Сценарии русские народные посиделки в детском саду. Творческая встреча с родителями «Русские посиделки

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Вечеринки с родителями помогают детям, родителям и педагогам хорошо узнать друг друга, сблизить детей и взрослых и успешно сотрудничать друг с другом.

Цель таких мероприятий – укрепление семейных отношений, общение со сверстниками своего ребёнка и другими родителями. Обмен опыта между

друг другом.

В детских садах проходят тематические недели, которые позволяют «погрузиться» в ту или иную тему более глубоко. Например, на национальной недели можно организовать настоящие русские посиделки. На них родители предоставляют русскую кухню, беседуют о русской культуре, вспоминают русские пословицы и поговорки. Также исполняют русские песни и частушки.

Сценарий развлечения «Русские посиделки» .

Задачи мероприятия:

  1. Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа.
  2. Учить развивать познавательный интерес к истории Родины.
  3. Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми и родителями поговорок, частушек, русских народных песен, изготовление блюд к столу.

Действующие лица: Скоморох, Русская девица.

В зал входят Скоморох и Русская девица.

Девица: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Скоморох: Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей дорогих – вечеринка, по обычаю по старинному «посиделками» называется.

Девица: Пригласили мы вас, красны девицы и добры молодцы, чтобы рассказать об обычаях старинных, поговорить, о русских забавах. В старые времена был на Руси обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть да себя показать. После работы парни и девушки водили хороводы, играли в весёлые народные игры, пели песни, рассказывали небылицы. Веселились от души.

Скоморох: Вот вам предлагаем сегодня повеселится от души.

Ну, гармошка, заиграй – ка,
Веселее заиграй – ка,
Ты играй и не ломайся,
Для гостей ты постарайся!

Позабудем мы усталость,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

Девица: Гости наши, выходите, с нами вместе попляшите! Ребята, приглашайте мам и пап на весёлую пляску!

Дети и родители исполняют пляску под русскую народную песню «Калинка» .

Девица: Русские люди не только играют и пляшут, они очень любят петь. А песни какие на Руси – распевные, протяжные, ведь русская душа широка, как раздольные песни и поля…

Исполнение русской народной песни по выбору.

Скоморох: Сидели люди после трудовой работы за столами, песни пели, а хозяйки потчевали гостей.

Девица предлагает родителям представить свои блюда. Родители по очереди представляют блюда, угощают присутствующих.

Девица: Угощайтесь, гости дорогие, а мы вас повеселим – споём весёлую песню!

Девица и Скоморох исполняют русскую народную песню по выбору.

Скоморох: Делу – время, потехе – час. Кто хочет поиграть?

Скоморох помогает присутствующим разделиться на две команды, каждой команде выбрать известную сказку и показывать её при помощи жестов. Команды по очереди выполняют задание.

Девица: А какие же посиделки без чая самоварного, горячего, бодрящего!

Скоморох:

Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
Наливайте чаёк,
Не стесняйтесь.

А пока чаёк все пьём,
Мы пословицы прочтём.

Дети и родители рассказывают пословицы о труде, отдыхе, самоваре.

Скоморох:

Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!

Девица:

Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки распеваем.
Сейчас частушки пропоём,
Потом ещё чайку попьём!

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна;

Клишкина Надежда Борисовна;

МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени

Программные задачи:

Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).

Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.

Физическое развитие: Знакомить с народными играми.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».

Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.

Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал

Ход мероприятия:

Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.

Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка 2:

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяйка 1:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)

Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)

Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
  • Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
  • Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
  • Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
  • Что посеешь, то и … (пожнешь).
  • Была бы охота, будет и … (работа).
  • Мала пчела, да и та… (работает).
  • Терпенье и труд,… (все перетрут).
  • Труд человека кормит,… (а лень портит).
  • Землю красит солнце, а… (человека труд).
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
  • Умелые руки… (не знают скуки).
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
  • Кончил дело,… (гуляй смело).
  • Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
  • Дело мастера… (боится).

Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?

Эй, девчонки – хохотушки,

Не пора ли спеть частушки?

Хозяйка 2:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут!

Дети исполняют частушки

Мальчики:

Дуйте ветры, дуйте,

Буйные кружитесь,

По деревне мы идём

Все остановитесь.

