Древний мир - рождение первых цивилизаций презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему. Презентация по истории на тему «Особенности древних цивилизаций

Следующее конкурсное задание творческого характера: учитель читает небольшое стихотворение, а затем задает к нему вопросы:

Про какого правителя говорится в стихотворении?

Какую преграду соорудил этот правитель от кочевников?

О какой заботе правителя о народе идет речь в стихотворении?

Какая известная армия была создана по указанию правителя?

Заключительные конкурсы о Древних цивилизациях мира

Миф о Тесее и Минотавре

Конкурс «Гонка за лидером » предлагает командам набрать очки, отвечая на такие вопросы:

Какие вам известны два важнейших изобретения Индии?

Как называется главный торговый путь в Европу из Азии?

В какой стране был изобретен алфавит?

Какой китайский напиток избавляет от усталости?

Для правителя какого государства было характерно ношение двойной короны?

Кто из мудрецов считал жизнью – страдание?

Частью чего являются Ветхий и Новый завет?

У какого мифического героя пятка была единственным уязвимым участком тела?

Подробный опорный конспект урока в форме игры по истории на тему «Древние цивилизации мир а» можно скачать в начале публикации вместе с красочной презентацией.

краткое содержание других презентаций

«Возникновение ранних государств» - Государство. Что такое государство. Типы государств. Когда возникли первые государства. Система. Новые орудия труда. Возникновение ранних государств. Когда появляются государства. Главный вопрос. Первые государства. Средства управления государством.

«Древний Восток и Античный мир» - Рим. Род. Современный человек. Крито-микенская цивилизация. Время Александра Македонского. Архаическая Греция. Египет. Темные века. Человек прямоходящий. Государства Востока. Хронология. Ранние цивилизации. Признаки цивилизаций Востока. Понятие «Античность». Распад античной цивилизации. Кризис полисов. Империя Александра Македонского. Эпоха эллинизма. Черты Римской империи. Периодизация первобытности.

«Великие цивилизации древности» - История Египта. Народ Майя. Тутанхамон. Страна Атлантов. Гробница Тутанхамона. Остров Пасхи. Календарь Майя. Великая китайская стена. Народность Майя. История и гибель Атлантиды. Нефертити. История Китая. Китай. Моаи. Моаи - каменные статуи из спрессованного вулканического пепла. Великая китайская стена - крупнейший памятник архитектуры. Жизнь фараона Тутанхамона. Древний Египет. Тайны человеческих цивилизаций.

«Вопросы по Древнему миру» - Древние шумеры пекли хлеб. В Вавилоне случился пожар. Виталий Симонов. Строители древнего Мохенджодаро. Цитата из энциклопедического словаря. Персидский царь Дарий I. Три возраста Окини-сан. Галикарнас. Персидский царь Дарий. Эрих Голлербах. Помещение. Список самых непопулярных профессий в науке. Эпитеты. Шумеры. Корней Чуковский. Древний мир. Гидроним. Раздаточный материал. Рим. Марко Поло. Александр Пушной.

«Первые цивилизации» - Дайте определение терминам. Древний Рим. Сравните особенности обоих типов цивилизаций. Признаки ранних цивилизаций. Типы цивилизации и их особенности. Проверим себя. Появление государств. Рассмотрим «европейский» тип цивилизации. Первые государства. Этапы формирования ранних цивилизаций. Древнейшие цивилизации. Почему ранние цивилизации назывались «речными» или ирригационными.

«Даты по истории Древнего мира» - Правление Хаммурапи в Вавилоне. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии. Установление республики в Риме. Могущество Ассирии. Правление Октавиана Августа в Риме. Важнейшие даты по истории древнего мира. Взятие Вавилона персами. Поход македонского войска на Восток. Захват Египта персами. Первые государства в Китае и в Греции. Земельный закон Тиберия Гракха в Риме. Саламинская битва. Правление Юстиниана в Константинополе.

