Обязательные реквизиты печати организации. Что делать если печать утеряна или украдена

В гражданском законодательстве Российской Федерация, как таковое, определение печати юридического лица не содержится.
В п. 2.1. ГОСТ 51511–2001 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2001 г. № 573-ст) даются следующие описания:

  • печать - устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу;
  • клише печати - элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

Необходимо различать понятие печати как механизма и как изображения на бумаге. Печать на документах - оттиск печати, изготовленный с помощью клише. Индивидуальный предприниматель может вести свою деятельность без печати.

В настоящее время юридическое лицо должно иметь печать, руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц, например (п.5 ст.2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответсвенностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ):

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации».

Такие вопросы, как

  1. о размере печати,
  2. о размере шрифта на клише,
  3. о возможности указания сокращенного фирменного наименования,
  4. о правомерности указания на печатях ОГРН (основного государственного регистрационного номера), ИНН (идентификационного номера налогоплательщика),
  5. о правомерности изготовления нескольких клише печати (например, на разных оснастках, с дополнительными словами типа «для документов», «для накладных» и др.-

оставлены на усмотрение самих юридических лиц и штемпелеизготовителей.

Ранее отдельные документы устанавливали определенные требования к печатям, например, «Круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42 мм.», «Печати органов исполнительной и представительной власти, юридических лиц и организаций без прав юридического лица (далее — «организации») должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  2. местонахождение;
  3. номер государственной регистрации (или номер в регистрационном реестре — для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);
  4. номер городского Реестра печатей…» и т.д.

Но данные унифицирующие требования не закреплены на федеральном законодательном уровне и в настоящий момент утратили свою силу (тем более обязательную регистрацию печатей давно отменили).

Таким образом, можно говорить лишь о том, чтобы информация на печати давала общее представление об организации или ИП. Поэтому на печати необходимы: Форма собственности (ИП, ООО); Наименование (в соответствии с учредительными документами) или ФИО для ИП; ОГРН или ОГРИП;
Место регистрации; ИНН не обязательно, но все указывают, чтобы лишний раз не вспоминать. Можно еще логотип и .

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Статья 2. Унитарное предприятие

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Федеральный конституционный закон

"О Государственном Гербе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 3.

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • решений Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решений Верховного Суда Российской Федерации;
  • решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президента Российской Федерации;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Верховного Суда Российской Федерации;
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Счетной палаты Российской Федерации;
  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

  • межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
  • органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
  • федеральных судов;
  • органов прокуратуры Российской Федерации;
  • дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 5.

Государственный герб Российской Федерации помещается:

  • на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
  • на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правитльства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
  • в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.07.2002 N 2-ФКЗ) в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (абзац введен Федеральным конституционным законом от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 6.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 7.

Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
  • боевых знаменах воинских частей;
  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;
  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Статья 8.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статья 10.

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11.

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.ПУТИН Москва, Кремль 25 декабря 2000 года.
N 2-ФКЗ Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"
N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях исключения дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти города Москвы и в связи с завершением передачи полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органам исполнительной власти Правительство Москвы постановляет:

1. Ликвидировать Московскую регистрационную палату (далее - Палата).
2. Назначить председателем ликвидационной комиссии Палаты первого заместителя руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю. и поручить ему в недельный срок представить на утверждение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации Палаты в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также, незамедлительно сообщить в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Палаты. Заместителем председателя ликвидационной комиссии назначить председателя Московской регистрационной палаты Александрова И.А.
3. Ликвидационной комиссии Палаты:
3.1. Обеспечить выполнение функций Палаты в период ее ликвидации.
3.2 . Осуществлять свою работу в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. В недельный срок предупредить работников о предстоящем высвобождении в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
3.4. Представить в недельный срок в Департамент финансов города Москвы проект сметы расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.
3.5. В двухнедельный срок опубликовать настоящее постановление в органах печати, в которых печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
3.6. В трехмесячный срок принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
3.7. Передать копии цифрового изображения герба города Москвы и имеющуюся документацию об изготовителях печатей с изображением герба города Москвы Комитету лицензирования города Москвы.
3.8. Передать Департаменту имущества города Москвы недвижимое имущество в установленном порядке.
3.9. Передать Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документацию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2004 N 2631-РП "О мерах по совершенствованию информационного обслуживания в рамках системы "одного окна".
3.10. Передать Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города Москвы с 1992 года.
3.11. Обеспечить уничтожение печатей и бланков Палаты.
3.12. Сдать в установленном порядке документацию Палаты в Главное архивное управление города Москвы за исключением документов, передаваемых в соответствии с пп.3.7,3.9,3.10.
4. Департаменту финансов города Москвы в случае недостаточности собственных средств Палаты для проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с представленной сметой (п.3.4) обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на государственное управление.
5. Уполномочить Комитет лицензирования города Москвы на выдачу копий цифрового изображения герба города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - изготовителям печатей в целях изготовления печатей с изображением герба города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 39 "О гербе города Москвы" и в части технических требований ГОСТ Р 51511-2001.
6. Определить Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы органом, ответственным за получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
7. Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".
8. Управлению координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок по согласованию с Правовым управлением Правительства Москвы представить в установленном порядке предложения по приведению правовых актов Правительства Москвы в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. и на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Письмо МНС России № 09-1-02/5216-АН816

