Благотворительность в современном мире. Понятие и виды

Что такое благотворительность?

Благотворительность — деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и те люди (гражданские активисты, специалисты, лица творческих профессий, учащиеся) и общественные (т.е. некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. В последние десятилетия (по крайней мере, начиная с шестидесятых годов, когда получили особенное развитие так называемые неправительственные организации) сложилось устойчивое представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добровольной, «волонтерской») деятельности — как об общественной (т.е. некоммерческой и неполитической) деятельности в собственном смысле этого слова.

Как показывает широкая мировая практика, благотворительность по большому счету представляет собой как бы оборотную сторону успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно она по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление средств с целью их вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смыслу этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность, предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия — в равной мере, как и предпринимательство — вызывала и жадный интерес, и скепсис, и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. С одной стороны, в благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. С другой — в благотворительности видели источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести».

Критика благотворительности

Наиболее радикальной по негативизму является точка зрения, согласно которой благотворительность как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, а только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Такая точка зрения была последовательно выражена, например, в очерке П. Лафарга «О благотворительности». Близкие аргументы высказывал и Л.Н. Толстой. Радикальные критики филантропии указывали на то, что организованная представителями высших классов благотворительность на деле является: (а) разновидностью бизнеса (порой весьма выгодного), (б) инструментом политического и идеологического влияния, (в) средством организованного развлечения для богачей, так что сплошь и рядом организация филантропической деятельности стоит больших денег, чем те, что идут на действительную помощь страждущим. При этом сами благотворительные мероприятия обставляются с такой помпезностью, что именно своей формой привлекают внимание, манят к себе.

Другие критики указывали на тесную зависимость между благотворительностью и властью, в частности, властью церкви, которая проповедует милосердие и настаивает на его пользе. Кто собирает милостыню, тот и распределяет ее и тем самым властвует. О том, насколько существенна эта зависимость, можно судить по тому, что наиболее решительные в новой европейской истории революции (такие, как Великая французская и Октябрьская в России) рано или поздно накладывали запрет на благотворительную деятельность. Масштабы благотворительности резко ограничены в любом тоталитарном государстве: запрещая благотворительность, государство стремится сконцентрировать в своих руках распределительные функции и увеличить тем самым собственную власть.

Насколько справедливы и корректны подобного рода критические аргументы? То, что благотворительность может быть организована как развлечение, конечно, дурно, но значит ли это, что надо отказаться от благотворительности вообще, в том числе организованной как развлечение? Так же и то, что благотворительность используется с целью достижения власти, расширения влияния, хотя бы влияния на общественное мнение, еще не повод для того, чтобы осуждать благотворительность саму по себе и отказываться от нее.

В свое время Б. Мандевиль обратил внимание на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков.

Гордость и тщеславие не делают чести никому. К благотворительности нередко присоединяются и прагматические мотивы, когда благодаря мудрости и рачительности законодателя суммы, потраченные на благотворительность, не облагаются налогом. Если не ожидать, что благотворитель как таковой должен непременно: представлять совершенный по добродетельности нравственный характер, то естественно будет признать: оттого, что социально положительное действие совершается по таким корыстным мотивам, социальная ценность самого действия и значимость благотворительности в целом нисколько не снижается.

Опросы и исследования, проводившиеся американскими учеными (например, Р. Уитноу, Ч. Клэри, Дж. Снайдером), позволяют сделать вывод о том, что для многих американцев активное участие в благотворительных акциях и программах обусловлено, с одной стороны, желанием противостоять вездесущему меркантилизму, почувствовать себя человеком, поскольку работа не дает им такого чувства, и преодолеть чувство вины перед обездоленными и нуждающимися, а с другой — войти в группу и сохранить свою принадлежность к ней, больше узнать о чем-то, развить какие-то умения, получить информацию для карьерного продвижения и т.д. Не все из этих мотивов можно отнести к высоко нравственным, в смысле альтруистическим, однако оказывается, кто и эгоистические мотивы могут работать на общее благо и способствовать тому, что число людей, вовлеченных в благотворительные программы, растет.

Социальные критики благотворительности неоднократно указывали на то, что с помощью благотворительности имущие классы пытаются откупиться от эксплуатируемых ими трудящихся и снять остроту социальных антагонизмов. Благотворительность в самом деле направлена на ослабление социальных противоречий. Но надо сказать, что социальные (государственные и гражданские) институты и механизмы в любом обществе призваны «амортизировать» напряжения и конфликт. И благотворительность как общественный институт, а именно, институт социальной помощи, более или менее успешно выполняет эту социально компенсирующую роль.

Нельзя не согласиться и с той трезвой мыслью, что, в конечном счете, принципиальные цели благотворительности — избавление общества от нищеты — могут быть решены лишь при масштабных структурных социальных преобразованиях. Однако даже при страстном стремлении к такому справедливому обществу, в котором не будет нужды в благотворительности, не следует принципиально отказываться от благотворительности в существующем несовершенном и несправедливом обществе. Если же не предаваться упованиям на возможность установления такого общественного порядка, при котором не будет нуждающихся, то нужно признать, что благотворительность (по крайней мере, не как способ улучшения общества, а как помощь конкретным людям) будет необходима всегда.

