Книжный знак. Экслибрис - что это такое? Экслибрис: фото

Что такое экслибрис? и получил лучший ответ

Ответ от Madeleine[гуру]
сайт, где представлены экслибрисы из собрания Юрия Сергеевича Бородаева, известного московского потомственного коллекционера. Книжные знаки начал собирать еще его отец Сергей Федорович Бородаев, известный библиограф, член Русского общества друзей книги. Сейчас коллекция насчитывает порядка 20 тысяч экземпляров. Книжные знаки из этого собрания неоднократно экспонировались на различных выставках.
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году лично составил инвентарную опись своих манускриптов и на каждой книге собственноручно написал: "Эта книга моя. Карл". Это была первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Как это ни удивительно, но он появился несколько раньше книгопечатания - в XV веке. В следующем столетии немецкие книжные знаки достигли высокого художественного совершенства, так как над их созданием трудились выдающиеся художники - Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие. Изначальная надпись "Ex bibliotheca" создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением "книжный знак" и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения "Ex libris". Оно было русифицировано и стало писаться по-русски - экслибрис. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века - наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета. Книжные знаки имели его сподвижники Петра I - Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин. Однако "прототипы" экслибрисов можно обнаружить и на древних рукописных русских книгах. Например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера - префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: "Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv".
Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие художники - члены общества "Мир искусства" А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и др. В 20-30 годах к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудились известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий.

Ответ от Мистерия [гуру]
Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.






Ответ от Александр Пилигрим [эксперт]
экслибрис - это книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Возникли в Германии в 16 в. ; в России - в начале 18 в.


Ответ от Ольга Осипова [гуру]
Экслибрис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают
гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека). XIX век
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне
Экслибрис Аркадия Стругацкого 1980-х
Текст взят:


Ответ от Принцеса Красивоя [гуру]
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях - мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.
Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:
1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.
2. Вензелевый экслибрис (от польского " вензель " - узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги.
3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.
4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.


Ответ от Vasily Berezin [гуру]
в переводе значит "из книг"...штамп личный ставят на книги коллекционеры себе, чтоб не пиздели раритеты уних))


Ответ от Ирина [гуру]
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году помеcтил фонд своей великолепной библиотеки в одну из башен своего замка в Лувре, лично составил инвентарную опись тысячи манускриптов (от лат. Manus - рука, scribere – писать) , т. е. рукописных книг – типографий тогда еще не было – и на каждой книге собственноручно написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис. Экслибрис, таким образом, правомерно квалифицировать как книговедческую помету, или знак владельца библиотеки.
На Руси экслибрис (естественно, рукописный) появился 510 лет тому назад. Это был книжный знак Досифея – третьего по счету игумена Соловецкого монастыря.
Рукописный экслибрис ставили на личные книги в библиотеках духовных лиц и высшей царской знати. Впрочем, владельческие надписи на книге от руки широко бытовали и в небольших личных библиотеках. Помню, на книгах моего дяди, росшего в многодетной семье, было написано (несколько наивно, не вполне грамотно, но все же одновременно с владельческим притязанием и в доказательство того, что он умеет не только читать, но и писать) : «Эта книга принадлежитъ у кого она лежитъ – Матвею Ивановичу Столярову». Такого рода надписи часто делают и в настоящее время.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, или, говоря по-современному, лейбла, считается Германия. Он появился вскоре после изобретения книгопечатания, т. е. в XV веке.
К числу самых ранних французских экслибрисов относится знак Жана Барту (XVI век) , оставившего свой след в истории тем, что он был ярым противником Мартина Лютера, основателя реформатского, или лютеранского, направления в христианстве. Для данной темы экслибрис Барту примечателен не столько изображением (апостол Иоанн с орлом и семиглавый апокалиптический дракон) , сколько двустишием-посулом:
Каждый, кто вернет утерянную или украденную книгу,
Получит стакан доброго вина.
Этой надписью была начата традиция прямого обращения на экслибрисе к читателям – в виде призыва, просьбы, обещания, а то и угрозы.
С конца XVII-начала XVIII вв. на экслибрисах встречаются изображения библиотек или замка, дворца, монастыря, церкви, в которых они располагались.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера – первоначально префекта (лат. Praefectus означает начальник) Лифляндского, а впоследствии канцлера (в России это был высший гражданский чин) Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Следовательно, 2002 год – это год своеобразного юбилея русского печатного экслибриса, который начиная с XVIII века получил в нашей стране богатейшей книжной культуры богатейшее же развитие.
Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: «Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv».
Изначальная надпись «Ex bibliotheca» создала традицию долгое время называть этот знак библиотечным. Она продержалась да начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением «книжный знак» и, наконец, окончательно укрепилось латинское выражение «Ex libris». Оно полностью русифицировалось, т. е. стало писаться по-русски – экслибрис, склоняться по правилам русской грамматики и т. д.
Весьма показательны для этой эволюции наименования двух фундаментальных книг У. Г. Иваска. Первая из них вышла в 1902 г. и называлась «О библиотечных знаках, так называемых ex libris,ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 – 1902». Как видим, знаки здесь названы библиотечными, к слову «еx libris» делается оговорка» – «так называемых» , а само их написание представлено по-латински, частью (после апострофа) по-русски. Следующее, трехтомное, издание, вышедшее спустя несколько лет – с 190


