Основные положения о хозяйственных обществах. Правовое регулирование хозяйственных обществ

Образуется товарищество складочным капиталом, который разделяется на доли. Так хозяйственные товарищества действует на основании только учредительного документа, где закрепляется разделение на доли.

В хозяйственном товариществе требуется возникновения учредительного договора, поскольку система органов управления простая, поскольку создание специальных контрольных и исполнительных органов нет необходимости.

Так в полном товариществе учредительным документом является учредительный договор.

Предпринимательскую деятельность полные товарищества, имеют право вести от имени товарищества, то есть являться его органом.

Соответственно в учредительном договоре могут указываться и другие органы товарищества.

  • - во первых предпринимательскую деятельность может осуществляться совместно. Так как при заключении любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей.
  • - во вторых само ведение предпринимательской деятельности может быть возложена на определенного товарища. Поскольку остальные будут иметь право на заключение сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. При этом стоит обратить внимание, что такая доверенность может быть выдана только вкладчикам (в коммандите) либо полным товарищам, а не третьим лицам.

Полное товарищество имеет право любой вести предпринимательскую деятельность от самого имени товарищества, тогда соответственно товарищ должен иметь статус индивидуального предпринимателя, то есть физическое лицо должен быть юридическим лицом коммерческого типа либо индивидуальным предпринимателем.

В учредительном документе определяются:

  • - сведенья о содержании фирменного наименования и нахождения места товарищества;
  • - порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками;
  • - деятельность порядка управления товариществом;
  • - порядок самой процедуры выхода учредителей из его состава;
  • - условия о составе и размере складочного капитала;
  • - порядок и размер изменения каждого из участников долей в складочном капитале;
  • - срок, размер, состав и порядок внесения им вкладов;
  • - ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Коммандитное товарищество действует и создается на основании учредительного договора.

В коммандитном товариществе вкладчиками могут быть любые субъекты, кому это не запрещено законом. Пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на государственные органы и органы местного местного самоуправления, которые не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах. Особенность правового положения коммандитистов в том что:

  • - во первых, не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам;
  • - во вторых участие в их товариществе могут не раскрываться.

Так в учредительном договоре определяются:

  • - сведенья содержащие место нахождения и фирменное наименование товарищества;
  • - условия складочного капитала размер и состав товарищества;
  • -размер и порядок изменения каждого из полных товарищей долей в складочном капитале;
  • - порядок, размер, состав, срок внесения ими вкладов;
  • - ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  • - вносимые вкладчиком совокупность размер вклада.

Таким образом, участие субъекта допускается анонимно в качестве коммандитистов на вере.

Соответственно, что в полном товариществе учредительным договор подписывается всеми его участниками, а в коммандитном товариществе всеми полными товариществами.


Хозяйственные товарищества ─ одна из древнейших форм организации бизнеса, уходящая своими корнями в семейное предпринимательство. По мере развития общественных отношений члены семьи заменялись другими участниками общего дела ─ товарищами. Позже товарищеские объединения дополнили вкладчики, получавшие за свои вклады определенный процент.

Понятие хозяйственного товарищества

В законодательстве нет специального определения понятия «хозяйственное товарищество», но в нем содержится совместное определение хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственным товариществом является корпоративная коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

(Использование выражения «коммерческие хозяйственные товарищества» является избыточным, поскольку всякое хозяйственное товарищество является коммерческим «по определению»).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в т. ч. товарищества собственников жилья.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, государственные и муниципальные унитарные предприятия ─ это разные организационно-правовые формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

Имущество хозяйственных товариществ, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам на праве собственности.

Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственные товарищества и общества являются организационно-правовыми формами коммерческих организаций, различие которых проявляется в том, что хозяйственные товарищества прежде всего представляют собой объединение профессионального опыта предпринимателей, в то время как хозяйственные общества – это прежде всего объединение (концентрация) капиталов различных лиц.

Хозяйственные товарищества как объединение профессионального опыта предпринимателей не следует путать с объединением трудовых (производственных) способностей граждан, которое возможно в рамках производственного кооператива. Говоря о хозяйственных товариществах как об объединении профессионального опыта в сфере предпринимательской деятельности, следует учитывать, что названная организационно-правовая форма не исключает объединения капиталов. В хозяйственном товариществе объединение профессионального опыта является первичной целью объединения предпринимателей, которая не запрещает объединение капиталов названных лиц.

В свою очередь для хозяйственных обществ первичной целью объединения является концентрация капитала, наличие которой также не исключает объединение профессионального опыта предпринимателей.

Названные различия между хозяйственными товариществами и обществами являются существенными и предопределяют особенности правового регулирования соответствующих аспектов правового положения хозяйственного товарищества и общества, на что будет указано ниже.

Хозяйственные товарищества. Правовое положение хозяйственных товариществ определяется нормами ст. 66-86 ГК РФ.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Полным товариществом признается организация, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ).

