Тарифные разряды. Тарифная сетка и разряды к ней

Тарифная сетка нередко применяется для дифференциации зарплаты сотрудников, труд которых различается по сложности, а сами сотрудники обладают разными навыками и опытом. Как формируется тарифная сетка и какое влияние она оказывает на размер итоговой зарплаты работника, расскажем в нашей статье.

Как используется в организациях тарифная сетка по разрядам на 2019-2020 годы

В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2019-2020 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам, т. е. все должности на предприятии разбиваются на определенные группы — разряды. Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Обратите внимание! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда. Чтобы не устанавливать отдельно суммы для каждой группы должностей, используют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, назначенный для должностей 1-го разряда, автоматически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов.

Таким образом, формируется тарифная сетка, где каждому разряду присваивается свой коэффициент. Тарифная система применяется на многих предприятиях, а вот тарифные сетки у них могут различаться. В частных компаниях кадровые служащие самостоятельно разрабатывают тарифные сетки с учетом специфики деятельности, и количество разрядов в таких сетках варьируется.

В бюджетной системе больше единства, поскольку в данном случае вопросы оплаты труда регламентируются на государственном уровне, в том числе применяется Единая тарифная сетка, утвержденная ранее.

Единая тарифная сетка бюджетников

С конца 1992 года по 01.12.2008 в России действовала Единая тарифная сетка, по которой рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в постановлении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785. В этом акте утверждалась сама ЕТС, а также она признавалась обязательной для применения во всех бюджетных учреждениях.

Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней присутствовали коэффициенты от 1 до 10,7. Чтобы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, нужно было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он следующим образом: она принималась Правительством РФ.

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы.

Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях

С 01.12.2008 Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это произошло после вступления в силу постановления Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583.

Важно! По-прежнему в ходу квалификационные справочники, но вместо тарифного разряда сейчас используются категории «профессиональные квалификационные группы» и «квалификационные уровни». Кроме того, разработаны и внедрены системы компенсационных и стимулирующих выплат.

Теперь размер оклада и ставки устанавливается руководителем самого учреждения, для чего он должен учитывать сложность выполняемой работы и уровень квалификации работника. А от размера среднего заработка работников учреждения напрямую зависит и зарплата самого руководителя. Эта взаимосвязь должна помочь правильно распределять фонд заработной платы между всеми работниками, без перекоса в сторону руководящего звена.

Классификация простых рабочих профессий

Чтобы сохранить единство тарификации работ и определения квалификационного уровня рабочих профессий, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует руководителям применять ЕТКС, который действовал и во время использования Единой тарифной сетки.

Не знаете свои права?

В этом справочнике содержится следующая информация:

  • характеристика основных видов работ;
  • сложность этих работ;
  • соответствие каждого вида работы тарифному разряду;
  • требования, которые должны предъявляться к уровню знаний работника и его навыкам в рамках квалификационного уровня;
  • примеры конкретных работ или профессиональные стандарты, которые действуют для определенного вида работ.

Сам справочник представляет собой не единый документ, а поделен на разделы. Каждый раздел посвящен определенной сфере деятельности, например швейному производству или рекламно-оформительским работам. Каждый раздел закреплен приказом министерства, регулирующего трудовые отношения в данной сфере в момент выпуска приказа. Поскольку многие приказы были изданы еще в СССР, в справочнике есть и приказы Госкомтруда СССР. Потом приказы издавались Минтрудом РФ, Министерством труда и соцзащиты РФ.

Тарифно-квалификационная характеристика каждого вида работ содержит 2 раздела:

  1. Характеристика работ. В нем описано, что должен уметь делать работник.
  2. Должен знать. В этом разделе перечисляются требования к уровню знаний специфики профессии, а также инструкций и положений, регламентирующих трудовую деятельность.

Периодически выпуски справочника обновляются, но все же осталось еще много видов работ, стандарты по которым были разработаны еще в СССР.

Классификация работников руководящего звена

ЕКС был утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Этот справочник призван упростить разграничение функций и полномочий сотрудников, для чего используются квалификационные признаки отдельных должностей. А это, в свою очередь, поможет унифицировано применять тарифные сетки в организациях.

В справочнике упомянуты только массовые должности, которые получили распространение в разнообразных сферах деятельности. Наименования должностей обусловлены должностными обязанностями. Сами же служащие делятся на 3 категории:

  • руководители;
  • специалисты;
  • другие служащие, например технические исполнители.

В справочнике есть 2 раздела:

  • в 1-м собраны должности, получившие распространение в производственной сфере;
  • во 2-м — в научно-исследовательской, конструкторской, проектной сферах.

Квалификационная характеристика каждой должности состоит из 3 частей:

  1. Должностные обязанности. Здесь перечисляются основные трудовые функции работника.
  2. Должен знать. В этой части раскрываются требования к уровню специальных знаний, а также знаний нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на рабочем месте.
  3. Требования к квалификации. Эта часть включает в себя требования к уровню профессиональной подготовки и стажу работы.

Данные квалификационные характеристики и разделение должностей могут быть использованы при установлении оплаты труда и формировании тарифной сетки. Для этого система оплаты труда должна быть закреплена на локальном уровне с использованием элементов справочника.

Тарификация в частных компаниях

Тарифная оплата труда может применяться и в частных компаниях, для которых нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут прибегнуть к ним по своему желанию либо разработать собственную тарифную сетку, так же как и правила тарификации. Да и в госучреждениях упор сделан именно на локальное урегулирование вопросов оплаты труда сотрудников.

Для разработки действующей тарифной системы нужно выполнить 2 основных условия:

  • оформить тарифную сетку;
  • закрепить правила тарификации.

Сколько разрядов будет в тарифной сетке компании, работодатель решает сам. Точно так же дело обстоит с размером окладов и коэффициентов. Основное условие в том, чтобы никто не получал зарплату ниже действующего МРОТ, а вот максимальный размер не ограничивается никак, разве что размером фонда заработной платы.

Под тарификацией понимается процесс соотнесения вида труда и тарифного разряда. Работодатель может использовать для этого справочники, описанные выше, либо составить требования к квалификации, отвечающие специфике деятельности компании.

В последнее время наравне с термином «тарифная система» используется другой — «система грейдов». Это своеобразный аналог, успевший зарекомендовать себя за рубежом. Грейдинг, как и тарифная система, подразумевает выстраивание иерархической структуры должностей в зависимости от их сложности. Хотя есть и отличия: грейдинг подразумевает использование большего количества критериев, таких, например, как самостоятельность, коммуникабельность, цена ошибки и др.

Использование тарифной сетки в организации упрощает процесс установления зарплаты сотрудникам. Применяются единые прозрачные критерии оценки сложности работы, выполняемой каждым сотрудником, и устанавливается их взаимосвязь с уровнем заработка. К тому же тарифная сетка позволяет повышать зарплату не только по мере увеличения значимости занимаемой сотрудником должности, но и уровня его квалификации.

Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.

Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.

При формировании тарифной сетки учитывается:

  • Интенсивность трудовой нагрузки;
  • Вредность и опасность производства;
  • Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
  • Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
  • Квалификация сотрудника;
  • Особенности климатических условий.

Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.

Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

Различия между тарифной системой и рассмотрены в этом видео:

Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.

Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.

От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.

Применение тарифной сетки в организациях

Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.

ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.

Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.

Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.

Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.

Классификация по новым стандартам

Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:

  • Отраслевые;
  • Государственные и коммерческие организации;
  • Деление внутри предприятия.

К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.

Кроме этого тарифы основываются на:

  • Централизованном акте, установленном властями;
  • Договорной основе – коллективный договор.

При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.


Разряды оплаты и коэффициенты.

Коэффициенты разрядов и ставки для оплаты

Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.

К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:

1 1 1 100
2 1,04 1 144
3 1,09 1 199
4 1,142 1 256,2
5 1,268 1 394,8
6 1,407 1 547,7
7 1,546 1 700,6
8 1,699 1 868,9
9 1,866 2 052,6
10 2,047 2 251,7
11 2,242 2 466,2
12 2,423 2 665,3
13 2,618 2 879,8
14 2,813 3 094,3
15 3,036 3 339,6
16 3,259 3 584,9
17 3,510 3 861
18 4,500 4 950

Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.

Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.

Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

Примеры расчетов оплаты

Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.

Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:

150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.

Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:

  • 20 100 * 0,2 = 4 020 рублей премия. вы узнаете, по каким правилам начисляется ежемесячная премия сотрудникам.
  • 20 100 + 4 020 = 24 120 рублей заработок.

Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.

Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.

Заключение

Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.

Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут:

Тарифная сетка представляет собой таблицу с соотношением разрядов и ставок заработной платы . Данную систему применяют в коммерческих, государственных и бюджетных организациях. С ее помощью дифференцируют ставки и оклады, используя тарифные коэффициенты.

Определение, значение, разновидности

Тарифная сетка основывается на сравнении сложности рабочих целей разных категорий и групп сотрудников, их обязанностей, образования и других обстоятельств. Совместно данные обстоятельства полностью обеспечивают свойство оценки деятельности персонала и определяют реальность использования общих позиций дифференциации оплаты их деятельности.

Таким образом видно, что тарифная сетка наглядно показывает, как зарплата работников зависит от их разрядов . Ее в процессе корректировки можно растягивать и сжимать. Данная таблица расценок бывает:

  1. Равномерной , с одинаковой межокладной разницей между коэффициентами.
  2. Возрастающей или прогрессивной , при которой межразрядная разница равномерно увеличивается.
  3. Затухающей или регрессивной , когда разница уменьшается.
  4. Возрастающе-затухающей , при которой разница сначала увеличивается, а потом спадает.

Тарифный коэффициент состоит из мотивационного и воспроизводящего элементов. Он указывает на то, во сколько раз основная зарплата по конкретной квалификации выше заработка первого разряда.

Тарификационная таблица по зарплате с наименьшим количеством разрядов и маленьким диапазоном коэффициентов не в состоянии объективно оценить вклад и потенциал персонала.

Из-за этого она отрицательно действует на стимулирование деятельности и плохо обеспечивает сотрудников нормальными отношениями внутри коллектива. Вот почему так важно уметь грамотно и верно составлять тарифные сетки по формированию трудовой оплаты.

Нормальная тарифная сетка должна состоять из достаточного количества квалификационных групп с диапазоном, не меньшим, чем 1 к 10 . Приемлемыми диапазонами считаются 1:15 и выше с числом разрядов, приближающимся к 20.

Классификация простых рабочих и работников руководящего звена

В учреждениях с тарифной сеткой для сотрудников используются должностные оклады . Для их дифференциации существуют следующие квалификации рабочих, которые более подробно расписаны в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС):

  • специалист (начальная стадия);
  • специалист третьей категории;
  • специалист второй категории;
  • специалист первой категории;
  • ведущий специалист.

Молодые специалисты после университета без опыта или рабочие, имеющие средне-специальное образование и опыт, относятся к начальной стадии квалификации. Работники с определенным стажем и выполняющие среднесложную деятельность, имеют вторую или третью категорию. Первую же категорию присваивают специалистам с пятилетним стажем, которые выполняют максимально сложные работы.

Тарифно-квалификационный справочник освещает характеристики главных разновидностей деятельности, их сложность и соответствие тарифным разрядам, а также стандарты и примеры определенных работ.

Справочник содержит разделы, описывающие сферы конкретных работ. Характеристика разновидностей деятельности поделена на рабочую характеристику и раздел под названием «должен знать».

Административно-управленческое звено состоит из:

  • руководителей учреждений;
  • руководителей подразделений и служб;
  • заместителей вышеперечисленных;
  • специалистов, выполняющих экономические и инженерно-технические работы;
  • специалистов лесовосстановительных, рыбоводных, зоотехнических, сельскохозяйственных отраслей;
  • специалистов по искусству и культуре, науке, народному образованию, медицинскому обслуживанию;
  • специалистов в международных связях;
  • специалистов-юристов;
  • техисполнитетелей, выполняющих контроль и учет;
  • техисполнитетелей по подготовке и оформлению документов;
  • техисполнитетелей по хозяйственному обслуживанию.

Но есть еще и более новая редакция классификации руководящих работников, которая их делит на заведующих, мастеров, начальников, главных специалистов и, собственно, самого руководителя организации.

К категории технических исполнителей теперь принадлежат статистики, стенографисты и секретари, инкассаторы, грузовые экспедиторы, машинистки, кассиры, чертежники, счетоводы, делопроизводители, агенты, учетчики, табельщики, нарядчики, копировщики и дежурные.

Каждая должность содержит такие квалификационные характеристики , как:

  • служебные обязательства , где перечислены главные рабочие функции;
  • должен знать – здесь раскрыты требования к специальным знаниям, нормативам и стандартам;
  • предписания к квалификации , куда включены требования к рабочему стажу и профподготовке.

Более исчерпывающая информация по руководящим должностям находится в едином квалификационном справочнике (ЕКС) .

Алгоритм присвоения нового разряда

Порядок повышения разряда в организациях следующий :

  1. Сотрудник после разрешения руководства составляет заявление и обосновывает свое решение. После чего на этом документе проставляется виза советом бригады производства.
  2. Далее собирается комиссия из рабочих с высшей квалификацией, мастеров, специалистов, административных и профсоюзных представителей предприятия.
  3. Проводится контроль знаний сотрудника, желающего получить повышение, в основе которого стоит тарифно-квалификационный справочник.
  4. По результатам проверки разряд повышают и подтверждают это приказом и протоколом. Также обязательно в трудовую книжку работника заносится соответствующая запись.

