Каналы вертикальной мобильности(по П. Сорокину)


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................

Понятие социальной мобильности ввел П. Сорокин , определивший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Классифицировав мобильность на горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую, он раскрыл механизм их реализации и показал, что основу восходящей мобильности составляют потребность индивидов в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных групп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса, связывавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. Согласно концепции Липсета и Бендикса, индустриальные общества характеризуются высоким уровнем восходящей мобильности. С одной стороны, широкие возможности неограниченного социального роста выступают как бы «предохранительным клапаном», переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; иначе говоря, мобильность выполняет функцию стабилизации общества. С другой стороны, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивиду, поэтому развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобильности с идеей социальной справедливости и эффективности социальной системы.

Значительное место социальной мобильности отводилось в теориях индустриального общества, популярных в середине XX в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что тенденция к росту вертикальной мобильности в равной мере присуща всем индустриальным обществам независимо от социального строя и политической системы. Согласно этой теории, процесс индустриализации способствует росту вертикальной мобильности и выравниванию социальных возможностей выходцев из разных классов и слоев.

Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказывали, что индустриализация неизбежно ведет к расширению нисходящей мобильности, поскольку рост требований к квалификации и деловым качествам работников, а также широкая механизация и автоматизация производства способствуют росту безработицы, выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа работающих.

В последнем десятилетии XX в. выделяются исследования Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания ее перспектив, а также исследования Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые провели сравнение уровней мобильности в разных индустриальных обществах и пришли к выводу о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Механизмы социальной мобильности

Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.

Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.

Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это (1) социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и (2) своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.

Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности. Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.

Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России.

  1. Что такое социальная дифференциация?
  2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?
  3. Укажите три вида социальной стратификации.
  4. Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов?
  5. Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер?
  6. Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером?
  1. Чем статусная группа отличается от класса?
  2. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
  3. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
  4. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
  5. В чем отличие маргиналов от люмпенов?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы....вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

Во-вторых, экономико-политические различия: власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.).

В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем автор видит достоинства «схемы» (теории стратификации) Вебера?
  2. Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»?
  3. Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор?
  4. Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

1. Сущность этого понятия.

Пример вертикальной мобильности – это переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы. Пример горизонтальной мобильности – это переход с должности учителя в одной школе на должность учителя в другой школе. П. Сорокин стал основателем теории социальной мобильности и назвал основные лифты вертикальной мобильности.

2. Групповая мобильность

Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, расовые или сословные привилегии ограничения на индивидуальную мобильность, тогда представители низших каст, сословий и рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Такой тип личности, как теоретик, всегда пытается делать карьеру в одиночку, поэтому он является наименее успешным в административной карьере. Примеры групповой мобильности :

· Конфликт клик за власть внутри бюрократической пирамиды, например, клика Берии и Маленкова победила клику Жданова в рамках «ленинградского дела».

· В Древней Индии каста брахманов (священников) добилась превосходства над кастой кшатриев (воинов). Это стало примером коллективного восхождения брахманов.

· Большевики до октябрьского переворота были изгоями, во время переворота они преодолели огромную социальную дистанцию, в результате они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это служит примером коллективного восхождения большевиков.

· Социальный статус Римского папы и епископов за последние три столетия понизился. Это служит примером коллективного снисхождения.

· Статус афро-американцев в Америке повысился за последние 150 лет в результате отмены рабства и получения ими гражданских прав.

· Статус женщин в развитых странах мира повысился за последние 100 лет в результате получения ими гражданских прав.

· Статус рабочего класса за последние 100 лет повысился в результате получения его представителями гражданских прав, права на забастовку и различные пособия (по безработице, по болезни, по старости, по инвалидности).

3. Подвижные и неподвижные типы обществ.

