Перспективы ракетно космической отрасли. Многоразовые ракеты-носители

Российская космонавтика, которая за последние 4-5 лет испытала ряд довольно болезненных инцидентов, а также наряду со всей остальной промышленностью была затронута общим негативным экономический фоном, тем не менее за прошедший 2015 год смогла во многом наверстать упущенные за прошлые годы позиции и стать одним из локомотивов в проектах по импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня.

Об итогах, неудачах, подъемах и перспективах отечественного космоса предлагаем поговорить поподробнее. Особенно учитывая тот факт, что конкуренты России в освоении околоземного и межпланетного пространства также не дремлют. А значит, нашей ракетно-космической отрасли необходимо прилагать максимум усилий в вопросе модернизации предприятий, отработки госзаказа и ведения НИОКР по перспективным направлениям.

Начался год, следует отметить, на довольно негативной ноте – 16 мая 2015 года потерпел крушения носитель «Протон-М» с мексиканским спутником «MexSat-1» на борту. Уже потом, в августе, правительственная комиссия назовет причину: эксперты пришли к о том, что причина аварии ракеты-носителя заключалась в конструктивном недостатке вала ротора турбонасосного агрегата третьей ступени, который вышел из строя из-за повышенных вибрационных нагрузок.

Авария с мексиканским спутником явилась как бы завершающей в целой череде проблем с «Протонами», пик падений которых пришелся на 2013-2014 года. Наиболее резонансной аварией ракет-носителей «Протон-М» стало падение трех спутников орбитальной группировки «ГЛОНАСС» 2 июля 2013. Причиной катастрофы тогда послужила вопиющая халатность и безответственность при сборе ракеты, когда датчики угловых скоростей были установлены на заводе-изготовителе неправильно. Это привело к потере спутников и убыткам почти в 4,5 миллиарда рублей. А уже в мае 2014 года был потерян российский телекоммуникационный спутник «Экспресс АМ4Р» из-за отказа рулевых двигателей 3-й ступени.

Однако соответствующие выводы по итогам этих аварий были правительством и профильными ведомствами и в первую очередь Роскосмосом сделаны, и все последовавшие за крушением «MexSat-1» пуски (а всего их в дальнейшем было четыре) прошли в штатном режиме.

Также в уходящем году активно развивался и строился перспективный российской космодром «Восточный». Новый космодром строится рядом с поселком Углегорск в Приамурье. Рядом с Углегорском также строится целый город для работников космодрома и членов их семей, который будет назван в честь пионера мировой и отечественной космонавтики Константина Циолковского.

Первый запуск ракеты-носителя с космодрома был запланирован на 2015 год, а запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год. Однако в последствии эти сроки пришлось перенести.

Если же говорить о конкретных достижениях строителей, то, вопреки проблемам с подрядчиками (которыми теперь занимается Следственный комитет РФ) и срывом сроков первого пуска, сделано все равно было немало. Так, в нынешнем году было закончено возведение и монтаж важнейшего компонента наземной инфраструктуры космодрома - контрольно-измерительного комплекса. В состав измерительного комплекса «Восточного» унифицированный технологический модуль, комплекс антенн для приема и передачи телеметрии.

Помимо этого, на космодроме оборудовали систему для передачи данных наземного комплекса управления, морской измерительный комплекс и несколько командных пунктов по всей России. На «Восточном» уже в конце ноября был сдан «пусковой минимум», что позволит, по расчетам специалистов, осуществить первый запуск весной 2016 года.

На космодром также была доставлена ракета-носитель «Союз» и размещена в монтажно-испытательном комплексе, где она перезимует и будет готовиться для первого старта с дальневосточного космодрома.

Активно шла работа и по созданию социальной инфраструктуры для персонала космодрома, профильные ведомства продолжили возведение микрорайонов в городе Циолковском. Сейчас также прорабатывается вопрос с активизацией малоэтажного строительства для нужд сотрудников «Восточного». Как в Минстрое России, государство возьмет на себя обязательство по обеспечению социальных гарантий по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы на космодроме. В том числе специалистов, которые готовы к переводу с комплекса «Байконур». Минстроем России будет прорабатываться возможность наделения этой категории граждан правом на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета путем предоставления им государственных жилищных сертификатов.

Довольно непросто складывались у России взаимоотношения с нашими зарубежными партнерами и в первую очередь с Соединенными Штатами. Мы и американцы, несмотря на существенные и, скажем честно, непреодолимые противоречия по всей повестке внешнеполитической проблематики, оставались надежными партнерами в космосе. Весь год продолжалось сотрудничество по линии МКС, осуществлялись запуски «Союзов» в том числе и с американскими астронавтами на борту.

Однако наиболее знаковой ситуацией, характеризующей взаимозависимость России и США в космической сфере, является, конечно же, эпопея с закупками американским консорциумом «United Launch Alliance», российских ракетных двигателей РД-180.

На фоне антироссийской истерии, Конгресс США принял решение о существенном ограничении закупок двигателей РД-180 в России – в этом году их планировалось приобрести всего 5 штук. Это поставило «United Launch Alliance» в крайне неудобное положение и даже вынудило отказаться от участия в тендере Пентагона на запуск военных спутников.

Стоит напомнить, что РД-180 производства НПО «Энергомаш» используется в качестве 1-й ступени американской ракеты тяжелого класса «Atlas 5», и без них американцы пока обойтись не могут. В итоге до 2019 года российские ракетостроители с «Энергомаша» поставят в США еще 20 двигателей РД-180.

Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь Баранов Вячеслав Викторович

2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России

В условиях глобализации экономики особую значимость приобретает реализация приоритетов государственной инновационной политики Российской Федерации, в том числе в области ракетно-космической промышленности. Для России, так же как и для других промышленно развитых стран, освоение и использование космического пространства стало важным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей.

Применение космических систем для решения задач в таких сферах, как связь, теле– и радиовещание, дистанционное зондирование Земли из космоса, навигация и картография, вносит существенный вклад в формирование новой экономики, основанной на широком использовании информационных технологий. Расширение рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности в экологическом мониторинге, борьбе со стихийными бедствиями и других областях человеческой деятельности призваны способствовать повышению качества жизни населения России.

Использование результатов космической деятельности позволяет повысить эффективность реализации приоритетных национальных проектов. Так, например, в рамках национального проекта «Образование» на базе космических средств могут быть созданы федеральные, региональные и межрегиональные системы дистанционного образования и интерактивного обучения, а также системы обеспечения безопасности школьного транспорта, зданий и сооружений образовательных учреждений. Результаты космической деятельности могут быть интегрированы в учебные курсы, дающие представление о возможностях современной науки и техники в решении актуальных задач социально-экономического развития общества.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» могут быть использованы построенные на базе космической информации мониторинговые системы оценки состояния зданий и сооружений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, системы энергоресурсосбережения, землепользования, градостроительства и учета недвижимости. Для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на базе информации дистанционного зондирования Земли из космоса, навигационных и других космических систем может быть создана целевая система мониторинга и управления сельским хозяйством.

С 2006 г. в России реализуется Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. В этой программе запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Среди них проекты по созданию специализированных космических аппаратов, снабженных целевыми комплексами научной аппаратуры. Кроме того, программа предполагает дополнительную установку комплексов отечественной научной аппаратуры, во-первых, на российские космические аппараты, запуск которых обеспечивает решение важных народно-хозяйственных задач, а во-вторых, на зарубежные космические аппараты научного назначения.

Особенностью Федеральной космической программы России является то, что она предусматривает реализацию научных космических проектов с максимальным использованием унифицированных космических платформ. Эти платформы, являясь основными составляющими космических аппаратов, должны создавать все необходимые условия для функционирования полезной нагрузки, включая аппаратуру для научных исследований, дистанционного зондирования Земли, обеспечения радиосвязи и т. д.

Модульная технология создания космической платформы позволит минимизировать затраты и сроки адаптации возможностей платформы для применения в составе космических аппаратов разного типа. При этом важная роль отводится использованию унифицированной платформы для малоразмерных космических аппаратов. В настоящее время такая платформа уже разработана, причем за счет внебюджетных средств. В рамках проекта «Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований» планируется реализовать программу исследований солнечно-земных связей, наблюдений малых тел Солнечной системы, экспериментов в области астрофизики.

Федеральная космическая программа России на 2006–2015 гг. предусматривает обеспечение надежного функционирования и дальнейшего развития орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения, включая аппараты связи и телевещания. Продолжается успешная эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК1». Ввод в эксплуатацию этого аппарата положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.

