчисления на социальные нужды отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.) по установленным нормам от затрат на оплату труда;

г) амортизация базовых фондов затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление базовых производственных фондов, включая ускоренную амортизацию;

д) прочие затраты , не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат.

Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие.

Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.