по вопросу наличия на обычных печатях и штампах ОГРН

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 08.10.2003 № 15/17-16107 по вопросу необходимости использования Основного государственного регистрационного номера при изготовлении обычных печатей и штампов и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на МНС России возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

Действующими нормативными правовыми актами на МНС России не возложено осуществление функции по определению требований к печатям.

Постановлением Госстандарта России от 25.12.2003 № 573-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования". Указанным ГОСТом установлено обязательное наличие на печатях с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Таким образом, ОГРН должен указываться на гербовых печатях. Вместе с тем, обязательное наличие ОГРН на иных печатях законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", ОГРН указывается во всех документах этих юридических лиц наряду с их наименованием.

Исходя из изложенного, юридическое лицо может указать ОГРН в обычных печатях и штампах. Обязательного указания ОГРН в обычных печатях и штампах не требуется.

Отсутствие в обычных печатях и штампах юридических лиц ОГРН, по мнению МНС России, не может являться основанием для их замены.

В связи с изложенным, МНС России подготовлено соответствующее письмо в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.Мишустин

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ГЕРБОВУЮ ПЕЧАТЬ

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации (в т. ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) определено в ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями".

Иными словами, Государственный герб РФ имеют право изображать: - федеральные органы государственной власти; - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ); - образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"); - предприятия и организации, имеющие в соответствии с нормативными актам РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны

Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций". Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Юридическое лицо должно иметь печать руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации".

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации".

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

"Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему".

Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:

  • федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;
  • организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • нотариусы;
  • мировые судьи.

Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):

  • полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Номера ИНН, ОГРН обязательны только на печатях с воспроизведением Государственного герба РФ (гербовых печатях), то есть на иных печатях их можно не указывать.

Законодательство не содержит запрета на отражение дополнительной информации на печати, и, следовательно, Вы можете по своему усмотрению отражать на ней ИНН, ОГРН, товарный знак, логотип.

Ограничения по количеству печатей, которые может иметь организация, не установлены. У организации может быть несколько печатей - для структурных подраделений (отдел кадров, секретариат, канцелярия), заверения определенных документов (счетов, справок и т.д.).

Юридическое лицо должно иметь печать руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации".

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации".

Печать организации для ООО теперь не обязательна

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

"Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему".

Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:

  • федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;
  • организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • нотариусы;
  • мировые судьи.

Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):

  • полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках — его краткое наименование (если таковое имеется);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Номера ИНН, ОГРН обязательны только на печатях с воспроизведением Государственного герба РФ (гербовых печатях), то есть на иных печатях их можно не указывать.

Законодательство не содержит запрета на отражение дополнительной информации на печати, и, следовательно, Вы можете по своему усмотрению отражать на ней ИНН, ОГРН, товарный знак, логотип.

Ограничения по количеству печатей, которые может иметь организация, не установлены. У организации может быть несколько печатей — для структурных подраделений (отдел кадров, секретариат, канцелярия), заверения определенных документов (счетов, справок и т.д.).

Требования к печатям предприятий

Требования к печатям отечественных предприятий регламентируются федеральным законодательством Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь в своем распоряжении печати круглой формы с полным наименованием фирмы, е е организационно-правовой формы и местонахождения, сделанные на русском языке. Также допускается наименование фирмы на иностранном языке или языке народов РФ.