В целях наращивания группировки дистанционного зондирования Земли специалисты ракетно-космической отрасли России выполнили НИОКР по созданию космических аппаратов «Канопус-В», «Метеор-М», «Электро-Л». Они дают возможность получать необходимые метеоданные, оперативно выявлять природные и техногенные катастрофы, своевременно предупреждать о лесных пожарах и т. д. В ходе успешного полета автоматической лаборатории «Фотон-М» совместно с европейскими партнерами проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии.

Частью программы пилотируемых полетов являются регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс» к Международной космической станции (МКС). Кроме того, специалисты отечественного ракетно-космического комплекса проводят работы по созданию новых модулей для российского сегмента МКС.

Залог устойчивого развития российского ракетно-космического комплекса – в современной наземной испытательной базе. В рамках Федеральной космической программы на 2006–2015 гг. ее ждет кардинальное обновление. Испытания элементов ракетоносителя «Ангара», включая огневые испытания двигателей для этого носителя, летные испытания носителя «Союз-2», а также создание и отработка новых разгонных блоков и транспортных модулей свидетельствуют о по-прежнему высоком инновационном потенциале российского ракетно-космического комплекса. Об этом говорят и результаты модернизации на космодроме Байконур стартовых и технических комплексов ракетоносителей «Протон», «Союз», «Зенит-М», «Циклон-2», технических комплексов космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

Развивается международное сотрудничество предприятий и организаций российского ракетно-космического комплекса. В рамках отечественной программы фундаментальных космических исследований российские ученые работают с аппаратурой «Конус-А», представляющей собой спектрометр гамма-всплесков, которая установлена на борту американского космического аппарата «Винд». Используются также магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц «Рим-Памела», находящийся в составе космического аппарата «Ресурс-ДК», а также приборы ОМЕГА и СПИКА-М, предназначенные для исследования атмосферы планет на борту европейских аппаратов «Марс-Экспресс», «Мимас» и «Мимас-2» и космических аппаратов США Mars Exploration Rovers. На борту европейской станции «Венера-Экспресс» успешно применяется планетарный Фурье-спектрометр.

Завершены работы по изготовлению отечественной астрофизической обсерватории «Спектр-Радиоастрон». Заканчивается разработка научно-исследовательского аппарата «Коронас-Фотон». Активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Крупнейшим по-прежнему остается проект МКС. Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции. Стратегически важным для российского ракетно-космического комплекса является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Этот проект предусматривает создание наземной инфраструктуры на космодроме во Французской Гвиане и запуски с него адаптированной к условиям ГКЦ российской ракеты-носителя «Союз-СТ». Первый запуск «Союза-СТ» запланирован в будущем году. В среднесрочной перспективе портфель заказов составит 20 запусков. В реализации проекта активно участвуют предприятия российской ракетно-космической отрасли, в частности «ЦСКБ-Прогресс», и ряд других предприятий.

Успешно реализуется российско-французская программа «Урал» по разработке технологий, которые будут использованы в создании российско-европейских средств выведения. Также осуществляется совместный с Европейским космическим агентством (ЕКА) проект по созданию российской пилотируемой транспортной системы. Исследовательская программа, реализуемая в рамках этого проекта, рассчитана на 18 месяцев.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с Европейским центром космических исследований и технологий (ESTEC) является разработка международных стандартов обработки и передачи по технологии Space Wire данных бортовых систем космических аппаратов.

Возлагаются надежды на международные программы «Морской старт», в которой кроме России участвуют Норвегия, США и Украина; «Наземный старт» с участием России и Украины, а также программу распространения с помощью глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) гражданского сигнала для пользователей зарубежных стран.

Важной международной программой является развитие космодрома Байконур в Казахстане, фактически ставшего международным. Россия планирует использовать его совместно с Казахстаном, что обеспечит его высокую эффективность. Важны для российского ракетно-космического комплекса партнерские отношения и с Китайской национальной космической администрацией, а также со странами Карибского бассейна и Латинской Америки – Бразилией, Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими государствами. Одной из новых граней международного сотрудничества в космосе стала попытка национальных космических агентств совместно решить глобальную проблему астероидно-кометной опасности.

Наращивание состава и возможностей орбитальной группировки предполагает полномасштабное развертывание системы ГЛОНАСС с широким внедрением наземной навигационной аппаратуры. Российская система ГЛОНАСС имеет ряд преимуществ перед аналогичными зарубежными системами. Так, российские навигационные космические аппараты лучше видны из приполярных зон, что весьма важно для успешного освоения месторождений и начала добычи углеводородов на шельфе северных морей.

Однако эффективность спутниковой навигации во многом зависит от готовности «земного» сегмента ракетно-космического комплекса к ее активному использованию. Поэтому необходима координация работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС. В настоящее время эти работы координирует Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Предприятия ракетно-космической отрасли разработали образцы навигационной аппаратуры потребителей системы, выпущены первые партии прибора, совмещающего прием сигналов одновременно навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, созданы приборы наземной аппаратуры ГЛОНАСС, а также цифровые навигационные карты. Таким образом, сформированы все предпосылки для использования спутниковой навигации в решении важных народно-хозяйственных задач.

Предполагается, что к 2011 г. группировка навигационных спутников будет доведена до штатной численности 30 космических аппаратов. С 2010 г. планируется начать на орбите летные испытания космического аппарата ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком работы в космосе до десяти лет. Если ввести в эксплуатацию все наземные средства, то точностные параметры ГЛОНАСС приблизятся к точности системы GPS.

В развитие Федеральной космической программы приняты Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Этот документ знаменует качественно новый этап развития отечественной ракетно-космической отрасли. В числе современных проектов – создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, средств для исследования и освоения Луны, Марса и других планет и объектов Вселенной.

Укрепление российской экономики в докризисный период и открывшиеся в связи с этим новые финансовые возможности позволяли отрасли стабильно развиваться. Прогноз динамики этого развития давал возможность России на равных с ведущими промышленно развитыми странами мира участвовать в международной космической кооперации. Сейчас же, в ситуации мирового финансового кризиса, отрасль остро нуждается в государственной поддержке и финансировании. Так, скорректированный по итогам первых послекризисных месяцев бюджет страны на 2009 г. не предполагает сокращения расходов на развитие ракетно-космической отрасли России. В 2009 г. на поддержку отечественной ракетно-космической отрасли будет выделено 82 млрд руб. Финансовую поддержку получат 16 ведущих предприятий отрасли.

Для устойчивого развития отечественной ракетно-космической отрасли необходим гарантированный доступ России в космическое пространство. В отрасли решается масштабная задача по развертыванию нового космодрома на востоке страны. Федеральное космическое агентство уже рассмотрело подготовленный для этого инвестиционный проект, в частности результаты системного проектирования космодрома признаны положительными. На основе утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация строительства космодрома. Реализация этого проекта требует не только строительства нового космодрома, который определит перспективный облик российской космонавтики, но и решения комплекса взаимосвязанных научно-технических и экономических задач. Приоритетной среди них является выбор оптимального парка средств выведения, а также определение технических характеристик нового пилотируемого корабля.

Важным направлением деятельности предприятий и организаций ракетно-космической отрасли является опережающее наращивание состава, качества и возможностей российской орбитальной группировки. Для этого разрабатывается прогноз состава и возможностей перспективной орбитальной группировки до 2020 г. В основу прогноза закладывается использование совершенно новых или глубоко модернизированных космических аппаратов с характеристиками на уровне лучших зарубежных аналогов.

Реализация этого прогноза позволит еще больше расширить присутствие России на мировом рынке космических аппаратов и услуг. Это касается не только стартовых услуг по выведению зарубежных космических аппаратов и грузов, но и значительного увеличения доли России на мировом рынке высокотехнологичных разработок и услуг, включая связь, навигацию, гидрометеомониторинг, дистанционное зондирование Земли и т. д.

Для решения этих задач необходима разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по наращиванию кадрового потенциала и глубокой технологической модернизации ракетно-космической промышленности. Обострение конкуренции на мировом рынке космических услуг диктует необходимость кардинального обновления станочного парка предприятий отрасли и разработки новых технологий производства ракетно-космической техники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

20. Перспективы развития безналичных расчетов Совершенствование платежной системы в Российской Федерации решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР), позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

20.1. Состояние и перспективы развития транспортного рынка в Российской Федерации В условиях современного транспортного рынка в целях рациональной организации перевозок грузовладельцы встречаются с широким выбором перевозчиков с помощью различных видов транспорта.

