Определение, значение и роль в современной экономике. Теоретические аспекты управления цепями поставок

1.1. Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

Современная наука предлагает множество различных оп-

ределений понятия Supply Chain Management (SCM) – «Управ-

ление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» .

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания

Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике

«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по за-

тратам. Логистика– это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей .

Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бау-

эрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.),

серьезных исследованиях в различных европейских странах, в

том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженернотехнических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в на-

стоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

1.2. Эволюция концепции управления цепями поставок

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.

Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией«Артур Андерсен» в начале 1980-х годов . Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьейК. Оли-

вера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Эволюция концепции управления цепями поставок

Характеристика

1 этап. Заро-

Возникает

необходимость

концепции

управления

бизнесом как идеи координа-

ции потоков материалов и го-

продукции

внутри одной фирмы, но и в

ряде фирм, связанных между

собой технологической цепоч-

кой. На этом этапе развития

понятие «управление

поставок» по своему содержа-

нию лишь незначительно от-

личалась

расширенного

толкования

интегрированной

логистики и почти полностью

была ей детерминирована

2 этап. Отде-

Первая поло-

Происходит

обособление

ление теории

вина 1990-х гг.

теории Supply Chain Manage-

ment от логистики, появляют-

ся самостоятельные

от логистики

дования управления

поставок как науки, а также

областей

использования

концепции

практической

деятельности.

Происходит

смещение и разделение меж-

ду логистикой и SCM поня-

отдельных терминов. Возни-

кает необходимость в систе-

матизации

применяемых

нятий и терминов логистики и

управления цепями поставок

Продолжение табл. 1.1

3 этап. Фор-

Четко обозначается различие

мирование

вина 1990-х –

между интегрированной логи-

классической

стикой и управлением цепями

концепции

поставок, функции контрол-

линга, координации и интегра-

ции при управлении товарным

потоком закрепляются за по-

«управление

поставок». Основные направ-

ления исследований сосредо-

тачиваются на процессах ин-

теграции и создания стратеги-

партнерских

ний, а также обеспечению

взаимосвязи и контроля то-

варных потоков и информаци-

онной координации по обес-

печению коммуникаций между

звеньями цепи. Общий накоп-

ленный опыт теоретических и

практических знаний

рует учебные курсы по новой

дисциплине

4 этап. Со-

Происходит еще более углуб-

временный

вина 2000-х гг.

исследование

этап развития

и практики управления цепями

поставок и их адаптация под

рынки. Современная

практика

управления

поставок

акцентируется на

внутрифирменном планирова-

оптимизации ресурсов

построении взаимоотно-

шений между фокусной ком-

панией и остальными членами

цепи поставок

1.3. Развитие концепции управления цепями поставок

в Российской Федерации

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

(European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

- разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;

- устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

- формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальный совет по цепям поставок – общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель – распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

Национальная логистическая ассоциация России пред-

ставляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университетВысшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

- анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

- разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

- координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок

в РФ и за рубежом;

- организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с

целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux. Эта компания является одним из крупнейших игроков на рынке стиральных машин. По ежегодному рейтингу журнала Fortune концерн Electrolux входит в сотню крупнейших компаний мира. На российском рынке Electrolux работает с 2004 года. Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности завода является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна. При импорте готовых к эксплуатации стиральных машин необходимо уплачивать таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости изделия в евро или долларах США. С марта 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от № 125 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении комплектующих изделий для стиральных машин" была установлена нулевая ставка пошлины на части стиральных машин (код ТН ВЭД России 8450 90 000 0). Таким образом, часть комплектующих для производства стиральных машин стала импортироваться по нулевой ставке пошлины, что позволило заметно снизить издержки.

Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford . В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. К настоящему моменту инвестиции Ford в российский проект составили около 230 миллионов долларов США. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.

Концепция УЦП является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х годов. Появление концепции УЦП также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера, выпущенной ими в Лондоне в 1982г.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции УЦП существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при кот себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «УЦП» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление ЦП – следующий шаг, кот им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

В процессе исследования теории и практики концепции УЦП, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии.

1 этап. Зарождение теории Supply Chain Managemen.

1980-е гг. Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. На этом этапе развития понятие «УЦП» по своему содержанию лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики и почти полностью была ей детерминирована

2 этап. Отделение теории Supply Chain Management от логистики

Первая половина 1990-х гг. Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования управления ЦП как науки, а также областей использования ее концепции в практической деятельности. Происходит смещение и разделение м/у логистикой и SCM понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок.

3 этап. Формирование классической концепции Supply Chain Management

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг. Четко обозначается различие м/у интегрированной логистикой и УЦП, функции контроллинга, координации и интеграции при управлении товарным потоком закрепляются за понятием «управление цепями поставок». Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечению взаимосвязи и контроля товарных потоков и информационной координации по обеспечению коммуникаций м/у звеньями цепи. Общий накопленный опыт теоретических и практических знаний формирует учебные курсы по новой дисциплине

4 этап. Современный этап развития теории Supply Chain Management

Вторая половина 2000-х гг. Происходит еще более углубленное исследование теории и практики УЦП их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными членами цепи поставок

Главным в деятельности любой организации составляют операции, в ходе которых продукты создаются и доставляются потребителям.

