Классный час "урок толерантности". Толерантность презентация к уроку (3 класс) на тему Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Классный час "Поговорим о толерантности"

Цели: Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.

Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.

Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. Слайд 2

Беседа « Окружающие меня люди» Слайд 3

Наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что…

Не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?

Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…

Вывод : все дети (все люди) разные. В чем – то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что – то своё интересное, симпатичное.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, религий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения . Слайд 4.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? Слайды 5 - 12.

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

Упражнение 1. Игра “Я возьму с собой в поход…” Слайд 13.

– А сейчас я бы хотела провести с вами игру. Приглашаю всех вас в поход. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой в поход термос с горячим чаем. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

(Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.)

Упражнение 2. Игра “Кто есть кто?” Слайды 14 - 15

(Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов.)

Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога: “На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем кто-то из них – это преступники, а другая часть – люди порядочные. Затем педагог просит определить ребят: кто есть кто? После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, дети довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: “…надменное лицо”, “…лживые глаза, спрятанные за очками”, “…мечтательный взгляд писателя”, “…классическое лицо мошенника”. Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: “что вы думаете об этом занятии?”, “легко ли было его выполнять?”, “почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?”, “насколько объективны ваши оценки других людей?”, “часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?”

Вывод: невозможно определить, каков человек, по внешним признакам, не пообщавшись, не узнав его поближе.

Упражнение 3. Игра « Человек с планеты Земля» Слайд 16

У вас на столе лежат листочки (полоски бумаги) на которых напечатаны качества характера человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

(Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные)

добрый сильный преданный завистливый

весёлый улыбчивый чуткий заботливый

смелый честный внимательный

агрессивный злой нечестный

равнодушный лживый раздражительный

Поочерёдно дети называют выбранные качества.

Создаётся общий портрет человека с планеты Земля: полоски крепятся при помощи степлера на круг из жёлтого картона – получается солнышко.

Вот и составили мы вместе портрет человека с планеты Земля. На что похожа наша поделка?

Можно ли сравнить человека, обладающего всеми этими качествами с солнышком? (Он также, как и солнце, согревает теплом своей души всех вокруг, он собирает вокруг себя много друзей, ему все рады…).

Какие качества вы не одобряете? (Назовите их.)

Вы поняли, что такое толерантность? Давайте поиграем и проверим: «Толерантны ли вы?» Слайды 17- 21.

Подведение итогов.

Какое качество даётся нам очень легко, а ценится очень дорого?
(Вежливость)
- Какие ещё толерантные качества личности вы можете назвать?
- Какие качества выдают интолерантного человека?

Слайды 22-23. Ребята, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будьте толерантны!

МАТЕРИАЛЫ К ИГРЕ «ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

добрый

сильный

преданный

весёлый

улыбчивый

чуткий

смелый

честный

внимательный

агрессивный

злой

нечестный

равнодушный

лживый

раздражительный

завистливый

заботливый







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формирование качества толерантности.

Задачи:

  • ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
  • развивать коммуникативные умения детей
  • развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
  • формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
  • развивать умение пользования словарями

Оборудование:

  • индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
  • индивидуальный рабочий лист (Приложение 2)
  • история-притча (Приложение 3)
  • изображение цветов (тюльпана, георгина, нарцисса, столетника, розы)
  • музыкальная фонограмма
  • магнитофон
  • «Краткий словарь современных понятий и терминов» М. изд. «Республика», 1995

Ход занятия

I. Организационный момент «Минутка радости»

Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

II. Сообщение темы

Учитель. Сегодня необычный урок. (слайд 1) Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку. (слайд 2)

У тром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) Проверяем отгадку. (слайд 2-1)

Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.

Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.

III. Вступительная беседа

Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.

Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

  1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
  2. легкое устанавливание контактов (общительность)
  3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
  4. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
  5. устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
  6. стремление сделать другому добро (доброта)
  7. сострадание (милосердие)
  8. почтительное отношение (уважение)
  9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.

(слайд 3)

Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.

Дети . Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.

Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?

IV. Тестирование (практическая работа)

Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)

Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

V. Физкультминутка.

Учитель. Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.

Дети танцуют на месте под музыкальную фонограмму. После названного имени смотрят на ребёнка и жестами, мимикой выражают ему радость.

Мы так рады за Янусю –
У неё «пятёрка» с плюсом!
Мы так радуемся с Дашей-
На тарелке много каши!
Мы так рады за Кирилла –
Видел он во сне гориллу.
А Илья – то та-ра-ра-
Песни нам поёт с утра.
Мы так рады за Алину –
Нам представила картину!
За Данилов тоже рады-
Будет чистота в тетради.

