Состав ппр и требования к нему. Кто имеет право разрабатывать ППР? Техническое задание на разработку ппр по монтажу строительных конструкций

ППР является дальнейшим развитием основных решений, принятых в ПОС. ППР разрабатывают для определения наиболее эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ, снижения себестоимости и трудоемкости, сокращения продолжительности строительства, повышения степени использования строительных машин и оборудования, улучшения качества строительно-монтажных работ. Ведение строительства без ППР запрещается.

Проект производства работ разрабатывает строительно-монтажная организация или специализированная, предназначенная для оказания технической помощи и внедрения новых технологий.

ПОС и ППР должны основываться на прогрессивных инженерных решениях с учетом современного уровня индустриализации строительного производства, новых методов и форм его организации. Номенклатура и объем проектной документации, а также степень ее детализации обусловливаются характером строящегося объекта и сложностью конкретных условий.

Проект производства работ представляет собой документированную модель процессов строительного производства по возведению объектов от начала подготовительныхстроительно-монтажных работ до сдачи объектов в эксплуатацию. Определяются виды и объемы строительно-монтажных работ по каждому объекту, последовательность и сроки их выполнения, потребность и сроки поступления на строительную площадку всех видов материально-технических ресурсов, строительных машин, рабочих кадров, а также предусматриваются рациональная технология и безопасные условия выполнения работ.

Утвержденный ППР является основанием для оперативного планирования, контроля, регулирования и учета строительного производства. ППР разрабатывают с целью регламентации выполнения строительно-монтажных работ наиболее эффективными методами с исследованием оптимальных составов бригад рабочих, комплектов строительных механизмов и ручных машин, обеспечивающих сокращение продолжительности строительства, снижение трудоемкости, себестоимости и улучшение качества строительно-монтажных работ.

Исходные документы для разработки ППР: задание на разработку ППР, ПОС; рабочая документация на строительство объекта; смета на строительство объекта и сводная смета стройки; исходные данные о наличии и мощностях предприятий производственной базы строительства, мощностях и загрузке существующих строительно-монтажных генподрядных и субподрядных организаций и укомплектованности их кадрами, составе парка строительных машин, средств автомобильного и других видов транспорта; сведения о порядке и сроках поставки технологического, энергетического, сантехнического и другого оборудования и специальных материалов заказчиком; данные о поставках строительных конструкций, изделий, материалов; другие сведения, необходимые для разработки документации проекта производства строительно-монтажных работ.

В ППР должно предусматриваться внедрение рациональных методов, передового опыта и научно-технических достижений в области строительного производства.
Принимаемые в ППР решения должны обеспечивать: сокращение трудоемкости выполнения работ за счет комплексной механизации и ручных машин; сокращение продолжительности строительства за счет максимального совмещения во времени выполнения общестроительных и специализированных работ и сокращение продолжительности выполнения каждой работы; повышение производительности труда рабочих за счет внедрения передовых методов организации рабочих мест; снижение себестоимости строительно-монтажных работ; соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

ППР разрабатываются на:

  • возведение здания, сооружения или его части (узла);
  • сложные в выполнении отдельные виды работ;
  • подготовительный период строительства.

В состав ППР на возведение здания, сооружения или его части (узла) включаются следующие документы:

  1. календарный план производства работ по объекту или календарный сетевой график — устанавливаются последовательность и сроки выполнения работ, определяется потребность в трудовых ресурсах и средствах механизации;
  2. строительный генеральный план — графически определяется размещение строительного хозяйства на строительной площадке, увязанное с расположением строящихся зданий, сооружений, сетей и коммуникаций;
  3. графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
  4. графики движения рабочих кадров по объекту и основных строительных машин;
  5. технологические карты (схемы) на выполнение отдельных видов работ;
  6. решения по производству геодезических работ — определяются схемы размещения знаков для выполнения геодезических построений и измерений, а также необходимая точность и технические средства геодезического контроля выполнения строительно-монтажных работ;
  7. решения по технике безопасности;
  8. мероприятия по выполнению работ методом сквозного поточного бригадного подряда;
  9. мероприятия по выполнению (при необходимости) работ вахтовым методом;
  10. решения по прокладке временных сетей водо-, тепло- и энергоснабжения и освещения.
  11. строительной площадки и рабочих мест;
  12. перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки;
  13. пояснительная записка: обоснование решений по производству работ; потребность в энергетических ресурсах и решения по ее покрытию;
  14. перечень мобильных (инвентарных) зданий и сооружений с расчетом потребности и обоснованием условий привязки их к участкам строительной площадки;
  15. мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий и конструкций; мероприятия по защите действующих зданий и сооружений от повреждений, природоохранные мероприятия, технико-экономические показатели.

ППР на выполнение отдельных видов работ должен состоять из календарного плана производства работ, строительного генерального плана, технологической карты и краткой пояснительной записки с необходимыми обоснованиями и технико-экономическими показателями.

ППР на подготовительный период строительства должен содержать:

  • календарный план производства работ по объекту или виду работ;
  • строительный генеральный план;
  • технологические карты;
  • графики движения рабочих кадров и основных строительных машин;
  • график поступления на строительство необходимых на этот период строительных конструкций, изделий основных материалов и оборудования;
  • схемы размещения знаков для выполнения геодезических построений, измерений, а также указания о необходимой точности и технических средствах геодезического контроля;
  • пояснительную записку.

В ППР используются, как правило, типовые проектные разработки по производству строительно-монтажных работ, типовые технологические карты и схемы на производство отдельных видов работ, карты трудовых процессов, типовые чертежи механизированных установок, средств малой механизации и инвентарных приспособлений. На отдельные виды работ при отсутствии типовых решений допускается разработка индивидуальных схем, чертежей, технологических карт.
Качество разработанных ППР проверяют сравнением их с эталонными ППР для аналогичных объектов по уровню технико-экономических показателей.

Грамотная организация строительных работ невозможна без составления правильной проектной документации. Все документы составляются в соответствии с утвержденными правилами и нормативами. Цель составления документации - повышение технической культуры, введение новых строительных технологий, снижение расходов на стройматериалы и повышение безопасности работ.

При разработке обязательно должны быть составлены проекты:

  • организации движения (ПОД);
  • организации строительства (ПОС);
  • производства работ (ППР).

Эти документы позволяют обеспечить безопасность сотрудников при работе на стройплощадке, улучшить организацию рабочего процесса, повысить продуктивность труда и качество результатов. При высоких стандартах, предъявляемых к строительным работам в наши дни, технологические решения и техническое оснащение должны быть проработаны особенно внимательно до начала каких-либо работ. По этой причине особое внимание на подготовительном этапе должно быть уделено документу ППР.

Что такое ППР?

В проект производства работ входят: технологические правила, требования к охране труда и защите экологии. ППР служит основой для составления списка необходимых ресурсов и материалов, регулирует организацию трудовой деятельности, позволяет определить сроки и риски будущего строительства.

Как разрабатывается ППР?

Кто составляет проект производства работ?

За составление ППР при постройке нового или реконструкции старого здания ответственно генеральное подрядное строительно-монтажное предприятие. Составление документа может взять на себя сторонняя конструкторская организация в случае, если ей будет сделан заказ.

В отдельных случаях, когда объем проводимых работ очень большой, ППР может быть разработан не на весь объект, а, например, только на монтаж строительных лесов, на устройство кровли и т.д. До введения СНиП 3.01.01-85 такие документы не могли носить название проекта организации работ. Сейчас они именуются ППР, но при этом обязательно уточняется, что проект составлен на конкретные работы. Если монтаж кровли или другие специальные работы выполняют сторонние компании, они также ведут разработку ППР.

Что необходимо для разработки ППР?

  1. Задание для проектной организации, составленное заказчиком. Обязательно необходимо указать сроки, в которые проект должен быть составлен.
  2. К заданию обязательно прикладывается ПОС и вся требуемая рабочая документация.
  3. Информация по поставкам материалов и оборудования, использованию строительной техники, кадров.
  4. Данные по техническому исследованию функционирующих предприятий, зданий и сооружений. Требования к строительным работам в условиях действующего производства.
  5. Особые условия строительства - низкие температуры, уровень грунтовых вод, высокая влажность и т.д.
Основные документы ППР

Наиболее значительный в ППР документ - это календарный план. Грамотность его составления играет большую роль. Успешность выполнения проекта в целом во многом зависит именно от этого документа. В календарном плане перечисляется последовательность выполнения строительных работ и сроки, в которые они должны быть завершены.