Логистическая операция - совокупность действий по управлению или преобразованию материального потока.

Для осуществления этих операций требуются разнообразные исходные составляющие, преобразуемые затем в желательные.

В число исходных составляющих входят сырье компоненты, сотрудники, информация, деньги и другие ресурсы. К операциям относятся производство и т.д. Основная продукция - товары и услуги.

исходные составляющие, преобразуемые желательные комбинации

Выполняемые операции обычно разделяются на ряд взаимосвязанных участков (отделов и цехов на предприятии). Поэтому логистика занимается также перемещением материальных ресурсов через разные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и доставляя внутренним заказчикам.

Перемещение материалов в организацию от поставщиков называется входящей логистикой, перемещение материалов к заказчикам и потребителям - исходящей логистикой, перемещение материалов в самой организации - материальным менеджментом.

Организации не действуют изолировано друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Большинство видов продуктов в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих действий применяются различные названия:

  • - если акцент делается на операциях, говорят о процессе;
  • - если подчеркивается маркетинг - логистический канал;
  • - если на 1-ое место ставят добавленную ценность - цепочка ценности;
  • - при анализе удовлетворения потребительского спроса - цепь спроса.

В отношении перемещения материалов используется термин «цепь поставок» (логистическая цепь).

Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

В общем виде логистическая цепь имеет вид: поставщик - закупки - склад - производство - склад - сбыт - потребитель. В некоторых логистических системах может отсутствовать ряд звеньев (склад/производство). Перемещение от одного звена цепи к другому осуществляется с помощью транспортировок, управляется и контролируется информационным потоком в речевой, бумажной и/или электронной формах.

Каждый продукт имеет свою собственную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и сложными(начинается с зерен какао, выращиваемых на плантациях, заканчивается доставкой плиток шоколада потребителям). На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков и т.д. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

Самый простой способ представить цепь поставок - показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать поток перемещения продукта с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими..

На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию самым разным потребителям. Поэтому, пройдя через разные уровни поставщиков и по разным цепям поставок, различные исходные материалы «встречаются» друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через разные уровни потребителей, снова расходятся.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые.

Цепи поставок настолько сложны, что порой возникает вопрос, можно ли обойтись без них. Иногда это возможно, когда продукты перемещаются непосредственно от производителя к конечному потребителю.

Итак, логистика отвечает за перемещение и хранение материалов по мере их продвижения по цепи поставок, которая включает следующие виды деятельности:

  • 1. Снабжение (закупки). Отдел снабжения выбирает подходящего поставщика, договаривается об условиях поставок, организует доставку, занимается страхованием и платежами, а также выполняет всё необходимое для того, чтобы материалы своевременно поступили в организацию.
  • 2. Поступающие транспортные потоки или грузовые перевозки. Этот вид деятельность затрагивает перемещение материального потока от поставщика до зоны приема. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вид транспорта, подходящую транспортную компанию, составить маршрут, проверить выполнение всех правовых требований, обеспечение безопасности, обеспечить своевременную доставки.
  • 3. Приемка. Процесс, в ходе которого устанавливается соответствие поступивших материалов заказу, отправляется подтверждение об их получении, осуществляется разгрузка транспортного средства, проверка материалов на сохранность и последующая их сортировка.
  • 4. Складирование. Отправка материалов на хранение и уход за ними до тех пор, пока они не потребуются. Для многих материалов требуются специальные условия (замороженные продукты питания, лекарства, химические вещества).
  • 5. Контроль запасов. В данном виде деятельности учитываются характер материалов, находящихся на хранении, общие инвестиции, уровень обслуживания потребителей, объем и время выполнения заказов.
  • 6. Комплектация заказов. Операции связаны с отбором материалов, находящихся на хранении, и их объединением в заказы, готовящиеся для отправки потребителям.
  • 7. Грузопереработка материалов. Перемещение ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации. При этом материалы перемещаются от одной операции к другой. Цель - обеспечить эффективное перемещение по коротким маршрутам на складе, используя наиболее подходящее оборудование с минимальным ущербом для продукции, а при необходимости специальную упаковку.
  • 8. Внешние перевозки. Получение продукции в зоне отправки и доставка ее до потребителя.
  • 9. Управление физическим распределением. Виды деятельности, в ходе которых готовая продукция доставляется до потребителей. Часто стыкуется с маркетингом.
  • 10. Переработка, возврат продукции, устранение отходов. Виды деятельности, в ходе которых осуществляется возврат материалов в организацию, называют логистикой обратных потоков (обратной дистрибьюцией). Напр., возвращаются поврежденные материалы; не те по количеству и типу, которые заказывались; материалы для повторного использования - доставочные коробки, катушки; материалы для переработки.
  • 11. Выбор мест размещения. Логистика должна отыскать наилучшие места для конкретных операций (напр., хранение), определить их число и размеры. Данные решения влияют на общую структуру цепи поставок.
  • 12. Коммуникация. Поток информации связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах, материалах, времени, объеме, проблемах и т.д.

