Роспотребнадзор подготовил новые правила организации питания в образовательных организациях. Гигиенические требования к организации школьного питания Требования к соблюдению санитарных правил и нормативов

(для родителей обучающихся общеобразовательных организаций)

Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста является рациональное и адекватное питание. Качественная пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают работоспособность, создают условия для адекватной адаптации к образовательной деятельности.

Обязательные требования и рекомендации к организации питания в общеобразовательных организациях установлены государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. №45, зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2008 г. Регистрационный №12085).

В соответствии с требованиями пункта 14.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (п.6.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12 - 18 лет) (п. 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов (п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).

С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (п.6.9, приложение №3 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня (п.6.17 СанПиН 2.4.5.2409-08).

В течение двух недель (10-14 дней) обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуется обеспечить набором пищевых продуктов в полном объеме, предусмотренных в суточных наборах, из расчета в один день на одного человека для различных групп обучающихся (п.6.30, таблица №1 Приложения №8 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

Хлеб пшеничный

Мука пшеничная

Крупы, бобовые

Макаронные изделия

Картофель

Овощи свежие, зелень

Фрукты (плоды) свежие

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.

Рыба-филе

Колбасные изделия

Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)

Творог (массовая доля жира не более 9%)

Сметана (массовая доля жира не более 15%)

Масло сливочное

Масло растительное

Яйцо диетическое

Кондитерские изделия

Дрожжи хлебопекарные

Примечание:

* Масса брутто приводится для нормы отходов 25%.

** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами (п. 6.22, приложение №6 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Любая столовая, где бы она ни находилась и по какому принципу ни работала, относится к местам общественного питания. По этой причине на неё распространяется законодательство, касающееся также ресторанов, кафе, баров, пабов и кофеен. Отдельного СанПиН для столовой на 2018 год не существует. Главным документом, регулирующим работу раздаточных бистро, является СанПиН 2.3.6.1079-01 от 8 ноября 2001 года. Эти правила охватывают работу всех пищевых предприятий во всём множестве её аспектов. Последний раз изменения в документ вносились в 2016 году, поэтому любая более поздняя его версия может считаться актуальной.

Отличия заведений пищевой сферы подробно описаны в Государственной стандартной классификации предприятий общественного питания. Согласно этому документу столовая может быть общедоступной или открытой только для определённого контингента, например, для работников одной компании, учеников одной школы или постояльцев одного отеля. Столовая от кафе, ресторанов и других мест также может отличаться следующими признаками:

  • Блюда в течение недели делаются в соответствии с определённым меню, которое обязательно меняется изо дня в день
  • Оплата самостоятельно осуществляется клиентом на кассе перед тем как он сядет за стол и начнёт есть
  • Получить тарелку с необходимым блюдом можно передвигаясь вдоль витрины с едой и озвучивая в каждом отделе сотруднику столовой свой выбор
  • Возможна организация питания по системе шведский стол
  • Выдача блюд проходит в живой очереди
  • От кассы к столу посетитель сам несет еду на индивидуальном подносе
  • Столовые приборы и салфетки нужно брать у кассы или в самом начале линии выдачи
  • В некоторых случаях, например, в домах отдыха, санаториях и гостиницах, приносить блюда и убирать посуду могут официанты
Если заведение соответствует большей части этих критериев, то с большой вероятностью можно утверждать, что это именно столовая. Если с точки зрения организации процесса питания она отличается от кафе, баров, ресторанов и других похожих мест, то в плане законодательных основ работы различия минимальны. СанПиН для столовых регламентирует следующие сферы в деятельности предприятий этого профиля:
  • Где можно строить или открывать столовую
  • Как и куда провести водоснабжение, канализацию, электричество
  • Какие помещения необходимо иметь в столовой, для чего они предназначены
  • Каким образом их оборудовать
  • Необходимый инвентарь и посуда
  • Правила работы с сырьем и продуктами
  • Правила отпуска готовых блюд и напитков
  • Правила перевозки и приёма продуктов
  • Требования к личной гигиене персонала
  • Правила производственного контроля
  • Планирование и проведение обработок от грызунов, насекомых и бактерий

СанПиН по школьным столовым на 2018 год

Специально для школ разработан отдельный СанПиН 2.4.5.2409-08. Он не противоречит общему документу для заведений общественного питания, но имеет существенные дополнения за счёт узости своего профиля. СанПиН по школьным столовым на 2018 год не претерпел изменений по сравнению с прошлыми редакциями, поэтому версии более ранних лет тоже являются актуальными. Одно из главных требований к питанию школьников – его польза для растущих организмов. Примерное меню должно разрабатываться примерно на 10-14 дней вперёд. Это касается не только полноценных завтраков, обедов, полдников и ужинов, но и пищи, которую дети могут купить по собственному желанию во время перемены. Если школа представляет собой интернат, где ученики находятся 24 часа в сутки, то рацион должен полностью покрывать потребность в питательных веществах для каждого возраста. Точное количество белков, углеводов и жиров, наименования продуктов, варианты их комбинаций и замены содержатся в приложениях к СанПиН на 2018 год для школьных столовых. Искать специально их не нужно. Таблицы располагаются в конце основной текстовой части.

