Классификации групп. Изучение больших групп в социальной психологии Малые социальные группы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

1. Группы: их виды, размеры, структура

2. Развитие группы. Общие качества группы

3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». (С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. группа социальный коллективность индивид

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

1. ГРУППЫ: ИХ ВИДЫ, РАЗМЕРЫ, СТРУКТУРА

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Одни из примеров исследования малых групп были Хоторнские эксперименты (1927-1932).

Тема: Повышение производительности труда.

1) Условия труда -- фактор производительности.

Факторная характеристика -- освещенность рабочего места, нейтральная -- содержание труда, контрольная -- производительность труда

2) Организация труда

Факторная характеристика -- продолжительность и частота перерывов дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.

3) Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих.

Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.

4) Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.

Оказалось, групповые нормы -- главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым

Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.

Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

Еще один метод для изучения малых групп:

Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы. Социометрия -- проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта -- малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений -- структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами. Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено «само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников». Социометрия в современной социологии -- это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты. По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

|Социоматрица |

|Кто |1 |2 |3 |4 |5 | |

|1 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

|2 |0 |0 |0 |1 |0 |1 |

|3 |1 |0 |0 |1 |0 |2 |

|4 |1 |0 |1 |0 |0 |2 |

|5 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения. Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»: Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

социальные классы;

различные этнические группы;

профессиональные группы;

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,

молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

2. РАЗВИТИ Е ГРУППЫ. ОБЩИЕ КАЧЕСТВА ГРУППЫ

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,

преобладающей эмоциональный настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех. (По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

3. СОЦИАЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВНОСТЬ. ОТНОШЕНИЯ МЕ ЖДУ ИНДИВИДОМ И ГРУППОЙ

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин «Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе. Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

внегрупповые (физические и социальные)

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Группы: их виды, размеры, структура. Развитие группы. Общие качества группы. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Отношения между социальными группами. Фактор общественной значимости.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2003

    Социально-психологические характеристики групп. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Понятие малых групп, их сущность и особенности, состав и деятельность, изучение в социальной психологии. Классификация малых групп, их разновидности и характеристика. Современные социально-психологические исследования в области малых групп, их результаты.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп. Соотношение психологических характеристик большой социальной группы и отдельной личности, входящей в неё. Социально-психологические признаки классов, их национальные признаки.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2015

    Группы, их виды, размеры. Структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. Состав микрогруппы, структура предпочтений, коммуникаций, отношений в ней. Методика исследования больших социальных групп.

    реферат , добавлен 19.09.2015

    Малая группа. Психологическая и поведенческая общность. Классификация малых групп. Что же такое коллективистские отношения? История исследования малых групп. Трансактный анализ общения. Психология и поведение отдельного человека как личности.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2002

    История изучения больших групп в социальной психологии. Отличие больших групп от малых. Проблема соотношения характеристик группы и сознания отдельной личности. Психологические особенности этнических групп. Механизмы присоединения к социальному движению.

    презентация , добавлен 29.12.2013

    Объект социально-психологического анализа. Определенные контакты людей друг с другом. Характерные особенности больших и малых групп как совокупностей индивидов. Исследования различных характеристик групп, их развитие и оценка соответствию нормам.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп. Классификация вида общностей людей по времени (классы, нации, митинги, аудитории) и характеру организованности (толпа, партии, ассоциации). Элементы общественной психологии.

    реферат , добавлен 16.09.2012

    Условные и реально существующие группы. Социальная идентичность личности. "Группа" в социально-психологическом понимании. Главные факторы возникновения больших стихийных групп. Общие проблемы исследования малой группы, структура власти и коммуникации.

В

Андреева Галина Михайловна (род. 13 июня 1924 г.) - доктор философских наук, профессор, создала и заведовала кафедрой социальной психологии МГУ до 1989. В 1980 г. Г.М.Андреевой был написан первый в России учебник по социальной психологии. Область научных интересов перемещалась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Г.М.Андреевой была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. Автором опубликовано более 160 работ. В том числе: Лекции по методике конкретного социального исследования (1972); Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). (1978); Социальная психология. Учебник для университетов (1980, 1988,1994,1996,1997); Актуальные проблемы социальной психологии (1988); Психология социального познания (1997).

