Микромир под микроскопом. Конспект непосредственно-организованной деятельности на тему: «Чудеса в микроскопе!» с использованием мультимедиа Опыты под микроскопом для детей

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что детский микроскоп ничем не отличается от других обычных игрушек. Микроскоп – это «научный» прибор, позволяющий вашему ребенку прикоснуться к волшебному и таинственному микромиру. Эта не очередная игрушка, которая через пару часов окажется на антресолях. Эта маленькая «научная лаборатория», по своей функциональности не слишком то уступающая настоящим биологическим микроскопам. Поэтому неудивительно, что большинство родителей и сами готовы часами просиживать над микроскопом, заглядывая и изучая окружающий нас микромир. Детский микроскоп позволяет ребенку самостоятельно изучать структуру самых разных объектов. Конечно, на начальном этапе юному исследователю потребуется помощь родителей.

Виды микроскопов

Специалисты считают, что ребенку не имеет смысла сразу покупать «супернавороченный» микроскоп с максимальным увеличением. Они рекомендуют родителям присмотреться к недорогому монокулярному микроскопу. Эти оптические приборы, как правило, продаются в наборе с дополнительными объективами. Вместе с окуляром такой микроскоп позволяет достигать увеличения до 800 крат.

И все же, давайте более подробно рассмотрим, какие виды микроскопов предлагает нам отечественный рынок. Чаще всего эти приборы классифицируются по возможному увеличению микрочастиц, которые позволяет рассмотреть тот или иной вид микроскопа.

В соответствии с этой классификацией, микроскопы подразделяются на следующие виды:

  • Оптические.
  • Электронные
  • Рентгеновские.
  • Сканирующие.

Для начинающего исследователя, конечно же, предпочтительней приобретать более простые оптические микроскопы (их еще принято называть «световыми). Эти микроскопы позволяют решать основные задачи по исследованию практически любого объекта.

Остальные виды микроскопов принято относить к «специализированным». То есть работать с ними нужно в лабораторных условиях, при наличии необходимых знаний.

Популярные модели микроскопов для детей

На сегодняшний день в магазинах представлен довольно широкий выбор световых (оптических) детских микроскопов.

Одним из наиболее качественных по праву считается Микромед Эврика40х-1280х . Этот прибор широко используется в учебных заведениях при проведении лабораторных работ. Однако, благодаря трем батарейкам и адаптеру, этот микроскоп можно использовать и в домашних условиях.

Самым доступным считается МР-450 . Это микроскоп двойного действия. В роли освещения выступают солнечные лучи и освещение от лампы. МР – 450, позволяющие изучать биологические срезы и мазки.

На российском потребительском рынке сегодня представлен широкий ассортимент не только профессиональных микроскопов, но и детских оптических приборов по вполне демократичным ценам. Они отлично подойдут для исследований и и биологии в домашних условиях

Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?

  • Листья растений. Например, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно смотрятся лепестки садовых и полевых цветов.
  • Волосы. Они у каждого человека и животного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно убедиться, заглянув в микроскоп.
  • Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.
  • Мякоть фрукта. Не менее интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.
  • Грязь под ногтями может произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля сразу же побежит в ванную.
  • Деньги, бумага, нитки, мех.
  • Если в доме есть аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо положить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при среднем увеличении.

Клетки лука под микроскопом

Как провести исследование — инструкция:

  1. Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.
  2. Чистой салфеткой протираем оба стекла микроскопа.
  3. Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.
  4. Убрав наружные чешуи с луковицы, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек лука.
  5. Аккуратно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.
  6. Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.
  7. Препарат (луковый срез) начинаем изучать при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.
  8. Затем переходим к изучению объекта при большем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна прозрачная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая цвета — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко. В большинстве клеток наблюдаются полости, которые в биологии носят название «вакуоли».

Благодаря, микроскопу мы смогли разглядеть строение клетки, и узнать из чего она состоит.

В какой микроскоп можно увидеть хлоропласты, лейкопласты

Для начала давайте определимся с самими понятиями «Хлоропласты» и «Лейкопласты».

Хлоропласты – это пластиды зеленого цвета, участвующие в процессе фотосинтеза. Это внутриклеточные органеллы растительного происхождения, в составе которых содержится хлорофилл.

Лейкопласты – это абсолютно бесцветные пластиды сферической формы, входящие в состав растительной клетки. Однако при прямом попадании на них солнечных лучей они могут преобразовываться в хлоропласты.

