Предсмертные письма героев ВОВ своим невестам и жёнам. Письма, опалённые войной, или Треугольники судьбы Письма с вов до слез

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признаться ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: «Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…»
И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: «Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: «Я бы прилетела, будь у меня крылья…» Молодые люди полюбили друг друга.
Почти три года длилась эта переписка. В 1944 году Михаил и Соня поженились.

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.


Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале — 7, братику Коле — 3 года.

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников — важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Без малого 60 с лишним лет собирает письма фронтовиков москвич, майор в отставке Юлий Соломонович Лурье. Первым письмом в этой большой коллекции стало письмо отца с фронта, которое семья Юлия получила в 1941 году. Сам Юлий в ту пору был подростком. В большом собрании писем Лурье фронтовые вести воинов — от солдата до маршала. Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего.
«Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.


В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, — писал Алексей жене из Новочеркасска, — приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».
Долго хранились в семье москвичей Зенько письма с фронта Фадея Фадеевича Зенько, пока его родственники не передали их в музей. Фадей Зенько незадолго по победы погиб. Его письма адресованы жене Анне и детям. Вместе с сотрудниками института инженеров железнодорожного транспорта она была эвакуирована на Урал. Анна Ивановна с двумя детьми поселилась в селе, где ее избрали заместителем председателя колхоза.


Трудно было, тяжело. Но выжить помогали ей письма от мужа. Он тревожился о том, как его жена и дети перенесут уральские морозы: «Это замечательно, что вы приобрели валенки. Надо сшить шапки-ушанки, чтобы наши малыши не замерзли. Анечка, не забывай думать о себе». Чувствуется огромное желание мужа хоть как-то уберечь от невзгод жену и детей. Дети Фадея Зенько вспоминали, что мать, читая письма с фронта, то плакала, то смеялась. Они заряжали ее своим оптимизмом.
В колхозе не хватало людей, не было в достатке техники, трудности были с семенами. Анне Зенько, вчерашнему инженеру одного из ведущих московских институтов, совсем было непросто приспособиться к сельской жизни. О том, что она трудилась, не покладая руку, говорилось в очередной весточке мужа: «Узнал, Аня, в твоем письме, что отзывы руководителей района о тебе хорошие. Очень рад и горжусь. Ваши успехи — наши успехи».
Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история. В историческом музее города Рославля собрана большая коллекция фронтовых писем. Николай Иевлев написал свое письмо домой за 3 недели до начала войны: «Мама, обо мне не тревожьтесь. Все хорошо. Очень жаль, что нашим садом некому заниматься. У нас ведь чудесные яблони. В месте, где находится наше военное училище, очень красивые леса. По утрам можно увидеть лосей».
Леонид Головлев почти два года не мог отыскать свою семью. Только в 1943 году близкие получили от него письмо: «Ничего не знал о вашей судьбе, тревожился. Не могу представить, как вы пережили оккупацию. Будем надеяться, что теперь все будет хорошо. Что сказать о себе? Воюю. Жив и здоров». Леонид пропал без вести в 1944 году. Отцовской любви полны письма Николая Фескина. В тылу у него остались жена Евдокия и трое детей. Вот несколько фраз из письма фронтовика: «…Целую вас много раз. Очень хочу увидеть. Дети — Валя, Витя и маленькая Мирочка — мне снятся».

В 1995 году дочь Николая Фескина Мира Колобнева передала письма отца в музей.
Человек всегда остается человеком, даже в самых сложных условиях. В годы войны молодые люди часто переписывались заочно. Так, офицер действующей армии прислал незнакомой ему Екатерине Катаевой письмо с фронта. Екатерина Карповна говорила, вспоминая это время: «Наших женихов поубивало на войне. Мой парень погиб под Сталинградом. А тут пришло письмо от Семена Алекимова. Поначалу не хотела отвечать. А подумала о том, как наши солдатики там воюют и ждут писем, решилась на ответ».
Нелегко жилось Кате. Их было пятеро у матери. Отца не стало в 1936 году. Чем больше переписывались молодые люди, тем крепче становились их чувства. Старший лейтенант Алекимов не раз был на волосок от смерти. Помнит, как чудом выжил во время бомбежки, когда их взвод переправлялся через реку Березину, как бывали под обстрелами немецких самолетов. После войны Семен Алекимов скажет: «За один день на войне проживаешь и десять жизней, и десять смертей. Но всегда мечтал о своей Катюше». Катя и Семен сумели пережить все невзгоды, судьба соединила их.