Любое заведение общественного питания иногда подвергается проверке Роспотребнадзором. В случае, если помещение, сотрудники или какие-либо процессы работы не соответствуют законным требованиям, зафиксированным в СанПиН, организация может получить штраф, предписание исправить несоответствия или в самых критичных случаях, таких как массовое отравление, быть закрыта. Для того, чтобы избежать любого неблагоприятного исхода, достаточно на постоянной основе вести свою деятельность в полном соответствии буквально с каждым пунктом санитарно-эпидемиологического регламента. Однако вовсе не обязательно взваливать всё на свои плечи. Подготовить необходимые документы могут помочь профессиональные юристы. Санитарные обработки можно доверить экспертам СЭС, которые не только проведут все необходимые процедуры, но и выдадут акты, которые нужны при проверке инспекцией государственных надзорных органов. Знание правил СанПиН для общепита и умение их применять на практике, способно избавить вас от многих проблем и сделать работу лёгкой, приятной и приносящей пользу другим людям, вне зависимости от того где именно находится ваше заведение и в каком режиме оно работает.

I. Общие положения и область применения
II. Организации общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям
III. Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений
IV. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
V. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды
VI. Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню
VII. Организация обслуживания обучающихся горячим питанием
VIII. Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции
IX. Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности
X. Требования к организации питьевого режима
XI. Требования к организации питания в малокомплектных образовательных учреждениях
XII. Требования к условиям труда персонала
XIII. Требования к соблюдению правил личной гигиены персоналом организаций общественного питания образовательных учреждений, прохождению профилактических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовке
XIV. Требования к соблюдению санитарных правил и нормативов
Приложение 1 Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания
Приложение 2 Рекомендуемая форма составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд
Приложение 3 Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста
Приложение 4 Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше
Приложение 5 Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) № ____
Приложение 6 Таблица замены продуктов по белкам и углеводам
Приложение 7 Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений
Приложение 8 Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов
Приложение 9 Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся
Приложение 10 Формы учетной документации пищеблока
Форма 1 Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья
Форма 2 Журнал бракеража готовой кулинарной продукции
Форма 3 Журнал здоровья
Форма 4 Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд
Форма 5 Журнал учета температурного режима холодильного оборудования
Форма 6 Ведомость контроля за рационом питания
Приложение 11 Рекомендации по отбору суточной пробы
Приложение 12 Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений

Организация оптимальных условий ведения образовательного процесса в школах невозможна без обеспечения учащихся и кадрового состава горячим питанием, соответствующим требованиям рациональности, безопасности и разнообразности. В помощь руководителям ОУ и структурных подразделений разработаны нормы СанПиН для школьных столовых, определяющие:

  • вариативность форм организации школьного питания (доступные варианты - поддержание полного цикла приготовления пищи, закупка полуфабрикатов с их последующим разогревом, реализация готовой продукции, получаемой от третьих лиц согласно заключенному договору);
  • требования к помещениям, оборудованию, инвентарю столовой ОУ;
  • порядок составления меню с учетом принципов рационального питания, сезонности, территориального фактора;
  • полномочия бракеражной комиссии по проверке соответствия свежести, органолептических характеристик и выхода готовых блюд утвержденным рецептурным нормам.

Требования СанПиН для школьной столовой

Санитарно-эпидемиологические нормы организации питания в общеобразовательных учреждениях регламентирует СанПиН 2.4.5.2409-08, актуальный для школ всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Требования СанПиН для школьной столовой относятся ко всем формам обеспечения детского питания, а именно: базовым организационным единицам (комбинаты питания), обеспечивающим полный цикл работы - от закупки продовольственного сырья до выдачи готовых блюд;

  • станциям общественного питания доготовочного типа, осуществляющих обработку кулинарных полуфабрикатов;
  • школьным столовым, работающим с разными типами пищевого сырья в рамках утвержденного меню;
  • буфетам и раздаточным, специализирующимся на реализации готовой кулинарной продукции.

В каждой организационной точке школьного питания независимо от ее типа должны быть предусмотрены объемно-планировочные и конструктивные решения, позволяющее обеспечивать приготовление кулинарной продукции, ее последующее хранение перед реализацией без нарушения санитарно-эпидемиологических нормативов. Новый СанПиН для школьных столовых позволяет размещать последние как в основном помещении школы, так и отдельно стоящих зданиях и пристройках, где есть возможность установить все необходимое оборудование и инвентарь.

