Как правильно отвечать на вопросы работодателя. Как вы считаете, зависит ли преступность от национальности

Чуть больше недели назад в Минске проходила 14-я по счёту Международная специализированная выставка «Образование и карьера», которая собрала в столичном Дворце спорта свыше 140 образовательных учреждений из 12 стран мира. не остался в стороне и расспросил руководителя проектов «Образование и карьера» и «Образовательная среда, учебные технологии» Викторию Миколюк о работе в компании «Экспофорум », подробностях организации выставки и профессиональном выборе.

Процесс организации выставки от идеи до реализации сложный, не так ли?

Эта выставка социально важна, потому что цели преследуются самые благородные — помочь нашей молодёжи определиться с выбором профессии. Согласитесь, это не так просто. От того, какую профессию выберете, в конечном итоге будет зависеть, станете ли вы счастливым человеком, потому что любимое дело — это один из основополагающих векторов в нашей жизни.

В чём состоят ваши обязанности?

Как организаторы, мы стараемся привлечь к участию в выставке наши белорусские вузы, российские и иностранные учебные заведения для того, чтобы они приехали сюда и презентовали свои образовательные услуги. Тогда у наших абитуриентов будет большой выбор, им будет проще понять, куда они смогут пойти учиться, где выгоднее, где они смогут себя реализовать, узнать больше о будущей профессии. «Образование и карьера» — это профориентационная выставка.



Вам нравится ваша профессия?

Да, мне очень нравится моя работа. Это постоянное общение с молодыми людьми, общение с вузами. Наши высшие учебные заведения идут в ногу со временем и представляют собой столбы современного общества. Образование — это один из принципов свободного, демократического государства, широкие возможности в образовании говорят о его успешности и конкурентоспособности в мировом сообществе.

Какое у вас образование? В каком вузе вы учились?

У меня высшее экономическое образование. Сама я закончила Белорусскую государственную политехническую академию, в те годы она называлась именно так. Сейчас это Белорусский национальный технический университет.



Вы всегда хотели попасть в ту сферу, где сейчас работаете, или это стечение обстоятельств?

Скорее это стечение обстоятельств, которые в итоге сложились в любимое и удачное дело. Может, где-то имело место везение. Я ни о чём не жалею и думаю, что сейчас нахожусь на своём месте.

Что самое интересное в вашей работе?

Это люди, с которыми приходится работать, потому что все они абсолютно разные, со своим мировоззрением, личным подходом к жизни. Люди помогают взрослеть, набираться опыта, принимать какие-то новые точки зрения.



Как вы считаете, какую пользу выставка принесёт абитуриентам? Поможет ли она им совершить профессиональный выбор?

Конечно, сегодня существует огромное количество интернет-порталов, различных справочников, рассказывающих об учебных заведениях. Но придя на выставку, можно в реальности пообщаться с представителями приёмных комиссий. Ещё зачастую на стендах работают специалисты, которые сами недавно были студентами, это снимает барьер при общении. Можно подробно расспросить о той или иной специальности. Работает такой своеобразный живой навигатор для будущих студентов. В этом и есть уникальность нашей выставки. Обойти площадку возможно за пару часов. Потратив всего один день, можно определиться с самым главным решением в своей жизни.

Когда вы сами выбирали будущую профессию, подобные выставки или мероприятия организовывались?

Нет, в то время, к сожалению, подобных мероприятий не было. Поэтому где-то мы руководствовались престижностью профессии. Когда я поступала, были востребованы правоведы и экономисты, шла всеобщая повальная мода на такие профессии, что, возможно, подтолкнуло и меня к выбору. А сейчас, повзрослев, я понимаю, что нужно смотреть, прежде всего, внутрь себя. Если вы в душе талантливый кулинар и видите себя в будущем успешным шеф-поваром ресторана, то зачем вам идти на экономическую специальность? Вы реализуете свои способности, главное — это желание.




Как вы считаете, какова роль образования в современном мире?

Чем больше образованных людей, тем выше конкурентоспособность государства в мировом сообществе. Я думаю, к этому необходимо стремиться. «Ученье — свет, а неученье — тьма». Очень много приходит к нам на выставку молодых специалистов, которые уже имеют образование, но задумываются о дополнительном. Сегодня на рынке труда конкурентоспособны те специалисты, которые постоянно интеллектуально совершенствуются. Стоять на месте ни в коем случае нельзя, потому что время выдвигает свои условия.

Что бы вы посоветовали тем ребятам, которые ещё только определяются с будущей профессией?

Прежде всего, постарайтесь понять, кем вы хотите стать в этом мире, что вы представляете из себя, какую пользу можете принести людям. Не ведитесь на модные названия профессий или вузов. Только любимое дело сделает вас просто счастливым человеком по жизни, а это главное.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Было бы неплохо знать, о чем спросят вас на собеседовании в следующий раз, не так ли?

Разумеется, мы не рекомендуем заучивать все ответы наизусть, однако продумать их не помешает. Как только вы поймете, что именно хочет услышать представитель компании, вы без труда сможете доказать свою пригодность в профессиональном плане.

Используйте этот список при подготовке к собеседованию.

1. Расскажите о себе

Это очень простой, но важный вопрос, о котором забывают многие соискатели. Вот в чем подвох: никто не хочет бесконечно выслушивать вашу карьерную или личную историю. Вместо этого вам нужно в нескольких словах продемонстрировать, что вы как нельзя лучше подходите на обсуждаемую должность. Расскажите о своих достижениях или опыте, связанном с работой и позволяющем судить о вашей профпригодности.

2. Как вы узнали о вакансии?

Отвечая на этот невинный вопрос, вы имеете возможность выделиться из толпы и показать свою заинтересованность в работодателе. Например, если вы узнали о вакансии от друга или коллеги, упомяните его имя, а затем расскажите о том, что конкретно он рассказал и как ему удалось вас вдохновить. Если вакансия попалась вам на глаза в отраслевом издании или на местной доске объявлений, сообщите, что именно показалось в ней привлекательным.

3. Что вы знаете о нашей компании?

Любой соискатель способен заглянуть на страницу "О нас" на сайте организации. Вряд ли собеседник, задающий этот вопрос, пытается узнать, насколько четко вы понимаете описанные там цели и задачи. Он должен понять, что вы позаботились о том, чтобы их прочесть. Используйте в своей речи ключевые слова с сайта, но не цитируйте его дословно, например: "Мне импонирует цель... потому, что..." или "Я верю, что этот подход будет полезен, так как..." Не забудьте привести примеры из личного опыта.

4. Почему вы хотите получить эту работу?

И снова, компаниям нужны люди, которые испытывают страсть к своему делу, и ответ на этот вопрос должен быть дан в подобном ключе. (Если вы не испытываете страсти к своему делу, возможно, вам стоит подать резюме в другое место.) Определите ключевые пункты, которые свидетельствуют о том, что работа вам подходит (например, «Мне нравится работать в службе поддержки, общаться с разными людьми и помогать им решать проблемы»). После этого расскажите, чем вас заинтересовала компания ("Я люблю узнавать новое, а вы умудряетесь делать потрясающие вещи, и мне просто хочется в этом поучаствовать").

5. Почему нам стоит вас нанять?

Этот прямолинейный вопрос в большинстве случаев звучит бестактно, но если вам его все же задали - считайте, вам повезло. Это едва ли не лучший повод выгодно продать свои личные и профессиональные качества. В своем ответе постарайтесь охватить три пункта: а.) вы не только способны выполнять свою работу, но и можете добиться непревзойденных результатов; б.) вы соответствуете корпоративной культуре и способны вписаться в коллектив; в.) вы превосходите всех остальных соискателей.

6. Перечислите свои профессиональные достоинства

При ответе на этот вопрос карьерный консультант Памела Скиллингс советует говорить только правду (т.е. рассказывать о реальных, а не вымышленных достоинствах), описывать качества, которые соответствуют рассматриваемой должности, а также избегать пространных рассуждений (например, "умение убеждать" вместо "превосходных навыков общения"). Не забудьте рассказать о реальных ситуациях, в которых вам удалось продемонстрировать эти достоинства.

7. Назовите свою основную слабость

Этот вопрос предназначен прежде всего для того, чтобы определить, насколько честен и открыт кандидат. Несмотря на это, не стоит говорить, что вы способны уложиться сроки, даже если от этого зависит ваша жизнь. Не стоит также пафосно восклицать, что вы лишены каких-либо недостатков. Выберите качество, которого вам не хватает и которое вы всеми силами стараетесь приобрести. Например, сообщите, что не умеете мастерски выступать публично, но недавно вызвались проводить общие собрания, чтобы чувствовать себя увереннее.