При этом диаметр круглой печати должен быть в пределах от 38мм до 42мм, а высота текста, размещенного по окружности, не должн а превышать 1мм. Так как в российском законодательстве не прописана норма, регулирующая количество печатей юридического лица, то предприятие вправе иметь несколько печатей. Основное условие их использования — существенное отличие их оттиска от оттиска главной круглой печати.

Дополнительные печати могут предназначаться для филиалов организации или ее отделов (отдела кадров, кредитного отдела), либо для визирования конкретного вида документов (ДЛЯ СПРАВОК, ДЛЯ ДОКУМЕНТОВ, ОТДЕЛ КАДРОВ, СЕКРЕТАРИАТ). При этом возможность использования оригинальных печатей фирмы должно специально оговариваться в Уставе компании. Форма таких печатей может быть не только круглой, но и прямоугольной или треугольной, с длиной сторон от 35мм до 70мм.

Требования к печатям предприятий включают запрет на одновременное использование печатей с полным и сокращенным наименованием фирмы, так как это может внести путаницу с идентификацией компании. Если на печати планируются проставление товарного знака, то предприятие должно иметь на это официальное согласие Роспатента. Помимо основных печатей предприятие имеет право использовать простые штампы и штемпели для внутреннего употребления (ОПЛАЧЕНО, СКЛАД), которые могут иметь любой размер и форму.

Государственная символика Российской Федерации или ее субъекта может присутствовать только на печатях предприятий особого статуса, дающего право на ее воспроизведение: федеральных госорганов; ЗАГСов и пр.В некоторых случаях требуется изготовить новую печать предприятия, уничтожить или восстановить старую. Например, при ее утере, износе или изменении названия организации.

Смена печати при реорганизации предприятия

Если компания реорганизуется, все ее печати необходимо уничтожить с соблюдением определенных процедур: издания указа предприятия о ликвидации печати и создании комиссии, которая определит метод уничтожения старой печати и подтвердит это специальным актом. При этом способ ликвидации печати должен быть таким, чтобы полностью исключить ее дальнейшее использование.

В акте о ликвидации печати должно быть указано:

  • состав комиссии
  • причина и метод уничтожения старой печати
  • оттиски и текст печати
  • подтверждение членов комиссии об уничтожении печати и их подписи.

Утеря печати

При утере печати могут возникнуть проблемы с подписанием документов компании, а ее не заверенная печатью отчетность может не приниматься в налоговых органах.

Обязательно ли указывать в печати ООО ОГРН?

Кроме того, существует большая вероятность использования печати для изготовления подложных договоров или неправомочного снятия денежных средств с расчетного счета предприятия. Поэтому, одновременно с извещением банка о краже, следует заявить об утере печати в полицию. Если одновременно с печатью предприятия были похищены и другие вещи, то заявление о краже печати нужно писать отдельно.

Также необходимо произвести инвентаризацию фирмы - в таком случае при судебном разбирательстве, например, с компаниями, пострадавшими от подписания фальшивых договоров, визированных старой печатью предприятия, можно будет доказать факт ее пропажи. Объявление о хищении печати должно подаваться в прессе, например в "Вестнике государственной регистрации".

Износ или повреждение печати

При случайном повреждении или износе печати следует заказать новую печать. Сделать это можно двумя способами - по старому оттиску печати или же по новому эскизу.

Для изготовления новой печати предприятия по оттиску нет необходимости в новых разрешительных документах, достаточно издать соответствующий внутренний приказ по предприятию и заказать новую печать. Это правило действует в отношении всех печатей, кроме гербовых, которые восстановлению не подлежат, а изготавливаются по новому макету.

При изготовлении печати по новому эскизу следует написать уведомление о смене печати в ФНС и внебюджетные фонды, а также переоформить банковскую карту с образцами новой печати и подписей. Кроме того, нужно уведомить партнеров предприятия о смене печати.

Для многих юридическое лицо обязательно ассоциируется с наличием печати. Не случайно после перехода к рыночной экономике в профильных законах была закреплена обязанность организации иметь круглую печать. Например, п. 7 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ <1> предписывал акционерным обществам иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование общества на русском языке и указание на место его нахождения. В печати могло быть также указано фирменное наименование АО на любом иностранном языке или языке народов РФ. Аналогичные положения были предусмотрены и для ООО, ГУП и МУП (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 14-ФЗ <2>, п. 3 ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ <3>).

———————————
<1> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
<2> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
<3> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Между тем в ГК РФ норм об обязательном наличии у юридического лица круглой печати предусмотрено не было. О необходимости обладания печатью косвенно свидетельствовал только п. 5 ст. 185 ГК РФ, в соответствии с которым на доверенности юридического лица обязательно ставилась подпись его руководителя с приложением печати этой организации. С другой стороны, согласно ст. 160 ГК РФ по общему правилу скрепление сделки печатью не являлось обязательным (это могло быть установлено только законом, иными правовыми актами и соглашением сторон).
Скрепление документа юридического лица печатью многими рассматривалось как дополнительная гарантия его подлинности, что однако не подтверждалось практикой. В связи с этим шли постоянные споры о необходимости наличия печати.
С 7 апреля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон N 82-ФЗ <4>, который отменил требование об обязательном наличии печати для хозяйственных обществ. О положениях данного Закона и последствиях для организаций речь пойдет в настоящей статье.
———————————
<4> Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ".

Юридическое значение круглой печати

В судебной практике считается, что юридическое значение круглой печати заключается в удостоверении ее оттиском подлинности подписи лица, управомоченного представлять организацию во внешних отношениях, а также того факта, что соответствующий документ исходит от индивидуально определенной коммерческой организации как юридического лица, являющегося самостоятельным участником гражданского оборота (Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 N 08АП-4278/2014 по делу N А81-5479/2013, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 N 15АП-433/2012 по делу N А53-15653/2011).
В связи с тем что требования действующего законодательства к печатям организаций определены только федеральными законами об организационно-правовых формах юридических лиц, арбитры приходят к следующим выводам:
— законодательство не ограничивает количество печатей, которые может иметь организация, устанавливая лишь требования к их тексту;
— законодательство не указывает императивно, что отсутствие того или иного реквизита печати влечет невозможность признания документа, заверенного такой печатью, оформленным с соблюдением установленного законом требования о проставлении оттиска печати;
— законодательство не содержит понятия "основная печать", любая круглая печать организации, соответствующая законодательным требованиям, может называться основной печатью общества.
В связи с этим документ, например акт выполненных работ или оказанных услуг, содержащий печать организации с текстом "для производственных документов", признается действительным (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 N 15АП-433/2012 по делу N А53-15653/2011).
В другом деле (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 N 05АП-2664/2013 по делу N А59-2717/2012) арбитры указали, что использование обществом оригинала печати отдела кадров при оформлении заявок на предоставление персонала полностью соответствует требованиям Федерального закона N 14-ФЗ, так как данная печать является круглой, содержит полное фирменное наименование общества на русском языке и указание на место нахождения общества. Поэтому суд отклонил довод налоговых инспекторов о ненадлежащем оформлении документов, подтверждающих расходы в целях налогообложения прибыли и право на вычет "входного" НДС.

Обратите внимание! Каждая используемая юридическим лицом печать, если она соответствует утвержденным законом нормам, имеет одинаковую юридическую силу (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу N А56-32427/2014).

Судами также признается, что одним из способов выражения воли участника гражданского оборота на приобретение гражданских прав и обязанностей является подписание документа, а также скрепление его официальным реквизитом (печатью организации). Печать является одним из способов идентификации юридического лица в гражданском обороте. Поэтому передача лицу, подписавшему документы, печати организации рассматривается как передача ему полномочий на совершение действий от имени этой организации (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 08АП-1046/2014 по делу N А46-13230/2013).
Между тем, если будет установлено, что на отчетном документе печать организации поддельная, такой документ не может служить доказательством. Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А79-4824/2011 арбитры признали недоказанным факт поставки товара, указав в том числе на то, что из заключения эксперта следует, что оттиски печати ООО в счете и товарно-транспортных накладных не являются оттисками печатей, нанесенными рельефным клише непосредственно на документах, а являются изображениями, выполненными способом цветной капельно-струйной печати на принтере персонального компьютера или многофункциональном устройстве с функцией цветной печати.
В отличие от юридических лиц индивидуальный предприниматель не обязан иметь круглую печать. Так, в Постановлении от 19.07.2013 N 17АП-7016/2013-АКу по делу N А71-2164/2013 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал: поскольку законодательство не содержит прямого требования о наличии печати у индивидуального предпринимателя, то наличие печати не обязательно, ее наличие остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.