Другим значительным документом в составе ППР является генеральный план, который для краткости называют стройгенпланом. Его цель - снизить расходы по подготовке стройплощадки, а также обеспечить строителям безопасные условия труда.

Технологическая карта - другой важный документ, входящий в ППР. Содержит информацию о наиболее продуктивных способах выполнения работ, их последовательности. Здесь также находится расчет трудозатрат, определяются ресурсы и планируется процесс организации труда. В технологическую карту также может входить разбивка объекта на участки с указанием рабочих мест. Все технологические карты делятся:

  • на типовые, привязанные к объекту;
  • на типовые, не привязанные к объекту;
  • на нетиповые, привязанные к объекту.

Последним значительным документом в ППР является пояснительная записка, которая включает меры по охране труда, расчет сложности строительных работ и необходимости в дополнительных складских и хозяйственных сооружениях. Также пояснительная записка содержит информацию об экономической и технической составляющей строительства.

Кто утверждает проект?

  • Руководство подрядчика.
  • Представитель технического надзора.
  • Главный инженер или другой представитель заказчика.

Последствия нарушения ППР

Нарушение проектной документации, норм и стандартов влечет за собой серьезные последствия:

  • административный штраф для граждан - до 1000 рублей;
  • для должностных лиц - до 10 000 рублей;
  • для предпринимателей, не являющихся юрлицом, - до 10 000 рублей (также возможна остановка деятельности на период до 90 суток);
  • для юридических лиц - до 100 000 рублей (или приостановка деятельности на период до 90 суток).

Если работы затрагивали элементы, связанные с надежностью зданий и инженерных сетей, будет наложен административный штраф:

  • для граждан - до 5000 рублей;
  • для должностных лиц - до 50 000 рублей;
  • для предпринимателей, не являющихся юридическим лицом, - до 50 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 суток);
  • для юридических лиц - до 500 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 суток).

За консультацией по интересующему Вас вопросу по форме обратной связи, по электронной почте или по телефону.

Здесь кратко рассмотрим основные вопросы, связанные с ППР и ППРк (данный раздел постоянно дорабатывается):

Чем грозит работа без ППР?

При проверке строительным надзором площадки и документации за отсутствие ППР на производимые работы грозит не малый штраф - до 300 000,00 руб., либо приостановка деятельности компании на срок до 90 суток. При этом, заплатив штраф, всё равно будет необходимо разработать ППР, в противном случае будет назначен повторный штраф.

При возникновении несчастного случая в отсутствии проекта на площадке наступает уголовная ответственность для различных лиц организации - начальника участка, главного инженера, генерального директора. В лучшем случае ответственные отделываются колонией поселения на срок от 5 лет.

Кто имеет право разрабатывать ППР?

Проекты производства работ имеют право разрабатывать следующие юридические лица:

  1. Индивидуальные предприниматели, имеющие аттестацию по промышленной безопасности (выдаётся отделением Ростехнадзора).
  2. Компании, хотя бы один сотрудник которой имеет аттестацию по промышленной безопасности (выдаётся отделением Ростехнадзора).
  3. Строительные компании, занимающиеся любыми видами строительства (так как их сотрудники имеют аттестацию по промышленной безопасности).

Из чего состоит ППР?

Проект производства работ в общем своём виде содержит:

Пояснительная записка с содержанием разделов:

  • общие данные;
  • подготовительные мероприятия;
  • порядок производства работ;
  • мероприятия по охране труда;
  • мероприятия по охране окружающей среды;
  • библиографический список.

Графическая часть с содержание листов:

  • ситуационный план расположения объекта;
  • стройгенплан на период выполнения оговариваемых работ;
  • планы и разрезы по наиболее характерным зонам работ;
  • схемы строповки (не во всех видах проектов);
  • ведомость применяемого оборудования и оснастки;
  • календарный график работ (не во всех видах проектов).

Приложения к проекту:

  • свидетельства СРО и пр.;
  • аттестации сотрудников;
  • лист ознакомления сППР;
  • лист согласования ППР.

Непосредственно для разработки ППР не нужен допуск СРО. Однако многие организации добавляют в Приложения к проекту свой СРО.

Отвечает ли Заказчик за отсутствие ППР?

Заказчик строительства не несёт никакой ответственности за отсутствие проекта производства работ на строительной площадке. Инвестор рискует лишь своими финансами, если произойдёт какая-либо авария, либо будут значительно сорваны сроки строительства.

Технические Заказчик уже несёт ответственность перед основным Заказчиком (или инвестором) за возможный срыв сроков и непредвиденные ситуации.

Генеральный подрядчик и подрядчик в свою очередь уже несут ответственность перед Заказчиком и органами Ростехнадзора.

На какие виды разрабатываются ППР?

Проекты производства работ по нормативам должны разрабатываться на все виды строительных работ без исключения. Однако на практике принято, что ППР разрабатывают на основные виды работ, связанные с опасностью — в результате неправильного выполнения которых возможно возникновение аварийных ситуаций и летальных случаев. Основной перечень работ, на которые принято разрабатывать проекты, описан . На менее ответственные работы, при требовании Заказчика или инвестора могут быть разработаны упрощённые проекты производства работ.

Обычно ППР разрабатывается на конкретный вид работ, к примеру на бетонирование монолитных конструкций. Однако, не редки случаи объединения нескольких работ в один проект. В редких случаях разрабатываются генеральные ППР на весь объект в целом. Окончательное решение зависит от многих факторов, в том числе ценовых.

Какие исходные данные необходимы для разработки ППР?

Перечень исходных данных, необходимых для разработки проекта, зависит от вида работ, на которые он разрабатывается. Однако, этот список можно условно обобщить:

  • стройгенплан из состава ПОС, либо стадии «Р»;
  • проекты на возводимое сооружение (АР, КР, КЖ);
  • утверждённый календарный график работ;
  • перечень имеющегося оборудования (кранов, подъёмников и пр.).

Для ознакомления с заданием и определения стоимости достаточно исходных данных в формате PDF. Для разработки проекта необходимы исходные материалы в редактируемом формате (чаще в DWG), так как ручная векторизация необходимых схем увеличивает срок и стоимость разработки проекта.

Как заставить подрядчика разработать ППР?

Необходимость разработки проекта диктуется нормативами федерального значения, поэтому обязательны к выполнению на всей территории России. Технический Заказчик, либо инвестор вправе требовать разработанный ППР на выполняемый подрядчиком вид работ. В качестве дополнительного давления можно применить следующее:

  1. Угроза не принятия выполненного объёма работ без разработанного проекта (может занять некоторое время).
  2. Применение штрафных санкций, если такое предусмотрено договором с подрядчиком (вероятный выход).
  3. Сообщить в надзорные органы Ростехнадзора об отсутствии проекта на выполняемые работы (крайние меры, но действенные).

Есть ли необходимость в ППР при наличии проекта?

Проектная и рабочая документация должны быть на каждом объекте (если проектирование не в одну стадию). Вне зависимости от подробности рабочей документации на возводимое здание — ППР является необходимой документацией для производства работ. ППР не является заменой, и не должен дублировать (!) проект на сооружение. В составе проекта должны быть схемы. отвечающие на вопрос «Как это сделать», а не «Что сделать». Однако, полнота и информативность проекта на возводимое сооружение всё же влияют на сроки и стоимость разработки проектов — чем подробнее описаны основные технологические мероприятия в проекте, тем проще, а значит быстрее и дешевле разработать ППР.

В чём основная задача ППР на площадке?

Основная задача проекта — правильно организовать работу грузоподъёмной техники, технологию производства работ, ответить на вопросы «как и в какой последовательности производить строительные работы, чтобы было быстро и главное безопасно». ППР не может заменить своими техническими решениями основную проектную и рабочую документацию — он основан на основных технических решениях основной документации.

Нужно ли ППР согласовывать с генеральным проектировщиком?

Проект производства работ в основном не согласуется с организацией, спроектировавшей объект, потому как генпроектировщику это попросту не интересно. Однако в некоторых случаях ППР необходимо согласовать с разработчиком проекта здания:

  • технические приёмы производства работ, отражаемые в проекте, затрагивают безопасность и правильность выполнения конструкций здания — использование напряжённой арматуры в консольных перекрытиях;
  • строительные работы выполняются на объекте культурного значения (памятниках архитектуры);
  • при производстве строительных работ возникает необходимость передать на здание повышенные нагрузки, выполнить монтажные проёмы и т.п.