Хлоропласты и лейкопласты можно рассмотреть в обычный световой микроскоп, которым пользуются в большинстве школ. Этот микроскоп позволяет рассмотреть не только форму пластид, их расположение, но и сосчитать их количество.

Как провести эксперимент?

Главная функция хлоропластов заключается в привлечении насекомых и животных с целью опыления растений и распространения семян. Наиболее удобным для рассмотрения объектом, по мнению специалистов, считается срез красного перца. Для рассмотрения берется тоненький срез кожицы красного перца. На предметное стекло капается капля воды, и в нее помещается изучаемый объект. Сверху он накрывается вторым стеклом. Лучше всего хромопласты видны на наиболее тонких участках среза.

Лейкопласты можно прекрасно рассмотреть в обычном картофельном клубне. Нужно для эксперимента взять тончайший срез картофеля и поместить его в капельку воды на лабораторном стекле. Накрываем объект покрывным стеклом. Даже обесцвеченные лейкопласты прекрасно видны, но если их окрасить йодом они приобретают ярко синий цвет.

Споры под микроскопом — как провести эксперимент

Детям (впрочем, как и взрослым) очень нравится наблюдать за танцующими спорами хвоща – древнего растения, заставшего динозавров. У каждой споры хвоща имеются специальные приспособления – элатеры. Они предназначены для распространения растения при помощи воздушных масс. Их топливом является изменение влажности. При рассмотрении спор хвоща покрывное стекло не используется. Чтобы заставить споры «танцевать» на них достаточно подышать, но осторожно, иначе они просто разлетятся.

При попадании на споры воды, они сжимаются. В этом случае удивительный танец можно будет наблюдать — только при полном их высыхании.

Мухи, бабочки и другие насекомые под микроскопом

В домашних условиях найти насекомое для исследования под микроскопом не так сложно, как кажется. Достаточно просто выйти на балкон. Там, как правило, можно найти массу всевозможных трупиков насекомых. Выбрав подходящий объект, его нужно (при помощи иглы) осторожно перенести на смотровое стеклышко, и максимально аккуратно накрыть покрывным стеклом.

Любой ребенок, задевая крыло бабочки, замечал, что на его пальцах оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно понять, что это вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью микроскопа ребенок сможет изучить не только строение насекомого, его крылья и конечности, но и понять, что каждая его чешуйка имеет разную форму.

Можно ли увидеть бактерии и микробы под микроскопом дома

Бактерии и некоторые микробы можно увидеть даже в обычный микроскоп без дополнительных приспособлений. Просто для этого нужно приготовить сенной настой. Именно в этом настое через некоторое время образуется сенная палочка, которая служит пищей для прожорливых инфузорий туфелек. Выглядят эти микробы как небольшие светоотражающие палочки. Для рассмотрения достаточно увеличение х800. Инфузория по своему внешнему виду напоминает туфлю, спереди она заужена, сзади расширена. Отсюда и столь необычное название. Микробы в нашей жизни встречаются всюду, они способны существовать даже без наличия воздуха.

Если у вас дома имеется микроскоп с увеличением 600-800х крат, то вы сможете рассмотреть массу бактерий в зубном налете, разведенном в капельке воды. Правда, выглядят они далеко не презентабельно – совсем маленькие шарики, ниточки, палочки.

Ученые выращивают целые колонии отдельных микроорганизмов, но для этого они используют специальные питательные среды.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о технике безопасности при работе с микроскопом.

  • Даже детский микроскоп является сложным оптическим прибором, и отношение к нему должно быть соответственное.
  • Первое время не стоит позволять ребенку крутить и вертеть винты без нужды. Родители должны сразу объяснить ребенку как называются детали микроскопа и для чего они предназначены.
  • С предметными стеклами лучше работать совместно.

Микроскоп – идеальный подарок для ребенка любого возраста. Ведь этот оптический прибор поможет расширить познания об окружающем нас мире. Ребенок почувствует себя настоящим ученым, перед которым открывает свои секреты таинственный микромир. Мир под микроскопом – это чудо доступное каждому. А если ребенок хочет заглянуть в глубины космоса, то несколько простых помогут в этом. Подробности в другой статье на нашем сайте.