8. Назовите свое главное профессиональное достижение

Ничто не говорит о профессиональной пригодности лучше, чем список былых заслуг. Отвечая на этот вопрос, не стесняйтесь! Постройте ответ следующим образом: обозначьте ситуацию и задачу, которую вам требовалось решить, чтобы собеседник владел контекстом (например: "Я работал младшим аналитиком и управлял процессом выставления счетов-фактур"), сделайте акцент на шагах, которые вы предприняли, и результатах, которых удалось достичь (например, "Я проводил мероприятия по модернизации процесса в течение месяца, и в результате мне удалось сэкономить 10 человеко-часов, при этом количество ошибок уменьшилось на 25%").

9. Расскажите о рабочем конфликте или затруднительной ситуации, с которой вам пришлось столкнуться. Опишите процесс разрешения вопроса

Задавая этот вопрос, собеседник хочет узнать, как вы ведете себя в затруднительных ситуациях. «На собеседованиях все соискатели хотят казаться милыми и покладистыми, но некоторые волшебным образом преображаются, стоит только заключить с ними контракт», - утверждает Скиллингс. Формулируя ответ, сосредоточьтесь на своем поведении. По возможности, описывайте ситуацию, в которой вам удалось прийти к общему решению или компромиссу.

10. Каким вы видите себя через пять лет?

Отвечая на этот вопрос, честно расскажите о своих целях, но помните: собеседник хочет убедиться в том, что ваши ожидания и амбиции реалистичны, а рассматриваемая вакансия им соответствует. Если же позиция идет вразрез с вашими представлениями, скажите, что еще не можете сформулировать конечную цель, но хотите приобрести положительный опыт, который поможет вам определиться.

11. Опишите свою идеальную работу

В этом и аналогичных ему вопросах кроется желание узнать, насколько обсуждаемая позиция соответствует вашим карьерным стремлениям. Разумеется, если вы хотите насмешить собеседника, можете сказать, что хотите стать звездой NBA, но лучше будет рассказать о своих целях и соотнести их с тем, что предлагает работодатель.

12. Ходили ли вы на собеседования в другие компании?

Работодатели задают этот вопрос по тысяче разных причин - например, хотят узнать, претендуют ли на вас конкуренты, или насколько вы заинтересованы в работе именно в их отрасли. "Как правило, я рекомендую своим клиентам сказать, что они рассматривают еще несколько вариантов в той же сфере", - говорит эксперт по поиску работы Элисон Дойл. - "Кроме того, вы можете упомянуть, что все вакансии обладают схожими характеристиками и дают возможность применить имеющиеся у вас навыки и знания". Например: "Я подал резюме на вакансии в компаниях, которые занимаются IT-консалтингом, т.к. мог бы проанализировать нужды клиентов и рассказать о них техническим специалистам, способным решить проблему".

13. Почему вы уходите с текущего места работы?

Сложный вопрос, который в настоящее время встречается на каждом шагу. Поддерживайте положительный тон и не злословьте о предыдущем работодателе. Скажите, что хотите развиваться и воспользоваться новыми возможностями, которых в текущий момент у вас нет. Например: "Я хотел бы участвовать в процессе разработки программных продуктов от начала и до конца, и я вижу, что вы предоставляете такую возможность". А если вас вежливо попросили уйти с предыдущего места? Так и скажите: "К сожалению, работодателю больше не требуются мои услуги".

14. Почему вас уволили?

Если при ответе на предыдущий вопрос вы честно признались в том, что вас уволили, будьте честны до конца, даже если правда не очень приглядна. Честный ответ далеко не всегда приводит к отказу! Покажите, что с тех пор вы многому научились и выросли. В большинстве случаев умение извлекать уроки из ошибок считается преимуществом, а не недостатком.

15. Чего вы ожидаете от новой работы?

Очевидно, того, что она может предложить. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

16. Какие условия труда кажутся вам приемлемыми?

Очевидно, те, что похожи на условия, предлагаемые потенциальным работодателем. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

17. Опишите свой стиль управления

Лучшие руководители - это сильные и гибкие лидеры. Именно эти качества необходимо подчеркнуть в ответе. Например: "Несмотря на то, что каждый член команды обычно требует индивидуального подхода, я предпочитаю выступать для своих подчиненных наставником". После этого приведите примеры удачных управленческих решений и результатов, к которым они привели (например, как худший специалист по продажам под вашим руководством стал звездой всей команды).

18. Расскажите о ситуации, в которой вам удалось проявить свои лидерские качества

В зависимости от должности, на которую вы претендуете, ответом может служить рассказ об успешном управлении процессами или людьми. Скиллингс утверждает, что "лучшие ответы включают в себя запоминающиеся и достоверные детали". "Выберите пример, который дает представление о вашем опыте и полностью раскрывает ваш потенциал", - советует она.

19. Опишите момент, когда вы были не согласны с решением, принятым вашим руководителем

Время от времени подобные ситуации происходят с каждым из нас. Задавая этот вопрос, ваш собеседник хочет узнать, умеете ли вы решать проблемы конструктивно и профессионально. "Не стоит рассказывать о промахе руководителя и своем молчаливом согласии, призванном сохранить мир. Не стоит также говорить о ситуации, в которой вы были неправы", - советует Пегги Макки из Career Confidential. - "Вспомните случай, в котором ваше несогласие действительно играло какую-то роль и повлияло на исход дела".

20. Как бы вас описали ваши коллеги и руководители?

Помните, что ответ на этот вопрос должен быть честным, т.к. у работодателя есть возможность позвонить вашим бывшим коллегам и руководителям. Расскажите о достоинствах и качествах, которые еще не были упомянуты в ходе беседы (например, неукоснительное соблюдение правил внутреннего распорядка или готовность при необходимости включиться в работу соседних отделов).

21. Почему вы делали перерывы в работе?

Если вы некоторое время были безработным, честно расскажите, чем вы занимались Разумеется, эти занятия должны быть полезными (обучение, ведение профессионального блога или волонтерская деятельность). Подчеркните, что теперь вы готовы внести вклад в общее дело: "Я решил сделать перерыв, но теперь я полон сил и могу принести пользу компании".

22. Можете ли вы объяснить свое решение о смене направления в карьере?

Подобные вопросы часто сбивают с толку. Сделайте глубокий вдох и объясните собеседнику, почему вам пришлось принять то или иное карьерное решение. Приведите примеры, подтверждающие, что предыдущий опыт помог вам в новой должности. Связь может быть неочевидной. В этом случае вы сможете произвести сильное впечатление, рассказав о нестандартных ситуациях, из которых вам удалось выйти с честью.

23. Как вы справляетесь со стрессом?

"Продемонстрируйте свою способность продуктивно работать в критической ситуации. Подчеркните, что стресс не может помешать вам добиться цели", - говорит Макки. Опишите свои способы борьбы со стрессом (составление списков, глубокое дыхание и т.д.), а затем приведите примеры их эффективного использования.

24. Опишите свои первые 30/60/90 дней работы в новой должности

Расскажите, что требуется вам для быстрого старта. Какая информация вам нужна? С работой каких отделов вы хотели бы ознакомиться? С какими специалистами вы будете взаимодействовать? Выберите несколько видов деятельности, которая принесет плоды в краткосрочной перспективе (например, "В качестве первого проекта я планирую углубиться в процессы email-маркетинга и создать систему отслеживания писем"). Разумеется, если вы получите работу, планы могут поменяться, но собеседник должен увидеть, что вы готовы приносить прибыль, и вам не терпится приступить к своим обязанностям.

25. Пожалуйста, озвучьте свои ожидания об уровне заработной платы

Перед формулировкой ответа необходимо провести исследование о среднем уровне заработной платы с помощью Payscale или Glassdoor с учетом вашего образования, навыков и опыта. При этом эксперты рекомендуют называть верхнюю цифру диапазона, а затем проявлять гибкость при необходимости. Дайте собеседнику понять, что знаете себе цену, но при этом хотите получить работу и готовы к обсуждению.

26. Что вы делаете в нерабочее время?