Требования к содержанию печати

Таким образом, бездействие предпринимателя, выразившееся в отсутствии печати на бланке строгой отчетности при том обстоятельстве, что печати у него не имеется, не образует объективную сторону состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

К сведению. Печать организации должна быть обязательно передана при смене руководителя организации. В случае ее непередачи бывшего руководителя можно принудить к этому в судебном порядке (Постановление ФАС СЗО от 11.07.2011 по делу N А21-5976/2010).

Некоммерческие организации также должны иметь печать (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ <5>). Суды считают, что печать некоммерческой организации является атрибутом ее делопроизводства. Оттиск печати удостоверяет подписи представителей организации, а также принадлежность самого документа данной некоммерческой организации (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А46-3212/2013).
———————————
<5> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Как определить, имеет ли организация печать?

Для начала следует сказать, что круглые печати отменены только для хозяйственных обществ (ООО и АО). Статьями 2 и 6 Федерального закона N 82-ФЗ соответственно внесены изменения в п. 7 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ и п. 5 ст. 2 Федерального закона N 14-ФЗ. Согласно нововведениям АО и ООО теперь вправе иметь:
— печать, штампы и бланки со своим наименованием;
— собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Интересны цели законодателей при принятии соответствующих документов. Так, в пояснительной записке указано, что с развитием современной техники и технологий наличие на документе печати общества не дает гарантию его подлинности. Контрагенты и государственные органы зачастую обращают внимание лишь на наличие печати общества на документе, не изучая детально подпись руководителя или иного представителя юридического лица, что на практике порождает мошеннические схемы рейдерских захватов компаний, а также активно используется при корпоративных конфликтах. По мнению законодателей, институт круглой печати в современном обществе стал рудиментарным и следует заменить его более актуальными способами идентификации (например, электронной подписью, специальными бланками компаний, голографическими печатями и т.п.), используемыми на добровольной основе.

Обратите внимание! В соответствии с нововведениями сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Из данного положения следует, что если организация имеет круглую печать, но в уставе отсутствуют положения о ее наличии, то она должна внести соответствующие изменения в учредительные документы либо уничтожить печать <6>.
———————————
<6> В качестве доказательства уничтожения печати суды принимают соответствующий акт (Постановления АС ЗСО от 29.10.2014 по делу N А67-479/2013, АС ПО от 13.08.2014 по делу N А57-1389/2013).

Организации в целях идентификации документов, исходящих от контрагента, будет необходимо затребовать заверенную копию его устава. Только так можно достоверно определить, должна ли быть печать на документах общества или нет. Все это, конечно, может не совсем позитивно отразиться на гражданском обороте и, скорее всего, породит немало судебных споров.

Следует отметить, что в настоящее время юридическое лицо при заключении договора вынуждено затребовать у контрагента устав. Дело в том, что, несмотря на презумпцию добросовестности (п. 7 ст. 3 НК РФ), юридическое лицо как налогоплательщик обязано доказывать, что при выборе контрагента оно проявило добросовестность и разумную осмотрительность. Доказать это возможно только в случае получения от контрагента выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации, устава, решения учредителей об избрании органов управления, паспортных данных руководителя (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 N 11АП-17588/2014 по делу N А72-5274-2014). Однако порой даже этого бывает недостаточно, чтобы доказать реальность хозяйственных операций и обоснованность получения налоговой выгоды.

Печать как обязательный реквизит договора и доверенности

Редакция ст. 160 ГК РФ не претерпела изменений, поэтому обязательное скрепление печатью сделок может быть предусмотрено только законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
В настоящее время скрепление печатью признается судами дополнительным требованием, которым должна соответствовать форма сделки (Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу N А72-10860/2011, АС УО от 25.02.2015 N Ф09-8593/14 по делу N А07-16164/2014). Поэтому при несогласовании соответствующего условия в договоре (дополнительных соглашениях к нему) отсутствие печати не влияет на действительность договора (Постановление АС УО от 11.08.2014 N Ф09-4639/14 по делу N А47-13015/2013).

Обратите внимание! Обозначение "М.П." не свидетельствует о согласовании условия об обязательном скреплении сделки печатью, так как некоторые контрагенты толкуют данное обозначение как "место подписи" (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 N 17АП-12896/2010-АК по делу N А60-29185/2010).