Как рассчитать

Расценку труда работников производят по уже составленной тарифной сетке. Так, берут оклад первого разряда, который должен быть равен или больше МРОТ, и умножают его на коэффициент необходимого разряда.

Следует учитывать и регионные коэффициенты, которые разнятся в зависимости от положения предприятия на географической карте. Так, в европейской России этот краевой показатель равен 1, на Урале – от 1,15 до 1,4, на Дальнем Востоке – 1,4-1,6, на Севере – 1,6-1,8, а на Крайнем Севере – 1,8-2.

Преимущества и недостатки

Тарифная система начисления зарплаты мотивирует работников на постоянное повышение своей квалификации, учитывает ответственность и сложность их деятельности, снабжает любое предприятие кадрами и побуждает их к профессиональному росту.

Но есть у тарифной системы и минусы , к которым относятся слабые оценка качества деятельности и ориентация на достойные рабочие условия. На практике эти недостатки устраняют тем, что разрабатывают и внедряют доплаты и надбавки.

Использование в организациях в 2018 году

По нормам Трудового кодекса РФ руководитель предприятия расписывает тарифную сетку для начисления зарплаты своим подчиненным. Все должности в организации имеют свои разряды, начиная с наименее квалифицированного, первого. Для следующих за ним разрядов устанавливают тарифные коэффициенты, чтобы, наконец, сформировать саму тарифную сетку.

Для создания тарификационных таблиц руководители могут воспользоваться их образцами из отраслевых соглашений. Эти документы составлялись профильными объединениями управленческого звена и согласовывались соответствующими профсоюзами. МРОТ на 2018 составляет 9489 рублей . Таким же должен быть оклад работника первого разряда.

Актуальные коэффициенты для разрядов сотрудников на 2018 год:

Особенности для бюджетных организаций, МВД, ИП и др.

Бюджетные учреждения для подсчета зарплаты своим работникам применяют единую тарифную сетку (ЕТС) . Эта поразрядная шкала состоит из 18 квалификаций . Восемь из них относятся к тарификации обыкновенных работников, следующие четыре – к расцениванию высококвалифицированных. Состав же руководителей, специалистов и служащих тарифицируется со 2 по 18 разряд.

Ставку и оклад в бюджетной сфере теперь устанавливает руководитель организации, учитывая сложность исполняемой деятельности и квалификационный уровень сотрудника. А зарплаты обыкновенных рабочих взаимосвязаны с заработками руководства. При этом фонд оплаты труда распределяется верно между всеми сотрудниками.

Заработная плата бюджетников должна состоять из оклада, стажевых, ранговых или классификационных надбавок, премий и компенсаций . Тарифная сетка закрепляется коллективным договором, положением о зарплате и премировании и другими соглашениями. Сотрудники организации могут легко узнать все о своей зарплате именно из этих документов и штатного расписания.

ИП составляет таблицу тарификации своих работников сам. Он не должен строго действовать установленным нормам от государства и может назначать столько разрядов, сколько ему необходимо. При этом реально оценивается рабочая специфика компании и выдвигаются оправданные требования к деятельности сотрудников.

Разрабатывая действующую тарифную систему, руководителю фирмы придется не только составить тарифную сетку, но еще и зафиксировать тарификационные правила. Важно, чтобы зарплаты работников не были меньшими, чем актуальный МРОТ.

При тарификации не должно происходить дискриминации по отношению к подчиненным. Начальник фирмы имеет право устанавливать оклады своим работникам по своему желанию. Сотрудникам, занятым подобной деятельностью, необходимо начислять одинаковый коэффициент.

Тарифная сетка разрабатывается следующим образом :

  • вначале определяют все должности и специальности по отделам компании;
  • затем функции делят на разряды;
  • устанавливают квалификационные коэффициенты;
  • закрепляют получившуюся систему локальным нормативным актом.

Заработки фирмы обосновываются указанием в штатном расписании надбавок и размеров окладов.

Для оплаты труда сотрудников МВД тоже применяется единая тарифная сетка, утвержденная госорганами, но каждому званию еще доплачиваются свои компенсации и надбавки в определенном процентном соотношении. Кроме того, муниципальные органы намерены ежегодно поднимать зарплаты категориям таких служащих на конкретное количество процентов. На данный момент это 4%.

С тарифной сеткой оценочные критерии работ становятся прозрачными, а зарплата увеличивается по мере повышения как должности, так и квалификации. Если администратор правильно создаст благополучные условия на своем предприятии, то оно постоянно будет достигать всех поставленных целей и планов.

Различия между тарифной сеткой и системой грейдов представлены в данном семинаре.

1. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Единая тарифная сетка (далее ЕТС) в разных вариантах действовала в России с 1992 года. Да и раньше, в советские времена, уровень зарплаты во многом зависел от сходных принципов. Тарифная сетка подразделяет всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов. Такая система была удобна во времена высокого уровня инфляции в стране, так как позволяла оперативно индексировать зарплаты всем бюджетникам. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны — это очень жесткая конструкция, если уж происходит повышение, то одновременно у всех, вне зависимости от ситуации в каждой отдельно взятой отрасли. Следовательно, каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов. Но главное, ЕТС не учитывала специфики профессий, приравнивая труд школьного учителя к работе врача районной поликлиники или циркового артиста. Трудно браться за оценку сложности и полезности той или иной профессии, но следует придерживаться индивидуального подхода к оплате труда бюджетных работников. Существует мнение о моральной устарелости ЕТС, о необходимости тарифицирования заработных плат бюджетников исходя из объективных реалий сегодняшнего дня.
Формально с 2005 года субъектам РФ же было предложено разработать свои собственные системы. Однако отвязаться от единой сетки тогда так и не удалось: фактически большинство регионов, не утруждая себя разработкой дифференцированных схем оплаты, продолжали ориентировать на ЕТС и зарплаты бюджетников-регионалов. Единая тарифная сетка, действовавшая единым порядком по всей стране, не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли.
_________________________
Егоршева Н., Российская газета. 4 октября 2007 года.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 (утратило силу — Постановление Правительства РФ от 27.02.1995 N 189), размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 — 12 разрядов Единой тарифной сетки по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации.
Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 — 20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя.