Из приведенного легального определения полного товарищества можно выделить следующие его существенные признаки.

Во-первых , участники полного товарищества, именуемые полные товарищи, могут быть исключительно лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, т.е. индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ч. 5 ст. 66 ГК РФ). Установления данного правило предопределяется особенностью хозяйственного товарищества как объединения профессионального опыта в сфере предпринимательской деятельности. Если хозяйственное товарищество представляет собой объединения профессионального опыта предпринимателей, то, следовательно, объединяться в рамках хозяйственного товарищества могут только предприниматели.

Во-вторых , полное товарищество является коммерческой организацией, действующей на основании заключенного между полными товарищами договором, который именуется учредительный договор (ст. 70 ГК РФ). Поскольку полное товарищество действует исключительно на основании договора, заключенного между его участниками, постольку минимальное число полных товарищей не может быть меньше двух лиц.

В-третьих , поскольку хозяйственное товарищество есть объединение профессиональных усилий полных товарищей, то управление деятельностью полного товарищества осуществляется непосредственно указанными лицами по общему согласию.Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны.

В-четвертых , так как хозяйственное товарищество является объединением профессиональных участников предпринимательской деятельности, то законодатель предъявляет повышенные требования к ответственности полных товарищей по обязательствам созданного им хозяйственного товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.При этом здесь следует отметить, что субсидиарная ответственность участников хозяйственного товарищества по его обязательствам не является исключением из правила о том, что коммерческая организация является коллективной формой предпринимательской деятельности, позволяющей собственнику (человеку) капитала ограничить часть своего имущества от предпринимательских рисков. В данном случае к субсидиарной ответственности будет привлекаться или индивидуальный предприниматель, который, будучи собственником (человеком) капитала, не пожелал ограничить часть своего имущества от предпринимательского риска и осуществляет предпринимательскую деятельность в индивидуальной форме, или коммерческая организация, которая представляет собой коллективную форму предпринимательской деятельности, а следовательно, защищает часть имущества собственника (человека) капитала от предпринимательских рисков.

Минимальное обособленное имущество, гарантирующее права кредиторов полного товарищества, именуется складочный капитал, размер которого определяется учредительным договором (п. 2 ст. 70 ГК РФ). При этом следует отметить, что закон не устанавливает минимальный размер складочного капитала.

Законодательством также устанавливаются специальные требования к фирменному наименованию полного товарищества. Так, согласно нормам п. 3 ст. 69 ГК РФ фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

В отличие от полного товарищества, товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с полными товарищами, имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Таким образом, товарищество на вере по существу представляет собой объединение лиц (полных товарищей) и капиталов (капиталов вкладчиков), чем, собственно, и определяется особенности его правового положения. В отличие от полного товарищества, особенности товарищества на вере определяются особенностями правового положения его участников-вкладчиков, особенностями использования их вкладов. Товарищество на вере в известном смысле можно считать разновидностью полного товарищества, в котором наряду с полными товарищами появляется один или несколько участников-вкладчиков 11 .

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем.

Завершая рассмотрение особенностей правового положения хозяйственных товариществ, следует отметить, что рассмотренная организационно-правовая форма является мало востребованной со стороны предпринимателей. Так, по данным сайта ФНС РФ 12 на 01.02.2013 года из 3 858 006 коммерческих организаций, внесенных в ЕГРЮЛ, 888 (0,02%) являются хозяйственными товариществами, из них 353 - полные товарищества, 535 – товарищества на вере.

Хозяйственные общества. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Несмотря на то, что перечисленные выше организационно-правовые формы хозяйственных обществ являются объединениями капиталов, между ними есть качественное различие, которое проявляется в идее о том, что акционерное общество будет представлять собой объединение капиталов лиц, между которыми отсутствуют доверительные (фидуциарные) отношения 13 , в то время как общество с ограниченной ответственностью – объединение капиталов лиц, между которыми существуют доверительные (фидуциарные) отношения. Именно названное обстоятельство прежде всего предопределяет особенности правового положения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. При регулировании правового поколения акционерного общества законодатель пытается максимально формализовать (регламентировать) его деятельность, в особенности связанной с принятием тех или иных управленческих решений, что с одной стороны, позволяет защитить интересы лиц, в основе объединения которых отсутствует доверие, с другой стороны, ограничивает названное общество в оперативности принятия решений. При регулировании же правового положения общества с ограниченной ответственностью законодатель, напротив, пытается максимально упростить процедуру принятие тех или иных решений лицами, в основе союза которых лежит доверие, что позволяет оперативно принимать решения названной организационно-правовой форме хозяйственных обществ.