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».
Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…» Это письмо, как и другие весточки от Владимира, попали в местный музей. За годы бумага стала совсем прозрачной. Но хорошо видны слова автора. Есть в письме и вычеркнутые строки. Эта цензура постаралась. Везде пометки: «проверено военной цензурой».


Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

Александр Глухов спустя годы вспоминал, что знал фамилии многих бойцов. Однако почти после каждого боя были потери личного состава. Уже в штабе полка он на письмах, не дошедших до адресатов, ставил пометку «выбыл из части». Сами фронтовики такие письма называли «неврученкой».
Не легче было работать почтальоном и в тылу. Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила».
Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью. Некоторые письма люди читали всем деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта. Но немало было и похоронок. Не обошла беда и их семью. Мать Валентины потеряла на войне двух братьев. Валин отец умер позже, когда пришел с фронта.


Героям Великой Отечественной,
павшим на полях сражений,
посвящается...

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! —
заплачет мама. — Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! —
жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»


Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.
Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета…
Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.
Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:


В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.
Армянин Эдуард Симонян воевал в танковой бригаде, которая входила в состав Сталинградского корпуса. В 1944 году в их бригаде осталось только 7 человек. Не раз был ранен, лежал в госпиталях. В конце войны его мать получила извещение о гибели сына. И вдруг неожиданно для нее пришло письмо, заветный треугольник, в котором Эдуард писал: «Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо».


А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 года, адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом — вторая… Вот тогда всем стало ясно — это конец войне!»

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 3-6 классов

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне"

Ёлгина Елена Степановна, учитель начальных классов, НОУ "Русская гимназия полного дня", г. Чита
Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 3-6 классов, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям 5-6 классов, внеклассное занятие прошло апробацию в 3-4 и 5 классах, рассчитано на 45 минут- 60 минут.
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Научить делать конверт, провести мастер-класс;
4. Записать видео-письмо - благодарность ветеранам.
Планируемые результаты
- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, фотоаппарат для записи видео со словами благодарности ветеранам, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель:
Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске). Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате). Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим...
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОв в месяц доставляла в армию 70 млн писем.
Кто разносит письма?


Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.


Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?
Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?


В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.


Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.


Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите, на стенде вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах? Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?


Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?


Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель:
Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель:
Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо. Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель:
Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель:
Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов г. Читы, его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.

Лучшие сочинения размещаем на школьном сайте. Благодарим ребят и их руководителей – учителей русского языка и литературы Печур А.А. и Сопочкину Е.В.

Здравствуй, солдат!

Где бы ты ни служил: танковые, воздушные, сухопутные войска, я рад, что ты служишь и обороняешь нашу Родину!

Армия из мальчишек делает мужчин: закаляет характер и волю.

Ты занимаешься правым делом – защищаешь Родину от неприятелей. Сейчас идут конфликты в Ираке, недавно закончился конфликт в Сирии. Но не только от войн надо защищать людей. За последние годы Россия пережила 24 террористических акта! А это еще страшнее! И естественно наша армия принимает меры и по этому вопросу, чтобы люди жили без страха и риска.

Жертвуя своими жизнями, вы, солдаты, спасаете наши!

Каждый мужчина должен идти служить своей стране. Придет время, и я пойду служить на благо Родине.

Дорогой солдат, где бы ты ни был, я горжусь тобой! И буду делать все, чтобы в дальнейшем страна гордилась и мной!

Енговатов Евгений, 6 класс.

Здравствуй, дорогой солдат!

Много лет прошло после Великой Отечественной войны. С 1941 по1945 год ты защищал нашу страну и нас самих.

Мы очень благодарны тебе за все, ведь ты отдал свою жизнь за нас.

Многие солдаты отправлялись на войну с гордостью, потому что шли защищать свою Родину. Вы шли в бой и отдавали свою жизнь ради того, чтобы жили мы.

На сегодняшний день в живых вас, ветеранов, осталось немного,и нужно сделать так, чтобы вы прожили как можно дольше, потому что вы – наша гордость!

В нашей стране, увы , много таких людей, которые хотели бы овладеть последним, что у вас есть. У них, наверное, нет ни души, ни совести. Вы были готовы порвать всех за Россию, а они сейчас пытаются обобрать вас до ниточки…

Дорогой солдат, я очень благодарна тебе за все твои подвиги и поступки. Спасибо тебе за мир и за нашу жизнь!