первые подход к разделению групп на виды, был предложен американским социологом Ч.Кули в началеXX века. Он предлагал подразделять группы на первичные , где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью, и вторичные, где контакты формальны, и обусловлены организационными отношениями. Принадлежность к первичным группам является ценностью для ее членов. Во вторичные группы люди вступают в стремлении получить те, или иные экономические, социальные, политические выгоды.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М.Андреевой. Он представлен в следующей схеме:

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Социальная психология изучает реальные группы. Среди них выделяют лабораторные группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях и естественные, которые существуют в действительности. Другие разновидности групп, представленных в схеме мы рассмотрим далее.

Главными основаниями для классификации социальных групп в являются: способ возникновения, форма осуществления совместной деятельности, длительность существования группы, количество и характер взаимосвязи ее участников (А.И.Донцов).

В отечественной социальной психологии используют и классификацию, предложенную А.И.Донцовым. Данная классификация, по мнению автора, необходима для упорядоченного описания реальных социальных групп.

Социальные группы делятся:

    По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений на:

первичные и вторичные.

    По способу образования, структуре на:

неофициальные (спонтанно возникшие, естественные) и формальные (официальные).

Формальные группы создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями. Неформальная группа создается на основании стремления людей стать ее участниками.

    По длительности существования на: временные и постоянные.

    По степени регламентации групповой жизни и деятельности на:

оганизованные и неорганизованные.

    По проницаемости границ на: открытые и закрытые.

    По личностной значимости для участников на: референтные группы

и группы членства.

Референтной называют значимую для индивида группы, в соответствии с которой он оценивает свое поведение или ситуацию. Группой членства принято называть группу, к которой реально принадлежит человек.

    По уровню развития на:

Группа малая социальная - ограниченная совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей.

становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы).

Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.

    По числу участников на: малые и большие.

Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников.

М

Группы большие социальные - это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер .

Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д.

Под большими социальными

группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час.

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру Д., социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.

В общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны , имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы - структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус » или «позиция », обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Вторая характеристика индивида в группе - это «роль ». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий ». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

При этом необходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные , позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Классификация групп . Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

Но среди этих реальных существуют такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие » и «малые » группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии.

Большие: неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп, большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные - организованные.

Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Выделяют группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам. Как отмечает Г.Г. Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.)» 88 Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп / Методологические проблемы социальной психологии. -- М.: Наука, 1975. -- 198 с..

Стихийные группы возникают случайно, они, как правило, кратковременны и некоторые авторы объединяют их общим названием - толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае не разрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.

В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы (см. схему 1).

Схема 1. Классификация групп в социальной психологии

Общение в больших группах носит опосредованный (через средства массовой коммуникации) характер. К структурным явлениям психологии большой группы, которые становятся предметом изучения социальных психологов и социологов относят: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы

Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира (Г.М. Андреева). По профессиональной моралью понимают обычно систему моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.

При изучении подобных явлений социальные психологи используют методы этнографии, к анализу продуктов культуры. Полноту информации обеспечивают сравнительные, кросскультурные исследования, приемы, принятые в языкознании, а также методы традиционные для социологии.

Особую известность в связи с изучением массового сознания приобрела концепция социальных представлений С. Московичи. Социальные представления -- основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта).

Другое направление в изучении больших групп - исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений. Социальный стереотип - это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (учителя, американцы и т.д.) с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Г. Тэджфел выделяет две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две - на групповом уровне 99 Шихирев П. Современная социальная психология. -- М.: Академический проект, 1999 -- С. 269-270.. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.); 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному - 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа»).

Теджфел (1978) суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов.

  • 1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • 2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.
  • 3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.
  • 4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
  • 5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
  • 6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.

Понятие малой группы

В первую очередь для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные (см. рис. 4.1.). Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях (напр., учащиеся 9-ых классов РФ, замужние женщины города Челябинска и т.д.).

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т.е. таких, которые существуют в реальной действительности. Реальные, в свою очередь, делятся на лабораторные и естественные. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Такая группа существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Рис. 4.1. Классификация групп в социальной психологии

Естественные группы подразделяются на большие и малые . Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы: толпа, масса, публика, аудитория), другие – организованные, длительно существующие группы (классы, нации) стали объектом исследования сравнительно недавно.



Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева)

Французские социальные психологи Д.Анзье и Ж.Мартен полагают, что группа характеризуется:

1. Ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них.