Хозяйственные общества являются самой распространённой организационно-правовой формой коммерческих организаций. Так, по данным сайта ФНС РФ 14 на 01.02.2013 года из 3 858 006 коммерческих организаций, внесенных в ЕГРЮЛ, 3 774 363 (97,8%) являются хозяйственными обществами, из них 3 604 539 – общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, 169 823 – акционерные общества как открытого.

Общества с ограниченной ответственностью. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью определяется нормами ст. 66-68, 87-94 ГК РФ, а также нормами Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ 15 (далее – Закон об ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (п. 1 ст. 87 ГК РФ).

Из приведенного определения можно выделить следующие признаки, характеризующие обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО):

Уставный капитал (минимальный размер имущества, гарантирующей права его кредиторов) ООО разделен на доли.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Это значит, что в случае неисполнения обществом принятых на себя обязательств, исполнение указанных обязательств или ответственность за неисполнение ООО указанных обязательств не может быть возложена на его участников. Например, если ООО имеет задолженность по кредитному договору и договору поставки, то ни банк, ни поставщик не вправе требовать исполнения указанных обязанностей от участников ООО.

Участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Данный признак тесно связан с рисковым характером предпринимательской деятельности и означает, что в случае убыточной предпринимательской деятельности ООО его участники рискуют только потерять закрепленное за ООО имущество, которое предопределяет стоимость их долей. Например, если ООО, имущество которого составляется 50 000 рублей, имеет задолженность по кредитному договору 100 000 рублей, то в случае обращения взыскания банка на 50 000 рублей, участники данного ООО потерпят убытки только в пределах стоимости принадлежащих им долей, общая сумма которого составляет 50 000 рублей. Иных рисков убытков, связанных с деятельностью общества, его участники не несут.

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 1 и 2 ст. 7 Закона об ООО).

Число участников общества не должно быть более пятидесяти.В случае, если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом (п. 3 ст. 7 Закона об ООО). Здесь следует обратить внимание на то, что численное ограничение участников ООО обусловлено идеей о том, что ООО представляет собой объединение капиталов лиц, между которыми существуют доверительные (фидуциарные) отношения. Следовательно, поскольку названные отношения не могут существовать между неопределённым кругом участников правоотношений, законодатель устанавливает количественное выражение лиц, между которыми возможно существование доверительных (фидуциарных) отношений. Если же число участников ООО превышает указанного законодателем показателя, то считается, что между указанными лицами не существуют доверительные (фидуциарные) отношения. Следовательно, фактические отношения перестают соответствовать своей правовой форме. Для приведения в соответствие указанных отношений к правовой форме законодатель требует преобразование ООО в организационно-правовые формы, которые в большей степени соответствуют случаем, когда происходит объединение капиталов лиц, между которыми отсутствуют доверительные (фидуциарные) отношения.

Создание ООО, как правило, осуществляется путем его учреждения, которое также может быть разделено на три стадии: подготовка необходимых для регистрации документов, регистрация ООО в компетентном государственном органе и формирование уставного капитала. При учреждении ООО его учредители заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные Законом об ООО условия.

При учреждении ООО для его регистрации необходимо разработать:

б) учредительный документ.

а) Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (п. 1 ст. 11 Закона об ООО).

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам (п. 2 ст. 11 Закона об ООО):

- учреждения общества,

- избрания или назначения органов управления общества,

- образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.

единогласно . Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества (п. 3 и 4 ст. 11 закона об ООО).

б) Учредительным документом ООО является его устав (п. 1 ст. 12 Закона об ООО).

Полное и сокращенное фирменное наименование общества;

Сведения о месте нахождения общества;

Сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

Сведения о размере уставного капитала общества;

Права и обязанности участников общества;

Сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

Сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

Сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

Иные сведения, предусмотренные Законом об ООО.

После утверждения устава общества изменения в него могут вноситься только по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст. 12 Закона об ООО).

Принятие решения о создании ООО и утверждение устава ООО завершает первую стадию учреждения ООО, после которой следует Согласно нормам ст. 13 Закона об ООО общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, т.е. в Федеральной налоговой службе (ФНС России), в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, т.е. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Завершающей стадией учреждение ООО является

Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби.

Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

Особенность формирования уставного капитала ООО является то, что он начинается до регистрации общества. Так, согласно нормам п. 2 ст. 16 Закона об ООО на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Остальная часть подлежит оплате каждым учредителем общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 16 Закона об ООО).

Между тем, на практике не редки случаи, когда учредители не полностью оплачивают свои доли в течение установленного для этого срока. Возникает вопрос о последствиях подобных нарушений? Ответ на поставленный вопрос содержится в п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве, согласно которому в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого законом, неоплаченная часть доли переходит к ООО. Такая часть доли должна быть реализована ООО в течение одного года со дня перехода доли в уставном капитале общества к обществу. Если ООО не удастся реализовать перешедшую ему неоплаченную учредителем долю в указанный срок, то названная доля в уставном капитале общества должна быть погашена, а размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли (п. 5 ст. 24 Закона об ООО).