Двоеглазова Валерия, 6 класс.

Здравствуй, солдат!

Здравствуй, защитник родины!

Это письмо я пишу тебе, тому, кто готов отдать свою жизнь за Отчизну. Ты воевал с фашистами и не выдержал боя, а может …выжил и сейчас 9 мая выходишь на парад и, сверкая медалями на солнце, идешь, вспоминая о войне. Ты нас спас от захватчиков и проложил дорогу в лучший мир. Я благодарна тебе, солдат! И помни, ты жив в наших сердцах и всегда будешь жить. Такими людьми, как ты, я горжусь, и знай: ты отдал свою жизнь не напрасно!

Ты – человек с большой буквы!

Ты – настоящий герой!

Наверное, никто не любит Родину так, как человек, отдавший за неё жизнь!

Я очень хочу, чтобы люди не забывали о подвиге простых солдат, о подвиге, который многим не удастся совершить никогда, о подвиге, благодаря которому мы живем, и живем свободно!

Лусевич Анастасия, 6 класс.

Дорогой солдат, здравствуй!

Пишет тебе ученик 6 класса Базаркулов Алишер.

И в первую очередь я хочу сказать тебе спасибо за то, что я есть. За то, что мы, российские люди, живем в относительно спокойное время и не видим того ужаса, который в свое время видели вы. И если бы не ваша храбростьв военное время, то мы сейчас были бы рабами у немцев и нашего государства бы не существовало. Но 9 мая 1945 года случилось чудо: по стране объявили, что победа за нами.

Спасибо тебе и твоим товарищам за это!

Благодаря вам наша Отчизна не зависит от других народов, и мы живем в мире.

Хотелось бы, чтобы каждый человек на Земле понимал важность этой победы и мог оценить тот труд, который вы, солдаты, в неё вложили!

Базаркулов Алишер, 6 класс.

Дорогой солдат!

Прошло много времени после войны, но люди помнят вас – защитников Родины! Вы отдали свои жизни за наши. Я очень ценю твой боевой дух, твою храбрость в этом тяжелом бою. И мне очень хочется сказать спасибо, глядя в твои глаза.

Очень жаль, что ты не можешь праздновать день Победы вместе с нами.

Я хочу, чтобы и нынешние солдаты, стоящие на посту, были такими храбрыми и сильными, как вы!

Большое спасибо тебе, солдат! Мы будем помнитьвсю свою жизнь вас с ваш величайший подвиг!

Титлянова Екатерина, 6 класс.

Дорогие солдаты!

Желаю вам всем быть непобедимыми и физически сильными, чтобы один год службы пролетел незаметно. Побольше вам в суровых армейских буднях веселых эмоций, поменьше дежурств, чтобы хватило сил, если вдруг на нас нападет враг. Я хочу, чтобы вы были похожи на солдат, которые защищали нашу страну во время Великой Отечественной войны. Сейчас изменились враги у страны: это и террористы, и мародеры и т.д. Но цель для защитников Родины все та же – благополучие России. Поэтому, солдат, желаю тебе быть выносливым и храбрым. Служи спокойно!

Егоров Влад, 6 класс.

Дорогой солдат!

Мое письмо – это благодарность!

Большое тебе, солдат, спасибо за то, что ты воюешь, борешься, получаешь ранения, но не сдаешься. Когда я вырасту, я тоже хочу стать военным.

Больше всего я хочу своими внутренними качествами походить на солдат Великой Отечественной войны. Ведь они защищали нашу страну, когда не было уже никаких сил, не было еды, а друзья и близкие люди умирали прямо на глазах. Но проклятые фашисты были разгромлены.И это благодаря силе духа и мужеству русского человека!

Я уверен, что в армии сейчас служат такие же солдаты. И им по плечу защитить нашу огромную и прекрасную Россию.

Солдат, держись! И тогда, я знаю, что кто бы на нас ни напал,ты не проиграешь, не сдашься и будешь предан своей стране и народу всегда!

Латышев Вячеслав, 6 класс.

Здравствуй, солдат!

Хочу рассказать тебе одну историю.