В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго рода – кастовый строй в Индии, хотя степень вертикальной мобильности никогда не равна 0, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. На каждом «этаже» должно существовать «сито», просеивающее индивидов, иначе на руководящих постах могут оказаться непригодные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия реформ. Степень вертикальной мобильности можно измерить, например, по доле «выскочек» среди правителей и высших чиновников, вычисленной в процентах. Эти «выскочки» начали свою карьеру из среды бедняков и закончили правителями. Сорокин показал различие между странами по степени вертикальной мобильности:

Западная Римская империя -45,6%

Восточная Римская империя -27,7%

Россия до Октябрьского переворота -5,5%

Франция -3,9%

Англия -5%

США -48,3%

Президенты Франции и Германии -23,1%

4. Тестирование «ситом».

В любом обществе есть много желающих продвижения наверх, но достичь этой цели удаётся немногим, т.к. этому препятствуют «сита» на каждом этаже социальной иерархии. Когда человек приходит устраиваться на работу, его оценивают по нескольким критериям:

· Семейное происхождение . Хорошая семья способна дать своему ребёнку хорошую наследственность и хороший уровень образования. На практике этот критерий применялся в Спарте, Древнем Риме, Ассирии, Египте, Древней Индии и Китае, где сын наследовал статус и профессию отца. Современная семья нестабильна, поэтому, сегодня начинает складываться норма оценивать личность не по семейному происхождению, а по личным качествам. Ещё Пётр 1 в России ввёл табель о рангах, согласно которому продвижение по службе зависело не от «породы», а от личных заслуг.

· Уровень образования . Функция школы состоит не только во «вливании» знаний, но и в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, чтобы отсеять последних. Если школа тестирует интеллект учеников, то церковь – моральные качества. Еретиков и язычников не допускали до ответственных постов.

Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т.д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профпригодность. Этот тест можно считать окончательным.

5. К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?

Существует оптимальное соотношение количества людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью вооружённого захвата власти.

Недопроизводство элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоёв приводит к необходимости отдать часть элитарных позиций людям, не прошедшим селекцию. Это вызывает социальную нестабильность и глубокие противоречия внутри элиты между «вырожденцами» и «выскочками». Например, противоречия между «выскочками» (Екатерина 1, Меньшиков, Головкин, Ягужинский, Толстой) и «вырожденцами» (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин) после смерти Петра 1 привели к череде вооружённых дворцовых переворотов. Слишком строгий контроль при отборе элиты часто приводит к полной остановке «лифтов», к вырождению элиты и к «подрывной» деятельности низко стоящих правителей по призванию, которые не могут сделать легальную карьеру и стремятся физически уничтожить «вырожденцев» и занять их элитарные позиции.

6.Выбор лифтов вертикальной мобильности для различных типов личности.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру – лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы – соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

· Армия . 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами – Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

· Церковь . Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии – Христос, Мухаммед, Будда – были психологами.

· Школа и научные организации . В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем – в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора – для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам – роль утописта. Все великие учёные – Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт – были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

· Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом – психолог, третьим сортом – техник, четвёртым сортом – теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи – «лисами», техники – консерваторами, теоретики – реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

· Искусство или, другими словами, шоулифт . Среди самых известных литераторов Франции 13% были из рабочей среды. Этот лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров.

· Печать, телевидение, радио . Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение. Этот информационный лифт и профессия журналиста предназначен для спикеров, которые в совершенстве владеют популярным стилем изложения, состоят в близком знакомстве с большим количеством людей, находятся в курсе всех слухов, обладают ораторскими способностями. Техники и психологи являются вторым сортом в журналистике. Технику можно доверить роль диктора, который способен с выражением прочитать чужой текст по бумажке. Психологу можно доверить сочувственное изложение биографий великих личностей, описание их внутреннего мира, обзор мира искусства. Информационный лифт является очень скользким и быстрым лифтом, с помощью этого лифта можно за один день взлететь вверх или скатится вниз. Например, многие звёзды эстрады становились популярными после исполнения по телевидению только одного шлягера, а некоторые министры лишались своих постов после показа по телевидению компрометирующих материалов об их похождениях в публичном доме или об их связи с мафией.