Уставный капитал ООО может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом увеличение уставного капитала общества допускается только после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Общество вправе, а в случаях, предусмотренных Законом об ООО, обязано уменьшить свой уставный капитал. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.

ООО как юридическое лицо имеет свою систему органов, которые участвуют в формировании и выражении воли общества в правоотношениях.

Общее собрание участников общества

Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.Внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО.

К компетенции общего собрания участников общества относятсяопределение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества; избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества; утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества; принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества; назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.

Следует отметить, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть отнесены уставом общества к компетенции иных органов управления обществом.

Который не является обязательным органом ООО и может быть предусмотрен уставом общества. Необязательность создания совета директоров (наблюдательного совета) также связанна с тем, что ООО представляет собой объединение капиталов лиц, связанных доверительными (фидуциарными) отношениями, что дает возможность упростить систему управления в ООО.

Совета директоров (наблюдательного совета) общества, как и общее собрание участников ООО, является волеформирующим органом ООО. Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральный директор, президент и другие ) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правления, дирекции и других) . Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Акционерное общество. Правовое положение акционерного общества определяется нормами ст. 66-68, 96-104 ГК РФ, а также нормами Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ 16 (далее – Закон об АО).

Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК РФ).

Из приведенного определения следует, что юридическое (формальное) отличие АО от ООО сводится к тому, что у акционерного общества уставной капитал разделен на определенное число акций, в то время как у ООО уставный капитал разделен на доли. Названное юридическое (формальное) различие предопределяется экономическим различием между ООО, как объединением капиталов лиц, между которыми существует доверительные (фидуциарные) отношения, и ОА, как объединением капиталов, между которыми указанные отношения отсутствуют. В отличие от доли акция является ценной бумагой, применение которой позволяет ускорить гражданский оборот прав участников общества среди неограниченного круга лиц и в более короткие сроки привлекать дополнительный капитал.

Учредителями общества могут быть граждане и (или) юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральным законом. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 и 2 ст. 10 Закона об АО).

Создание АО, как правило, осуществляется путем его учреждения, которое также может быть разделено на три стадии: подготовка необходимых для регистрации документов, регистрация ОА в компетентном государственном органе и формирование уставного капитала. При учреждении АО его учредители заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

При учреждении АО для его регистрации необходимо разработать:

а) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) учредительный документ.

а) Решение об учреждении АО принимается учредительным собранием , в то время как решение об учреждении ООО принимается собранием учредителей . В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (п. 1 ст. 9 Закона об АО).

Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества (п. 2 ст. 9 Закона об АО):

- учреждения общества,

- утверждения устава общества,

- избрания органов управления общества,

- избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества,

Решения об учреждении общества и утверждении его устава, принимаются учредителями общества единогласно . Избрание органов управления общества и ревизионной комиссии (ревизора) АО осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов , которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции (п. 4 ст. 9 закона об АО).

б) Учредительным документом АО является его устав (п. 1 ст. 11 Закона об АО).

Устав общества должен содержать:

Полное и сокращенное "фирменные наименования" общества;

Место нахождения общества;

Тип общества (открытое или закрытое);

Количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

Права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

Размер уставного капитала общества;

Структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

Порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

Сведения о филиалах и представительствах общества;

Иные положения, предусмотренные Законом об АО и иными федеральными законами.

После утверждения устава общества изменения в него могут вноситься по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2-6 ст. 12 Закона об АО (п. 1 ст. 12 Закона об АО).

Принятие решения о создании АО и утверждение устава АО завершает первую стадию учреждения АО, после которой следует стадия государственной регистрации общества. Согласно нормам ст. 13 Закона об АО общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, т.е. в Федеральной налоговой службе (ФНС России), в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, т.е. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Завершающей стадией учреждение АО является формирование его уставного капитала , т.е. минимального размера его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда , установленного федеральным законом на дату регистрации общества (ст. 26 Закона об АО). Согласно статье 5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ 17 базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет сто рублей.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества. Акции общества принято делить на обыкновенные акции, которые предоставляют ею владельцу (акционеру) право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества (ст. 31 Закона об АО), и привилегированные акции, которые не предоставляют ею владельцу (акционеру) правоголоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом об АО (ст. 32 Закона об АО).

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.Общество обязано размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

Акции АО могут также делится на размещенные акции , под которыми понимаются приобретенные акционерами акции, и объявленные акции , т.е. акции, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (ст. 27 Закона об АО).

Оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Остальная часть подлежит оплате в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

На практике создания АО также возможны случаи, когда учредители не полностью оплачивают акции в течение установленного для этого срока. В такой ситуации право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу, которое обязано в течение одного года с момента их приобретения принять решение об уменьшении своего уставного капитала или в целях оплаты уставного капитала на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества реализовать приобретенные акции по цене не ниже их рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость акций ниже их номинальной стоимости, эти акции должны быть реализованы по цене не ниже их номинальной стоимости. В случае, если акции не будут реализованы обществом в течение одного года после их приобретения, общество обязано в разумный срок принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Уставный капитал АО может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом увеличение уставного капитала общества допускается только после его полной оплаты. Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Общество вправе, а в случаях, предусмотренных Законом об АО, обязано уменьшить свой уставный капитал. Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных Законом об АО.

АО как юридическое лицо имеет свою систему органов, которые участвуют в формировании и выражении воли общества в правоотношениях.

Структура органов ООО выглядит следующим образом:

Общее собрание акционеров общества - высший орган управления общества, который является исключительно волеформирующим органом.

АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров, в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об:

- избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества,

- ревизионной комиссии (ревизора) общества,

- утверждении аудитора общества,

- утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

На годовом общем собрании акционеров также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров. Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными.

За исключением случаев, установленных федеральными законами, правом голоса на общем собрании акционеров по вопросам, поставленным на голосование, обладают:

- акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;

- акционеры - владельцы привилегированных акций общества в случаях, предусмотренных Законом об АО.

Компетенция общего собрания акционеров АО определяется нормами ст. 48 Закона об АО. К основным положениям, касающимся компетенции общего собрания АО, относятся внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с Законом об АО увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества; уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций; образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и другие.

Решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования. Однако общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, а также вопросы утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

Совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров.

Если в ООО создание совета директоров (наблюдательного совета) является правом общества, то в АО создание советадиректоров (наблюдательного совета) является его обязанностью , за исключением случая, если общество состоит с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти. В таком случае устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Законом об АО и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров.Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.По решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо, которое может не быть акционером общества.Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов.Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.

Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом общества.

Руководство текущей деятельностью общества, а также организация выполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества, осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) . Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (абз. 2 п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

Производственный кооператив (артель) - Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.

Из содержания приведенного определения следует, что производственный кооператив является объединением, прежде всего, трудовых способностей его членов. Между тем данная организационно-правовая форма не исключает объединение капиталов. По указанной причине законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Правовое положение производственного кооператива определяется нормами ст. 106.1-106.6 ГК РФ, а также нормами Федерального закона «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ 18 (далее – Закон о ПК).

Говоря о производственном кооперативе, следует учитывать, что данная организационно-правовая форма не характерна для капиталистического способа производства, в рамках которого капиталист, т.е. собственник капитала, вправе участвовать личным трудом в собственной предпринимательской деятельности, но не обязан этого делать. В то время как, личное трудовое участие в производственной деятельности производственного кооператива является обязанностью его членов, а не их правом.

По указанной причине производственный кооператив (артель) также не является широко распространённой организационно-правовой формой коммерческой организации. По данным сайта ФНС РФ 19 на 01.02.2013 года из 3 858 006 коммерческих организаций, внесенных в ЕГРЮЛ, 17 958 (0,47%) являются производственными кооперативами.

Производственный кооператив как организационно-правовую форму коммерческой организации целесообразно использовать в таких сферах производственной деятельности, в которых внутрипроизводственная специализация труда отсутствует или выражена слабо. К таким сферам можно отнести, например, услуги салонов красоты, парикмахера, ателье, сапожника и т.д.

Как правило, производственные кооперативы создаются путем их учреждения. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Особенность формирования паевого фонда ПК,определяющего минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, является то, что он начинается до его регистрации. Так, согласно нормам п. 1 и 2 ст. 10 Закона о ПК член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива. Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также иные объекты гражданских прав.

Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение первого года деятельности кооператива.Общее собрание членов кооператива обязано объявить об уменьшении размера паевого фонда кооператива, если по окончании второго или каждого последующего года стоимость чистых активов окажется меньше стоимости паевого фонда кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет , который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарное предприятие. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется нормами ст. 113-115 ГК РФ и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ 20 (далее – Закон об УП).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особенностью унитарного предприятия, отличающей его от остальных коммерческих организаций, является его унитарный характер, предполагающий неделимость и невозможность распределения его имущества по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Другой особенность унитарного предприятия является то, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в то время как имущества остальных коммерческих организаций принадлежит им на праве собственности.

Унитарные предприятия в зависимости от собственника имущества принято делить на:

- государственные унитарные предприятия,

- муниципальные унитарные предприятия.

При этом п. 4 ст. 113 ГК РФ устанавливает, что фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В зависимости от вида ограниченного вещного права (право хозяйственного ведения или права оперативного правления), на основании которого за унитарным предприятием закрепляется имущества, унитарные предприятия делаться на:

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Такие предприятия могут создаваться Российской Федерацией на базе федеральной собственности, субъектами РФ на базе собственности субъектов РФ и муниципальными образованиями на базе муниципальной собственности.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Данный вид унитарного предприятия именуется также казенное предприятие, которое также может создаваться Российской Федерацией на базе федеральной собственности, субъектами РФ на базе собственности субъектов РФ и муниципальными образованиями на базе муниципальной собственности.