Из книги Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть автора Песочинский Дмитрий Михайлович

Глава 23 Перспективы дальнейшего развития Не тужи, дорогой, и не ахай. Жизнь держи, как коня за узду. Приписывается Есенину Нет человека, который не хотел бы заглянуть в будущее, и размышления о перспективах вполне свойственны любому. С уверенностью можно сказать лишь одно

Из книги Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход автора Лямин Л. В.

Перспективы развития электронного банкинга Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине. Ч.У. Ледбитер. «Астральный план» Перспективы дальнейшего развития электронного

Из книги Мировая экономика. Шпаргалка автора Энговатова Ольга Анатольевна

1. Предмет и задачи курса Предметом курса «Мировая экономика» является метаэкономика, иными словами, поведение мировой экономики в целом. Используются следующие методические подходы: 1) субъективистский, (потребность и полезность). При таком подходе экономическая теория

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.5. Африка как арена столкновения экономических интересов: опыт, современное состояние и перспективы в посткризисном мире Африканский континент, начиная со средних веков, становится местом столкновения экономических интересов мировых держав.Африка издавна притягивала

автора Черников Геннадий Петрович

Проблемы машиностроения. Достижения в авиационной и ракетно-космической промышленности Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза Экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза развивается весьма интенсивно. ЕС превратился сегодня в главного экономического партнера нашей страны. На его долю приходится примерно половина

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной

автора

2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России В вертолетостроительной отрасли России существует три уровня управления. Первый уровень – это компания «Оборонпром», которая, в свою очередь, подчиняется компании «Российские технологии». В рамках

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России В России насчитывается около 40 предприятий двигателестроения. Однако отечественные авиационные двигатели уступают лучшим мировым образцам по ресурсу, расходу топлива, уровню шумности и

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Оружие будущего России 2020

Перспективные разработки России

Новое:

Перевооружение армии и флота — это не только поставки уже существующей современной техники в войска. В России постоянно ведутся работы по созданию принципиально новых видов вооружений и принимаются соответствующие решения по их перспективному развитию. Ниже представлен небольшой обзор самых современных образцов оружия, которые создаются в России. Для обзора образца щелкните по любой синей панели.

Новые межконтинентальные стратегические ракеты

Новые стратегические ракеты России

Новое:

Основу ракетного щита России составляют тяжелые жидкостные МБР «Воевода» и «Сотка». Срок службы этим МБР продлили втрое. Сейчас им на замену идет перспективный тяжелый комплекс «Сармат». — это ракета 100-тонного класса, несущая в головной части не менее 10 разделяющихся боевых блоков. О степени ее продвижения можно судить хотя бы по годовому отчету Сафоновского ОАО «Авангард», которое приступило к разработке транспортно-пускового контейнера ракеты.

То есть основные массо-габаритные характеристики «Сармата» уже определены. Серийное производство планируется на знаменитом «Красмаше», под реконструкцию которого из федерального бюджета выделено 7,5 млрд руб. Также ведутся работы по созданию перспективного боевого оснащения, в том числе блоков индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Прорыв» — «Неизбежность»).

Командование РВСН планирует в 2013 году провести экспериментальный пуск межконтинентальной баллистической ракеты среднего класса «Авангард». Это четвертый с 2011 года пуск. Три предыдущих были успешными. В предстоящем испытании ракета полетит с макетом штатной боевой части, а не с балластом, как раньше». «Авангард» — это принципиально новая ракета и не является продолжением семейства «Тополей». По расчетам командования РВСН, «Тополь-М» может быть поражен 1-2 противоракетами типа перспективной американской SM-3, а на каждый «Авангард» требуется не менее полусотни противоракет. То есть эффективность прорыва ПРО возрастает на порядок.

В «Авангарде» на смену привычной, с разделяющейся головной частью индивидуального наведения ракете (РГЧ ИН) приходит новая система с управляемым боевым блоком (УББ). Боевые блоки в РГЧ ИН сидят в один или два яруса (как у «Воеводы») вокруг двигателя ступени разведения. По команде ее компьютера ступень разворачивается в сторону той или иной цели и коротким импульсом двигателя отправляет уже освобожденный от креплений боевой блок по адресу. В этом последнем полете он летит по баллистической кривой, как брошенный камень: маневрировать по курсу и высоте он не может.

В отличие от него управляемый блок представляет собой вполне самостоятельную ракету с собственной системой управления и наведения, двигателем и рулями в виде конической «юбочки» по нижнему обрезу конуса. Двигатель позволяет ему маневрировать в космосе, а «юбочка» - в атмосфере. Благодаря подобному управлению боеголовка может пролететь 16 тыс. км с высоты 250 км. То есть дальность «Авангарда» в целом может превысить 25 тыс. км!

Донные ракетные комплексы

Донные ракетные комплексы России

Летом 2013 года в Белом море планируется начать испытания новой баллистической ракеты «Скиф», способной находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне и в нужный момент выстреливать и поражать наземные и морские объекты. «Скиф» использует толщу океана как своеобразную шахтную установку. А развертывание таких систем на морском дне обеспечит необходимую неуязвимость оружия возмездия.

Новые мобильные контейнерные ракетные комплексы

Club-K — Новые мобильные контейнерные ракетные комплексы России

Россия создает и производит боевые (морские и железнодорожные) контейнерные ракетные комплексы. В настоящее время в этом направлении активно ведутся различные работы.

Успешно прошли испытания ракеты , выпущенной из пусковых установок, размещенных в стандартном грузовом контейнере комплекса Club-K. Один из первых пусков был осуществлен еще 22 августа 2012 года на специализированном полигоне.

Противокорабельная ракета Х-35 отличается малозаметностью и полетом к цели на высоте не более 15 метров, а на конечном участке траектории — 4 метра. Комбинированная система самонаведения и мощная боевая часть позволяют одной ракетой уничтожить боевой корабль водоизмещением 5000 тонн. Теперь эта ПКР стала частью российского контейнерного комплекса — Club-K.

Российский контейнерный комплекс Club-K - предназначен для поражения надводных и наземных целей. Комплексом могут оснащаться береговые линии, суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы Калибр.

Впервые макет контейнерного ракетного комплекса показали на военно-техническом салоне в Малайзии в 2009 году. Он сразу произвел фурор. Дело в том, что Club-K представляет из себя стандартные грузовые 20- и 40-футовые контейнеры, которые могут перевозится на морских судах, железнодорожным транспортом или автомобилями-трейлерами.

Шайтан-контейнер

Идея размещения различных боевых систем в специальных мобильных модулях не нова. Однако лишь у нас догадались в качестве таких модулей использовать стандартные грузовые 20/40-футовые контейнеры.

Внутри контейнеров спрятаны командные пункты (системы разведки и боевого управления) и пусковые установки ракет 3М-14 (для поражения наземных целей) или пусковые установки многоцелевых противокорабельных ракет типа Х-35, 3М-54, способных поражать как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец.

Для справки — дальность полета крылатой ракеты 3М14 комплекса Калибр с ЯБЧ/ФБЧ составляет 2650 и 1600 км соответственно.

Комплекс Club-K может быть применён , как с наземных стартовых позиций, так и с железнодорожных, морских или автомобильных платформ. И получается, что любой контейнеровоз, перевозящий Club-K, по сути становится ракетоносцем с сокрушительным залпом. А любой железнодорожный состав с такими контейнерами или конвой тяжелых автомобилей-контейнеровозов – мощным ракетным подразделением, способным появиться там, где враг не ждет. Ничего подобного ни в США, ни в Западной Европе не разрабатывали.

Основной элемент комплекса — универсальный стартовый модуль (УСМ), исполненный в виде контейнера. В базовый состав комплекса Club-K входит до четырёх УСМ, боекомплект одного УСМ составляет 4 ракеты, каждый УСМ полностью автономен. Таким образом размещение всего 4-8 комплексов Club-K например на борту десантного Иван Грен, превратит этот БДК в корабль-арсенал крылатых ракет, который будет способен нанести сокрушительный стратегический дальний удар по любым целям 16-32 КРБД сразу.

Пуски Калибров из акватории Каспия и успешно проведенные бросковые и войсковые испытания Club-K показали всему миру реальные возможности этого мобильного ракетного комплекса России. Комплекс уже начал поставляться на экспорт. Первым его покупателем стала Индия.