Негативистская критика филантропии явно или неявно указывает на неискренность, лицемерие, двойственность филантропической деятельности. При этом не принимается во внимание, что приписываемая благотворительности двойственность не существенна для нее. Так, благотворительность, в чем бы она ни заключалась, может использоваться для камуфляжа частных интересов организаторов благотворительной акции. Но благотворительность сама по себе, например, оказание помощи больным и неимущим или поддержка молодых дарований, и камуфляж партикулярных и корпоративных интересов — явления, по природе своей различные. Своекорыстие не становится возвышеннее оттого, что оказывается прикрытым филантропией. Но и филантропия сама по себе возникает отнюдь не вследствие своекорыстия и не перестает быть филантропией, т.е. человеколюбием, по изначальным своим мотивам, оттого, что своекорыстие свивает под ее крышей надежное гнездо.

Критерий эффективности

Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню — есть всего лишь учтивость, говорил Толстой. Несколько иначе — в благотворительности, хотя, как было сказано, благотворительность представляет собой одно из воплощений милосердия.

Рассуждая о счастье и независимости человека в счастье, Сенека, специально оговаривал, что мудрец не станет отказываться от богатства, если оно зарабатывается или обретается праведным образом. Не откажется еще и потому, чтобы иметь возможность дарить — благотворительствовать. Но он не будет одаривать всякого.

Нельзя признать этот пассаж Сенеки вполне строгим. Предлагаемые им основания для благотворительности нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении. Однако Сенекой, по сути дела, первым была поставлена проблема критериев «отбора кандидатов» для помощи. Он отошел от сугубо моральной, нормативно-универсальной точки зрения, согласно которой помогать, конечно, нужно всем. Он поставил вопрос в прагматическом ключе: если всем все равно не хватит, тогда — кому?

Особенно актуальной проблема эффективности социальной помощи и распределения благотворительных средств стала в новое и новейшее время, когда процессы индустриализации и модернизации приводили к появлению массы обездоленных и невозможности обеспечения помощи им традиционными методами (милостыни или прямой передачи материальных ресурсов). Когда благотворительность перестала носить индивидуальный — от лиц к лицу — характер, встал вопрос о социальных последствиях социально-экономических составляющих и, в конечном счете, о справедливости благотворительной деятельности.

В благотворительности своеобразным образом проявляется милосердие. Но в той мере, в какой благотворительность становится фактором общественных процессов и отношений, она должна проверяться на соответствие справедливости, т.е. принципу, который, в частности, регулирует баланс отданного и полученного. Трезвый прагматический расчет потребовал внести коррективы в практику благотворительности: благотворительные акции не должны нарушать равновесие обмени, снижать ценность распределяемого блага и способствовать безделью обездоленных.

Посредством благотворительной деятельности, во-первых, осуществляется право любого нуждающегося на помощь. Но, во-вторых, благотворительностью провоцируется появление надежды на помощь и формирование привычки получать помощь. Известная конфуцианская мудрость гласит, что лучше подарить голодному сеть и научить ловить рыбу, чем все время кормить его рыбой, спасая от голода. Тем самым будет удовлетворено право каждого человека на помощь, а одновременно будет дана каждому надежда на решение его проблем собственными силами.

Благотворительность, конечно, необходима нуждающимся. Вместе с тем она должна способствовать тому, чтобы число людей, нуждающихся в посторонней помощи, сокращалось. Однако именно благотворительность, организованная как профессиональная и широкомасштабная деятельность, порождает слои населения, которые обречены на иждивенчество, которые не способны, не умеют и не желают себе помочь. Поставленная на поток благотворительность обусловливает появление групп людей, которые живут за счет того, что организуют помощь бедным. Неявная заинтересованность в сохранении бедности и бедных оказывается составной частью их профессиональной мотивации. Такая общественная помощь, решая одни текущие проблемы, порождает другие, более серьезные: живущие за счет помощи в любом случае оказываются униженными, чувство зависимости порождает раздражение, злобу, становится источником дополнительного социального напряжения.

Об этом с тревогой говорили разные социальные мыслители еще в середине прошлого века. С особой остротой эта проблема встала во второй половине нашего столетия в так называемых обществах благосостояния, развернувших широкие программы социального обеспечения. В первую очередь США, но также Канада, Германия, Швеция, Нидерланды, Франция и другие экономически развитые страны столкнулись с фактом появления массового и самовоспроизводящегося слоя иждивенцев, живущих только на пособие по бедности и ни на что другое не способных, как на получение социальной помощи.

С общесоциологической точки зрения; посредством благотворительности решаются две важные социальные функции: во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, функция развития общества, к которой относится поддержка социально перспективных инициатив и начинаний; даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.

В этой второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их иждивенчестве. Проблема, строго говоря, заключается в том, чтобы предоставление максимальной необходимой помощи в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они особенно на нее полагались. В таком виде эту проблему сформулировал Дж.С. Милль. Ее теоретическое осмысление может способствовать определению критериев принятия филантропических решений, с одной стороны, и оценке эффективности филантропических действий — с другой.