Если же стороны установили соответствующее условие, то отсутствие печати в договоре (дополнительных соглашениях к нему) будет означать несоблюдение письменной формы сделки, что повлечет за собой запрет на использование свидетельских показаний в подтверждение сделки и ее условий, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
С момента вступления в силу Федерального закона N 100-ФЗ <7> положение об обязательном наличии на доверенности печати отменено. Таким образом, с 01.09.2013 юридическое лицо не обязано ставить печать на доверенностях. Вместе с тем, если печать у организации имеется, она должна быть на доверенности. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 53 ГПК РФ и ч. 5 ст. 61 АПК РФ доверенность от имени организации скрепляется печатью этой организации (при наличии печати). На наличие печати в доверенности указано и в ч. 6 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства РФ, хотя это, скорее всего, объясняется тем, что он вступит в силу только с 15.09.2015 и будут учтены изменения, касающиеся отмены обязательности печати для АО и ООО.
———————————
<7> Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".

В заключение сформулируем выводы:
— юридическое значение круглой печати заключается в удостоверении ее оттиском подлинности подписи лица, управомоченного представлять организацию во внешних отношениях, а также того факта, что соответствующий документ исходит от конкретного юридического лица, являющегося самостоятельным участником гражданского оборота;
— с 07.04.2015 хозяйственные общества (АО и ООО) вправе не иметь печать;
— сведения о наличии печати указываются в уставе;
— печать не является обязательным реквизитом доверенности;
— печать не является обязательным реквизитом договора, если законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не установлено иное.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ОБРАЗЦЫ ПЕЧАТИ ДЛЯ ЮРИСТОВ

Согласно ФЗ №63 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" существуют несколько форм адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Каждая из этих форм имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета (ст.21 п.4), коллегии адвокатов иадвокатского бюро (ст.22 п.9), адвокатской палаты (ст.29 п.4) содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена соответствующая форма.

Требования к печати адвоката носят рекомендательный характер, но обычно ее изготавливают диаметром 40 мм и указывают следующие данные: 1) указание на форму образования: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро; 2) название и адрес; 3) государственный регистрационный номер, ИНН; 4) по желанию указывают адрес, телефон; 5) для защиты печати от подделки добавляют декоративные элементы.

В мастерской имеется огромное количество стандартных образцов, по которым можно выбрать примерный вид будущей печати. Если Вам ничего не подходит, то наш дизайнер нарисует макет печати по Вашим пожеланиям. У нас есть коллекция прекрасных фемид, их также можно выбрать на сайте и вставить в печать.

СРОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Вставка логотипа Вашей компании БЕСПЛАТНО в формате *.cdr, *.ai. Если логотип в виде бумажки или растрового рисунка, то его необходимо обрисовывать, так как отсканировать и вставить значит испортить качество оттиска печати.

Какие требования предъявляются для печати ООО

Стоимость обрисовки зависит от сложности и уточняется на месте у дизайнера. Приблизительная цена от 300 рублей до 1000 рублей. Стоимость обрисовки логотипа с передачей векторного файла клиенту от 1500 рублей. Также мы можем разработать для Вас логотип Вашей фирмы.

Также можно вставить окантовку к печати, как одно из средств защиты от подделки. (+100 рублей к стоимости клише).

"В этом мире нет почти ничего, чтобы кто-нибудь не смог бы сделать немножко похуже и продать немножко дешевле, и люди, ориентирующиеся только на цену, становятся заслуженной добычей подобных дельцов. Глупо платить слишком много, но еще хуже платить слишком мало. Если Вы платите слишком много, Вы теряете какую-то сумму. Если Вы платите слишком мало, то тогда Вы теряете все, потому что купленная вещь не может выполнить своей задачи. Законы экономики не позволяют получить что-то задешево. Если Вы решаетесь в пользу дешевого предложения, Вы должны учитывать риск, на который Вы идете. А если Вы на него идете, то у Вас достаточно денег, чтобы заплатить и за что-нибудь получше." Джон Раскин (1819-1900).

Еще статьи по теме

Что должно быть на печати ООО

Печать является неотъемлемой частью работы каждого юридического лица. В 2015 году Госдума приняла закон, согласно которому использование круглых печатей в процессе работы юридических лиц стало необязательным. Нововведение повлекло за собой ряд последствий, касающихся практической деятельности.

