Махачкала: перспективы развития рынков и рыночной торговли. «Нелогичный перенос»? Когда уберут рынок ирчи казака

Временное закрытие вещевого рынка "Дагэлектромаш" в Махачкале 3 декабря было связано с тем, что владельцы торговых точек отказались сдавать деньги на установку противопожарных датчиков, заявили в администрации. Пользователи соцсетей разошлись во мнении о деятельности рынка, вспомнив о крупном пожаре на его территории в марте прошлого года.

Рынок на улице Ирчи Казака был закрыт утром 3 декабря, так как предприниматели отказались сдавать по 5 тысяч рублей на установку блока реагирования на повышение температуры. Его руководство заявило, что установило гидранты, но на трех тысячах торговых точках установить противопожарные блоки обязаны сами предприниматели.

"Пока все нарушения пожарной безопасности не будут устранены, рынок не может продолжить работу", - подчеркнул представитель администрации, слова которого приводит "Черновик".

По данным издания, прибывшие по вызову правоохранители не выявили нарушений в действиях дирекции, "после чего предприниматели согласились сдавать по 5 тысяч рублей, а руководство рынка приняло решение не приостанавливать деятельность".

Информация о временном закрытии "Дагэлектромаша" вызвала бурное обсуждение пользователей соцсетей.

Обсуждение правомочности денежных сборов на установку противопожарных датчиков с владельцев торговых точек переросло в дискуссию о переносе рынка за город или даже о его ликвидации.

"Вообще такие рынки за городом должны быть, а кому надо, и туда доберутся", - считает irinaaskhabova.

"Живу рядом, надоел этот мусор [...] Ставят как попало машины [...] Я надеюсь, что этот бардак отсюда уберут", - высказался пользователь под ником kumuksky.

"Не рынок, а ужас просто! Постройте цивилизованный торговый центр, пусть там работают", - написала saida197123.

Ей возразил пользователь под ником _nvz_1971: "Когда надо что-то купить, вы идете именно на Ирчи Казака, так что молчите. А пробки по всему городу есть".

В защиту рынка также высказался пользователь khalitovabariiat: "Там далеко не сотня людей. И так нет работы, все живут на выживание".

Новость о закрытии "Дагэлектромаша" также обсудили и в

Ни для кого не секрет, что сегодня Дагестан занимает одну из лидирующих позиций в стране по уровню безработицы. Тому, конечно, множество причин, но в практическом отсутствии промышленности и катастрофического снижения развития привычного для жителей региона сельского хозяйства, едва ли не единственным условием для выживания людей стала торговля. Но и эта сфера сейчас оказалась под ударом и связано это, в первую очередь, с оптимизацией и нормализацией условий труда и быта предпринимателей.

Хотим мы того или нет, но республике, если она хочет развиваться, придется следовать примеру других развитых регионов. Конечно, в первую очередь, речь идет о Махачкале. Столица отличается от многих других российских городов обилием беспорядочных, чаще не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, торговых площадей, которые люди привыкли называть рынками. Однако они имеют мало общего с настоящими рынками. Со временем, большинство из них превратились в хаотичные объекты, стали причиной многочисленных нарушений на проезжей части, антисанитарии и так далее. Не говоря о том, что внутри самих торговых рядов, мягко говоря, негде развернуться. В общем, одни неудобства. Новые республиканские власти, наконец, решили последовать примеру крупных мегаполисов, в частности, Москвы. Плюс ко всему, с 1 января 2014 года вступает в силу поправки в Федеральный закон № 271, согласно которым, осуществление предпринимательской деятельности (торговли) с так называемых контейнеров запрещается. Любые нарушения данного пункта закона предполагают крупное штрафование руководителей торговых площадок. Если учитывать состояние и инфраструктурное обеспечение сегодняшних рынков Махачкалы, то можно предположить, что большинство предпринимателей могут остаться без элементарных средств к существованию.