Стратегический бомбардировщик 5-го поколения

Российский стратегический бомбардировщик нового поколения — ПАК ДА

Компанией «Туполев» разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) - российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения. Самолёт не будет являться глубокой модернизацией Ту-160, а будет принципиально новым летательным аппаратом, основанным на принципиально новых решениях.

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. В августе 2012 г. было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему.

В марте 2013 года проект самолёта был утверждён командованием ВВС России. ПАК ДА заменит собой современные ядерные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Военные из нескольких вариантов выбрали дозвуковой самолет-невидимку - со схемой «летающее крыло», который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолёты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160.

Российский истребитель 5-го поколения

ПАК ФА Т-50 vs F-22 и J-20

С тех пор, как Российский ПАК ФА (Т-50) и Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 встали на крыло, споры об их достоинствах и недостатках не утихают.

Однако разбор полетов уже перешел на совершенно другой качественный уровень, так как с этого момента появилась реальная возможность прямого сравнения этих истребителей с их американским серийным аналогом- самым дорогим истребителем ВВС США F-22 Raptor.

Но для того, чтобы сравнивать что-либо с чем-то, нужно сначала привести критерии сравнения, а в нашем случае ответить на вопрос:

Что такое истребитель 5-го поколения?

Характерные признаки 5-го поколения:
— малозаметность — применением мер снижения ЭПР (эффективной поверхности рассеяния);
— использование мощных двигателей 5-го поколения;
— сверхзвуковой крейсерский полёт в бесфорсажном режиме;
— сверхманевренность;
— РЛС с АФАР;
— современный комплекс вооружения.

Плюс интеграция бортовых систем отдельных самолётов в общую сеть компьютерного управления войсками (АСУ).

Критерии сравнения понятны. Теперь давайте воспользуемся ими и (для тех, кто ценит свое время) составим простую таблицу сравнения российского, американского и китайского истребителей пятого поколения по всем указанными выше признакам. Щелкните по голубой панели для просмотра таблицы.

Таблица сравнения

http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/armii_mira/sravnenie_vvs_rossii_i_ssha/3-1-0-872

И вместо заключения

F-22 уже снят с производства, а J-20 и F-35 не доделаны и ещё далёки от совершенства. Как впрочем и российский ПАК ФА.

В настоящее время завершен первый этап испытаний Т50 и этой весной при 100% загрузке топливом и масса-габаритными макетами вооружений 4-ый борт взлетел с 310 метровой полосы, достиг максимальной скорости 2610 км/ч и крейсерской скорости в 2135 км/ч, при этом еще оставался потенциал по разгону, а так же забрался на 24300 метров (выше не разрешили).

Сейчас Т-50 проходит Государственные испытания. А в Башкирии начинается выпуск авиационных двигателей нового поколения (Изд.-129 ), которыми будут оснащать многоцелевой истребитель Т-50 на втором этапе. Изделие-129 — это двигатель с увеличенной мощностью и поворотным управлением реактивного сопла. Так что борьба за рынок и небо v5.0 только начинается …

Российский истребитель 6-го поколения

Каким будет истребитель 6-го поколения РФ?

Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.

По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего - ОКБ Сухого и/или компания МиГ.

ТТХ российского истребителя 6-го поколения

Вооружение российского истребителя 6-го поколения

Время истребителя шестого поколения уже пришло

Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023-2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.

Противоракетная оборона будущего

Российская противоракетная оборона будущего

Продолжаются работы по созданию системы ПРО С-500. В этом новом поколении российских ракетно-зенитных комплексов предполагается применить раздельное выполнение задач по уничтожению баллистических и аэродинамических ракет. С-500 в отличие от С-400, которая рассчитана на противовоздушную оборону, создается как система противоракетной обороны, в том числе она сможет бороться с гиперзвуковыми средствами, которые активно развивают США. Система воздушно-космической обороны С-500, которую обещают сконструировать в 2015 году, должна будет сбивать объекты, летящие на высоте свыше 185 км и на удалении более 3,5 тыс. км от пусковой установки.

На настоящий момент уже завершен эскизный проект и проводится техническое проектирование. Главным предназначением данного комплекса является поражение новейших образцов оружия воздушного нападения, разрабатываемого в мире на сегодняшний день. Предполагается, что система будет способна решать задачи не только в стационарном варианте: она будет выдвигаться в зону боевых действий, наиболее актуальную в конкретное время. Эскадренные миноносцы (эсминцы), которые Россия должна начать производить в 2016 году, будут также оснащать корабельным вариантом противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Боевые лазеры России

Россия начала заниматься разработками в области тактического лазерного оружия раньше США и имеет в своем арсенале опытные образцы высокоточных боевых химических лазеров. Первая подобная установка была испытана нами еще в 1972 году. Уже тогда отечественная мобильная «лазерная пушка» была способна успешно поражать воздушные цели. По мнению некоторых экспертов: «С тех пор возможности России в данной области значительно возросли, и США приходится нас догонять». Сейчас на эти работы выделяется значительно больше средств, что, несомненно, приведет к дальнейшим успехам.

Так 2013 году по заказу министерство обороны РФ продолжились работы по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Разработкой лазеров занимаеться концерн ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и компания «Химпромавтоматика».

ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 (на базе транспортника Ил-76), которя использовалась для отработки новых лазерных технологий. Летающая лаборатория базируется на аэродроме под Таганрогом.

Для продвижения и развития лазерных технологий Россия построит самый мощный в мире лазер. Суперлазер в Сарове будет занимать площадь примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома. Установка будет иметь 192 лазерных канала и огромную энергию лазерного импульса, у американского и французского она около двух мегаджоулей, у российского примерно в 1.5-2 раза больше.

Суперлазер позволит создать в веществе огромные плотности и температуры, близкие тем, что протекают на звездах, например, на Солнце. В перспективе речь может идти о получении энергии термоядерного синтеза на новом принципе — лазерном термояде. Это будет конкурент строящейся сейчас во Франции установке ИТЭР, в основе которой система токамак. Кроме того, суперлазер будет в лабораторных условиях моделировать процессы, которые наблюдались при испытаниях термоядерного оружия. Стоимость строительства оценивается примерно в 1,16 миллиарда евро.

Перспективная бронетехника

Перспективная бронетехника России

В 2014-ом году Минобороны России намерено начать закупки перспективных основных боевых танков на базе единой платформы тяжелой бронетехники «Армата». По сообщению «Интерфакс», об этом заявил Юрий Борисов, заместитель министра обороны России. По словам замминистра, сначала будет размещен заказ на поставку опытно-промышленной партии из 16-ти новых танков.

На основе опытной партии боевых машин планируется проведение подконтрольной войсковой эксплуатации. О других подробностях касательно закупки перспективных боевых машин замминистра не уточнил. Создание первого прототипа танка на базе платформы «Армата», согласно действующему графику, должно состояться уже в 2013-ом году, а поставку новых боевых машин в войска планируется начать с 2015-го года.

Утверждение технического проекта «Армата» Министерством обороны РФ состоялось 23-го марта 2012-го года. Как заявил начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, генерал-майор Александр Шевченко, проект полностью соответствует всем существующим требованиям военного ведомства. Разработка перспективного танка поручена «Уралвагонзаводу».

Еще один проспект российского ОПК — «Терминатор» («Объект 199″). Это боевая машина поддержки танков, предназначенная для уничтожения живой силы, бронетехники, воздушных целей, а также различных укреплений и укрытий.

«Терминатор» может создаваться как на базе танка Т-72, так и на базе Т-90. Штатное вооружение состоит из двух 30-миллиметровых пушек, пулемета Калашникова, ПТУР «Атака» с лазерным наведением и двух гранатометов АГС-17. Возможности БМПТ позволяют вести огонь высокой плотности по четырем целям одновременно. В первый же день салона IDEX-2013 в Абу-Даби модернизированный танк Т-90С и «Терминатор» попали в топ-десятку.

Высокоточное оружие

Высокоточное оружие России

ВВС России получат ракеты для нанесения ударов по наземным и надводным целям с наведением по ГЛОНАСС.

В июле на полигоне ГЛИЦ им. В.П.Чкалова в Ахтубинске пройдут испытания ракет С-24 и С-25, оснащенных специальными комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Комплекты наведения ГЛОНАСС начнут массово поступать на авиабазы уже в 2014 году, то есть российская фронтовая и вертолетная авиация целиком перейдет на высокоточное оружие».