Отмена круглой печати

Отмена печати для юридических лиц вызвала массу волнений и непонимания в бизнес-индустрии. В первую очередь руководители и представители экономического сектора организации задались вопросом: «Использование печатей отменено для всех ли процедур или же есть документы, которые без заверения не являются действительными?» Ответы дал закон об отмене печатей № 82-ФЗ от 06.04.2015 года. В нем подробно расписано, как следует работать организации с момента принятия закона, нужно ли ставить штамп на договоре, а также на документах налоговой, бухгалтерской и первичной отчетности. Также закон об отмене печатей поясняет процедуру по постановке таких отметок на доверенностях, позволяющих представлять в суде интересы юридического лица.

Должно ли общество иметь печать

Необходимость использования такого реквизита обществом прописывается в его уставе. Организации типа ООО и АО не обязаны иметь круглую печать на основании федерального закона № 82-ФЗ от 06.04.2015 года. Также с 7 апреля 2015 года у предприятий появляется обязанность прописывать в уставе факт наличия штампа. В случае его отсутствия считается, что юридическое лицо не обязано заверять документы таким образом. Поэтому после того, как закон вступил в силу, обществам, которые имеют в своем уставе отметку о наличии круглой печати, никаких правок делать не нужно. Что же касается организаций, которые созданы до 7 апреля 2015 года и не имеют в своей документации соответствующей отметки, то им рекомендуется пополнить устав требуемой информацией. Необходимость данного дополнения обосновывается возможной потребностью ставить отметку на бумагах, предусмотренных законом. Что касается обществ, сформированных после 2015 года, то они обладают правом иметь штамп, но для них это не обязательно.

Когда печать необходима, а когда нет

Общество обязано ставить печать в следующих случаях:

Если возникает необходимость оставить залог у залогодателя под защитой замка и печати залогодержателя,

Когда образовательная организация заверяет документы об образовании,

Если документы подаются на регистрацию по договору аренды сооружения или здания сроком более года, то их необходимо заверять печатью, но только при условии, что данный способ прописан в уставе,

В таможенный орган подается информационное сообщение в пакете с прочими документами по уплате акцизов на товары, промаркированные Таможенным союзом и ввозимые на территорию России с территории союзного государства.

Отмена печати для юридических лиц заставила внести соответствующие правки в ряд законов. Часть подзаконных актов все так же предполагает необходимость ее наличия. Случаи, когда подзаконные акты требуют проставлять данную отметку на документах, юридическое лицо должно воспринять как необязательные. Но государственные органы, банки и прочие структуры могут по-прежнему требовать постановку печати на документах.

Оформление акта о несчастном случае

Отмена печатей позволяет при составлении акта о несчастном случае ее не ставить. Данный способ заверения используется только в том случае, если это прописано в уставе общества. Данный процесс регулируется ч. 5 с. 230 ТК РФ.

Оформление трудовых книжек

В соответствии с правилами ведения трудовой книжки, при увольнении работника все записи, которые были внесены в процессе его работы, должны быть заверены печатью. Отмена обязательности печати внесла в данную процедуру коррективы. Теперь данные о работнике заверяются штампом, принадлежащим кадровой службе. Роструд считает, что замена круглой печати на иную другую не является нарушением Трудового кодекса и не ущемляет права работника, так как последний получает подтверждение о факте работы в данной организации. Важно понимать, что подтверждающей является только та отметка, в которой содержится информация о наименовании и месте расположения работодателя.

Оформление листа нетрудоспособности

Каждый листок нетрудоспособности включает в себя отдельное поле для проставления печати. Но ее формат и содержание не прописаны ни в каких правилах. Отмена печатей привела к тому, что на данном документе штамп проставляется только по усмотрению работодателя и при наличии у организации такового.

Ставить или не ставить? Вот в чем вопрос!

Оформляя документы, подтверждающие привлечение иностранных сотрудников, работодатель заверяет их только в случае том, если это предусмотрено уставом. Что же касается штатного расписания, то отмена обязательности печати хозяйственных обществ повлекла за собой полное отсутствие необходимости заверения данного документа. Изменения коснулись и принципа оформления трудового договора. Отмена печати организации теперь предполагает отсутствие необходимости заверять трудовой договор штампом.