Ответ от *Бабочка* [активный]
Художественно оформленный книжный знак - ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги
Произошло из выражений: ex libris такого-то, т. е. из числа книг, принадлежащих такому-то


Ответ от Паша Ермолаев [новичек]
ы


Ответ от Ђатьяна Губина [новичек]
я низнаю


Ответ от Roxy [гуру]
Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис, так ли быстро превратилась в маленькая картинка в большое искусство, кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках. Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”. Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”. Экслибрис –книжный знак –это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Текст “ по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики. Он всё чаще появляется на больших художественных выставках во многих городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Вильнюсе, Риге, Талине, Красноярске, Якутске – специальные выставки экслибриса. Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии. Факт открытия подобных выставок вполне правомерен. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление – необычайно быстро растущий интерес к книге, книжной графике, книжной культуре и малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы засилья стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре
На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг) , а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.

Любая книга – ценность, но эксклюзивное издание – ценность вдвойне. А ценности принято защищать, как минимум обозначая как свою собственность. Именно ради этой цели несколько столетий назад и был придуман экслибрис, который за время существования превратился из чисто технического в полноценный декоративный элемент уникальных книг. Каким бывает экслибрис, как его изготавливают и зачем собирают в коллекции?

Как появился и развивался экслибрис?

Само слово «экслибрис» происходит от латинского выражения ex libris, «из книг». И именно так и писали на первых экслибрисах в XV-XVI веках: из книг «такого-то монастыря», «такой-то библиотеки», «коллекции такого-то человека». Изначально экслибрис выступал как функциональная деталь, призванная, как тавро животных, обозначить владельца книги. Поэтому о внешнем виде подобной метки сильно не задумывались: на форзац издания приклеивали простой бумажный ярлычок либо делали фирменный печатный оттиск с базовой информацией о собственнике.

Но со временем, когда в дворянских кругах пошла мода на личные библиотеки, экслибрису начали уделять куда больше внимания. В XVII-XIX веках дизайн такой отметки усложнился, получил изысканные и оригинальные формы. И создавать экслибрисы считалось не зазорно даже известным художникам и графикам – эта книжная деталь превратилась в полноценное художественное произведение. К тому же «тавро» уже не просто печатали на бумаге, но и делали в виде гравюр на металле или дереве, тисненых оттисков на коже, вручную написанных миниатюр и т.п.

Какие бывают экслибрисы?