"Работодатели задают личные вопросы, чтобы убедиться в том, что соискатель соответствует корпоративной культуре компании", - утверждает опытный специалист по работе с кадрами Митч Фортнер. - "Иными словами, если вам задают вопрос о хобби, можете смело рассказывать все как есть. При этом не забывайте сохранять лицо. Сообщая о привычке пить пиво с друзьями, не упоминайте о похмелье, которое преследует вас по понедельникам".

27. Если бы вы были животным, то каким?

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым, а потому используется для того, чтобы сбить соискателя с толку и посмотреть, как он будет выпутываться. Правильных и неправильных ответов не существует, однако вы заработаете дополнительные баллы, если вам удастся рассказать о своих преимуществах. Совет: если вам необходимо немного подумать, заполните паузу словами: "Великолепный вопрос! Должен сказать, что..."

28. Сколько теннисных мячиков поместится в лимузин?

Тысяча? Десять тысяч? Сто тысяч? И правда, сколько?

Если вы претендуете на техническую вакансию, будьте готовы к вопросам-головоломкам. Помните, что собеседник вряд ли ожидает услышать конкретную цифру. Ему нужно знать, что вы поняли вопрос и готовы его анализировать. Глубоко вдохните и проведите расчеты. Вполне нормально попросить для этого ручку и бумагу!

29. Есть ли у вас дети? Планируете ли вы пополнение в семействе в ближайшие несколько лет?

Строго говоря, личные вопросы о семейном статусе, поле ("Вы могли бы управлять отделом, в котором работают только мужчины?"), национальности ("Где вы родились?"), религии и возрасте незаконны, однако работодатели продолжают их задавать. Далеко не все вопросы задаются со злым умыслом, однако их необходимо тактично пресекать. В рассматриваемом случае рекомендуется ответить: "Думаю, я еще не совсем готов... Но меня очень интересуют пути карьерного роста в вашей компании. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?"

30. Как вы думаете, что мы могли бы улучшить или сделать иначе?

Такой вопрос чаще всего задают представители стартапов. С его помощью собеседник не только хочет убедиться в том, что вы потрудились собрать информацию о потенциальном работодателе, но и пытается почерпнуть новые идеи. Предоставьте им эти идеи! Какие дополнительные услуги могла бы оказывать компания? Как можно было бы увеличить прибыль или повысить качество обслуживания клиентов? Для того чтобы выдвинуть разумное предложение, вовсе необязательно изучать детальный план компании на ближайшие четыре года. Просто продемонстрируйте свою заинтересованность и опыт.

31. Есть ли у вас к нам вопросы?

Это ваш шанс убедиться, что предлагаемая компанией должность вам подходит. Что вы хотите узнать о вакансии? О компании в целом? Об отделе, в котором вам, возможно, предстоит работать? О команде потенциальных коллег?

Немалую долю вы узнаете в ходе беседы, поэтому вопросы должны быть нетривиальными. В частности, вы можете попросить представителя компании высказать личное мнение ("Почему вам нравится здесь работать?") или обсудить перспективы ("Планируете ли вы выпуск новых продуктов?").

themuse.com, перевод: Айрапетова Ольга

гЕМШ ЙОФЕТЧШАЕТБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ПФЧЕФЩ ОБ ФТЙ ПУОПЧОЩИ ЧПРТПУБ:

  • уРТБЧЙФЕУШ МЙ чЩ У ДБООПК ТБВПФПК?
  • рПДПКДЕФЕ МЙ чЩ ЛПНРБОЙЙ ЙМЙ ПФДЕМХ, Ч ЛПФПТЩИ ВХДЕФЕ ТБВПФБФШ?
  • вХДЕФЕ МЙ чЩ ГЕМЕХУФТЕНМЕООЩН ТБВПФОЙЛПН, ОБ ЛПФПТПЗП НПЦОП РПМПЦЙФШУС (РТЙ ФПК ЪБТРМБФЕ, ЮФП НПЦЕФ РТЕДМПЦЙФШ чБН ЛПНРБОЙС)?

х ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЕУФШ ФПМШЛП ПДЙО УРПУПВ ОБКФЙ ПФЧЕФЩ - РХФЕН РПУФТПЕОЙС ФПОЛЙИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК. йОФЕТЧШАЕТЩ УНПФТСФ ОБ ФП, ЮФП чЩ ОБРЙУБМЙ П УЕВЕ Ч УЧПЕН ТЕЪАНЕ Й ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФБИ, ЮФП чЩ ХУРЕМЙ УДЕМБФШ Ч ЦЙЪОЙ, ЮЕЗП ДПУФЙЗМЙ Ч РТПЫМПН Й ЛБЛЙНЙ ЛПОЛТЕФОП ОБЧЩЛБНЙ ПВМБДБЕФЕ. рПФПН ПОЙ ЪБДБАФ ЧПРТПУЩ, ПФЧЕФЩ ОБ ЛПФПТЩЕ РТПСУОСАФ УХФШ МЙЮОЩИ УЧЕДЕОЙК, ЙЪМПЦЕООЩИ чБНЙ Ч ТЕЪАНЕ. оБЛПОЕГ, ПОЙ РЩФБАФУС ХЧСЪБФШ УПВУФЧЕООЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС Й ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТБС УПДЕТЦЙФУС Ч чБЫЕН ТЕЪАНЕ, У ФЕН, ЮФП, У ЙИ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, СЧМСЕФУС ПУОПЧОЩН ФТЕВПЧБОЙЕН Л ТБВПФЕ ОБ ЧБЛБОФОПН НЕУФЕ.

хНЕМЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ПВЩЮОП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСЕФУС ПВФЕЛБЕНЩН Й ОЕДПУФБФПЮОП ЛПОЛТЕФОЩН ПФЧЕФПН. пО ЪБДБЕФ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, ЮБУФП ЙУРПМШЪХС ЮФП-ФП УЛБЪБООПЕ чБНЙ ЛБЛ ЪБГЕРЛХ. рТЙ ЬФПН ЙОФЕТЧШАЕТ ОЕ ФПМШЛП РПМХЮБЕФ ОХЦОХА ЕНХ ЙОЖПТНБГЙА РП УХЭЕУФЧХ ЧПРТПУБ. пО ФБЛЦЕ УПЪДБЕФ ДМС УПЙУЛБФЕМС УФТЕУУПЧХА УЙФХБГЙА Й ОБВМАДБЕФ ЪБ ЕЗП РПЧЕДЕОЙЕН. оЕ УНХЭБКФЕУШ Й ОЕ ЧРБДБКФЕ Ч РБОЙЛХ. уРПЛПКОП ЧПУРТЙОЙНБКФЕ МАВЩЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, УФБТБКФЕУШ ПФЧЕЮБФШ РП УХЭЕУФЧХ Й ЛТБФЛП.

х ОЕЛПФПТЩИ ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЗМБЧОЩК ЧПРТПУ УПВЕУЕДПЧБОЙС - "рПЮЕНХ?". уОБЮБМБ ЙОФЕТЧШАЕТ ЪБДБЕФ ЛБЛПК-ФП РТПУФПК ЧПРТПУ. чЩ ПФЧЕЮБЕФЕ "ДБ" ЙМЙ "ОЕФ" ЙМЙ ОБЪЩЧБЕФЕ ЮФП-ФП (ОБРТЙНЕТ, МАВЙНПЕ ЪБОСФЙЕ). й ЙОФЕТЧШАЕТ ФХФ ЦЕ УРТБЫЙЧБЕФ: "рПЮЕНХ?". пЮЕОШ ЮБУФП ЬФП РТПУФПЕ "РПЮЕНХ?" УФБЧЙФ УПЙУЛБФЕМС Ч ЪБФТХДОЙФЕМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ. пО ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП ПФЧЕФЙФШ Й МЕРЕЮЕФ ЮФП-ФП ОЕЧТБЪХНЙФЕМШОПЕ. вХДШФЕ ЗПФПЧЩ Л ПФЧЕФХ ОБ ЧПРТПУ "рПЮЕНХ?", П ЮЕН ВЩ чБУ ОЙ УРТБЫЙЧБМЙ. рПНОЙФЕ: ХНОЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ХЧЙДЙФ Й ХУМЩЫЙФ ВПМШЫЕ, ЮЕН чЩ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УЛБЦЕФЕ. пО ЧУЕЗДБ ПВТБФЙФ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ОБ УПДЕТЦБОЙЕ чБЫЕЗП ПФЧЕФБ, ОП Й ОБ чБЫХ ХЧЕТЕООПУФШ, ЙУЛТЕООПУФШ, ОБ ФП, ЛБЛ чЩ РПДБДЙФЕ чБЫ ПФЧЕФ. оЕ МЗЙФЕ! ьФП ПЮЕОШ ЪБНЕФОП. рТЙЧЕДЕООЩЕ ОЙЦЕ ЧПРТПУЩ ЪЧХЮБФ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОБ ЛБЦДПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ.