Очевидно, что помощь не всегда развращает. Помощь может стимулировать инициативу, активность, изобретательность. Но для этого, за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей, сама помощь должна строиться таким образом, чтобы именно тонизировать, а не расслаблять нуждающегося, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости самопомощи. В этом должен состоять главный критерий любых благотворительных программ. Милль сформулировал своеобразное «прагматическое правило» благотворительности.

Благотворительность, безусловно, должна спасать от голода и нищеты. Но благотворительность теряет всякий смысл, если подрывает индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению.

Благотворительность: этика или социальная инженерии?

Переосмысление роли благотворительности в жизни общества подготовило интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, для изменения взгляда на благотворительность как элемент и фактор общественной жизни.

Во второй половине XIX в. в деятельности филантропических организаций, главным образом американских, происходит радикальный перелом: благотворительность все менее рассматривается как способ раздачи благ бедным; ее задача усматривается в улучшении состояния общества в целом. В частности, признается, что благотворительность призвана обеспечивать людей не предметами потребления, а средствами, с помощью которых они могут сами себе помочь; помощь, таким образом, совершенно определенно усматривается в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать ответственными за свою жизнь. Но для этого сама благотворительность как целенаправленная деятельность должна была стать иной: просвещенной, научной, технологичной, контролируемой.

В отличие от старой филантропии, несшей в себе дух патернализма, новая филантропия должна стать деятельностью, имеющей в виду планомерное развитие общества и широкомасштабное улучшение жизни людей. Методология нового подхода к благотворительной помощи, заимствованная из социальной инженерии, заключалась в следующем: (а) сформулировать проблему в терминах объективно фиксируемых критериев; (б) определить поддающиеся контролю цели; (в) подобрать средства по реализации этих целей и достижению конструктивных практических результатов.

Примечателен в этом плане опыт известного промышленника и впоследствии одного из крупнейших в XX в. филантропов Дж. Форда. В духе своего времени он исходил из принципа, что действительная помощь нуждающимся заключается в том, чтобы предоставит им самим возможность зарабатывать себе на жизнь. Как и Сенека, Форд выступал не против благотворительности — он выступал против расточительности: расточительно, оказывая организованную помощь, занимать физически и психически здоровыми работниками рабочие места, на которых можно использовать частичный и неквалифицированный труд. Примером частного решения проблем в Детройте, где находились заводы Форда, была организация на коммерческой основе бесплатной специальной профессиональной школы для детей рабочих и рабочей молодежи. Форд практически взялся реализовать совет, предложенный Конфуцием, — учить ловить рыбу, а не раздавать ее.

Однако поворот в деле благотворительности не следует трактовать односторонне: отказаться от раздачи не обеспеченных трудом, благ и организовать обучение и переквалификацию нуждающегося населения. Сама проблема организованного оказания помощи неоднородна по своим задачам. Вопрос, не стоит таким образом, что надо перестать раздавать продукты и деньги и начать раздавать, знания и умения. Люди нуждаются в разном и в разной степени. Кому-то не хватает денег, чтобы организовать выставку тропических бабочек, а кто-то не знает, чем накормить своего ребенка. Стало быть, формы помощи должны быть различными как в плане объекта (кому помогают) и предмета (чем помогают) помощи, так и в плане социальных функций самой помощи (какие задачи решаются благотворительной помощью).

Сегодня развитые индустриальные общества могут позволить себе содержание больших масс малообеспеченных людей. Современные благотворительные проекты предусматривают не только поддержание достаточного жизненного уровня неимущих, но в широком масштабе — финансирование различных ручных, образовательных, социально-культурных, экологических и т.п. программ. Однако нереалистично было бы полагать, что с их помощью действительно можно разрешить социальные противоречия даже в развитых обществах «золотого миллиарда» человечества. Более того, благотворительность сама по себе — и как система перераспределения благ, и как сфера специальной деятельности — остается источником серьезных проблем социально-этического, нравственного порядка.

Этическая критика благотворительности производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и нормативные и подводит тем самым к более специфическим и человекоориентированным темам. Этическое рассуждение о филантропии стремится выявить ее нравственный смысл с точки зрения заповеди любви. В ходе такого рассуждения проясняется и само человеколюбие.

В этой связи представляют интерес размышления Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского о благотворительности. По сути дела исторически они относятся к тому же времени, когда в Западной Европе и в Америке происходит радикальное переосмысление социальной миссии благотворительности. В России в то время не было условий для прагматизации принципов и методов филантропии. Но осознание того, что Принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, несомненно было.

И Достоевский, и Толстой в кринке благотворительной практики точно указали на важные этические проблемы. Но таким образом рассуждение о благотворительности было переведено в более широкий, несомненно и нравственно, и духовно значимый, но проблемно иной план — общих нравственных задач человека, путей его самоодоления и совершенствования.

Прагматически-инженерный и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Надо иметь в виду, что этическая критика благотворительности представляет собой важный вклад в преодоление, во-первых, нравственных искажений в филантропии и, во-вторых, моральной «амбициозности» филантропии (указанием на то, что в благотворительности проявляется нравственная зрелость, но не совершенство человека). В ходе утилитаристской критики благотворительности были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

И хотя в рамках тех или иных благотворительных программ эти критерии инструментализируются сообразно программным целям, в основе общей оценки конкретных благотворительных программ лежит их вклад в дело процветания общества и повышения благополучия его граждан.