Единая тарифная сетка:

Разряды оплаты труда
Тарифные коэффициенты
1
1,0
2
1,30
3
1,69
4
1,91
5
2,16
6
2,44
7
2,76
8
3,12
9
3,53
10
3,99
11
4,51
12
5,10
13
5,76
14
6,51
15
7,36
16
8,17
17
9,07
18
10,07


по общеотраслевым должностям служащих
(Приложение 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации

от 14 октября 1992 г. 785):


Диапазон разрядов
I.Технические исполнители

Дежурный бюро пропусков

2

Копировщик

2

Нарядчик

2

Табельщик

2
2

Экспедитор

2
3

Делопроизводитель

3

Секретарь

3

Секретарь-машинистка

3

Счетовод

3

Чертежник

3

Архивариус

3-4

Кассир (включая старшего)

3-4

Машинистка

3-4

Экспедитор по перевозке грузов

3-4

Инкассатор

4

Секретарь

4

Статистик

4

Стенографистка

4
II. Специалисты
Диспетчер (включая старшего) 4-5
Инспектор (включая старшего) 4-5
Лаборант (включая старшего) 4-5
Техники всех специальностей и наименований 4-8
Бухгалтер 5-11
Инженеры различных специальностей и наименований 6-11
Переводчик 6-11
Переводчик-дактилолог 6-11
Психолог 6-11
Редактор 6-11
Социолог 6-11
Товаровед 6-11
Физиолог 6-11
Художник 6-11
Экономисты различных специальностей и наименований 6-11
Юрисконсульт 6-11
Архитектор 6-13
Конструктор 6-13
Математик 6-13
Программист 6-13
Технолог 6-13
Художник 6-13
Электроник 6-13
Бухгалтер- ревизор 6-13
III. Руководители

Заведующие:

камерой хранения

3
3-4

бюро пропусков

3-4

копировально-множительным бюро

3-4

фотолабораторией

3-4

хозяйством

3-4

экспедицией

3-4

канцелярией

4-5

машинописным бюро

4-5
4-6

Мастер участка (включая старшего)

6-11
7-8

Начальник участка (смены)

7-12

Производитель работ (прораб), включая

8-11

Начальник хозяйственного отдела

7-8

Начальник участка (смены)

7-12
Производитель работ (прораб), включая старшего 8-11

Начальник отдела

11-14

Начальник цеха

11-14

Главный специалист

13-17
Руководитель учреждения, организации, предприятия 10-18

Разряды оплаты труда единой тарифной сетки
по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы
(Приложение 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. 785):

Категории и должности работников
Диапазон разрядов
НАУКА И НАУЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Научный сотрудник

8-17
Руководители
Главные специалисты: в отделах, отделениях, лабораториях, мастерских 12-14
Главный инженер (конструктор, технолог, архитектор) проекта научной организации 13-15
Руководитель основного структурного подразделения, ученый секретарь 13-16
Директор филиала (начальник, заведующий) 13-16
Руководитель учреждения (организации) 16-18
ОБРАЗОВАНИЕ
Педагогический персонал учреждений народного образования
Учителя всех специальностей, преподаватель,

воспитатель, концертмейстер

7-14

Методист, мастер производственного обучения

8-13
Высшие учебные заведения

Профессорско-преподавательский состав

8-17
Руководители
Учреждения народного образования

Руководитель структурного подразделения

8-12
Директора (заведующие): внешкольных учреждений, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, колледжей, учебно-производственных кабинетов и др. 10-16
Высшие учебные заведения

Руководитель основного структурного подразделения

13-16

Директор филиала

16-17
17-18

< Раздел 1. ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ2. Принципы отраслевой системы оплаты труда >

по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Межразрядные коэффициенты – это коэффициенты, на которые умножается ставка 1 разряда тарифной сетки для определения ставки соответствующего разряда.

Тарифная сетка по разрядам на 2017-2018 годы

Например, ставка 15 разряда составляет 6982,8 руб. (2300 руб. Ч 3,036).

Тарифные ставки (оклады) работников со 2 по 18 разряд ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент.

Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на один-два разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.

В период с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе ЕТС, будут вводиться новые системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

В период подготовки к введению новых систем оплаты труда в целях формирования мотивации к повышению качества и результативности труда с 1 сентября 2007 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей назначены стимулирующие надбавки в размере 15 % к тарифным ставкам (окладам), определенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 256 (приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 660 «Об утверждении разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда»).

скачать Выбор тарифной сетки (это совокупность разрядов и ее диапозон). Мы определяем диапазон разряда, какой будет тип разряда, какие будут тарифные коэффициенты.
Для рабочих чаще всего используют 6-ти или 8-ми разрядную тарифную сетки.

В свое время использовали тарифную сетку (18-разрядную) для бюджетных организаций, рекомендуемая для других отраслей. У нее есть свои плюсы, свои минусы.

Чем отличается 6-ти или 8-ми разрядная сетка, 18-разрядная?
Мы пытаемся в 18-разрядную сетку ввести все виды работ по предприятияю, по организации, включая работы физического, умственного характера, руководителя.
В этом случае попытка вместить все в одну сетку бывает не совсем корректно.
Чаще всего, где используются тарифные сетки, берутся в основу тарифные сетки рабочих (6-8 разрядов), для специалистов и служающих разрабатывается своя тарифная сетка, свои классы разрядов (их могут называть классами, как угодно; например, инженер первого класса; это может называться категория; разницы нет, это все равно попытка разделить всех работников по определенному признаку, прежде всего признаком является сложность работ, выполняемых работником, а сложность работ лежит в определении тарифной сетки.
Отраслевая тарифная сетка, учитывающая специфику отрасли. Она чаще всего разрабатывается отраслевым тарифным соглашением. В этом случае в отрасли практически все предприятия используют именно эту сетку.
Региональная тарифная сетка: если мы в качестве ставки 1-го разряда возьмем прожиточный минимум, то мы должны брать прожиточный минимум для региона.
Раз изменяется прожиточный минимум, то уровень цен тоже может быть разным, то в этом случае получается, что региональная сетка - отражение специфики региона. Не факт, что это используется, это может быть использовано.
Заводская, фирменная, тарифная сетка - то, что отражается в коллективном договоре предприятия, там она прежде всего фиксируется. Почему у предприятия может быть своя тарифная сетка? У него может быть специфика своя. Дифференциация сложности работ может быть разной. Многономенклатурное предприятие. Специфика должна быть отражена.
Тогда возникает специфики разработки своей тарифной сетки.
Почему-то предприятиям нравится больше грейдинговая система.
Тарификация работ. Прежде чем вводится тарифная сетка, осуществляется тарификация работ на данном предприятии. То есть все виды работ, осуществляемых на данном предприятии, мы должны расписать-оценить по сложности выполнения работ, некую работу взять за эталон. За единичный вектор, и от нее произвести тарификацию работ.
Для тарификации работ следует воспользоваться аналитическим методом оценки сложности работ, который основан на оценке сложности по определенной совокупности факторов с использованием системы баллов и др.
Мы выстравиваем работы, аналазируем, ранжируем от наименее простых. Сначала тарифицируют работы, затем только рабочих и служащих.
Мы выстраиваем таблицу. Какая-то работа берется за единичный вектор.

i1 1 1 1 1 1 1
i2 1 2

Обоснование принципа нарастания тарифных коэффициентов абсолютно и относительно:

  1. равное (равномерное): 1, 1,05, 1, 1,1, 1,15, 1,2; 1,0, 1,05, 1,15, 1,45
  2. прогрессивно-регрессивное (связано с социальной защитой); тарифная ставка первого разряда такая маленькая, что сложно найти работника на 1-й и 2-й разряд. Примеры: 1,0; 1,05; 1,1; 1,45; 1,9; 2,7. С увеличением разряда темп роста его увеличивается. И наоборот: 1,0; 1,5; 1,9; 2,2.