Если не учитывать простейшие штампы, которыми отмечают книги в публичных библиотеках или учреждениях и организациях, все экслибрисы художественного характера можно разделить на три большие группы:

  • Гербовые. Именно с отметок, повторяющих фамильные гербы в целом или частично, с семейным девизом, в свое время и началась мода на такие декоративные элементы. Сегодня в связи с популярностью генеалогических древ такие экслибрисы переживают «второе рождение».
  • Вензелевые. Подобные экслибрисы представляют оригинальный орнамент в виде монограммы из сплетенных особым образом инициалов владельца книги. Эти метки возникли как реакция на чрезмерно сложные и порядком устаревшие гербы – они выглядели легче и воздушнее.
  • Сюжетные. Самые необычные экслибрисы, в которых не просто указывают имя собственника, но и с помощью рисунка со своим сюжетом, композицией и стилем обозначают профессию этого человека, его интересы и увлечения, дворянский титул, его портрет и т.п. – фантазия ничем не ограничена.
  • Также стоит отметить, что экслибрис бывает не только внутренним, наносимым с «изнаночной» стороны обложки, но еще и внешним – на переплетную крышку или книжный корешок (например, в виде тиснения фольгой или инкрустации). В таком случае эта метка называется уже суперэкслибрис.

    Как коллекционируют экслибрисы?

    Статус, которого достиг данный элемент в наше время, лучше всего подчеркивает тот факт, что экслибрис превратился в объект коллекционирования. Причем здесь распространено минимум три варианта собирания книжных отметок:

  • поиск авторских экслибрисов: коллекция включает метки, созданные одним и тем же известным графиком, – это похоже на коллекционирование картин любимого живописца;
  • поиск экслибрисов владельца: собрание книг, принадлежавших известному человеку, который мог быть писателем, политиком, научным деятелем или, к примеру, известным коллекционером книг;
  • поиск разных экслибрисов: самое простое коллекционирование, в котором собирают любые книжные метки – издаются даже сборники с описанием известных экслибрисов (их, по разным оценкам, создано более миллиона).
  • Доходит до того, что иногда некий экслибрис может цениться больше в прямом и переносном смысле, чем сама книга, на которую он нанесен!

    Эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

    Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию , где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

    Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики . Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер , В. А. Фаворский и многих других.

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые , которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI -XVIII веков . В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов ;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные , которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Древнейший русский экслибрис - это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея , обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.

    Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.

      Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

      Экслибрис игумена Досифея

      Экслибрис Marco Fragonara (1998)