Благотворительность есть проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. IV, СПб, 1891 г.)

До тех пор пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими. Даже если бы на земле не осталось человека, нуждающегося в пище или деньгах для оплаты жилья, всегда нашлось бы место для оказания поддержки, воодушевления.

Оглянитесь вокруг и спросите себя: что я могу сделать, чтобы помочь другому человеку? Не беспокойтесь, если вы не в состоянии быть таким щедрым, как вам хотелось бы, или у вас недостаточно свободного времени, чтобы уделить его другим. Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого.

Благотворительной деятельностью вправе беспрепятственно заниматься все граждане и организации. И порой мы даже не представляем, как это просто.

Кто такой благотворитель?

По определению Владимира Даля , "благотворец, благотворитель -благодеятель, благоподатель ; творящий, делающий добро другим". (Вл. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989).

Благотворитель - это тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, навыки, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 36).

Ваша репутация безупречна, если вы имеете огромное количество положительных упоминаний в СМИ.

«Как человек я делаю массу пожертвований. Я жертвую церкви, жертвую на нужды своего сообщества, на нужды школ. Главное здесь, — это чтобы кто-то пришел и попросил. Причем я должен быть убежден, что мои деньги смогут решить какую-то проблему, верить тем, кому я жертвую. При этом меня абсолютно не интересуют налоговые льготы, которые я смогу получить. Я жертвую потому, что это традиция, создаваемая годами и поколениями: люди должны делиться с теми, кому трудно. Еще один побудительный мотив — престиж. Я должен поступать так, как это ожидается от человека, занимающего соответствующее положение в обществе. А участие в благотвори-тельности всегда ожидается от богатых людей», — так считает американский банкир Харольд С. Джонсон, вице-президент банка «Провидент» (Балтимор).

Создание благоприятного имиджа фирмы — разве это не цель для бизнесменов, стремящихся не к получению сиюминутной выгоды, а к длительной и серьезной работе?

Чтобы о фирме сложилось благоприятное мнение, чтобы установились добрососедские отношения в регионе, в котором она работает, — нельзя избежать участия в решении местных проблем. Бизнес должен поддерживать местные культурные, досуговые, спортивные, социальные мероприятия.

Выгода от благотворительности — создание благополучного окружения, оздоровление обстановки в регионе, где фирма работает.

Сюда может относиться и благоустройство территории, финансирование культуры, и организация досуга подростков, и мероприятий по охране порядка.

Оздоровление окружающей обстановки достигается также через реализацию экологических проектов, объектов культурного наследия, осуществление жилищного строительства. Прямая выгода от такой благотворительности — возможность работать в спокойной обстановке. Опосредованная выгода — благосклонное отношение местных жителей и властей.

Экономический микроклимат создается благодаря поддержке малого бизнеса, трудового обучения (особенно молодых людей), переподготовки безработных. Вполне возможно, что люди, встав-шие на ноги при участии фирмы, будут ее партнерами, и/или работниками.

Еще одна выгода — улучшение взаимоотношений внутри фирмы. Благотворительность наполняет деятельность фирмы высшим смыслом, что способствует морально-нравственному развитию сотрудников, укреплению чувства сопричастности к делам фирмы.

Фирме также следует поощрять непосредственное участие сотрудников в деле благотворения в качестве добровольцев, экспертов, специалистов (например, юристов, бухгалтеров, специалистов по рекламе, менеджменту), направленных в благотворительные организации. Это расширяет их кругозор, обогащает их опыт, умения и знания, создает новые связи, укрепляет чувство собственной значимости и необходимости. Подобного рода «последствия» благотворительности очень позитивно скажутся на результатах работы фирмы.

Еще Мастера древности вывели правило: "истинная работа всегда делается одномоментно по трем направлениям: для себя, для людей, для храма".

Альтруизм - это удел сильных и зрелых, а не инфантильных и романтичных, как это считают обычные граждане. Человека, способного на такие поступки, мы называем - Благо Творитель.

Результативная благотворительная деятельность:

  • Делает инвестиции в благотворительность выгодным процессом;
  • Является эффективным элементом PR;
  • Поднимает лояльность сотрудников, партнеров и клиентов;
  • Воспитывает дисциплину планирования и учета даже свободных денежных средств;

В любом случае, благотворительность фирмы следует рассматривать как ее инвестиции: каждый пожертвованный рубль должен приносить фирме максимальную отдачу (в виде известности, притока новых клиентов или партнеров, увеличения реализации товаров благоприятного окружения). Но не следует рассчитывать на мгновенную отдачу!

Благотворительность работает на перспективу. Поэтому каждая благотворительная акция фирмы должна тщательно продумываться и просчитываться.

Так уж сложилось, что в мире существует довольно чёткое разграничение людей на бедных и богатых. Это обусловлено множеством факторов, в том числе занятостью населения, экономическим развитием страны и другими.

Одной из высоких моральных ценностей, которые прививают детям их родители, является забота о ближнем. Таким образом, получается, что человеку свойственно протягивать руку помощи нуждающимся, если есть такая возможность.