Сколько времени разрабатывается ППР?

Обычно, на разработку проекта требуется в среднем одна неделя. Однако, этот показатель напрямую зависит от сложности документации и отражаемых в нём видов работ. Так, срок разработки самого простого ППР будет порядка 3 рабочих дней. Самый сложный в нашей практике проект занял более двух месяцев на полноценную разработку (до выдачи чистового варианта). Обычно, если разработка проекта затягивается ввиду его насыщенности, то Заказчику по мере необходимости выдаются отдельные листы или схемы для начала работ.

Кто имеет право вносить изменения в ППР?

Состав и содержание конкретного проекта производства работ (ППР) являются интеллектуальной собственностью разработчика, за достоверность данных в проекте несёт ответственность сам разработчик. В связи с этим вносить изменения в проект производства работ может только организация, разработавшая данный документ. Если нет возможности обратиться в организацию-разработчика — необходимо оформлять изменения документально, в виде отдельного ППР, сформированного в виде дополнения.

Полный и неполный нормативный состав ППР

Состав проектов производства работ для промышленного и гражданского строительства регламентируется Сводом Правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства» и согласно пункта 5.7.4 подразделяется на следующие основные виды:

  • полный состав ППР — при любом строительстве на городской территории (с выходом на проезжу часть, либо непосредственно в зоне городской застройки ), при любом строительстве на территории действующего предприятия (если зона строительных работ не находится на обособленной территории отдельного пускового комплекса ), а также в сложных геологических и природных условиях (например, при работах в горных условиях ).
  • неполный состав ППР — во всех остальных случаях (при рассмотрении работ, производимых на обособленных строительных площадках и внутри строящихся зданий ).

Примечания:

  1. Работы на городской территории — те работы, которые производятся непосредственно вблизи пешеходных зоны и эксплуатируемых автомобильных дорог, а также на зданиях, где находятся люди. Иными словами — когда определённые строительные работы производятся при повышенной опасности причинения вреда людям, не связанным со строительством, а также имуществу гражданских лиц или промышленных предприятий.
  2. Работы на территории действующего предприятия — те работы, которые производятся непосредственно на эксплуатируемой части промышленной территории — на территории расположения и функционирования технологического оборудования, движения технологических жидкостей и газов. Иными словами — когда определённые строительные работы производятся при повышенной опасности причинения вреда рабочим предприятия, оборудованию и промышленным машинам, когда есть риск возникновения аварии на предприятии.
  3. Работы, производимые на обособленных территориях , имеющих ограждение, КПП и сигнальные знаки, когда обеспечены безопасные расстояния от городских эксплуатируемых территорий — требуют неполного состава проекта. Аналогично, когда отдельные виды работ выполняются внутри возводимых зданий — также достаточно неполного состава ППР.

Рассмотрим подробнее: при выполнении, к примеру, внутренних отделочных работ — вероятность причинить вред посторонним людям, находящимся за пределами строительной площадки, сводится к нулю. Поэтому в таких случаях достаточно неполного состава проекта.

ППР разрабатывает заказчик или подрядчик?

Проект производства работ в большинстве случаев разрабатывается подрядчиком, который непосредственно планирует те или иные строительные работы. В отдельных случаях, когда конкретный подрядчик для СМР ещё не определен, либо когда Заказчик желает заранее определить порядок работ и применяемые механизмы, ППР может разрабатываться по заданию Заказчика специализированными организациями или собственными силами.

Как правило, существует некоторая зависимость:

ППР разрабатывается подрядчиком, когда:

  • Подрядчик на конкретный вид работ уже определен.
  • Подрядчик и заказчик единогласны в методах и порядке производства работ, а также применяемых механизмах.
  • Производимые строительные работы не выделяются чрезвычайной ответственностью.

ППР разрабатывается заказчиком, когда:

  • Подрядчик на строительные работы ещё не определен.
  • Существуют значительные разногласия в методах производства СМР, применяемых механизмах и т.п. между потенциальным подрядчиком и заказчиком.
  • Производимые работы планируется осуществлять на уникальном объекте, когда эти работы имеют значительный общественный резонанс и привлекают внимание СМИ.

Замечания к ППР

Замечания к качественно разработанным ППР появляются у Заказчика или Технического надзора не часто — приблизительно в 15% случаев. Вероятность получить замечания к своему ППР зависят от двух факторов — наполненности проекта и скрупулезности проверяющего. В любом случае, замечания к ППР должны отвечать единовременно двум требованиям:

  • должны быть обоснованны (основываться на современных нормативах);
  • не должны отклоняться от Технического задания.

Обоснованность замечаний исходит из нормативной базы Российской Федерации. Здесь не имеют силу ссылки на методическую документацию (МДС, ВСН и пр.) — то есть на те, документы, действие которых не является «законом» в строительстве. Подробнее о том, как отличить норматив и методическую документацию, .

Замечания, которые составляет Заказчик, должны основываться прежде всего на том, что было прописано в Техническом задании к договору. Если Заказчик затрудняется на начальном этапе определиться с тем, что ему нужно — квалифицированный проектировщик поможет ему и объяснит все нюансы и возможные последствия. Если Заказчик согласовал определенный состав проекта в задании, то добавления в проект, не предусмотренные заданием, являются увеличением объема работы, и должны быть оформлены дополнительным соглашением. Увеличивать ли при этом стоимость проекта — совместное решение проектировщика и Заказчика.

Замечания к проекту должны быть оформлены официальным письмом на имя руководителя компании-разработчика (или частому лицу, при работе с фрилансерами). Рекомендуем составлять замечания в табличной форме, оставляя для подрядчика (проектировщика) пустые графы для ответов.

Отличия ППР от ППРк

ППР — проект производства работ, ППРк — проект производства работ краном. Отличия между двумя проектами минимальны и зависят от того, на какие виды работ разрабатывается ППР.

Так, ППР на монтаж конструкций краном включает в себя все составляющие от ППРк на данный кран. Однако, ППРк на (к примеру) башенный кран не рассматривает сам процесс монтажа чего-либо и расстановки подмостей и т.п.

Основная задача ППРк — рассмотреть работы краном (план, разрез, опасные зоны, схемы строповки). Весь проект сводится именно к эксплуатации механизма. Так, ППРк на башенный кран не включает в себя монтаж-демонтаж самого крана (такие работы рассматриваются в отдельном ППР).

Основная задача ППР — рассмотреть безопасность строительных работ. Если такие работы тесно связаны с эксплуатацией крана, то ППР включает в себя все элементы ППРк.

У Вас имеются свои вопросы по ППР (ППРк)? Задайте их в форме обратной связи и получите ответ по электронной почте!

Каждое правильно организованное строительство должно иметь грамотно составленную строительную документацию, которая, как правило, включает в себя разработку таких документов, как проект организации движения (сокращенно ПОД), проект организации строительства (сокращенно ПОС) и проект производства работ (сокращенно ППР). Все данные документы способны обеспечить безопасность сотрудников при проведении строительно-монтажных работ, обеспечить правильную организацию непосредственно строительства самого объекта, а также повысить и качество выполняемых строительных работ.

На сегодняшний день в связи с тем, что строительные работы стали отличаться наиболее высокой степенью тяжести возникла необходимость в создании и более ответственной проработке технологических и технических решений, которые используются при производстве работ. Именно поэтому основным и наиболее значимым документом в системе организационно-технологической подготовки становится документ ППР в строительстве - скачать бесплатно, который можно в конце данной статьи.

Данный документ содержит перечень технологических правил, требования к охране и безопасности труда и экологической безопасности в том числе. На основе проекта производства работ осуществляется организация строительных работ, определяются необходимые материалы и ресурсы, определяются сроки выполнения работ и прорабатываются возможные риски.

Кем разрабатываются ППР?

Проекты производства работ на строительство новых сооружений или же на реконструкцию или расширение какого-либо объекта разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными предприятиями. В случае, если ППРы заказаны генеральной подрядной или субподрядной строительно-монтажной организацией, то они могут разрабатываться проектно-технологическими институтами или же проектно-конструкторскими организациями.