В зависимости от обстоятельств к логистике может быть отнесено множество других видов деятельности (прогнозирование продаж, составление производственных графиков, связи с внешними партнерами и др.). Важно не только провести границы между функциями, но и учесть, что все они должны выполняться совместно, чтобы обеспечить эффективный материальный поток.

Звенья логистической системы, будучи упорядоченными определенным образом, составляют логистическую цепочку или цепочку поставок. В зарубежных терминологических словарях ANNEX и APICS цепочка поставок определяется как взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) - «поставщик-потребитель», по которой товар или услуга доставляется конечному потребителю, организованная с тем, чтобы достичь планируемую цель. При этом не накладывается никаких обязательств на линейную упорядоченность звеньев логистической цепочки.В свою очередь, А.Н. Родников в своем терминологическом словаре подчеркивает именно линейную упорядоченность цепочки поставок, а именно: логистическая цепочка представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и других), непосредственно участвовавших в доведении конкретно партии до потребителя .

Существуют и другие определения цепочки поставок, например: логистическая цепочка - это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала. Таким образом, цепочку поставок, как правило, проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. Исходным параметром формирования логистической цепочки является заказ потребителя. Формирование цепочки поставок может осуществляться целенаправленно посредством юридического слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм с соответствующим юридическим и организационным оформлением. Цепочка поставок может осуществляться на основании модульного принципа в управлении, при этом учитываются два взаимоисключающих друг друга принципа: корпорации и сотрудничества - с одной стороны, а с другой - конкуренции. Такое формирование цепочки поставок позволяет использовать свободные ресурсы участников логистической цепочки с тем, чтобы сглаживать колебания внешней среды. Гибкость такой цепочки посредством специальных разовых поставок через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки дает возможность выровнять пики потребления, при этом неизбежные риски заметно снижаются. Связи между отдельными элементами логистической цепочки сегодня реализуются с помощью новейших информационных технологий. Построение и исследование цепочек, сформированных по информационным и финансовым потокам, обладает чрезвычайно важным практическим значением, поскольку движение материальных ресурсов и готовой продукции не совпадает с соотносящимися с ними информационными и денежными потоками. Проблемы, возникающие в связи с асинхронностью потоков, значительно осложняют принятие эффективных управленческих решений .

Таким образом, цепочка поставок представляет собой множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

Системы управления цепями поставок

Термин «Supply Chain Management» -- «Управление цепью/цепями поставок» -- был предложен американскими консультантами в начале 1980-х гг. и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции -- SCM. В 1998г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел определение логистики 1985г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP -- (англ. Supply Chain Planning) -- планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.SCE -- (англ. Supply Chain Execution) -- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поставок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП -- это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производстве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сырья, материалов и компонентов, производители готовой продукции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. -- все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих товары или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в качестве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверждает, что ЦП - это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутренних (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок -- это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что существуют три уровня сложности ЦП: «прямая ЦП», «расширенная ЦП» и «максимальная ЦП». Прямая ЦП состоит из центральной компании (промышленной или торговой), поставщика и покупателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации рис. 1:

Расширенная ЦП включает поставщиков и потребителей второго уровня, т.е. поставщиков поставщика центральной компании. Пример расширенной ЦП - на рис.2:


Рисунок 2 Расширенная цепь поставок

Продолжая эти рассуждения, можно прийти к максимальной ЦП, включающей слева от центральной компании (промышленного предприятия) всех контрагентов, необходимых для изготовления определенной продукции, вплоть до поставщиков -- предприятии по добычи исходного природного сырья. Справа от центральной компании ЦП расширяется до конечного (индивидуального) потребителя и далее до предприятия, замыкающего функциональный жизненный цикл продукта, например в смысле его утилизации. Пример максимальной цепи поставок приведен на рис.3:


Рисунок 3 Максимальная цепь поставок

Из этого примера видно, что финансовый посредник может, принимая на себя определенный риск, предоставлять кредиты и финансовые консультации членам цепи, логистический посредник осуществляет соответствующие операции между компаниями ЦП, а фирма, занимающаяся исследованием рынка, предоставляет центральной компании информацию о конечном потребителе, поддерживая тем самым конкурентоспособность ЦП.Эта схема кратко иллюстрирует некоторые из многочисленных функций, которые ЦП может успешно выполнять.

Цели и стратегические элементы управления цепями поставок

Целью SCM является максимизация общей стоимости, создаваемой цепью поставок. Данная величина определяется как разница между тем, что клиент готов заплатить за продукт и затратами, которые в совокупности возникают в ЦП. Для большинства ЦП этот показатель может быть назван «прибыльность ЦП», определяемым как разность между доходом, полученной от клиента и совокупными затратами в ЦП.

