Презентация "Предшкольная подготовка детей. Преемственность дошкольного и начального образования"


Данная программа рекомендована ДОУ, учителям начальной школы, родителям, детям старшего дошкольного возраста. В содержание комплексной программы включены сказки разнообразной тематики. Использование сказок, как основного познавательного и развивающего материала в процессе предшкольной подготовки обусловлено особенностями психологии возраста будущих первоклассников. Именно сказки способствуют формированию учебных мотивов у будущих первоклассников, так как хорошо знакомы и понятны детям. Содержание каждой сказки позволяет решать задачи: развитие высших психических функций и произвольности познавательных процессов, обучение грамоте, развитие фонематического слуха, развитие речи, развитие элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения и творческих способностей. Содержание комплексной программы и структура интегрированных учебных занятий предусматривают разноуровневую подготовку дошкольников.




Формировать личность ребенка- дошкольника Развивать высшие психические функции и познавательные процессы Обучать грамоте Развивать фонематический слух Развивать речь Развивать элементарные математические представления Развивать мелкую моторику рук Развитие творческих способностей


Подписи к слайдам:

Программа обучения и развития детей«Предшкольная пора»2011-2013гг. Авторы-составители: Жидкова Н.И., Киреева О.В., Кузьминова Н.В., Панина Л.В., учителя начальных классовг. Павлово2011г.
Организовать процесс обучения с учётом потребностей детей этого возраста;
Отработать содержание образования детей, которое обеспечит сохранение самоценности периода развития;
Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для адаптации к школе;
Цели и задачи. Цели: социальная – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.Задачи:
Формировать систему УУД, создающую равные возможности успешности начального образования;
Развивать качества личности, психические процессы, виды деятельности для становления устойчивых познавательных интересов.
Принципы
Реального учёта особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальности для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений;
Учёта потребностей данного возраста, опоры на игровую деятельность;
Обеспечения необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности;
Сохранения и развития индивидуальности;
Обеспечения поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
Развития эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомления с доступными областями культуры.
Организация обучения
Продолжительность обучения: 10 недель.Общее число занятий – 10. - 10; - 10;«Учимся родному языку» - 10.Режим дня:первое занятие: 10.40 – 11.00второе занятие: 11.10 – 11.30третье занятие: 11.40 – 12.00Режим занятий: 1 день в неделю. Длительность занятия – не более 20 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Структура программы
«Познаём других людей, себя и мир, в котором я живу»
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
«Учимся родному языку»
«Познаём других людей, себя и мир, в котором я живу»

Формирует: - понимание ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей; - направлено на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; - развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. Одной из задач является подготовка к изучению предметов в начальной школе «Математики», «Окружающего мира»
№ занятия
Тема занятий
Форма занятий
УУД
1
«Это я и моя семья!»Знакомство с полными именами и некоторыми производными формами. Определение своей роли в семейном коллективе и роли других членов семьи.
Сюжетно– ролевая игра.
Познавательные УУДОриентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2
«Мы вместе!» Участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Ролевая игра
Коммуникативные УУДСоблюдатьпростейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы наглядно-образного, а затем и логического мышления.В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также к «Окружающему миру».
№п/п
Тема занятий
Формы проведения
Кол- во часов
1
1.Выяснение простейших числовых представленийу детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм».2.Развитие речи, внимания, наблюдательностиИгра «Пчелка».
Дидактическая игра Игра на внимание
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; описание предмета, определение его свойств; логические – построение рассуждений о значении понятий «предмет»,«квадрат»,«круг»,«треугольник», «четырёхугольник»,«прямоугольник», «признак предмета», о необходимости учебной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действияКоммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседникаЛичностные: адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности.
1
«Учимся родному языку»
Обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке ребёнка к письму.
№п/п
Тема занятий
Формы проведения
Универсальные учебные действия (УУД)
Кол-вочасов
1
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Описание картинки. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами». Обведение узоров по контору.
Дидактическая игра.
Познавательные: общеучебные –осмысливания процесса общения как способа и передачи информации; описание предмета; логические - построении рассуждений о значении понятия «общение»; описание картинки.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.Личностные: адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.
1
Сотрудничество педагогов и родителей
Цель: профилактики возможных трудностей, возникающих у ребёнка при адаптации к школе.
Задачи:
Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе, их социализации относительно школьной среды;
Координация организационно-воспитательных действий родителей в период подготовки детей к школе;
Предоставление рекомендаций по интересующим проблемам воспитания.
Тематическое планированиезанятий с родителями
Особенности развития детей 6-7-летнего возраста -1чРоль семьи в нравственно-волевой подготовке к школьному обучению – 1чВедущие мотивы поведения и отношений – 1чВзаимодействие ребёнка с детьми и взрослыми -1чОсобенности развития познавательных процессов – 1ч Книга в семье. Воспитание любознательности – 1чРазвитие творческого потенциала – 1чРоль семьи в воспитании самостоятельности – 1чИгра как средство развития ребёнка – 1чРежим дня и его значение на этапе подготовки к школе и школьном обучении – 1ч