С-24 и С-25 — стали высокоточными

Неуправляемые ракеты (НУР) С-24 и С-25 остаются основным оружием штурмовой и бомбардировочной авиации России, однако НУР бьют по площадям, а в современных условиях это дорогое и неэффективное удовольствие. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-24 и С-25 в класс высокоточного оружия, способного поражать малоразмерные цели с точностью до 1 м.

Робототехника

Боевая Робототехника России

Приоритеты в создании перспективных видов вооружения и военной техники фактически определены. Упор сделан на создание максимально роботизированных боевых систем, в которых человеку отводится безопасная функция оператора.

По робототехнике намечен целый ряд программ: создание силовых доспехов, известных как экзоскелеты, разработка подводных роботов самого различного назначения, проектирование серии беспилотных летательных аппаратов. В робототехнические новации вписывается активизация работ по сетевым технологиям военного назначения. Планируется создать технологии беспроводной передачи электроэнергии. Опытами в этом направлении занимался еще Никола Тесла сто лет назад. Новые технологии позволят реализовать его идеи в промышленном масштабе.

Российскими специалистами относительно недавно (2011-2012 год) был создан робот SАR-400. Ростом он 163 см и представляет собой торс с двумя «руками»-манипуляторами, которые оснащены специальными сенсорами, позволяющими оператору чувствовать предмет, к которому прикасается железная рука.

SAR-400 может выполнять множество функций — от полетов в Космос до проведения дистанционно хирургических операций. А в военном деле ему вообще цены нет. Он может быть и сапером, и разведчиком, и ремонтником. По своим тактико-техническим характеристикам и рабочим возможностям андроид SAR-400 или превосходит (например по сжатию кисти) или не уступает всем зарубежным аналогам, в том числе, американским. Планируется, что в течение двух ближайших лет робот SAR-400 отправится на борт Международной космической станции (МКС), а позже будет использоваться в будущих миссиях на Луне и Марсе.

Принципиально новое стрелковое оружие

Новое российское стрелковое оружие

Ижевские оружейники приступили к разработке стрелкового автоматического вооружения нового поколения, принципиально отличающегося от самой популярной в мире системы Калашникова. Речь идет о новой платформе, которая позволит конкурировать с самими современными аналогами стрелкового оружия в мире и обеспечит силовые ведомства принципиально новыми системами вооружения, полностью соответствующими программе перевооружения российской армии до 2020 года.

Стрелковое оружие будущего будет модульного типа, что позволяет упростить производство и последующую модернизацию. При этом чаще будет использоваться схема, при которой ударный механизм и магазин оружия расположены в прикладе позади спускового крючка. Для разработки принципиально новых систем стрелкового оружия будут также использоваться боеприпасы с новым баллистическим решением - у них будет повышенная кучность, большая эффективная дальность, более высокая пробивающая способность.

Перед оружейниками стоит задача создать новую систему «с нуля», не опираясь на устаревшие принципы. Для достижения этой цели «Ижмаш» будет привлекать новые технологии. Тем не менее, от работ по модернизации автоматов Калашникова 200-й серии «Ижмаш» отказываться не будет, поскольку поставками АК-200 уже заинтересовались российские спецслужбы.

Гиперзвуковое оружие России

Циркон — наступает гиперзвуковая эпоха

В Великобритании паника — русские создали гиперзвуковую ракету Циркон.

«Эта ракета угрожает всему западному миру, она изменит баланс сил. Эта ракета может одним ударом пустить ко дну два самых крупных авианосца Британии стоимостью 6000000000 фунтов. Её радиус 1000 км и скорость 8 Махов. Сбить ракету на такой скорости не способна ни одна ПРО».

Плюс Циркон уникален тем, что его можно запустить как с земли, так и с моря или из под воды. Скорость Циркона просто поражает. Неудачный американский аналог имеет скорость почти на 40% ниже.

При полете Циркона на максимальной скорости его головная часть раскаляется, образуя облако плазмы. Это затрудняет работу радаров и превращает ракету в невидимку. Отсюда Циркон получил на Западе имя — Ужас в плазме.

Также супостаты отмечают, что русские всегда занижают ТТХ своих изделий. Так что после поступления Циркона на вооружение, НАТО ждёт неприятный сюрприз.

Скорость 8 Махов и радиус 1000 км – не предел

Для полета Цирконов на гиперзвуковых скоростях создано специальное горючее – Децилин-М с применением наночастиц алюминия. Это увеличивает энергоемкость и плотность топлива почти на 20%.

По мнению экспертов, скорость Цирконов на новом топливе достигнет 12 Махов, а дальность полета превысит 1500 километров. По словам замминистра МО генерала Дмитрия Булгакова, это же топливо будет использовано при создании двигателей для новых стратегических гиперзвуковых крылатых ракет, что позволит им превысить скорость в 5 Махов.

То есть и 8 Махов – не предел. Еще в августе 2011 года генеральный директор корпорации Тактическое ракетное вооружение Борис Обносов заявлял, что корпорация приступает к разработке гиперзвуковых ракет, способных развивать скорость 12-13 Махов! Так что, как и в случае с занижением ТТХ Калибров, скоростью в 8 Махов дело точно не ограничится.

15 апреля 2017 новая российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Циркон разогналась до скорости 8 Махов (8500 км/час), сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ОПК РФ.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает восьми Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник агентства.

По его словам, для запуска этих ракет могут использоваться универсальные пусковые установки 3С14. Сейчас корабельный комплекс запускает ракеты «Калибр» и «Оникс».

Чем опасен Циркон для штатов

Дальность действия российских противокорабельных крылатых ракет Циркон заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться в тысячах километров от нашего побережья. Что сделает удары их палубной авиации по нашим наземным объектам или мало эффективными или вообще невозможными.

Логика тут простая. Основная ударная сила любого современного авианосца США - это палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 СуперХорнет. Их боевой радиус — 400 морских миль. Чтобы F/A-18 оказались в состоянии хотя бы угрожать ракетно-бомбовыми ударами по целям на нашем берегу, они должны взлетать с палубы за 740 километров от объектов будущего удара. При этом объявленная дальность действия Циркона — 1000 км и защиты от него у них нет.

На вооружение Циркон должен быть принят в 2018, заменяя на боевом посту ПКР Гранит. Таким образом, ни один корабль супостатов отныне не будет чувствовать себя в безопасности, ибо существующие на сегодняшний день у Запада противоракеты физически не могут противостоять российской ракете Циркон.

Авианосец Шторм, БДК Прибой и эсминец Лидер

Перспективный российский авианосец Шторм, БДК Прибой и эсминец Лидер

В ОПК было озвучено строительство 8 новых универсальных десантный кораблей проекта Прибой, разработанного Невским ПКБ.

Перспективные БДК, будут обладать водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и авиационной группой из восьми вертолетов Ка-27 и . Их строительство планируется начать в 2016.

На вооружении новейших БДК будут стоять зенитный ракетно-артиллерийские комплексы Панцирь-М. Прибой сможет перевозить до 500 десантников и до 40-60 единиц техники. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров.

АПЛ 5-го поколения

Какими будут АПЛ 5-го поколения

Концепция создания атомоходов 5-го поколения подразумевает внедрение роботизированных комплексов, композитных технологий и новых типов крылатых ракет.

О предполагаемых ТТХ атомных подлодок 5-го поколения известно крайне мало. По данным, которые иногда отрывочно вбрасываются в СМИ прорисовывается следующий образ будущих АПЛ:

Шифр: Хаски
Разработчик: петербургское конструкторское бюро машиностроения Малахит
Тип: многоцелевые
Платформа: единая, базовая
Версия 1: лодка-охотник (противолодочная субмарина)
Версия 2: носитель крылатых ракет (убийца авианосцев, поражения береговых и надводных целей)
Корпус: высокопрочная сталь
Использование резиновых покрытий: Нет
Использование композитных материалов: Да
Использование унифицированных модульных платформ: Да
Использование роботизированных комплексов: Да
Рули глубины: композитный материал
Рули направления: композитный материал
Гребные винты и линии валов: композитный материал
Малошумность: Да
Малозаметность: Да
Уменьшение размеров: Да
Маскировка от гидролокаторов: Да
Мощности средства связи: повышенная
Интеграция вооружений: Да
Автоматизированные средства разведки-оповещения: Да
Сетецентричность: Да
Вооружение: гиперзвуковые КР Циркон (5-13 Махов) и/или КРБД Калибр
Экипаж: 30 человек

КБ Малахит является признанным брендом советского и российского атомного подводного флота. Бюро разработало такие АПЛ, как Анчар (проект 661, самая быстрая АПЛ), Лира (проект 705), Щука-Б (проект 971) и Ясень (проект 885).