Все методы и инструменты SCM для повышения прибыли компании направлены на достижение двух основных эффектов:

увеличение дохода от продаж продукции за счет повышения уровня сервиса, точности поставок и прогнозирования спроса;

сокращение затрат за счет снижения уровня запасов, сокращения накладных и транзакционных издержек в закупках, складировании и сбыте, а также улучшения использования производственных и логистических мощностей.

Основные экономические эффекты SCM представлены в таблице 2.1.

Внедрение концепции управления цепями поставок связано с развитием новых организационно-функциональных схем взаимодействия предприятий. Реализованные проекты по внедрению управления цепями поставок показали возможность снижения уровня запасов до 60 %, снижения времени изготовления за счет согласования процессных цепей до 50 %, повышения прибыли за счет оптимизация процесса создания стоимости и снижения транзакционных издержек до 30 %, повышения качества продукции до 30%, увеличения оборота и доли рынка за счет увеличения гибкости и скорости реакции и изменения отношений с клиентами до 55 %. На рисунке 2.2 показаны основные показатели (ключевые индикаторы) оценки эффективности управления цепями поставок.

Таблица 2.1.

Эффективность управления цепями поставок

Рис. 2.2. Основные показатели (ключевые индикаторы) оценки эффективности управления цепями поставок.

Управление цепью поставок можно рассматривать как стратегический фактор баланса между ориентацией на клиента и выгодным ростом. В цепи поставок, как и на предприятиях-участниках, осуществляется целенаправленное построение организации процессов с ориентацией на потребности клиентов. Таким образом, возникает сеть создания и реализации материальных благ и ценностей, в которой внутриорганизационные и межорганизационные связи выражаются в отношениях «Клиент-Поставщик». Если учитывать интересы, связанные с ориентацией на клиента достижением эффективного роста, то можно выделить два основных аспекта:

1) формирование цепи поставок как совокупности связей потоков материалов, товаров, услуг и информации от поставщиков до клиентов;

2) оптимальное использование ресурсов и сокращение затрат (поскольку целью управления в цепи поставок является увеличение прибыли).

Существенным фактором успеха в цепи поставок является подход к процессу с позицийинтегрального менеджмента , объединяющего нормативные, стратегические и оперативные показатели. С точки зрения процесса интеграции и координации цепи поставки от поставщика до конечного потребителя, основным является рассмотрение совокупной цепи по созданию материальных благ и ценностей. С помощью принципа ориентации на процесс необходимо установить, насколько эффективно координируются процессы во всей цепи поставки для создания выгоды клиентам при одновременном росте рентабельности каждого элемента в цепи поставки.

Успешные варианты реализации концепции управления цепью поставки (с точки зрения экономического роста) позволяют выделить специфические модели поведения. Для достижения наилучшего уровня выполнения работ и управления процессами в цепи поставок необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип 1. Сегментирование реализуется с учетом ориентации на клиентов по их потребностям в обслуживании, в том числе на специфические группы клиентов.

Принцип 2. Адаптирование цепи создания материальных ценностей и благ учитывает требования по обслуживанию и выгодности всех сегментов.

Принцип 3. Планирование потребностей на всей протяженности цепи поставок осуществляется с целью обеспечения оптимального распределения ресурсов.

Принцип 4. Дифференциация продукции производится по мере приближения к клиентам.

Принцип 5. Стратегическое управление источниками поставки преследует своей целью сокращение совокупных затрат на материалы и услуги.

Принцип 6. Разработка стратегии реализации технологии предназначается для всей цепи поставок, обеспечивающей многоступенчатое принятие решений с четким видением потоков материалов, товаров, услуг и информации.

Принцип 7. Определение в цепи поставок изменяющихся показателей направлено на обеспечение эффективного и качественного обслуживания конечных потребителей.

В качестве первого важного принципа успешного управления цепью поставок выступает сегментирование клиентов по их потребностям в обслуживании и направленность цепи на эти сегменты с целью получения выгод.

Вторым принципом является индивидуальная адаптация цепи создания материальных благ и ценностей в разрезе требований обслуживания с учетом рентабельности сегмента.

Третий принцип относится к планированию потребностей. Реализация этого принципа должна проводиться на всей протяженности цепи поставок, где создаются прогнозы и осуществляется распределение ресурсов внутри цепи.

Предметом четвертого принципа является выявление точки соединения клиентов, т.е. определение места в цепи поставки, с которого начинается распределение заказов определенных клиентов. Точка соединения клиента должна находиться как можно ближе к клиенту, чтобы сократить срок дифференциации продукта с учетом вида рынка. Это дает возможность выравнивать колебание спроса, а также избежать затрат по формированию избыточных запасов. Кроме того, сокращение времени выполнения заказа на всей протяженности цепи поставок повышает реакцию на спрос.

Пятый принцип означает повышение уровня связывания капитала внутри цепи. Принцип «затраты нашего поставщика являются по сути нашими затратами» показывает, что высокие затраты поставщиков косвенно переносятся на следующее звено цепи. Стратегическое управление поставщиком направлено на минимизацию этих затрат.