Слайд 2

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На основе родовых территорий формируются первые государственные образования. Появление письменности приводит к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти одного человека, позволяет осознать связь времен и причинно-следственных закономерностей. Создание специализированной коммуникативной системы и переход от первобытной магии к религии освобождает изобразительное искусство от информационных функций. Эпохе Древнего мира соответствует модель «одномерной вселенной», в которой на первое место выдвигаются связи линейного типа.

Слайд 3

Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой. Тотемные мифы повествуют о начале рода. В мифах об инициации воспроизводится ритуал приобщения взрослого члена общины к тайне своего происхождения от тотема-первопредка и обретения от умерших предков сокровенного знания. На базе «основного мифа» и мифов инициации в эпическом жанре литературы складывается классическая структура архисюжета. Эпос о Гильгамеше – первый пример архисюжета. Гильгамеш с львенком в руках Ок. 721–705 гг. до н.э. Сцена из эпоса о Гильгамеше на цилиндрической печати

Слайд 4

Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. В изобразительном искусстве Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный принцип линии воплощается через развертывание ритуала поклонения мировому древу. В основу композиции произведений изобразительного искусства отныне кладется двучленность изображаемого – объект почитания и ритуал почитания. Для буддийской иконографии характерны симметричные композиции. В них Будду или заменяющие его изображения справа и слева фланкируют фигуры поклоняющихся. Стела Нарамсина, царя Аккада. XXIII в. до н. э.

Слайд 5

Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке гипостиля Храм Хатхор в Дендере Гипостиль храма Хатхор в Дендере. Рисунок XIX в. В древнеегипетском искусстве происходит разрастание двучленной схемы до бесконечности фризовыхобразований за счет повторяющихся блоков ритуала почитания с персонажами, поклоняющимися или приносящими дары.

Слайд 6

Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве проявляется в своеобразной боязни пустоты. В Египте пустоты заполняются ковром иероглифических надписей или декоративными элементами пейзажа. В Мезоамерике существуют примеры сплошного коврового покрытия целых архитектурных сооружений. Стела Хенену. XXI в. до н.э. Тутанхамон с женой в саду Рельеф на крышке ларца, XIV в. до н. э.

Слайд 7

Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид, зиккурата и ступ. В Древнем Египте луч и гора существовали как в раздельном, так и в слитном виде. Обелиск Сенусерта III в г. Иуну (Гелиополе) Ступы в Индии являются моделью сакральной для индусов горы Меру, расположенной в центре мироздания. В Мезоамерике актуальной была схема алтаря на вершине мировой горы. Великая ступа в Санчи. III в. до н. э. Пьедрас-Неграс. Культура майя. 600–810 гг. н. э. Реконструкция Т. Проскуряковой Пирамиды в Гизе. Египет

Слайд 8

В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи страстного Пути Солнца по подземному миру. В связи с тем что в мифах творения развертка мира происходит от вод хаоса к небу, то есть снизу вверх, Священная Дорога тоже направлена от нижнего, земного, мира к верхнему, небесному. Дорога мертвых в Теотиуакане. II в. Аллея священных баранов к храму Амона в Луксоре. XIV в. до н. э. Аллея сфинксов к храму Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.

Слайд 9

Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от непосвященных требованием знания «их истинного имени». Дорога к воротам Иштар в Вавилоне 575 г. до н. э. Реконструкция Лев бога Нергала. Вавилон

Слайд 10

В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля», в водах которых зародилось солнце. Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э. Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504–1492 гг. до н. э.

Слайд 11

Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса. Путь первозданного Луча разворачивается в недрах земли или мировой горы. Пирамида – это модель мировой горы в чистом виде. В скальных храмах Египта и Индии сакральное ядро укрыто под толщей горы. Д. Робертс Интерьер храма Абу-Симбел 1830-е Храм Аджанта. Вихара – зал для общего собрания V в. Индия Заупокойный храм Хатшепсут. 1482–1473 гг. до. н. э. Дейр эль-Бахри, Египет

Слайд 12

В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность изобразительных композиций остается знаком космических сверхъестественных сил, которые вносят порядок во Вселенную. В Египте орнаментальность символизирует вечность посмертного существования. В Месопотамии синкретизм сюжетного и орнаментального начал указывал на идентичность макро- и микромира. В Индии восхитительно прекрасный, бесконечно изменчивый, неуловимо-скользящий узор бытия ткет обманчивая «майя». Переход роли образца вселенной от сосуда как вместилища бытия к архитектуре привел к размыканию круговой орнаментальной композиции и ее превращению в линейную. Обегающая сосуд спираль теряет свою четырехкратность, означающую замкнутый годовой или суточный цикл, и превращается в линию бесконечной плетенки.

