Хохлома роспись деревянных ложек акриловыми красками. Деревянные ложки

Роспись деревянных ложек для детей 5-7 лет на тему: Хохлома

Расписывание хохломской росписью деревянных ложек и лопаток гуашью, с применением ватных палочек.


Полукарова Светлана Сергеевна, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток», Воронежская обл, п.г.т. Анна.
Назначение: Масстер – класс рассчитан для детей 6-7 лет. Роспись по дереву даёт познакомиться с секретами художественных ремесел и развить мелкую моторику рук, их чувствительность. Данный предмет можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на 8 марта, а так же для выставки.
Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи:
Видеть особенности хохломской росписи, познакомиться с новой композицией узора: изображая закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на желтом фоне.
Упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закрепить умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков.
Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.
Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Материалы и инструменты: деревянные заготовки - ложка и лопатка; альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски(красная, желтая, зеленая, черная, белая), баночка с водой; кисти белка № 2, 4, 6; ватные палочки.


Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
1. Рисуем на бумаге эскиз ложки и лопатки.


2. По нарисованному эскизу выпиливаем предметы из дерева.


3. Далее продолжаем работать с бумажными эскизами. Разукрашиваем нарисованные изделия желтой гуашью.


4. Заранее продумываем рисунок росписи на бумаге. Рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.


5.Далее когда эскиз готов мы проделываем ту же самую работу с деревянными изделиями. Покрываем желтым цветом с обеих сторон.


6.Торцы прокрашиваем красной гуашью.


7. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На лопатке рисуем 3 круга кистью № 2. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.


8.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом

.
9 . На лопатке листочки – это примакивание кисточки №6. На ложке рисуем кистью №2 листики смородины.


10.Рисуем завитки черной краской, кистью №2.


11. Оформляем на лопатке усики. Ватной палочкой черной краской ставим тычки.


12. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.


13. Рисуем на ручках красную кайму.


14. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.


15. Полезные советы:
- сушите ложку после росписи не меньше восьми часов.
- если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли, обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер-класс « Роспись деревянной ложки»

Инструкция 1.Деревянные ложки чаще всего вытачивают из липы, березы, ольхи, осины. Эти виды древесины легко раскрашиваются гуашью. Можно использовать также масляные краски. 2.Если поверхность ложки имеет шероховатости, перед росписью отшлифуйте изделие наждачной бумагой. 3.Прежде чем выбрать краску определите назначение изделия. Если ваша ложка будет чисто декоративной, не будет соприкасаться с влагой, можно смело расписывать цветной гуашью. Эта краски не потребуют предварительной грунтовки.

5.Если вы решили расписать ложку масляными красками, предварительно загрунтуйте ее в два-три приема. Состав простейшей грунтовки: 1 часть желатина или сухого столярного клея, 5 частей зубного порошка. Для стакана воды за меру достаточно взять чайную ложку. 7.Выберите для росписи небольшие кисти (№ 2-6), желательно беличьи. Заранее продумайте рисунок росписи (ягоды, листики, абстрактный рисунок и т.д.). При необходимости легкими штрихами нанесите контуры орнамента на поверхность изделия. 8.Нанесите краску на поверхность ложки согласно своему художественному замыслу. Обязательное правило мастеров росписи по дереву: краску надо наносить в один прием!

1. Отшлифовать изделия

2. Подготовить материал

3. Закрашивание основания ложки

Орнаменты хохломской росписи

4.Нанести орнамент

5.Готовое изделие

Полезные советы Сушите ложку после росписи не меньше восьми часов. Если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли. Обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов. Ложку, расписанную гуашью, желательно покрыть несколькими слоями прозрачного лака. Лак можно нанести на ложку кистью или тампоном. Есть и способ, именуемым способом окунки (изделие окунается в емкость с лаком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Трудно найти более повседневный, и в то же время незаменимый столовый прибор, чем ложка . Ложкой можно есть, ею можно резать и использовать ее как мерную посуду, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения.

