Этапы развития логистики. Факторы и тенденции развития логистики Какие логистические факторы относятся к экономическим

1. Значение термина «логистика»

Логистика - это?

  • - наука о планировании, контроле и управлении, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка информации
  • - управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю
  • - анализ рынка поставщиков и потребителей, соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизация интересов участников процесса товародвижения

Выделите основной фактор развития логистики:

  • - сокращение временных затрат
  • -рост требований к качеству продукции
  • - создание гибких производственных систем
  • -специфика управления материальными потоками

Основными объектами изучения логистики являются?

  • - логистическая задача
  • - логистическая система
  • - логистическая функция
  • - логистическая цель

Сущность логистического подхода заключается в:

  • - в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место
  • - в объединении различных субъектов с различными экономическими интересами
  • - в выделении единой функции управления материальными потоками
  • 2. Цель логистической системы

логистика маркетинг транспортный финансы

  • - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек
  • - доставка товаров потребителю при минимальном уровне издержек
  • - доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при сокращении временных и денежных затрат

Логистические системы бывают:

  • - интегративные логистические системы
  • - микрологистические системы
  • - сквозные логистические системы
  • - информационные логистические системы

Для второго уровня развития логистических систем характерно:

  • - управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя
  • - работа на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна
  • - компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов
  • - контроль логистических операций от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции

Главной задачей логистики является:

  • - разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению eе рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами
  • - ориентация на минимизацию издержек, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии
  • - контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр
  • 3. В чем заключается взаимосвязь между логистикой и финансами
  • -в том, что финансы ставят задачу системного подхода к организации товародвижения: при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логистически построенной общей системы
  • - в том, что деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами, поэтому служба логистики будет исходить из реальных финансовых возможностей предприятия
  • - в том, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества
  • 4. Что понимается под свойством интеграции
  • - между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества
  • - связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены
  • - это способность поставить нужный товар в нужное время необходимого качества с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды

Сущность гибких логистических систем?

  • - в таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник
  • - в таких системах движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников
  • - в этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников
  • 5. Что обязательно требует роста эффективности производства в условиях рынка ускорение
  • - повышения научного уровня управления
  • - автоматизации его функций
  • - применения современного математического аппарата, средств вычислительной и организационной техники
  • - создания интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП).
  • 6. Какой метод используется для расчета оптимального, экономически целесообразного размера партии
  • - бухгалтерский метод
  • - расчетно-аналитический метод
  • - математический метод
  • - инженерно-технический метод
  • 7. Тянущая система - это :
    • - система, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости
    • - система, в которой предметы труда поступают на производственный участок без заказа
    • - система, в которой предметы труда поступают на передающее звено из центральной системы
  • 8. Главным предметом изучения в распределительной логистике является :
    • - оптимизация процесса распределения
    • - рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов
    • - распределение права собственности на произведенные блага
  • 9. Какие задачи распределительного характера решает логистика
  • - распределение заказов между различными поставщиками при закупке товаров
  • - распределение грузов по местам хранения при поступлении на предприятие
  • - распределение материальных запасов между различными участками производства
  • - распределение материальных потоков в процессе продажи
  • -всё выше перечисленное
  • 10. Объектом распределительной логистики является
  • - материальный поток на стадии распределения и реализации готовой продукции
  • - материальный поток на стадии реализации готовой продукции
  • - материальный поток на стадии производства
  • - материальный поток на стадии приобретения средств
  • 11. Товарный рынок - это
  • - система взаимосвязанных субъектов экономики производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения
  • - система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами
  • - рынок с непрерывным процессом воспроизводства и бесперебойным функционированием сферы потребления

Реализация программы развития инфраструктуры товарного рынка позволит достичь:

  • - повышение материальных затрат
  • - увеличение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения
  • - использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства
  • - всё выше перечисленное
  • 12. Наиболее важными функциями маркетинга являются
  • - исследование и идентификация рынка
  • - разграничение рынка по соотношению спроса и предложения;
  • - формализация и обеспечение преимуществ продукта фирмы по отношению к конкурентам
  • - разработка маркетингового предложения
  • - всё выше перечисленное
  • 13 Что должна включать в себя информация о конкурентах
  • - сведения об экономическом и финансовом положении конкурентов
  • - технико-экономическую характеристику изготовляемой ими и готовящейся к выпуску новой продукции
  • -целый ряд сведений относительно снабженческо-сбытовой и некоторых других видов деятельности фирм-соперников
  • - всё выше перечисленное
  • 14. Какой инструмент обеспечения роста объема продаж наиболее эффективен при стимулировании сбыта продукции
  • - предоставления долгосрочных скидок
  • - метод связанных продаж
  • - предоставления краткосрочных скидок

Анализ результативности маркетинга необходим для:

  • - контроля за прибыльностью
  • - установления стандартов деятельности, как продавца, так и покупателя на уровне отдельного изделия
  • - контроля за затратами при измерении эффективности расходов на различные компоненты маркетинга
  • - всё выше перечисленное
  • 15. Понятие «портфель технологий»
  • - совокупность резервных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов
  • - совокупность технологических карт
  • - совокупность основных технологий компании, связанных общей целью максимизации доходов и распределением единого фонда ресурсов

Канал распределения - это:

  • - совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю
  • - линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции
  • - множество посредников, осуществляющие доведение внешнего материального потока

Какие выгоды приносит использование каналов распределения производителям?

  • - возможность вложения сэкономленных средств в основное производство
  • - покупку продукции более эффективными способами
  • - увеличение объема работ по распределению продукции
  • 16. Какие функции должны выполнять организации или лица, составляющие канал распределения
  • - финансируют движение товаров по каналу распределения
  • - устанавливают контакты с потенциальными производителями
  • - не принимают на себя риски, связанные с функционированием канала

Под вертикальными каналами распределения понимается:

  • - каналы распределения, состоящие из независимого производителя и независимых посредников
  • - каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система
  • - каналы, состоящие из посредника и одного или нескольких производителей, действующих как одна система
  • 17. По каким признакам можно произвести классификацию посредников
  • - от чьего имени работает посредник
  • - по какому пути будет доставлять продукцию
  • - сколько лет работает на рынке сбыта
  • - все выше перечисленное
  • 18. Что позволяет обеспечить рациональное управление запасами
  • - бесперебойность производственного и торгового процесса
  • - оплата труда персоналу
  • - всё выше перечисленное
  • 19. На какие виды подразделяются совокупные запасы производства
  • - транспортные
  • - рабочие
  • - товарные
  • - энергетические
  • - природные
  • 20. Затраты на поставку единицы заказываемого продукта включают следующие элементы
  • - затраты на разработку условий поставки
  • - стоимость контроля исполнения заказа
  • - все выше перечисленное

Оптимальный размер заказа позволяет:

  • - достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов
  • - минимизировать затраты на поставку сырья
  • - все выше перечисленное
  • 21. Выделите основные системы управления запасами
  • - с пороговым размером заказа
  • - с фиксированным интервалом времени между заказами
  • - всё выше перечисленное
  • 22. В чем принципиальное отличие ЛУМП от традиционного
  • - выделение единой функции управления разрозненными материалопотоками
  • - максимальная возможность серийности изделия
  • - максимально возможных простоев оборудования
  • - максимально больших объемов запасов
  • 23. Прогнозирование спроса, закупки, складирование, это задачи
  • - Материального менеджмента
  • - физического распределения
  • - Производственного менеджмента
  • - Маркетинга
  • 24. Производственная логистика означает управление материальными потоками
  • - Между поставщиком ресурсов, производственным предприятием и потребителем
  • - Внутри предприятия по стадиям производственного процесса, размещенного во взаимосвязанных цехах предприятия
  • - По внешней среде производственного предприятия
  • - По внутренней среде производственного предприятия
  • 24. Задача транспортной логистики
  • - Определение мощности двигателей транспортного средства
  • - Определение правил погрузки и разгрузки автомобиля, самолета, корабля.
  • - Определение рационального маршрута доставки
  • - Все ответы верны

Какие из следующих высказываний являются главной задачей логистики:

  • - Обеспечение заданного уровня занятости населения
  • - Обеспечение необходимого уровня сервиса клиентов
  • - Обеспечение информации о запросах для принятия управленческих решений
  • - Все ответы верны.

Факторы развития логистики

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

. создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

Осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя,

сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;

. повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

Усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

. замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

. переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

. производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

. отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

. ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

К современным тенденциям логистики относятся следующие:

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция (ГП), при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

. перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

. массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

. прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

. услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

. синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР и пр.

    Аутсорсинг - передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

    Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы все более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят своё время и все больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.

    Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т. д.

Глобальная логистика Глобальная логистика - стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются:

. продолжающийся рост мировой экономики;

Новейшие технологии;

. развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

Новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

. реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2).

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

. сходство политических систем;

. сходство укладов жизни населения;

. сходство традиций;

Близость исторических корней;

. практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами;

. сопряженность коммуникаций;

. отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

12-й Всемирный конгресс по логистике под названием «Логистика объединяет людей , рынки и материки » получил отражение в тематике основных докладов и в итоговых документах конгресса. Проблемы глобальной логистики были рассмотрены в двух аспектах. Первый касался создания и дальнейшего развития межгосударственных, транснациональных

макрологистических систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и информации. Второй аспект связан с развитием менеджмента в глобальных логистических каналах транснациональных корпораций, таких как IBM, Digital Equipment, Nestle, Procter & Gamble, Volvo, Electrolux, и др. В докладах были рассмотрены вопросы дальнейшего снижения логистических затрат корпораций за счет рационального размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции, организации снабжения запасными частями и логистического сервиса.

На конгрессе были отмечены факторы, оказывающие сильное воздействие на глобализацию логистики, а именно: потребность в снижении логистических издержек и улучшении логистического сервиса; необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности, за рубежом; появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая новейшие технические средства и информационные технологии; развитие компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными

технологиями, являющимися основой интеграции в глобальных логистических цепях; дальнейшее развитие процессов международной торговли, дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуру глобальных логистических систем.

Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной логистике благодаря четырем концептуальным факторам: позиционированию, интеграции, гибкости, измеримости.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Основные принципы эффективного использования логистики Принцип системного подхода . Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому их необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т. д.

Принцип тотальных затрат . Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты

на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т. д.

Принцип глобальной оптимизации . В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирова-ния отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции . В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат . Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это, с одной стороны, открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно- транспортного оборудования . Смысл этого положения – в использовании обо-рудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимиза-ция потоковых процессов за счет использования специализированного обору-дования возможна только в условиях массового выпуска и использования ши-рокой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень на-учно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса . По сравнению с повыше-нием качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно: достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т. п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки . При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в

настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем , обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством . Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС . Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т. п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т. д.

Принцип устойчивости и адаптивности . Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортные услуги, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т. д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т. е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Как наука и практика возникла в начале XIX века . Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.

Родоначальником логистики считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869) , который определил ее как «практическое искусство движения войсками». Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства.

Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном деле с середины XIX зека. В широких масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы . Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.

Первый этап: 1950-1960

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

Утверждение концепции: 1960-1970

К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.

Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980

70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).

Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.

Экономическое и техническое развитие: 1980-1990

Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.

Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.

В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты.

Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.

Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.

Факторы развития логистики

На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:
  • В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности.
  • Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям необходимо соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.
  • Создание гибких производственных систем, которые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;
  • унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
  • создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
  • ускорение НТП, внедрение ЭВМ.
Логистика: конспект лекций Шепелева Анжелика Юрьевна

1.3. Факторы и тенденции развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 1960-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.

Однако к началу 1960-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

Резкого снижения себестоимости товара;

Повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, – энергетический кризис 1970-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономики отраслей, охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 1960-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

Превращение рынка продавца в рынок покупателя;

Обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

Энергетический кризис;

НТП и в первую очередь компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и НТП в сферах производства и обращения.

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап – 1960-е гг. характеризуются использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинается осознание двух ключевых положений:

1) существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Оптимизация физического распределения материалов проводилась и прежде. Например: управление частотой и размерами доставляемых партий, системой размещения товаров и функционирования складов; планирование транспортных маршрутов, графиков и т. п. Традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного эффекта. Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются другие методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 1980-е гг. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 1980-е гг. характеризуются следующим:

Быстрый рост стоимости физического распределения;

Рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

Долгосрочное планирование в области логистики;

Широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;

Централизация физического распределения;

Резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

Четкое определение действительных издержек распределения;

Определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Здесь к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

Появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

Современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;

Развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

Концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

Совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.

автора Автор неизвестен

31. Топливно-энергетический комплекс, тенденции развития Отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития Агропромышленный комплекс (АПК) – это достаточно общее понятие, под которым подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. Перспективные тенденции развития транспорта В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения.Протяженность малодеятельных и нерентабельных

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Тенденции развития российского рынка запчастей Оптовики На российском рынке сформировались крупные дистрибьюторские компании, торгующие запасными частями к импортной технике. Крупнейшие оптовики (укажем для удобства интернет-адреса: http://forum-auto.ru/, http://www.adrussia.ru/, http://

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Факторы и уровни развития логистики Развитие логистики определили следующие факторы:1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;2) создание гибких производственных систем.Значительное

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

5.1. Виды систем и тенденции их развития За последнюю четверть века наблюдался интенсивный процесс формирования и эволюции расчетных систем, предназначенных для осуществления крупных и критичных по времени денежных переводов. Они получили название систем для платежей

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Тенденции развития экономической преступности Анализ современного состояния и тенденций развития экономической преступности в условиях сохранения или роста негативных явлений в экономике страны (гиперинфляция, массовые банкротства неконкурентоспособных

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 1. Общая характеристика логистики и факторы ее развития “Предлагаемый материал учебного пособия разбит на 11 тем и посвящен логистике – науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. Последовательность изложения материала позволяет получить

Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин

1.1. Проблемы развития логистики в России

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

9.3. Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е гг В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Основные тенденции развития технологий Скорость. Высказанное в 1965 году в книге «Закон Мура» предположение об удвоении скорости микропроцессора через каждые полтора года справедливо и по сей день. За прошедшие 40 лет скорость микропроцессора выросла на 4500000 %.

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Размер рынка и тенденции его развития После того как вы определили характеристики целевого рынка, необходимо оценить его размеры и тенденции развития в ближайшем

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Тенденции развития технологий В начале главы мы сравнили волну технологического развития с цунами. Как же выглядит эта волна, насколько она велика и как быстро приближается?Для начала, раз уж мы говорим о «технологических преобразованиях», давайте разберемся, что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

1. Факторы развития логистики

Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

До начала 60-х годов XX века страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок. Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции.

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств.

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики.

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:

Создание и массовое использование ЭВМ;

Создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств передачи данных:

Разработка стандартов передачи информации;

Создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI - электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

Автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

Оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

Осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта - от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

Оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;

Использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

Создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов.

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

До 1980-х международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов.

В таблице 1 приведены данные о датах поставки и объемах поставляемых партий материального ресурса (Q). Рассчитать для своего варианта величину страхового запаса по формуле:

а) средневзвешенного интервала опоздания;

б) Инютиной, приняв коэффициент риска, равный 1,5.

Таблица 1. Исходные данные

Дата поставки

а). Определю интервалы между очередными поставками и занесем данные в графу 4. Первая дата поставки относится к концу предыдущего года, она необходима для расчета первого интервала поставки и в дальнейшем расчете величины страхового запаса не участвует.

Таблица 2 - Исходные данные и расчеты

№ поставки

Дата поставки

Объем поставки (Qi), тонны

Интервал поставки (Тi), дни

Интервал опозданий (Тi - Т с.в.), дни

Для этого сначала рассчитаю средневзвешенный интервал поставки по формуле средней арифметической взвешенной.

11,30 дня? 11 дней.

Сравнивая фактические интервалы поставки (Тi) со средневзвешенным интервалом видим, что с опозданием пришли 3-я, 4-я, 5-я и 7-я поставки (выделены в таблице). Они участвуют в дальнейшем расчете.