Политика нового руководства Дагестана по высвобождению города от стихийных рынков более чем понятна, но перемещение крупных торговых объектов в пределах самой столицы, без их выноса за городскую черту, в конечном итоге, чревата не менее острой проблемой. Ведь в тот же «Цумадинский» рынок часть покупателей предпочитали не ездить из-за громадных автомобильных пробок и антисанитарии в торговом комплексе. Однако Махачкале рано или поздно предстояло пойти по пути таких мегаполисов, как Москва и другие, где все крупные рынки выведены за пределы города. Тем более речь зашла о гораздо большей угрозе. На заседании антитеррористического комитета РД весной этого года впервые обсуждался ход выполнения мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. На том же заседании глава Дагестана Рамазан Абдулатипов поручил министерству транспорта РД в срок до 1 июля 2013 года совместно с Министерством внутренних дел по РД, главами городских округов принять меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности прилегающих к железнодорожным вокзалам, автовокзалам и автостанциям республики территорий, в том числе освободив их от объектов и сооружений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Однако самыми крайними и на этот раз оказались простые люди, в частности, торговцы с того же «Цумадинского» рынка. Во-первых, в виде альтернативных мест для продолжения торговли им были предложены импровизированные рынки, опять-таки в черте города. Это при том, что рано или поздно их бы вновь оттуда погнали в неизвестность. Во-вторых, многие не получили даже этого и фактически остались на улице, то есть без единственной возможности заработать на жизнь. По сути, их обманули. Отметим, что в одном только «Цумадинском» рынке сегодня насчитывается около 1400 торговых точек единиц и скоро встанет вопрос об их переносе тоже. Помимо этого, в будущем планируется и перенос всех остальных городских рынков, таких как, «Восточный» рынок, на Ирчи Казака и так далее. Не ждет долгое будущее и рынок «Южный» на территории бывшего асфальтного завода, куда предлагали переехать торговцам с «Цумадинского» рынка. Во-первых, и он находится в пределах столицы, во-вторых, этого рынка нет даже в реестре розничных рынков республики.

Таким образом, возникает вполне логичный вопрос: куда девать всей этой армии потенциальных безработных, в случае если действия властей по закрытию рынков активизируются? И второй вопрос: где гарантия того, что они, даже в случае переезда на новое место не понесут большие финансовые потери, поскольку, многие из них вложили в старые торговые точки немалые суммы денег.
При изучении этих вопросов мы выяснили некоторые детали. Начнем с того, что готовых принять предпринимателей с городских рынков мест не так уж и много, точнее их два. Это больше известные «Куядинский» и «Красный» рынки, расположенные в 5 км от города вдоль федеральной трассы в сторону Хасавюрта. Эти рынки не только единственные в своем роде, но и самые оптимальные, а также владеют полным пакетов разрешительных документов. «Куядинский» рынок сегодня считается самым крупным продовольственным рынком в России, но с потоком желающих трудоустроиться физически не сможет справиться. «Красный» рынок, хоть и моложе, но не менее перспективный. Мы побеседовали с представителем «Красного» рынка и узнали о планах развития. Рынок функционирует более 4 лет и за это время удалось построить свыше 100 современных торговых точек в виде двухэтажных магазинов. Каждому, кто пожелает прийти сюда, администрация готова представить не только благоустроенное торговое место, но и землю под строительство типовых 2-этажных магазинов, которые при желании можно оформить в собственность, то есть, получить зеленку. Учитывая, что площадь рынка составляет более 7 гектаров, то, разумеется, есть возможность наращивания торговых площадей и количество точек. Ресурсный потенциал территории рынка оценивается 5 тысяч рабочих мест (торговых точек), есть возможность привлечь и 500 дополнительных точек. Активность возведения магазинов не в последнюю очередь зависит и от спроса на торговые точки, то есть, чем больше будет желающих прийти на рынок, тем быстрее будут строиться и объекты. Помимо этого, в следующем, 2014 году здесь планируется существенная модернизация и открытие комплекса по образцу знаменитого на весь мир Бакинского рынка.

Мы по этому вопросу побеседовали и со специалистами в правительстве республики. По их словам, предпринимателям на «Красном» рынке в ближайшем будущем будут созданы все условия: в том числе, будет решена и проблема транспортного сообщения города с рынком: будет налажено регулярное движение маршрутных такси. А это положительно скажется и на пассажиропотоке.

Владимир Васильев пообещал снести рынки Махачкалы, которые скрывают прибыль и не платят налоги в бюджет. На их месте откроют крупные торговые сети по типу «Леруа Мерлен». На что будут жить мелкие предприниматели, чиновникам все равно.

В апреле стало известно, что в Махачкале или Каспийске может открыться строительный гипермаркет «Леруа Мерлен». А вместе с этим канут в небытие многие столичные рынки. По мнению Владимира Васильева, они все равно не приносят прибыли в бюджет. А значит, видимо, не имеют права на существование.

«Заход крупных игроков для реальной экономики Дагестана - это развитие. Федеральные сети заплатят больше налогов, чем мелкие торговцы. На полученные деньги можно строить новые рабочие места», - объяснил логику дагестанский властей экономист Халил Халилов.