Гиперзвуковые КР Циркон (3М22) разрабатываются корпорацией Тактическое ракетное вооружение, как замена тяжелых противокорабельных комплексов Гранит. В феврале 2016 года они вышли на летно-конструкторские испытания. Должны войти в состав вооружения обновленных атомных крейсеров проекта 1144 Орлан и новейших эсминцев Лидер.

Строительство первой АПЛ 5-го поколения планируется начать в 2017-2018 году. 5-е поколение должно прийти на смену подлодкам проекта 949АМ Антей и многоцелевым субмаринам проектов 971, 945 и 671РТМ.

Мегатонные подводные дроны

Асимметричный ответ России. Мы создаем мегатонные подводные дроны

Россия в два раз больше США. На сегодня треть всего населения США проживает в трёх гигантских мегаполисах. Там производится более половины всего американского ВВП. Зоны этих мегаполисов относительно невелики (около 400 тыс. кв. км) и находятся в основном на побережье. Отсюда, по большей части, и пляшут все ответные асимметричные меры.

Россия создает беспилотную субмарину с мощным ядерным боезарядом для уничтожения баз американских подлодок и других важных объектов на побережье США, пишет Washington Times со ссылкой на источники в Пентагоне. В военном ведомстве США разработка получила кодовое название Kanyon.

По данным американских военных, это будет ударная подводная лодка без экипажа, вооруженная термоядерной боевой частью мощностью «в десятки мегатонн», способная быстро и скрытно перемещаться на большие расстояния.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подтвердил, что в эфире российского телевидения случайно были показаны данные о засекреченной системе «Статус-6», передает «Интерфакс». 9 ноября в эфир «Первого канала» и НТВ вышли сюжеты о совещании с участием президента Путина по вопросам оборонной тематики.

Статус-6 — это тот самый подводный дрон о котором писала Washington Times.

18 марта 2016 года представители «Объединенной судостроительной компании» комментируя сообщения об «Статус-6″ подтвердили разработку «беспилотного подводного робота».

Из вики: Статус-6 - российская океанская многоцелевая система вооружения, предназначенная для поражения баз ВМФ США и важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны. Тот самый асимметричный ответ.

Моделирование в программе NukeMap Алекса Верестейна показывает, что размер зоны поражения от 100 мегатонного взрыва ЯБЧ Статус-6 будет примерно 1700 км на 300 км.

Вторым по силе поражающим фактором является создание искусственного мегацунами с высотой волны 300-500 метров с заходом волны на материк при условии равнинной местности до 500 км

На сайте.

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы "Ангара" ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса - носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН "Ангара" проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. "О создании космического ракетного комплекса "Ангара" и Постановления Правительства РФ № 829 от 26 августа 1995 г. "О мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса "Ангара".

В 1993 г. Министерством обороны и Российским авиационно-космическим агентством был объявлен конкурс на разработку нового тяжелого отечественного носителя, в котором наряду с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева приняли участие РКК "Энергия", ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" и ГНПКРЦ "ЦСКБ - Прогресс". Предложенный ГКНПЦ им. М.В. Хруничева проект был основан на многолетних проектно-изыскательских работах по ракетам-носителям, их созданию и эксплуатации с учетом прогнозируемых требований и реальных возможностей их выполнения.

Основным условием достижения экономичности являлось применение кислородно-водородного топлива на второй ступени, а также кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ). Это позволяет снизить примерно на 40 % стартовую массу ракеты и соответственно массу ее конструкции и стоимость по сравнению с конкурентными вариантами с керосино-кислородным топливом на второй ступени. При этом стоимость водорода составляет менее 1 % от стоимости запуска. Все это (с учетом несколько повышенной стоимости водородного двигателя, баков, системы заправки, хранения и др.) позволяет снизить удельную стоимость выведения на 30...35 %.

На первой ступени РН "Ангара" тяжелого класса в проекте предлагалось использовать уникальный по своим прогрессивным решениям и многократно испытанный в полете на первых ступенях РН "Зенит" и "Энергия" двигатель РД-174 тягой 740 тс, разработанный НПО "Энергомаш". На второй ступени - испытанный в полете на второй ступени РН "Энергия" водородно-кислородный двигатель РД-0120 разработки КБ химавтоматики. При производстве РН "Ангара" предусматривалось использование универсального сварочного оборудования и опыта изготовления крупногабаритных баковых отсеков, освоенных в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева применительно к РН "Протон". Компоновка РН "Ангара", как в свое время и РН "Протон", подчинялась требованию заказчика: транспортировка по частям железнодорожным транспортом с простейшими операциями по сборке и контролю на космодроме.

Расположение ступеней на РН "Ангара" тандемное. При этом на обеих ступенях предполагалось использовать пакетный принцип компоновки топливных баков. На первой ступени на центральный бак горючего (керосин) навешиваются два боковых бака окислителя (жидкий кислород). На второй ступени центральным является бак окислителя (жидкий кислород), а боковыми - два бака горючего (жидкий водород). Схема разделения ступеней "горячая", ступени соединяются между собой фермой (между центральными баками). В дальнейшем (на втором этапе) компоновка РН "Ангара" предусматривала установку дополнительных устройств для возврата первой ступени в район космодрома без промежуточной посадки с целью многократного использования и ликвидации полей падения отработанной первой ступени (вторая ступень выходит на суборбитальную траекторию и падает с первого полувитка в отдаленные районы Мирового океана).

На низкие опорные орбиты (высотой 200 км) с наклонением 63° (широта космодрома Плесецк) такой вариант РН "Ангара" должен выводить до 27 т полезного груза (ПГ), а на геостационарную орбиту при использовании КВРБ - до 4,5 т. Наряду с КВРБ предусматривалось также использование РБ "Бриз-М". В результате подробных обсуждений на заседаниях Межведомственной комиссии было принято решение о дальнейшей разработке РН "Ангара" по проекту ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В ходе дальнейших исследований концепция РН "Ангара" была существенно развита и уточнена. С учетом складывающейся в стране ситуации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева предложил стратегию поэтапного создания носителя тяжелого класса с использованием в его составе универсальных ракетных модулей. В новой концепции сохранены все ключевые идеи первоначального варианта РН "Ангара" и развиты новые перспективные возможности. В настоящее время семейство ракет-носителей "Ангара" охватывает носители от легкого до сверхтяжелого класса. Основные характеристики РН семейства "Ангара" представлены на рис. и табл.

Ракеты-носители семейства "Ангара"

В основу этого семейства носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ). В его состав входят баки окислителя горючего и двигатель РД-191. УРМ выполнен по схеме с несущими баками и передним расположением бака окислителя. Двигатель РД-191, создаваемый в НПО "Энергомаш", работает на компонентах керосин и жидкий кислород. Этот однокамерный двигатель разрабатывается на базе четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171 и двухкамерного двигателя РД-180, создаваемого для РН Atlas-2AR. Тяга РД-191 у Земли - до 196 тс, в пустоте - до 212 тс; удельная тяга на Земле - 309,5 с, в пустоте - 337,5 с. Для обеспечения управления ракетой-носителем в полете двигатель закрепляется в карданном подвесе. Длина УРМ составляет 23 м, диаметр - 2,9 м. Эти размеры были выбраны исходя из имеющейся на Ракетно-космическом заводе технологической оснастки. Один такой универсальный ракетный модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса, создаваемых в рамках программы "Ангара-1". В качестве вторых ступеней на этих двух вариантах РН ("Ангара-1.1" и "Ангара-1.2") используются соответственно центральная часть разгонного блока "Бриз-М" и ракетный блок типа блока "И" РН "Союз-2".

Ракета-носитель среднего класса "Ангара-3" образуется добавлением универсальных модулей (в качестве первой ступени) к РН легкого класса "Ангара-1.2". РН "Ангара-3" выполнена по тандемной схеме расположения ступеней. В качестве первой ступени используются три УРМ. На средний УРМ через ферменный переходник устанавливается вторая ступень (блок типа "И"). В качестве третьей ступени применяется малоразмерный разгонный блок или центральный блок - РБ "Бриз-М", который предназначен для формирования рабочей орбиты. Его включение в варианты РН со ступенью типа блока "И" вызвано тем, что двигатель РД-0124, устанавливаемый на этой ступени, рассчитан только на однократное включение.