тБУУЛБЦЙФЕ ЛТБФЛП П УЕВЕ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБВПФПДБФЕМС ЙОФЕТЕУХЕФ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ РТПЖЕУУЙПОБМЙЪН РПФЕОГЙБМШОПЗП УПФТХДОЙЛБ. чПФ Й УППВЭЙФЕ ЕНХ, ЮЕН ЛПОЛТЕФОП чЩ ЪБОЙНБМЙУШ ОБ РПУМЕДОЕН НЕУФЕ ТБВПФЩ, ЛБЛПК ЧХЪ ПЛПОЮЙМЙ.

оБ ЛБЛПК ДПМЦОПУФЙ чЩ ЧЙДЙФЕ УЕВС ЮЕТЕЪ РБТХ (ЙМЙ РСФШ) МЕФ? пФЧЕЮБС ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ, ОЕ ОХЦОП УЛТПНОЙЮБФШ. рМБОЙТХЕФЕ УФБФШ ОБЮБМШОЙЛПН? нПЦЕФЕ УНЕМП ЪБСЧЙФШ ПВ ЬФПН, ОП ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБЫЙ ЛЧБМЙЖЙЛБГЙС, ПРЩФ Й ЪОБОЙС РПЪЧПМСАФ ОБДЕСФШУС ОБ РПДПВОХА РЕТУРЕЛФЙЧХ. еУФЕУФЧЕООП, ПФЧЕФ ДПМЦЕО ЪЧХЮБФШ ЛПТТЕЛФОП Й ПВПУОПЧБООП.

вПМШЫЙОУФЧП ТБВПФПДБФЕМЕК РПМПЦЙФЕМШОП ПГЕОСФ УФТЕНМЕОЙЕ УПФТХДОЙЛБ Л ЛБТШЕТОПНХ ТПУФХ. рТЙ ХУМПЧЙЙ, ЮФП ДПМЦОПУФШ РПЪЧПМСЕФ ТБУФЙ. ч ГЕМПН ЬФПФ ЧПРТПУ, УЛПТЕЕ, ОЕ П ЛБТШЕТОЩИ ДПУФЙЦЕОЙСИ, Б ПВ ХНЕОЙЙ ЧЙДЕФШ РЕТУРЕЛФЙЧЩ, РПОЙНБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН НПЦОП ДЧЙЗБФШУС Л ОБНЕЮЕООПК ГЕМЙ, ЧОХФТЕООЙИ НПФЙЧБИ, ХНЕОЙЙ РМБОЙТПЧБФШ УПВУФЧЕООХА ЦЙЪОШ Й ЧЙДЕФШ РТПНЕЦХФПЮОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, ЮФП чЩ ТБУУЛБЪЩЧБЕФЕ, ОЕ ФТХДОП РПОСФШ, ОБУЛПМШЛП ПВЯЕЛФЙЧОП чЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УЕВЕ ЛБЛ Л РТПЖЕУУЙПОБМХ, ЙОФЕТЕУОБ МЙ чБН УБНБ РТПЖЕУУЙС ЙМЙ чБУ ВПМШЫЕ ЙОФЕТЕУХЕФ ЛБТШЕТОЩК ТПУФ, ОБУЛПМШЛП ФПЮОП чЩ УППФОПУЙФЕ УПВУФЧЕООПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Й РТПДЧЙЦЕОЙЕ.

рПЮЕНХ чЩ ИПФЙФЕ ТБВПФБФШ Ч ОБЫЕК ЛПНРБОЙЙ? рТЙ ПФЧЕФЕ ОБ ДБООЩК ЧПРТПУ, ФТЕВХЕФУС УЕТШЕЪОБС РПДЗПФПЧЛБ. уПЙУЛБФЕМЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ЙИ РТЙЗМБУЙМЙ, Б ЧПЧУЕ ОЕ РПФПНХ, ЮФП ЦЕМБАФ ТБВПФБФШ ЙНЕООП Ч ЬФПК ЖЙТНЕ. оП ТБВПФПДБФЕМА ОХЦОЩ "РТЕДБООЩЕ ВПКГЩ". й ЕУМЙ чЩ ДБДЙФЕ ЕНХ РПОСФШ, ЮФП чБН ЧУЕ ТБЧОП, ЗДЕ ФТХДЙФШУС, МЙЫШ ВЩ ДЕОШЗЙ РМБФЙМЙ - ЬФП ОЕ РТЙВБЧЙФ чБН ПЮЛПЧ. рПЬФПНХ ОХЦОП РПМХЮЙФШ ЛБЛ НПЦОП ВПМШЫЕ ЙОЖПТНБГЙЙ П "РТЙОЙНБАЭЕК УФПТПОЕ" (ОБРТЙНЕТ - ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ). фПЗДБ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЙ чЩ УНПЦЕФЕ ВМЕУОХФШ РПМХЮЕООЩНЙ УЧЕДЕОЙСНЙ Й ХВЕДЙФШ ЙОФЕТЧШАЕТБ, ЮФП УДЕМБМЙ ЧЩВПТ ПУПЪОБООП.

рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ПФЧЕЮБФШ ТБУИПЦЙНЙ ЖТБЪБНЙ: "нЕОС РТЙЧМЕЛБАФ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ТПУФБ, ЙОФЕТЕУОБС ТБВПФБ, УПМЙДОБС ЖЙТНБ...". лБОДЙДБФ ДПМЦЕО РТЙЧЕУФЙ УЕТШЕЪОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ДПЧПДЩ: ЦЕМБОЙЕ РТЙНЕОЙФШ УЧПА ЛЧБМЙЖЙЛБГЙА Й ПРЩФ ФБН, ЗДЕ ПОЙ НПЗХФ ДБФШ ОБЙВПМШЫХА ПФДБЮХ Й ВХДХФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ПГЕОЕОЩ, РТЙЧМЕЛБФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ Ч УЙМШОПК ЛПНБОДЕ РТПЖЕУУЙПОБМПЧ.

уХЭЕУФЧХАФ ПФЧЕФЩ, ЛПФПТЩЕ РПЧФПТСАФУС НЙММЙПО ТБЪ, ОБРТЙНЕТ: "нОЕ ОТБЧЙФУС ТБВПФБФШ У МАДШНЙ". дБЦЕ ЕУМЙ ЬФП Й ФБЛ, РПУФБТБКФЕУШ ЙЪВЕЦБФШ ЫФБНРПЧ. оБРТЙНЕТ, ТБУУЛБЦЙФЕ П чБЫЕК НБОЕТЕ ТБВПФЩ У ЛМЙЕОФБНЙ. пФУХФУФЧЙЕ ЫФБНРПЧ Й ВБОБМШОПУФЕК РТПЙЪЧПДЙФ ВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ.

чБТЙБОФ ПФЧЕФБ: с НОПЗП ЪОБА П чБЫЕК ЖЙТНЕ, ЙЪХЮЙЧ РХВМЙЛБГЙЙ Ч РТЕУУЕ (РПЗПЧПТЙЧ УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ, РПВЩЧБЧ ОБ УБКФЕ йОФЕТОЕФБ Й Ф.Р.). нОЕ ПЮЕОШ ЙНРПОЙТХЕФ чБЫ БЧФПТЙФЕФ Ч ДЕМПЧПН НЙТЕ, УФЙМШ ТБВПФЩ, Б ФБЛЦЕ ЛТХЗ НПЙИ ВХДХЭЙИ ПВСЪБООПУФЕК. еУМЙ чЩ ПЛБЦЕФЕ НОЕ ДПЧЕТЙЕ, ФП С УП УЧПЕК УФПТПОЩ - (ДБМЕЕ УМЕДХЕФ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ФЕИ ХНЕОЙК Й ОБЧЩЛПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ РПМЕЪОЩ ЛПНРБОЙЙ).