По его мнению, без крупных ритейлеров, Дагестан так и останется базарной республикой. «Мы должны сделать выбор: остаться в омуте или принять правила нормальной экономики», - резюмирует Халилов.

Региональные власти хотят избавиться от рынков еще и потому, что мелкие предприниматели не платят налоги. В регионе 48 розничных рынков с 17 270 торговыми местами. За прошлый год торговцы принесли в бюджет 205 миллионов рублей. По словам Васильева, эта сумма могла быть в два раза больше. Но многие коммерсанты не выходят из тени.

«Всех рыночных торговцев необходимо поставить на налоговый учет. Вы жалуетесь на поборы и коррупцию. А от потребителей много претензий к качеству и санитарному состоянию. Например, рынки стоят на реке и сбрасывают нечистоты в воду. Налоги не платите, а реку засоряете», - отметил глава региона на совещании с владельцами розничных рынков, которое прошло в марте.

Тогда же Васильев пригрозил: если на рынках не наведут порядок, вместо них будут открываться крупные сети. Очевидно, глава региона устал убеждать мелкую розницу работать по закону, и все-таки выслал пригласительные крупным бизнесменам. Руководство «Леруа Мерлен» уже присматривает место для прописки.

Однако рыночные торговцы не хотят уступать гипермаркетам. Многие из предпринимателей заплатили за точку по 300 тысяч рублей и теперь логично считают ее своей собственностью, передает «Кавказ Реалии». Коммерсанты готовы поднять волну протестов, если их начнут теснить торговые гиганты. «Да если рынок закроют – мы переворот сделаем», - цитирует «Кавказ Реалии» одного из сотрудников «Дагэлектромаша».

К слову руководитель рынка по улице Ирчи Казака Исрапил Магомедов уже объявил о закрытии и стал раздавать арендаторам вот такие листовки.

Но торговцы «Дагэлектромаша» до сих пор не верят, что вскоре могут оказаться без места и покупателей.

– Не знаю, куда нас переселят. А будут ли туда из Махачкалы люди ездить, если в самом городе много вещевых бутиков. Получается, мы теряем своих клиентов, – пожимает плечами продавец рынка по ул. Ирчи Казака Маржанат. О переносе рынков Махачкалы на территорию Ленинкента она услышала от «коллег по цеху». Женщина пока не знает, чем для нее обернется переселение, но раз уж власти решили, значит, так тому и быть, пожимает она плечами.

Собственно, к такому решению власти пришли не в одночасье. Проблема «выноса» зрела из года в год. Главной причиной называют транспортный коллапс. Вот из-за чего и планируется вывести 17 рынков за черту города. Но торговцы поговаривают, что не менее серьезной проблемой является постановка всех предпринимателей на налоговый учет. Некоторые добавляют, что и земельный вопрос не последний в этой очереди.

«Перенос рынков – насущная проблема, связанная с транспортным коллапсом, разгрузкой транспортных пробок в центре города, – комментирует помощник Главы города Махачкалы Амирали Амирханов . – Фактически перенос двух рынков – Цумадинского и рынка по ул. Ирчи Казака, где более 5 тысяч контейнеров, равносилен строительству двух эстакад, что обошлось республике в несколько миллиардов рублей. Кроме того, перенос рынков позволит упорядочить деятельность самих предпринимателей. Да и в больших городах торговые центры располагаются не в центре, а на окраинах. В Москве «Ашан», например. Махачкалинские рынки тоже перенесут на Красный рынок в Ленинкент, потому что это окраина города, и там проходит федеральная трасса. Идеальная логистика. Там планируется 14-километровая трасса, соединяющая астраханскую трассу с федеральной «Ростов – Баку». Эта трасса будет как раз проходить рядом с этим торговым конгломератом, который мы планируем построить.

Вы посмотрите на этот город: «Шанхай» в самом деле. Здесь надо создавать какие-то микрорайоны. В ближайшем будущем или на перспективу застройки начнутся за пределами столицы. А там мы планируем на 350 га создать конгломерацию, занимаемся подбором земель».

Итак, энное количество земель выделяет город. Но есть инвесторы, готовые инвестировать в строительство. Объект, в котором будет более 2 тысяч стационарных типовых магазинов, планируется сдать к 2015 году. Конечно, в мэрии задавались вопросом, как отнесутся к этому люди. Но недовольные были и будут всегда. Как правило, это небольшой процент. Да и большинство торгующих – арендаторы. Арендодатели получают прибыль и сидят где-нибудь в «другом месте». Но, так или иначе, люди понимают, что альтернатива есть. Потому что если рынки закрыли здесь, то откроют на окраине. Никто ж не собирается разгонять людей, просто не будут выдавать разрешения на торговлю. Вот такой действенный рычаг, которым власти воспользуются в крайнем случае.

