Уроки литературы. Конспект урока по литературе с мультимедийной презентацией.Жизнь и творчество М

краткое содержание презентаций

Современный урок литературы

Слайдов: 10 Слов: 972 Звуков: 0 Эффектов: 61

Современный урок литературы. Цель урока. Тема урока. Угол зрения. Формирование типа правильной читательской деятельности. Три этапа работы с любым текстом. Структура урока. Образец проектирования урока литературного чтения. Анализ текста в 5-6 классах. Выбор итогового задания. - Современный урок литературы.ppt

Нетрадиционные уроки литературы

Слайдов: 15 Слов: 708 Звуков: 0 Эффектов: 2

Нетрадиционный урок как средство развития познавательной активности. Контингент обучающихся. Нетрадиционный урок. Ожидаемые результаты. Литература второй половины XIX века. Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове. Биография Н.А. Некрасова. Осмысление лирики Н.А.Некрасова. Языковая организация поэмы. Биография. Личности. Неролевая игра. Дискуссия. Влияние нетрадиционного урока на эффективность обучения. Традиционный урок. - Нетрадиционные уроки литературы.ppt

Исследование по литературе

Слайдов: 23 Слов: 1378 Звуков: 0 Эффектов: 0

Организация творческих исследований учащихся. Литература. Исследовательская деятельность. Организация исследовательской деятельности школьников. Компоненты творческой способности личности. Подходы к изучению литературы. Педагогический результат. Этапы учебно-исследовательской деятельности. Методика исследования. Талантливый поэт. Типы творческих работ. Погружение в историко-литературный контекст. Работы. Художественный фильм. Семинары. Летописец. Художественная роль сна Обломова. Исследование. Исследование по литературе. Живая родословная. Темы сочинений. Методический аппарат учебника. - Исследование по литературе.pptx

Урок-исследование по литературе

Слайдов: 26 Слов: 590 Звуков: 0 Эффектов: 1

Библейская «Притча о сеятеле». Ратный подвиг. Раздолье. Удивительное дело. Притча. Поучительная история. Небольшой рассказ. Линии сравнения. Сеятель. Семя. Плод. Человек. Андрей Платонович Платонов. Каким видим писателя. Цветок. Наши дневниковые (устные) записи. Ключевые слова и выражения. Терпение и труд всё перетрут. Без хорошего труда нет плода. Не позволяй душе лениться. Подвиг есть сраженье. Плод в терпении. Урок-исследование по литературе. Твори добро. Урок-исследование по литературе. Интернет – ресурсы. - Урок-исследование по литературе.pptx

Интегрированные уроки литературы

Слайдов: 45 Слов: 1803 Звуков: 0 Эффектов: 87

Пути и возможности интеграции предметов гуманитарного цикла. Цели и задачи литературного образования сегодня. Задача по воспитанию личности. Интеграция с другими предметами. Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция образовательных факторов. Важно вооружить учащихся арсеналом средств. Интегрированный подход. Литературный материал. Педагогическая направленность интеграции. Межпредметная интеграция. Объединение материала. Результаты. Интеграция «старых», классических предметов. Интеграция внутри уже существующего предмета. Литература. Программа интегрированного курса. - Интегрированные уроки литературы.ppt

Интеграция литературы и математики

Слайдов: 33 Слов: 2139 Звуков: 0 Эффектов: 0

УУД, которые формируются у ученика в процессе изучения литературного чтения. Формирование универсальных учебных действий. Формирование способности и готовности. Умение учиться. Универсальный характер учебных действий. Четыре блока. Регулятивные действия. Познавательные действия. Связь УУД с учебными предметами. Литературное чтение. Формирование УУД. Записки маленькой гимназистки. Фрагмент из произведения. М.Пришвин «Изобретатель». Отрывок из записей. Формирование эмоционально-личностной децентрации. Формирование эстетических ценностей. Название стихотворения. Творческая духовная деятельность. - Интеграция литературы и математики.ppt

Эйдос-конспект

Слайдов: 14 Слов: 640 Звуков: 0 Эффектов: 20

Форма организации исследовательского чтения. Исследовательская деятельность. Эйдос. Эйдос-конспект. Правое полушарие. Способ организации урока. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Образный рисунок. Урок изучения жизненного пути поэта. Солнце. Художественный анализ стихотворения. Местоимения. Поэт. Рефлексия. - Эйдос-конспект.ppt