Ракета-носитель "Ангара-5" тяжелого класса строится путем добавления к РН "Ангара-3" еще двух боковых модулей. РН сверхтяжелого класса образуется путем замены на РН тяжелого класса "Ангара-5" второй ступени (блок типа "И") на кислородно-водородную ступень с четырьмя двигателями КВД1. Энергетические возможности РН "Ангара-3" и "Ангара-5" обеспечивают выведение на низкую орбиту полезного груза массой 14 т и 24,5 т соответственно. В качестве разгонных блоков на РН среднего класса используется РБ "Бриз-М", а на РН тяжелого и сверхтяжелого классов -"Бриз-М" и КВРБ.

Основное место старта РН семейства "Ангара" - космодром Плесецк. При строительстве стартового комплекса РН "Ангара" используется имеющийся задел по РН "Зенит". Уникальные технические решения позволят с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства "Ангара". Для сокращения размера площадей, отводимых под поля падения отделяющихся частей РН, уже при создании ракет "Ангара-1" предусматривается проведение специальных мероприятий. Предполагаются три источника финансирования проекта "Ангара": Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны и средства от коммерческой деятельности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В настоящее время уже завершена конструкторская и технологическая разработка унифицированного ракетного модуля и РН легкого класса на его основе. Завершается подготовка производства и готовится начало наземных испытаний реальных изделий. Полномасштабный технологический макет РН "Ангара-1.1" был продемонстрирован на Авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1999 г.

На базе основных вариантов РН семейства "Ангара", возможно создание других модификаций. Так, рассматриваются варианты установки на РН легкого класса дополнительных стартовых твердотопливных ускорителей. Это позволит подбирать носитель под конкретный КА, а не создавать К А с учетом имеющегося носителя.

Таким образом, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева разработал и предложил в рамках программы "Ангара" целую стратегию, позволяющую в условиях ограниченных финансовых возможностей и в сжатые сроки создать ряд перспективных РН различных классов. Сроки создания семейства РН "Ангара" очень жесткие. Так, первый запуск РН "Ангара-1.1" планируется уже в 2003 г. Запуски РН семейства "Ангара" всех типов планируется осуществлять с космодрома Плесецк. Первый старт РН "Ангара-1.2" должен состояться в 2004 г. Первый пуск РН "Ангара-5" также планируется на 2004 г.

Совершенствование характеристик РН, и прежде всего уменьшение стоимости выведения КА, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева связывают не только с унификацией блоков первых ступеней РН семейства "Ангара" и внедрением перспективных, но уже апробированных технологий, таких, например, как применение высокоэффективных кислородно-керосиновых двигателей, автоматизированная подготовка пуска, использование наиболее современных разгонных блоков и головных обтекателей. В РН семейства "Ангара" закладываются такие новейшие технологии, как использование в конструкции РН многоразовых элементов (ступеней-ускорителей). Именно это техническое решение является одним из кардинальных путей улучшения экономических показателей средств выведения.

Перевооружение флота и армии заключается не только в поставке в войска современной техники. В Российской Федерации постоянно создаются новые виды вооружений. Также решается их перспективное развитие. Рассмотрим далее новейшие военные разработки России в некоторых направлениях.

Стратегические межконтинентальной ракеты

Данный вид является немаловажным вооружением. Основой ракетного войска Российской Федерации являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им продлен втрое. В настоящее время для их замены разработали тяжелый комплекс «Сармат». Он представляет собой ракету стотонного класса, которая несет в головном элементе не меньше десяти разделяющихся боевых блоков. Главные характеристики «Сармата» уже назначены. Серийный выпуск запланировано начать на легендарном «Красмаше», на реконструкцию которого из бюджета Федерации выделено 7,5 миллиардов рублей. Уже создается перспективное боевое оснащение, в том числе блоки индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард»

Командующие РВСН в 2013 году провели экспериментальный пуск данной баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Это был четвертый пуск с 2011 года. Три предыдущих запуска так же прошли успешно. В этом испытании ракета полетела с макетом боевой штатной части. Он заменил ранее используемый балласт. «Авангардом» является принципиально новейшая ракета, которая не считается продолжением семейства «Тополь». Командование РВСН рассчитало немаловажный факт. Он заключается в том, что «Тополь-М» могут поразить 1 или 2 противоракеты (к примеру, американского типа SM-3), а на один «Авангард» потребуется минимум 50. То есть эффективность прорыва ПРО значительно возросла.

В установке типа «Авангард» на смену уже привычной ракете с разделяющимся головным элементом персонального наведения пришла новейшая система, у которой имеется в наличии управляемый боевой блок (УББ). Это немаловажная инновация. Блоки в РГЧ ИН расположены в 1 или 2 яруса (точно так же, как и у установки «Воевода») вокруг двигателя ступеней разведения. Командой компьютера ступень начинает разворачиваться в сторону одной из целей. Затем небольшим импульсом двигателя осуществляется отправление освобожденного от креплений боевого блока в цель. Его полет осуществляется по баллистической кривой (как кинутый камень), не маневрируя при этом по высоте и курсу. В свою очередь управляемый блок, в отличие от указанного элемента, выглядит в виде самостоятельной ракеты с личной системой наведения и управления, двигателем и рулями, напоминающими конические «юбочки» в нижней части. Это эффективное устройство. Двигатель может позволить ему маневрирование в космосе, а в атмосфере - «юбочка». За счет этого управления боеголовка пролетает 16 000 км с 250-километровой высоты. В целом дальность действия «Авангарда» может быть больше 25 000 км.

Донные ракетные комплексы

Новейшие военные разработки России присутствуют и в этой сфере. Здесь тоже имеются инновационные внедрения. Еще летом 2013 года было осуществлено проведение испытаний в Белом море такого вооружения, как новая баллистическая ракета «Скиф», которая способна в ожидающем режиме на океанском или морском дне в нужный момент выстрелить и поразить наземный и морской объект. Она применяет толщу океана как оригинальную шахтную установку. Расположение данных систем на дне водной стихии обеспечит наличие необходимой неуязвимости оружию возмездия.

Новейшие военные разработки России - мобильные ракетные комплексы

В этом направлении было вложено немало труда. Минобороны России в 2013 году начало испытание новой гиперзвуковой ракеты. Скорость ее полета составляет примерно 6 тыс. км/ч. Известно, что на сегодняшний день в России исследуется по нескольким развивающимся направлениям гиперзвуковая техника. Наряду с этим Российская Федерация также производит боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это существенно модернизирует вооружение. В данном направлении активно проводятся опытно-конструкторские новейшие военные разработки России.

Также с успехом прошли так именуемые бросковые пробные запуски ракет «Х-35УЭ». Они были выпущены из установок, размещенных в контейнере грузового типа комплекса Club-K. Ракета противокорабельная «Х-35» различается полетом к цели и малозаметностью на высоте, не превышающей 15 метров, а на завершающем участке своей траектории — 4 метра. Наличие мощной боевой части и комбинированной системы самонаведения позволяет одной единицей данного вооружения полностью уничтожить военизированный корабль водоизмещением в 5 тыс. т. В первый раз макет данного ракетного комплекса был показан в Малайзии в 2009 г., в военно-техническом салоне.

Он сразу произвел фурор, так как из себя Club-K представляет типовые грузовые двадцати и сорокафутовые контейнеры. Данная военная техника России перевозится железнодорожным транспортом, на морских судах или трейлерами. В указанном контейнере осуществляют размещение командных пунктов и пусковых установок с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ 3М-54Э и 3М-14Э. Они могут поразить как сухопутные, так и надводные цели. Каждый контейнеровоз, который перевозит Club-K, в принципе, является ракетоносцем с наличием сокрушительного залпа.