Следует также отметить, что иногда при проведении больших объемов работ ППРы составляются не на объект в целом, а на какой-либо определенный вид работ, к примеру, на монтаж сборных конструкций, на земляные работы, на кровельные работы и т.д. Раньше такие документы имели название проектов организации работ (сокращенно ПОР), но в действующих нормах СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85, они именуются также ППР с оговоркой, что это проекты производства конкретных работ. При проведении же таких определенных видов работ, связанных с проведением общестроительных, специальных или монтажных работ ППРы разрабатываются компаниями, которые этим непосредственно занимаются.

Состав ППР

  • Календарный план производства работ;
  • Технологические карты;
  • Cтроительный генеральный план;
  • Графики поступления на объект строительных материалов, изделий и оборудования;
  • Перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки;
  • Графики движения работников по объекту;
  • Решения по производству геодезических работ;
  • Решения по технике безопасности;
  • Пояснительная записка, которая должна содержать:
    • обоснование решений по осуществлению тех или иных видов работ, в том числе выполняемых в зимнее время;
    • расчеты сетей временных инженерных коммуникаций;
    • мероприятия, которые бы обеспечивали сохранность материалов, изделий и конструкций, а также оборудования на строительной площадке;
    • перечень мобильных сооружений с расчетом потребности и обоснованием условий их нахождения на участках строительной площадки;
    • мероприятия по защите данных сооружений от повреждений, а также природоохранные мероприятия.

Но стоить отметить, что основными в ППР все же остаются всего 4 документа: стройгенплан, календарный план производства работ, пояснительная записка и техническая карта. Рассмотрим их более подробно.

Ключевым документом ППР в строительстве является, безусловно, календарный план производства работ. От грамотности его разработки в большей мере зависит успех реализации всего проекта. Если говорить коротко, то календарный план представляет собой модель строительного производства, в котором ясно и точно установлены последовательность и сроки выполнения строительных работ на объекте.

Вторым по значимости документом ППР остается строительный генеральный план (или сокращенно стройгенплан). От качества его подготовки зависит в первую очередь снижение издержек по организации строительной площадки, которое в то же время позволяет создать безопасные условия труда для работников. Разрабатывая стройгенплан, специалисты принимают во внимание различные способы организации строительной площадки, из которых впоследствии выбирается наиболее рациональный.

Следующим не менее важным документом ППР является технологическая карта, в которой определяются наиболее оптимальные способы и последовательность выполнения того или иного вида работ. Кроме того, здесь же осуществляется калькуляция трудовых затрат, определяются необходимые ресурсы и описывается организация труда. Технологические карты, как правило, включают графические и текстовые документы, в число которых могут входить и схемы рабочих мест, где указаны фронта работ и границы участков, на которые делится объект. В принципе же технологические карты могут быть трех видов:

  • типовыми без привязки к конкретным объектам;
  • типовыми с привязкой к типовым объектам;
  • индивидуальными с привязкой к конкретному проекту

И последним важным элементом ППР можно назвать пояснительную записку, в которой, как уже было сказано выше, указываются всевозможные мероприятия по охране труда, определяется условия и сложность строительства, обосновываются наличие складских помещений и временных сооружений и т.д. Кроме того, в пояснительной записке приводятся технико-экономические показатели строительства.

Скачать ППР на строительство Вы сможете .

РУКОВОДСТВО
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДСТАНЦИЙ

РД 34.04.122

Руководство по составлению проекта производства работ для строительства подстанций разработано сотрудниками отдела высоковольтных линий и подстанций Одесского филиала института "Оргэнергострой".

Составители: инженеры В.И. Киреев, В.А. Колков, А.Н. Кашуба.

УТВЕРЖДЕНО решением Главного производственно-технического управления по строительству № 31 от 29.01.81 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее руководство составлено для разработки проектов производства строительных работ (ППР) при сооружении подстанций в системе Минэнерго СССР.

1.2. Руководство составлено на основании следующих нормативных документов:

2.6. Разработка отдельных разделов ППР, предусмотренных настоящим руководством, но не предусмотренных прейскурантом, оплачивается дополнительно.

Таблица 2

Классификация подстанций по степени сложности разработки ППР

Напряжение подстанци и, кВ

Разработчик

Источник финансирования

Рассматривает

Утверждает

Ответственный за внедрение

Несложные

Производственно-технический отдел мехколонны

Накладные расходы

Техсовет мехколонны

Главный инженер

Главный инженер, линейный персонал мехколонны

Средней сложности

Техотдел треста

Техсовет треста

Особо сложные

750, 1500 и реконструируемые 500 и выше

Техотдел треста или специализированная организация

За счет проектных работ по сводной смете

4.2. Содержание проекта производства работ (заглавный лист)

4.2.1.Заглавный лист должен выпускаться на весь комплект ППР, а также на его составные части по видам работ, при наличии в них более 3 чертежей.

Заглавный лист должен содержать:

а) ситуационный план строительства подстанции;

б) опись документов;

в) ведомость примененных и ссылочных документов;

г) ведомость основных объемов строительно-монтажных работ (СМР);

д) общие указания.

4.3. Календарный план производства работ и комплексный сетевой график

4.3.1. В составе ППР для несложных подстанций, а также на отдельные виды работ выполняется календарный план производства работ, который должен содержать:

а) линейный график производства работ;

б) график работы основных строительных машин;

в) график движения рабочей силы с разбивкой по профессиям.

Календарный план составляется по трудозатратам, исходя из физических объемов работ, взятых по рабочим чертежам "Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы ", в соответствии с оптимальными сроками строительства и разбивкой работ по организациям-исполнителям.

4.3.2. Для подстанций средней сложности и особо сложных разрабатывается комплексный сетевой график.

Он определяет:

а) очередность строительства;

б) технологическую последовательность;

в) продолжительность работ;

г) сроки поставки строительных конструкций, электротехнического оборудования и других материально-технических ресурсов;

д) потребность в трудовых ресурсах;

е) потребность в механизмах;

ж) сроки и объемы работ по организациям-исполнителям;

з) сроки выдачи проектно-сметной документации, включая ППР.

4.3.3. Комплексный сетевой график разрабатывается в соответствии с "Указаниями по разработке сетевых графиков и применением их в строительстве" и "Методическими указаниями по сетевому планированию и управлению строительством" института "Оргэнергострой".

4.3.4. К сетевому графику, составляемому с учетом возможности разработки унифицированной документации по производственно-технологической комплектации, должны прилагаться карточки-определители работ.

4.4. Стройгенплан

4.4.1. Строительный генеральный план - это общий план строительной площадки, на котором нанесены все существующие, строящиеся и вспомогательные объекты, необходимые для строительства (складские, административно-бытовые помещения, временные инженерные сети и т.д.).

4.4.2. Стройгенплан должен разрабатываться на основе сопоставления различных его вариантов с наиболее рациональными схемами расположения площадок и временных зданий с инженерными и транспортными коммуникациями минимальной протяженности.

Для несложных и средней сложности подстанций стройгенплан разрабатывается один раз для объекта в целом. Для особо сложных подстанций стройгенплан разрабатывается как для всей подстанции в целом, так и для отдельных сложных зданий и сооружений, в том числе для отдельных очередей и этапов строительства.

4.4.3. На стройгенплане должны показываться:

а) открытые распредустройства, здания и сооружения, находящиеся в пределах рассматриваемой площадки строительства, как существующие, так и вновь строящиеся;

б) инженерные коммуникации, необходимые для производства работ;

в) существующие подземные коммуникации в зоне производства земляных работ;

г) постоянные и временные воздушные линии электропередачи с обозначением границ опасной зоны, работы в которой требуют оформления нарядов-допусков;

д) временные и постоянные автодороги;

е) укрупнительно - сборочные и складские площадки с обозначением мест складирования и расположения стендов для укрупнительной сборки;

ж) решения по отводу поверхностных вод;

з) постоянное и временное ограждение территории строительной площадки;

и) инвентарные временные здания и сооружения;

к) общеплощадочные устройства по технике безопасности и производственной санитарии (мостики, пешеходные дороги, лестницы, средства пожаротушения, туалеты и др.);

л) опасные зоны, в том числе зоны работы грузоподъемных, землеройных механизмов; действующие ячейки на реконструируемых подстанциях; отдельные электроустановки, находящиеся под напряжением;

м) для средней сложности и особо сложных подстанций должно быть указано положение знаков геодезической разбивочной сетки;

н) для средней сложности и особо сложных подстанций должны быть выделены на стройгенплане здания и сооружения пускового комплекса и последующих очередей и этапов строительства.