Важное значение информационных технологий в управлении цепью поставок констатируется в шестом принципе , который означает информационную поддержку в оперативном и стратегическом управлении, например, при планировании производства и дальнейшем развитии цепи создания материальных ценностей и благ.

Наконец, контроль деятельности в цепи поставок находит отражение в седьмом принципе. Для выявления достигнутых целей важным является создание единого измерительного инструментария внутри цепи поставок.

Целью концепции SCM является достижение наилучших результатов по всей цепи с оптимизацией интересов всех ее участников. Таким образом, система целей включает, с одной стороны, максимизацию пользы для клиента, а с другой, минимизацию затрат, что обуславливает конкурентоспособность всей цепи поставок и ее постоянное развитие.

Концепция управления цепью поставок отражает интегрированный подход, при котором цели управления цепью поставок связаны с согласованной концепцией поведения. В контексте управления цепью поставок требуется перемещение фокуса на сотрудничество, выходящее за рамки предприятий при одновременном учете автономии участников цепи. В соответствии с этим, относительные рамки интегрированного управления действуют в цепи поставок для ориентирования как на уровень предприятия, так и на уровень цепи как совокупной системы.

В рамках SCM важно разграничивать цели, задачи и показатели нормативного, стратегического и оперативного управления.

Нормативное управление связано с общими целями цепи поставок, принципами и нормами, направленными на обеспечение ее жизне- и дееспособности. Необходимость обеспечения жизнеспособности цепи поставок в конкурентной среде переплетается со стремлением дальнейшего развития предприятий-участников. С этой точки зрения, относимые к цепи поставки политические действия и процессы, составляют существенное содержание нормативного менеджмента. Нормативный менеджмент формирует политику цепи поставок, направленную на развитие эффективного потенциала, исходя из групп требований.

Оперативное управление заключается в преобразовании нормативных и стратегических величин в оперативные действия, которые направлены на эффективное и производительное выполнение текущих, повседневных процессов, связанных с движением материалов, информации и финансовых средств.

Стратегическое управление проистекает из миссии нормативного менеджмента в политике цепи поставок. В центре стратегического управления, наряду с программами, находится принципиальное обоснование структур и систем, а также поведение при решении проблем предприятий-участников. Если нормативный менеджмент обосновывает деятельность, то стратегический ее направляет. Стратегический менеджмент необходим для создания, обеспечения и использования успешных позиций, т.к. выражает единую рыночную позицию всей цепи поставок. Успешные позиции представляют собой совокупный опыт предприятий-участников, а также всей цепи поставок на рынке в области технологий, управления процессами, культуры отношений и пр. Существующие взгляды отражают место цепи поставок при становлении рыночных отношений, а новые ‑ формируются из развития условий, способствующих достижению будущей выгоды из преимуществ перед конкурентами.

Эффективность управления цепью поставок в обобщенном виде можно представить как рыночный, внутрифирменный и эффект поставщика.

Рыночный эффект. Управление цепью поставок позволяет достигнуть долгосрочные конкурентные преимущества, которые возникают благодаря, например, возможности предприятий-участников цепи концентрироваться на выполнении основных видов деятельности, сокращении рыночных рисков с помощью эффективной координации в цепи и постоянного потока информации. Последовательная направленность процессов на клиентов и их желания обуславливает возможность увеличения уровня обслуживания и удовлетворения клиентов. Совокупная координация в цепи поставок дает возможность сокращать время выполнения заказа и поставки, увеличивть уровень доверия и лояльность со стороны потребителей.

Кроме того, управление цепью поставок способствует тесному сотрудничеству между предприятиями-участниками, ускорению инновационных процессов и освоению новых рынков сбыта.

Внутрифирменный эффект. Благодаря оптимизированным прогнозам потребностей, поддержанных информационно-технической базой, а также постоянному обмену информации о мощностях и возникающих «узких местах», система управления цепью поставок создает прозрачность информации о количестве запасов, объемов сбыта, сроках выполнения заказов и т.д. Это дает возможность существенно сократить запасы, повысить производительность и эффективность инфраструктуры, оптимизировать размеры партий поставок, повысить уровень обслуживания и, наконец, эффективность управления потоками на всей протяженности цепи поставки.

Выгода для поставщиков. В рамках управления цепью поставок при ориентации на клиентов использование информационных технологий позволяет освоить новые рынки, что дает возможность поставщикам расширять существующие границы рынка.

Эффективная координация внутрифирменных и межорганизационных процессов с описанными выше потенциальными преимуществами выступает в качестве важного фактора существенного сокращения затрат на процессы по всей цепи поставок.

Образовательные установки:

знать

Принципы формирования и функционирования цепей поставок;

уметь

Моделировать бизнес-процессы в цепях поставок;

владеть

Организационно-экономическими методами управления цепями поставок.

