Написать отчет о работе. Отчет о проделанной работе: образец

7.1 Общие требования

7.1.1 В зависимости от особенностей и содержания отчет составляют в виде текста, иллюстраций, таблиц или их сочетаний.

7.1.2 Отчет оформляют на листах формата А4 (210х297 мм). Допускается использование листов формата A3 (297х420 мм), когда это необходимо.

7.1.3 Отчет выполняют машинописным или машинным (при помощи компьютерной техники) способом на одной стороне листа белой бумаги.

При машинном способе отчет выполняют в соответствии с требо­ваниями настоящего стандарта и стандарта на выполнение документов с использованием печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.

Допускается включение в отчет страниц, выполненных методом репрографии.

При машинописном способе отчет выполняют через полтора ин­тервала; при машинном - из расчета не более 40 строк на странице при условии равномерного ее заполнения и высотой букв и цифр не менее 1,8 мм.

Допускается отдельные части отчета выполнять различными спо­собами - машинописным или машинным.

7.1.4 Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее, левое и нижнее - не менее 20 мм, правое - не менее 10 мм.

7.1.5 При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету.

В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и другие знаки. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему отчету.

7.1.6 Отдельные слова, формулы, знаки, которые вписывают в отпечатанный текст, должны быть черного цвета; плотность вписан­ного текста должна быть максимально приближена к плотности ос­новного изображения.

7.1.7 Ошибки, описки и графические неточности допускается ис­правлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте или между строками исправленного изображения машинописным способом или от руки. Исправленное должно быть черного цвета.

7.1.8 Вне зависимости от способа выполнения отчет должен обес­печивать возможность получения с него копий необходимого качества способами репрографии и соответствовать основным требованиям к документам, подлежащим микрофильмированию, в соответствии с действующими стандартами по репрографии и мнкрографин.

7.1.9 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допуска­ется транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

7.1.10 Сокращения слов и словосочетаний в отчете - в соответ­ствии с действующими стандартами по библиотечному и издательс­кому делу.

7.1.11 Структурные элементы «СПИСОК АВТОРОВ», «РЕФЕ­РАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕ­НИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ», «ПРЕДИСЛОВИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ВЫВОДЫ», «РЕКОМЕНДАЦИИ», «ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК» не нумеруют, а их наименования, служат заголовками структурных элементов.

7.1.12 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты и | подпункты ногу г иметь заголовки.

7.1.13 Заголовки структурных элементов отчета и заголовки раз­делов следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая.

7.1.14 Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов отчета следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой прописной, не подчеркивая, без точки в конце.

7.1.15 Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту отчета и равным пяти знакам.

7.1.16 Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.

Переносы слов в заголовке раздела не допускаются.

7.1.17 Расстояние между заголовком н последующим или преды­дущим текстом должно быть:

При машинописном способе - не менее трех интервалов;

При машинном способе - не менее двух строк. Расстояние между основаниями строк заголовка, а также между двумя заголовками принимают таким же, как в тексте.

7.1.18 Не допускается размещать наименование раздела, подраз­дела, а также пункта и подпункта в нижней части страницы, если, после него расположена только одна строка текста.

7.1.19 Оформление текста, иллюстраций и таблиц при машинном способе их выполнения должно соответствовать требованиям насто­ящего стандарта с учетом возможностей компьютерной техники.

7.1.20 В случае издания отчета его оформление должно соответ­ствовать требованиям действующих стандартов по библиотечному и издательскому делу и настоящего стандарта.

7.2 Нумерация томов (книг) и частей

7.2.1 Если разные отчеты выпускаются отдельными томами (кни­гами), связанными между собой одной общей темой, удобно группи­ровать их в собрание, объединенное одним общим заглавием. При этом каждый отчет идентифицируется в виде тома (книги) собрания и имеет свое собственное наименование. Тома (книги) отчетов в этом случае нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, том 1, том 2 и т.д.

7.2.2 Отчет допускается разделять на части. При этом все части сохраняют одно и то же наименование работы и отчета. Эти части нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, часть 1, часть 2 и т.д.

7.3 Нумерация страниц отчета

7.3.1 Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.

7.3.2 Если отчет разделяют на части, нумерация страниц во второй и последующих частях должна быть продолжающейся, например, часть 1: C.I - 123; часть 2: С. 124 - 235.

Если разные отчеты выпускаются отдельными томами (книгами), связанными между собой одной общей темой (собрание отчетов), в каждом таком томе должна быть отдельная нумерация страниц, на­пример, отчет А (том 1): C.I - 90; отчет Б (том 2): C.I - 150.