4.4.4. Исходными документами для разработки стройгенплана являются:

а) генплан подстанции;

б) транспортная схема, принятая в проекте;

в) пусковой комплекс;

г) внутрипостроечный титульный список;

д) табель временных зданий и сооружений на строительство ПС 35 кВ и выше;

е) типовые чертежи инвентарных зданий и сооружений;

к) типовые решения временных автодорог, сборочных площадок;

з) нормативные документы;

и) исполнительные съемки существующих подземных коммуникаций на действующих подстанциях (трассы силовых и контрольных кабелей, заземлений, водопровода, маслостоков и канализации) с привязкой к капитальным сооружениям.

4.4.5. На чертеже стройгенплана приводятся:

а) экспликация зданий и сооружений;

б) ведомость автомобильных дорог и площадок;

в) сведения об исходных материалах для составления стройгенплана;

г) текстовые указания.

4.4.6. При разработке стройгенплана производятся следующие расчеты:

а) потребность во временных зданиях и сооружениях, в том числе складских, культурно-бытовых и жилых;

б) потребность для нужд строительства электроэнергии, воды, сжатого воздуха и т.д.

4.4.7. На стройгенплане должны быть учтены требования пожарной безопасности, предусмотрены кольцевые или сквозные проезды. При расположении временных зданий должны соблюдаться следующие противопожарные разрывы (м):

несгораемые от несгораемых - 10

несгораемые от сгораемых - 16

сгораемые от сгораемых - 20

Пожарные гидранты располагаются не реже, чем через 100 м, не ближе 5 м к зданиям и не далее 3 м от дороги.

4.4.8. Для определения эффективности стройгенплана на средних и особо сложных подстанциях производят сравнение вариантов по следующим показателям:

а) по приведенным затратам, включая затраты на возведение временных зданий и сооружений.

Варианты стройгенплана для одной и той же площадки сопоставляют сравнением сметных стоимостей временного строительства, а различных - сравнением удельной стоимости строительства, т.е. стоимости, отнесенной на единицу площади или единицу измерения строящегося здания;

б) по компактности стройгенплана, исчисляемой как процентное отношение площади застройки строящегося объекта к площади стройгенплана;

в) по отношению суммарной площади застройки временных зданий и сооружений к площади строящейся подстанции или отдельного узла.

4.5. График потребности в строительных конструкциях, деталях, полуфабрикатах, материалах и оборудовании

4.5.1. График выполняется по форме 5 приложения 3 "Инструкции по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ", СН 47-74 .

4.5.2. К графику прилагаются комплектовочные ведомости по поставке технологических комплектов.

4.5.3. Для подстанций средней и особой сложности, при наличии в электросетевых трестах управлений производственно-технологической комплектации, к графику прилагается унифицированная документация по производственно-технологической комплектации, составляемая по формам СН 47-74 .

4.6. График потребности в рабочих кадрах по объекту

4.6.1. Трафик потребности в рабочих кадрах для средних и особо сложных подстанций выполняется по форме 6 приложения 3 СН 47-74 .

4.6.2. Трафик выполняется на основании технологической последовательности, сроков производства работ и выработки в денежном или натуральном выражении.

4.6.3. Потребность в рабочих указывается отдельно для генподрядной и субподрядных организаций.

4.7. График потребности в основных строительных машинах и средствах малой механизации

4.7.1. График потребности в основных строительных машинах выполняется на основании графика производства работ в соответствии с разработанными в ППР технологическими схемами и технологическими картами на отдельные виды работ.

График выполняется по форме 7 приложения 3 СН 47-74 .

4.8. Технологические схемы производства работ и технологические карты, поузловые технологические модели

4.8.1. При разработке технологии производства работ в ППР всех степеней сложности следует применять следующие материалы:

а) ранее разработанные ППР повторного применения;

б) типовые технологические карты;

в) технологические схемы повторного применения и типовые карты трудовых процессов.

Все перечисленные документы должны в обязательном порядке привязываться к местным условиям производства работ.

4.8.2. В случае отсутствия или невозможности привязки типовых или повторного применения перечисленных документов на сложные работы и работы, выполняемые новыми методами, должны разрабатываться технологические схемы или индивидуальные технологические карты; для особо сложных подстанций могут разрабатываться поузловые технологические модели.

4.8.3. Технологическая схема производства работ должна содержать:

а) схему производства работ;

б) ведомость объемов работ;

в) ведомость потребности в конструкциях, материалах;

г) ведомость потребности в строительных машинах, средствах малой механизации и автотранспорте;

д) ведомость инвентарных монтажных приспособлений и оснастки со ссылкой на соответствующий стандарт, завод-изготовитель или комплект рабочих чертежей;

е) указания по производству работ с необходимыми пояснениями по принятой технологии выполнения работ, со ссылками на исходную документацию и с перечнем мероприятий по осуществлению контроля качества и обеспечению безопасных условий труда.

4.8.4. Типовые технологические карты на сооружение подстанций всех степеней сложности разрабатываются институтом "Оргэнергострой" в соответствии с "Руководством по разработке типовых технологических карт в строительстве" ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

4.8.5. Индивидуальные технологические карты разрабатываются автором проекта производства работ. Содержание, объем и методика разработки этих технологических карт должны соответствовать "Руководству по разработке типовых технологических карт в строительстве" ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

4.8.6. Для особо сложных подстанций в составе ППР могут разрабатываться поузловые технологические модели строительства в составе:

а) поузлового сетевого графика;

б) ведомости объемов работ;

в) графика движения рабочей силы;

г) графика доставки технологических комплектов;

д) графика работы основных машин и механизмов;

е) технологической схемы.

4.8.7. Для подстанций несложных и средней сложности следует применять типовые технологические карты и технологические схемы.

4.8.8. В составе технологических карт, технологических схем должны даваться ссылки на типовые инвентарные монтажные приспособления и оснастку с указанием ГОСТа, стандарта или комплекта типовых чертежей.

4.8.9. Для особо сложных подстанций и для новых видов работ, при отсутствии типовых инвентарных монтажных приспособлений, в состав ППР, по особому заказу, может включаться разработка рабочих чертежей этих приспособлений.

4.8.10. Рабочие чертежи нетиповых приспособлений должны выполняться в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

4.8.11. Для несложных приспособлений, изготовление которых предполагается на строительной площадке, допускается расположение сборочного чертежа приспособления, его деталей и спецификации на одном листе.

4.9. Геодезические работы

4.9.1. Исходными данными для составления геодезической части ППР являются:

а) технический отчет о построении геодезической разбивочной основы на строительной площадке;

б) рабочие чертежи строящегося объекта;

в) технологические карты или схемы производства работ;

г) генеральный план строительной площадки;

д) стройгенплан объекта.

4.9.2. Геодезическая часть ППР должна содержать:

а) схемы размещения знаков для выполнения геодезических построений и геодезического контроля положения конструкций;

б) нормы точности при производстве работ;

в) перечень технических средств для выполнения работ.

4.9.3. Проект производства геодезических работ на подготовительный период строительства объекта должен включать:

а) организационно-технические мероприятия, включающие технологическую схему производства геодезических работ, количественный состав геодезической службы, необходимые материально-технические ресурсы и сроки геодезических работ;

б) решения по приемке геодезической разбивочной основы, включающие требования к нормам точности производства контрольных геодезических измерений и технические средства их достижения; способы и методы их производства, требования к знакам закрепления пунктов геодезической разбивочной основы; порядок оформления приемки геодезической разбивочной основы и схему операционного контроля ее построения;

в) решения по геодезическому обеспечению инженерной подготовки строительной площадки при выполнении вертикальной планировки, устройстве дорог и прокладке подземных и надземных коммуникаций.

4.9.4. Геодезическая часть ППР основного периода строительства объекта должна включать:

а) расчет необходимой точности производства геодезических работ;

б) указания по производству геодезических работ на отдельных этапах строительства;

в) требования по технике безопасности.

4.10. Организация поточного строительства особо сложных подстанций

4.10.1. Для особо сложных подстанций в составе проекта производства работ разрабатываются вопросы организации поточного строительства.