По формуле найду величину страхового запаса, определив сначала среднесуточную потребность в материале по формуле

р = = = 10 тонн,

где Т кв - протяженность квартала, 91 дней (взяла высокосный год 2012). Тогда величину страхового запаса определю по формуле.

З стр = 10 = 10 = 23.3 тн.

б) Определю колеблемость интервалов и объемов поставки, рассчитав для них среднее квадратическое отклонение (?) по формуле.

Средневзвешенный интервал поставки (Тс.в.) был рассчитан ранее и составил 11 дней.

2.7дня? 3 дня

Найду средневзвешенный объем поставки (Qс.в.)

Qс.в. = = = 118.35 ?118 тонны.

Т.к. ? Т и? Q имеют различную размерность, их сравнивать нельзя. Рассчитаем коэффициенты вариации показателей Т и Q по формуле.

v Т = 100% = 100 ? 27%; v Q = 100% = 100 ? 41%.

Таким образом интервал поставки является более колеблемым признаком, поэтому в формулу Инютиной подставляем значение? Т

З стр = ? ? Т,

где? - коэффициент риска. Его значение принимается в интервале от 1 до 3 в зависимости от значимости материального ресурса.

З стр = ? ? Т = 1.5?3 = 4.5 дня

Получила величину страхового запаса в днях. Тогда в тоннах страховой запас составит

З стр (нат. ед.) = З стр (дн) p= 4.5 8 = 36 тонны.

Таким образом, расчет по формуле Инютиной дал результат, почти в 1,5 раза превышающий величину страхового запаса, рассчитанную по формуле средневзвешенного интервала опозданий (23,3 тн).

логистика поставка производственный

В таблице П-1 (Приложения) приведены данные о плановых, фактических и фактически своевременно поставленных объемах материальных ресурсов по 8-ми типомаркоразмерам (тмр), которые вместе составляют комплект. Рассчитать коэффициенты надежности поставок по каждому i-му виду материального ресурса и в целом по комплекту.

Результаты расчетов представить в таблице

Таблица 1. Исходные данные

Сначала для каждого тмр рассчитаю коэффициенты по формулам и занесу результаты в графы с 5 по 8.

Таблица 2. Исходные данные и результаты расчетов

Плановый объем поставки, тн Qпл

Фактически поставлено, тн

в т.ч. своевременно Qф.св

Для i-го вида ресурса по конкретному поставщику средний коэффициент надежности поставок определяется по формуле

где Кi(об) - коэффициент полноты выполнения плана по объему поставки. Он рассчитывается как отношение фактического объема поставки (Qф) к запланированному (Qпл):

Поставлю в эту формулу значения из таблицы 2 по каждому тмр

1) Кi(об) = =0.98 5)Кi(об) ==1

2) Кi(об) ==0.93 6)Кi(об) ==0.84

3) Кi(об) ==1.05 7)Кi(об) ==1.6

4) Кi(об) ==1 8)Кi(об) ==0.88

Итого: Кi(об) ==0.98

Теперь видно, что перепоставки не было по 1-му и 2-му,6-му и 7-му и итого тмр т.к. Кi(об) ? 1, значит коэффициент перепоставки Кi(пп) = 1.

А по 3-му, 4-му, 5-му, 8-му тмр имели место перепоставки, т.к. Кi(об) > 1, поэтому для них коэффициенты перепоставки Кi(пп) < 1.

В этом случае определяю коэффициент перепоставки Кi(пп) по формуле:

Степень n по 8-му тмр будет равна 1, т.к. Кi(об) > 1,2, а степень n 3-го тмр будет равна 0,2, т. к. 1 < Кi(об) ? 1,1, степень n 4-го и 5-го будет равна 1, т.к. Кi(об) ? 1.

Теперь данные значения подставляю в формулу.