У нас дома есть микроскоп, но, хотя я и биолог, знакома с ним не понаслышке, много времени провела, разглядывая всевозможные препараты, дети еще ни разу с ним близко не общались. Кажется, что ничего сложного в этом нет, особых инструментов не нужно, а вот, поди ж ты, до сих пор не сподобилась познакомить своих детей с клеткой – основой всего живого. Ну ничего, сегодня я этот пробел в образовании своих старших чад заполнила, его результаты ниже.

Итак, нам понадобились:

  • микроскоп - у меня неплохой, хотя и довольно потрепанный микроскоп с тремя объективами: восьмикратным, сорокакратным и девяностократным; последний из них не понадобится – смотреть бактерии мы не будем, да и иммерсионного масла у меня нет; воспользуемся двумя оставшимися;
  • предметное и покровное стекла – у меня по одному того и другого, этого вполне достаточно;
  • чистая вода – совсем немного нужно;
  • йод – им я буду окрашивать препарат, так как специальных красителей у меня нет, но можно обойтись и вовсе без красителей;
  • головка лука – можно взять совсем небольшую или даже подпорченную, требуется крохотный кусочек пленки;
  • скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги, на худой конеч сгодится и кухонный;
  • пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками;
  • иглы – одна побольше (ей я добавляла воду к препарату), вторая поменьше (этой можно манипулировать под микроскопом);
  • ребенок – ему все будем показывать, я взяла двоих.

Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку.

Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла.

Теперь пинцетом обрезаем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая необрезанная пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.

Теперь капаем на пленочку воду (капель 7) и накрываем покровным стеклом.

Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.

Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит препарат. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода. Получится примерно так.

Временный препарат готов. Помещаем его на предметный столик. Настраиваем освещение (я вращаю зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на препарат). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт (у меня он самый большой), добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.

Все готово, устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.

Вы купили или получили в подарок микроскоп и не знаете, что с ним делать? Это не беда! В этой статье я постараюсь вдохновить Вас на увлекательную работу с микроскопом. Ведь, у Вас появилась возможность заглянуть в неизвестное! А как поется в детской песенке,- «Ужасно интересно все то, что неизвестно»!

Я не буду рассказывать, что можно увидеть в микроскоп профессиональный (криминалистический, металлографический, люминесцентный и пр.). Эти оптические приборы - для профессионалов. Я думаю, у них, наверняка, не возникает вопроса: на что бы посмотреть?

А расскажу я об обычном биологическом микроскопе , который все чаще выбирают наши соотечественники в подарок друзьям, детям и себе - любимому.

Итак, в Вашем доме появился микроскоп ! Поздравляю! Возможно, Вы находитесь в некой растерянности: С чего начать? На что посмотреть, чтобы микроскоп произвел на Вас и Ваших близких потрясающее впечатление?

С чего же начать? Здесь все просто: используя руководство по эксплуатации, которое входит в комплектацию любого микроскопа, необходимо научиться работать с увеличениями, с настройкой фокусировки и подсветкой - уверена, это не составит большого труда. А вот по поводу того, что можно увидеть в микроскоп - я постараюсь помочь!

Для начала, не будет лишним сказать, что все объекты, которые можно посмотреть под микроскопом делятся на прозрачные и непрозрачные. Это определяет метод исследования: в проходящем свете или в отраженном. Проще говоря, от этого будет зависеть, какой подсветкой Вы должны воспользоваться при работе: верхней или нижней.

Если на предметном столике микроскопа находится прозрачный объект- то необходимо использовать нижнюю подсветку (это может быть светодиодная подсветка или зеркало), при этом свет будет проходить через исследуемый образец.

Если же Вы собираетесь изучить непрозрачный объект - Вам понадобится верхняя подсветка, которая будет освещать исследуемую поверхность. Замечу, что если в Вашем микроскопе верхняя подсветка отсутствует - помочь сможет обычный светодиодный фонарик, направленный на образец, с которым Вы работаете!

Теперь, пожалуй, можно вернуться к самой теме нашей статьи! Здесь, у Вас есть выбор: воспользоваться готовыми микропрепаратами, которые есть в продаже (возможно в комплектацию Вашего микроскопа они уже входят), либо изготовить микропрепараты самостоятельно. По мне, и то, и другое очень интересно.

Готовые микропрепараты профессионально сделаны, с использованием специальных красителей, могут храниться годами, к тому же, ассортимент велик: от инфузории - туфельки и шелухи лука до клеток мозга и двигательных нервов. Согласитесь, сами Вы такие препараты не сделаете!