Ложки из дерева, это отражение самобытности нашей русской культуры и культурных традиций. Этот столовый прибор пришел к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Авторские и оригинальные ложки Хохлома всегда считались отличным подарком . Расписанные хохломской росписью ложки очень многофункциональны - их можно использовать как столовый прибор или как музыкальный инструмент, они станут прекрасным подарком на любой праздник, как для иностранца, так и для любителя русского творчества. Повседневный прием пищи с ложкой из дерева, будь то расписная Хохлома или обычная деревянная заготовка, приобретет новый уникальный вкус и подарит вам незабываемые ощущения. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Деревянные ложки не только красивы, это экологически чистый и практичный материал . Для их изготовления использовалась древесина клена, липы, березы, осины и т.д. Этот деревянный столовый прибор стойко переносит кипящую воду и никогда не перегревается. Пользоваться деревянными половниками, скалками, толкушками и ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Ложки из осины, березы и липы ещё на Руси зарекомендовали себя как отличный народный музыкальный инструмент. За счет прочности они никогда не трескались во время игры и при этом ещё издавали мелодичные звуки в течение многих лет. Даже сейчас множество народных ансамблей, школьных коллективов и детсадовских групп приобретают у нас деревянные ложки недорого в большом количестве.

Ассортимент расписных деревянных ложек Хохлома, которые можно недорого купить в нашем магазине, очень большой: есть ложки различных размеров и всевозможного предназначения - чайные, столовые, десертные, музыкальные, для солений, хемпельные и фрезерные с ручками разной длины.

  • Хемпельная полубаская ложка производится следующим образом : сначала отдельно изготавливается черенок и черпак, затем все это просушивается и состыковывается специальным методом шипования и склейки. В итоге получается довольно грубый полуфабрикат изделия. После этого изделие поступает в шлифовку, где мастер на шлифовальном станке придает ей конечную форму и гладкость. На выходе мы получаем качественную и красивую ложку из натурального дерева, пригодную как для росписи и декупажа, так и для использования в домашнем хозяйстве.
  • Фрезерные ложки изготавливаются из целикового бруска березы или осины путем сложных обработок на станках. В конечном итоге получается довольно грубая заготовка, которая принимает конечную форму и гладкость только после шлифовки на специальном станке. На выходе от мастера мы получаем гладко вышкуреную, ровную и качественную ложку, пригодную для любых свойственных ложке целей.

И когда у вас встанет вопрос: Где купить недорогие и качественные расписные деревянные ложки Хохлома ? - на него будет можно легко получить ответ, посетив официальный сайт производителя заготовок из дерева для декупажа и росписи, Хохлома-магазин.рф

Вы можете приобрести болванки и заготовки ложек без росписи (так называемое "белье"), а так же с росписью Хохлома, Кудрина и Гжель у наших партнеров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Берлине, Париже, Гамбурге, Лондоне, Праге, Тольятти, Брянске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Сургуте, Якутске, Уфе, Владивостоке.

В кратчайшие сроки изготовим, упакуем и поставим любое количество ложек от производителя оптом и в розницу. Наши пункты выдачи заказов расположены во всех крупных районных центрах Московской и Ленинградской областей, а так же в городах: Самаре, Ульяновске, Спб, Краснодаре, Ижевске, Барнауле, Воронеже, Калининграде, Твери и Магнитогорске.

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьев а « », в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

Обучение резьбе.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье « »).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.



Ложечный базар

Елена Смирнова

Самая известная из видов росписи в России - хохлома . Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы. Расписные изделия можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на праздник.

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Сегодня я хочу поделится ещё одним мастер - классом роспись деревянных ложек .

Цель : расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи :

Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме .

Развивать творчество и фантазию при росписи ложек .

Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Нам потребуется :

- деревянные заготовки – ложка ,

Гуашевые краски (красная, желтая, зеленая, черная,

Баночка с водой; кисти;

Восковые мелки.

1. Сначала мы раскрашиваем ложку желтой и черной гуашью с обоих сторон.



2. Заранее продумываем рисунок росписи . Можно нарисовать на листе бумаги.


3. Переносим рисунок на деревянное изделие . Рисуем восковым мелком светлого тона.


4. Раскрашиваем орнамент – ягодки, цветы красной гуашью, листья и завитки зеленой.


5. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.


Вот такие замечательные ложки у нас получились!


Хохломская роспись –

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Спасибо за внимание!}