Минимальный размер имущества унитарного предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов, именуется уставным фондом государственного или муниципального предприятия.Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (п. 3 ст. 12 Закона об УП).

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен (п. 5 ст. 113 ГК РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Все субъекты хозяйствования, пожелавшие работать на оптовом рынке электрической энергии Украины, должны подписать договор в целом, без каких-либо оговорок.

Н а практике классифицировать договор как публичный договор или договор присоединения окажется не так просто. Если в части договора розничной купли-продажи вопрос регламентирован самим Гражданским кодексом Украины, то в отношении других договоров, не упомянутых в кодексе, того же договора снабжения электрической энергией или договора оптового рынка электрической энергии Украины, о которых говорилось выше, вопрос остается открытым. Следовательно, круг договорных отношений, регулируемых договором присоединения, следует определять непосредственно в актах гражданского законодательства.

В юридической литературе встречаются утверждения о том, что одной из основных сфер применения договора присоединения являются отношения с монополистами, которые в связи с отсутствием конкуренции навязывают в формуляре свои условия контрагентам.

П о отношению к монополистам, а особенно к естественным монополистам, необходимо применять практику утверждения стандартных договоров на приобретение их товаров или предоставление ими услуг органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов монополии, что позволит уравновесить интересы монополиста и потребителя его товаров, работ или услуг.

Следует обратить внимание на нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в отношении стандартных договоров .

В практике регулирования договорных отношений субъектов хозяйствования в настоящее время достаточно широко используются стандартные формы, так называемые типовые или примерные договора. Стандартные договора, как правило, утверждаются Кабинетом Министров Украины или органами исполнительной власти путем издания нормативно-правовых актов.

В законодательстве Украины до принятия новых кодексов отсутствовало четкое определение стандартных договоров. В новых кодексах определение присутствует, однако понятия стандартного договора и порядок его применения отличаются.

Из смысла статьи 630 Гражданского кодекса Украины следует, что применение или неприменение типового договора для оформления сделки зависит от волеизъявления сторон договора. Исходя из такой позиции, типовой договор является для участников договора рекомендацией по согласованию его отдельных условий.

Иную позицию в этом вопросе занимает Хозяйственный кодекс Украины. Положениями этого кодекса различаются типовой и примерный договора , регулируется порядок их применения.

Так, в статье 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключении хозяйственного договора стороны могут определять текст договора на основе:

- свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, которые не противоречат законодательству;

Примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию менять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

Типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

Договора присоединения, предложенного одной из сторон для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

Как вид но , кодексы придерживаются диаметрально противоположного порядка применения стандартного договора.

Учитывая несогласованность между нормами кодексов в вопросах договорных отношений, для практического применения положений кодексов важно определить роль каждого кодекса в их регулировании.

По поводу соотношения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в юридической литературе разгорелась яростная полемика.

Мнения ученых относительно соотношения кодексов разделились, в юридической литературе этот вопрос широко дебатируется.

Цивилисты утверждают о верховенстве Гражданского кодекса Украины . О ни считают, что Гражданский кодекс Украины является тем основополагающим нормативным актом, согласно которому производится правовое регулирование всех имущественных отношений товарно-денежного характера, иначе говоря, кодекс является законом и общего действия, и специальным законом, а особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования регулируются Хозяйственным кодексом Украины ( 23 ). А поскольку большую юридическую силу имеет Гражданский кодекс Украины, то в случае коллизии норм кодексов следует руководствоваться законом с большей юридической силой.

Их оппоненты отводят Гражданскому кодексу Украины роль общего закона, а Хозяйственному - роль специального закона, которым определены особенности регулирования отношений в сфере хозяйствования. Сторонники Хозяйственного кодекса Украины считают, что его нормы, как специальные в сфере хозяйственных отношений, являются приоритетными, и только в случае, если в Хозяйственном кодексе Украины отсутствуют определенные положения, отношения должны регулироваться нормами Гражданского кодекса Украины.

Например, А. Бобкова утверждает, что такое соотношение кодексов подтверждается нормами самих кодексов. Так, часть вторая статьи 9 Гражданского кодекса Украины допускает, что законом может быть предусмотрено специальное регулирование имущественных отношений в сфере хозяйствования, а с этой статьей корреспондируется часть вторая статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются этим кодексом ( 2 ).

Б олее убедительным выглядит мнение ученых о том, что правоотношения в сфере предпринимательства, а значит, и договорные отношения в этой сфере следует регулировать нормами Хозяйственного кодекса Украины.