Жил в одном городе мальчик, который хотел стать солдатом. И однажды утром он решил написать тебе письмо. Он взял лист бумаги, ручку, конверт, ушел в свою комнату.

«Здравствуй, дяденька солдат!

Я вам рад признаться, что хочу, как и вы,

Родине отдаться!

И сражаться я хочу,

Ездить в танке научиться.

Голову побрить, как вы,

С генералами сравняться!

Китель я хочу надеть,

В зеркало всмотреться.

И, гордясь собой, я крикну:

Родина моя! Ты моя Отчизна!

Я с тобою навсегда,

Родина моя!»

Он положил письмо в конверт, заклеил его и подписал. И стал ждать ответа. Солдат, ответь малышу.

Димитриенко Илья, 7 класс.

Дорогой солдат!

Я часто задаюсь вопросом, каким должен быть настоящий солдат? Что он должен значить для Родины?

В своих размышлениях хочу найти ответ.

В моем понятии солдат должен иметь такие качества: ответственность, верность, справедливость. Каждый солдат должен с гордостью нести свою службу. Солдат – защитник отечества, наших жизней. Рискуя своей жизнью, он дарит нам спокойную, тихую, мирную жизнь. Дает возможность ходить в школу, гулять в парках, наслаждаться тишиной, дышать свежим воздухом.Скажите, это не про наше время, а про военное? Нет, отвечу я вам! Благодаря нашим солдатам, мы живем в мирное время. Хвала и честь нашим защитникам!

И пусть каждый молодой человек помнит: Родина нуждается в его защите!

Служи, солдат!

Бурмина Елена, 7 класс.

Здравствуй, мой далекий неизвестный друг!

Меня зовут Лена, учусь я в 5 классе.

Мой папа говорит, что каждый гражданин России должен служить в армии, чтобы защищать свою страну. Время учит многому. Каждый солдат становится настоящим мужчиной. Ты охраняешь мой покой, чтобы я жила, ходила в школу, росла. Ты защищаешь эту землю, потому что нам на ней жить!

Самое главное – я хочу пожелать тебе, чтобы ты вернулся здоровым и рассказал своим и чужим детям, что служить в армии - почетно!

Ты настоящий солдат, так как ты уже служишь. Я считаю, что наша армия очень сильная, мощная и может дать отпор любому врагу, каким бы он ни был. Я горжусь тем, что мой папа тоже служил в армии и получил благодарственное письмо.

И ты служи верно и честно и знай, что тебя ждут дома, в тебя верят!!!

Абсалямова Елена, 5б

Здравствуй, солдат!

Хочется спросить у тебя, как служба, солдатская жизнь?

Каждодневные тренировки отнимают много времени и сил, но в этом сила солдатская! Можешь ли ты похвастаться своими достижениями? Нужно обязательно ладить с товарищами, ведь, как известно, один в поле не воин.

Чаще пиши письма своим близким, они ждут тебя, верят в тебя.

Вся страна знает, что служба солдатская очень трудна, но Родине нужны защитники и просто настоящие мужчины!

Желаю тебе здоровья, отличного настроения и успехов на службе!

Махнутина Дарья, 5б класс.

Здравствуй, дорогой, уважаемый солдат!

Нам в школе рассказывали о войне. Там было трудно и страшно. Всем солдатам пришлось пережить множество тяжелых испытаний. Они голодали, замерзали, получали тяжелые ранения. Боролись за жизнь. Им пришлось преодолеть свой собственный страх, чтобы победить!

В солдатскойпамяти осталось много воспоминаний, сохранились ордена и другие награды. Они сильные,

храбрые, смелые солдаты!

Наше поколение очень гордится ими, ведь эти солдаты победили в Великой Отечественной войне! Хочу гордиться и вами, наши сегодняшние защитники!

Хвостицкая Ольга, 7 класс.

Письмо солдату в 1941 год.

Дорогой солдат!

Дорогой соратник-однополчанин и мой боевой товарищ!

Трудно передать словами то, что я хочу написать, но я пишу, хотя тебя сейчас нет рядом. Прошло более 70 лет с тех памятных дней, когда здесь, в Новороссийске, развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Мы, как могли, защищали город от ненавистного врага, но мы выстояли и победили!

Война не согнула воли советских людей и наших товарищей, доблесть и бесстрашие привели их к победе! Много погибло в этом бою, и в наши дни я часто вспоминаю об этом! Долгой им памяти!

