Презентация к уроку биологии "чарльз дарвин и эволюционное учение". Эволюционное учение чарльза дарвина Скачать презентацию эволюционная теория дарвина

ДАРВИН И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Преподаватель химии и биологии

Лепешенко Татьяна Ивановна

ГБОУ НПО РО ПУ № 61

Г. Новошахтинск Ростовской области


Цель урока:

Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Чарльза Дарвина.


Актуализация опорных знаний

Почему в XIXв. стало возможно

создание и обоснование

эволюционного учения?


Выберите правильный ответ: вариант 1 – Ж.Б. Ламарк вариант 2 – К. Линней

  • Создал первую естественную классификацию
  • Считал, что виды существуют и не изменяются
  • Создал лучшую искусственную систему
  • Закрепил использование бинарной номенклатуры для вида
  • Создал первую эволюционную теорию
  • Описал более 8000 видов
  • Поставил перед наукой 3 вопроса

8. Причиной эволюции считал стремление организмов к совершенствованию

9. Считал, что приобретённые признаки наследуются

10.Внёс большой вклад в развитие науки.

Составьте синквейн о К. Линнее,

Ж.Б. Ламарке

Ч. Дарвине


«Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»


Чарльз Дарвин

Место рождения: Шрусбери, Англия

Место смерти: Даун, Англия

Научная сфера: Биология, Геология, Палеонтология

Место работы: Королевское географическое общество


Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836

Капитан Роберт Фиц-Рой

Рукописный дневник Дарвина


Основные положения эволюционного учения Дарвина.

Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.


Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

Роль естественного отбора при формировании приспособлений


Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.

Конвергентная эволюция: развитие приспособлений для парения в воздухе у позвоночных.






Основные научные труды Дарвина

  • 1839г. – Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»
  • 1842г. – Зоология путешествия – (участие в многотомной монографии)
  • 1851-54г.г. – Усоногие раки
  • 1859г. – Происхождение видов…
  • 1862 – Опыление у орхидных
  • 1868г. – Изменчивость животных и растений в одомашненном состоянии
  • 1871г. – Происхождение человека и половой отбор
  • 1872г. – Выражение эмоций у человека и животных
  • 1876г. – Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире.

Закрепление знаний

Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтверждаемых огромном количеством фактических положений. А был ли Дарвин первым и единственным?


Ответ

В 1858 году молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи “О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа”. Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора.



Значение эволюционной теории.

  • Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
  • Объяснены причины целесообразности органических форм.
  • Открыт закон естественного отбора.
  • Выявлена сущность искусственного отбора.
  • Определены движущие силы эволюции.

Вопрос

Сегодня учение Дарвина признается многими учеными. Согласными ли вы с ними?


Подведение итогов урока

  • Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство бездоказательности, несогласия, сомнения?
  • Как вы сами оцениваете причину такого своего отношения к данной теории?

Домашнее задание

  • Ответ на вопрос в виде сообщения: В чем значение законов Менделя для понимания механизма эволюции?
  • Подготовить сообщение и презентацию на тему “Дарвин и кругосветное путешествие на корабле “Бигль”.
  • Стр. 153 - 159 Учебник «Биология» для НПО и СПО В.М. Константинов и др. М., Академия, 2014 год.
  • Ответьте на вопросы 1 – 7 стр. 159 учебника.

Учение Теории

Эволюция



Правильные ответы:

1 – б

9 – в

2 – а

3 – в

10 – в

4 – в

11 – б

5 – в

12 – в

6 – г

13 – в

14 – б

7 – а

15 – а, б, г

8 – в


Критерии оценок:

1-3 ошибки – выставляется «4»

4-6 ошибок – выставляется «3»

7 и более ошибок – выставляется «2»



  • Продолжение расширения и углубления представления о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;
  • Знакомство с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;
  • Знакомство с правилами эволюции;
  • Возобновление в памяти информации об эволюционном учении Ч. Дарвина.




3. Борьба за существование -

возникает между особями одного или разных видов, при этом жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи.


4. Естественный отбор -

процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.


5. Видообразование –

естественный отбор отдельных изолированных особей в разных условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в конечном счете к образованию вида.