рПЮЕНХ чЩ УЮЙФБЕФЕ УЕВС ДПУФПКОЩН ЪБОСФШ ЬФХ ДПМЦОПУФШ? ч ЮЕН чБЫЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ ЛБОДЙДБФБНЙ? ьФП ОБЙМХЮЫЙК ЧПРТПУ ДМС ЛБОДЙДБФБ, ЮФПВЩ ВЕЪ МПЦОПК УЛТПНОПУФЙ ОБЪЧБФШ УЧПЙ ЗМБЧОЩЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ РТЕФЕОДЕОФБНЙ. рТЙ ЬФПН чЩ ДПМЦОЩ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ХВЕЦДБФШ, РПДЮЕТЛЙЧБС УЧПЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ. рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ Й ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ПФЧЕЮБЕФЕ УМБВЩНЙ БТЗХНЕОФБНЙ Й РТЙЧПДЙФЕ УЧПЙ ЖПТНБМШОП-ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ.

лБЛПЧЩ чБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ? чУРПНОЙФЕ П УЧПЙИ ЗМБЧОЩИ ХУРЕИБИ Й ДПУФЙЦЕОЙСИ ОБ РТЕДЩДХЭЙИ ТБВПФБИ ЙМЙ РТПУФП Ч ЦЙЪОЙ. фЕРЕТШ ЪБДБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУ, ЪБ УЮЕФ ЛБЛПЗП ЛБЮЕУФЧБ чЩ ЬФЙИ ХУРЕИПЧ ДПВЙМЙУШ?

уЕТШЕЪОЩК БОБМЙЪ ДБУФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРТЕДЕМЙФШ ЧБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙММАУФТБГЙЙ ЧУЕЗДБ МХЮЫЕ РТЙЧЕУФЙ ЛПОЛТЕФОЩЕ УЙФХБГЙЙ, Ч ЛПФПТЩИ РТПСЧМЕОЙЕ ДБООЩИ ЛБЮЕУФЧ, РТЙЧЕМП чБУ Л ХУРЕИХ.

ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОХЦОП РПДЮЕТЛОХФШ ФЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ФТЕВХАФУС ДМС ДБООПК ТБВПФЩ.

оБЪПЧЙФЕ чБЫЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ. ч ТЕЛПНЕОДБГЙСИ ДМС ФЕИ, ЛФП ЙЭЕФ ТБВПФХ, РТЕДМБЗБЕФУС РТЕДУФБЧМСФШ УЧПЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ ЛБЛ РТПДПМЦЕОЙЕ УЙМШОЩИ, ОБРТЙНЕТ, РТЕДМБЗБЕФУС ТБУУЛБЪБФШ ТБВПФПДБФЕМА П ФПН, ЛБЛ чЩ ОЕ НПЦЕФЕ ВТПУЙФШ ОБЮБФПЕ ДЕМП, Б ХКФЙ ЧПЧТЕНС У ТБВПФЩ - ЬФП РТПУФП ЧЩЫЕ чБЫЙИ УЙМ.

ъБ ЬФЙН ЧПРТПУПН ЛТПЕФУС ОЕ УФПМШЛП ЦЕМБОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ХЪОБФШ П ЧБЫЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ ЛБЮЕУФЧБИ, УЛПМШЛП УРПУПВОПУФШ Л ПФЛТЩФПУФЙ, ХНЕОЙЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ОЕХДПВОЩЕ ЧПРТПУЩ, ХЧЕТЕООПУФШ Ч УЕВЕ.

оЕ ЧЩДБЧБКФЕ ЫФБНРПЧ, Х ЛБЦДПЗП ЙЪ ОБУ ДПУФБФПЮОП НОПЗП ОЕДПУФБФЛПЧ, "ЙНЕАЭЙИ РТБЧП ОБ ЦЙЪОШ" - ЛФП-ФП ФЕТСЕФ ТБВПФПУРПУПВОПУФШ РПД ЧЪЗМСДБНЙ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК, ОЕЛПФПТЩЕ ОЕ ЧЩОПУСФ ТХФЙООПК ТБВПФЩ, Й ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ У ФТХДПН РПДОЙНБАФУС У ХФТБ, ЮФПВЩ ХУРЕФШ ОБ ТБВПФХ ЧПЧТЕНС.

рПДХНБКФЕ, ЮФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП РТЙУХЭЕ ЙНЕООП чБН Й ОЕ ВПКФЕУШ ВЩФШ ПФЛТПЧЕООЩНЙ. чЕДШ ФПМШЛП ХЧЕТЕООЩК Ч УЕВЕ ЮЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П УЧПЙИ ОЕДПУФБФЛБИ.

рПЮЕНХ чЩ ХЫМЙ У РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЩ? рМПИП, ЕУМЙ РТЙЮЙОПК ХИПДБ ВЩМ ЛПОЖМЙЛФ, ЕУМЙ ЛБОДЙДБФ ТХЗБЕФ ВЩЧЫЙЕ ФБН РПТСДЛЙ Й УЧПЕЗП ВЩЧЫЕЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС. хИПД У ТБВПФЩ ЙЪ-ЪБ ЛПОЖМЙЛФБ СЧМСЕФУС ВЕЗУФЧПН ПФ ФТХДОПУФЕК, РТЙЪОБОЙЕН УПВУФЧЕООПЗП РПТБЦЕОЙС, ОБЛМБДЩЧБАЭЙН ПФРЕЮБФПЛ ОБ УБНППГЕОЛХ МЙЮОПУФЙ. иПТПЫЙК ЛБОДЙДБФ РПДЮЕТЛОЕФ ФП РПЪЙФЙЧОПЕ, ЮФП ВЩМП Ч ЕЗП РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЕ Й ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ У МАДШНЙ, Й ОБЪПЧЕФ ФБЛЙЕ ДПУФПКОЩЕ РТЙЮЙОЩ, ЛБЛ ЦЕМБОЙЕ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОПК (ЧЩУПЛППРМБЮЙЧБЕНПК, ДБАЭЕК ЧПЪНПЦОПУФЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ) ТБВПФЩ Й УФТЕНМЕОЙЕ ОБЙВПМЕЕ РПМОП ТЕБМЙЪПЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ.

пРЙЫЙФЕ НОЕ ФТХДОХА РТПВМЕНХ, У ЛПФПТПК чБН РТЙИПДЙМПУШ УФБМЛЙЧБФШУС? рТЕЛТБУОБС ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ТЕЫБФШ РТПВМЕНОЩЕ УЙФХБГЙЙ, ХЮЙФШУС ОБ ПЫЙВЛБИ, БОБМЙЪЙТПЧБФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ УФТБФЕЗЙК РПЧЕДЕОЙС.

дМС ТБВПФПДБФЕМС ЧБЦОП, УЛПТЕЕ, ОЕ РТПУФП РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ УЙФХБГЙК, Ч ЛПФПТЩИ чЩ РПФЕТРЕМЙ ЖЙБУЛП, Б РПОЙНБОЙЕ ФПЗП, ЮФП чЩ ПГЕОЙЧБЕФЕ ЛБЛ ОЕХДБЮХ, УРПУПВОЩ МЙ ПВ ЬФПН ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН РТЕПДПМЕЧБЕФЕ ФТХДОПУФЙ.

оЙЛФП ЙЪ ОБУ ОЕ ЪБУФТБИПЧБО ПФ ОЕХДБЮ, Х ЛБЦДПЗП, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЮЕМПЧЕЛБ, УЙДСЭЕЗП ОБРТПФЙЧ чБУ, ВЩМЙ УЧПЙ ЧЪМЕФЩ Й РПТБЦЕОЙС. й ГЕООПУФШ ЦЙЪОЕООПЗП ПРЩФБ УПУФПЙФ ОЕ Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕ МЕФ, ЛПФПТЩЕ чЩ ПФТБВПФБМЙ Ч ДПМЦОПУФЙ, Б Ч ЦЙЪОЕООПН ПРЩФЕ, ХНЕОЙЙ "ЧУФБЧБФШ" РПУМЕ ОЕХДБЮ, ДЧЙЗБФШУС ЧРЕТЕД РПУМЕ УПЧЕТЫЕООЩИ ПЫЙВПЛ, ТБЪХНОПУФЙ РТЙОЙНБЕНЩИ ТЕЫЕОЙК Й ХНЕОЙЙ ОЕ ОБУФХРБФШ ОБ ФЕ ЦЕ ЗТБВМЙ.

пЮЕОШ ЮБУФП ПЫЙВЛБ ЛБОДЙДБФПЧ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ПОЙ ПРЙУЩЧБАФ УМПЦОХА УЙФХБГЙА, Б ЪБФЕН ЗПЧПТСФ - С У ОЕК УРТБЧЙМУС. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЪПОБ РТПВМЕНБФЙЛЙ ЙОФЕТЕУХЕФ НЕОЕДЦЕТБ РПУФПМШЛХ РПУЛПМШЛХ. еЗП ЧОЙНБОЙЕ УЛПОГЕОФТЙТПЧБОП ОБ БМЗПТЙФНЕ ТЕЫЕОЙС УМПЦОЩИ РТПВМЕН, ХНЕОЙЙ ЛБОДЙДБФБ УПУТЕДПФПЮЙФШУС, ТБВПФБФШ РПД ДБЧМЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ ЙМЙ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ХНЕОЙЙ ТЕЫБФШ ЪБДБЮХ РПЬФБРОП, РТЙУМХЫЙЧБФШУС Л НОЕОЙА Й РПДУЛБЪЛБН ПЛТХЦБАЭЙИ, ЗЙВЛПУФЙ Ч РТЙОСФЙЙ Й ПФЧЕТЦЕОЙЙ УРПУПВПЧ РПЧЕДЕОЙС.

оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ чБЫБ ХЮЕВБ/МЙЮОБС ЦЙЪОШ ДБООПК ТБВПФЕ, УЧСЪБООПК У ДПРПМОЙФЕМШОЩНЙ ОБЗТХЪЛБНЙ (ОЕОПТНЙТПЧБООЩК ТБВПЮЙК ДЕОШ, ДМЙФЕМШОЩЕ ЙМЙ ДБМШОЙЕ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РПУФПСООЩЕ ТБЪЯЕЪДЩ)? уФПЙФ ЪБДХНБФШУС, ЕУМЙ чБН ЪБДБМЙ ФБЛПК ЧПРТПУ. ч ОЕЛПФПТЩИ ЖЙТНБИ, РЩФБСУШ ПВПКФЙ ЪБЛПО, УФБЧСФ ЦЕУФЛЙЕ ХУМПЧЙС, ФБЛЙЕ, ЛБЛ: ОЕ ЪБЧПДЙФШ ДЕФЕК ПРТЕДЕМЕООПЕ ЧТЕНС, ОЕ ПЖПТНМСФШ ВПМШОЙЮОЩЕ МЙУФЩ РП ХИПДХ ЪБ ТЕВЕОЛПН, ОЕ ПЖПТНМСФШ ПФРХУЛПЧ ВЕЪ УПИТБОЕОЙС УПДЕТЦБОЙС Й Ф.Д. ч МАВПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБУ УРТБЫЙЧБАФ: "оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ ХЮЕВБ ТБВПФЕ?", УФПЙФ ЕЭЕ ТБЪ ЧУЕ ЧЪЧЕУЙФШ Й ПВДХНБФШ. чЕДШ ЕУМЙ Ч ЛПНРБОЙЙ ОЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ПФРТБЫЙЧБФШУС, НПЦЕФ РПРТПВПЧБФШ РПДЩУЛБФШ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕЕ НЕУФП.

еУМЙ чЩ РПМХЮЙФЕ ЬФХ ТБВПФХ, ЛБЛЙНЙ ВХДХФ чБЫЙ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ? чПРТПУ ЮБЭЕ ЪБДБЕФУС РТЕФЕОДЕОФБН ОБ НЕУФБ НЕОЕДЦЕТПЧ Й БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩЕ ДПМЦОПУФЙ. уМЕДХЕФ РПЛБЪБФШ УЧПЕ ЪОБЛПНУФЧП У РПДПВОЩНЙ УЙФХБГЙСНЙ Й ХНЕОЙЕ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ. пУФЕТЕЗБКФЕУШ РТЕДМБЗБФШ ЙЪНЕОЕОЙС, ЕУМЙ чЩ ОЕ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДПУФБФПЮОП ПЪОБЛПНЙФШУС У УПУФПСОЙЕН ДЕМ.

мЙЮОБС ЦЙЪОШ. рПЮЕНХ-ФП ЧУЕ ЧПРТПУЩ, ЪБФТБЗЙЧБАЭЙЕ ЬФХ ПВМБУФШ, ЧЩЪЩЧБАФ ФБЛЦЕ ВПМШЫПЕ УНХЭЕОЙЕ.

ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ЧПРТПУЩ П МЙЮОПК ЦЙЪОЙ ОЕ УФБЧСФ ГЕМША РТПОЙЛОХФШ Ч ЕЈ ФБКОЩ, УЛПТЕЕ, РПОСФШ ФХ ЗТБОЙГХ, ДП ЛПФПТПК чЩ УРПУПВОЩ ЗПЧПТЙФШ П УЕВЕ У ОЕЪОБЛПНЩН ЮЕМПЧЕЛПН. оБУЛПМШЛП чЩ ПФЛТЩФЩ Й ЛБЛ чЩ ХДЕТЦЙЧБЕФЕ ЗТБОЙГЩ УЧПЕЗП "С", ДПУФБФПЮОП МЙ чЩ ОЕЪБЧЙУЙНЩ Й УБНПУФПСФЕМШОЩ, ЗПЧПТЙФЕ МЙ П ФПН, ЮФП чБУ ЧПМОХЕФ, ЙМЙ РЩФБЕФЕУШ ХКФЙ ПФ ПВУХЦДЕОЙС МЙЮОЩИ ФЕН. й ЕУМЙ чЩ РТЕДРПЮЙФБЕФЕ ОЕ ТБУРТПУФТБОСФШУС П УЧПЕК ЮБУФОПК ЦЙЪОЙ, ОБУЛПМШЛП ДЕМЙЛБФОП чЩ ХНЕЕФЕ ЬФП ДЕМБФШ.

оБ ЛБЛХА ЪБТРМБФХ чЩ ТБУУЮЙФЩЧБЕФЕ? тХУУЛБС РПУМПЧЙГБ ЗМБУЙФ: "лФП УЕВЕ ГЕОЩ ОЕ ЪОБЕФ, ФПФ ЧУЕЗДБ РТПДЕЫЕЧЙФ". мХЮЫЕ ЧУЕЗП ХЛБЪБФШ УТЕДОАА ДМС чБУ УХННХ, РПДЮЕТЛОХЧ РТЙ ЬФПН, ЮФП чЩ ОБДЕЕФЕУШ ОБ ПРМБФХ чБЫЕЗП ФТХДБ ОЕ ОЙЦЕ ЕЗП ТЩОПЮОПК УФПЙНПУФЙ.

тЕЛПНЕОДХЕФУС ЙЪВЕЗБФШ ДПФПЫОПЗП ПВУХЦДЕОЙС ПРМБФЩ чБЫЕЗП ФТХДБ ЕЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ чЩ РПМХЮЙФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРЙУБФШ ФП, ЮФП НПЦЕФЕ РТЕДМПЦЙФШ ЛПНРБОЙЙ, Б ФБЛЦЕ ЪБСЧМЕОЙК, ЮФП ЪБТРМБФБ ДМС чБУ "ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЮЙФ".

й ЕЭЕ П ЧПРТПУБИ: еУМЙ чБН ЧДТХЗ ЪБДБМЙ ЧПРТПУ, ПФЧЕФБ ОБ ЛПФПТЩК чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, МХЮЫЕ ЮЕУФОП УЛБЪБФШ ПВ ЬФПН. чППВЭЕ, ПФРТБЧМССУШ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ, ОХЦОП ВЩФШ ЗПФПЧЩН Л ФПНХ, ЮФП чБУ НПЗХФ РПРТПУЙФШ ПФЧЕФЙФШ ОБ ОЕЛПФПТЩЕ ЮЙУФП РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЙ ХНЕОЙС. еУМЙ ОЕЛПФПТЩЕ ЧПРТПУЩ РПЛБЦХФУС чБН ВЕУФБЛФОЩНЙ, РПУФБТБКФЕУШ ОЕ ЧЩЛБЪЩЧБФШ УЧПЕЗП ЧПЪНХЭЕОЙС. тЕБЗЙТХКФЕ НСЗЛП, ЙЪВЕЗБС ЪБСЧМЕОЙК ФЙРБ "ЬФП Л ДЕМХ ОЕ ПФОПУЙФУС".