Есть еще один принципиальный момент. Федеральный закон (ФЗ от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ), который вступит в силу в 2015 году. Согласно этому закону вести торговлю с контейнеров можно будет только в капитальных сооружениях, но никак не в контейнерах. Так что ничего незаконного в переносе рынков нет, подчеркивает Амирханов. Да и горожане вздохнут свободнее. Ненавистные заторы на дорогах вокруг рынков уйдут в прошлое. А что будет с землей? «Вот на Ирчи Казака будет проверка земель. Если они на самом деле принадлежат хозяину, их никто отбирать не собирается. Пусть распоряжается на свое усмотрение» , – поясняет Амирханов.

Рынки переедут, но не все. Некоторые останутся на своих местах. В том числе второй продуктовый рынок, который крайне необходим. Ну, не будет же житель Махачкалы за парой килограмм картошки и пучком петрушки ехать в Ленинкент. И еще, оговаривает помощник главы города Махачкалы, там, куда рынки вывезут, никаких транспортных проблем возникать не будет. Рынок будет стоять метрах в 100 от трассы. В этом году планируется подготовить проект, в октябре отстроить несколько сот магазинов и какую-то часть уже сдать. К концу 2015 года, когда Красный рынок будет уже сдан, административными шагами начнут закрываться рыночные площадки в столице. И в первую очередь рынок на Ирчи Казака, вокруг которого создаются транспортные заторы.

«Во вновь отстроенном рынке новым хозяевам будут выдаваться «зеленки», чтоб каждый был твердо уверен, что он хозяин этого места» , – подчеркивает Амирханов.

…НО ОНИ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ

По мнению и.о. главы города Магомеда Сулейманова , «реализация данного проекта позволит снять транспортную напряженность в городе, построить до 2 тыс. типовых торгово-производственных объектов общей площадью 120 тыс. кв. м, создаст более 10 тыс. зарегистрированных рабочих мест, обеспечит поступление в бюджеты всех уровней свыше 100 млн рублей ежегодно». Места должно хватить всем желающим «переселиться», считают в администрации. Так как под новую торгово-производственную площадку на базе торгово-выставочного центра «Красный рынок» в поселке Ленинкент выделено 30 га земли.

Директора рынков-«переселенцев» пока предпочитают не озвучивать вслух свои мысли. Один из них высказывает свою позицию так: «Ссылаются на транспортную загруженность. Скорее всего, не в этом вопрос. Нас уже не в первый раз пытались выселить. Кому-то нужна территория под что-то, как это всегда у нас бывает. И каждый руководитель города делает по-своему, но когда Амиров ушел, ушел и страх людей, что их могут в любой момент выгнать с мест. Новый (мэр) пока вроде выполняет свои обещания. Надежда умирает последней, говорят одни. А другие говорят, как только начал надеяться – она уже умерла. Дело не в том, согласятся ли продавцы. Дело в том, что не все об этом знают. Как в анекдоте про Шварценеггера. «Шварценеггер едет в автобусе. Сзади у него спрашивают: А вы на следующей остановке выходите? – Да я выхожу. – А впереди вас люди выходят? – Да, выходят, но они об этом еще не знают». Вот вы говорите, в сторону Ленинкента будет рынок, а я другую информацию слышал, что в районе Карамана строят рынок. Земля – это всегда интерес. Что сказать, я могу не согласиться, но кто ко мне прислушается? Даже если народ поймет, что их оттуда выселят, кто захочет выйти на улицу и ругать власть? Думаю, что люди достаточно разумно подойдут к этому вопросу» .

P.S . Так и хочется воскликнуть – опять Ирчи Казака! Несколько лет назад этот рынок уже переселился с привокзального на новое место – ул. Ирчи Казака. Это создало дополнительную напряженность транспортных потоков по прилегающим к рынку улицам. Практика показала – создавать торговые площадки в центре города нельзя. А новая рыночная площадка позволит, по мнению властей, решить ряд проблем, в том числе улучшить пополняемость городского бюджета налоговыми поступлениями. Но, избавляясь от одной проблемы, надо подумать о том, как не навлечь другие. К примеру, не ударит ли перенос по «мелкому» бизнесу? И по ценовой политике? И о том, как продолжить маршрут в направлении нового рынка. И не создаст ли это дополнительных транспортных нагрузок в северном направлении? Проблема комплексная, поэтому и решать ее надо подобающим образом. Чтоб и волки были сыты, и овцы целы.