Наследственная изменчивость

Появление особей с многообразием признаков

Борьба за существование в разных формах

«Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих благоприятные признаки

«Поражение наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки»

Гибель

Выживание и преимущественное участие в размножении

Неблагоприятные признаки не передаются потомству

Благоприятные признаки передаются потомкам и усиливаются из поколения в поколение


  • сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Дарвина»

«Эволюция органического мира» - ? Эмбриологические Палеонтологические Биогеографические Сравнительно-анатомические. 3. 5. 6. Слепая пещерная рыба. 7. 8. Казуар – австралийский страус. Крыло? Полимастия добавочные пары молочных желез. Эволюция. 12.

«Развитие растительного мира» - Растительного. Споровые растения. Семенные растения. Развитие растительного мира на Земле. Тема урока. Расставить в нужном порядке: Мира. Эволюция растительного мира. Голосеменные. Мхи. Этапы. Задачи урока:

«Теория эволюции Дарвина» - Образование новых видов. Процесс исторических изменений осуществляется от простого к сложному в соответствии с принципом градации. Ответ: Определены движущие силы эволюции. 5. Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.

«Эволюция видов» - Такое видообразование всегда протекает довольно медленно. Основные закономерности биологической эволюции. Макроэволюция. - образование крупных систематических групп: типов, классов, отрядов. Основные правила эволюции: Критерии вида: Репродуктивный – генетическая изоляция одного вида от других, даже близкородственных.

«Теория Дарвина» - Формы изменчивости (по Дарвину). Механизм эволюции (согласно теории Ч.Дарвина). Вызывается вли- янием внешней среды. Результаты эволюции. 1859 г. - «Происхождение видов путём естественного отбора». Для эволюции имеет значение только на- следственная (неопределённая) изменчивость. Наследственная изменчивость.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эволюционное учение Чарльза Дарвина Урок биологии в 11 классе Учитель: Иванова О. В.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Общественно-экономические Естественнонаучные Экспедиционный материал Ч. Дарвина

Общественно-экономические предпосылки: Развитие капитализма Спрос промышленности на сырье и населения на продукты питания Развитие сельского хозяйства Развитие селекции

Адам Смит и его теория свободной конкуренции при капитализме (неприспособленный погибает). Томас Мальтус и его статья «О народонаселении», в которой утверждается обязательность «борьбы за существование» между быстро размножающимися людьми из-за медленного роста производства благ.

Естественнонаучные предпосылки: Сравнительная анатомия и морфология: единый план строения позвоночных (Гете, Бронн, Сент-Илер) Эмбриология: закон зародышевого сходства (К. Бэр) Клеточная теория: единство происхождения растений и животных Палеонтология: основы геохронологии, теория катастроф (Ж. Кювье) И. Кант заложил основы представлений о возможности эволюции космических тел Геолог Ч. Лайель разработал теорию эволюции Земли

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения. Дарвин изучает медицину в университете Эдинбурга (1825-1827), теологию в Кембридже (1827-1831), где получает степень бакалавра. В 1831-1836гг. совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, из которого возвращается человеком науки. 1859г. «Происхождение видов путем естественного отбора». 1866г. «Изменение домашних животных и культурных растений». 1871г. «Происхождение человека и половой отбор»

Экспедиционный материал Чарльза Дарвина: Палеонтологические находки: ископаемые гигантские ленивцы и броненосцы Сравнение фауны Южной и Северной Америк Анализ островной флоры и фауны (Галапагосский архипелаг): животные попали на острова с материка и изменились в результате приспособления к новым условиям обитания

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира. Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора. Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Но «владельцы» последних, как правило, уничтожаются в борьбе за существование.

Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора. Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.

Значение эволюционного учения Ч. Дарвина Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую. Объяснены причины целесообразности органических форм. Открыт закон естественного отбора. Выяснена сущность искусственного отбора. Определены движущие силы эволюции.

Свойства внешней среды Свойства организмов Неоднород- ность Ограниченность и неравномерность распределения ресурсов Наследст- венность Изменчи- вость Интенсив- ность размножения Борьба за существование Естественный отбор Многобразие органичес- кого мира Разные направления эволюции Одновременное сущест- вование примитивных и высокоорган-х форм Приспособленность к среде обитания