4.10.2. При разработке в ППР раздела организации поточного строительства решаются следующие технологические вопросы:

а) перечень и последовательность ведущих и совмещенных специализированных потоков;

б) объем работ по специализированным потокам в целом и по участкам;

в) трудоемкость и продолжительность работы механизмов (в машино-сменах) по данным ЕНиР или калькуляциям;

г) интенсивность специализированных потоков;

д) число рабочих по каждому специализированному потоку;

е) продолжительность каждого специализированного потока на каждом участке;

ж) продолжительность развертывания специализированных потоков;

з) продолжительность организационно-технологических перерывов между смежными потоками, так, чтобы был накоплен фронт работ для последующего потока;

и) тип и количество ведущих машин по каждому специализированному потоку;

к) параметры специализированных потоков (мощность, темп, интенсивность, продолжительность);

л) циклограмма объектового потока (на основе ранее выполненных расчетов и параметров специализированных потоков).

4.11. Требования к ППР для особо сложных подстанций

4.11.1. В ППР для особо сложных подстанций наряду с требованиями настоящего руководства должны быть разработаны:

а) основные положения ППР;

б) организационная структура строительства;

в) поузловая транспортная схема;

г) рабочие чертежи стройбазы (стройдвора);

д) ППР на строительство жилья, стройбазы;

е) технология поточно-скоростного строительства;

ж) схема диспетчеризации и связи;

з) принципиальные решения по технологии и механизации основных видов работ;

и) график потребности в конструкциях, материалах, оборудовании с разбивкой по годам строительства;

к) график потребности в кадрах с разбивкой по годам строительства;

л) график потребности в основных строительных машинах и механизмах и средствах малой механизации с разбивкой по годам;

м) ведомость наиболее сложных приспособлений и монтажной оснастки, изготовление которых требует длительного времени;

н) ведомость временных инвентарных зданий и сооружений;

о) график выдачи проектно-сметной и проектно-технологической документации.

4.11.2. ППР должен выполняться в виде поузловых технологических моделей.

4.11.3. В ППР должны быть приняты как общеплощадочные решения по технике безопасности, так и для каждого из отдельных видов работ. При этом особое внимание должно быть уделено безопасной организации и производству совмещенных работ в соответствии с "Инструкцией по безопасной организации и производству совмещенных и особо опасных работ на стройках Минэнерго СССР" (Информэнерго, Москва, 1977 г.).

4.12. Требования к ППР реконструируемых и расширяемых подстанций

При разработке ППР для реконструируемых и расширяемых подстанций необходимо учитывать следующие особенности:

а) ППР должен быть рассмотрен, согласован и утвержден эксплуатирующей организацией;

б) в проекте производства работ необходимо указать порядок допуска, проведения и окончания работ. Должны быть приведены образцы соответствующих документов и примеры их заполнения;

в) дополнительно к календарному плану производства работ или сетевому графику составляется график отключения действующих ячеек и отдельного электрооборудования, находящегося под напряжением. В графике указывается последовательность, сроки и длительность отключений, а также наименование ячеек, отходящих ВЛ и других электроустановок, которые необходимо отключить для обеспечения безопасности работающих;

г) при разработке стройгенплана должны быть сделаны указания по уточнению мест прохождения подземных коммуникаций, особенно кабельных линий путем устройства шурфов;

д) на стройгенплане, при разработке технологических схем и привязке технологических карт, должны быть выделены ячейки и оборудование, находящиеся под напряжением, обозначены опасные зоны, указаны минимально безопасные расстояния до токоведущих частей;

е) должны быть предусмотрены меры по биологической защите;

ж) в разделе техники безопасности пояснительной записки и на чертежах должно быть указано, что все работы на действующей подстанции разрешается проводить только при наличии наряда-допуска и других документов, предусмотренных "Правилами техники безопасности при строительных и монтажных работах на действующих и вблизи действующих линий электропередачи", "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей " и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей ", а также стандартами эксплуатирующих предприятий по технике безопасности;

з) в разделе техники безопасности должна быть приведена ведомость инвентарных средств защиты от поражения электрическим током и даны краткие указания по оказанию первой помощи пострадавшему от электрического тока;

и) в технологических картах и пояснительной записке указать, что работа грузоподъемных механизмов без наличия ограничителей поворота стрелы и высоты подъема крана, а также необорудованных приборами-индикаторами напряжения - запрещается;

к) все строительно-монтажные работы на реконструируемых и расширяемых подстанциях должны вестись под руководством инженерно-технического персонала.

4.13.Требования к ППР для Северной зоны

4.13.1. При разработке ППР для Северной зоны следует учитывать следующее:

а) большую продолжительность холодного периода, сильные ветры, снежные заносы, вечномерзлое состояние грунтов, полярные день и ночь, территориальную разобщенность строительства, сезонность в доставке материально-технических ресурсов для создания необходимых запасов, необходимость применения специальных видов транспорта (речного, вертолетов на воздушной подушке, специальных видов гусеничного транспорта);

б) кратковременность навигационного периода, наличие во вновь осваиваемых районах глубоководных причалов, постов и перевалочных баз;

в) необходимость увеличения затрат на хозяйственное и бытовое устройство для обеспечения нормальных условий жизни и деятельности людей;

г) вахтовый метод организаций строительства. Работы в зимних условиях должны выполняться по специальному проекту производства работ и обосновываться технико-экономическим расчетом.

4.14. Требования к ППР для подстанций глубокого ввода

4.14.1. Подстанции глубокого ввода, как правило, сооружаются в черте города, в условиях плотной городской застройки, насыщенной подземными коммуникациями.

При разработке ППР должны быть учтены следующие факторы:

а) необходимость уточнения мест прохождения трасс подземных коммуникаций;

б) необходимость проведения совмещенных работ;

в) необходимость применения специальных механизмов;

г) организация монтажа конструкций преимущественно методом монтажа с колес;

д) разработка специальных мер по технике безопасности.

4.15. Техника безопасности, производственная санитария, пожарная безопасность и взрывобезопасность

4.15.1. Вопросы техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и взрывобезопасности должны освещаться в ППР в виде конкретных технических решений как в целом по площадке, так и для отдельных видов работ.

Эти решения должны входить в состав технологической карты или схемы, а также стройгенплана и излагаться в виде графических и текстовых материалов в соответствующем разделе ППР.

4.15.2. Разработка вопросов техники безопасности в ППР должна производиться на основе следующих документов:

6. "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов".

7. Нормативных материалов по охране труда для разработки ПОС и ППР.

Кроме того, в ППР должны быть учтены положения, предусмотренные комплексной системой управления техникой безопасности (КСУ ТБ) и стандартом предприятия по технике безопасности (СТП ТБ), если таковые разработаны в тресте, мехколонне или эксплуатирующей организации.

Общие указания по технике безопасности должны быть выделены отдельным разделом в пояснительной записке, для подстанций средней и особой сложности, а также для расширяемых и реконструируемых подстанций.

4.15.3. В разделе техники безопасности пояснительной записки должно быть указано следующее:

а) климатические и почвенно-гидрологические условия производства работ;

б) требования к организации работ в условиях действующей подстанции;

в) порядок начала выполнения и окончания работ на действующей подстанции, приведены образцы выполнения документов;

г) требования к организации работ в зимних условиях;

д) организация трехступенчатого контроля на строительных работах;

е) перечень инвентарных средств защиты;

к) в ППР для расширяемых и реконструируемых подстанций приведены способы оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока;

з) при реконструкции средней сложности и особо сложных подстанций должны предусматриваться меры по биологической защите.

4.15.4. При разработке стройгенплана должны решаться следующие вопросы:

а) размеры опасных зон и их ограждения;

б) очередность устройства автодорог и подъездов к строящимся объектам (ширина дорог должна обеспечивать провоз трансформаторов);

в) освещение строительной площадки;

г) размещение пожарных гидрантов;

д) устройство пешеходных дорожек;

е) размещение туалетов.

4.15.5. При разработке технологических схем и карт на транспортные, погрузочно-разгрузочные и монтажные работы необходимо предусмотреть:

а) привязку машин и механизмов и размеры опасной зоны при их работе;

б) проведение совмещенных работ;

в) складирование конструкций с обеспечением проездов и проходов, безопасные размеры штабелей, обеспечение доступа к строповочным деталям конструкций;

г) схемы строповки конструкций, обеспечивающие их жесткость и устойчивость;

д) схемы транспортировки конструкций и их закрепления в транспортном положении;

е) схемы временного закрепления конструкций в процессе монтажа;

ж) перечень нормативных документов, регламентирующих безопасное ведение работ с грузоподъемными механизмами;

з) регистрацию кранов в органах Госгортехнадзора, осмотр и испытание строповочных приспособлений и периодичность испытаний;

и) акты испытаний и инструкции по эксплуатации новой монтажной оснастки и приспособлений, если таковые имеются.