Это является немаловажным вооружением. Абсолютно любой эшелон с данными установками или конвой, в состав которого входят большегрузные автомобильные контейнеровозы, является мощными ракетным подразделением, которое способно появиться в любом неожидаемом месте. С успехом проведенные испытания доказали, что Club-K не является фикцией, это действительно боевая система. Данные новые разработки военной техники -подтвержденный факт. Так же готовятся подобные испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Между прочим, ракета 3М-54Э может полностью уничтожить авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения

В настоящее время компания «Туполев» разрабатывает и усовершенствует перспективный авиакомплекс (ПАК ДА). Он является российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Данный самолет не является усовершенствованием ТУ-160, а будет инновационным аппаратом, который основан на последних решениях. В 2009 году между Министерством обороны РФ и компанией «Туполев» был заключен контракт на проведение НИОКР по основанию ПАК ДА сроком на три года. В 2012 году было сделано объявление, что аванпроект ПАК ДА уже окончен и подписан, а далее начинаются опытно-конструкторские новейшие военные разработки.

В 2013 году это было утверждено командованием ВВС РФ. ПАК ДА собой знаменит, как ядерные современные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС.
Из нескольких вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке, имеющего схему «летающее крыло». Данная военная техника России не способна преодолеть скорость звука из-за особенности конструкции и огромного размаха крыльев, но может быть незаметным для радаров.

Будущая противоракетная оборона

Продолжают вестись работы по созданию системы ПРО С-500. В данном новейшем поколении предполагают применять раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. С-500 отличается от С-400, рассчитанной на противовоздушную оборону, тем, что она создается как противоракетная система защиты.

Также она сможет вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно развивающимися в США. Данные новые военные российские разработки являются немаловажными. С-500 является системой воздушно-космической обороны, которую хотят сконструировать в 2015 г. Она должна будет обезвреживать объекты, которые летят на высоте выше 185 км и на удалении более 3500 км от установки пуска. На данный момент уже окончен проект эскиза и в этом направлении ведутся перспективные военные разработки России. Основным предназначением этого комплекса будет поражение последних образцов оружия нападения воздушного типа, которое выпускается сегодня в мире. Предполагается, что данная система сможет выполнять задачи как в варианте стационарном, так и при выдвижении в зону боевых действий. которые Россия должна начать производить в 2016 г., будут оснащены корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Имеется много интересного в этом направлении. Россия раньше Соединенных Штатов Америки начала военные разработки в данной сфере и имеет у себя в арсенале опытнейшие образцы высокоточных химических боевых лазеров. Первую такую установку российские разработчики испытали еще в 1972 г. Тогда уже при помощи отечественной мобильной «лазерной пушки» можно было с успехом поражать цель в воздухе. Так в 2013 г. Министерство Обороны России затребовало продолжить работы по созданию боевых лазеров, которые способны поражать спутники, самолеты и баллистические ракеты.
Это является немаловажным в современном вооружении. Новые военные разработки России в области лазеров ведет организация ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Все это контролируется Министерством Обороны Российской Федерации. начал вновь модернизировать летающие лаборатории А-60 (на базе Ил-76), использующиеся для отработки новейших лазерных технологий. Они будут базироваться на аэродроме вблизи Таганрога.

Перспективы

В дальнейшем при успешном развитии в данной сфере Российская Федерация построит один из самых мощных лазеров в мире. Данное устройство в Сарове займет площадь равную двум футбольным полям, а в своей самой высокой точке достигнет размеров равных 10-этажного дома. Установку оснастят 192 лазерными каналами и огромной энергией лазерного импульса. У французского и американского аналога она равна 2-м мегаджоулям, а у России - приблизительно в 1.5-2 раза выше. Суперлазер будет способен создавать в веществе колоссальные температуры и плотности, которые такие же, как на Солнце. Данное устройство также будет в условиях лабораторий моделировать процессы, наблюдаемые вовремя испытания термоядерного оружия. Создание данного проекта будет оцениваться около 1,16 млрд евро.

Бронетехника

В этом плане новейшие военные разработки также не заставили себя ждать. В 2014 г. Министерство обороны России начнет закупку основных эффективных боевых танков, основанных на единой платформе тяжелой бронетехники «Армата». На основе успешной партии данных машин проведут подконтрольную войсковую эксплуатацию. Выпуск первого прототипа танка на базе платформы «Армата», в соответствии с действующим графиком, состоялся в 2013 г. Указанная военная техника России планируется поставляться в военные части с 2015 г. Разработку танка будет вести «Уралвагонзавод».

Еще одним проспектом российского ОПК является «Терминатор» («Объект - 199″»). Данная боевая машина будет предназначена для обезвреживания воздушных целей, живой силы, бронетехники, а также разнообразных укрытий и укреплений.

«Терминатор» способен создаваться на базе танка Т-90 и Т-72. Его штатное оснащение будет состоять из 2-х 30-миллиметровых пушек, ПТУР «Атака» с наличием лазерного наведения, пулемета Калашникова и 2-х гранатометов АГС-17. Эти новые разработки военной техники России являются значимыми. Возможности БМПТ разрешают осуществление огня значительной плотности по 4-м целям сразу.

Высокоточное оружие

ВВС Российской Федерации примут на вооружение ракеты для осуществления ударов по надводным и наземным целям с наведением по ГЛОНАСС. На полигоне в Ахтубинске ГЛИЦ имени Чкалова прошли испытания ракет С-25 и С-24, которые оснащены особыми комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Это важное усовершенствование. Комплекты наведения ГЛОНАСС массово начали поступать на авиабазы в 2014 г., то есть российская вертолетная и фронтовая авиация полностью перешла на оружие высокой точности.

Ракеты неуправляемые (НУР) С-25 и С-24 останутся главным оружием бомбардировочной и штурмовой авиации РФ. Однако они бьют по площадям, а это является дорогим и неэффективным удовольствием. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-25 и С-24 в оружие высокоточного класса, которое способно поражать небольшие цели с точностью до 1 метра.

Робототехника

Главные приоритеты в организации перспективных разновидностей военной техники и вооружения почти определены. Сделан упор на произведение наиболее роботизированных боевых систем, где человеку будет отведена безопасная операторская функция.

В данном направлении намечается комплекс программ:

  • Организация силовых доспехов, знакомых как экзоскелеты.
  • Работы по разработке подводных роботов самого разнообразного предназначения.
  • Проектирование серии беспилотных видов летательных аппаратов.
  • Планируется основать технологии по Они разрешат реализовать идеи Николая Теслы в промышленном масштабе.

Российские эксперты сравнительно недавно (2011-2012 год) осуществили создание робота SAR-400. Высотой он 163 см и выглядит как торс с двумя «руками-манипуляторами», оснащенными особыми сенсорами. Они позволяют оператору ощущать предмет, которого касаются.

SAR-400 способен выполнить несколько функций. Например, полететь в космос или провести дистанционную хирургическую операцию. А в военных условиях он вообще незаменим. Он может быть и разведчиком, и сапером, и ремонтником. По своим рабочим возможностям и ТТХ андроид SAR-400 превосходит (к примеру, по сжиманию кисти) зарубежных аналогов, и американских тоже.

Стрелковое оружие

Новейшие военные разработки России в настоящее время также активно ведутся в данном направлении. Это подтвержденный факт. Оружейники Ижевска начали разработку стрелкового автоматического вооружения новейшего поколения. Оно отличается от популярной во всем мире системы Калашникова. Подразумевается новая платформа, позволяющая конкурировать с аналогами последних моделей стрелкового оружия в мире. Это является немаловажным в данной сфере. В результате силовые ведомства могут быть обеспечены принципиально новейшими боевыми системами, которые соответствуют программе перевооружения армии России до 2020 г. Поэтому на данный момент ведутся существенные разработки в этом плане. Будущие стрелковые будут модульного типа. Это позволит упростить последующую модернизацию и производство. При этом чаще будет применяться схема, при которой магазин оружия и ударный механизм будут расположены в прикладе сзади спускового крючка. Для разработки новейших систем стрелкового оружия будут также применяться боеприпасы с инновационными баллистическими решениями. К примеру, повышенная кучность, значительная эффективная дальность, более мощная способность пробития. Перед оружейниками поставлена задача создания новой системы «с нуля», не основываясь на отживших принципах. Для достижения данной цели привлекаются новейшие технологии. В тоже время от работ по модернизации АК 200-й серии «Ижмаш» отрекаться не станет, так как поставками данного вида оружия уже заинтересованы спецслужбы России. В настоящее время проводятся дальнейшие военные разработки в данном направлении.

Итог

Все вышесказанное подчеркивает успешную модернизацию вооружения Российской Федерации. Главное - идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом, осуществляя новейшие усовершенствования в данной области. На ряду с вышеизложенным существуют и секретные военные разработки России, однако их публикация ограничена.