Человек с боевым духом по достоинству ценит достижения других.

Пусть на всей Земле наступят хорошие времена, ведь на самом деле жизнь продолжается, а для некоторых только начинается!

Чебан Анжелика, 5б класс

Здравствуй, солдат!

Хорошо, когда служат в армии такие солдаты, как ты, сильные духом. Ты знаешь, что для тебя сейчас нелегкое время. Ты пошел в армию, ты находишься далеко от дома, и тебе очень тяжело в этот период жизни. Я хочу пожелать тебе, солдат, служить честно, не бояться армии.

Мой прадед погиб в Великой Отечественной войне, отдав свою жизнь за Родину. Я очень горжусь им и хочу быть похожим на него! Войны сейчас нет, но армии нужны настоящие защитники, а не хлюпики . К службе в армии надо готовиться: заниматься спортом, ходить в спортивные секции, чем я и занимаюсь. Я считаю, если ты настоящий мужчина, ты должен поносить кирзовые сапоги, поесть каши, закалить организм, стать сильным и волевым!

Я учусь в 10 классе, и мне в скором времени предстоит пойти в армию. Может, армия поможет мне пробиться в жизни!?

Счастливой службы тебе, солдат! Знай, тебя всегда ждут твои друзья, родные и любимые люди.

Жужа Павел, 10 класс.

Привет, солдат!

Теперь ты стал настоящим мужчиной! Стал выносливее, сильнее, мужественнее, строже. Раньше 23 февраля для тебя был просто повод, чтобы получить подарок, поздравление, открытку. Хотелось поскорее вырасти, чтобы не говорили: ты не служил, это не твой праздник.

Всем хочется попробовать послужить в армии, а на самом деле там трудно.

Мне тоже хочется вырасти, отслужить в армии. В армии многому могут научить, чему не научат в школе. А если война, ты захочешь защищать Родину, а от армии в свое время «закосил»? Без военной подготовки можно сразу умереть, из-за одного неподготовленного человека можно потерять друга, роту, армию, и, может быть, целую страну?

Поэтому служи, солдат, и ни о чем не жалей!

Верещагин Никита, 7 класс.

Здравствуй, мой далекий, незнакомый солдат!

Я хочу поговорить о нашей стране – России. На сегодняшний день наше государство – одно из самых прогрессивно развивающихся, производящее современную военную продукцию.Я считаю, что у нас самая лучшая авиация на планете.

А теперь про армию. Каждый гражданин РФ должен служить, доблестно и честно выполнять свой воинский долг перед государством и его народом. Но есть одна из главных проблем нашей армии – дедовщина. Чтобы избежать этого, мы должны учиться быть добрыми, милосердными, справедливыми.

В моей семье служили все мужчины. Мой папа служил в ракетных войсках, дедушки – в ракетных и танковых.

Мы живем на территории великой державы и должны верно и честно служить, работать и учиться на благо нашей Родины!

Грущак Денис, 5б класс.

Здравствуй, незнакомый солдат!

Я тебя не знаю, и, наверное, никогда не узнаю, но очень хотела бы с тобой познакомиться.

Хотела бы, чтобы ты рассказал мне и моим одноклассникам, как тебе служится, трудно ли тебе на расстоянии от дома, друзей и близких?

О чем ты думаешь, когда ложишься спать?

Мой дедушка рассказывал, что раньше, чтобы мальчик стал хорошим солдатом, его уже с детства учили трудностям, закаляли его характер. Ты, наверное, тоже сильный и храбрый, так как я думаю, что охранять нашу страну может только крепкий и храбрый человек.

Спасибо тебе, незнакомый солдат, за твое мужество и силу, за то, что ты охраняешь мою жизнь, за то, что я спокойно сплю по ночам.

Береги себя, солдат!

Малева Алина, 5б класс.

Даже в самых отчаянных ситуациях бойцы находили в себе силы писать трогательные письма любимым…

Многие из этих писем на долгие годы пережили своих авторов. Эти весточки с фронта бережно хранили в семьях, передавали в музеи и публиковали в газетах. И сейчас, спустя десятилетия после победы над фашистской Германией, строчки из фронтовых писем все так же проникают в самое сердце.