8) Кi(пп) = = 0,4

3) Кi(пп) = = 0,99

4) Кi(пп) = = 1

5) Кi(пп) = = 1

Кi(св) - коэффициент своевременности поставок (без учета длительности опоздания) определяется как отношение фактического объема своевременно поступившего i-го вида материального ресурса (Qф.св.) ко всему фактически поступившему объему этого ресурса (Qф):

1) Кi(св) = = 15) Кi(св) = = 0,86

2) Кi(св) = = 0,946) Кi(св) = = 0,96

3) Кi(св) = = 0,547) Кi(св) = = 1

4) Кi(св) = = 1 8) Кi(св) = = 0,56

Итого) Кi(св) = = 0,87

Теперь все полученные значения можно подставить в формулу и найти средний коэффициент надежности поставок,

1) Кiср = = 0,9935) Кiср = = 0,951

2) Кiср = = 0,9556) Кiср = = 0,932

3) Кiср = = 0,8247) Кiср = = 0,958

4) Кiср = = 18) Кiср = = 0,707

Итого) Кiср = = 0,947

Для определения группового коэффициента надежности поставок сначала рассчитывается коэффициент структуры по формуле

Кгр(стр) = ,

Кгр(стр) = = 0.98

Так как за период имела место поставка всех тмр, то Кгр(стр) = 1. Тогда

Кгр = = 0,949.

Таким образом, надежность поставок для данного поставщика составляет 94.9%. Это означает, что риск несвоевременных или неполных по объему поставок в целом по комплекту материальных ресурсов составляет

100 - 94.9 = 5.1%.

Заключение

В настоящее время экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие требования, а проблемы в экономике лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих предприятий. Чтобы выжить и функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно затем еще и реализовать эту продукцию. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые рассматривает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить широкую трактовку понятия логистики, в которой субъект логистики не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, информационными и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других. Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдалось в 80-е и 90-е, а особенно сейчас объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Список используемой литературы

1. Т.В. Алесинская «Основы логистики», Таганрог, 2005г.

2. А.М. Гаджинский «Основы логистики», Москва, 2003г.

3. М.Е. Залманова «Логистика, учебное пособие, Саратов, 2005г.

4. О.В. Лавров «Материальные потоки в логистике», Саратов, 2004г.

5. И.А. Леншин, Ю.И. Смоляков «Логистика», учебное пособие, Москва, 1996г.

6. П.П. Гончаров « Основы логистики», учебное пособие, Оренбург, 2003г.

5. Степанов В.И. Логистика: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 488с.

6. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 2000. - 251с.

7. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 288с.

8. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 352 с. - (Серия «Высшее образование»).

9. Киршина М. Коммерческая логистика. М., 2003. - 268 с.

10 Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: Инфра - М, 2002. - 233с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, понятие, основные задачи и функции логистики. Позирование развития потенциальных рынков. Факторы развития логистики. Создание гибких производственных систем. Разработка теории систем и теории компромиссов. Уровни развития логистики.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Понятие материального потока и принципы логистики. Функции участников, уровни развития, виды логистических систем. Служба закупок на предприятии. Традиционная и логистическая концепции организации производства. Задачи распределительной логистики.

    курс лекций , добавлен 23.10.2013

    Происхождение термина "логистика", ее использование в военном деле и математической логике. Тенденции развития современной логистики: развитие аутсорсинга, интеграция цепей поставок, стратегическое партнерство и виртуализация логистических систем.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Этапы становления, развития и глобализации логистики. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией. Понятие и функции распределительной логистики, ее современные тенденции развития.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2013

    Элементы логистики, ее задачи, функции и классификация видов. Особенности сбытовой логистики. Взаимодействие функциональных подсистем логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", экспресс-диагностика ее системы. Модель управления процессом товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012

    Логистика в военном деле. Значение математической логики. Эволюция современной логистики. Запасы и транспортные издержки в системе торгового складирования. Развитие логистического аутсорсинга. Интеграция цепей поставок. Глобализация логистических систем.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    Сущность и понятие логистики, ее значение для организации предпринимательской деятельности. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом. Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем.

    курс лекций , добавлен 15.12.2008

    Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

    реферат , добавлен 14.08.2011

    Базовое определение, функции, основные требования логистики. Функциональное окружение логистики, связь с корпоративной стратегией, факторы развития. Управление потоковыми процессами сквозных систем товародвижения. Логистическая концепция качества.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2009

    Исторические предпосылки и этапы развития логистики. Ключевые логистические функции, их сущность и значение. Основные ценовые стратегии в логистике. Порядок обоснования выбора поставщика. Стратегия сбытовой логистики на сельскохозяйственном предприятии.