Технологическая карта литературы

Слайдов: 27 Слов: 2267 Звуков: 0 Эффектов: 0

Проектирование конспекта урока литературы. Принципы организации работы. Пять основных компонентов. Технологическая карта. Этапы проектирования технологической карты. Этапы проектирования. Варианты формулировок целей. Уровень развития. Задачи урока. Пример постановки задач урока. Критерии достижения цели урока. Ожидаемые результаты. Пример формулировки критериев. Условия обеспечения учебной деятельности. Выделение этапов урока. Структура технологической карты. Фиксация затруднений в деятельности. Технологическая карта литературы. Построение проекта. Первичное закрепление. -

Разработка урока по литературе в 5 классе «Дети – герои войны. Подвиги детей в стихотворениях русских поэтов»

Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о русских поэтах, писавших о подвигах неизвестных детей; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне.
2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.
3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению
Тип урока: урок художественного восприятия произведений.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),
практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)
Приемы: «Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое»
Оборудование: портреты поэтов; тексты лирических произведений о войне; таблица «Ассоциативный ряд к слову «Война»; мультимедийная презентация «У войны не детское лицо», проектор, экран, ноутбук; фильм (цифровой образовательный ресурс) «Дети войны»; творческие работы учащихся: рисунки.

Этапы урока/время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие. Оргмомент
1 мин. - Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы. Приветствие детей
Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).
1 мин. - Начать мне бы хотелось с необычного вопроса: чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? Что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным?
В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.
ответы учащихся
Формулировка учащимися темы урока
(просмотр фильма «Дети войны» - 3,43 мин.)
5 мин. Эпиграф (читает учитель): СЛАЙД 1
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты
нашей смерти,
Родина!
(Р.Рождественский)
- Как вы думаете, о чем эти стихи?
- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и подумать над темой сегодняшнего урока.
(просмотр фильма «Дети войны»)
- Итак, какова же тема нашего урока?

СЛАЙД 2.
Тема урока звучит так: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.
Дети слушают
- о том, что дети должны жить долго и счастливо
- нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны

Учащиеся смотрят фильм.

Ответы учащихся
Актуализация темы (ассоциативное поле) .
3 мин. Ассоциативное поле «Война».
- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах)

Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети заполняют таблицу:
Звуки
войны Запахи войны Человек видит на войне… Человек чувствует на войне…
Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны Гарь, копоть, дым Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен Боль, ненависть, страх…

Формулировка учащимися цели урока .
1 мин. - Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях. Ответы учащихся
Вступительное слово учителя

4 мин. 9 мая наша страна отметит 73 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.
- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения поэта А. Иоффе говорит:
СЛАЙД 3.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(звучит 1 куплет песни «Священная война»)
- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
СЛАЙД 4.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
СЛАЙД 5. Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.
СЛАЙД 6. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей, в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже. СЛАЙД 7.

Знакомство с пионерами-героями
5 мин. СЛАЙД 8.
- Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.
(во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев)
- К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.
Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.

Сообщения учащихся:
Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
16-летний партизан пал смертью храбрых в бою.
Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Награжден посмертно.
Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений
13-15 мин. СЛАЙД 9.
- Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.
- Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете?
- Назовите стихотворения, которые мы уже читали?
- Как поэты выражают свою любовь к Родине? Какими показали поэты детей на войне?

О войне писали и пишут до сих пор.

СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны.
Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение)
Читайте выразительно, вдумчиво, искренне. А после чтения расскажите по данному вам плану, как вы поняли данное стихотворение.

СЛАЙД 11.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
А) Название стихотворения и его автор.
Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
Е) Главные образы стихотворения.
Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- В этом стихотворении говорится о том, как…
- Главная мысль заключается в том, что…
- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)
- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…

1. А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий…» - первый ученик читает и анализирует.

2. С. Михалков «Десятилетний человек» (читает второй ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов.

3. Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…» Ученица читает стихотворение.

Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал...
Татьяна Шишова

А. Твардовский, К. Симонов
- «Рассказ танкиста» и «Сын артиллериста»
- ответы учащихся

В пилотке мальчик босоногий…
А.Т.Твардовский
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки -
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью - в рот.

Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
- Сынок, должно быть, сирота?

И на лице, в глазах, похоже, -
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
- Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.

Десятилетний человек
С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

Они с детьми погнали матерей...
Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...

Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия
4 мин. Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.
СЛАЙД 12.
Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.

Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?
И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД 13.
Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу:
1 строка – ключевое слово.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним ключевого слова.
Например:
Война
Беспощадная, жестокая
Губит, уничтожает, убивает.
Война и дети несовместимы.
Зло.
Ответы учащихся

Учащиеся пробуют составить синквейн с ключевыми словами: дети, мир, Победа
Домашнее задание
1 мин. - Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, я хотела бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!
Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

5 класс.

ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

    Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

    Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

    Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

    Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

    Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

    Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

    Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

    Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

    Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

    Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

    Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

    Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).

Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? (Слайд № 2.)

Почему наш урок будет носить название мастерская? (Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

Девиз нашего урока: «МЫ ТВОРЦЫ!» (Слайд № 3). Итак, вперёд!

II . Блок «Изучение нового материала».

    Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.(Роза).

Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения (слайд № 5).

Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

    Блок « Творческая мастерская».

    Подмастерья.

Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера)

    Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

(Слайд № 7)

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

Как передать эту смену настроения при чтении?

Какой вы представили снежинку?

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) (Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

    «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

(строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

    Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

    Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

    Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

    Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

    Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

    Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

    Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

    Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

Глущевская Елена Владимировна
Учебное заведение: МОУ"СШ№62 г.Макеевка"
Краткое описание работы: Разработка урока литературы в 5 классе создана с целью: продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности; воспитывать любовь к природе, к животным

Сергазина Анар Амангельдиновна
Учебное заведение: ГККП «Ясли-сад «Гулливер»
Краткое описание работы: Главным является познакомить детей с произведением К. Чуковского «Цыпленок», развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь передавать свое отношение к героям, воспитывать интерес к творчеству К. Чуковского. Расширять знания детей о домашних птицах (петух, курица, цыпленок), развивать умение называть части тела птиц, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, о труде взрослых по уходу за птицами, воспитывать заботливое отношение детей к птицам, уважение к труду людей на птицеферме.

Едомина Галина Николаевна, Иванова Екатерина Анатольевна, Оганнесян Вера Михайловна
Учебное заведение: АНО "Павловская гимназия"
Краткое описание работы: Создать основу для двух обучающих компьютерных игр – «ходилок о князе Олеге».Предназначение игр – знакомить школьников с князем Олегом 1) как исторической фигурой и 2) как с литературным образом. Проблемный вопрос: возможно ли объединить две игры в одну?

Зданович Ирина Владимировна
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Краткое описание работы: : усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия повести, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, осуществлять сравнительную характеристику персонажей; создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.

Хайруллина Лейла Саубановна
Учебное заведение: МБОУ "Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан"
Краткое описание работы: Разработка содержит материалы для проведения в 5 классе обобщающего урока по творчеству И.А. Крылова. Урок построен в форме путешествия и направлен на выявление усвоения обучающимися изученного по творчеству русского баснописца.

Дюженко Татьяна Анатольевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК СЭТ
Краткое описание работы: Цели:1. Познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского; 2. Показать значение его творчества и общественной деятельности в годы Великой Отечественной войны; 3. Развивать познавательный интерес к творчеству поэта; 4. Воспитывать патриотическое чувство

Шипицова Юлия Леонидовна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №30" г. Перми
Краткое описание работы: Презентация содержит краткую биографию Федора Ивановича Тютчева, анализ трех стихотворений: 1) "Неохотно и несмело"; 2) "С поляны коршун поднялся"; 3) "Листья", включая художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения). Приведено вариативное домашнее задание, соответствующее ФГОС.

Гавриш Екатерина Вячеславовна
Учебное заведение: КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 3", г. Каражал
Краткое описание работы: Цель урока: познакомить обучающихся с новым учебником и новой программой курса литературы 7 класса. Задачи: 1) дать понятие о мире художественной литературы, отличие худ.лит-ры от мифологии и фольклора, о роли читателя в мире худ. лит-ры, о значении худ. лит-ры для формирования мировоззрения читателей. 2) развивать навыки чтения, устной речи, мышления, умения работать по тексту, анализировать, выделять главное в тексте. 3) воспитывать любовь к худ.лит-ре, к чтению, уважение к труду автора-писателя, бережное отношение к учебникам.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

План-конспект урока по литературе по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по литературе. Конспект урока литературы представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей литературы. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения литературе в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока литературы должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по литературе являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков литературы бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям литературы перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по литературе на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по литературе на нашем сайте Вы найдете разработки по чтению , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.