Единый ключ электронной цифровой подписи. Что такое эцп Как оформить электронный ключ налоговая беларусь

«Об электронном документе и электронной цифровой подписи» сертификаты открытых ключей, изданные в ГосСУОК, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах

ГДЕ ПРИМЕНИТЬ

В настоящее сертификаты ГосСУОК, помимо применения в межведомственном информационном взаимодействии и в узкоспециализированных ведомственных системах, можно использовать для:

Регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей

Подачи налоговых деклараций

Подачи электронных счетов-фактур по НДС

Электронного декларирования и регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям регламентов ТС

Представления в Белстат статистической отчетности

Представления документов в «Белгосстрах»

Представления отчетной информации и работы с порталом ФСЗН (на стадии тестирования)

Работы с Единым порталом электронных услуг и др.

(перечень постоянно расширяется и размещен на сайте Национального центра электронных услуг nces.by)

До конца 2016 года на использование сертификатов ГосСУОК будут переведены автоматизированные информационные системы министерств и ведомств (поручение Совета Министров РБ от 04.01.2016 № 36/216-207/1к):

    • Министерство по налогам и сборам
    • Министерство труда и социальной защиты
    • Государственный таможенный комитет
    • Министерство связи и информатизации
    • Министерство финансов
    • Министерство промышленности
    • Министерство иностранных дел
    • Министерство транспорта и коммуникаций
    • Министерство торговли
    • Государственный комитет по имуществу
    • Министерство здравоохранения
    • Министерство образования

ГДЕ ПОЛУЧИТЬ

1. Республиканский удостоверяющий центр:

  • г. Минск, пр. Машерова, 25, к. 200

2. Регистрационные центры на базе РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»:

  • г. Минск:
  • пр-т Машерова, 7;
  • ул. Я.Коласа, 19;
  • пр-т Пушкина, 11, к.111;
  • ул. Седых, 12, к.104;
  • г. Слуцк, ул. Лацкова, 2, к. 7;
  • г. Борисов, ул. К. Маркса, 7;
  • г. Могилев, ул. Космонавтов, д. 19А, к. 203;
  • г. Бобруйск, ул. Войкова, д. 20, служебный вход, к. 2;
  • г. Брест, ул. Комсомольская, 34;
  • г. Барановичи, ул. Ленина, д. 69, к. 106;
  • г. Пинск, ул. Иркутско-Пинской Дивизии, д. 36, к. 403/1;
  • г. Гродно, ул. Советская, д. 31, 2 этаж;
  • г. Лида, ул. Фабричная, д. 12;
  • г. Витебск, ул. Гоголя, д. 14, к. 307;
  • г. Полоцк, пр-к Ф.Скорины, д. 24, 2 этаж;
  • г. Гомель, ул. Речицкая, д. 1А, к. 428;
  • г. Мозырь, пер. Березовый 1-й, д. 3-2, к. 109.

3. Регистрационные центры на базе УП «ИВЦ Минфина»:

  • г. Брест, ул. Ленина, 22, к.2-3;
  • г. Гродно, ул. Урицкого, 12, к.301;
  • г. Витебск, ул. Ленина, 12А-3, к.51;
  • г. Гомель, ул. Гагарина, 49, к.1-4;
  • г. Могилев, ул. Ленинская, 11.

4. Регистрационные центры на базе РУП «Белтелеком»:

  • г. Брест, пр. Машерова, 21;
  • г. Гродно, ул. Телеграфная, 24, к.203;
  • г. Витебск, пр. Черняховского, 19, к.1;
  • г. Гомель, пр. Ленина, 1; тел.
  • г. Могилев, ул. Болдина, 3.

5. Регистрационный центр на базе ГП «НИИ ТЗИ»:

  • г. Гомель, ул. Рокоссовского, 109а, к.206.

ВНИМАНИЕ!

Для работы с единым ключом ЭЦП обязательна установка нового программного обеспечения, выданного на компакт-диске (актуальную версию программного обеспечения можно скачать с сайта Национального центра электронных услуг http :// nces . by / pki /)

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) необходима для подтверждения аутентичности электронного документа. Она имеет вид уникальной последовательности символов, получаемых вследствие криптографической трансформации. В качестве доказательства того, что ее поставил конкретный человек, используется особый ключ подписи в виде обычной флешки с USB-разъемом. Таким образом, электронный реквизит закрепляет целостность и незыблемость информации.