Подобные действия можно назвать благотворительностью. И таковой она будет до тех пор, пока помощь будет оказываться бескорыстно, на добровольных началах. В этой статье мы приведем яркие примеры благотворительности в истории. Быть может, и вас такая информация вдохновит на совершение добрых поступков.

Понятие и виды

Перед тем как привести примеры благотворительности, разберёмся, что же люди подразумевают под этим понятием. Если не вдаваться в дебри терминологии и опустить непонятные слова, определение можно сформулировать следующим образом:

“Благотворительность - пожертвование частных или корпоративных ресурсов, а также средств в пользу третьих лиц, которые нуждаются в помощи”.

Другими словами, если человек передаёт свои деньги, одежду или другие ценности тем людям, которые в этом нуждаются, и не требует никакой оплаты, компенсации или возмещения, то это и будет благотворительностью. Причём помогать можно не только людям. Есть достаточно много животных, которые нуждаются в опеке и заботе.

Выделяют 6 основных видов такой деятельности. Рассмотрим каждый из них и приведем примеры благотворительности.

Корпоративная

Такой благотворительностью могут заниматься на добровольной основе коммерческие организации. Причем это может быть как совершенно не связано с основным направлением деятельности юридического лица, так и наоборот (к примеру, благотворительные фонды).

Компании могут финансировать различные общественные начала, социальные проекты (не только государственные), покупать лекарства, принимать участие в организации помощи нуждающимся.

Кто не стоит в стороне?

Приводя примеры благотворительности компаний, можно назвать банки “ВТБ” и “Россия”, которые ежегодно перечисляют порядка 1-2 миллиардов рублей на помощь нуждающимся.

Стоит отметить, что в последнее время из общей благотворительной помощи, которая оказывается в России, на долю корпоративного вида припадает около 75 %. Таким образом, он является доминирующим в нашей стране.

Для сравнения приведём такой факт: за 2015 год в США две трети от общей суммы благотворительных пожертвований были сделаны а не бизнесменами.

Частная

Суть этого вида заключаются в том, что обычные люди проявляют милосердие и жертвуют свои личные деньги, одежду, имущество и любые другие ценности на благотворительность.

При этом если юридические лица могут делать перечисления, к примеру, в детские сады самостоятельно, то частные вложения в основном предполагают передачу средств через благотворительные фонды.

В свою очередь эта организация уже самостоятельно распоряжается вложенными средствами, к примеру, для помощи в той или иной сфере жизни города, района или государства.

Что касается масштабов, то, как уже было сказано выше, в России такой вид благотворительности менее распространен, чем в США. Возможно, это связано с тем, что слишком много мошенников у нас пытаются заработать на простых людях, выдумывая сюжеты о больных детях, нуждающихся в срочном лечении. Конечно, это не единственная уловка, но именно таким образом в большинстве случаев нечестные люди выманивают непосильным трудом нажитые средства.

И если за рубежом все подобные фонды проверяются, то у наших управленцев до этого ещё не дошли руки. Поэтому многие благотворительные организации считаются простым населением обычными машинами для заработанных нечестным путем.

Приводя примеры благотворительности, которая является частной, нельзя обойти стороной Билла Гейтса. Этот человек стал известным не только благодаря Microsoft Corp и программе Windows. Он - один из известнейших людей, которые жертвуют колоссальные суммы на благотворительность. Трудно поверить, но в течение своей жизни он уже успел безвозмездно направить более 36 млрд долларов США в те или иные сферы благотворительной помощи.

Филантропия

Филантропия - это и есть благотворительность. Само слово происходит из греческого языка и означает любовь к людям. Таким образом, филантропия является видом безвозмездной помощи людям.

Есть достаточно интересные примеры благотворительности, которую можно классифицировать как филантропию. Вы знали, кто такой Евангелис Заппас? А именно благодаря его пожертвованиям состоялись самые первые современные Олимпийские игры в 1859 году.

Если рассматривать такие примеры благотворительности в России, то к известным людям относится который финансирует собственный фонд. Благодаря ему инвертируется большое количество средств на сохранение культурного наследия и здорового развития молодежи.

В РФ знают и гражданина который пожертвовал почти всё свое состояние на строительство лечебно-реабилитационного центра на Урале. А это целых 3 млрд рублей. А вы, обладая подобным капиталом, смогли бы отдать все свои деньги на благотворительность и жить, как обычный среднестатистический человек?

Меценатство

Часто люди путают меценатство и филантропию. Конечно, эти понятия обозначают благотворительность. Однако они отличаются сферами, в которых оказывается безвозмездная помощь. Так, меценаты занимаются тем, что помогают развитию культуры, науки, искусства.

Яркие примеры благотворительности в наши дни, которую можно назвать меценатством, - это деятельность таких людей, как Роман Абрамович, и другие. Они успели себя проявить как известные меценаты.

Абрамович потратил на такую деятельность более 111 миллионов долларов. Он известен как спонсор многих культурных проектов, также немало внимания уделяет искусству.

Потанин ведет себя несколько скромнее, но все же сумма, выделенная на благотворительность, большая - порядка 28 миллионов долларов США. Кроме вклада в развитие образования и поддержание культурного наследия, он также помогает детям.