Ключевые термины

Интегрированная логистика (логистика цепей поставок). Интегрированная цепь поставок. Управление цепями поставок. Фокусная компания. Прямая цепь поставок. Расширенная цепь поставок. Максимальная цепь поставок. Сетевая структура цепи поставок (логистическая сеть). Конфигурация сетевой структуры. Ключевые (основные) участники цепи поставок. Вспомогательные участники цепи поставок. Управляемые хозяйственные связи. Отслеживаемые хозяйственные связи. Неуправляемые хозяйственные связи. Связи с субъектами, не входящими в цепь поставок. Функция логистической координации. Интеграция бизнес-процессов. Глобальная оптимизация цепи поставок.

Эволюция концепции управления цепями поставок

Развитие интеграционных процессов в экономике и выход их за рамки основного экономического звена по линиям взаимодействия с бизнес-партнерами в сфере снабжения и сфере сбыта готовой продукции привели к появлению понятия интегрированной логистики, или логистики цепей поставок. Соответственно в управлении интегрированной логистикой выработалось понятие "управление цепями поставок".

Термин "управление цепями поставок" был предложен системным интегратором – компанией i2 Technologies и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х гг. Появление одноименной концепции (supply chain management – SCM) связывают с опубликованием статьи К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy" в Лондоне в 1982 г.

Первоначально управление цепями поставок отождествлялось с интегрированной логистикой. Например, Д. Бауэрсокс и Дж. Клосс остаются на этой позиции и рассматривают соответствующие аспекты логистики и управление цепью поставок практически как синонимы, считая, что "интеграция логистики преодолевает рамки внутрифирменной координации процессов снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения, распространяясь на поставщиков и потребителей" .

Взаимодействие функциональных сфер предпринимательской логистики и их связь с деловым окружением бизнеса подчеркивает термин "интегрированная цепь поставок". Его содержание характеризуют последовательно выстроенные: цепь снабжения, внутрипроизводственная цепь и цепь поставок предприятия. С точки зрения системной организации логистики, интегрированная цепь поставок – это прежде всего совокупность хозяйствующих субъектов: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, состоящих в хозяйственных связях и объединенных участием в едином воспроизводственном цикле товара (услуги).

По мере развития концепции управления цепями поставок происходит разделение понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов между логистикой и SCM. Но определению Европейской логистической ассоциации, SCM – управление цепью поставок – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур .

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управления цепями поставок существенно изменился. В 1980-х гг. в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой традиционные методы управления бизнесом, работающие в направлении достижения экономии текущих затрат, практически исчерпали свой ресурс. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новых подходах, один из которых предложила концепция управления цепями поставок. Она выдвинула и обосновала идею координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, взаимодействующих в бизнесе.

Освоение концепции и становление практики управления цепями поставок определяются переходом от управления хозяйственными связями к управлению логистическими цепями, в частности, от управления хозяйственными связями по поставкам к управлению интегрированными цепями поставок. Об этом говорит тот факт, что "хозяйственные связи подчиняются общей логике процесса материально-технического обеспечения, выраженной последовательностью этапов взаимодействия – от поиска партнеров до исполнения договорных обязательств и удовлетворения интересов каждого из них" . Первыми практику освоили зарубежные компании, реально осознавшие, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходимо сделать для повышения своей конкурентоспособности.

К настоящему времени в развитии концепции управления цепями поставок обозначились четыре этапа (табл. 8.1).

Этап I. Зарождение теории SCM (1980-е гг.) На этом этапе развития понятие "управление цепями поставок" скорее было новым модным термином, по своему содержанию мало чем отличавшимся от понятия "логистика". Концепция SCM на тот момент имела сходство с расширенным толкованием интегрированной логистики и почти полностью ею определялась. Д. Уотерс по поводу соотношения двух понятий отмечал, что "это скорее вопрос семантики, а не реаль-

Таблица 8.1

Эволюция концепции управления цепями поставок

Характеристика

I. Зарождение теории SCM

Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, находящихся во взаимодействии. Понятие "управление цепями поставок" по своему содержанию лишь незначительно отличалось от расширенного толкования интегрированной логистики

II. Отделение теории SCM от логистики

Первая половина 1990-х гг.

Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования цепей поставок как объекта управления, а также областей использования отдельных концепций общего и функционального менеджмента в практической деятельности. Предпринимаются попытки разграничения понятийных аппаратов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок

III. Формирование классической концепции SCM

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга и координации при управлении товарным потоком закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечении контроля движения товарных потоков и информационной координации, согласования действий участников цепи. Комплекс накопленных теоретических знаний и практический опыт формируют учебные курсы по новой дисциплине

IV. Современный этап развития концепции SCM

Вторая половина 2000-х гг.

Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок

ных различий... оба термина относятся к одной и той же функции" .

Логику толкования концепции управления цепями поставок того времени можно сформулировать следующим образом. Хозяйствующие субъекты формируют цепь поставок, через которую проходит сквозной материальный поток, являющийся объектом управления цепью поставок с целью оптимизации параметров потока на выходе. Для достижения общей цели все субъекты – участники цепи действуют координированно. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы в целом.