Заводская тарифная сетка разрабатывается прежде всего для рабочих, затем - руководителей, специалистов и служащих.

Выбор форм оплаты труда

Использование сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от условий производства, качества нормирования труда, возможностей роста объема производства (продаж, услуг).

Две формы оплаты труда. Выбор самой формы зависит от условий производства, качеств нормирования труда, возможности роста объема производства. В современных условиях использование только одной формы оплаты труда ограничено.
Обычно применяется обе формы оплаты труда.
Сетка:

1 2 3 4 5
100 120 130 140 150

Средняя тарифная ставка: 135 рублей.
Разряд средний рабочих: Р{рабочих} = СУММА(численность рабочих данного разряда * номер разряда) / СУММА(численность)
Разряд средний работ: Р{работы} = СУММА(трудоемкость работ * номер разряда) / СУММА(общая трудоемкость)
Разряд средний работ: Р{работы} = МеньшийИБольшийМеждуКоторымНаходитсяТарифнаяСтавка{м} + (ТарифнаяСтавка{средняя} — ТарифнаяСтавка{маленькая})/(ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{маленькая})
Разряд средний работ: Р{работы} = МеньшийИБольшийМеждуКоторымНаходитсяТарифнаяСтавка {б} + (ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{средняя})/(ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{маленькая})
Рработ = 3 + (135-130)/(140-130)
Можно использовать и коэффициенты, так как зная ставки, мы можем использовать коэффициенты.
ТарифнаяСтавкаСредняя = СУММА(Тарифные ставки * ЧисленностьИлиТрудоемкость) / СУММА(ЧисленностьИлиТрудоемкость)

  1. К{с} = СУММА(К*Численность)/СУММА(Численность)
  2. К{с} = СУММА(К*Трудоемкость)/СУММА(Трудоемкость)
  3. К{c} = К{м} + (К{б}- К{м})/(Р{с}- Р{м})
  4. К{c} = К{б} + (К{б}- К{м})/(Р{б}- Р{с})

Тарифная система оплаты труда

Нормирование труда - это установление научно обоснованных затрат труда и его результатов: норм времени, численности, управляемости обслуживания, выработки, нормированных заданий.
Тарифная система представляет собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых на предприятии устанавливается уровень ЗП работников в зависимости от их квалификации…
К числе основных элементов тарифной системы относятся:

  1. тарифные сетки,
  2. тарифные ставки,
  3. тарифно-квалификационные справочники,
  4. должностные оклады,
  5. тарифные справочники должностей служащих,

Тарифная ставка - выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени.

На основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда рассчитываются тарифные ставки каждого последующего разряда. Согласно…

Дневная и месячная ставки рассчитываются:

[часовая ставка] * [кол-во часов в рабочей смене - дневная] * [среднемесячное количество отработанных часов в месяц - месячная]

Тарифно-квалификационные справочники - это нормативные документы, с помощью которых…
Простые системы оплаты труда формируют заработок работника в зависимости от одного покзателя учета результатов труда: рабочего времени (повременные системы оплаты труда) или количества изготовленной продукции (сдельные системы оплаты труда).
Простая повременная система формирует заработок работника согласно его тарифной ставке и фактически отработанному времени. Соответственно этому применяют и тарифные ставки: почасовые, поденные и месячные. При примени почасовых и поденных тарифных ставок размер заработка работника определяется по формуле: З{п} = С{т} * Т{ф}.
Что получается? Например, количество часов, которые должен работник: 180 часов, к примеру. Часовая тарифная ставка = 20 руб. в час. Работник отработал 150, соответственно, мы 150 * 20. Почему оклады отличаются?
В этом месяце: 20 рабочих дней, в другом месяце: 22 рабочих дня. Поставим доклад: 20 т. р. Работник-специалист в первом месяце отработал 15 дней, а во втором - 20.
Месячная тарифная ставка работника:

З{п} = (C{т} * Т{ф}) / Т{рп}

Нам требуются: табель учета рабочего времени, тарифная ставка.
Размер часовой тарифной ставки работника (работнику установлен месячный оклад 10 тыс. руб.)

Годовой фонд рабочего времени на 2006 года при 40-часовой рабочей неделе (1980 часов).

Среднемесячное количество рабочих часов работника: 1980: 12 мес. = 165 часов

Часовая тарифная ставка работника: 10 тыс. руб. : 165 ч. = 60,606 руб.

В течение месяца работником фактически отработано 180 часов:
Оплата труда по тарифу составила:

60606 руб. * 180 часов = 10 909,08 руб.

Повременно-премиальная система:

Заработная плата, начисленная за фактически отработанное время (месяц, квартал), дополненная процентной надбавкой (месячной или квартальной премией)

(Тарифная ставка, установленная работнику; Табель учета использования рабочего времени; Положение об Оплате труда (О премирование))
Пример 2: Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25 % от оклада работника при условии выполнения организацией месячного плана производства. Оклад работника - 10 тыс. руб. Работник отработал в расчетном месяце все дни по графику.

Начислено работнику:

ЗП - 10 тыс. руб.

Премия - 10 000 руб. * 25 % = 2 500 руб.

Сумма заработной платы за месяц: 10 000 + 2 500 = 12 500 руб.
В расчетные месяцы работник отработал 15 рабочих дней из 20-ти.
Начисление:

Заработная плата - 10 000 руб. : 20 дней * 15 дней = 7500.

Премия 7500 * 25 % = 1 875 руб.

Сумма заработной платы за месяц: 7500 + 1875 = 9375.

Работник дважды привлекался к работе в выходные дни. Сверхурочные работы при повременной оплате труда, их оплата прописывается в коллективном договоре, хотя в ТК сказано, что нужно рассчитывать по повышенной ставке. Чаще всего используют: первые два часа по 1,5 ставкам; последующие часы: в двойном размере. Работнику начислены:

ЗП: 10000: 20 дней * 15 дней = 7500

Оплата за работу в выходные дни: 10000: 20 дней * 2 дня * 2 = 2000

Премия: (7500 + 2000) * 25 % = 2375 руб.