Значение ЭЦП

По сути, ЭЦП служит аналогом подписи физического лица на бумажном носителе. Она придает электронным документам ту же самую юридическую силу. Система позволяет экономить время, которое неизбежно теряется при использовании традиционных ручек и печатей. Среди главных функций ЭЦП зачастую выделяют следующие:

  • Контроль целостности электронных бумаг.
  • Юридическое подтверждение авторства.
  • Защита от подделок в электронном документообороте.

После закрепления документов с помощью ЭЦП человек уже не вправе отказаться от своего авторства.

Особенности шифрования

Криптографическая трансформация осуществляется с помощью сложного алгоритма асимметричного шифрования. После использования данной технологии человек получает два вида ключа:

  1. Закрытый ключ (который известен лишь владельцу электронного сертификата).
  2. Открытый ключ (необходимый для проверки авторства конкретного владельца).

На торговых биржах, как правило, используется два типа ЭЦП: для участия в торгах и отдельно для проведения биржевых закупок.

ЭЦП в Беларуси

В Республике Беларусь ЭЦП используется повсеместно, в частности в сфере расчетно-кассового обслуживания . Заказать ее изготовление можно в одном из четырех столичных отделений Удостоверяющего центра РУП («Информационно-издательский центр по налогам и сборам»), а также в десятке других городов. Национальная система управления открытыми ключами функционирует с лета 2014-ого года. Ее целью является создание системы по предоставлению ключей единого образца. Технической стороной вопроса занимается Национальный реестр электронных услуг, а юридическим обоснованием служит Закон от 28.12.2009 № 113-З.

Это предусмотрено поправками в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которые готовятся к рассмотрению депутатами в первом чтении, сообщил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Юницын.

Депутат, в частности, напомнил, что в 2018 году в Беларуси планируется выдача гражданам республики , с записанными на них электронными цифровыми подписями их владельцев. станет еще одним удостоверением личности. Предполагается, что ею можно будет свободно пользоваться внутри страны, а паспорт понадобится только для поездок за границу.

Внутренний паспорт нового образца будет содержать сведения о гражданине: ФИО владельца, пол, дата рождения, идентификационный номер, отдельный номер ID-карты и срок ее действия, фото, подпись, а также чип, на котором та же информация будет храниться в электронном виде. Также в чипе будет содержаться электронная цифровая подпись гражданина. Наличие ЭЦП на такой карте должно значительно расширить возможности владельца», — заметил Андрей Юницын.

По его словам, широко используется во всем мире для получения различного вида услуг и заверения документов, не выходя из дома. Например, в Эстонии соответствующее законодательство действует с 2002 года, граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Даже голосование на выборах происходит с использованием ID-паспортов — дистанционно, при помощи специального считывающего устройства, которое подключается к компьютеру.

Поправками в действующее законодательство в Беларуси создаются условия для более широкого применения и использования ЭЦП и электронных документов. «Это упрощает и ускоряет различные процессы, особенно для бизнеса. В ситуациях, предусмотренных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог собственноручной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах, которую должен заполнять индивидуальный предприниматель), подписанный электронной цифровой подписью, обретает такую же силу, что и документ на бумажном носителе, подписанный от руки. Естественно, это позволяет экономить время и силы, а также исключает коррупционную составляющую», — пояснил парламентарий, отметив, что отправлять юридически ликвидные бумаги можно будет прямо из дома.

В проекте закона прописана норма, которая позволит значительно упростить процедуру удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Сегодня это могут делать нотариусы, организации или ИП, имеющие соответствующие лицензии. На практике действующий механизм представляется излишне сложным и финансово затратным. В законе предлагается к числу субъектов, кто это может делать, отнести в том числе организации и ИП, создавших электронный документ, форму внешнего представления которого необходимо удостоверить на бумажном носителе, а также организации, получившие электронный документ от иных организаций посредством межведомственных информационных систем.