4.15.6. Для электробезопасности производства работ в составе ППР должны быть разработаны:

а) схема электроснабжения;

б) охранные зоны;

в) решения по заземлению строительных машин и механизмов с электроприводами, понижающих трансформаторов, пусковых аппаратов, электрифицированного инструмента, осветительных установок;

г) решения по заземлению и молниезащите металлических лесов.

4.15.7. В проекте производства земляных работ должны выполняться:

а) условия приближения механизмов к коммуникациям всех видов (подземным, надземным), к бровкам котлованов, границам отвалов и т.п., с обозначением опасной зоны;

б) мероприятия по безопасным условиям работы при рыхлении мерзлого грунта механическим или взрывным способом, при гидромеханизированном способе разработки грунта, электропрогреве, с указанием границы опасной зоны;

в) меры обеспечения устойчивости откосов котлованов и траншей;

г) требования безопасности при устройстве водопонижения и заземления установок.

4.15.8. В проекте производства работ по забивке свай и устройству шпунтовых ограждений должны определяться:

а) условия складирования свай (шпунта), обеспечивающие безопасность работ по подтаскиванию и установке свай в вертикальное положение;

б) технология сварки оголовков свай;

в) размеры опасной зоны.

4.15.9. При производстве работ на высоте в ППР должны определяться:

а) способы подмащивания (леса, подмости, люльки и т.п.), конструкции и средства подмащивания;

б) места установки и способы крепления ограждений, включая ограждения проемов;

в) места крепления предохранительных поясов работающих на высоте;

г) необходимость устройства защитных козырьков, навесов над входами в строящиеся здания и т.п.;

д) размеры опасных зон и способы их ограждения;

е) технические средства для удаления мусора с высоты.

4.15.10. В особо сложных условиях производства работ должны приниматься следующие меры безопасности:

а) при работе в стесненных условиях и отсутствии прямой видимости между работающими - ограничение угла поворота или высоты подъема стрелы крана, необходимость использования сигнальщиков, звуковой и световой сигнализации и др.

б) при работе на действующих подстанциях охранной зоны ЛЭП, совмещении на одной площадке различных видов работ - обязательное оформление нарядов-допусков, в которых оговариваются особые меры безопасности, и назначается ответственное лицо за безопасное ведение этих работ;

в) соблюдение минимально допустимых расстояний между пожароопасными установками, материалами и конструкциями, обеспечение средствами пожаротушения (водой, песком, пожарным инвентарем и т.п.); должны быть предусмотрены подъезды и обеспечены пути эвакуации людей и техники в случае возникновения пожара;

г) систематический контроль загазованности, уровня радиации, температурно-влажностных и др. условий в местах, где уровень этих показателей может превысить допустимые нормы, обеспечение рабочих, выполняющих работы в таких местах, соответствующей спецодеждой и индивидуальными средствами защиты (респираторами, противогазами, защитными очками и т.п.);

д) надлежащий контроль за состоянием сосудов, находящихся под давлением, контроль в местах, где возможно образование взрывоопасных смесей; запрет в этих местах производства сварочных работ, разведения открытого огня, курения, а также выполнения операций, которые могут вызвать искрение.

Проекты производства работ вблизи ЛЭП, подземных и надземных коммуникаций должны согласовываться с предприятием, их эксплуатирующим.

4.16. Разработка рабочих чертежей и схем на монтаж технических средств диспетчеризации

Для особо сложных подстанций в составе проекта производства работ, при необходимости, должны разрабатываться:

а) организационная схема диспетчеризации и связи строительства;

б) рабочие чертежи и схемы на монтаж технических средств диспетчеризации и связи.

4.17. Пояснительная записка

В составе проекта производства работ должен даваться следующий текстовой материал, обосновывающий и поясняющий принятые проектные решения:

а) выбор и обоснование методов производства работ с расчетом экономической эффективности;

б) требования по производству работ в зимнее время;

в) решения по устройству временного освещения строительной площадки и рабочих мест;

г) требования к качеству выполнения работ;

д) расчет потребности в инвентарных зданиях и сооружениях, в складских и укрупнительно-сборочных площадках;

е) решения по обеспечению санитарных норм и техники безопасности, пожарной и взрывобезопасности;

к) мероприятия по охране окружающей среды;

з) технико-экономические показатели принятых решений.

Обоснование методов производства работ должно включать:

а) выбор основных машин и механизмов;

б) способ крепления откосов котлованов и траншей;

в) водопонижение и водоотлив;

г) подмащивание при работе на высоте;

д) необходимость крепления конструкций.

Технико-экономическое сравнение рассматриваемых вариантов должно выполняться в соответствии с требованиями раздела .

Требования к производству работ в зимнее время должны отражать:

а) специфические требования к материалам, конструкциям, технологии производства работ при работе в зимних условиях;

б) способы поддержания положительной температуры в зоне производства работ, утепления конструкций или другие способы, предотвращающие промерзание конструкций;

в) способы защиты оснований от промерзания;

г) способы разработки мерзлого грунта;

д) способы прогрева паром или электрическим током и специфические требования безопасности при производстве этих работ;

е) специфические способы контроля качества работ, производимых в зимних условиях.

Для временного освещения строительной площадки и рабочих мест должны быть предусмотрены:

а) описание системы освещения площадки, мест установки прожекторных вышек и источников питания;

б) требования к освещенности укрупнительно-складских площадок, транспортных путей и отдельных рабочих мест.

В составе ППР разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды в процессе производства строительно-монтажных работ и по рекультивации земель по окончании строительных работ. В проекте производства работ должны приводиться следующие технико-экономические показатели:

а) продолжительность строительства по сетевому графику или календарному плану;

б) снижение себестоимости строительных работ - по сопоставительной таблице расчета экономической эффективности, составленной в соответствии с нормативной;

в) снижение трудозатрат - по сопоставительной таблице расчета экономической эффективности, составленной в соответствии с подразделом в сравнении с нормативными;

г) удельные трудозатраты:

на единицу объема сооружения в целом;

на единицу объема выполненных работ;

д) выработка в натуральном и денежном выражении на одного рабочего;

е) ожидаемый экономический эффект от внедрения.

4.18. Документация для осуществления контроля и оценки качества работ

4.18.1. Для осуществления контроля и оценки качества работ разрабатывается комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ (КСУК СМР) и стандарт предприятия (СТП). В составе ППР должны приводиться ссылки на соответствующие КСУК СМР и СТП. При отсутствии таковых в составе ППР должны разрабатываться индивидуальные схемы операционного контроля.

4.18.2. Схемы операционного контроля должны разрабатываться в соответствии с "Рекомендациями по осуществлению операционного контроля качества выполнения строительно-монтажных работ" ЦНИИОМТП Госстроя СССР, согласованными с отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР, и должны содержать:

а) эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений по СНиП (в необходимых случаях);

б) основные характеристики качества материалов и конструкций (прочность, морозостойкость, огнестойкость);

в) перечень операций, качество выполнения которых должен проверить производитель работ или мастер;

г) данные о составе контроля, устанавливаемом на основании требований нормативных документов по строительству и рабочих чертежей, с указанием необходимости проверки арматуры и расположения арматурных стержней, соответствия фактических размеров проектным и т.п.;

д) указания о способе контроля качества выполняемых операций (визуально, инструментально) с перечнем измерительных приборов и инструментов;

в) сроки проведения контроля;

ж) перечень технологических операций, контролируемых с участием строительной лаборатории, геодезической службы;

з) перечень открытых работ, подлежащих освидетельствованию представителем технадзора заказчика с составлением акта.

4.18.3. При разработке схемы операционного контроля строительства подстанций всех степеней сложности рекомендуется использовать "Допуски и отклонения на монтаже отдельных элементов подстанций", разработанные трестом "Электростройподстанция".

4.19. Мероприятия по организации работ методом бригадного хозяйственного расчета

В составе ППР на работы, выполняемые методом бригадного хозяйственного расчета, для каждой бригады должны разрабатываться:

а) калькуляции затрат труда и заработной платы;

б) календарный график производства работ, совмещенный с графиками потребности в строительных машинах и движения рабочей силы с разбивкой по профессиям;

в) график потребности в конструкциях, изделиях, деталях и материалах (с указанием размера, марки или других данных по спецификации);

г) график потребности автотранспортных средств;

д) нормокомплект по принятой технологии с увязкой объемов работ и сроков их выполнения.