2. Совместным активным достижением относительно постоянной общей цели.

3. Эмоциональными взаимоотношениями.

4. Сильной взаимозависимостью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства.

5. Дифференциацией ролей между членами группы.

6. Выработкой общих норм и специфической групповой культуры.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

– становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся, напр., коллективы, команды;

– организованные (формальные, напр., студенческая группа, трудовой коллектив) и спонтанные (неформальные, напр, группа друзей);

– открытые и закрытые (по степени открытости для вновь вступающих в группу);

– стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования);

– группы членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида). Группа членства – это место реального пребывания человека, а референтная группа – это группа, на которую он ориентируется в своем поведении, т.е. это эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном (напр., той или иной вид молодежной субкультуры для подростка).

Социальных психологов в первую очередь интересует вопрос, за счет каких механизмов происходит изменение поведения человека, включенного в групповые процессы. Рассмотрим некоторые из них:

ü Социальная фасилитация.

Эффект социальной фасилитации был открыт Норманом Триплеттом в 1897 году. Это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

В 20-х годах XX века эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Вместе с тем, эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта, при решении сложных примеров на умножение, при выполнении новых, непривычных действий.

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

– социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;

– боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;

– отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.

ü Огруппление мышления.

При принятии решений в группах отмечается определенная тенденция: подавлять инакомыслие в интересах единства группы - огруппленное мышление (groupthink). Как правило, это случается со сплоченными группами, члены которой связаны узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована от инакомыслящих и ею руководит авторитарный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать. При обсуждении проблемы критика мнения лидера либо подавляется, либо игнорируется, и группа принимает малооправданные решения.

К симптомам огруппленного мышления относятся:

– иллюзия неуязвимости: группы зачастую проявляют излишний оптимизм, а потому не могут увидеть признаки опасности;

– неподвергаемая сомнению вера в нравственность группы: члены группы настолько убеждены в собственной нравственности, что игнорируют этические аспекты обсуждаемых проблем;

– рационализация: члены группы недооценивают трудности и тратят больше времени на обоснование и оправдание своего решения, чем на размышления о других способах решения проблемы;

– стереотипные представления об оппонентах: в группе люди склонны считать своих противников либо слишком злонамеренными, чтобы с ними можно было вести переговоры, либо недостаточно сильными и умными для отпора.

– принуждение к конформизму: члены группы отвергают тех, кто выражает сомнения относительно представлений и планов группы, причем порой это делается не с помощью аргументов, а с помощью сарказма, направленного на конкретного человека, у большинства людей подобные насмешки отбивают всякую охоту возражать;

– «поглотители информации», т.е. наличие людей, сознательно защищающих группу от неприятных или неподходящих сведений;

– самоцензура: поскольку разногласия нередко становятся причиной дискомфорта, а в группе вроде бы существует консенсус, многие её члены отбрасывают свои сомнения или скрывают их.

– иллюзия единодушия. Самоцензура и давление конформизма создают иллюзию единодушия (рис. 4.2).

Рисунок 4.2. Огруппление мышления «Прошу всех, кто согласен

со мной, сказать «Да» (из книги Д. Майерса «Социальная психология»)

– быть беспристрастным, т.е. не становиться ни на чью сторону;

– поощрять критическую оценку, назначать «адвоката дьявола»;

– периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения;

– приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу, и соратников;

– прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все остающиеся сомнения.

Структура малой группы

Структура – элементы и связи между ними. Элемент – член группы, его поведение, связанное с ролью. Связи – взаимодействия и взаимоотношения.

Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает систему официальных отношений . Роли здесь заданы отношениями власти и подчинения, предписаны на формальном уровне (директор, заведующий, староста). Другими словами, это официальные роли, по сути – должности. Поведение реализуется с учетом ожиданий общества и большой социальной группы (организации в целом).

Но в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Такие роли можно встретить в большинстве коллективов (критик, организатор, эрудит, генератор идей и др.) Связи между реализующими эти роли людьми образуют систему неофициальных деловых отношений . Распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей членов группы. Центральный элемент – деловой лидер, причем это не всегда назначенный руководитель. Поведение организуется с учетом ожиданий группы.