П роблема размежевания гражданских правоотношений от отношений в сфере хозяйствования на сегодня является дискуссионной, и должна решаться путем усовершенствования норм обоих кодексов, а также в процессе практического применения их положений.

2. Тест

Обозначьте правильный ответ.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности состоит:

а ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления неккомерческой хозяйственной деятельности между государственными органами - субьектами хозяйствованиния, потребителями органами внутренних дел, прокуратуры, суда (хозяйского суда), надзор и контроль вышестоящих органов за этой деятельностью с целью получения прибыли.

б ) определенные международными правовыми нормами и законодательством Украины хозяйственные отношения, которые возникают при осуществлении субьектами хозяйствования предпринимательской деятельности, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью координации рынков товаров и услуг в Украине и их перемещение через таможенную границу.

в ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

Правильный ответ - ответ В

Определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

3. Тест

Обозначьте лишнее

Для государственной регестрации субьекта хозяйствования подаються такие документы:

а ) решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного ним (ними) органа в случаях, предусмотренных законом;

б ) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

в ) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

г ) решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;

д ) документ (документы), что удостоверяет уплату основателем (основателями) взноса в уставный фонд субъекта хозяйствование в размере, установленном законом;

е ) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

ж ) регистрационная карточка установленного образца;

з ) документ, который удостоверяет уплату средств за государственную регистрацию;

и ) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

б) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

е) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

и) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

Список использованной литературы

1. Аксенов И. Некоторые проблемы законодательного регулирования предпринимательства. - 1998. -№ 1.

2. Бобкова А.Г. О соотношении ГК и ХК Украины// Юридическая практика. - 2003. - № 30. - с.10

3. Бобкова А.Г. Правовое обеспечение рекреационной деятельности. - Донецк: Юго - Восток, 2000. - 308 с.

4. Васильев А.С., Мучник А.Г. Законодательная защита социальных интересов как способ управления экономикой. - Одесса: Астро Принт, 1999. - Т. 2. - С. 210 - 218.

5. Гайворонский В., Жушман В. Предпринимательство, хозяйсвенная и трудовая деятельность: законодательное регулирование. - 1998. - № 9.

6. Господарський кодекс України. - К.: Істина, 2003.

7. Господарський процесуальний кодекс України // Кодекси України. - К., 1998. - Кн. 1.

8. Грузинський І.М., Кравчук В.М., Пограничний Є.П. Державна реєстація суб"єктів підприємницької діяльності: Наук. - практ. посіб. - Л., 2000.

9. Гуйван П. Стандартный договор и его место в регулировании договорных отношений// Підприємництво, господарство і право. - 2003. - № 9. - с. 10

10. Знаменский Г.Л. Хозяйсвенное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. - 1996. - 63 с.

11. Ионов В. Бизнес - право: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 1998.- 112 с.

12. Крат В. Договір приєднання: реалії та перспективи // Підприємництво, господарство і право. - 2003. - 2003. - № 1. - с.50

13. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М.: Рус. Деловая лит., 1997. - 608

14. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М., 2001. - 212 с.

15. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субьекты. - М., 1997.

16. Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. - М., 1928.

17. Мамутов В.К. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в смешанной экономике // Экономика - право - государственное регулирование: Сб. научных трудов. - Донецк: ИЗПИ НАН Украины, 1993. - С. 3 - 17.

18. Назаров Ю. Гарантии свободы предпринимательской деятельности в сфере регистрации. - № 1. - С. 22 - 26.

19. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 2001. - с. 656.

20. Подцерковный О.П. Дерегуляция єкономических процессов и изменение режима нормирования расчетніх отношений в Украине. - Одеса: АстроПринт, 1999. - С. 330 - 338.

21. Положення про державну реєстрацію суб"єктів підприємницької діяльності: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 25.05.98.

22. Саніахметова Н.О. Підприємницьке право. - К., 2003.

23. Підприємницьке право України / За ред. Р. Шишки. - Х., 2000.

24. Цивільне право. Загальна частина: Підр.// Під. ред. Я.М.Шевченко. - К. - 2003. - с.14

25. Шнипко О. Сутність підприємницької діяльності та основні умови розвитку ії в Україні // Підприємництво, господарство і право. - 2002. - № 6.

26. Щербина В. С. Господарське право України. - К., 2003.

27. Шкредов В.Н. Єкономика и право. - М., 1990.

28. Єкономика - право - государственное регулирование. - Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1992.

29. Ющик О.І. Правова реформа: загальне поняття, проблеми здійснення в Україні. - К., 1997. - 201с.

Подобные документы

    Противоречия в правовом регулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии России и пути их преодоления. Характеристика системы хозяйственно-правовых договоров. Реорганизация хозяйственных обществ.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2006

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    История развития товариществ как коммерческих организационно-правовых форм, их основные виды. Гражданско-правовое регулирование создания и прекращения деятельности полных товариществ. Правоотношения и ответственность участников полного товарищества.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Сравнительная характеристика и правовой анализ хозяйственных товариществ и обществ как наиболее универсальных форм объединения и обособления имущества для предпринимательской деятельности. Особенности и виды товариществ и обществ. Аффилированные лица.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    Понятие государственного регулирования хозяйственной деятельности, его правовые механизмы и способы. Особенности формирования ответственности в хозяйственных правоотношениях: понятие, виды, функции, основания применения. Сущность и виды санкций.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Сущность и общая характеристика, отличительные особенности хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Содержание государственных и муниципальных предприятий, дочерних и зависимых обществ. Правила оформления учредительных документов товарищества.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2009

    Совершенствование правового регулирования деятельности садоводческих товариществ: порядок ведения учёта доходов и расходов, схемы обращения и освобождение от представления государственной статистической отчетности. Доходы и прибыль товариществ.

    лекция , добавлен 22.07.2012

    Владение, пользование и распоряжение совместной собственностью. Особенности правового регулирования раздела крестьянского имущества и имущественных прав супругов - участников хозяйственных товариществ и обществ. Имущественные отношения бывших супругов.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

(МАУП)

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

(ИМЭФ)

Индекс группы Е-10-06-БМР (2.3)

Фамилия, имя, отчество студента

Иванцова Наталья Павловна

Домашний адрес г. Белая Церковь

ул. Леваневского д. 18, кв. 155

Наименование организации, должность

Зализничное отделение Проминвестбанка

в г. Киеве, ст. экономист

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

вариант 2

Киев 2007

1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

2. Тест

3. Тест

4.Список использованной литературы

Вопрос 1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), этим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Особенности правового регулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностей области хозяйствование, вида хозяйственной деятельности, экономической формы результата хозяйственной деятельности, просторную, на котором складываются хозяйственные отношения (внутреннему или внешнему рынку), особенностей субъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.

2. Правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом общественного разделения труда, который сложился, и объективно существующих областей народного хозяйства.

3. Особенности правового регулирования внешнеэкономического отношения определяются разделом VІІ этого Кодекса.

1. Вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или предоставление услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, любой из которых входит в соответствующую категорию классификации.

2. В правовом регулировании хозяйственной деятельности и в осуществлении государственного управления народным хозяйством должны учитываться особенности осуществления субъектами хозяйствование отдельных видов этой деятельности.

3. Для отнесения субъекта хозяйствование к соответствующей категории учета определяются основные, второстепенные и вспомогательные виды хозяйственной деятельности.

4. С целью обеспечения системы государственного управления народным хозяйством учетно-статистической информацией, которая удовлетворяет потребности участников хозяйственных отношений в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономического развития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственных, государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также внедрение международных стандартов в области учета и отчетности и перехода на международную систему учета и статистики Кабинет Министров Украины утверждает мероприятия по развитию национальной статистики Украины и государственной системы классификации технико-экономической и социальной информации.

5. Составной частью государственной системы классификации и кодирование технико-экономической и социальной информации есть классификация видов экономической деятельности (КВЕД), которая утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации и имеет статус государственного стандарта.

6. Объектами классификации в КВЕД являются все виды хозяйственной (экономической) деятельности субъектов.

1. Совокупность всех производственных единиц, которые осуществляют преимущественно одинаковые или подобные виды производственной деятельности, составляет область.

2. Общая классификация областей народного хозяйства есть составной частью единой системы классификации и кодирование технико-экономической и статистической информации, которая используется субъектами хозяйствования и другими участниками хозяйственных отношений, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе управления хозяйственной деятельностью.

3. Требования к классификации областей народного хозяйства устанавливаются законом.

1. К сфере материального производства належат области, которые определяются видами деятельности, которые создают, восстанавливают или находят материальные блага (продукцию, энергию, естественные ресурсы), а также продолжают производство в сфере оборота (реализации) путем перемещения, сохранение, сортировка, паковка продукции или других видов деятельности.

2. Все другие виды деятельности в своей совокупности составляют сферу нематериального производства (непроизводственную сферу).

1. Материально-техническое снабжение и сбыт продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления как собственного производства, так и приобретенных у других субъектов хозяйствования, осуществляются субъектами хозяйствования путем поставки, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, также на основе договоров купли-продажи.

2. Законодательством могут быть предусмотренные особенности поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения или изделий народного потребления, а также особый порядок осуществления поставки продукции для государственных потребностей.

3. Основные требования относительно заключения и выполнения договоров поставки устанавливаются этим Кодексом, другими законодательными актами.

1. По договору поставки одна сторона - поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки (срок) второй стороне - покупателю товар (товары), а покупатель обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежную сумму.

2. Договор поставки укладывается на усмотрение сторон или соответственно государственному заказу.

3. Сторонами договора поставки могут быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 этого Кодекса.