Рисунок с фронта для дочки
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА ЛЕЙТЕНАНТА ПЕТРА ГЛУХОВА, 1943 ГОД
«Твои глаза… Когда я смотрел в них, я испытывал неизъяснимое чувство восторга и какой-то тихой радости. Я помню твои взгляды, косые, с легким лукавством. Вот только теперь я понял, что в эти мгновенья, в этих взглядах лучше и больше всего выражалась твоя любовь. Будущее для меня – это ты. Впрочем, зачем я говорю о будущем? Ведь когда ты получишь это письмо, меня не будет. Прощай. Будь счастливой без меня. Ты сумеешь найти себе друга, и он будет не менее счастлив с тобой, чем я. Будь веселой. В дни славных побед нашего народа ликуй и торжествуй вместе со всеми. Только мне хочется, чтобы в такие дни, в дни веселья и счастья, затаенная, нежная грусть обо мне не покидала тебя, чтобы глаза твои вдруг на минуту сделались бы такими, какими они смотрят сейчас на меня с портрета. Прости за такое желание. Крепко и горячо обнимаю тебя. С приветом. Петр».
ЧЕЛОВЕК СТАРЕЕТ, А НЕБО ВЕЧНО МОЛОДОЕ, КАК ТВОИ ГЛАЗА, В КОТОРЫЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ ДА ЛЮБОВАТЬСЯ

КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА АЛЕКСАНДР ГЕРМАН, 1942 ГОД
«Фаинушка, какие бы испытания тебя ни ждали впереди, будь всегда крепкой, стойкой советской женщиной. Сейчас помогай всем, чем можешь, бить врага, словом и делом, народ тебе потом скажет спасибо. Так воспитывай и Алюську. Ну пока. Крепко прижимаю к сердцу тебя и Алюську. Ваш Шура».
ИЗ ПИСЬМА МАЙОРА ДМИТРИЯ ПЕТРАКОВА ДОЧЕРИ, 1942 ГОД
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».
ИЗ ПИСЕМ МОИСЕЯ МАРТЫНОВА ЖЕНЕ, 1945 ГОД
«Милая Томочка! Все время находился в условиях, когда писать тебе не мог. Вчера вернулся. Целую ночь не спал, так как палили из всех видов оружия, и я в том числе из своего пистолета выпустил не одну обойму. Вот она, победа, о которой так много мечтали всем мы эти долгие тяжелые годы… Даже не верится, что снова тебя увижу. Буду целовать твои губки, шейку, держать твою руку в своей. Неужели это когда-нибудь будет?»
Я ВЕРЮ В НАШЕ БУДУЩЕЕ. ОНО СВЕТЛОЕ, МОЛОДОЕ И ПРЕКРАСНОЕ

ТАНКИСТ ИВАН КОЛОСОВ, 1941 ГОД
«Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».
Письмо с фронта


Письмо с фронта для мамы
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА ВАСИЛИЯ ЕРМЕЙЧУКА, 1943 ГОД
«Дорогая Ольга! Сегодня исполнилось ровно два года с тех пор, как я не получал от тебя теплых, душевных слов, которые греют в холодные осенние ночи, которые ласкают душу. Если бы ты знала, как тоскую я по тебе. Если бы ты знала, как много хочется мне рассказать тебе… За эти два года я многое узнал. Война ожесточила меня. Когда я вспоминаю прошлое, мне кажется, что я был мальчиком, а теперь я – взрослый человек, у которого только одна задача – мстить немцам за все то, что они натворили».

ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ ГРИГОРИЙ ТЕРТЫШНИК, 1942 ГОД
«Ксеня! Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность. Оказывается, подобные утверждения – сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное… А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей».

Письма с фронта – документальные свидетели войны. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, они напоминают нам о том, что нельзя забывать в суете повседневных буден. Письма с фронта – живые строки войны, это голос издалека, голос, который отзывается в наших сердцах.

«Кому война тяжелее?
Странный разговор: кому война тяжелее – нам или немцу? По всем резонам вроде бы нам. У нас вон сколько земли забрано, сколько народу подневолено…

И с харчами, что ни говори, у него – по всему видно – лучше. У Вальки Сокольского, наводчика второго орудия, свое мнение: — А все ж я так думаю, что ему, фрицу, война тягостнее. Мы — что? Мы свое защищаем, куда нам деться. А он, немец, за какой-такой надобностью смерть на Дону принимает? Или тот же итальянец. За сколько-то километров от своих фрау и киндеров!
Не-е, что ни говори, а тяжельше ему эта война, безнадежнее ».
Июль 1942 года, Брянский фронт

«…Знаешь, папа, я счастлива, что в дело великой освободительной войны и я вношу свою долю страданий. Представь, что после войны я смогу честно, спокойно смотреть в глаза человеку, смогу с гордостью сказать, что и я сберегала радостную жизнь своей сестрёнки. А ведь будущее принадлежит нам. Я своей кровью защищаю и отстаиваю эту жизнь …»
Ефрейтор медицинской службы Меньшикова А.Ф.