При строительстве, реконструкции зданий школ СанПиН предусматривает необходимость обустраивать на первых этажах зданий производственные и административно-бытовые помещения столовой, включая склады для хранения пищевого сырья и два овощные цеха, а также загрузочную платформу высотой, соответствующей используемому автотранспорту, навесы и воздушные завесы (над входами, загрузочной платформой). Чтобы обеспечить комфортную посадку обучающихся и персонала во время приема пищи, который должен происходить в одну-две смены, рекомендуется проектировать обеденный зал столовой из расчета 0,7 кв. м на человека. Санитарные нормативы предусматривают возможность размещения подсобных, хозяйственных, складских помещений столовой в подвальных и цокольных этажах при условии обеспечения их должного уровня гидроизоляции.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Выберите, какой способ организации питания подойдет вашей школе (актуальные нормативы)
- Положение и приказ, чтобы родители перестали жаловаться учредителю и в прокуратуру на школьную столовую (шаблоны для скачивания)

Актуальный СанПиН 2020 года для школьной столовой устанавливает дополнительные требования к коммуникационным системам пищеблоков:

  1. Вода, централизованно подаваемая по системам холодного и горячего водоснабжения, должна соответствовать нормативам, утвержденным для питьевой жидкости.
  2. Во всех производственных помещениях школьной столовой должны быть установлены источники водоснабжения (раковины, моечные ванные), в том числе резервные, которые могут быть использованы при проведении ремонтных и профилактических работ. В обеденном зале необходимо монтировать умывальники из расчета одна единица на 20 человек, а также оборудовать установку с электро- или одноразовыми полотенцами.
  3. При отсутствии возможности подключения к централизованному водоснабжению образовательная организация обязана обустроить водопровод, подпитываемый из артезианской скважины, с системой водозабора и коптажа. Аналогичные требования применяются к регулированию хозяйственной деятельности школ, которые по причине инфраструктурных особенностей не могут быть подключены к канализационной системе, при этом порядок утилизации сточных вод и бытовых отходов должен быть согласован с локальными органами исполнительной власти.
  4. В ходе проведения работ по капитальной реконструкции здания требованиями СанПиН для школьной столовой предусмотрена установка дополнительной системы кондиционирования воздуха в горячих цехах, на складе школьного пищеблока. Зоны повышенного загрязнения пищеблока (моечные ванные, тепловые установки) должны быть оборудованы точками вытяжной системы вентиляции в дополнение к приточно-вытяжному модулю. Источники искусственного освещения, которые должны быть защищены от влаги и пыли специальным напылением, запрещено размещать над источниками тепла (плитами), разделочными столами, функциональным оборудованием.

Еще один важный аспект организации хозяйственной деятельности школьной столовой, предусмотренный санитарными нормативами, - обеспечение централизованного вывоза твердых бытовых отходов с хозяйственной зоны ОУ. Для этого рекомендовано использование раздельных контейнеров с крышками, которые следует заполнять не более, чем на 2/3 объема и систематически очищать в установленном порядке. Мусорные контейнеры допускается устанавливать для сбора отходов на участках с твердым покрытием, на расстоянии не менее 25 м до входов и окон школьной столовой и основного здания, спортивных площадок.

Оборудование школьной столовой по СанПиН

Действующие санитарные нормативы предусматривают возможность использования на пищеблоке ОУ исключительно оборудования, инвентаря и посуды, предназначенных для контакта с пищевым сырьем и соответствующих требованиям эпидемиологической безопасности. При выборе оборудования для школьной столовой по СанПиН (в ходе оборудования пищеблока с нуля или его плановой замены) руководителям ОУ рекомендуется отдать предпочтение установкам, которые:

  • облегчают или автоматизируют приготовление большого количества блюд из типового меню (например, кухонные комбайны, промышленные мясорубки);
  • гарантируют возможность рационального использования помещений пищеблока;
  • способствуют снижению коммунальных расходов и трудозатрат работников.

Все оборудование, установленное в столовой образовательного учреждения, должно находится в исправном состоянии. В случае выхода из строя холодильных или тепловых установок администрация обязана оперативно внести изменения в актуальное меню, тем самым обеспечивая соблюдение всех санитарных установок, и позаботиться о быстром ремонте. Чтобы предупредить поломки, перед началом каждого учебного года следует проводить техконтроль оборудования школьной столовой по СанПиН и паспортным характеристикам устройств. Следует отметить, что частой причиной поломок производственного оснащения пищеблока может быть несоответствие его мощности или характеристик реальной суточной нагрузке, что обусловливает необходимость его замены на более технологичный аналог.