7.3.3 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

7.3.4 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных стра­ницах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

7.4 Нумерация разделов, подразделов; пунктов, подпунктов

7.4.1 Разделы, подразделы, пункты, подпункты отчета следует нумеровать арабскими цифрами.

7.4.2 Разделы отчета должны иметь порядковую нумерацию в пределах изложения сути отчета и обозначаться арабскими цифрами без точки, например, 1, 2, 3 и т.д.

7.4.3 Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела.

Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой.

После номера подраздела точку не ставят, например, 1.1, 1.2 и т.д.

7.4.4 Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела.

Номер пункта состоит из номера раздела и порядкового номера пункта, или из номера раздела, порядкового номера подраздела и порядкового номера пункта, разделенных точкой. После номера пунк­та точку не ставят, например, 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Если текст подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами.

7.4.5 Номер подпункта состоит из номера раздел;», порядкового номера подраздела, порядкового номера пункта и порядкового номера подпункта, разделенных точкой, например, 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

Если раздел, не имея подразделов, делится на пункты и далее - на подпункты, номер подпункта состоит из номера раздела, поряд­кового номера пункта и порядкового номера подпункта, разделенных точкой, например, 1.1.3, 1.2.1 и т.д.

После номера подпункта течку не ставят.

7.4.6 Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, или пункт состоит из одного подпункта, его нумеруют.

7.5 Иллюстрации

7.5.1 Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, ди­аграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредствен­но после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссыл­ки в отчете.

7.5.3 Чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, помещенные в отчете, должны соответствовать требованиям стандартов «Единой системы конструкторской документации» .и «Единой системы про­граммной документации».

7.5.4 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на листы белой бумаги формата А4.

7.5.5 Иллюстрации могут иметь название, которое помещают под иллюстрацией.

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие дан­ные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рисунок __», которое вместе с названием иллюстрации помещают, после поясняющих данных, на­пример, «Рисунок 3.1-- Схема размещения».

7.5.6 Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами по­рядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением иллюстра­ций, приводимых в приложениях.

Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, рисунок 3.2 - второй рисунок третьего раздела.

7.5.7 Если в отчете только одна иллюстрация, ее нумеруют согласно требованиям 7.5.6.

7.5.8 Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно пер--носить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - на каждой странице, и под ними указывают: «Рисунок __, лист __».

7.5.9 Иллюстрации, при необходимости, могут быть перечислены в содержании с указанием их номеров, наименовании и номеров Страниц, на которых они расположены.

7.6 Таблицы

7.6.1 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком 2.

7.6.2 Горизонтальные и вертикальные линии, которые разграни­чивают строки таблицы, а также линии, ограничивающие таблицу слева, справа и снизу, можно не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

7.6.3 Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте отчета.

7.6.4 Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением таблиц, приводимых в приложениях.

Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, таблица 2.1 - первая таб­лица второго раздела.

7.6.5 Если в отчете одна таблица, ее нумеруют согласно требо­ваниям 7.6.4.

7.6.6 Таблица может иметь название, которое печатают строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Наз­вание должно быть кратким и отражать содержание таблицы.

7.6.7 Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, или рядом, или перенося часть таблицы на следующую страницу. При этом на каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик.

При делении таблицы на части допускается ее головку или боковики заменять соответственно номерами граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и/или строки первой части таблицы.

Слово «Таблица __» указывают один раз слева над первой частые» таблицы, над другими частями пишут: «Продолжение таблицы _» с указанием номера таблицы.

7.6.8 Заголовки граф таблицы печатают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

7.6.9 Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

7.6.10 Другие требования к выполнению таблиц - в соответствии с действующими стандартами на техническую документацию.

7.6.11 Таблицы, при необходимости, могут быть перечислены в содержании с указанием их номеров, названий (если они имеются) номеров страниц, на которых они расположены.

7.7 Перечисления

7.7.1 Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед перечислением ставят дво­еточие.

7.7.2 Перед каждой позицией перечисления следует ставить строч­ную букву украинского алфавита со скобкой, или, не нумеруя - дефис (первый уровень детализации).

Для дальнейшей детализации перечисления следует использовать арабские цифры со скобкой (второй уровень детализации).

Пример «а) форма и размер клеток;

б) живое содержимое клеток:

1) части клеток;

2) неживые включения протопластов;

в) образование ткани».

7.7.3 Перечисления первого уровня детализации печатают строч­ными буквами с абзацного отступа, второго уровня - с отступом относительно месторасположения перечислений первого уровня.

7.8 Примечания

7.8.1 Примечания помещают в отчете при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации.

7.8.2 Примечания располагают непосредственно после текста, таб­лицы, иллюстрации, к которым они относятся.

7.8.3 Одно примечание не нумеруют.

Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа, не подчеркивают, после слова «Примечание» ставят точку и с прописной буквы в той же строке дают текст примечания.

Пример

Примечание.__________________________________________________________________________________________________________________________ 7.8.4 Несколько примечаний нумеруют последовательно арабскими цифрами с точкой. После слова «Примечания» ставят двоеточие и с новой строки с абзаца после номера примечания с прописной буквы дают текст примечания.

Пример

Примечания:

I.________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.9 Сноски

7.9.1 Пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками.

7.9.2 Сноски обозначают надстрочными знаками в виде арабских цифр (порядковых номеров) с«.< скобкой.

Нумерация сносок - отдельная для каждой страницы.

7.9.3 Знаки сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Текст сноски помещают поя таблицей или в конце страницы и отделяют от таблицы или текста линией длиной 30-40 мм, прове­денной в левой части страницы.

Текст сноски начинают с абзацного отступа и печатают при ма­шинописном способе выполнения отчета через один интервал, при машинном способе - с минимальным межстрочным интервалом.

Пример

Цитата в тексте: «Он основан на использовании интуитивного прогнозирования по методу Дельфы* ».

*В древнем городе Дельфы жрецы состюалис» предсказании будущего. Метод, названный по имени этого города, первоначально применялся для «предсказания» времени наступления прогнозируемого события. Он не допускает прямых контактов "между экспертами.

7.10 Формулы и уравнения

7.10.1 Формулы и уравнения располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, посередине страницы.

Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть остав­лено не менее одной свободной строки.

7.10.2 Формулы и уравнения в отчете (за исключением формул и уравнений, приведенных в приложении) следует нумеровать по­рядковой нумерацией в пределах раздела.

Номер формулы или уравнения состоит из номера раздела и по­рядкового номера формулы или уравнения, разделенных точкой, на­пример, формула (1.3) - третья формула первого раздела.

Номер формулы или уравнения указывают на уровне фор­мулы или уравнения в скобках в крайнем правом положении на строке.

7.10.3 Пояснения значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосред­ственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле или уравнении.

Пояснения значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают

с абзаца словом «где» без двоеточия.

Пример

«Известно, что

где Mi, Мл - математическое ожидание;

ri,

7.10.4 Переносить формулы или уравнения на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак операции в начале следующей строки повторяют. При переносе фор­мулы или уравнения на знаке операции умножения применяют знак «х».

7.10.5 Если в отчете только одна формула или уравнение, их нумеруют согласно требованиям 7.10.2.

7.10.6 Формулы, следующие одна за другой, и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Пример

Цитата в тексте: «... в общем объеме рабочего времени доля информационной работы превышает 70% |6]* ».

Соответствующее описание в перечне ссылок:

*. Автоматизация учрежденческих работ // ТИИЭР. -N4. -М:

Мир, 1983.- С.66 - 76.

Соответствующее представление сноски:

1) 161 Автоматизация учрежденческих работ // ТИИЭР. -N4. -М: Мир. 1983.- С.66-76.

При ссылках следует писать: «... в разделе 4 ...», «... смотри 2.1 ...», «... по 3.3.4 ...», «... в соответствии с 2.3.4.1 ...», «... на рис. 1.3 ...», или «... на рисунке 1.3 ...», «... в таблице 3.2 ...», «... (см. табл. 3.2) ...», «... по формуле (3.1) ...», «... в уравнениях (1.23) -- (1.25) ...», «... в приложении Б...».

7.12 Обложка (страницы 1 и 2 обложки)

7.12.1 Оформление обложки (страницы 1 и 2 обложки) - в со­ответствии с требованиями действующих стандартов до библиотеч­ному и издательскому делу.

7.13 Титульный лист

7.13.1 Информацию, представляемую на титульном листе, допус­кается располагать в любом положении, которое автор (авторы) счи­тает приемлемым с эстетической точки зрения, при этом могут быть использованы разные шрифты.

7.13.2 Ограничения по распространению или гриф секретности приводят в форме и позиции согласно требованиям соответствующих органов.

7.13.3 Идентификаторы отчета располагают в следующей после-

Индекс УДК - по таблицам Универсальной десятичной клас­сификации;

Индексы МКИ (Международной классификации изобретений) и МКТУ (международной классификации товаров и услуг) - при их наличии;

Код продукции (КП) - по классификатору продукции;

Номер госрегистрации;

Надпись «Инв. №».

Идентификаторы, за исключением инвентарного номера, простав­ляет исполнитель работы.

Идентификаторы проставляют один под другим.

7.13.4 Международный стандартный книжный номер (ISBN) или международный стандартный номер сериального издания (ISSN) при­водят в соответствии с требованиями действующих стандартов по библиотечному и издательскому делу.

7.13.5 Сведения об исполнителе работы - юридическом лице (ор­ганизации) или физическом лице содержат:

а) для юридического лица (организации) - исполнителя работы:

1) наименование министерства (ведомства) или другого струк­турного образования, в систему которого входит организация;

2) полное и сокращенное название организации;

3) почтовый адрес;

4) номера телефонов и телексной связи (при необходимости);

б) для физического лица - исполнителя работы:

1) имя (или первую букву имени с точкой и фамилию (от­чество - по желанию автора);

2) домашний адрес.

Сведения об исполнителе работы, начиная с почтового адреса, печатают в строку, отделяя друг от друга точкой с запятой, и раз­мещают предпочтительно в верхней части страницы.

7.13.6 Гриф утверждения оформляют лишь в случаях, если ис­полнителем работы является юридическое лицо (организация).

Гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», должности с указанием наименования организации, ученой степени, ученого звания лица, утвердившего отчет, личной подписи, се расшифровки в виде имени (или первой буквы имени с точкой) и фамилии, и даты утверждения отчета. Здесь же проставляют печать организации, ут­вердившей отчет.

Гриф утверждения располагают, как правило, в правой части страницы.

Гриф согласования состоит из слова «СОГЛАСОВАНО», должности с указанием наименования организации, ученой степени, ученого звания лица, согласовавшего отчет, его личной подписи, се расши-

фровки в виде имени (или первой буквы имени с точкой) и фамилии, даты согласования, печати согласующей организации.

Если согласование проводилось письмом, следует указать сокра­щенное наименование согласующей организации, исходящий номер и дату письма.

Гриф согласования располагают, как правило, в левой части стра­ницы.

Элементы даты приводят арабскими цифрами в строку в следующей последовательности: год, месяц, число. Например, дату 1 октября 1993 года следует оформлять так: 1993.10.01 или 93.10.01.

7.13.7 Полное наименование документа включает в себя:

а) наименование документа - слово «ОТЧЕТ» (печатают про­писными буквами посередине строки);

б) вид и наименование работы (в том числе и условное, если оно имеется), по результатам которой подготовлен отчет.

Вид работы печатают прописными буквами, наименование рабо­ты - строчными с первой прописной.

в) шифр работы (если он имеется);

г) наименование отчета - печатают прописными буквами.

Если наименование работы и наименование отчета совпадают, наименование работы печатают прописными буквами и это наиме­нование служит одновременно наименованием отчета.

В случае выпуска отчетов отдельными томами (книгами), связан­ными между собой общей темой (собрание отчетов), каждый такой отчет должен иметь наименование работы - общее для всех томов (книг) и наименование отчета - индивидуальное для каждого тома (книги).

Если отчет состоит из двух или более частей, каждая часть должна иметь одинаковые для всех частей наименования работы и отчета.

Примеры

д) вид отчета - заключительный или промежуточный (печатают строчными буквами в скобках посередине строки);

ж) номер тома (книги) - если отчеты выпускаются отдельными томами (книгами), и/или номер частя - если отчет состоит из нескольких частей, печатают посередине строки;

з) наименование части (если оно имеется) печатают после номера части посередине строки прописными буквами.

Переносы слов в заголовках титульного листа (вид и наименование работы, наименование отчета, наименование части отчета) не допус­каются.

7.13.8 Подписи ответственных лиц, включая руководителя работы, оформляют следующим образом: слева указывают должности, ученые степени, ученые звания руководителя подразделения организации - исполнителя работы и руководителя работы, затем оставляют свобод­ное место для личных подписей и справа от них в соответствующих строках помещают имена (или первые буквы имен с точкой) и фа­милии лиц, подписавших отчет; ниже личных подписей проставляют даты подписания.

В случае, если исполнителем работы является физическое лицо, на титульном листе помещают подпись, имя (или первую букву имени с точкой) и фамилию физического лица.

Если на титульном листе не размещаются все необходимые подписи, допускается переносить их на следующую страницу. На эту же страницу переносятся все последующие данные. В этом случае на первой странице титульного листа в правом нижнем углу делают запись: «Продолжение на следующем листе», на последующей странице в правом верхнем углу указывают: «Продолжение титульного листа».

7.13.9 Год составления (утверждения) отчета размещают посере­дине строки в нижней "части титульного листа.

7.13.11 В специальных записях приводят, например, название кон­ференции, где была представлена работа, с указанием даты и места

проведения, или, если отчет был подготовлен как часть работы, представленной на соискание ученой степени, в конце титульного листа указывают: «Этот отчет подготовлен как часть работы, пред­ставленной на соискание ученой степени...», или отмечают факт рассмотрения результатов работы Ученым или Научно-техническим советами и др.

7.13.12 Если отчет состоит из двух или более частей, каждая часть должна содержать титульный лист, при этом на титульном листе второй и последующих частей приводят все данные по 3.2.2 за исключением указанных в перечислениях д), к), м), н) по 3.2.2.

7.13.13 Примеры оформления титульных листов приведены в при­ложении В.

7.14.1 Имена и фамилии, должности, ученые степени, ученые звания авторов в списке располагают столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания, затем оставляют свобод­ное место для личных подписей, справа указывают имена (или первые буквы имен с, точкой) и фамилии авторов. Возле каждой фамилии в скобках указывают фактическую часть отчета, подготовленную конкретным автором.

7.15 Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокра­щений и терминов

7.15.1 Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфа­витном порядке приводят условные обозначения, символы, единицы, сокращения и термины, справа - их детальную расшифровку.

7.16 Приложения

7.16.1 Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах, или в виде отдельной части, распо­лагая приложения в порядке появления ссылок на них в тексте отчета.

7.16.2 Если приложения оформляют на последующих страницах отчета, каждое такое приложение должно Начинаться с новой стра­ницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописной симметрично относительно текста страницы. Посередине строки над заголовком строчными буквами с первой прописной должно быть напечатано слово «приложение_ » и прописная буква, обозначающая приложение.

7.16.3 Если приложение (приложения) оформляют отдельной частью отчета, такое приложение должно иметь титульный лисг, на котором приводят все данные по 3.2.2 за исключением приве­денных в перечислениях д) и к) (указанное в перечислениях м) и и) приводят по усмотрению автора (авторов) приложения).

Титульный лист такой части оформляют в соответствии с требованиями 7.13, при этом после номера части должны быть напечатаны прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ_ » и его наименование (если оно имеется) (см. приложение В.2), или слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Если приложение (оформляемое как часть отчета) подготовлено другим автором (авторами), нежели основной текст отчета, и его не предполагается преобразовать в самостоятелный отчет, все данные, представляемые на титульном листе приложения, приводят, относя их только к автору (авторам) приложения, а в списке авторов приводят соответствующее упоминание об авторе (аварах) приложения.

7.16.4 Приложения следует обозначать последовательно пропис­ными буквами украинского алфавита, за исключением Г, С. 3, І. Ї. И, О, Ч. Ь, например, приложение А, приложение Б и т.д.

Одно приложение обозначается как приложение А.

7.16.5 Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.

7.16.6 При необходимости текст приложения может быть разделе на разделы, подразделы, пункты и подпункта, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями 7.4. При этом перед каждым номером доставляют обозначение приложения (букву) и точку, например, А.2 - второй раздел приложения А; Г.3.1 - подраздел 3.1 приложения Г; Д.4.1.2 - пункт 4.1.2 приложения Д; Ж.1.З.З.4 - подпункт 1.3.3.4 приложения Ж.

7.16.7 Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации таблицы, формулы и уравнения следует нумсровать, в пределах каждою приложения. Например: рисунок Г.З - третей рисунок приложения Г;

таблица А.2 - вторая таблица приложений А; формула (A.1) - первая формула приложения А.

Если в приложении одна иллюстрация, одна таблица, одна фор-

мула, одно уравнение, их нумеруют, например, рисунок А.1, таблица A.1, формула (B.1).

«... на рисунке A.I ...» - если рисунок - единственный в приложеии А; «... в таблице Б.З...», или «... в табл. Б.З...», «... во формуле (B.I) ...»; «... в уравнении (Г.2) ...».

7.16.8 Перечисления, примечания, сноски в тексте, приложения оформляют и нумеруют в соответствии с требованиями 7.7, 7.8, 7.9.

7.16.9 Источники, цитируемые только в приложениях, должны рассматриваться независимо от цитируемых в основной части отчета, и должны быть перечислены в конце каждого приложения в перечне ссылок.

Форма цитирования, правила составления перечня ссылок и сносок должны быть аналогичны принятым в основной части отчета. Перед номером цитаты и соответствующим номером в перечне ссылок и сносках ставят обозначение приложения.

7.16.10 Если в отчете в качестве приложения используется доку­мент, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его копию помещают в отчете без изменений в оригинале. Перед копией документа помещают лист, на котором посередине печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ _» и его наименование (при наличии), в правом верхнем углу листа простав­ляют порядковый номер страницы. Страницы копии документа ну­меруют, продолжая сквозную нумерацию страниц отчета (не затра­гивая собственной нумерации страниц документа).

7.17 Обложка (страницы 3 и 4 обложки)

7.17.1 Оформление обложки (страницы 3 и 4 обложки) -- в со­ответствии с требованиями действующих стандартов по библиотечному и издательскому делу.

Учеба в высших учебных заведениях обязательно включает в себя несколько практик: учебную, производственную и преддипломную. Иногда студенты проходят несколько производственных практик.

Уже во время прохождения практики, каждый студент должен помнить, что ему предстоит еще одна важная часть процесса – написание отчета.

Как делать отчет по практике, образец и практические советы нужны каждому, кто сталкивается с этой задачей в первый раз.

Студента направляют на практику от университета или училища, ставя при этом определенные задачи. Иногда учащимся дается возможность выбрать место прохождения практики, но это не освобождает его от необходимости выполнить определенную работу и отчитаться о ней.

Отчет по практике – не просто свод фактов, это должна быть аналитическая работа. В ней вы анализируете полученные знания, применение их на практической работе, а так же насколько вам помогли знания, полученные в учебном заведении.

Перед тем, как студент отправляется на производство, ему выдается задание. Чаще всего требования по прохождению практики и отчета собраны в методических пособиях вашей кафедры. Очень важно иметь эти пособия, ведь они существенно облегчат вам работу над отчетом.

Так же важно вести дневник практики – он помогает систематизировать действия и ничего не упустить, подводя итоги.

Каждый отчет по практике должен содержать следующие части:

  • Титульный лист. Оформляется как любой титульный лист научных работ. На нем указывается название учебного заведения и кафедры студента, данные студента, иногда данные руководителя практики.
  • Содержание. Перечисление всех пунктов работы с нумерацией по страницам.
  • Введение. В этой части вы описываете предприятие, на котором проходили практику, период прохождения практики, цели, поставленные перед вами.
  • Основная часть. Подробно описываете предприятие: его сферу работы, объемы производства, специфику работы и т.д. Затем переходите к обязанностям, которые вы выполняли, практические задания. Все это желательно подкреплять копиями документов, графиками и таблицами.
  • Так же важно указать какие проблемы возникали в период работы, как вы их решали и возможные пути их решения.

  • Выводы. Подводя итоги, вы должны указать чему новому вы научились, какие знания и практические навыки приобрели. Так же указываете предложения по улучшению работы подразделения в котором вы проходили практику или предприятия в целом.
  • Список литературы
  • Приложения (таблицы, графики, копии документов, которые вы использовали в основной части).

Кроме самого отчета студент должен сдать характеристики и отзывы о работе студента во время практики, дневник практиканта.

Оформление отчета по практике

Отчет может состоять от 10 до 50 страниц А4.

Шрифт — Times New Roman, кегль – 14.

Междустрочный интервал – 1-1,5пт (в зависимости от требований учебного заведения)

Текст выравнивается по ширине.

Если вы понятия не имеете, как делать отчет по практике образец можно найти в Интернете.

Будьте внимательны – у каждой специальности есть своя специфика прохождения практики и оформления отчетных документов! Учебные заведения, как правило, очень требовательно относятся к отчетности по практике, поэтому лучше отнестись к этому вопросу серьезно.

ОТВЕТ:
(материал подготовлен Ведущий юрисконсультом ЗАО "СПАР РИТЭЙЛ" И.Куролесовым)

Все чаще работодатели требуют у своих сотрудников отчеты о выполненной работе, причем не важно, какую именно они выполняют работу, какие должности занимают, как долго работают в компании. И, как правило, такое право работодателя не прописывается ни в каких внутренних документах компании. Несмотря на это, работники безоговорочно составляют отчеты за месяц, за квартал, за год - в зависимости от цели их подготовки (ведь возразить работодателю крайне сложно). В статье мы поговорим о том, для чего нужен отчет о выполненной работе, кто и при каких условиях может требовать его представить, что он должен содержать, нужно ли утверждать
его форму и хранить по всем правилам.

Для чего нужен отчет?