Спонсорство

Часто с экранов телевизоров мы слышим о том, что спонсором той или иной передачи является какой-нибудь производитель алкогольных напитков. Что же на самом деле означает это понятие?

По правде говоря, понимание спонсорства как рекламы существует, однако это неправильно. Ведь благотворительность означает деятельность, которая не может нести финансовую прибыль.

Приводя примеры современной благотворительности, можно называть любые акции, которые компании делают в поддержку животных, детей, мира и т. п. Такими являются благотворительные мероприятия от Coca-Cola. В чём же выгода компании?

За то, что она финансирует мероприятие, оно может раздавать всем футболки со своим логотипом, предлагать бесплатно свою продукцию, то есть продвигать свой бренд. В этом и проявляется скрытый интерес любой организации. При этом есть несомненная польза для общества.

Социальная ответственность

В основном это понятие связано с компаниями и организациями. Есть определённый законодательный минимум, который должны выполнять фирмы в своей работе. Это выражается в отчислениях налогов, пошлин, исполнении норм и законов.

Если компании соблюдают этот минимум, а также выполняют то, что делать не обязаны, однако, и этим приносят пользу обществу, то можно сказать, что они социально ответственны.

Социальная ответственность компаний - это бескорыстная помощь, которая касается их хозяйственной деятельности. Примером может послужить строительство детских садиков, школ и других объектов частными фирмами.

Благотворительность - это модно

Выше мы рассмотрели всего лишь некоторые примеры благотворительности и меценатства. С одной стороны, здорово то, что в мире достаточно много людей и компаний, которые заботятся не только о своей выгоде, но и готовы бескорыстно помочь нуждающимся.

Тот же Билл Гейтс смог организовать порядка 40 миллиардеров на то, чтобы они завещали своё состояние благотворительным фондам. А это действительно заслуживает уважения.

Конечно же, существуют и другие примеры благотворительности в наши дни. В России немало людей, которые хоть и не обладают миллиардным состоянием, но все же проявляют жалость и помогают тем, кто столкнулся с бедой и нуждается в помощи.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом.

Один из первых русских социологов Лев Ильич Мечников был уверен, что человеческое общество развивается по иным законам, чем животный мир с его естественным отбором. В процессе исторического развития, считал Мечников, борьба за существование постепенно вытесняется процессом кооперации. В этом-то и проявляется общественный прогресс: чувство солидарности, сопричастности, ощущение себя как части социума рождает привычку помогать друг другу и вместе двигаться вперед.

Как ученый, Мечников отличался непоколебимой верой в природную доброту человечества. Возможно, он был не так уж далек от истины: ведь один из ключевых трендов современного мира - повсеместное развитие благотворительности.Корпорация «Российский учебник» с радостью следует этому одному из самых позитивных трендов современности.

Почему люди совершают добрые дела?

Благотворительным считается любой акт добровольного оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Учитывая, что каждый день во всех частях света десятки тысяч людей добровольно совершают добрые дела, мы можем смело заявить, что Лев Мечников, при всей идеалистичности своей научной доктрины, был в чем-то прав.

Современные ученые, психологи и социологи, считают, что, во-первых, значительная часть человечества имеет склонность к альтруизму. Во-вторых, помогая другим, практически все люди чувствуют себя лучше, осознают собственную значимость, повышается их самооценка, снижается общая тревожность. Немаловажную роль играет и чувство коллективной ответственности за планету, на которой мы живем, и осознание себя как части социума. Помогая другим, мы помогаем и себе:

  • делаем окружающий нас мир более добрым и милосердным;
  • наблюдая результат своих добрых дел, осознаем, что мы способны влиять на ситуацию, изменить мир к лучшему;
  • делимся результатами собственного успеха с окружающими людьми;
  • осознаем свою сопричастность, связь с мировым сообществом, помогаем ему двигаться вперед.

Какая бывает благотворительность?

Чаще всего, говоря о благотворительной деятельности, мы вспоминаем имена крупных предпринимателей и магнатов, таких как Генри Форд и Билл Гейтс . Построив свои гигантские корпорации и достигнув огромного успеха, они считали своим долгом делиться плодами своего успеха со всем человечеством: помогать молодым ученым, пересылать крупные суммы в фонды борьбы с неизлечимыми заболеваниями, открывать бесплатные школы. Так, Билл и Мелинда Гейтс за все годы деятельности потратили на благотворительные цели свыше 28 миллиардов долларов, Уоррен Баффит – более 25 миллиардов. Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг , хотя сравнительно недавно построил свой капитал, уже потратил полмиллиарда долларов на поддержку образовательных проектов в США.

Действительно, самые «громкие» акты благотворительности связаны с материальной поддержкой. Это может быть передача еды, воды, одежды, медикаментов нуждающимся людям, или перевод суммы денег на расчетный счет человека, борющегося с тяжелым заболеванием, или предоставление любых материальных благ на нужды других людей (беженцев, жителей стран, находящихся в тяжелой экономической ситуации, голодающих в Африке и Юго-Восточной Азии и т.д.).