Общая сумма: 7500 + 2000 + 2375 = 11875.
Простая сдельная оплата труда построена таким образом, что заработок рабочего зависит от сдельной расценки, представляющей собой размер оплаты за единицу изготовленной продукции (выполненной работы), и от количества произведенной продукции (выполненной работы).
Величина заработка определяется по формуле: З{сд} = R * q.
Сдельная форма ЗП характеризуется разнообразием способов расчета сдельных расценок и методов установления…
На практике могут применяться следующие системы сдельной оплаты труда:

  1. Индивидуальная:
    1. Простая сдельная
    2. Сдельно-прогрессивная
    3. Сдельная регрессивная
    4. Сдельно-премиальная
    5. Косвенно-сдельная
  2. Коллективная (бригадная)
    1. Аккордная
    2. С использованием Коэффициент трудового участия.

Индивидуальная прямая сдельная система заработной платы характеризуется тем, что заработок рабочего определяется по результатам его личного труда.

Единая тарифная сетка

Это выражается в количестве изготовленных рабочим изделий (деталей) или количестве выполненных им операций за какой-то период. В данном случае устанавливается прямая, непосредственная связь между затратами и результатами труда рабочего и его заработком.

R = СредняяТарифнаяСтавка / НормаВыработки либо R = СредняяТарифнаяСтавка * НормуВремени
Изменение размера расценки (ДельтаR) в %% при измеении нормы выработки (y):

ДельтаR = (100 * y) / (100 + y) ИЛИ ДельтаR{1} = (100 * y{1}) / (100 – y{1})

Прямая индивидуальная сдельная система весьма проста и понятная для рабочего и исключает - при высоком качестве нормирования - уравнительность в оплате.
Любая система оплаты труда должна быть понятна.
Она целесообразна там, где по условиям производства возможно и оправданно…
Организация индивидуальной сдельной оплаты труда в условиях многостаночного обслуживания: если рабочий-сдельник работает по нормам врмени на нескольких станках, но в пределах установленной ему нормы обслуживания, то сдельные расценки определяются по формуле:

R = (СредняяТарифнаяСтавка / КоличествоСтанков) * Н{вр}

Если рабочий-сдельщик работает по нормам выработки на станках с разной производительностью или разным характером работы в пределах установленной нормы обслуживания, то сдельные расценки определяются по каждому станку в отдельности:

R{i} = С{тр} / (n * Н{выр; i})

R{k} = СУММАот1доN(C{т; i} * (1 / (Норма выработки бригады))

R{косв} = С{т. вн.} / НормаВыботка{осн}

Если работник выполняет разные виды работ:

ЗПпрогрессивная = R(n{1}Ky{1} + … + n{L}Ky{L})

ЗПрегрессивная = R * (n{1} / K{1} + … + n{L} / K{L})
Прогрессивные и регрессивные шкалы могут быть использованы: если мы используем сдельно-премиальную с прогрессивной шкалой премирования. Что имеется в виду? Либо в коллективном договоре, либо в положение о премировании: если предприятие выполнило план месячный, то работникам начисляется 25 % премия от оклада. Если бригада перевыполнила… Если бригада выполнила план, то за выполнение плана он получает 25 %, за каждый процент перевыполнения плана - 5 % от оклада. Если % перевыполнения перевалит через 10 %¸ то тогда дополнительно еще 3 %.
qплан + перевыполнение плана на 15 % (15% q)
ЗП = ЗПоклад + 25%отЗПоклада + 5%*ЗПОклада_за_10% + 3%за5%.
Коллективные формы оплаты труда:

Аккордная форма оплаты труда предполагает, что оплата производится за весь объем работ по заранее установленным расценкам с учетом максимального срока выполнения работ. При примени аккордной формы оплаты труда (при аккордном подряде) определяется весь объем работ, устанавливаются срок их окончания и сумма заработной платы. Пооперационная плата не предусматривается.

Для усиления заинтересованности в окончании аккордного задания в срок или даже досрочно моет быть дополнительно устанавливаться премия.
Аккордный заработок, рассчитанный исходя из оценки аккордного задания распределеяется на условиях, определенных бригадой:

  1. пропорционально отработанному времени;
  2. в соответствии с коэффициентом трудового участия;
  3. пропорционально квалификации работников в зависимости от сложности выполняемых работ;
  4. другими способами, предусмотренными в коллективном договоре, положении об оплате труда и т. п., или в договоре на выполнение работ, заключенных с работником.

Закончили на 25 слайде.
скачать

Смотрите также:

Для рабочих чаще всего используют 6-ти или 8-ми разрядную тарифную сетки

Локальные сети ЭВМ. Способы связи ЭВМ между собой

Генерация поверхностной треугольной неструктурированной сетки на основе расчётной сетки AeroShape3D

Кодирование текстовой информации. Кодировка ascii. Основные кодировки кириллицы

Урок алгебры в 11 классе по теме «Комплексные числа»

8. Классификация строительных материалов по назначению и эксплуатационным признакам 4

И. Н. Калинаускас

Статья отнесена к разделам: Преподавание физики

Анаэробная инфекция

Подготовка для проведения ультразвуковых исследований

Как разваливают государство

Единая транспортная система (ЕТС) - технологически и экономически сбалансированная совокупность видов транспорта, выполняющих внегородские перевозки. В ЕТС входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. С ЕТС взаимодействуют различных виды городского пасс, и промышленного транспорта. Развитие видов транспорта как составных частей ЕТС позволяет наиболее полно использовать технико-экономических особенности каждого из них и тем самым обеспечивает наиболее эффективное решение транспортных проблем страны. В 1990 в общем грузообороте и внегородском пассажироооороте по России и стране в целом наибольшая доля приходилась на железнодорожный транспорт.
Ж.-д. транспортом перевозятся практически все виды производимой в странах бывшего СССР продукции, но основные часть его грузооборота составляют массовые грузы: каменный уголь и кокс, нефтяные грузы, минер, строит, материалы, чёрные металлы, лесные грузы, руды. В грузообороте морского транспорта преобладают грузы внеш. торговли. Речным транспортом перевозятся преим. массовые грузы, прежде всего минер, строит, материалы, лесные (на судах и в плотах), нефть и нефтепродукты, каменный уголь. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки главным образом в местном сообщении, а также подвоз грузов и пассажиров к магистральным путям сообщения и развоз грузов к местам потребления. В перевозочной работе воздушного транспорта св. 80% приходится на пасс, перевозки. По нефтепроводам перекачивается сырая нефть, по нефтепродуктам - светлые нефтепродукты. Указанные особенности видов транспорта определяют ср. дальность перевозок на них и их долю в ЕТС.
Общий грузооборот ЕТС России и СССР в 1990 составил соответственно 5,9 в 8,3 трлн. т-км нетто, внегородской пассажирооборот - 9,7 и 1,19 трлн. пасс.-км. Протяжённость путей сообщения, которыми располагали транспортной системы в России и в СССР, приведена в табл. 1.
Табл. 1. - Структура транспортной сети в 1990

Единство транспортной системы требует согласованного развития всех видов транспорта, координации их эксплуатационных деятельности, взаимной увязки некоторых параметров подвижного состава, согласования тарифов и организационных мер. До кон. 1991 это единство базировалось на общенародной собственности на средства производства и обеспечивалось соответствующими плановыми заданиями и централизованным руководством. При рыночных отношениях оно обеспечивается трансп. законодательством, предусматривающим создание единого рынка трансп. услуг, и экономических рычагами.
Особенностью транспортной системы России является большой уд.