1 слайд

2 слайд

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) – основоположник эволюционной биологии. Ч. Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям. Большую роль в формировании его научного мировоззрения сыграла книга выдающегося английского геолога Чарльза Лайеля «Принципы геологии». В 1854‑1855 годах Дарвин вплотную приступил к работе над теорией эволюции: собирал материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также данные по методам селекции домашних животных и культурных растений, сопоставляя результаты действия искусственного и естественного отбора. Он начал писать книгу, в которая, по его оценкам, должна была состоять из 3‑4 томов. К лету 1858 года он написал десять глав этого сочинения. Этот труд так и не был завершен и впервые был опубликован в Великобритании в 1975 году. В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», где основной движущей силой эволюции назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд - «Изменение домашних животных и культурных растений», в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился его труд «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

3 слайд

4 слайд

Научные предпосылки Э. Кант (1724-1804) в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к выводу, что Земля и вся Солнечная система - нечто возникшее во времени. Благодаря работам Э. Канта, П. Лапласа и В. Гертеля Земля и Солнечная система стали рассматриваться не как однажды созданные, а как развивающиеся во времени. В 1830 г. английский естествоиспытатель, основатель исторической геологии Ч. Лайель (1797- 18 75) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, и это было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832). В первой половине XIX в. получила развитие идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779- 1848) доказал, что все животные и растения состоят из таких же элементов, как и тела неживой природы. Немецкий химик Ф. Велер (1800- 1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, а в 1828 г. - мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», присущей живым организмам.

5 слайд

Научные предпосылки В XVIII-XIX вв. в силу сложившихся исторических условий (колонизации огромных территорий и их исследования) значительно расширились представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения. В первой половине XIX в. начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые обобщающие выводы которых имели важное значение для обоснования идеи эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769-1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К. Ф.Рулье (1814-1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и объяснить влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827-1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе. Развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве. Складываться сравнительная эмбриология. В 1817- 1818 гг. И. X. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829). В конце 20-х годов XIX в. русский эмбриолог К. М. Бэр (1792-1870) установил основные этапы эмбрионального развития и доказал, что все позвоночные животные развиваются по единому плану. Впоследствии обобщения Бэра были названы Ч„ Дар-вином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции. Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей в стенках глотки у зародышей всех позвоночных, включая человека. В 1839 г. немецким зоологом Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений.

6 слайд

Общественно-экономические предпосылки А. Смит создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем развития производства является свободная конкуренция, в основе которой лежит «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека, что и служит источником национального богатства. Неприспособленные конкуренты в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях, характерных для перехода от феодализма к капитализму, повлияла, как это ни парадоксально, и на формирование представлений о развитии живой природы (Ч. Дарвином впоследствии была обоснована идея конкурентных отношений между живыми организмами). Т. Мальтуса считал, что человеческое население возрастает в геометрической прогрессии, тогда как производство пищи - только в арифметической. В результате перенаселения возникает недостаток средств существования. Мальтус объясняет это «вечным естественным законом природы», считая, что его действие можно ограничить лишь уменьшением численности населения. В. противном случае природа сама восстановит равновесие при помощи голода, болезней и т. д., резко повысив интенсивность конкуренции. Идея перенаселения в живой природе, возникающего как результат способности организмов размножаться в геометрической прогрессии, будет использована Ч.Дарвином для объяснения возникновения борьбы за существование.

7 слайд

Кругосветное путешествие Ч. Дарвина Немаловажное значение для создания эволюционной теории имело кругосветное путешествие Ч. Дарвина на английском корабле «Бигль» (1831-1836). В связи с задачами, поставленными перед экспедицией по изучению очертания берегов Южной Америки и других территорий, Ч. Дарвин имел возможность совершать длительные экскурсии, исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых местностей. Во время путешествия он собрал многочисленные факты, которые свидетельствовали в пользу изменяемости видов и подрывали веру в их сотворение. Эти факты можно объединить в три группы.

8 слайд

Первая группа фактов… … свидетельствует об исторической связи вымерших и ныне живущих животных. Дарвин обнаружил, например, значительное сходство ископаемых представителей фауны Южной Америки с современными ленивцами и броненосцами.