ЦЕЛИ КОМПЛЕКТА Воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА Формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; умений общаться со сверстниками и взрослыми; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире. УМК «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» – это комплект для детей, родителей, воспитателей, гувернанток. Подробные методические указания позволяют ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.


Учебно-методический комплект ВКЛЮЧАЕТ в себя взаимосвязанные ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ: развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения); окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ); мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр). Средствами всех пособий комплекта создается ЕДИНАЯ СРЕДА, которая разворачивается вокруг событий дидактической ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.


МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УМК «Предшкола нового поколения» вместе с текстом сказки СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ: направленного внимания; интереса к чтению; познавательного и коммуникативного мотивов; ВОСПИТЫВАЕТ любовь и уважение к родителям; интерес к изучению окружающей природы; наблюдательность; доброжелательное отношение к окружающим; желание помогать другим; ОБУЧАЕТ правилам личной гигиены; приемам самообслуживания; работе с простейшими инструментами; приемам проведения опытов и экспериментов; УКРЕПЛЯЕТ чувство уверенности в своих силах; чувство собственного достоинства.


ЗАДАНИЯ УМК «Предшкола нового поколения» ПЕРЕДНАЗНАЧЕНЫ для работы с детьми индивидуально, в группе и в коллективе. Все пособия УМК «Предшкола нового поколения» СНАБЖЕНЫ ПОДРОБНЫМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ для взрослых. Все пособия РАССЧИТАНЫ: на два года подготовки к школе, на один год подготовки к школе. МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ: в системе детского сада; в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) различного вида; в образовательных учреждениях «Начальная школа – детский сад»; в группах дошкольного образования при общеобразовательных школах; в группах дошкольного образования в системе учреждений дополнительного образования детей.






Обведи контуры воздушных шариков. Раскрась их в те ЦВЕТА, что и в учебнике. Кто подпрыгнул ВЫШЕ: Кронтик или Миша? Покажи этого героя с помощью круглой рамочки и обведи контур рамочки цветным карандашом. Поставь столько точек, сколько у тебя на рисунке КРАСНЫХ воздушных шариков.




1.Познаем других людей и себя. Включает умение ребенка управлять своими эмоциями, конролировать и оценивать сою деятельность. Позволяет узнать свои индивидуальные способности и своеобразие других людей. 1.Познаем других людей и себя. Включает умение ребенка управлять своими эмоциями, конролировать и оценивать сою деятельность. Позволяет узнать свои индивидуальные способности и своеобразие других людей.


«Познаем мир» Направлен на расширение знаний об окружающем мире и социальной среде. Главной задачей этого раздела является подготовка к изучению предметов в начальной школе «математика»,«окружающий мир».Большое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов (число,последовательность) «Познаем мир» Направлен на расширение знаний об окружающем мире и социальной среде. Главной задачей этого раздела является подготовка к изучению предметов в начальной школе «математика»,«окружающий мир».Большое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов (число,последовательность)


«Учимся думать,рассуждать,фантазировать.» Ориентирован на развитие мышления и воображения,которые помогут детям в изучении математики,русского языка.окружающего мира. «Учимся думать,рассуждать,фантазировать.» Ориентирован на развитие мышления и воображения,которые помогут детям в изучении математики,русского языка.окружающего мира.








Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора»М.:изд. «Вентана- Граф».2006г. Салмина Н.Г.,Глебова А.О. «Учимся рисовать» Салмина Н.Г. «Учимся думать».М.:2006г. Журова Л.Е., Кузнецова М.И «Азбука для дошкольников»М.:2006г Виноградова Н.ф. «Подумай и расскажи» М.:2006г




ПРЕДШКОЛА: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Программа научно-методического обеспечения научно-методического обеспечения предшкольной подготовки детей Руководитель программы: Король Л.Г., директор МОУ Методический центр образования г. Ростова-на-Дону Координатор программы: Иванова Л.Г., методист МБОУ методический центр образования города Ростова-на-Дону МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Раздел Теоретическое обоснование вопроса «Предшкола: новые приоритеты образования». – Концептуальные основы и Федеральная нормативно-правовая база предшкольного образования. – Отечественный и зарубежный опыт – Что такое предшкольное образование? – Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. – Чему и как учить детей предшкольного возраста? – Формирование необходимых знаний педагогов, организующих предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста. 2. Раздел Информационно-аналитическая справка по организации предшкольного образования в ОУ города Ростова-на-Дону 3. Раздел Цель и задачи программы. 4. Раздел Мероприятия программы. Ожидаемые результаты. 5. Раздел Мониторинг профессиональной компетентности педагогов, реализующих предшкольное образование Индикаторы уровня профессиональной компетентности педагогов Индикаторы уровня педагогической компетентности родителей воспитанников. 6. Раздел Библиография 7. Раздел Интернет ресурсы 8. Раздел Глоссарий программы


1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Концептуальные основы и Федеральная нормативно- правовая база предшкольного образования Постановлением Правительства Российской Федерации от г. была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на годы, которая определила предшкольное образование как приоритетное направление его развития.


Нормативно-правовая база: - Конвенция о правах ребенка - Конституция РФ, ст Семейный кодекс РФ - Федеральный закон от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон РФ от «Об образовании» - Федеральная целевая программа развития образования на годы (утверждена постановлением Правительства РФ от). - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от р). - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666) - Письмо Министерства образования РФ от /14-15 «О подготовке детей к школе» - Письмо Министерства образования РФ от /23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».


Отечественный и зарубежный опыт С 1994 г. ЮНИСЕФ начал совместную работу с правительствами различных стран по созданию системы программ развития детей дошкольного и предшкольного возраста на семейном и коммуникативном уровне в качестве альтернативы обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Турции - программа по обучению матерей. По турецкому национальному каналу телевидения демонстрировалась серия фильмов по развитию детей от рождения до 8 лет «Инициатива по обучению родителей». С 1965 года в США функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн. добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. С 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В 90-х годах в России проходил эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ.


«Предшкольное образование» В ходе эксперимента выяснилось, что шестилетние дети не готовы к обучению. Вместе с тем проблема охвата дошкольным образованием оставалась нерешенной. Именно поэтому в 2004 году Министерством образования РФ было предложено обсудить пути выравнивания стартовых возможностей завтрашних первоклассников. Так и появился термин «Предшкольное образование».


Что такое предшкольное образование «Предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. Но для российского уха он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие – образование детей старшего дошкольного возраста». «Предшкольное образование есть старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание ребятишек на материал первого класса».


От уровня предшкольного образования зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает млрд рублей ежегодно.


Аргументы против несозревшая мотивация шестилеток к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз % шестилеток являются зрелыми, более 49 % среднезрелыми, а 32,2 % незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.




Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь, 2004 г.). А. Фурсенко






Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».


Чему и как учить детей предшкольного возраста. ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника НЕОБХОДИМО НЕОБХОДИМО:


Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе. школьной зрелостью под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.


Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо- функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.


Активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); Личностная готовность


Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) Интеллектуальная готовность


Возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.


Формирование необходимых знаний у педагогов, организующих предшкольную подготовку психолого-физиологических особенности детей старшего дошкольного возраста последовательность в формировании представлений детей дошкольного возраста о себе, о мире, о предметах, о людях, т. е. по всем разделам программы дошкольной подготовки диагностические методик по выявлению уровня развития и сформированности представлений дошкольников, их психофизиологической готовности к школе;


Формирование необходимых умений у педагогов, организующих предшкольную подготовку проводить диагностику и выявлять проблемы развития ребенка; проводить коррекционную работу с детьми по решению выявленных проблем; использовать различные методические приемы в работе с конкретным ребенком, чтобы обеспечить успешное продвижение ребенка по пути его индивидуального развития; проектировать индивидуальные занятия по достижению конкретных целей, т.е. подбирать игры, материалы, создавать среду, продумывая начало занятия, ход и итог занятия, а также возможные ситуации; проводить индивидуальные занятия, интересные для конкретного ребенка. проектировать групповые занятия под конкретную группу детей, подбирать игры, доступные и интересные и быть готовым менять ее по ходу проведения; контактировать с любым ребенком без конфликтов, уметь быстро устанавливать отношения сотрудничества, так как время предшкольной подготовки коротко, а задачи, которые необходимо решить весьма объемны.