Печать на первичных документах

Налоговый кодекс и Закон о бухгалтерском учете не содержат никакой информации о необходимости проставления печати на организации, даже на тех, в которых указаны расходы по налогообложению прибыли. Но существуют случаи, когда обязательность заверения устанавливается порядком заполнения конкретной формы, или самой формой, или форматом предоставления первичного документа, разработанным силами налогоплательщика. В связи с данной тонкостью налогоплательщикам рекомендуется предупреждать своих контрагентов о необходимости заверения документа, если это предусмотрено формой данного документа. Также отмена печатей для юридических лиц заставляет налогоплательщиков заранее убеждаться в том, что контрагенту также необходима печать.

Подача отчетности в ИФНС

В обязанности каждого налогоплательщика входит своевременная сдача декларации в соответствии с формой, утвержденной ФНС России и согласованной с министерством финансов России. Если организация сдает отчетность в бумажном формате, то проставление печати является обязательным. Данное правило регулируется указаниями налогового ведомства, включающими в себя нормы заполнения деклараций. Отмена печатей ввела многих юридических лиц в заблуждение, что привело к частому отсутствию важного реквизита на подаваемой декларации и, как следствие, к ее отклонению.

В связи с существованием правила, гласящего об обязательном прописывании случаев, предусматривающих постановку печати, в и предусмотрением названного требования нормами подзаконных актов, возникает парадоксальное противоречие. Юридическая сила на стороне закона, то есть противоречивые подзаконные акты не принимаются во внимание. Однако, дабы не рисковать, думая, что отмена печати хозяйственных обществ касается и данной ситуации, рекомендуются обязательно заверять документ мокрой печатью до тех пор, пока не появятся разъяснения со стороны компетентных органов или не будут внесены изменения в соответствующие данной ситуации приказы. При этом в качестве рекомендации выдвигается пожелание внести информацию о наличии штампа в устав организации.

Отчётность для ПФР

Согласно закону о страховых взносах, заверение отчетности, подаваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, не требуется. Данное положение распространяется и на заполнение таких форм, как РСВ-1 ПФР. Но, несмотря на это, в самой форме есть поле, предполагающее постановку печати. В связи с этим отсутствие заверения на РСВ-1 ПФР приводит к отказу со стороны принимающего органа. Также внесение исправлений в процессе заполнения расчета предполагает обязательное заверение правок печатью.

Как сдать отчетность в ФСС и не получить отклонение

Если изучить порядок заполнения отчетности для подачи в по форме 4-ФСС, то можно понять, что необходимость подтверждения правильности данных печатью существует. Точно так же, как и в случае с данными, подвергшимися изменениям в форме РСВ-1 ПФР, обязательного заверения требует скорректированная информация в документе, содержащем расчеты по взносам, направленным в фонд социального страхования. Что касается документов, запрашиваемых ИФНС, то, согласно форме, описывающей требования по предоставлению документации, организация должна подавать копии тех бумаг, которые необходимы инспекции, заверенные подписью руководителя и соответствующей печатью, в случае если иное положение не предусматривается законодательством Российской Федерации.

Есть ли необходимость в заверении доверенности

В соответствии с общими правилами в правоотношениях налоговой направленности, представлять организацию может имеющий полномочия представитель на основании выданной в соответствии с нормами гражданского законодательства доверенности. не содержит требований относительно обязательности наличия печати на доверенности такого уровня.

Нужна ли печать на информационном сообщении, необходимом для уплаты акциза

Что касается информационных сообщений, направленных на уплату акциза маркированных товаров, входящих в Таможенный союз и ввозимых на территорию Российской Федерации с территории союзного государства, то здесь никаких изменений не вводится (конкретно для плательщиков). В данном случае необходимость заверять печатью устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный факт согласуется с новыми требованиями, что обуславливает необходимость обязательного использования штампа.

К чему привела отмена печатей, и для кого она актуальна

Отмена печати организации распространяется исключительно на общества с формой собственности АО или ООО. В обязательном порядке она должна быть в наличии у некоммерческих и государственных организаций. Что касается юридических лиц, имеющих возможность не использовать печать, то при желании они могут осуществлять свою деятельность с ее применением. Для этого просто нужно прописать данный факт в уставе, и тогда отмена печати общества не вызовет вопросов. До тех пор, пока различные департаменты и министерства не дадут официальные разъяснения, уничтожать данный инструмент заверения бумаг не рекомендуется. Определенную группу документов лучше всего постоянно заверять штампом, чтобы избежать варианта их отклонения принимающей службой.