9 слайд

Вторая группа фактов… …опровергавшая концепцию постоянства видов, выявила закономерности географического распространения видов животных. Сравнивая фауну Южной и Северной Америки, Дарвин задумался над причинами их значительного различия. В Южной Америке существуют виды (американская обезьяна, лама, тапиры, муравьеды, броненосцы), которых нет в Северной Америке; в свою очередь, в последней имеются формы, отсутствующие в Южной Америке. При анализе этих фактов Дарвин применил исторический метод, оценивая фауну Северной и Южной Америки в ее изменении, в ее соответствии с геологическим прошлым. Он полагал, что первоначально Северную и Южную Америку населяли сходные формы. В дальнейшем в связи с возникновением обширного плоскогорья в южной части Миссисипи произошла изоляция фаун этих континентов. Исходные виды вымерли, а пришедшие им на смену, благодаря изоляции, развивались в разных направлениях, что и обусловило различие фауны Северной и Южной Америки.

10 слайд

Третья группа фактов… …связана с фауной Галапагосских островов. На этих вулканических островах Ч. Дарвин обнаружил нигде более не встречающихся, но очень похожих на южноамериканские виды вьюрков, дроздов-пересмешников, галапагосского канюка, сову, ящерицу, черепах и т. д. На каждом острове Галапагосского архипелага имеется своя форма, например, вьюрков, но все они, вместе взятые, образуют одну естественную группу. Ч. Дарвин предположил, что все галапагосские виды вьюрков, очевидно, произошли от одного предкового вида, попавшего сюда с материка.

11 слайд

Основные положения эволюционного учения 1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда. 2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

12 слайд

Основные положения эволюционного учения 4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно - в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции. 5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором. 6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.

13 слайд

14 слайд

Искусственный отбор сохранение и размножение экземпляров растений и животных, в каком-нибудь отношении выгодном или полезном людям

15 слайд

Формы искусственного отбора Бессознательный отбор - это отбор, при котором не ставится цель создания нового сорта или породы. Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и уничтожают (выбраковывают) худших. Бессознательный отбор возник давно, с момента приручения собаки. Бессознательный отбор ведет к изменению растений и животных, к улучшению пород и сортов, к созданию новых местных пород и сортов. Нужный результат при этом отборе формируется медленно, но он может быть впечатляющим. Методический отбор - это отбор, осуществляемый человеком по определенному плану, с определенной целью - создания породы или сорта. Особенности: ставится цель: селекционер решает, какие признаки надо изменить и в какую сторону, т. е. определяется направление отбора (яйценоскость, мясистость, красивый гребень, красивый хвост, красивое оперение); составляется план создания породы (сорта): какие породы (сорта) ив каком порядке нужно скрещивать, какие виды скрещивания нужно применять; создаются специальные условия жизни; методический отбор - это творчество.

16 слайд

Материал для отбора В изменении пород домашних животных и культивируемых людьми растения участвуют два основных момента: ИЗМЕНЧИВОСТЬ, дающая материал для выведения новых пород; НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - общее свойство всех живых существ, благодаря которому особенности родителей передаются потомству *Дарвин лично изучил все ему доступные породы домашних голубей и установил, что все они произошли от дикого скалистого голубя. Из одной формы, ставя при создании новой породы каждый раз особые требования, люди получили и крупных дутышей с высокими ногами, и маленького голубя - чайку, и почтовых голубей с их быстрым полетом, и павлиньих голубей с вееро образным хвостом, и многих других.

20 слайд

Естественный отбор имеет две стороны: дифференциальную (избирательную) выживаемость дифференциальную смертность *т.е. естественный отбор имеет положительную и отрицательную стороны. Отрицательная сторона естественного отбора - элиминация. Положительная сторона - сохранение фенотипов наиболее соответствующих условиям экосистемы в данный момент. *Естественный отбор увеличивает частоту этих фенотипов, а значит - и частоту генов, формирующих эти фенотипы.

21 слайд

Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора Особенности эволюционного процесса Эволюция культурных форм Эволюция видов в природе Предпосылки и движущие силы эволюции Наследственная изменчивость. Искусственный отбор Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор Темпы эволюции Быстрые (на создание сорта иди породы требуется от 8-10 до 20 лет) Медленные (тысячи и миллионы лет) Результаты Многообразие сортов, пород Многообразие видов Приспособленность Живые организмы приспособлены к нуждам человека. Формы, обладающие менее полезными свойствами, выбраковываются. Живые организмы приспособлены к условиям среды. Формы, обладающие менее полезными признаками, вымирают.

22 слайд

Итог Эволюционная теория Дарвина в корне подорвала метафизические представления о постоянстве и неизменности видов и о сотворении их богом. Эта теория стала основой для дальнейшего развития науки об эволюции органического мира, а также для всех биологических наук.