Таким образом, управление цепыо поставок подразумевало использование логистического подхода для координации действий всех звеньев системы, т.е. фактически была востребована концепция логистики для организации бизнеса в производственно-коммерческой сфере.

Этап II. Отделение теории SCM от логистики (первая половина 1990-х гг.). Как самостоятельная научная идея концепция управления цепями поставок определилась в 1990-е гг. В это время происходит обособление теории управления цепями поставок, начинают развиваться самостоятельные теоретические исследования в этой и смежных областях знаний. Предпринимаются попытки выявить сущность и содержание управления цепями поставок как науки, а также областей использования концепции в практической деятельности. С возникновением идеологии SCM происходит разделение логистики и SCM как самостоятельных терминов, а также как понятийно-смысловых категорий. Появляется необходимость в систематизации применяемых понятий и определений логистики и управления цепями поставок. Начинается поиск разумной организации базовой лексики логистики и SCM, которая позволила бы определить классы взаимосвязанных понятий и учесть все многообразное и неоднородное множество терминов, применяемых в этих областях знаний. Для единообразного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и SCM, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals).

Этап III. Формирование классической концепции SCM (iвторая половина 1990-х начало 2000-х гг.). На этапе формирования классической концепции уже было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок. Прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление материальными потоками в цепи поставок становятся прерогативой SCM, функции контроллинга и координации при управлении материальным потоком также закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением товаров, т.е. фокус переводится на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей .

Стремительное развитие концепции потребовало серьезных прикладных исследований в различных отраслях и на разных региональных рынках. Накопленные теоретические знания и практический опыт были положены в основу формирования учебных курсов по новой дисциплине. На этом этапе идеология управления цепями поставок начинает развиваться и как самостоятельная концепция, и как функциональная область менеджмента, коммерции, маркетинга и логистики. Основные направления исследований сосредоточиваются на процессах интеграции и формировании стратегических партнерских отношений, а также использовании процессного подхода, изучении основных функций компаний в разрезе бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделялось развитию процессов обеспечения синхронизации товарных потоков, а также активизации коммуникаций между звеньями и информационной координации действий.

Этап IV. Современный этап развития теории SCM (середина 2000-х гг. и далее). Происходит еще более углубленное исследование управления цепями поставок и как концепции, и как функциональной области деятельности, а также адаптация концепции под разные рынки. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Накопленный практический опыт анализируется и востребуется компаниями для повышения своей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий с использованием инженерно-технических инструментов, основанных на применении идеологии управления цепями поставок в реальном времени. Практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов и приобретает ключевое значение в построении перспективных взаимоотношений фокусной компании с участниками цепи поставок. Все это требует дальнейшего развития научных исследований в областях, сопряженных с SCM, по созданию новых релевантных концепций.

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, осваивают принципы SCM как новую идеологию бизнеса. Обеспечению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок. В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают: Национальная логистическая ассоциация России (НЛА), Национальный совет по цепям поставок.

Предназначение этих организаций заключается в том, чтобы:

  • разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;
  • устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве РФ, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;
  • формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальная логистическая ассоциация России – это общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и упрочение логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации провозглашены:

  • анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики в целях их адаптации и внедрения в России;
  • разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики;
  • координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами .

Национальный совет по цепям поставок – это общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые фирмы, образовательные учреждения). Основная цель ее деятельности – содействие освоению стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса Российской Федерации и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической деятельности, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутри-, так и межкорпоративных цепей поставок .

Растущая глобализация, развитие внешнеэкономических взаимодействий позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, рассматривают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также базы для размещения производственных мощностей по ее изготовлению для включения в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в процесс мировой интеграции бизнеса.

Россия вслед за остальными странами Восточной Европы постепенно втягивается в орбиту глобальной логистики. В этом ей помогают обильные капиталовложения из разных источников. Рынок российской логистики в последние годы становится все более привлекательным для иностранных инвесторов: об этом можно судить по крупным зарубежным инвесторам, которые пришли в Россию. Это, например, британские фонды Fleming Family & Partners и Raven. Помимо всего прочего, учитывается то обстоятельство, что в России средние сроки окупаемости проектов составляют 7–8 лет и меньше.

Компания Castorama входит в состав британской группы компаний Kingfi sher. Это первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта формата DIY – Do It Yourself ("Сделай сам"). Группа Kingfi sher – это более 770 магазинов в Европе и Азии. Основные ритейл-бренды компании Kingfi sher Castorama, Brico Depot, Screwfix и B&Q. Гипермаркеты Castorama завоевали свою популярность в Европе благодаря широкому ассортименту продукции высокого качества, низким ценам и системе обслуживания, построенной на принципе профессиональной консультации. Первые европейские магазины под брендом Castorama открылись в 1969 г. На сегодняшний день Castorama – это 98 гипермаркетов во Франции, 27 – в Италии, 37 – в Польше, семь – в России. Castorama в России начала свою работу в 2005 г. На данный момент открыты и успешно функционируют гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Омске и Краснодаре. Компания планирует дальнейшее открытие порядка пяти–семи гипермаркетов каждый год в крупнейших российских городах. Миссия Castorama – помочь покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение. Цель Castorama – стать номером один на российском DIY-рынке.