В настоящее время в Беларуси уже действует ЭЦП, она дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам, таможенные органы, фонды соцзащиты населения, «Белгосстрах», «Белстат» и т.д. Количество выданных ключей электронной цифровой подписи постоянно увеличивается и составляет в стране около 260 тыс.

Новым направлением использования ЭЦП будет являться ее применение для доступа к единому порталу электронных услуг и, как следствие, простой и эффективный способ получения государственных услуг и административных процедур в электронном виде.

«Сегодня в Беларуси выстраиваются амбициозные планы по созданию передовой IT-страны, развитию цифровой экономики, поэтому принятие данного законопроекта — еще один шаг для достижения этой цели», — убежден парламентарий.

Изменения и дополнения в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» готовятся к рассмотрению в первом чтении на весенней сессии парламента в 2018 году.

Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) планируется расширить в Беларуси в 2018 году. Это предусмотрено поправками в закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" , которые готовятся к рассмотрению депутатами в первом чтении, сообщил корреспонденту БЕЛТА член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Юницын.

Депутат, в частности, напомнил, что в 2018 году в Беларуси планируется выдача гражданам республики ID-карт , с записанными на них электронными цифровыми подписями их владельцев. ID-карта станет еще одним удостоверением личности. Предполагается, что ею можно будет свободно пользоваться внутри страны, а паспорт понадобится только для поездок за границу.

Внутренний паспорт нового образца будет содержать сведения о гражданине: ФИО владельца, пол, дата рождения, идентификационный номер, отдельный номер ID-карты и срок ее действия, фото, подпись, а также чип, на котором та же информация будет храниться в электронном виде. Также в чипе будет содержаться электронная цифровая подпись гражданина. Наличие ЭЦП на такой карте должно значительно расширить возможности владельца", - заметил Андрей Юницын.

По его словам, ЭЦП широко используется во всем мире для получения различного вида услуг и заверения документов, не выходя из дома. Например, в Эстонии соответствующее законодательство действует с 2002 года, граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Даже голосование на выборах происходит с использованием ID-паспортов - дистанционно, при помощи специального считывающего устройства, которое подключается к компьютеру.

Поправками в действующее законодательство в Беларуси создаются условия для более широкого применения и использования ЭЦП и электронных документов. "Это упрощает и ускоряет различные процессы, особенно для бизнеса. В ситуациях, предусмотренных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог собственноручной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах, которую должен заполнять индивидуальный предприниматель), подписанный электронной цифровой подписью, обретает такую же силу, что и документ на бумажном носителе, подписанный от руки. Естественно, это позволяет экономить время и силы, а также исключает коррупционную составляющую", - пояснил парламентарий, отметив, что отправлять юридически ликвидные бумаги можно будет прямо из дома.

В проекте закона прописана норма, которая позволит значительно упростить процедуру удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Сегодня это могут делать нотариусы, организации или ИП, имеющие соответствующие лицензии. На практике действующий механизм представляется излишне сложным и финансово затратным. В законе предлагается к числу субъектов, кто это может делать, отнести в том числе организации и ИП, создавших электронный документ, форму внешнего представления которого необходимо удостоверить на бумажном носителе, а также организации, получившие электронный документ от иных организаций посредством межведомственных информационных систем.

В настоящее время в Беларуси уже действует ЭЦП, она дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам, таможенные органы, фонды соцзащиты населения, "Белгосстрах", "Белстат" и т.д. Количество выданных ключей электронной цифровой подписи постоянно увеличивается и составляет в стране около 260 тыс.

Новым направлением использования ЭЦП будет являться ее применение для доступа к единому порталу электронных услуг и, как следствие, простой и эффективный способ получения государственных услуг и административных процедур в электронном виде.

"Сегодня в Беларуси выстраиваются амбициозные планы по созданию передовой IT-страны, развитию цифровой экономики, поэтому принятие данного законопроекта - еще один шаг для достижения этой цели", - убежден парламентарий.

Изменения и дополнения в закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" готовятся к рассмотрению в первом чтении на весенней сессии парламента в 2018 году.

Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был принят 17 лет назад и был направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.