· Экономические организации или бизнеслифт . Накопление богатств – это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. В древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н.э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Грейтон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии. Этот лифт предназначен для спикеров и отчасти - для техников и психологов. Примером спикера-предпринимателя является Брынцалов. В качестве примера психологов-олигархов можно указать на Березовского, Ходорковского и Гусинского. Создаётся впечатление, что эти психологи сумели путём махинаций и личных связей в Кремле присвоить значительную часть бывшей государственной собственности в период приватизации, а сегодня в период честного бизнеса и наведения порядка их ждёт банкротство.

· Семья и брак . По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених – богатство. Семейный лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров. Спикер имеет максимальный успех в любви, а психолог способен поддерживать любовные связи с максимальным количеством представителей противоположного пола. Выйти замуж за богатого – это лучший способ сделать карьеру для психолога. Именно психолог способен отбить богатого мужа у своей соперницы. Этим способом сделали карьеру такие психологи, как Екатерина 1, Борис Годунов и отчасти спикер Екатерина 2. Для техника и теоретика, как для потенциальных жертв «роковой» любви, проблема заключить брак является самой серьёзной проблемой в жизни.

По нашему мнению, существует эволюция происхождения лифтов социальной мобильности, они возникали по очереди, после возникновения нового лифта значение ранее возникших лифтов снижалось, и они оказывались устаревшими, а новые лифты становились главными по значению. Семейный лифт возник первым ещё при первобытном обществе. Чтобы сделать карьеру с помощью семейного лифта, нужно было выйти замуж за вождя племени. Такие лифты, как армия, правительственные группы, церковь, искусство, школа и наука, возникли при рабовладении. Такие лифты, как бизнес и печать, возникли при капитализме. Таким образом, при первобытном обществе главным по значению лифтом был семейный, при рабовладении - армия и правительственные группы, при феодализме - армия, правительственные группы и церковь, при капитализме - бизнес, правительственные группы и печать.

Спикеры являются наиболее перспективными кандидатами при использовании четырёх лифтов (армия, политика, печать, бизнес) и отчасти перспективными кандидатами при использовании ещё двух лифтов (шоу и брак).

Техники являются вторым сортом при использовании четырёх лифтов (армия, наука, бизнес, шоу). Теоретик является наиболее перспективным кандидатом при использовании только одного научного лифта.

Можно сделать вывод, что только спикер способен сделать головокружительную карьеру и пересаживаться с одного лифта на другой. Спикер способен сделать несколько карьер в разных профессиях в течение жизни. Спикер демонстрирует максимальную предприимчивость в достижении цели даже с помощью преступных средств, его головокружительная карьера представляет собой последовательность неожиданных взлётов и катастрофических падений, примером может служить карьера Б.Ельцина.

Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции – 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу – от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

8.Влияние других факторов на степень успеха в карьере.

Опираясь на результаты эмпирических исследований, можно утверждать, что на степень успеха в карьере влияют и другие факторы, например, раса и пол, наличие образования, род занятий родителей, размер семьи, место жительства. Более успешными в США являются представители белой расы, мужчины, имеющие высокий уровень образования. Исключением из этого правила служит карьера нынешнего президента США афро-американца Барака Обамы. Результаты исследования социальной мобильности между поколениями показывают, что 40% детей квалифицированных рабочих («синих воротничков») поднялись на ступеньку вверх и стали представителями среднего класса («белыми воротничками»). А 30% детей из среднего класса опустились на одну ступенью вниз и стали квалифицированными рабочими. В постиндустриальном обществе растёт количество «белых воротничков» и снижается количество «синих воротничков». Горизонтальная мобильность между поколениями равна примерно 80%, именно такая доля детей меняет профессию отца на другую профессию. Американская мечта – это надежда на головокружительный успех в карьере: «Из хижины – в президентский дворец». Начиная с 1970 г. в американской экономике начался период застоя из-за повышения цен на нефть и возросшей конкуренции в области автомобилестроения и электроники со стороны таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай. Японские, китайские и корейские рабочие имеют более низкий уровень заработной платы и являются более трудолюбивыми по сравнению с американскими рабочими. Производство в этих отраслях переносится из США в эти страны, что приводит к оттоку рабочей силы в США из производства в сферу обслуживания, что в свою очередь сопровождается снижением заработной платы. Из-за этого в США возросло число людей, работающих в нескольких местах, и число молодых людей, которые не могут покинуть родительский дом, не могут купить собственный дом и вынуждены позднее вступать в брак.