В 2005 г. компания Castorama RUS организовала офис в Москве со штатом всего 10 человек. Сотрудники фирмы занимались открытием первого гипермаркета в Самаре, активно проводят переговорные сессии с поставщиками и осуществляют все необходимые организационные действия относительно costart-up проекта в России.

Основная задача руководителя и единственного сотрудника Supply Chain Department – разработка стратегии SCM и внедрение проекта. Так как компания Castorama является частью группы компаний Kingfi sher, то она располагает возможностью применять ее наработки и опыт, мощности и технологии, процедуры и т.д. В виде основы SCM в Castorama было принято решение использовать опыт компании B&Q в Англии. Компания S&Q – это 320 магазинов, 40 000 товаров и 650 поставщиков; компания использует восемь региональных центров для консолидации грузов и пять дистрибутивных центров. Преимуществами SCM в В&О стали: централизация управления, активное использование аутсорсинга, система распределения товаров, категорийный менеджмент и информационное обеспечение.

За 2006–2007 гг. компания Castorama открыла в общей сложности пять гипермаркетов. На основании имеющейся концепции передачи бизнес-процессов на аутсорсинг Castorama подписала контракт с логистическим оператором на оказание услуг ответственного хранения. Кроме прямой поставки товара в магазины, поставщики в России начали осуществлять доставку товара по принципу "кросс-докинг" через распределительный центр Castorama. Управление товарными запасами и размещение заказов поставщикам возложены на Buying Department. Однако развитие компании привело к тому, что структура планирования и формирования заказов поставщикам (как импортным, так и российским) была изменена. В каждом из гипермаркетов был организован Ordering Department, в задачи которого входит: отслеживание и контроль стока на складах гипермаркетов, планирование и прогнозирование продаж, размещение заказов у поставщиков с учетом транзитного времени.

Начиная с 2008 г. уже можно говорить о реализованной системе управления цепочкой поставок (SCM) в компании.

Современная наука предлагает множество различных определений понятия "управление цепями поставок". Единого мнения относительно его содержания не выработано, более того, разброс мнений очень широк и зависит от логистической школы (направления) и позиции конкретного исследователя.

Общее состоит в том, что акцент в толковании концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM, приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок": управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам .

М. Кристофер дает следующее определение управления цепью поставок: это "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

Дж. Сток и Д. Ламберт определяют управление цепями поставок "как интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

Список определений можно продолжить, η том числе в контексте сопоставления понятий логистики и управления цепями поставок. Сложившуюся ситуацию неоднозначности обусловливают ряд причин.

  • 1. Исторически непродолжительное время развития. И логистика, и управление цепями поставок – достаточно молодые и активно дискутируемые области знаний, учитывая, что сам термин "supply chain management" введен в оборот в 1980-е гг. Естественно, что их понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется, наполняется новым содержанием.
  • 2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсоке, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны – признанного специалиста мирового уровня в области логистики и SCM из Австралии – переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии. Научные школы логистики и управления цепями поставок созданы и продолжают свое развитие в России (см. параграф 1.1).
  • 3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке коммерции, маркетинга, логистики, операционного и стратегического менеджмента.
  • 4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются профессионалами в других областях, включая и инженерно- технические специальности.
  • 5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистамеской школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин "физическое распределение" использовался в США во второй половине XX в. как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина "дистрибуция".

Апеллируя к существующим исследованиям и обобщая их результаты, научная школа кафедры Коммерции и логистики СПбГЭУ руководствуется следующим определением.

Управление цепями поставок – это процесс планирования, организации, учета, контроля, анализа, регулирования, направленный на достижение стратегических целей участников цепи поставок. Сочетанием общих функций управления и специальных функций управления в логистике (управление затратами, управление качеством обслуживания и др.) формируется комплексная функция контроллинга, обеспечивающая достижение логистической координации в цепях поставок.

Цепи поставок представляют собой совокупность последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей: каждый потребитель становится поставщиком для следующих потребителей – так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному потребителю. Цепь поставок имеет в своей структуре фокусную компанию, поставщиков, потребителей, а также вовлеченных во взаимодействие канальных посредников. Фокусная компания это ключевое звено цепи поставок, которое определяет конфигурацию цепи и особенности взаимодействия участников.

В зависимости от количества звеньев различают три уровня сложности цепей поставок:

  • 1) прямая цепь поставок;
  • 2) расширенная цепь поставок;
  • 3) максимальная цепь поставок.

состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – производственной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или) внутреннем потоке продукции, услуг, финансов, информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с партнерами по бизнесу (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

Расширенная цепь поставок включает в себя дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рис. 8.2).

  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 51.