В обязательном порядке школьная столовая комплектуется мебелью:

  • производственными столами из нержавеющей стали с нанесением соответствующей маркировки (например, СМ - сырое мясо, СР - сырая рыба, Х - хлеб и т.д.);
  • стеллажами, предназначенными для хранения пищевого сырья, посуды, инвентаря. Высота нижней полки стеллажа должна располагаться на расстоянии как минимум 15 см от пола (п.4.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).
  • шкафами (посудные, для мойки, угловые, со столешнией), укомплектованными практичной системой открывания;
  • подтоварниками, оптимально - с регулируемой высотой ножек;
  • моечными ванными, котломойками, умывальниками для мытья рук.

СанПиН для школьной столовой на 2020 год определяет необходимость закупки посуды в количестве не менее двух штук на одно посадочное место, что обусловливает возможность соблюдения правил мытья и дезинфекции приборов. Образовательным учреждениям рекомендована закупка посуды из фарфора, фаянса, стекла (тарелки, чашки, блюдца), а также столовых приборов (ложки, вилки, ножи) из нержавеющей стали или материала, аналогичного по гигиеническим характеристикам. В организации питания допускается использование одноразовых столовых приборов, допущенных к контакту с холодными (или горячими) продуктами. Вторичное использование одноразовой посуды, а также стеклянных тарелок, чашек, стаканов с деформированными краями, мисок и кастрюль со сколами на эмали, пластмассовых разделочных досок, деревянного инвентаря с трещинами в школьной столовой запрещено.

Дополнительные инструкции для школьной столовой по СанПиН

Проект СанПиНа 2.4.5.2409-08 содержит подробные рекомендации по обеспечению чистоты, порядка и должного обустройства производственных и других помещений пищеблока в ОУ. В инструкциях для школьной столовой по СанПиН закреплено, что уборку обеденных залов необходимо проводить после каждого приема пищи: очищать поверхность столов с использованием моющих средств, с помощью чистой, соответствующим образом промаркированной ветоши и тары.

Что касается мойки кухонной и столовой посуды, то в санитарно-эпидемиологических нормативах указаны следующие требования:

  • Мытье кухонного инвентаря производится отдельно от столовой посуды согласно инструкциям, вывешенным над моечными ванными. В инструкции, составленной в помощь сотрудникам пищеблока, необходимо зафиксировать температурный режим используемой воды, концентрацию химических средств и алгоритм действий.
  • Моющие и дезинфицирующие средства, мерные тары, производственные предметы необходимо хранить в таре производителя, в специально отведенных для этого местах.

В актуальной версии СанПиНа для школьных столовых с изменениями указано, что очищение кухонной посуды следует осуществлять только в двухсекционных моечных ванных следующим образом: изначально удалить остатки пищи механическим способом, провести мытье посуды в мыльном растворе (температура - не ниже +45 °С) с помощью щетки, далее - осуществить полоскание в горячей воде (температура - не ниже +65 °С), и в завершение выложить инвентарь на решетку или стеллаж для естественной просушки.

Технологическое оборудование школьной столовой необходимо обрабатывать ежедневно, по мере окончания его использования, как и производственные столы, которые необходимо обрабатывать с использованием моющих средств и дезинфекторов. Мелкий деревянный инвентарь, разделочные доски следует замачивать в мойке в теплой воде, температура которой должна быть не ниже +45 °С, а ополаскивать - в горячей воде (температура - не ниже +65 °С), после чего просушивать на ребрах в моечной зоне.

Один раз в месяц в школьной столовой необходимо осуществлять генеральную уборку с дезинфекцией помещений, оснащения и инвентаря. В случае выявления признаков жизнедеятельности насекомых или грызунов необходимо обеспечить проведение гигиенических мероприятий в соответствии с регламентом, регулирующим осуществление дезинсекционной деятельности без риска для участников учебно-воспитательного процесса. Во избежание проникновения в школьную столовую насекомых окна необходимо оборудовать сетками, целостность которых проверяется в преддверии каждого теплого сезона.

Меню для школьного питания разрабатывается на основе требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», раздел VI. «Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню».

6.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания.

6.2. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

6.3. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

6.4. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.

6.5. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.6. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

6.7. При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

6.8. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.


При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

6.9. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (приложение 4 настоящих санитарных правил) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (приложение 4

6.10. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

6.11. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил).

Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.

6.12. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

6.13. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2 - 3 дня.

6.14. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.

При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%.

При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак - 20%, обед - 30 - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%, второй ужин - 5 - 10%.

При организации шестиразового питания: завтрак - 20%, второй завтрак - 10%, обед - 30%, полдник - 15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.

Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

6.15. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.

6.16. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

6.17. Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.

6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

6.19. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать поционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

6.21. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

6.22. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.

6.24. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Приложение 2

составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд

День: _______________Неделя: ______________ Сезон: _________________