А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились.

Мальчики: Ну!

Девочки: Да! Вот такие вот дела!

Мальчики:

Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гулянье.

Пропоём мы вам частушки

Для всего собранья!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мальчики: Ну!

Мальчики:

Запрягайте кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ!

Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Мальчики: Ну!

Девочки: Да? Вот такие вот дела!

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половице лопнут.

Плясать пойду,

Отходите дале!

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Ох, кончаю петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.

Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).

Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!

А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.

Игра «Кто быстрее насобирает шишек».

Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.

Презентация «Дымковские игрушки».

На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)

  • Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
  • Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!

  • Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!

  • По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
  • Дымковская барышня ходит не спеша.

Ею все любуются: «Ах, как хороша!»

Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).

Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.

А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)

Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!

Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).

Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!

Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.

(фотография 5,6)

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

3. Петушок, петушок,

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Хозяйка 2:

Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!

Молодо – зелено, погулять велено.

Хозяйка 1:

Молодёжь с вечера не укладёшь,

А с утра не поднимешь.

Хозяйка 2:

В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Хозяйка 1:

Прощаясь с вами, мы желаем

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

Хозяйка 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями

Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Список литературы:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

(для детей старшего дошкольного возраста)

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель 1 : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

В зал входит вторая группа детей с воспитателем

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель 2 :Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!

Ребенок : Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель 1 : Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Дети : Смех да веселье!

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети : В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети : В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети : В балалайки!

Хозяйка : Кукушки

Дети : В колотушки!

Хозяйка : А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

«Во саду ли, в огороде»

« Во саду ли, в огороде»-русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)

Хозяйка : Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

Во зеленый огород,

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

В берестяной коробок,

Где ни взялся таракан,

Проел Дунин сарафан!

«Во кузнице» русская народная песня

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

Отгадайте-ка, ребятки,

Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

Поиграем на гармошке.

(дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

(дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Слушайте третью загадку:

Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети : Ложками!

Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Что же за инструмент получился?

Дети : Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

Дудки-самогудки!

(дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка: (достает дудочку)

Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).

Мальчик: Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда,

А как дудочку почуют-

Сами ноженьки танцуют!

(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

«На зеленом лугу»- русская народная песня

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

Вы, соседки, отдохните,

Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили

А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

Расседая борода,

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной,

Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки:

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

Раз- два - три- замри!

Игра «Молчанка»

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!

Вам, девчоночки-болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Соседки: Конечно, чепуха!

«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

Соседка 1: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 2: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 1: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

Раздается смех за дверью.

Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…

В зал вбегают девчонки - хохотушки.

Девчонки: Мы- веселые подружки.

Мы – подружки - хохотушки!

И на празднике на вашем

«Русскую кадриль» мы спляшем!

Хозяйка: Танцы мы очень любим.

Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.

Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.

Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.

Не сыграть ли нам в «Ловишки»?

Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?

Хозяйка: Ну что ж?

Давайте, ребята, в « Горелки» играть,

Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Все поют: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Дети : Любим чай мы с пирогами,

С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)

Осенние посиделки в гостях у домовенка Кузьки для смешанной группы детей 3-5 лет и их родителей

Праздник проходит в группе, украшенной в народном стиле под русскую избу. Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы: папы и мальчики в косоворотки, мамы и дочки в сарафаны, кокошники, ленты. Все входят в группу, здороваются с воспитателем-хозяйкой, проходят на заранее обговоренные места. Каждый выбирает работу по душе: кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто ложки вырезает, а кто-то игрушки расписывает. Дети сидят рядом с родителями, у них в руках тряпичные куклы, клубочки ниток, красочные книжки, свистульки-глинянки. Тихим фоном звучит в грамзаписи народная мелодия (на выбор музыкального руководителя).

Хозяйка: В старые времена, когда осенью уже собрали урожай, приходили все на праздники, на веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня и песенки споем, и попляшем, и работу свою завершим. Ой, а кто это шуршит за моей спиной?

Слышится кряхтение, сопение, появляется рядом с хозяйкой кукла — домовенок Кузька, боязливо всех оглядывает, ворчит (куклой управляет воспитатель).