Мы так рады за Алёну –
Умная она с пелёнок!
Мы так рады за Виталю –
Он мечтает об Италии.
Мы так рады за Кристину –
Съела всю она малину!
Паша с Мишей молодцы –
Вырастили огурцы!
Мы так рады за Полину –
Полная грибов корзина!
Рады мы за весь наш класс–
Каждый- личность ведь у нас!

VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)

Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» (слайд 4) Что такое столетник?

Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.

Учитель демонстрирует цветок для показа детям. (слайд 4-1) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.

– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:

  • красный
  • зелёный
  • розовый
  • коричневый
  • жёлтый

В одном ботаническом саду жила красавица – роза. (слайд 4-2) Все цветы этого сада восхищались её красотой.

Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы? (слайд 5)

– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

Дети раскрашивают.

Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.

(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник» )

Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.

Учитель открывает на доске палитру цветов (слайд 6) .

  • красный – чувство возбуждения
  • зелёный – чувство спокойствия
  • розовый – чувство счастья
  • коричневый – чувство угнетённости
  • жёлтый – чувство уверенности

Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.

Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

VII. Работа в группах

Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.

VIII. Итог.

Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: (слайд 7) Прочитайте их.

«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»

Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю-притчу. (Приложение 3)

А какой вы извлечёте из неё урок, мы обсудим на следующем классном часе.

Список использованной литературы:

  1. «Краткий словарь современных понятий и терминов» М., «Республика», 1995 г.
  2. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008 г.
  3. «Родительские собрания» 2 класс («Шаги к мудрости»), 1994 г.
  4. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.

Название: Презентация и классный час о толерантности «Планета толерантности».
Александрова З.В.
Год: 2009
Страниц: 23
Формат: ppt и doc(zip)
Размер: 4,5 Мб
Качество: отличное
Содержание: презентация о толерантности, разработка классного часа о толерантности, приложение №1 — тест «Толерантность», приложение №2 — стихотворение «Толерантность», приложение №4 — памятная закладка для книг.

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Представленные материалы включают разработку классного часа о толерантности презентацию «Планета толерантности» , и приложения.

Что такое толерантность?
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Толерантность — это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников. Презентация о толерантности , насыщенная качественными иллюстрациями и информационным материалом, является лаконичным мультимедийным сопровождением сценария. Содержание ресурса нацелено на воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, на развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; на развитие терпимости к различиям между людьми.

Из пояснительной записки к классному часу о толерантности:

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем — вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Много различных материалов, направленных на воспитание толерантности разработано классными руководителями, воспитателями, психологами.

Толерантность — это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

Представленные материалы состоят из мультимедиа презентации(«Планета толерантности»), подробного сценария и приложений к классному часу. Мероприятие разработано для воспитанников 6-9 классов.

Основные цели классного часа: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общении и взаимопонимания; развитие у, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.








Задачи: 1.Познакомить с понятием толерантность, его составными частями, происхождением термина. 2. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт. 3.Научить считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность. 4.Развивать творческие способности учащихся. 5. Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине. 6. Познакомить учащихся с особенностями проектной деятельности.


Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 3 11 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Аннотация






















Список использованных ресурсов Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – С Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – С Гревцева И. В. Классный час Что такое толерантность? // Классный руководитель. – – С Семина Л.И.Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия// Семья и школа,12, с Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование,

Слайд 2

1995 год – Международный год толерантности

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Золотое правило этики.

По природе люди близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга.

Конфуций.

Символ толерантности

Слайд 3

Цель

Формирование у учащихся установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе на примерах сказочных персонажей

Слайд 4

Задачи:

1 .Познакомить с понятием “толерантность", его составными частями, происхождением термина.

2. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

4.Развивать творческие способности учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

6. Познакомить учащихся с особенностями проектной деятельности.

Слайд 5

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В. А. Сухомлинский

Слайд 6

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 3 - 11 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Аннотация

Слайд 7

"Мой дом, моя семья, мои друзья"

Ну не весело нам разве

Вместе Новый год встречать?

Много есть друзей вокруг, но считаю я,

Что мой самый верный друг –бабушка моя

Четыре буквы, только два слога – «мама»

Слово важное, пусть и короткое, – «мама»

Слайд 8

«Я в мире людей»

Я твой друг и ты мой друг!

Слайд 9

" Учимся договариваться"

Слайд 10

Что для тебя толерантность?

Толерантность

Слайд 11

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Слайд 12

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Человек – член общества

Слайд 13

Черты толерантности

Слайд 14

Встреча с героями сказок

Назовите сказки

Слайд 15

Наши рисунки

Из какой сказки?

Слайд 16

Сказка о рыбаке и рыбке

Мы – в роли сказочных героев

  • Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?" // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
  • Семина Л.И.Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия// Семья и школа.2001.№№11,12, с.36-40.
  • Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование.2001.№9, 2002 №1.
  • Посмотреть все слайды