Наряду с упомянутыми системами в группе существуют отношения эмоционального типа . Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желания оказать поддержку и т.д. Центральным элементом выступает эмоциональный лидер, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе, являясь наиболее предпочитаемым участником различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Другие роли: нытик, весельчак, зануда, завистник, шут, опекающая мама и др. Поведение реализуется с учетом ожиданий конкретных людей группы.

Р. Шиндлер (1957 г.) выделяет 5 основных ролей, которые реализуются в любой группе (семья, класс, коллектив), при этом один человек может совмещать несколько ролей. Обратимся к таблице 4.1.

Таблица 4.1.

Групповые роли по Р. Шиндлеру


Окончание таблицы 4.1
Cимвол Роль Описание
Бета β эксперт имеет специальные знания, навыки и способности, которые нужны группе или которые группа уважает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно (он ставит вопросы, много рассуждает)
Гамма γ рядовой легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляет себя с лидером и поддерживают идею лидера. «Рабочие пчелки», «костяк» коллектива
Омега ω аутсайдер, отвергаемый самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных. Его роль – снятие эмоционального напряжения. Иногда он отождествляет себя с противником, чем провоцирует против себя группу
Ро ρ противник активно выступает против лидера. Являясь угрозой для лидера, он помогает развиваться ему и группе в целом

Групповая динамика

Малая группа – это не застывшее явление с раз и навсегда определенной структурой, она изменяется. Мы можем говорить не только о структуре, но и о динамике группы. Групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу. Это совокупность процессов, происходящих в группе при ее развитии (целеполагание, нормообразование, распределение ролей, развитие сплоченности, прохождение группой определенных стадий развития).

Анализ развития группы обычно происходит на основании пяти элементов, представленных на рисунке 4.1.

Рисунок 4.3. Элементы групповой динамики

Цели в группе делятся на личные и групповые. У членов группы личные цели могут преобладать над групповыми. В деятельности это маскируется разными способами – от агрессии до скрытого саботажа. Агрессия проявляется в тех случаях, когда члена группы заставляют делать то, что не соответствует его личным целям, но является целью группы, напр. компании. Так, у сотрудника может быть личная цель – материальное благополучие при минимальных усилиях на работе. Как только от него начинают требовать эффективной работы, он прибегает к разным способам ухода от этого: прибегать к сплетням, допускать ошибки в работе, подрывать сроки выполнения заданий, показывать бурную деятельность, не приводящую ни к какому результату и т.д. Результативность его отдела и компании в целом такого сотрудника мало интересует. Задача руководства – по возможности приводить в соответствие групповые и личные цели сотрудников.

Групповые нормы – это продукт социального взаимодействия. Они формируются либо внутри группы (нерегламентированные, стихийно возникающие), либо задаются извне (регламентированные, чаще всего закрепленные в документах, напр. нормы дресс-кода, регламент телефонного общения с клиентами).

Характеристика групповых норм:

1. Нормы группы - это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками.

2. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно.

3. Группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, они формируются, как правило, относительно значимых ситуаций.

4. Нормы различаются по степени принятия их в группе. Некоторые одобряются всеми, другие находят поддержку меньшинства, некоторые не одобряются вовсе.

5. Нормы различаются по степени и широте допускаемых отклонений и диапазону применяемых санкций. (санкция тоже, кстати, норма – это наказательная норма)

6. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.

7. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты.

8. Соблюдение групповых норм – необходимый признак принадлежности человека к группе.

9. Часто нормы выполняют функцию не эффективности деятельности, а ее упорядочивания.

Групповые нормы, являясь продуктом жизнедеятельности малой группы, обеспечивают:

– эффективное существование малой группы, движение к общей цели;

– предсказуемость поведения, что порождает чувство безопасности в группе;

– стабильность существования группы;

– своеобразие, самобытность конкретной группы со своими традициями и правилами поведения.

Таким образом, групповые нормы обеспечивают соблюдение и поддержание внутренней однородности и целостности группы. Другим механизмом данного процесса выступает конформное поведение.

Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Экспериментальное исследование конформности впервые было проведено Соломоном Ашем в 1951 г. Эксперименты С. Аша и его последователей показывают, как и насколько социальные силы ограничивают наши мнения и убеждения, а также насколько силен в нас импульс к социальному конформизму. Известный социальный психолог Дэвид Майерс пишет на этот счет: «Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других, но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все».