Конечно, никто не удержится сделать свои собственные микропрепараты. В интернете, да и во многих руководствах к микроскопам есть информация как это делается. А вообще, Вы можете просто размещать все что угодно (конечно, подходящее по размерам) на предметном столике микроскопа, поверх предметного стекла - и смотреть.

А дальше, поместить то, что особенно понравится между, скрепленными должным образом, предметным и покровным стеклами - вот и получится ваш собственный микропрепарат!

Сейчас постараюсь сделать несколько фотографий того, что каждый может найти под рукой:

  • Листик подорожника


  • Глаз мухи

  • Кожа на пальце

  • Лист подорожника

  • Монета

  • Ворс мягкой игрушки

  • Семечка

  • Шелуха чеснока

  • Волос

Ну как? Впечатляет? Уверена, что да!

Надеюсь, статья получилась интересной и полезной! Думаю, мои практические советы и примеры того, что можно увидеть в микроскоп, вдохновят Вас на исследования, а микроскоп станет Вашим верным другом!

Биологический музей открывает лабораторию для учеников младших классов, которые еще не изучают химию и не работали с микроскопами в школе. Научные сотрудники Биомузея решили: не нужно долго ждать и подготовили увлекательные занятия для юных исследователей от 6 до 12 лет. Дети смогут сами приготовить растворы, поставить химические опыты, научатся работать с микроскопами, а, главное, сделают выводы из увиденного.

Серия «Опыты и микроскопы. Для тех, кто не хочет ждать» включает 4 занятия: два с микроскопами и два с опытами. Занятия проходят в феврале, по субботам, с 13.00 и 14.00. Продолжительность занятия: 45 минут. Каждое занятие посвящено отдельной теме. Можно посетить все четыре или выборочно.

Расписание:

4 февраля — «Зимний лес под микроскопом»

Чем может удивить замерзший зимний лес? Кто спрятался под снегом и подо льдом? Чтобы рассмотреть студеное очарование при роды каждый участник занятия получит микроскоп и препараты: находки, принесённые из февральского леса: листья, плоды и побеги растений, которые можно встретить именно зимой.

11 февраля — «Химические хамелеоны»

Что может быть лучше опытов? Только опыты с индикаторами! Индикаторы – такие химические вещества, которые, как хамелеоны, меняют цвет при взаимодействии с кислотой или щелочью. На занятии можно поэкспериментировать с различными индикаторами, а потом сделать собственную индикаторную полоску, чтобы можно было продолжить опыты уже дома.

18 февраля — «Зоопарк в капле воды»

Как всего в одной капле могут уместиться десятки животных? Самые маленькие обитатели животного мира: инфузории туфельки, коловратки, черви. На занятии с микроскопами можно узнать, как правильно называются микроскопические одноклеточные и посмотреть, чем они занимаются, когда их никто не видит.

25 февраля — «Игра в прятки»

Как обнаружить витамин С в соке и определить, где его больше? Получится ли удалить пятна йода с помощью аскорбиновой кислоты? Как научиться находить крахмал в продуктах? Прятать и находить химические вещества несложно, когда знаешь, что и где искать.

Микроорганизмы под названием бактерии окружают нас повсеместно. Источники для ознакомления с этими простыми, но интересными организмами можно найти буквально везде. Даже на руках, во рту, в моче, слюне человека живут миллионы интересных образцов. Разместив бактерии под микроскопом, можно увидеть их строение, особенности, понять, по каким признакам они классифицируются.

Можно посмотреть видео, демонстрирующие увеличение данных организмов под микроскопом. Это современные устройства, позволяющие рассмотреть невидимые человеческому глазу частицы. Они дают возможность достаточно точно узнать, как устроен мир одноклеточных, а также что такое бактерия, максимально подробно.

Разновидности микроскопов

Познакомиться с импровизированным видео под увеличительными линзами, где бактерии двигаются, можно в лабораторных и домашних условиях. Все зависит от наличия специального оборудования. Микроскопы, позволяющие производить наблюдение за организмами, имеют свою классификацию, построенную на основе конструкции оборудования, предоставляемых им возможностей. Выделяют следующие доступные виды:

  • обычный (биологические лаборатории, классы образовательных учреждений);
  • фазово-контрастный (исследует бактерии в моче);
  • темнопольный;
  • электронный.