Разработка хозрасчетной документации и мероприятий производится непосредственно строительной организацией с привлечением проектно-технологических институтов.

4.20. Паспорт проекта производства работ для особо сложных подстанций

Паспорт проекта производства работ, составленный в соответствии с п. , должен содержать:

а) наименование организации, генпроектировщика, разработавшего ППР;

б) краткое описание сооружаемого объекта;

в) основные монтажные механизмы;

г) схему расстроповки механизмов;

д) объем строительно-монтажных работ;

е) технико-экономические показатели ППР.

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5.1. Состав технико-экономической оценки ППР

Технико-экономическая оценка проекта производства работ состоит из:

а) технико-экономического сравнения возможных вариантов технологических схем производства работ для выбора оптимального;

б) экономической оценки выбранного варианта.

5.2. Технико-экономическое сравнение вариантов

5.2.1. Технико-экономическое сравнение возможных вариантов и выбор варианта для детальной разработки и внедрения должны производиться по минимуму приведенных затрат, определяемых в соответствии с " " по формуле:

где П - приведенные затраты по варианту (руб.);

С - себестоимость строительно-монтажных работ (руб.);

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,12.

К - капитальные вложения в основные производственные фонды строительной организации (руб.).

5.2.2. При подсчете по вариантам себестоимости строительно-монтажных работ учитываются следующие показатели:

а) стоимость материалов по их расчетным ценам;

б) основная заработная плата рабочих - по трудоемкости работ, определенной калькуляцией трудозатрат и дневной тарифной ставкой по усредненному разрезу работы;

в) эксплуатация машин - по необходимому количеству машино-смен строительных машин и стоимости машино-смены, определенной по ценнику № 2 с поправочным коэффициентом 1,2, учитывающим переход на пятидневную рабочую неделю;

г) накладные расходы, зависящие от основной заработной платы рабочих (0,16 руб. на 1 руб. основной заработной платы);

д) накладные расходы, зависящие от трудоемкости работ (0,6 руб. на один чел. день);

е) накладные расходы, зависящие от продолжительности работ (условно-постоянные накладные расходы, составляющие по варианту с большей продолжительностью половину накладных расходов, определенных от прямых затрат, в соответствии с принятой нормой накладных расходов по смете; по варианту с меньшей продолжительностью условно-постоянные накладные расходы уменьшаются пропорционально уменьшению продолжительности строительства).

5.2.3. Расчет капитальных вложений по вариантам включает затраты на примененные средства механизации на основе их балансовой стоимости и времени их работы по ППР, как доле от нормативного годового времени их эксплуатации.

5.3. Экономическая оценка выбранного варианта

5.3.1. Экономическая оценка выбранного варианта проекта производства работ должна производиться сравнением соответствующих проектных и сметных показателей. Такое сравнение показывает возможное снижение сметной стоимости от внедрения разработанных в ППР методов производства работ.

Основными показателями для сравнения являются трудоемкость и стоимость эксплуатации машин.

5.3.2. Сметные показатели определяются по рабочей смете, а при ее отсутствии по "Единым районным единичным расценкам" (ЕРЕР) или "Укрупненным строительным нормам" (УСН).

При определении сметной стоимости по УСН стоимость всех работ, входящих в УСН, умножается на коэффициент, равный относительной стоимости рассматриваемых в ППР видов работ общей сметной стоимости по УСН. Этот коэффициент может быть приближенно установлен по рабочим сметам, сметно-финансовым расчетам и ППР аналогичных объектов и видов работ.

5.3.3. Показатели по ППР и смете сводятся в сопоставительную таблицу, в которой по каждому виду работ приводятся:

а) сметная стоимость;

б) стоимость эксплуатации машин в рублях:

по сметным единичным расценкам - ;

по проекту - ;

в) трудоемкость в человеко-днях:

по сметным единичным расценкам - Д см ;

по проекту - Д пр ".

Для упрощения расчета и ввиду крайне незначительного влияния на конечный результат экономия накладных расходов по зарплате машинистов не учитывается.

5.3.4. Расчет, составляющий Е н ´ (К 1 – К 2), производится по методике, изложенной в "Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве ", при этом сметная стоимость основных производственных фондов определяется показанными в ЕРЕР соответствующими таблицами IV части СНиП (определяется наименование машин, количество машино-смен, их работа и сметность их эксплуатации по сметным ценам).

В целях значительного упрощения расчетов вместо формулы () допускается пользование следующей приближенной формулой:

где q - коэффициент, учитывающий влияние составляющей Е н (К 1 - К 2) на конечный результат, полученный анализом статистических данных ряда выполненных расчетов.

При значении Е н = 0,12 можно принимать q = 1,2 для экономической оценки методов производства работ по монтажу строительных конструкций зданий преобразовательных устройств (ПУ) подстанций (ПС) 1500 кВ тяжелыми башенными кранами КБ-1000 и большегрузными гусеничными кранами типа МКГ-100, ДЭК-50.

Для остальных видов работ на объектах ПС следует принимать q = 1,04.

Коэффициент должен уточняться по выполненным разработчиками расчетам на аналогичные работы.

5.3.5. При составлении таблицы следует строго соблюдать сопоставимость однозначных показателей, правильно привязывать сметные и производственные нормы к местным условиям строительства с учетом условий работы, района расположения стройки, установленной на ней продолжительности рабочего дня и др. в соответствии со СНиП, ч. IV, т. I и указаниями в технической части соответствующих норм. Стоимость машино-смен следует принимать по сметным ценам.

5.3.6. В составе ППР необходимо учитывать работы на укрупнительно-сборочных и складских площадках (за исключением разгрузки прибывающих грузов), а также расходы по транспортировке деталей, конструкций и материалов от приобъектного склада до рабочего места.

Стоимость внутриплощадочных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом следует принимать по калькуляциям мехколонн и трестов.

Стоимость перевозки железнодорожным транспортом определяется в проекте ПС по калькуляциям для конкретных или аналогичных условий строительства.

5.3.7. Если в проектных решениях по производству работ предусматривается экономия материалов (замена материалов, применение инвентарных приспособлений многократного использования, изменение схемы завоза и др.), она должна учитываться в расчете экономической эффективности.

5.3.8. Если сравниваемые варианты различаются по продолжительности строительства, необходимо учитывать эффект от влияния фактора времени в соответствии с "Инструкцией по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве ".

5.3.9. Расчетный экономический эффект согласовывается заказчиком ППР в установленном порядке как составная часть его.

6. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

6.1. В процессе внедрения ППР осуществляется учет фактического эффекта от внедрения ППР в сравнении с расчетным. Эту работу может осуществлять разработчик его совместно со строительной организацией в порядке авторского надзора.

6.2. Оплата за эту работу производится по договору с генподрядчиком (техпомощь) или с генпроектировщиком (авторский надзор).

6.3. При ведении авторского надзора необходимо учитывать изменения, возникающие в ходе строительства в сравнении с условиями, предусмотренными проектом производства работ, путем внесения соответствующих изменений в чертежи.

6.4. Разработчик ППР должен анализировать причины полученных расхождений между расчетным и фактическим эффектом и совместно со строительной организацией добиваться использования вскрываемых резервов повышения производительности труда и снижения себестоимости строительства.

6.5. Фактический экономический эффект является показателем для строительной организации. Он может учитываться на весь объем работ или на часть этого объема, выполненного за отчетный период. Доля проектной организации-разработчика ППР в фактическом экономическом эффекте принимается в размере 30 %.

6.6. Фактический экономический эффект должен определяться по данным строительной организации и, в необходимых случаях, НИС "Энергостройтруда".

Работа строительных машин должна учитываться по фактически отработанному времени, трудозатраты - по нарядам бригад, выданным на данные виды работ, транспортные расходы от приобъектного склада до места работ - по учетным документам.

6.7. При отсутствии на строительстве объектного учета указанных в п. данных допускается определять фактический экономический эффект как долю от фактического экономического эффекта, полученного строительным участком за рассматриваемый период, пропорционально стоимости выполненных работ.

6.8. Расчетный и фактический экономический эффект за отчетный период оформляется двухсторонним актом, разработчиком ППР и строительной организацией.

6.9. Отчеты о внедрении ППР, разработанные технологическими институтами, должны ежеквартально направляться в технические отделы соответствующих институтов.