Известно, что необходимость привлечения персонала должна быть экономически обоснованной, ведь оплата труда наемных работников для организации является статьей расходов, причем довольно существенной. Практически каждый руководитель структурного подразделения организации, подбирая через кадровую службу работников, должен обосновать перед руководством следующие важные моменты:
- штатную численность подразделения;
- фонд оплаты труда подразделения;
- организационную структуру подразделения;
- функционал работников подразделения;
- требования к кандидатам (образование, квалификацию, опыт работы, профессиональные навыки и т.п.).
Только после того как мотивированное предложение руководителя структурного подразделения о найме работников будет одобрено руководством, можно будет открывать вакансии и искать кандидатов. Однако обоснование необходимости "содержания" того или иного работника не
заканчивается после его приема на работу. А, наоборот, только начинается. Так, ему нужно будет выполнять определенный непосредственным руководителем объем работы.Надо сказать, что в редкой организации рассчитываются нормы выработки (осуществляется это обычно силами экономистов и финансистов, у которых, если они и трудятся в компании, всегда есть работа поважнее). На практике задача распределения объема работы между сотрудниками структурного подразделения, как правило, лежит на плечах руководителя подразделения, который должен действовать по принципу "каждый работник должен быть при деле". В то же время руководитель подразделения должен планировать работу своих подопечных. В свою очередь, работник, чтобы трудиться более эффективно, должен и сам планировать свое рабочее время. После того как план будет составлен и утвержден руководителем структурного подразделения в установленном в организации порядке, его необходимо придерживаться и руководителю
структурного подразделения, и подчиненным работникам. Безусловно, для учета проделанной работы как подразделения в целом, так и отдельных его работников, при сопоставлении ее с утвержденным планом возникает потребность в отчете.
Таким образом, отчет работника необходим для:
- обоснования расходов на оплату труда работников структурного подразделения;
- использования его в качестве основы с целью представления отчетов контрагентам по гражданско-правовым договорам об оказании услуг/выполнении работ силами своего персонала (в том числе договоров аутсорсинга и аутстаффинга);
- создания своего рода порядка и соблюдения дисциплины в подразделении;
- быстрого установления связи: кто из работников, когда и какую работу выполнил (например, при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей).

Когда отчет обязателен?

Важно отметить, что вопрос предоставления работниками отчетов о выполненной работе законодательством регламентируется лишь в случае отправления работника в командировку.

Что касается остальных случаев, то очевидно, что следует представлять отчеты о проделанной работе в обязательном порядке лишь тем сотрудникам, в чьи трудовые обязанности это входит, т.е. у кого это прописано в трудовом договоре и/или должностной инструкции. Приведем в качестве примера выдержки из указанных документов.

Кто может требовать отчета?

Возникает вопрос: перед кем именно работник должен отчитаться? Для ответа на него важно понимать, кому непосредственно работник подчиняется. Как правило, в трудовом договоре, а также должностной инструкции (при ее наличии) эта информация указывается. Следовательно, этот епосредственный руководитель работника и имеет право требовать у него отчет. Причем он имеет право требовать отчет не только о выполнении запланированной работы, но и любой другой.
Обратите внимание: отчет работника о выполненной работе может быть положен в основу системы премирования, т.е. поощрения работников организации. Тогда его содержание может указывать на следующие показатели для назначения и выплаты премий:
- выполнение норматива;
- выполнение дополнительного объема работ в рамках должностных обязанностей работника;
- качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ, разовых заданий руководства в рамках должностных обязанностей работника и др.И наоборот: если работнику было поручено выполнить определенную работу, а он по каким-то причинам ее не выполнил, отчет поможет непосредственному руководителю выявить причины (точнее, вы сами должны ему продемонстрировать их в отчете).

Если отчет отсутствует

"А что, если работник откажется представить отчет о выполненной работе, - спрашивают порой руководители, - можно ли его за это наказать?" Теоретически можно. Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Соответственно, если представление отчета о выполненной работе является обязанностью работника (т.е. она закреплена в трудовом договоре и/или должностной инструкции), то за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание или выговор (в зависимости от серьезности дисциплинарного проступка).

Конечно, вряд ли кто-то из работодателей на практике будет таким образом наказывать работника за то, что тот не представил к нужному времени отчет о работе. Тем более что работодателю, скорее, нужен не сам отчет, а выполнение работы. И обычно у работника, который не представил отчет по требованию работодателя, имеются проблемы не с самим отчетом, а с
выполнением порученной работы. Потому работодателю корректнее применить дисциплинарное взыскание именно за невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих прямых трудовых обязанностей, нежели за непредставление отчета.

Что входит в содержание отчета?

Отчет работника может содержать:


- выполненную работу (может перечисляться в количественном или процентном выражении с указанием времени выполнения работы и без такового и т.п.):
- плановую работу;
- внеплановую работу;
- Ф.И.О. и должность лица, являющегося заказчиком работы (либо наименование организации-заказчика);
- статус работы (выполнена полностью или только какая-то часть);
- результат выполнения работы (подготовлен документ, проведена встреча и т.п.);
- кому был передан результат работы;
- с кем работник взаимодействовал при выполнении работы;
- соответствует ли выполненная работа утвержденному плану;
- дату составления отчета, а также период, по итогам которого составлен отчет.
Безусловно, это лишь приблизительные составляющие отчета. Он может не быть столь подробным.