Кузька : О, народу-то в избе, народу. Откуда только понашли-понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?

Хозяйка : Не будь таким жадным, Кузька!

Кузька : Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!

Хозяйка : Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.

Кузька : Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Хозяйка : Неправильно ты здороваешься, Кузенька. И представляешься неправильно, не так надо.

Кузька : А как надо? Не знаю, не умею я.

Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузьку правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? Машенька, вот молодец.

Маша : Здравствуйте, Кузьма Иванович. Меня зовут Маша Петрова. Мне 4 года. А вот моя мама Оля.

Мама Оля : Здравствуй, Кузенька! Меня зовут Ольга Михайловна.

Все взрослые и дети по очереди представляются и здороваются с домовенком.

Кузька: Ух ты, как здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так уж и быть, оставайтесь. Слушайте мои сказки и загадки. У меня их много. Вот для совсем маленьких. Попробуйте отгадать.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)

Сидит на грядке дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Хозяйка: Вот какие молодцы, хоть и маленькие, а все загадки отгадали. А еще для тебя, Кузька, они песенку про эти овощи споют. Называется она «Огородная- хороводная».

Дети инсценируют песенку «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Кузька: Замечательно, ребята. Мне очень понравилось. А я с помощью перчаток и разных овощей и фруктов умею сказки рассказывать.

Хозяйка : Да как же это, Кузенька?

Кузька : Доставай-ка, хозяйка, свои старые перчатки, а из этой корзинки — овощи. Вот смотрите: из морковки получится лисичка-сестричка, а из свеколки — серый волк. Лягушку мы сделаем из огурчика, а мышку — из редиски. Вот картофелина, как голова медведя. Зайчика я уже сделал из груши, ушки вырезал. Петушок — из яблочка и морковки. А вот и ширма, на которой терем-теремок нарисован. Занавес открывается, сказка начинается.

Взрослые показывают сказку «Теремок» (персонажи кукольного перчаточного театра). В конце сказки звучит в грамзаписи русская народная плясовая «Из-под дуба, из- под вяза». На пляску Кузька приглашает всех гостей, они пляшут, как умеют. Но тут в печке зашевелился Колооок (с этой игрушкой работает второй воспитатель).

Колобок : А про меня кто сказку расскажет?

Кузька : И вправду, хозяюшка, расскажи про Колобка сказку.

Xозяйка: А я не одна буду рассказывать, мне ребята помогут. Бабушка и дедушка у нас настоящие есть. Это Машина бабушка Мария Ивановна и Сашин дедушка Степан Васильевич. Поможете мне сказку рассказать? Тогда начинаем.

Сказку «Колобок» разыгрывают дети и взрослые. Хозяйка читает текст. Детям надевают шапочки персонажей, и они произносят реплики героев сказки.

Колобок: Лиса меня не съела, пожалела, хозяйке принесла в избушку.

Лиса: Потому что, пока Колобок катился, он в черствый сухарь превратился. А мне, Лисе Патрикеевне, свои зубки жалко. Лучше я пойду на ферму и поймаю себе гуся жирного.

Дети и взрослые показывают инсценировку песни «Лиса- плутовка» (немецкая народная мелодия).

Хозяйка: Что у тебя там, Кузька, в кузовочке?

Кузька: Для деточек красивые платочки.

Хозяйка: Мы платочки возьмем и опять плясать пойдем.

Дети танцуют с платочками под музыку «Ах ты, береза» (русская народная мелодия). На первую часть музыки с платочками ходят по избе, на вторую часть выполняют «пружинку», снова ходят под музыку и на вторую часть кружатся, прячутся за платочки. Проводится игра «Прятки с платочком.» (дети прячутся за платочек — воспитатель-хозяйка их ищет).

Хозяйка:

Где же наши малыши? Здесь не видно ни души!

Пойду погуляю, всех сейчас поймаю.

Я по комнате хожу а ребят не нахожу.

Где ж мои ребятки? Не играйте со мной в прятки!

Дети: Мы здесь!

Танец и игра повторяются еще раз.

Кузька: Какие молодцы! А что, хозяйка, самоварчик поспел? Может, чайку попьем?

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!

Чаепитие за столом.