Относительно следующего элемента групповой динамики – структуры группы – следует отметить, что она проявляется одновременно на формальном и неформальном уровне отношений, причем неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли.

В группах довольно часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы возникают согласно определенному принципу (возрастному, половому, интеллектуальному и пр.), влияя на деятельность группы в целом. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми частные проблемы, включать в совместную деятельность. Поэтому немаловажным механизмом групповой динамики выступает сплоченность.

Сплоченность – это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней (Луи Фестингер). Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, взаимное тяготение индивидов друг к другу (эмоциональная сплоченность), потребность участия в группе (мотивационная сплоченность), единое согласованное понимание целей и ценностей группы и сотрудничество при решении общих задач (сплоченность как ценностно-ориентационное единство). Следствиями групповой сплоченности являются:

1) сохранение группового членства, снижение количества уходов из группы;

2) повышение влияния, оказываемого группой, на отдельных индивидов;

3) большее проявление конформного поведения;

4) возрастание участия каждого в жизни группы (человек больше вкладывается);

5) рост индивидуальной безопасности в группе и переживание чувства личной безопасности (усиление чувства личной безопасности, снижение тревожности, повышение самооценки, уверенности).

Фазы развития группы определяются прежде всего сменой преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным типом групповых интеракций.

Существует большое количество моделей группового развития: однофакторных, двухфакторных, частных, моделей коллективообразования, о чем можно подробнее прочитать в учебниках по социальной психологии. Мы рассмотрим этот вопрос на примере двухфакторной модели Б. Такмена и схеме образно-символического соответствия А.Н. Лутошкина.

Б. Такмен и другие ученые обнаружили интересный факт: жизнь группы протекает в 2-х плоскостях – инструментальной (деловой) и экспрессивной (эмоциональной). Группа в этих плоскостях функционирует неодинаково и неравномерно, что и служит толчком группового развития.

В сфере деловой активности Б. Такмен обозначает следующие стадии:

– ориентировка в задаче;

– противодействие (эмоциональный ответ на требования задачи, нарушение взаимодействия между членами группы, распределение ролей, порой конфликтное);

– открытый информационный обмен (группа определяет, кто является сильным ресурсом в исполнении задач – деловым лидером, а также, какой ресурс могут дать другие участники группы);

– конструктивное решение задач.

В сфере межличностной активности приводятся следующие стадии:

– проверка зависимости (ориентировка в характере, друг друге, поиск взаимоприемлемого поведения);

– внутренний конфликт (нарушение взаимодействия и отсутствие единства, распределение ролей, формирование подгрупп);

– развитие групповой сплоченности;

– функционально-ролевая соотнесенность (каждый член группы проявляет поведение в соответствии с групповой ролью, и его ролевое поведение работает на общую цель).

Развитие в этих сферах идет параллельно друг другу, но изменение в одной сфере вызывает изменение в другой.

Схема образно-символического соответствия группового развития А.Н. Лутошкина интересна, во-первых, метафоричностью описания стадий группового развития, а, во-вторых, своим прикладных характером (модель применима в педагогической среде, в ситуации диагностики молодежного коллектива). Каждой стадии присвоено образное название:

1. Песчаная россыпь (отсутствие групповой структуры, каждый сам по себе).

2. Мягкая глина (многое зависит от внешних, случайных факторов, однако все больше выделяется лидер, который внедряет групповые нормы).

3. Алый парус (у группы появляется есть общая цель, «капитан», все «плывут» в одном направлении к достижению общих целей, группа функционирует как сплоченная, слаженная команда).

4. Горящий факел, маяк (группа открыта для взаимодействия и помощи другим группам).

В завершение краткого обзора групповой динамики целесообразно поставить вопрос о ее механизмах: что заставляет группу меняться, развиваться, двигаться вперед, а людей, включенных в групповые процессы, проявлять себя иначе? Рассмотрим некоторые из механизмов.

ü Разрешение внутригрупповых противоречий.

Исследователи группового развития указывают на наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах, А.Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности, в групповую структуру, интеграции ее с группой. Оказывается, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.

ü Психологический обмен.

Что на что обменивается? Говоря очень кратко, вклад со стороны конкретного участника в общий групповой процесс (решение важной групповой задачи) обменивается на его признание (статусную позицию) со стороны группы. Другими словами, активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус.