Что представляет собой проект рффи пример. Порядок оформления документов по грантам рффи

При экспертизе грантовых заявок в российские фонды поддержки фундаментальной науки я обратил внимание на повторяющиеся ошибки подготовки таких проектов, которые часто приводят к их проигрышу в конкурсе. Подготовленные мной по собственному опыту небольшие пояснения, конечно, не сгенерируют новые научные идеи, зато помогут облечь их в ту форму, которую лучше воспримут эксперты фондов.

Так вышло, что за последние 2–3 года я рецензировал около ста пятидесяти заявок на гранты РФФИ и РНФ - двух главных российских фондов по поддержке фундаментальных исследований в области естественных наук. Для РФФИ, при работе в научных советах по некоторым конкурсам, я также просмотрел аннотации более 300 заявок на гранты по фундаментальной медицине. Система работы фондов не лишена недостатков, однако, если вы работаете в России, в государственном научном учреждении, получение гранта от этих фондов - почти единственный способ получить относительную независимость и проводить исследования, которые вы сами задумали.

Для чего я готовлю этот текст? Несмотря на многочисленные разъяснения участников процесса, заявки, поданные от молодых (и не очень) исследователей, содержат повторяющиеся ошибки, которые заставляют экспертов снижать оценки по отдельным характеристикам заявок. В итоге потенциальные победители с достаточно яркими идеями, но недостаточно проработанными заявками, проигрывают конкуренцию более простым, иногда тривиальным по мысли, но правильно сконструированным проектам.

В этом материале я поделюсь своим опытом рецензирования заявок по биологическим и медицинским наукам. Надеюсь, мои предложения помогут исследователям улучшить свои заявки и более успешно конкурировать на поле битвы за гранты. Замечу, что я выступаю неофициально, вне связи с позицией других рецензентов и представителей фондов. Сам я не сверхуспешен в выигрывании грантов - почти сапожник без сапог, - тем не менее поделюсь своими ощущениями с другого берега этой, довольно вялотекущей, грантовой реки.

Как оценивают гранты

Вначале определяют условия конкурса. В них входят тематические, финансовые (то есть, количество денег на проект) и иногда возрастные ограничения, требования к составу коллективов и тому подобное. В международных проектах прибавляются требования к зарубежному коллективу. Сейчас деньги по ним выдают «билатерально» - соответствующие части совместной заявки независимо финансируют российский и зарубежный фонды.

До установленного дедлайна проекты поступают в созданную онлайн-систему подачи заявок, а их бумажные версии направляются в фонды. На первом этапе очень маленькую часть заявок снимают по формальному признаку - например, из-за ошибок в оформлении документов. Затем заранее назначенный фондом совет по конкретному конкурсу или выделенная из него инициативная группа начинает подбирать экспертов для оценки заявок. Эксперты подбираются полуавтоматически из списка кандидатов по тематическим областям (имеются специальные классификаторы с кодами) и по ключевым словам, которые указали авторы заявки. Потенциальным рецензентам - их обычно от двух до пяти на каждую заявку в зависимости от конкурса - направляют запрос на доступ к материалам в специальной системе экспертизы. Если эксперт согласится оценивать проект, то должен это сделать в течение определенного времени. Экспертиза оплачивается, но достаточно скромно, поэтому для тех, кто ее делает, это сродни общественной нагрузке.

По каждой заявке эксперт заполняет анкету, разработанную фондом, которая дает сумму баллов, а в конце пишет рецензию, предоставляемую авторам заявки, и еще ставит оценку проекту в целом, примерно по школьной четырехбалльной шкале.

Когда по всем проектам, поданным на конкурс, проведена экспертиза, для окончательного решения собирается упомянутый выше - обычно тематический, то есть только по биологии, химии и т.д., - совет. Его члены, как правило, сами выступают в качестве наиболее активных экспертов. Так как заявок обычно много, а решающее заседание только одно, совет обычно ориентируется на оцененный заранее проходной балл, полученный при усреднении результатов экспертизы. Проходной балл, очевидно, определяется размером гранта и общим бюджетом, который фонд готов потратить по данному конкурсу. Совет, по сути, необходим, чтобы рассмотреть сложные случаи (например, когда оценки экспертов сильно расходятся) и тогда вероятно выявить конфликт интересов. По конкурсам обычно формируется небольшая часть заявок с «полупроходным» баллом, среди которых на совете коллегиально выбирают лучшие и тоже поддерживают. Моя практика показывает, что в 90% случаев оценки экспертов очень близко сходятся. Остальные случаи как раз требуют внимания участников совета, чтобы в реальном времени решить, что с ними делать.

А стоит ли подавать?

Грантовая заявка - это большая работа, сопоставимая с подготовкой хорошей публикации. Если у вас получилось не так, шансы сокращаются. Недавно я подавал заявку совместно с партнерами из Штатов и поразился, насколько подробно, обстоятельно там готовят литобзор, какого качества предоставляют рисунки.

Поэтому перед тем как начать готовить проект, хорошо бы обрести ви дение проекта целиком, точное представление о том, что вы хотите сделать за время выполнения проекта, и, конечно, время на его написание. Пишите о том, что понимаете и знаете, - в противном случае эксперты уличат вас в неточности и снизят баллы. Иногда исследователи недооценивают экспертизу, привыкнув, например, к работе в ведомственных программах, где часто для успеха нужно (как правило, искусственно!) увеличить значимость проекта, прямо суля скорейшее внедрение результатов. В случае лукавства вы, скорее всего, будете разоблачены, о чем вас оповестят в рецензии.

Конечно, в научном поиске вы не можете быть уверены в том, какой результат у вас получится в итоге. Но предвидеть его хотя бы гипотетически для успеха проекта необходимо.

Поэтому подавайте заявку по той теме, в которой вы разбираетесь лучше других, не погружайтесь в чужие, пусть и модные, области. Ведь даже если вы выиграете грант, исполнять его, заново знакомясь с какой-то темой, будет очень тяжело.

Лиха беда начало: аннотация

Аннотация, реферат, абстракт, если угодно, - это то, что читают люди, ответственные за назначение экспертов, и с помощью информации из аннотации выбирают этих самых экспертов. Важны и тематические рубрикаторы - то есть, к какой конкретно области науки относится ваш проект, - а также ключевые слова. В некоторых грантовых системах они автоматически определяют репертуар возможных рецензентов. Дело идет в страшной спешке, и, если аннотация составлена нечетко, она может попасть к экспертам в смежной области. Последние не всегда полностью ориентируются в «чужой» теме, способны не заметить достоинств проекта и занизить ему баллы. И вообще будут злиться оттого, что не всё понимают. Поэтому очень важно внимательно отнестись к этим формальностям, правильно назначить ключевые слова. В реферате проекта нужно писать о том, что вы хотите сделать, а на предпосылки работы оставить одну фразу в начале. Иначе получится то, о чем написано в следующем разделе.

«Рак - это страшная болезнь»

В жизни ученых бывают моменты, когда им нужно убедить в чем-то чиновников. А чиновники, в основном, понимают только что-то простое или общественно полезное. Пишешь, что изучение белка с цинковыми пальцами № 127 вылечит всех пациентов и решит проблемы здравоохранения на ближайшие сто лет, и у тебя есть шанс. Многие исследователи, пообщавшись с ведомственными программами, прямо переносят из них свой опыт и заполняют рассуждениями о важности и нужности всей области больше половины заявки. Тем не менее экспертизу проводят не чиновники, а действующие исследователи. И если вы начинаете свой текст с того, что «рак - это страшная болезнь», они начинают злиться. Уважайте экспертизу. Не объясняйте, с какой частотой возникает болезнь в популяции, как ее лечить и т.д., если вы хотите исследовать фосфорилирование некоторых отвлеченных киназ в одной клеточной линии.

Даже маленькое приукрашивание актуальности работы не добавит зачетных баллов в копилку проекта. Кроме того, отвлеченной значимостью работы не нужно заполнять бóльшую часть аннотации. Нередко приходилось читать реферат, в котором только последняя фраза - как вывод из предыдущего - относилась к тому, что все-таки хотят сделать авторы. Начало же и середина были посвящены тому, как это нужно, полезно и важно. Лучше не надо - в заявке есть специальное место, которое примерно называется «состояние дел в этой области». Правда, его тоже надо снабжать информацией, из которой прямо вытекает суть вашего проекта. Если вы захотели изучить компоненты важного молекулярного каскада, связанного с развитием опухолей, то нужно написать, что известно об этом каскаде, а не о раке в целом, его эпидемиологии и социальном значении.

«ABCD/E-области гена xyZ фланкированы сайтами, модифицированными белком FegH»

Случается обратная ситуация - авторы заявки с места в карьер начинают писать специализированный текст, обильно снабжая его аббревиатурами и англицизмами, скорее напоминающими научный жаргон. Тем не менее удобный для чтения, связный текст значительно облегчает работу с заявкой. Разбираться с хитросплетениями мысли, когда сложноподчиненные предложения составляют целые абзацы, даже специалисту в вашей области тяжело. Конкретика не должна затмевать общий замысел, который вы отражаете в заявке. Тяжесть восприятия может вызвать критику и снижение рейтинга работы.

Новизна в науке - не все однозначно

В формах грантовых заявок имеются разделы, где нужно описать научную новизну исследования. Установить ее, даже в современной науке, довольно сложно. Небольшие проекты часто дополняют существующие знания, иногда копируя по дизайну первые исследования в этой области. Этого не нужно стесняться - сегодня результаты экспериментов почти во всех областях естественных наук должны пройти дополнительное подтверждение в независимых лабораториях. В особенности это касается медицины. Повторение одних и тех же анализов на различных популяциях и группах пациентов - нормальная практика доказательной медицинской науки. При описании предпосылок вашего исследования и его новизны скрывать это не надо. Пусть эксперт оценит вашу осведомленность. Это лучше, чем пытаться показать, что вы первые во всем, и вокруг вас - пустыня.

Нобелевская премия за полмиллиона рублей

Часто приходится встречаться с хорошо написанными и спланированными заявками, но совершенно невозможными, если сравнить объемы работы и количество выдаваемых денег. Многие гранты очень скромные, например, массовый конкурс РФФИ с литерой «а» выдает в этом году по 700 тыс. руб. Конечно, это очень мало, но верхний предел одного гранта, как правило, известен заранее. Подаются заявки, где стоимость одних реагентов в несколько раз превосходит верхний предел финансирования! Такое достаточно строго штрафуется при оценке, даже если написан прекрасный по всем другим признакам проект. Ведь нельзя же сделать исследование на Нобелевскую премию за полмиллиона рублей! Не стоит также механически переносить проигранную заявку на другой конкурс, если объем финансирования грантов между конкурсами сильно различается. Это заметит эксперт и снизит баллы.

Другая похожая ошибка при описании работы - неконкретное описание объема работ. Например, люди пишут, что образцы плазмы крови от пациентов больных такой-то болезнью будут сопоставлены с образцами от здоровых людей, а сколько пациентов они будут привлекать в исследование, не указывают. Это хитрость, потому что когда ничего точно не указываешь, с тебя взятки гладки. Тем не менее такой план работ эксперт не одобрит. Потому что 10 тысяч пациентов - это статья в условный Nature , а 5 человек - это уже вопрос к проекту.

Что делать новичку?

При изучении заявки оценивают задел, который есть у ее авторов. Значит ли это, что получить грант по новой теме, по которой этот исследователь раньше не работал, невозможно? Конечно, это не так. Конечно, это будет сложнее, поскольку за небольшой задел будут снижены баллы. Но если остальные части заявки хороши, шансы, безусловно, есть. В грантовой политике, как и во многих других областях, действует принцип «деньги к деньгам». То есть если коллектив успешен, у него большой задел и много грантов по этой тематике, ему проще получить следующие. Начинающим исследователям важно знать, могут ли они получить свой первый грант без публикаций в послужном списке. Скажем так: это сложнее. А иногда прямо запрещено условиями конкурса. Если они проходили стажировку в научном коллективе, будь то курсовая или диплом, которые закончились совместной статьей с их шефами, у них, как считается, больше шансов хорошо сделать свой проект. Поэтому наличие хороших публикаций даже в первой заявке на грант нравится экспертам.

Таблица. Грантовые конкурсы по фундаментальным наукам для молодых исследователей
Фонд Конкурс Размеры гранта, млн ₽ в год Основные требования к руководителю
Российский научный фонд «Молодежные» конкурсы конкурс инициативных исследований 1,5–2 Кандидатская степень, не более 33 лет на момент окончания срока подачи заявки, 3 публикации в изданиях, реферируемых библиотечными системами Scopus или Web of Science.
Российский научный фонд «Молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов - конкурс научных групп под руководством молодых ученых 3–5 Кандидатская или докторская степень, не более 35 лет на момент окончания срока подачи заявки, 5 публикаций в изданиях, реферируемых Scopus или Web of Science.
Российский фонд фундаментальных исследований Конкурс мол-а «Мой первый грант » 0,5 Максимальный возраст 35 лет на конец календарного года подачи заявки
Президиум Российской академии наук Молекулярная и клеточная биология и постгеномные технологии 1,4–2,8 Руководитель должен работать в РАН и иметь приличную публикационную активность, так как заявки оцениваются, в основном, по списку статей. Другое требование - создание своей научной группы.

Я все прочитал, теперь я выиграю грант?

Как и любой конкурс, борьба за гранты в известном смысле - лотерея. Доля выигранных грантов от числа заявок колеблется в известных мне конкурсах от 5 до 20%. Это значит, что часто фильтр не проходят и очень хорошие заявки. Эксперты тоже люди, и они могут субъективно относиться к тем или другим направлениям внутри области их специализации. Нередки и скрытые конфликты интересов. Важно не опускать руки и выставлять проект на все доступные конкурсы, к которым подходит созданная вами заявка, учитывая замечания экспертизы. А если, не дай бог, в рецензии на проект вы обнаружили некомпетентность или предвзятое отношение, не стесняйтесь информировать об этом фонды. Апеллировать, чтобы пересмотреть итоги конкурса, у нас невозможно, но пожаловаться на плохую работу эксперта необходимо. Это могут отметить в соответствующих научных советах и принять меры: например, исключить этого эксперта из списка для будущих конкурсов.

ВНИМАНИЕ! Порядок оформления Согласия на признание электронных документов, подписанных в КИАС РФФИ простой электронной подписью

  1. Согласия на признание электронных документов оформляются в соответствии с Порядком оформления Согласия на признание электронных документов, подписанных в КИАС РФФИ простой электронной подписью, равнозначными документам, составленным на бумажных носителях, и подтверждении сведений, указанных Пользователями в КИАС РФФИ (далее – Согласие), опубликованном в личных кабинетах КИАС РФФИ.
  2. Уполномоченным лицом для заверения подписи Пользователя КИАС – сотрудника (аспиранта, студента) МГУ на Согласии могут быть декан/директор, заместитель декана/директора по научной работе или ученый секретарь структурного подразделения, подпись которого заверяется печатью подразделения. Ответственность за достоверность заверенных сведений возлагается на уполномоченное лицо.
  3. Оформленные Согласия (заверенные и с печатью) можно отправлять в РФФИ в том числе и партиями как по почте, так и через почтовый ящик в здании РАН.

I. Оформление Заявок на участие в конкурсах РФФИ

Заявка на Конкурс подается Руководителем проекта в установленном Фондом порядке (http://www.rfbr.ru/rffi/ru/): в электронном виде через информационную систему - КИАС РФФИ.

Если выполнение проекта планируется в МГУ, то при оформлении заявки в КИАС РФФИ для правильного оформления Формы 3 (Сведения об организации) в качестве организации, через которую будет финансироваться проект, необходимо выбрать организацию:

ИНН/КПП 7729082090/772901001
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»;
краткое наименование организации: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, МГУ имени М.В.Ломоносова, Московский университет или МГУ

В соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» грантов за счет целевой субсидии из федерального бюджета в качестве организации, в которой реализуется научный проект, может выступать только юридическое лицо. В связи с этим, финансирование проектов через филиалы, представительства и иные обособленные учреждения, не являющиеся юридическими лицами, не допускается.