Тарифная сетка и разряды к ней

вес в ней железнодорожного транспорта, обеспечивающего большинство наиболее важных межрайонных связей, соединяющего разобщённые морские и речные бассейны, принимающего грузы с автомобильного и трубопроводного транспорта, резервирующего при необходимости др. виды транспорта. Прямое ж.-д. сообщение осуществляется практически между всеми районами России, за исключением районов азиатского севера и северо-востока. На большинстве межрайонных направлений имеются двухпутные линии.
Другая существенная особенность ЕТС России - большая степень концентрации перевозок на высокооснащённых магистралях при относительно небольшой по сравнению с др. развитыми странами густоте путей сообщения. Средняя грузонапряжённость железной дороги общего пользования в 1990 составила 28,4 млн. т-км/км; на значительной части железнодорожной сети средняя грузонапряжённость составляла более 50 млн. т-км/км. На ряде линий густота движения грузов в одном направлении превышала 100 млн. т нетто в год при больших размерах пасс, движения. Средняя грузонапряжённость магистральных нефтепроводов и загрузка наиболее крупных из них сопоставимы с приведёнными показателями железной дороги Многониточные системы магистральных газопроводов перекачивают до 200 млрд. м3 газа в год.
Значительная концентрация перевозок позволяет применять совершенные и вы- сокопроизводительыне транспортные средства и добиваться большой экономичности перевозок. Наращивание перевозочных возможностей транспортной системы, увеличение скоростей и снижение стоимости сообщений между различных регионами и пунктами являются факторами, способствующими росту деловой активности, повышению эффективности производства, улучшению условий жизни населения. В связи с этим необходимо систематическое развитие и совершенствование ЕТС, которое должно быть сбалансировано с решаемыми экономическими и социальными задачами, удовлетворять природоохранным, ресурсосберегающим и другим требованиям.
Большое внимание этим вопросам уделяется во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Транспортная политика этих стран строится, как правило, на рациональном разграничении функций государственного управления транспортом (через соответствующее законодательство, налоги, субсидии, льготы и др. экономических рычаги) и функций по непосредственному выполнению перевозок, осуществляемых полностью самостоятельно в своей хозяйственной деятельности транспортными компаниями и предприятиями.

Расписание» Автоматизированная информационно аналитическая система «аверс:

1 … 6 7 8 9 10 11 12 13 … 22

Тарификация

Для составления тарификации учителей нужно:

  • задать нагрузки учителей в разделе Нагрузки на странице Классы , Учителя или Предметы ;
  • ввести дополнительную информацию по учителям в разделе Нагрузки на странице Тарификация .
  • определить перечень столбцов тарификационной таблицы в диалоге Настройка Таблицы на странице Тарификация .

Управление тарификацией

Панель управления

Управление тарификацией выполняется с помощью кнопок, расположенных на панели управления:

Рис. Панель управления тарификацией

Диалог Тарификация

Тарификация включает дополнительные данные об учителях, не используемые при составлении расписания. Для ввода этих данных используется диалог Тарификация . Диалог состоит из двух страниц, Аттестация и Доплаты .

Для построение тарификационной таблицы заполнять все поля на страницах диалога не обязательно. Ниже будет показано, как выбрать нужные столбцы таблицы.

Рассмотрим страницу Аттестация .

Рис. Диалог Тарификация , страница Аттестация

Страница Аттестация состоит главным образом из трех групп элементов — Квалификация , Педагогический стаж работы и Образование и Должность .

Примечание . Форматы дат в диалоге совпадает с форматом, заданным в Панели Управления операционной системы компьютера. Изменить формат можно в Старт/Настройки/Панель Управления/Дата и Время. Формат даты в примерах: год-месяц-день.

Если стаж рассчитан неправильно, проверьте системную дату на Вашем компьютере.

  • Образование и Должность .
    • Образование . Варианты: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное.
    • Документ об образовании . Сведения о дипломе в свободной форме.
    • Должность . Варианты: учитель, завуч, директор, практикант.

Перейдем к рассмотрению второй страницы диалога — страницы Доплаты .

Рис. Диалог Тарификация , страница Доплаты

  • Прочая информация .
  • Внеклассная работа (% от ставки) . Надбавка за внеклассную работу в процентах от ставки.
  • Кружковая работа (час) .
  • Обучение на дому (час) .
  • Классное руководство . Разворачивающийся список с названиями классов появляется только в случае установки флажка.
  • Руководство кабинетом . Разворачивающийся список с названиями кабинетов появляется только в случае установки флажка.
  • Координаты .
    • Телефон .
    • Email . Адрес электронной почты.

Комментарий к постановлению КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VІІІ (далее - Закон № 1774). В частности, в новой редакции изложены ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее - Закон об оплате труда) и ст. 96 КЗоТ .

Новые нормы, во-первых, установили законодательные требования к минимальному должностному окладу (тарифной ставке) работника - не меньше прожиточного минимума трудоспособного лица (ПМТЛ) на 1 января календарного года .

Во-вторых,прописалипринцип формирования схем окладов бюджетников. Так, схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируются на основе:

Минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;

Междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

В-третьих, зафиксировали, что минимальную зарплату (МЗП) больше не используют в качестве расчетной величины для установления должностных окладов работников ( п. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774 ).

Все эти нововведения воплотились в комментируемом постановлении. И касается этот документ прежде всего всех категорий работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда (ЕТС). Сюда относятся работники медзаведений, учреждений образования, учреждений соцзащиты и др. с оплатой труда по основополагающему постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298 .

Размеры окладов по ЕТС. Комментируемым постановлением Правительство установило, что с 1 января 2017 года должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС , установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года .

Согласно ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VІІІ с 01.01.2017 г. размер ПМТЛ равен 1600 грн.

Следовательно, комментируемым постановлением утвержден новый размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, на базе которого рассчитывают должностные оклады (тарифные ставки) работников 2 - 25-го тарифных разрядов по ЕТС («базовый» тарифный оклад х на соответствующий тарифный коэффициент ЕТС).

Важно! С 01.01.2017 г. размер «базового» должностного оклада составляет 1600 грн.