хИПДЙФШ ПФ "ОЕЧЩОПУЙНЩИ" ЧПРТПУПЧ, ЛБУБАЭЙИУС чБЫЕК МЙЮОПК ЦЙЪОЙ, МХЮЫЕ ДТХЗЙН РХФЕН: "нПЦОП НОЕ ОЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ?" оЕ ЪБВЩЧБКФЕ П РТБЧЙМБИ ЧЕЦМЙЧПУФЙ, ЮФПВЩ ОЙ УМХЮЙМПУШ. дБЦЕ ЕУМЙ чЩ РПКНЕФЕ ЧП ЧТЕНС УПВЕУЕДПЧБОЙС, ЮФП ЬФБ ТБВПФБ ОЕ ДМС чБУ.

оЕДПРХУФЙНП ОЕ ЪБДБФШ ОЙ ПДОПЗП ЧПРТПУБ, ЕУМЙ чБН РТЕДМПЦЕОП ЙИ ЪБДБЧБФШ. юФПВЩ ОЕ ПЛБЪБФШУС ЪБУФЙЗОХФЩН ЧТБУРМПИ РТЕДМПЦЕОЙЕН ЪБДБЧБФШ ЧПРТПУЩ, ЪБТБОЕЕ ЪБЗПФПЧШФЕ УЕВЕ УРЙУПЛ ЙОФЕТЕУХАЭЙИ чБУ ЧПРТПУПЧ. рПУФБТБКФЕУШ ЪБДБФШ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ ЗПЧПТЙМЙ ВЩ П чБЫЕК ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФЙ Ч ДБООПК ТБВПФЕ.

чПФ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЧПРТПУПЧ, ЛПФПТЩЕ чЩ НПЦЕФЕ ЪБДБФШ ФПНХ, ЛФП ВХДЕФ РТПЧПДЙФШ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ:

  • юФП ТХЛПЧПДУФЧП ЦДЕФ ПФ УПФТХДОЙЛБ Ч ЬФПК ДПМЦОПУФЙ?
  • лБЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПЦЙДБАФУС ОБ ЙУРЩФБФЕМШОПН РЕТЙПДЕ?
  • лБЛ ВХДЕФ РТЙНЕТОП ЧЩЗМСДЕФШ ТБУРПТСДПЛ НПЕЗП ТБВПЮЕЗП ДОС?
  • лПНХ С ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ВХДХ РПДЮЙОСФШУС?
  • оБУЛПМШЛП ЧБЦОБ ЬФБ ТБВПФБ ДМС ЛПНРБОЙЙ?
  • лБЛЙЕ РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС Й РПДЗПФПЧЛЙ РТЕДПУФБЧМСАФУС?
  • лБЛЙЕ ЙНЕАФУС ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС УМХЦЕВОПЗП ЙМЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ?
  • лБЛПЧЩ РМБОЩ Й РЕТУРЕЛФЙЧЩ УБНПК ЛПНРБОЙЙ?
  • у ЛБЛЙНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ НОЕ РТЙДЕФУС ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ?

оЕ УФТЕНЙФЕУШ ЪБДБФШ ЧУЕ ЪБЗПФПЧМЕООЩЕ ЪБВМБЗПЧТЕНЕООП ЧПРТПУЩ. мХЮЫЕ ПЗТБОЙЮЙФШУС ДЧХНС-ФТЕНС, УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ РТЕДЩДХЭЕНХ ЛПОФЕЛУФХ Й ОБУФТПЕОЙА УПВЕУЕДПЧБОЙС. йНЕКФЕ Ч ЧЙДХ, ЮФП ОЕФ ОЙЛБЛПК ОЕПВИПДЙНПУФЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ УФТЕНЙФШУС ЧУЕ ЧЩСУОЙФШ ОБ РЕТЧПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ. х чБУ ЕЭЕ ВХДЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УРТПУЙФШ, ЛПЗДБ чБН УДЕМБАФ РТЕДМПЦЕОЙЕ.

рПУМЕДОЕЕ ПВОПЧМЕОЙЕ: 03.12.2008

пВЯСЧМЕОЙС

05.07.2019

рТПЕЛФ ПФ йТЙЛМЙОУЛПК зтьу

жЙМЙБМ йТЙЛМЙОУЛПК зтьу бп «йОФЕТ тбп-ьМЕЛФТПЗЕОЕТБГЙС» РТЙЗМБЫБЕФ ОБ ТБВПФХ УРЕГЙБМЙУФПЧ ЙЪ ЮЙУМБ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ пзх 2019љЗПДБ ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПЗП Й ИЙНЙЛП-ВЙПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФПЧ.

Не секрет, что все мы HR-специалисты лучшие вопросы на собеседовании, которые дадут нам 100% верной информации о кандидате. И такие вопросы существуют. Но нужно учитывать, что вопросы – лишь инструмент, фильтр, который дает информацию лишь в том случае, если специалист понимает, что хочет оценить. И вот это на самом деле – куда важнее. Естественно, что вопросы на собеседовании нужны в первую очередь, чтобы оценить профессиональные качества кандидата. Но ведь не только! Эти профессиональные качества, могут лежать мертвым грузом и никак не помогать данному работнику, а значит и конкретному подразделению / компании двигаться к ее целям. Если в работе не будет проявляться нужных деловых и личных качеств, если не подключится энергия, мотивация, особое отношение кандидата, его ценности, его жизненная позиция. Итак, в зависимости от уровня позиции специалиста будет интересовать следующий набор компетенций / личных и деловых качеств кандидатов:

Компетенции / качества / мотивация Описание (как проявляется в ответах на вопросы на собеседовании)
Нацеленность на результат Готовность работать с препятствиями для достижения цели, не снижая энтузиазма. Умение расставлять приоритеты, не отвлекаться от важных целей, выстраивать свою работу с ориентиром на их достижение
Инициативность, активная позиция Готовность предлагать варианты. Как ответов на вопросы, так и предложений по делу. Готовность приводить примеры из опыта, доказывающие данную компетенцию
Построение отношений, (гибкость, не конфликтность) Умение строить отношения, не конфликтовать, искать компромисс не вредя себе и делу
Уверенность в себе Умение спокойно говорить о себе и своих достижениях с достоинством, делая акценты на действительно важных вещах
Логика, умение анализировать В речи это проявляется как умение отвечать на поставленный вопрос, говорить по существу, указывая на важные детали и моменты, а не только формальную сторону. В презентации проявляется структурой подачи информации. Умение приводить примеры планирования сложных задач и мероприятий, готовность предусматривать мелочи и важные детали, отвечая на вопросы на собесседовании
Локус контроля, ответственность При пояснении причин свершившихся событий, неудач и увольнений присутствует здравая оценка собственной ответственности за них в своей жизни, готовность брать ответственность на себя, а не винить окружающих
Амбиции Наличие понятных планов и готовность работать, примеры, подтверждающие это, показывающие отношение к достижениям
Сообразительность, находчивость Уместные ответы на вопросы, где есть риск очернить себя или выставить в невыгодном свете. Умение преподносить свои достоинства и в выгодном свете, показывать свои лучшие качества, нивелируя, но и не отрицая недостатки
Навыки презентации, умение структурировать информацию, выделять главное, делать акценты, аргументировать свою точку зрения Умение производить впечатление, говорить четко, по существу, приводить яркие и уместные примеры, хорошо аргументировать свою точку зрения, отвечая на вопросы на собеседовании
Позитивный настрой, конструктивная позиции В любых вопросах уметь держаться конструктивной оценки, уходить от негатива, не очернять прошлую работу, руководителя и т.д.
Вот перечень из ста вопросов, которые помогут оценить указанные компетенции и качества на собеседовании:
N Вопросы
Расскажите о себе
Как бы вы охарактеризовали ваши взгляды на жизнь
Почему вы выбрали именно эту работу (профессию)? Когда и при каких обстоятельствах это случилось?
Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?
Почему мы должны взять на эту работу именно вас?
Каковы ваши сильные стороны? В чем проявляются названные?
Каковы ваши слабые стороны? В чем проявляются названные?
Почему вы уволились? В чем причина вашего желания поменять место работы?
Почему вас не устраивает ваше текущее место работы (для тех, кто еще работает)
Есть ли у вас другие предложение о работе?
Насколько успешно вы прошли собеседования в других местах?
Не мешает ли ваша личная жизнь работе?
Какие у вас планы через 5-10 лет
Какие изменения вы бы произвели на новой работе
Кто может вас порекомендовать?
Что мешало вам реализоваться на прошлом месте?
Расскажите о вашем последнем руководителе
На какой уровень оплаты вы рассчитываете?
Что можете рассказать о своих профессиональных связях?
Каким образом вы повышаете свою квалификацию? Когда это было в последний раз?
Чем любите заниматься в свободное от работы время?
В какие сроки вы готовы выйти на новое место?
Как проходил ваш обычный рабочий день на последнем месте работы?
Каких знаний вам хватает а каких не достаточно для данной работы на ваш взгляд?
Довольны ли вы своей карьерой? Поясните ваш ответ
Какие цели стояли перед вами на прошлом месте работы?
Удалось ли их добиться? Поясните
Что мешало их добиваться
Что помогало
Что сказал бы о вас ваш руководитель? Как охарактеризовал бы он вас?
Что сказали бы коллеги и подчиненные?
Какие ключевые выводы вы сделали из прошлого опыта и какие цели перед собой поставили для поиска работы?
Есть ли компетенции, которые необходимо улучшить, чтобы улучшить результат вашей работы?
Как именно вы планируете это делать?
Как именно вы планируете влиться в коллектив? Что считаете важным для этого сделать
Что заставляет вас работать напряженно и с особым упорством?
Как долго вы планируете у нас поработать?
Расскажите о своих достижениях
Чем вы особенно гордитесь и почему?
Как вы переносите большие нагрузки? Приведите пример из прошлого опыта
Что вы знаете о нашей компании
Есть ли у вас увлечения или хобби помимо работы? Расскажите о них
Что для вас важно при выборе работы?
Что важнее: работа или семья?
Каким вы представляете себе идеального босса, назовите пять самых главных для вас качеств.
Вы считаете себя конфликтным человеком?
Если перед вами ворох задач, как бы вы расставили приоритеты? Приведите пример
За что вас критиковали на прежней работе?
Опишите компанию, в которой вы хотели бы работать
Как вы справляетесь со сложными задачами на работе? Приведите пример ситуации
Совершали ли вы ошибки на прошлой работе? Приведите пример самой большой из них
Чем мы рискуем, если возьмем вас на данную вакансию?
Пять первых шагов в первый рабочий день
насколько заранее вы планируете свою загрузку на работе?
Почему на одном предприятии персонал ворует, а в другое нет, на ваш взгляд?
Ваши действия, если бы выиграли в лотерею миллион евро?
Какие три книги вам больше всего помогли в работе? О чем они? Ключевые мысли оттуда
У вас есть дети? Планируете ли вы еще?
Как вы относитесь к плановым и внеплановым переработкам?
Какие вредные привычки у вас есть?
Какие задачи вы любите и умеете решать больше всего?
Главная ваша мечта - о чем она?
считаете ли вы необходимым быть с нами откровенным при ответе на все вопросы?
За что нужно не задумываясь увольнять персонал?
Что на ваш взгляд лучше всего мотивирует персонал работать лучше всего?
Ходите ли вы в церковь?
За кого будете голосовать на выборах?
Расскажите о задаче, которую вам не удалось решить
Что вас больше всего раздражает? Поясните
Что в вашей работе является самым сложным для вас и почему?
Вы когда-нибудь хотели повышения? Удавалось его получить? Если нет, что мешало?
Какие люди вам неприятны? Поясните
С кем вам бывает сложно сработаться? Поясните
Вы когда-нибудь обманывали?
Как бы вы отнеслись, если вы кто-то обвинил вас во лжи?
Были ли случаи, когда вы срывали сроки проектов?
Чем вам нравиться ваша работа?
Приходилось ли вам предлагать какие-то новые решения, чтобы что-то поменять, повысить эффективность?
Приведите пример, когда вы сделали больше, чем от вас требовалось
Назовите три самых типичных проблемы / затруднения на работе, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь?
Какие три решения в жизни вы считаете самыми правильными и почему?
Нужно ли на ваш взгляд рисковать? Когда?
Нравиться ли вам конкурировать? В чем?
Что для вас значит успех?
Что для вас значит неудача?
Чем вы измеряете свою эффективность?
Приходилось ли вам просить помощи у коллег? Приведите пример
Опишите случай, когда вам сложно было понять, как решать рабочую задачу
Приведите пример ситуации, когда перед вами стояла важная дилемма и вы ее решали
Какую роль вы берете на себя обычно в группе? Почему?
Руководство прислало по почте вам указание без важных пояснений. Возможности задать уточняющие вопросы нет, сроки горят. Ваши действия?
Расскажите о вашем опыте планирования
Расскажите о вашем опыте работы с большими суммами
Расскажите о вашем опыте убеждения и презентации
Какой профессиональный опыт вы хотели бы приобрести дополнительно для выполнения работы? Чего вам не хватает?
Какой ваш жизненный опыт оказал на вас наибольшее влияние?
Опишите примерную схему решения какой-нибудь рабочей проблемы
расскажите о самой интересной задаче, которой вы занимались?
Как вы принимаете важные решения?
Случалось ли вам менять свою точку зрения? Приведите пример
О чем из сделанного вами вы особенно сожалеете?

Дорогие восьмиклассники, вот вы и доросли до изучения химии - еще одной из естественных, т. е. изучающих природу, дисциплин. С некоторыми из предметов естественного цикла - биологией, географией, физикой - вы начали знакомиться на один-два года раньше.

Химия, как наука о веществах, включена в расписание уроков на более поздней стадии обучения в школе. И это не случайно, так как этот предмет требует к себе особого, взрослого и ответственного отношения, являющегося залогом безопасного обращения с веществами, ведь многие из них являются едкими, ядовитыми или огнеопасными.

При изучении химии и других естественных дисциплин широко используют такой важнейший метод познания, как наблюдение.

Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Нужно чётко определить предмет наблюдения, т. е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, - конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т. д.
  2. Необходимо знать, зачем проводится наблюдение, т. е. чётко сформулировать его цель.
  3. Нужно составить план наблюдения. А для этого следует выдвинуть гипотезу (от греч. «предположение») о том, как будет происходить наблюдаемое явление. Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причём условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении - лаборатории (рис. 1).

Рис. 1.
Химический эксперимент проводят в специальных лабораториях

Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Так формулируется вывод.

Многие наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно в природе, поэтому в изучении химии большую роль играет моделирование. В лабораторных условиях используют особые приборы и предметы - модели (от лат. «образец»), в которых копируются только самые важные, существенные признаки объектов изучения.

Условно химические модели можно разделить на две группы: предметные (модели атомов, молекул (рис. 2), кристаллов, химических установок и т. д.) и знаковые, или символьные (символы химических элементов, формулы веществ, уравнения реакций и т. д.).

Рис. 2.
Модели молекул некоторых веществ

Известное высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» как нельзя лучше отражает роль информации в современном мире. Объём научных сведений в области естествознания, а следовательно, и по химии удваивается каждые пять лет. Поэтому умение работать с информацией становится основной компетенцией современного человека и в конечном итоге определяет его успешность в жизни.

Важную роль в изучении нового предмета для вас будет играть умение находить источники химической информации, получать, перерабатывать её, создавать информационные продукты (сообщения, доклады, ученические проекты и др.) и представлять их.

Источниками такой информации послужат:

  • Интернет;
  • дополнительная литература по химии (справочная, учебная, научная, популярная и др.);
  • общение с различными специалистами в области химических знаний;
  • экскурсии в различные музеи, а также в лаборатории и аптеки, на производственные объекты (химические заводы, водоочистные сооружения) и т. д.

Успехов вам в изучении химии - этой интересной и необходимой науки в жизни каждого человека.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент.
  3. Моделирование.
  4. Источники химической информации.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Предложите список сайтов (5-10) из Интернета, материалы которых раскрывают взаимосвязи между естественными дисциплинами.
  3. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, будут ли зависеть ваши успехи в изучении химии от достижений при изучении математики; других естественных дисциплин? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Приведите примеры материальных и знаковых моделей, которыми вы пользовались при изучении: а) биологии; б) физической географии; в) физики.
  3. Какими универсальными качествами должен владеть ученик, чтобы успешно проводить наблюдение за объектами и процессами в естествознании?
  4. Какими личностными качествами должен обладать ученик, чтобы с максимальной пользой для дела (учёбы) получать химическую информацию от общения со специалистами?
  5. Предложите список литературы, которая, на ваш взгляд, поможет глубже и шире изучить удивительную и увлекательную химию. Обменяйтесь списками сайтов и литературы с одноклассниками и после консультации с учителем сформируйте на основе обмена универсальный список этих источников информации. Вклейте его в тетрадь и пополняйте его после изучения каждого параграфа учебника.