Если в качестве организации финансирования будет указано подразделение МГУ, то Формы Заявки будут сформированы системой КИАС некорректно.

Указывать организацию финансирования нужно при формировании заявки. Это можно сделать не меняя информацию о месте работы в личном кабинете.

В соответствии с «Порядком выполнения проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований», утвержденным Приказом МГУ от 12 марта 2019 года, для получения согласия организации предоставить условия для реализации проекта в Московском университете необходимо оформить заявление Грантополучателя, согласованное с руководителем (заместителем руководителя по научной работе) структурного подразделения по основному месту работы руководителя проекта.

! Для участия в Конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре («Аспиранты») Заявление для участия в конкурсе РФФИ «АСПИРАНТ»

! Для участия в Конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными - кандидатами наук в научных организациях РФ («Перспектива») , необходимо получить согласие Московского университета представить в РФФИ заявку. Для этого надо оформить Заявление молодого ученого , согласовать его с руководителем (заместителем руководителя по научной работе) структурного подразделения, в котором планируется выполнение проекта, а затем представить его в Управление научной политики и организации научных исследований (ГЗ МГУ, комн. 1010).

Внимание! Победителям конкурсов РФФИ «Аспирант» и «Перспектива», не получившим согласие МГУ при подаче заявки, в подписании договора между РФФИ и МГУ может быть отказано .

IV. Порядок подписания отчетов по грантам РФФИ

Информация о проекте должна быть внесена в ИАС «Наука-МГУ» («ИСТИНА») до представления отчета на подпись проректору.

Отчеты оформляются Руководителем проекта в установленные Фондом порядке и сроки.

Для получения корректных сведений при оформлении Приложения 4 (Сведения о выплатах, произведенных организацией по поручениям руководителя проекта) необходимо обратиться в финансовые службы подразделения. Печатная форма Приложения 4 оформляется в 3-х экземплярах: 1-й экземпляр предоставляется в РФФИ в составе общего отчета по гранту, 2-й экземпляр подлежит хранению руководителем проекта в течение 3-х лет после окончания проекта, 3-й экземпляр подлежит хранению в МГУ.

Приложение 4 подписывается заместителем главного бухгалтера МГУ Е.Н. Загрецкой и проректором - начальником УНПиОНИ.

Для получения подписей заместителя главного бухгалтера МГУ и проректора на Приложении 4 должны быть визы (с расшифровкой подписи):

  1. руководителя проекта;
  2. главного бухгалтера подразделения (для подразделений, обслуживаемых ЦБ МГУ - уполномоченного сотрудника Центральной бухгалтерии МГУ (1 учебный корпус, комн. 330, приемные часы: Пн – Чт с 14:00 до 17:00);
  3. руководителя (заместителя руководителя по научной работе) подразделения.

Документы на подпись заместителя главного бухгалтера МГУ принимают в Центральной бухгалтерии МГУ (1 учебный корпус, комн. 348, приемные часы: Пн – Чт с 14:00 до 17:00).

На подпись проректору одновременно с Приложением 4 предоставить распечатанный из ИАС «Наука-МГУ» («ИСТИНА») Лист контроля данных проекта (Распоряжение № 108 от 13.06.2017).

Документы на подпись проректору принимают в УНПиОНИ.

Общие положения.

При передаче в Фонд материалов, содержащих данные, которые могут стать объектом авторского права, в том числе при предоставлении заявок и отчетов по проектам и иных связанных с ними документов, руководитель проекта, представляющий материалы, должен гарантировать, что при их создании не были нарушены авторские и иные права третьих лиц и имеется согласие правообладателей на их представление в Фонд и их использование Фондом для проведения экспертизы и для обнародования результатов исследования.

Все виды поддержки фундаментальных научных исследований осуществляются Фондом на конкурсной основе независимо от возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой ученым, а также ведомственной принадлежности научной организации, с которой ученый состоит в трудовых отношениях.

Ученый может участвовать в качестве руководителя в каждом виде конкурса по нескольким направлениям конкурсной деятельности. Например, быть одновременно руководителем одного проекта «а» и одного проекта «р_а» (см. табл.1).

На конкурсы вида «г» данные ограничения не распространяются.

Ученый также может участвовать в качестве исполнителя в каждом виде конкурса по нескольким направлениям конкурсной деятельности. Например, быть одновременно исполнителем одного проекта «а» и одного проекта «р_а». Запрещается участие в качестве исполнителя в проекте, руководимом административно подчиненным лицом.

Условием предоставления Фондом финансовой поддержки является обязательство ученых сделать результаты исследований общественным достоянием, непременно опубликовав их, в том числе обязательно и в российских изданиях. При публикации любой научной работы, созданной по итогам исследований в рамках финансируемого Фондом проекта, авторы обязаны сослаться на полученный грант с указанием его номера. Обязательным условием является также согласие авторов на опубликование Фондом аннотации по поддержанному проекту и научных отчетов (в печатном и электронном виде).

Средства, выделяемые Фондом, используются в соответствии с утвержденным «Перечнем видов расходов на выполнение проектов РФФИ», являющимся приложением к соглашению «Фонд – Руководитель – Организация» и размещенным на сайте РФФИ.

К конкурсу не допускаются:

– проекты, оформленные не по правилам;

– проекты издания научных трудов без рукописи или пробного перевода;

– проекты, представленные по факсу, по электронной почте или на электронных носителях;

– проекты, поступившие в Фонд после объявленного срока.

Также не допускаются к конкурсу исследовательские проекты, название и содержание которых полностью совпадают с названием и содержанием какой-либо плановой темы, выполняемой в организации и финансируемой из федерального бюджета (ответственность за соблюдение этого условия возлагается на руководителя проекта). В случае поддержки проекта необходимо получить регистрационный номер в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС).

Запрещается подавать один и тот же инициативный проект одновременно на различные конкурсы РФФИ (например, на «а» и «м_а»). Проект, поддержанный по какому-либо конкурсу, запрещается заявлять в дальнейшем на любые конкурсы.

Представленные на конкурс материалы не возвращаются (кроме рукописей, которые авторы должны забрать из РФФИ в течение трех месяцев после утверждения итогов конкурса проектов издания научных трудов). Не допускаются замены страниц и изменения в тексте поданного проекта.

При оформлении заявок допускается использовать двустороннюю печать.

Фонд извещает руководителя проекта о получении печатного экземпляра проекта, о недопущении к конкурсу и о результатах конкурса через систему «Грант-Экспресс» (на странице «Ваши проекты» в поле «Статус»).

Экспертиза. Все допущенные к конкурсу заявки проходят многоэтапную независимую экспертизу. Информация о содержании проектов и о прохождении экспертизы – строго конфиденциальная. В соответствии с правилами Фонда эксперты и сотрудники не имеют права ее разглашать.

Условия реализации поддержанных проектов. Финансирование проекта осуществляется через организацию, указанную руководителем проекта (Ф). Это должна быть организация – место работы руководителя (Р) или организация, в которой выполняется работа по проекту (К). Финансирование через другие организации не допускается. Сумма и условия финансирования сообщаются руководителям проектов и организаций (в пакете документов, прилагаемых к соглашению «Фонд – Руководитель – Организация»).

В случае возникновения обстоятельств, препятствующих руководителю проекта выполнять свои функции, Фонд рассматривает целесообразность и условия продолжения финансирования работ по данному проекту. Решение о замене руководителя проекта принимает бюро совета Фонда на основании заключения соответствующего экспертного совета.

Руководитель проекта обязан незамедлительно информировать Фонд об изменениях условий выполнения проекта, в том числе о нарушениях, связанных с расходованием средств, выделяемых Фондом.

Смена организации, через которую осуществляется финансирование проекта, возможна по представлению руководителя проекта в ситуациях, когда: руководство организации не выполняет условий Фонда или препятствует выполнению проекта; руководитель проекта (или коллектив) изменил место работы.

Отношения сторон регулируются соглашением «Фонд – Руководитель – Организация», являющимся юридическим документом, устанавливающим взаимную ответственность сторон на весь период выполнения проекта.

В соответствии с соглашением РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОБЯЗАН:

1. Строго в сроки, указанные Фондом, составить смету расходов на выполнение проекта в пределах планового объема финансирования и представить ее для утверждения в Фонд.

2. Обеспечить выполнение проекта в соответствии с заявленной программой и сроками.

3. Обеспечить целевое использование средств, выделенных на проект, в строгом соответствии с правилами Фонда и утвержденной сметой расходов в пределах годового объема финансирования проекта.

4. Строго в установленные сроки представлять в Фонд научный и финансовый отчеты о выполнении проекта или его отдельных этапов.

5. При публикации любой научной работы, созданной по итогам исследований в рамках финансируемого Фондом проекта, ссылаться на полученный грант с указанием его номера.

6. В случае невозможности получить ожидаемые результаты и/или выявления нецелесообразности (невозможности) продолжения работ незамедлительно проинформировать об этом Фонд и представить итоговые научный и финансовый отчеты по проекту.

7. Незамедлительно информировать Фонд в случаях, если руководитель проекта не может по каким-либо причинам (длительная - более трех месяцев - командировка, тяжелое заболевание и др.) исполнять свои обязанности.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ИМЕЕТ ПРАВО:

1. Расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной Фондом сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.

2. Корректировать программу исследовательских работ и смету расходов в рамках объявленных задач и целей конкурсного проекта.

3. Корректировать перечень организаций-соисполнителей.

4. Изменять состав исполнителей конкурсного проекта, известив об этом Фонд в отчете.

5. В приоритетном порядке использовать оборудование, приобретенное за счет средств гранта, для выполнения программы проекта в течение всего срока работы над проектом.

6. Сохранить полученный грант и приобретенное на средства ФОНДА оборудование, приборы и предметы длительного пользования (включая программные средства и материалы) в случае перехода на другое место работы при следующих условиях:

а) работа над заявленным и финансируемым по гранту конкурсным проектом будет продолжена;

б) ФОНД будет извещен о переходе на другое место работы соответствующим письмом в месячный срок с момента перехода;

в) экспертный совет по соответствующей области знания согласен с изменением организации финансирования проекта;

г) будут соблюдены правила, определенные для этого случая.

Руководитель также обязуется документально информировать Фонд о результатах работ по проекту, имеющих признаки патентоспособности, коммерческого использования или оборонного (двойного) применения, в двухмесячный срок со дня окончания работ по проекту.

В случае получения результатов научно-технической деятельности (РНТД) руководитель обязан, в рамках соглашения «Фонд – Руководитель – Организация», провести учет этих результатов в соответствии с действующим законодательством.

При представлении проекта на конкурс руководителем определяется срок его выполнения, который не может быть впоследствии продлен. Решение о продолжении финансирования работ по проекту на очередной год (в пределах указанного срока выполнения) принимается Фондом на основе экспертного рассмотрения ежегодных научных и финансовых отчетов. Своевременное представление руководителем проекта ежегодных и итоговых отчетов (в том числе и при досрочном завершении проекта) – обязательное условие Фонда. В случае отрицательного экспертного заключения по отчету финансирование проекта может быть прекращено досрочно на основании решения совета Фонда по представлению экспертного совета. Решение совета Фонда является окончательным. Претензии по итогам рассмотрения отчетов не принимаются.

Гранты - это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее - Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил ). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Действия грантополучателя Действия учреждения
Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю
Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя
Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении
Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей
Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения
Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях Составление и представление в фонд сводного финансового отчета
Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта
Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту
Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя

Документальное оформление расчетов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №  402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией №  157н . Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ №  52н , а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции №  157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 ).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 , от 24.07.2015 № 02‑07‑10/42728 (далее - Письмо № 02‑07‑10/42612, Письмо № 02‑07‑10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

*
Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта - 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам поименованы в ст. 9 данного закона. Выплаты, производимые физическим лицам за счет средств грантов, в названной статье не указаны. Таким образом, доходы выплачиваемые грантополучателю за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.