Слайд 13

В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед» (столб Осириса), иероглиф «вэс» (посох), колонны с диском на вершине, бутоны и цветы лотоса с солярным кругом в зародыше (миф о рождении Ра). Джед Анх Вэс (в правой руке)

Слайд 14

Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял этот танец в срединной точке земли. «Космический танцор» изображается с четырьмя руками, попирающим правой ногой карлика Апасмару, демона невежества. В руках он держит барабан и пламя. Вся фигура окружена огненным кольцом. С точки зрения сакральной геометрии, акт творения реализуется круговой волной из одной точки на все четыре стороны. Танцующий Шива. XI в.

Слайд 15

Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. МедковойЖурнал «Искусство» № 3/2012 Рельеф на стенах храма Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.

Посмотреть все слайды

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Древний мир – рождение первых цивилизаций Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?

  • Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?
  • Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы?
  • «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?»
  • Что такое Древний мир?
  • Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?
Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Каких знаний нам не хватает?
Цивилизация - это новая, более высокая ступень развития человечества, разные страны со своей особой культурой

Основные признаки цивилизации:

  • Государство (царь, налоги, армия)
  • Города
  • Письменность
Древний Рим Древняя Греция

Древний Египет

Междуречье

Древний Китай

Древняя Индия

Древний Рим

Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса.

Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями.

В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны

Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”.

Многоэтажные дома.

Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.

Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров.

Стеклопакеты.

Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.

Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.

Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила.

Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями.

Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет.

Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот.

В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах.

Древний Египет

Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение.

2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

Древний Египет

3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками.

4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

Древний Египет 5. В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших.

6. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА,

ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ

Древний Китай

  • Изготавливали шёлковую ткань (из этого материала делали даже книги, но они были очень дорогими).
  • Изобрели дешевый материал – бумагу
  • Изобрели компас
  • Научились выращивать - чай

Единая монета Китая

китайская стена

Древняя Греция

Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей.

С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами.

Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло.

В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств.

Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины.

Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Древняя Греция

1. Спарта даже в мирное время была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой - лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

Древняя Греция

2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

Древняя Греция

3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции

Древняя Греция

4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

Древняя Греция

То вазы – гиганты, то карлики – вазы И каждая ваза с рисунком рассказом! Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. А вот Артемида – богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей.

Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни!

Древнегреческий театр

в Пергаме..

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

Междуречье

Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.

Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов. Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Междуречье

Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.

Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию.

С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень.

Большая ступа №1,

где хранятся реликвии Будды

Пещерный храм в Аджанте (империя Гуптов)

Древняя Индия

Древнеиндийское искусство

Статуя Будды

Древняя фреска из

Храма Аджанты (при Гуптах)

Десятичные цифры

Итог урока:

  • Что такое эпоха Древнего мира?
  • Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира?
  • Назови главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Итог урока:
  • Что вас удивило на уроке?
  • Что приобрели, чувствовали, думали?
  • Что открыли нового для себя?
  • Что больше удалось?
  • Зачем нам был нужен этот урок?
  • Оцените свою работу на уроке:
  • Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
  • Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.
  • Красный – я работал не достаточно хорошо.
  • Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?


Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?













Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова салат. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.


Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термо источника. Это и была первая полноценная канализация, она же Клоака, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7 м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.


Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.





В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад Объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.





Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.


Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.









Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901 г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.


Итог урока: Что вас удивило на уроке? Что приобрели, чувствовали, думали? Что открыли нового для себя? Что больше удалось? Зачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Использован материал учебника «Окружающий мир, «Человек и человечество» 4 класс». Издательства М.: Баласс, 2012 г. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд., - М.: Баллас, 2011 При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: – картинки