На фото продемонстрированы данные категории для исследования бактерий, которые можно приобрести. Ознакомившись с видео, можно без труда научиться пользоваться каждой моделью, не допуская ошибок.

Выбор подходящей модели

Многих начинающих исследователей интересует, какой прибор выбрать, чтобы рассмотреть кисломолочные, а также другие распространенные категории бактерий.

Бюджетный сегмент микроскопов, демонстрирующих 640-кратное увеличение, не даст того эффекта, который можно оценить на видео, сделанном более мощным микроскопом. Бактерии в моче, к примеру, можно увидеть только под линзами оборудования, увеличивающим в 1000 крат и больше.

Под линзами обычного микроскопа будут показаны не совсем четкие палочки, нити, шарики с отсутствием четких контуров, сероватого оттенка.

Фазово-контрастный тип прибора работает на основе определения различной плотности частиц. Данный микроскоп, позволяющий осуществлять наблюдение и увеличение бактерий, окрашивает элементы в светло-серый или темно-серый оттенок. На таком видео можно рассмотреть многократное увеличение бактерий, находящихся в моче.

Темнопольный микроскоп позволяет разглядеть кисломолочные бактерии (увидеть, как они выглядят, можно также на фото). Его преимущество состоит в рассеивании света, идущего не через линзу напрямую, а сбоку. Прибор также позволяет понять, какой актуальный характер движения бактерий.

Электронная микроскопия: эффективный метод

Данный вид микроскопов следует выделить отдельно, так как на просторах разреженного пространства гибнут живые микроорганизмы, поэтому увидеть их непросто. Его изобретение стало настоящим прорывом, позволившим внести коррективы в изучение живых микроорганизмов. Много десятилетий назад оптические микроскопы не давали возможность узнать, как устроена бактерия, и рассмотреть наличие ядра или протоплазмы.

При помощи электронного устройства ученым удалось проследить процесс деления клетки. На фото можно увидеть бактерию стафилококка, часто присутствующую в моче человека и вызывающую серьезные заболевания, в состоянии деления. Исследования дали возможность снимать видео для изучения процессов на базе образовательных учреждений.

Что можно рассмотреть?

Каждый теперь может увидеть фото и видео всех известных науке бактерий в свободном доступе. Кисломолочные - это кокки и палочки, бактерии в моче - правильной формы шары (стафилококки), прямые палочки, нити (протеусы). Особенно хорошо они видны под электронным прибором на фото.

Исследуемый материал нужно фиксировать специальным методом, чтобы избежать быстрого распада и снизить уровень токсичности (второе актуально для исследования не всегда безопасных микроорганизмов в моче).

Увидеть бактерии в электронный микроскоп можно после предварительного нагрева стекла, на который нанесен образец для рассмотрения. Не обязательно покупать горелку – бытовые источники огня и стандартный пинцет позволят это сделать. В этих же целях можно использовать метиловый спирт или ацетон. Химическая фиксация требует осторожности (лучше рассмотреть для начала видео). Далее производится окраска образца с последующим увеличением его под микроскопом (наиболее распространенная краска - метиленовая синяя).

Учитывая, какой вид бактериальных организмов был окрашен, можно увидеть палочки или шарик. Они могут присутствовать в открытых ранах или моче человека.

Подвижные и неподвижные организмы

Под электронным или обычным микроскопом с многократным увеличением будет видно движение клеток. Независимо от того, какой тип бактерий исследуется – шары-стафилоккоки (находящиеся в моче) или кисломолочные, с жгутиками или без – они не останутся неподвижными. Возникает закономерный вопрос: почему двигаются те образцы, у которых жгутиков от природы нет?

Причина - не самостоятельное движение, как у имеющих дополнительные элементы, позволяющие шевелиться, а броуновское движение (беспорядочное, теплового типа). Палочки и нити могут:

  • пересекать поле,
  • замирать,
  • складываться вдвое,
  • образовывать спираль.

Имея под рукой микроскоп для наблюдения за различными бактериями, можно исследовать свою бытовую сферу и физиологические жидкости - микроорганизмы в моче, слюне. Интересное рядом, но увидеть скрытую от посторонних глаз жизнь непросто. С одной стороны, доступны различные категории видео и фото, но гораздо эффективнее провести эксперимент самостоятельно.