Под электронным документом в Законе понимается в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, под подлинным электронным документом – электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица, подписавшего электронный документ. Электронная подпись определяется как электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию. Оригинал электронного документа и его копия имеют одинаковую юридическую силу.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и/или государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

  • создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
  • быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком;
  • состоять из двух неотъемлемых частей – информации, составляющей содержание документа, а также электронной цифровой подписи и/или дополнительных данных, необходимых для проверки электронной цифровой подписи и идентификации электронного документа.

Электронная цифровая подпись , в соответствии с беларусским законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться как аналог оттиска печати или штампа.предназначена для:

  • удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;
  • подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации , составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ. Подтверждение же целостности и подлинности электронного документа — путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах создана государственная система управления открытыми ключами (ГосСУОК) , которая представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров и регистрационных центров . Полномочия по регулированию в сфере функционирования ГосСУОК осуществляется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ).

ГосСУОК предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах проверки электронной цифровой подписи и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров (УЦ) и регистрационных центров (РЦ).

Поставщики услуг в ГосСУОК, выполняющие функции удостоверяющих центров и регистрационных центров, должны иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по технической и/или криптографической защите информации в части составляющих данный вид деятельности работ. ГосСУОК строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра (КУЦ) и подчиненных ему республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) и регистрационных центров. К конечным пользователям ГосСУОК относятся физические и юридические лица, которые являются владельцами сертификатов открытых ключей (СОК) и/или доверяющими сторонами.

Сертификат открытого ключа (СОК) физического лица , издаваемый республиканским удостоверяющим центром (РУЦ), должен содержать:

  • идентификатор РУЦ;
  • информацию, однозначно идентифицирующую лицо, которое является владельцем открытого ключа (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер);
  • назначение СОК;
  • значение открытого ключа;
  • срок действия СОК;
  • идентификационный номер СОК.

Владельцы сертификатов открытых ключей (СОК)(физическое или юридические лица) обязаны:

  • гарантировать, что вся информация, предоставляемая для издания ключей, является полной и точной;
  • использовать личный и открытый ключи только для выработки и проверки электронной цифровой подписи, а также в соответствии с ограничениями, о которых уведомляется владелец;
  • хранить в тайне личный ключ;
  • обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или от модификации/изменения;
  • отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена;
  • не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек.

Функции оператора удостоверяющего центра (КУЦ) и республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) в Беларуси осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» .

Центр атрибутных сертификатов республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) на основании сертификата открытого ключа физического лица может издавать атрибутные сертификаты , в которых определяются права владельца открытого ключа. Например, право подписи документов от имени юридического лица, право доступа к информации.

В настоящее время сертификаты открытых ключей, издаваемые Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (РУП «НЦЭУ») применяются в таких системах , как:

  • Система межведомственного электронного документооборота (СМДО) при подключении ведомственных СЭД;
  • Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) для работы с Единым порталом электронных услуг;
  • Единая информационная система государственной статистики Республики Беларусь (ЕИСГС) для обеспечения возможности представления респондентами государственной статистической отчетности;
  • Автоматизированная информационная система «Взаимодействие» Министерства юстиции Республики Беларусь для регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • Автоматизированные информационные системы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в том числе Портал «Электронные счета-фактуры» для подачи налоговых деклараций, подписания электронных счетов-фактур и работы с порталом Министерства;
  • Информационная система электронного декларирования таможенных органов Республики Беларусь;
  • Информационная система «Уведомительное декларирование соответствия» для регистрации в Республике Беларусь деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в электронной форме;
  • Единый портал финансового рынка для предоставления информации о финансовом рынке неограниченному кругу лиц;
  • Ведомственные автоматизированные информационные системы для подготовки и отправки отчетности в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;
  • Автоматизированная информационная система оператора электронного документооборота ООО «Современные технологии торговли» в части электронных товарно-транспортных и товарных накладных;
  • Программное обеспечение республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» в части предоставления документов, подтверждающих осуществленные страхователями страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Информационный ресурс «Единая информационная база данных контролирующих (надзорных) органов, включающая сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок» (АИС КНО).

До конца 2016 года на использование СОК будут переведены автоматизированные информационные системы следующих министерств и ведомств.