Приложение к параграфу 40.

Степень успеха в административной карьере у различных типов личности .

В процессе исследования нельзя ограничиваться одними абстрактными рассуждениями, необходимо проводить эмпирические исследования, которые должны уточнить наши прогнозы, например, относительно степени успеха различных типов личности в административной карьере. Нами был проведен анализ карьеры 40 руководителей, которые являлись директорами учебных заведений или заведующими городским отделом образования. Проведение наблюдений за траекторией карьерного роста требует затраты большого количества времени, поэтому наши наблюдения проводились на протяжении последних 12 лет. Выборка была случайной. Со всеми респондентами мы были знакомы лично или работали в возглавляемых ими учебных заведениях, что позволило точно определить их тип личности и состояние учебного заведения. Процветание учебного заведения означает его хорошую репутацию в городском масштабе, рост контингента, хорошее состояние здания и оборудования, хорошее финансовое положение. Место проведения исследований: 9 руководителей - из Усольского района, 1 руководитель – из г. Екатеринбург, 1 руководитель - из г. Энгельс Саратовской области, 27 руководителей - из г. Березники, 1 руководитель - из г. Соликамск.

Можно сделать вывод, что нашёл экспериментальное подтверждение наш прогноз о том, что спикеры являются наиболее успешными в административной карьере, техники по степени успеха находятся на втором месте, психологи – на третьем, теоретики оказались полностью непригодными на роль руководителя. Именно спикеры составляют большинство среди руководителей, в первую очередь поднимаются вверх с должности директора школы на должность руководителя Гороно, а затем на должность руководителя Облоно, способны пересесть с одного лифта на другой и привести своё учебное заведение к процветанию. Крах в карьере психолога становится окончательным, например, мне известны два примера, когда один психолог оказался в местах лишения свободы сроком на 1 год за продажу аттестатов, а другой психолог допустил растрату финансовых средств, но этот скандал удалось замять и с трудом избежать возбуждения уголовного дела. Реформа в образовании требует от руководителей учебного заведения наличия предпринимательских качеств, поэтому в будущем следует ожидать увеличения среди них доли спикеров, которые умеют привести своё учебное заведение к процветанию на рынке образовательных услуг.

Таблица 2.

Вопросы, на которые мы постарались ответить в процессе наблюдения.

Коли чество руководителей

Психо лог.

Техник.

Спикер.

1. Сколько всего руководителей подвергнуто наблюдению?

12%

28%

60%

2. Сколько из них были руководителями высших учебных заведений?

29%

29%

42%

3. Сколько руководителей сумели подняться с должности директора школы на должность руководителя Гороно?

17%

83%

4. Сколько руководителей сумели подняться с должности руководителя Гороно на должность заместителя руководителя Облоно?

100%

5. Сколько руководителей имеют в карьере факт увольнения с должности за финансовые злоупотребления или за развал в работе?

13%

40%

47%

6. Сколько руководителей имеют в карьере факт чередования взлётов и падений, способность пересесть на другой лифт?

36%

64%

7. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к процветанию?

92%

8. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к упадку?

29%

42%

29%

9.Сколько руководителей привели своё учебное заведение к закрытию или банкротству?

50%

50%

10. Количество мужчин среди руководителей.

33%

59%

Вопросы для размышления.

1. К чему привела попытка в СССР дать всем ученикам среднее образование? Назвать негативные последствия.

2. Какой из вышеперечисленных лифтов был главным в СССР?

3. Каким лифтом вы планируете воспользоваться в своей будущей карьере?