Упрощенный вариант отчета уместен в случаях, когда в организации или конкретном структурном подразделении установлена система представления работниками ежедневных отчетов. В упрощенном варианте отчет в основном содержит следующие элементы:
- Ф.И.О. и должность работника;
- структурное подразделение, где трудится работник;
- выполненная работа (плановая и внеплановая);
- дата составления отчета, а также период, по итогам которого составлен отчет.
Обратите внимание: отчет должен быть подписан работником и передан непосредственному руководителю.

Нужно ли утверждать форму отчета?

Унифицированной формы отчета работника о выполненной работе, как известно, не существует.
Во-первых, потому что законодательство не обязывает работников делать такие отчеты.
Во-вторых, у каждой организации есть свои специфика деятельности и стиль руководства. А значит, утвердить единую для всех форму отчета в принципе не представляется возможным.
Однако если в организации налажен документооборот, должным образом учитываются и хранятся документы, то вполне адекватным будет и утверждение формы отчетов работников о выполненной работе. Утвердить ее можно одним из следующих способов:
- в составе локального нормативного акта, например, инструкции по делопроизводству или положения о персонале (если работники централизованно отчитываются о проделанной работе);
- приказом (если работники только отдельных структурных подразделений занимаются этим).

Нужно ли хранить отчет?

Независимо от того, утверждена форма отчета сотрудника о выполненной работе в организации или нет, подобные отчеты подлежат хранению. Возникает вопрос, сколько времени их нужно хранить? Нормативными правовыми актами не предусмотрены правила хранения отчетов о
выполненной работе, составление которых не является обязательным. Тем не менее приведем некоторые выдержки из Перечня типовых управленческих архивных документов 2010 г.
Рекомендуем, опираясь на приведенные выше пункты Перечня, придерживаться следующих сроков хранения отчетов:
- отчета работника о выполненной им работе (кроме "командировочного") - в течение 1 года;
- сводного отчета о работе структурного подразделения - в течение 5 лет.

Эту и другие консультации по актуальным вопросам вы найдете в информационном банке "Бухгалтерская пресса и книги" системы "КонсультантПлюс".

Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.

Структура

Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:

  • титульный лист;
  • содержание отчета;
  • введение;
  • основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Как написать аналитический отчет?

Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.

Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

Анализ проблемы

Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

Как поставить цель?

Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи - это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.

В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

  • Сравнительный - сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
  • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
  • Корреляционный - это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. "Корреляция" переводится с латинского как "взаимная зависимость явлений".
  • Функциональный - это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
  • Системный - позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
  • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
  • Критический анализ - это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

Аналитическая часть отчета

Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

  • осуществление профессиональной деятельности;
  • реализацию собственного профессионального потенциала;
  • организацию видов деятельности и общения;
  • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

Проектная часть

В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.

В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.

Аналитический отчет педагога

Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.

Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета - проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.

Отчет психолога

Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.

Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.

Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.

Справки и заключения

К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:

  • индивидуальную психодиагностику;
  • групповую психодиагностику;
  • индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
  • групповую развивающую или коррекционную работу.

Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.

Годовой отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:

  • Общая характеристика группы.
  • Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
  • Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
  • Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
  • Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.

По каким критериям оценивается отчет?

  1. Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
  2. Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
  3. Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
  4. Система партнерских взаимодействий.
  5. Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
  6. Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
  7. Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.

Аттестация и защита аналитического отчета

Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?

  1. Анализ рекомендаций с прошлой аттестации.
  2. Проблема, ее формулировка и актуальность со ссылками на новые документы.
  3. Объект - то, что будет исследоваться, реальность (уровень знаний, воспитанность, образовательный процесс и т. д.).
  4. Предмет - то, с помощью чего влияют на изменение объекта (методы обучения, деятельность, задания, подходы и т. д.).
  5. Формулировка темы должна включать в себя предмет и объект, показывая их взаимосвязь.
  6. Цель - результат, который ожидается, конкретный и простой (создание условий).
  7. Задачи (действия по достижению цели).
  8. Гипотеза (требуется не всегда, иногда просто запланированный результат) - научное обоснование способа достижения цели, идея, центральная мысль.
  9. Стратегия и механизмы по достижению целей. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или учителя) предполагает рассказ о том, что педагог делал на протяжении всего периода до аттестации для достижения цели. Это самый большой и главный пункт. Здесь необходимо рассказать обо всех своих действиях и показать, что работа выполнялась в системе.
  10. Результат, т. е. то, что получено фактически. Параметры и критерии для оценки результата определяет сам специалист, составляющий отчет (они заявляются в цели).
  11. Общественные выступления по теме, печатные труды и другое предоставление опыта.
  12. Заключение, выводы: достигнута ли цель, в какой степени, что сделано, что доказано, какова значимость работы.

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.