Widget not in any sidebars

Напомним: в декабре 2016 года размер «базового» должностного оклада составлял 1335 грн. Получается, что данный показатель увеличился на 265 грн., или почти на 19,9 %. От размера «базового» должностного оклада зависят размеры должностных окладов по тарифным разрядам по ЕТС, и размер таких окладов надо определить самостоятельно.

Итак, порядок определения должностных окладов (тарифных ставок) по ЕТС с 01.01.2017 г. таков: должностные оклады (тарифные ставки) дляработников 2 - 25-го тарифных разрядов рассчитываются путем умножения оклада (ставки) работника 1-го тарифного разряда (1600 грн.) на соответствующий тарифный коэффициент. Например, для работника 7-го тарифного разряда с 01.01.2017 г. должностной оклад (тарифная ставка) равен 2464 грн. (1600 х 1,54).

Применять с 01.01.2017 г. при расчетах правила округления не понадобится, ведь итоговые оклады (ставки) получаются в целых числах (гривнях без копеек).

Учитывая вышеуказанное, в таблице приведем размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 - 25-го тарифных разрядов, которые должны быть установлены в штатных расписаниях бюджетных учреждений, организаций с 1 января 2017 года .

Как видим из таблицы, по сравнению с декабрем-2016 увеличиваются оклады всех работников со 2-го по 25-й тарифные разряды по ЕТС (кроме оклада работника 1-го тарифного разряда, он останется неизменным - 1600 грн.).

Дифференциация зарплаты на уровне МЗП. Кроме установления с 01.01.2017 г. новых размеров должностных окладов в штатных расписаниях, положениями п. 2 комментируемого постановления предписано руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы не допустить «уравниловку» в оплате труда работников, которые получают зарплату на уровне «минималки».

Для этого руководителей в пределах утвержденного фонда оплаты труда обязали обеспечить дифференциацию зарплаты работников с оплатой на уровне МЗП за счет установления доплат, надбавок, премий , в зависимости от :

Сложности, ответственности и условий выполняемой работы;

Квалификации работника;

Результатов труда работника.

Тарифный разряд Тарифный коэффициент Должностной оклад (тарифная ставка) с 1 января 2017 года, грн.
1 1,00 1600
2 1,09 1744
3 1,18 1888
4 1,27 2032
5 1,36 2176
6 1,45 2320
7 1,54 2464
8 1,64 2624
9 1,73 2768
10 1,82 2912
11 1,97 3152
12 2,12 3392
13 2,27 3632
14 2,42 3872
15 2,58 4128
16 2,79 4464
17 3,00 4800
18 3,21 5136
19 3,42 5472
20 3,64 5824
21 3,85 6160
22 4,06 6496
23 4,27 6832
24 4,36 6976
25 4,51 7216

Поясним, с чем связано такое требование. Дело в том, что с 1 января 2017 года благодаряЗакону № 1774 также «заработали» новые нормы ч. 1 и 2 ст. 3 Закона об оплате труда и ч. 1 и 2 ст. 95 КЗоТ , изменяющие понятие «минимальная зарплата» (подробнее см. на с. 7 и 13 этого номера). Более того, появилась новая норма - гарантии обеспечения МЗП -ст. 31 Закона об оплате труда . Ею установлено, что размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП (с 01.01.2017 г. размер МЗП составляет: 3200 грн. (в месячном размере) и 19,34 грн. (в почасовом размере)).

Это означает, что по некоторым работникам работодатель должен будет начислить доплату до МЗП (подробный анализ установления такой доплаты найдете в статье «Дотянуться… до МЗП» на с. 13 этого номера). И возможные претенденты на такую доплату - работники с должностным окладом меньше 3200 грн. (если у них нет доплат, надбавок и премий, включаемых в размер МЗП). Для ЕТС-окладов - это работники 1 - 11-го тарифных разрядов по ЕТС (оклады меньше 3200 грн.).

Получается, что и квалифицированные, и низкоквалифицированные работники могут иметь одинаковый размер зарплаты.

Приведем примеры.

Пример 1. Должностной оклад бухгалтера (8-й тарифный разряд по ЕТС) с 01.01.2017 г. составляет 2624 грн. Полная занятость. Доплат, надбавок и премий нет. В январе 2017 года такой работник отработал все дни, предусмотренные графиком работы.

За январь работнику начислят оклад в полном размере - 2624 грн. Но поскольку с 01.01.2017 г. МЗП составляет 3200 грн. и начисленная зарплата за полностью выполненную месячную норму труда (полностью отработанный месяц) не может быть ниже МЗП, то работнику начисляют доплату до уровня МЗП. Размер такой доплаты составит:

3200 – 2624 = 576 (грн.).

Таким образом, за январь 2017 года сумма зарплаты за полностью отработанный месяц составит:

2624 оклад + 576 доплата до МЗП = 3200 (грн.).

Пример 2. Должностной оклад уборщика служебных помещений (2-й тарифный разряд по ЕТС) с 01.01.2017 г. составляет 1744 грн. Полная занятость. Получает доплату за работу с дезсредствами в размере 174,40 грн. (10 % должностного оклада). Других доплат, надбавок и премий нет. В январе 2017 года такой работник отработал все дни, предусмотренные графиком работы.

Сумма доплаты за работу с дезсредствами не участвует в сравнении с МЗП (это исключение предусмотрено для доплат за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья).

Тогда сумма доплаты до уровня МЗП равна:

3200 – 1744 = 1456 (грн.).

Общая сумма зарплаты за январь 2017 года составит:

1744 оклад + 174,40 доплата за дезсредства + 1456 доплата до МЗП = 3374,40 (грн.).

Как видим, с учетом выполнения норм ст. 3 1 Закона об оплате труда может оказаться вот такая «оплатная уравниловка» и даже перекосы, когда работникам с высокой квалификацией начислят зарплату ниже низкоквалифицированных работников.

Однако Правительство в этом вопросе перекладывает ответственность на руководителей учреждений: и зарплату разную начислить, и в утвержденный фонд оплаты труда «втиснуться».

Как же работодателю выполнить эту «дифференциацию»?

Предположим , что бухгалтеру из примера 1 в январе 2017 года будет начислена надбавка за сложность и напряженность в работе в размере 1312 грн. (50 % должностного оклада, максимально возможный процент для такой надбавки).

Тогда необходимости в начислении доплаты до МЗП не будет, и общая сумма зарплаты за январь 2017 года составит: 2624 оклад + 1312 надбавка за сложность = 3936 (грн.).

Как вариант, подходит для выполнения «дифференцированного» требования и установление ежемесячной премии. Но в любом случае эти суммы придется высчитывать по каждому работнику, чтобы соблюсти требования п. 2 комментируемого постановления.

И самое главное при решении вопроса дифференциации зарплаты работников - «втиснуться» в имеющийся фонд оплаты труда.

Людмила ТРОХИМЕНКО,

заместитель главного редактора