«…Я знаю, что тебя очень интересует и волнует вопрос о войне. Отвечаю тебе, да ты и сама слышишь по радио и читаешь в газетах, что наша Красная Армия перешла в контрнаступление и гонит проклятого врага, очищая нашу землю от изверга, ежедневно освобождает сотни сёл, освобождает города… А коли враг бежит, следовательно, он слаб, а раз мы бьём его, следовательно, мы сильны. Скоро придёт этот день, когда радио передаст нам: «Враг разбит, фашизм уничтожен…» Скоро, мама, мы все – твои дети соберемся в наш дом к тебе и отпразднуем нашу победу…К »
Младший техник-лейтенант Петропавловский Н.В.

«…Умудрился прочитать несколько попавшихся под руку книг, в том числе и Достоевского. Помню, под Болховом вместе с другими бежал в укрытие от налетавших немецких самолётов и по дороге захватил несколько книг. Избранные произведения А.К.Толстого читал с великим удовольствием и пожалел, что не попались мне раньше эти замечательные стихи.
Когда я был гражданским человеком, то иногда на заводе было так тяжело, что думалось: пропадёшь, не вытерпишь. А вот теперь видно, что это всё были цветики, ну, а ягодки…
И здесь приходит весна, правда, робко: днём оттает, затем – снег, и снова всё скуёт. Радуемся мы весне – раз весна, значит, тепло и солдату лучше станет!
Младший лейтенант, артиллерист Чемпалов И.Н.

«…Вы считаете меня погибшим, а я жив. В 1941 году, осенью, я был тяжело ранен и попал в плен к немцам. Был в плену, потом бежал. Теперь я снова в Красной Армии, но теперь я пока боец, а не командир, все хорошо.
Я счастлив, что имею возможность писать вам. Будет время, напишу подробно …»
Рядовой Худорожков Е.Н.

Палатки полевого подвижного госпиталя. У стен рубленного дома, крытого соломой, стоят только что прибывшие из медсанбатов и медсанрот санитарные автомашины…В маленькие оконца операционной вливаются лучи холодного солнца. Перевязочный столик, на нем человек. Гвардеец Поплавский потерял очень много крови, его жизнь висит на волоске…Бесшумно двигаются сестры и врачи. В руке у высокой круглолицей сестры стеклянная ампула, от нее тонкая резиновая трубка с иглой на конце. Ещё немного и глаза раненого оживились. Он удивлённо посмотрел на сестру. А она деловито взглянула на опустевшую ампулу и достала из ящика сложенный вчетверо лист бумаги. Тихо прочла: «Дорогой товарищ, я дала свою кровь, так как знаю, что на фронте она будет нужна. Всё равно, кто ты, боец или офицер, твоя жизнь нужна Родине. Возьми мою кровь и поправляйся поскорей, дорогой. Тося Иванова». Гвардеец чуть приподнялся, слабой рукой взял листок и бережно спрятал его в нагрудный карман.
Младший лейтенант, командир санитарного взвода Верников С.М.

«Мы в Берлине!
Величественное событие свершилось. Века переживёт этот день – 2 мая 1945 года. Внуки и правнуки наши будут с гордостью вспоминать об этом красивом майском дне. Родина будет с любовью передавать из поколения в поколение имена героев-богатырей. Люди на всех языках начертают имена победителей. Пройдут годы, зарубцуются раны, а народ никогда не забудет людей, водрузивших алое полотнище – Знамя Победы – над столицей Германии.
Потомки наши откроют торжественную книгу побед и увидят в ней выведенные золотыми буквами имена героев, принесших человечеству свободу и счастье, спокойствие и мир …» — листовка, изданная в Берлине
Капитан, командир стрелкового батальона Неустроев С.А.

*По материалам книги «Живые строки войны»