Однако в современном мире большое значение приобретают и другие формы благотворительности. Например, бескорыстное и бесплатное выполнение работ и оказание услуг. К такой форме благотворительности можно отнести и обыкновенный субботник, и бесплатную консультацию врача, и деятельность волонтеров, которые устраивают праздники в детских домах. Эти добрые дела обычно не поражают масштабом, но оказывают огромную поддержку отдельным людям и повышают общий уровень доверия и благожелательности в обществе.

Еще одна форма благотворительности - безвозмездная передача собственных знаний и умений последователям. Это могут быть бесплатные лекции и мастер-классы, поддержка научно-исследовательскими институтами молодых ученых и перспективных проектов, образовательные инициативы.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом. Каждый из нас может выбрать для себя удобную форму благотворительной деятельности: установить шефство над многодетной семьей, регулярно пересылать небольшие суммы в благотворительный фонд, стать донором крови или пожертвовать хорошие книги в районную библиотеку. Все это акты благотворительности, не менее важные, чем деятельность Потанина и Цукерберга.

Благотворительность в России

Изучением явления благотворительности в настоящий момент занимаются многие международные исследовательские центры. Если верить результатам их исследований, в России благотворительное движение имеет свои особенности. Так, по данным РБК, в 2013 году по стремлению капитала к благотворительности Россия занимала 127-е место из 145 в мире. Якобы фонд Билла и Мелинды Гейтс «за год отдает на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятые за три года».

Однако в вопросах благотворительности объем капитала, направленного на благое дело, не является основным критерием. Благотворительность - это точно такая же работа, как и ведение бизнеса: здесь нужен четко проработанный план, профессиональный менеджмент, качественная обратная связь. Важно не то, сколько денег было направлено на те или иные нужды, а то, насколько эффективно были использованы эти средства.

С чего начинается доброе дело?

О практике благотворительной деятельности корпорации «Российский учебник»* рассказывает руководитель по внешним связям Екатерина ЛАТЫПОВА :


Издательства, которые сейчас объединились в корпорацию «Российский учебник», всегда оказывали поддержку различным организациям: школам, медицинским учреждениям, библиотекам. В свое время издательство «Дрофа» опекало вольер с дрофами в Московском зоопарке. Однако это едва ли не единственный благотворительный акт, о котором стало известно в широком кругу: в основном мы работали по прямым заявкам и обращениям. Нам пишут, просят о помощи, мы откликаемся.

- Почему же о благотворительной деятельности издательств известно не так много?

У нас нет задачи рассказывать о том, что и для кого мы сделали. Для нас это вполне естественно: укомплектовать школьные библиотеки или провести бесплатные занятия для детей. Это часть нашей социальной ответственности.

- Скажите, какая форма поддержки сейчас представляется вам наиболее актуальной?

Мне и моим коллегам нравится идея о том, что лучший способ помочь - давать не рыбу, а удочку. То есть мы можем вливать все больше и больше материальных средств в «проблемные» сферы, но если при этом не воспитывать молодое поколение, не прививать детям привычку совершать маленькие добрые дела (необязательно связанные с деньгами или материальными благами), то наша деятельность будет не вполне эффективна. Сейчас, когда мы стали крупной и сильной корпорацией, можем взяться за действительно большое дело: посодействовать формированию правильного мировоззрения.

Если бы вам сейчас представилась возможность поговорить с младшими школьниками о благотворительности, что бы вы сказали им в первую очередь?

В первую очередь, я бы сказала, что в современном мире невозможно развиваться, если ты не замечаешь других и не помогаешь им. Что помощь бывает очень разной, это необязательно деньги. Простое доброе слово, внимание, несложная регулярная работа на благо других людей - это естественная и нормальная практика для современного человека. И еще - заниматься благотворительной деятельностью можно не только в рамках большой организации. Удобно, конечно, сотрудничать с фондами или покупать варежки в Макдоналдс, но можно и самому творить добро, главное - видеть, кто нуждается в твоей помощи, и осознавать свои силы. Благотворительность - это та сфера, где один в поле очень даже воин.

Я часто читаю в новостях о благотворительных инициативах школьников и педагогов. Как приятно, что школьники под руководством классных руководителей помогают больным детям, пожилым одиноким людям, покупают канцтовары, игрушки в детские дома.

Вот в апреле этого года учащиеся школы № 25 города Владимира собрали подарки детям-сиротам. Это необыкновенно воодушевляет! Педагоги, обратите внимание: здорово, когда учебные проекты по биологии или окружающему миру не только занятны, но и социально значимы, и несут в себе доброе зерно.

Вы тоже можете помочь!

Сотрудничать с крупным благотворительным фондом могут не только крупные компании. В качестве благотворителя может выступить семья, учитель, школьный класс, инициативная группа родителей с детьми.

Начинающим благотворителям хотим дать два совета. Во-первых, выбирайте проверенные крупные фонды, а во-вторых, не стесняйтесь! Набирайте номера телефонов, указанные на официальных сайтах, задавайте вопросы, уточняйте, как и на что будут потрачены ваши пожертвования, попросите отчета - многие фонды с удовольствием предоставляют такие данные, независимо от того, какую сумму вы потратили.

Кроме того, не забывайте, что доброе дело - это не всегда о деньгах. Участие в благотворительных мероприятиях и марафонах в качестве волонтеров – отличная возможность для школьников и их классных руководителей почувствовать, что они в силах помочь другим и сделать мир немного добрее.