ООО «Рынок «Дагэлектромаш»» прекращает свое существование. Но это не означает, что известный в народе «рынок Ирчи» будет закрыт — сейчас идет разработка проекта торговых площадей, которые будут соответствовать противопожарным и санитарным нормам. От всех предыдущих проектных предложений, в числе которых сделать подземный рынок, а над ним парковку, решено отказаться.

В начале апреля арендаторам рынка «Дагэлектромаш» (рынок на улице Ирчи Казака) было разослано уведомление от руководства, в котором говорилось, что деятельность рынка значительно осложнилась в связи с давлением, оказываемым государственными и муниципальными органами. «Работники привлекаются к крупным штрафам, выносятся предписания об устранении выявленных нарушений, готовятся материалы для возбуждения уголовного дела», — говорится в документе. При этом уточняется, что устранить все эти нарушения без полной реконструкции невозможно, так как с самого начала функционирования рынка он не соответствовал предъявляемым законом требованиям. В этой связи, отмечено в уведомлении, руководство приняло решение о приостановке деятельности рынка, а со всеми арендаторами с 5 мая расторгаются договоры.

Однако, как заверил «Новое дело» генеральный директор рынка Исрапил Магомедов, речь не идет о полном закрытии рынка, он и дальше будет продолжать работать.

«Есть судебные решения от 2009 и 2012 годов, согласно которым на рынке должны быть устранены имеющиеся нарушения противопожарных требований. Это значит, что должны быть вывезены все железные контейнеры, а это равноценно закрытию. Но оставить тысячи людей без работы мы не можем, предпринимателям некуда просто идти», — говорит генеральный директор.

По его словам, он намерен прекратить существование ООО «Рынок «Дагэлектромаш»», расторгнуть договоры с арендаторами, чтобы они в дальнейшем заключили соглашение с новым предприятием, которое и займется строительством нового рынка. Пока идет эта процедура, владелец земельного участка обратился с заявлением на имя врио главы Махачкалы Абусупьяна Гасанова дать разрешение на разработку проекта планировки территории за счет собственных средств.

Напомним, что 31 марта прошлого года в результате поджога сгорел ангар, где находились основные торговые площади. После этого власти города заявили, что рынок на улице Ирчи Казака будет восстановлен. В начале этого года в мэрию был представлено проектное решение нового рынка, разработанное московским архитектурным бюро Асадова. Предполагалось, что территория рынка займет все 8 гектаров, а над рынком будет располагаться парковка.

«Но против такого решения высказались предприниматели. Во-первых, на строительство ушло бы пять-шесть лет, во-вторых, арендаторы не захотели иметь торговые площади на нулевом этаже. Поэтому было решено построить ангар на части сгоревшего места», — рассказал Магомедов.

3 апреля на совещании в администрации Махачкалы с участием представителей рынка «Дагэлектромаш» был достигнут компромисс. Стороны договорились разработать новое проектное решение, которое позволит частично восстановить рынок, чтобы пострадавшие во время пожара предприниматели могли начать работу. Новый рынок должен быть крытым в форме ангара с соблюдением противопожарных и санитарных норм. На подготовку проектного решения выделили месяц.

«Проект пока еще не разработан. Как только мы получим разрешение от мэрии, закажем его специалистам. Строительство будет поэтапным. Рынок продолжит функционирование. Мы сначала завершим строительство ангара на месте сгоревшего участка. После этого вывезем все железные контейнеры, уберем склады и устроим перепланировку всего рынка», — отметил Магомедов.

По словам предпринимателей, работающих на рынке, им были даны определенные гарантии.

«На вопрос о переносе или закрытии рынка был дан однозначный ответ: рынок закрываться или переноситься не будет, а сгоревшая часть рынка будет восстановлена с соблюдением всех требований безопасности и предоставлена бывшим хозяевам этих точек без взимания дополнительных платежей и на тех же условиях, на которых они работали до пожара. После завершения строительства нам обещали, что все погорельцы будут освобождены от арендной платы на один год. В случае если взятые на себя обязательства руководством рынка и администрацией города будут нарушены, то это может послужить толчком к новым массовым протестам и демонстрациям, подрыву и так негативного авторитета руководства администрации города и рынка, которые в очередной раз обманут простых трудяг», — рассказал на условиях анонимности один из погорельцев рынка.