Благотворительные фонды , в которые уже сейчас можно обратиться, чтобы сделать доброе дело:

Подари жизнь

Фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой . Основные задачи – сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онко- и гематологическими заболеваниями, привлечение общественного внимания к проблемам больных детей, оказание социальной и психологической помощи больным детям.

Год основания: 2006.

Чем помочь: основная форма помощи – денежные переводы на расчетный счет фонда.

Дарящие надежду

Международный фонд помощи животным. Основная сфера деятельности - привлечение населения к решению проблемы бездомных животных гуманными способами, в частности поиск новых хозяев для животных из приютов, стерилизация.

Год основания: 2010.

Чем помочь: вы можете выступить в роли благотворителя или волонтера: помочь бездомным животным, находящимся в питомнике, найти новый дом. Всего несколько телефонных звонков и объявлений в соцсетях – и вы оказали ощутимую помощь.

Милосердие

Создан более 10 лет назад для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Отличительная черта фонда - адресность и оперативность: в описании каждого проекта подробно говорится, что и для каких организаций можно сделать прямо сейчас.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: на официальном сайте фонда вывешен постоянно обновляющийся список вещей, продуктов, детских товаров, которые можно закупить и передать детям. Также поможет и просто публикация баннера фонда на собственной странице в соцсетях.


Подсолнух

Фонд основан продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Варей Авдюшко . Цель проекта - помогать детям с нарушениями иммунитета. Всего под опекой фонда находится более 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет со всех регионов России. Фонд развивает несколько направлений, среди которых доступное лечение, правовая поддержка семей, где растут дети с иммунодефицитом, сопровождение и развитие подопечных фонда, меры по созданию всех условий для их самореализации. Еще одна задача фонда - повышение осведомленности о первичном иммунодефиците в общественных кругах, содействие ранней диагностике заболеваний.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: заболевания иммунной системы подчас требуют очень дорогостоящих медикаментов, поэтому минимальные денежные пожертвования будут очень кстати. Можно содействовать фонду при помощи информационной поддержки. Для школьников подойдет такая форма, как спецвыпуск школьной газеты или вебинар собственного производства, освещающий проблему иммунодефицита.


БИМ

Деятельность этого фонда началась с создания первого в России приюта для домашних животных. В настоящий момент открыто пять приютов на территории Москвы и Подмосковья, в которых содержится более трех тысяч животных. Помимо собак и кошек, здесь обитают гуси, белки, вороны, голуби, совы, лисы, ежи, даже медведи, пострадавшие от вырубки лесов, или отказники из цирков и зверинцев.

Год основания: 1986.

Чем и как помочь: в любой момент можно пожертвовать любую сумму на корм и содержание животных. Есть возможность договориться насчет волонтерской деятельности.

Благотворительный фонд Константина Хабенского

Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга . Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.

Год основания: 2008 г.

Чем помочь: на портале фонда можно оказать адресную благотворительную помощь детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга, а также молодым взрослым в возрасте от 18 до 25 лет, являвшимся Благополучателями Фонда в период до достижения ими возраста 18 лет. В 2017 году на счета фонда было перечислено более 130 млн руб.


Александра ЧКАНИКОВА

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

В своей статье мне бы хотелось рассказать о благотворительности

Благотворительность - оказание помощи тем, кто в этом нуждается. Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона, благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

В настоящие время людям не хватает капли добра. Днем со днем они стали зависеть от денег, а некоторым просто не хватает даже на хлеб. Цель статьи такова, сделать людей более добрее и помочь тем нуждающимся, которым действительно нужна помощь.

В России много организаций, объединений людей, которые оказывают помощь людям. Такие организации направлены на материальную, финансовую поддержку тем, кому она необходима. Существуют такие благотворительности как: Благотворительный фонд, Церковная благотворительность. Благотворительные фонды помогают детям, которые страдают злокачественными опухолями, врожденными пороками сердца, болезнями центральной нервной системы.

Много людей, помогающих детям в детских домах, инвалидам в доме престарелых. Эти люди достойны уважения, ведь в последнее время их становятся мало. Каждый живет в свое удовольствие не задумываясь, что кто-то нуждается в помощи. Человеку всегда приятно если о нем помнят и вспоминают, даже тогда, когда он в этом нуждается. Благотворительность осуществляется в России очень давно, но не всегда те средства доходят до нужного человека.

«Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности, 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично».

Можно выделить следующие основные функции благотворительности в обществе, к ним относится: экономическая, социальная, рыночная, общественная, политическая. Все они играют большую роль в нашей жизни.

Формами благотворительности являются акции, ярмарки, информационные марафоны, сбор и передача средств их определенному лицу, благотворительные концерты, лотереи.

Благотворительность зародилась еще на Руси. Она проявлялась в таких качествах как помочь слабому, накормить голодного, подать просящему- эти неписанные правила знали еще восточные славяне. В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств.

Сейчас необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадании.

Национальные трагедии- это всегда побудительный мотив помогать людям. Но человеческое горе есть всегда, и общество к нему, к сожалению, привыкло.