    См. также

    • Экслибрисы из России в Викимедиа

    Литература

    Энциклопедические статьи
    • Книжный знак // Краткая литературная энциклопедия . Т. 3. - М., 1966.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич , Е. Л. Немировский , И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. - М. : Советская энциклопедия , 1981. - С. 606-607. - 664 с. - 100 000 экз. (в пер.)
    • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум , А. А. Беловицкая , А. А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. - С. 728. - 800 с. - ISBN 5-85270-312-5 . (в пер.)
    • Грибанов Э. Д. Медицина в необычном. - М.: Советская Россия, 1988.
    • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . - М. : Пашков дом , 2007. - С. 1184. - 1300 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
    Русский и советский экслибрис
    • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. - М., 1923.
    • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. - 2-е изд. - М., 1922.
    • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). - М., 1925. - 35 с., 8 л. ил.
    • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700-1918. - М. : Минувшее, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-902073-77-2 . (в пер.)
    • Верещагин В. А. Русский книжный знак. - СПб., 1902.
    • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919: Каталог. - Пг., 1919. - 85 с.
    • Выставка русских книжных знаков. - Л., 1926.
    • Гетманский Э. Д. Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис) . В двух томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2016. - Т. 1: 646 с.; Т. 2: 624 с.
    • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917-1991) . В трёх томах. - Тула, 2004.
    • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917) . В двух томах. - Тула, 2009.
    • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991) . В шести томах. - Тула, 2008.
    • Гетманский Э. Д. Отпечаток человеческой души: Ккаталог коллекции книжных знаков. В десяти томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2012-2014. (т. 1-10 по 600 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрис - документ эпохи. В трёх томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. (т. 1: 588 с.; т. 2: 587 с.; т. 3: 636 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны). В трёх томах. - Тула: ТППО, 2017. - Т. 1: 569 с.; Т. 2: 563 с.; Т. 3: 577 с. .
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке). В двух томах. - Тула: ТППО, 2018. - Т. 1: 562 с. ; Т. 2: 611 с. .
    • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
    • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. - М., 1918. - 31 с.
    • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. - М., 1902.
    • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. - М., 1905-1918.
    • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. - М., 1980.
    • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова . - Л. : Художник РСФСР , 1973. - 336 с. - 10 000 экз. (в пер.)
    • Известия Московского общества любителей книжных знаков. 1907. - Вып. 1.
    • Кашутина Е. С. , Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 224 с. - 8800 экз. (в пер.)
    • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина , П. И. Нерадовского , А. К. Соколовского . - Пг.: Петрополис, 1922. - 240 с.
    • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Воронеж, 1966. - С. 221-253.
    • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1967. - 168 с.
    • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Изд. 4-е, перераб. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - ISBN 5-98631-014-4 .
    • Литература о книжных знаках: Библиографический список. - Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во , 1971. - 128 с.
    • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. - М.-Л, 1966. - С. 90-102.
    • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. - М., 1929.
    • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. - М., 1971. - 92 с.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. - М. : Советский художник , 1968. - 120 с. - 10 000 экз. (обл.)
    • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. - М. : Советская Россия , 1971. - 320 с. - 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Минаев Е. Н. , Фортинский С. П. Экслибрис. - М. : Книга , 1970. - 240 с. - 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Малинин Б.А., Экслибрис Ex Libris Г. И. Игнатова № 8. 1987 г. Х3 91х12 (недоступная ссылка)

    Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.

    Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.

    Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.

    Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.

    Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы – миниатюрные гравюры по дереву.

    Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) – действительного члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» – «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.

    Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии – был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и верность».

    Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1785 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.

    Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.

    В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.

    Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.

    Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова — оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».

    Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.

    Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.

    Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.

    В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х – начале 60-х гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.

    Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

    Слово «ex libris» в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис - это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета, на котором значится, кто владелец книги, и, как правило, есть сюжетная картинка,

    отражающая профессию, круг интересов, увлечений, литературных привязанностей книголюба, тематику или характер библиотеки. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

    Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Книжный знак, хорошо исполненный, хорошо напечатанный, аккуратно вклеенный в книгу, украшает ее, является ее своеобразным паспортом. Наличие библиотечного экслибриса превращает простое книжное собрание в полноценную библиотеку.


    Экслибрис адмирала И.Ф.Крузенштерна

    Экслибрис императора Александра III

    Экслибрис Аркадия Стругацкого

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Возник экслибрис - в том виде, как он существует сейчас - вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Из тех времен до нас дошли графические миниатюры таких великих мастеров, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбейн М. падший.

    В России гравированные экслибрисы появились при Петре1. Однако в 60-х годах прошлого века на некоторых рукописных книгах Соловецкого монастыря были обнаружины рисованные знаки основателя здешней библиотеки Досифея; знаки эти датируется началом 90-х годов XV столетия.

    На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. Так, до 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

    В 19 веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый. Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической каждому экслибрису художники - члены "Мира искусства" - А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, Г.Нарбут, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Митрохин, С.Чехонин и др. - придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера. Среди русских художников, внесших вклад, в искусство экслибриса, такие крупные мастера живописи и графики, как М. Врубель, В. Васнецов, Б. Кустодиев.

    В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Купреянов, Н.Пискарев, П.Шиллинговский, Н.Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е.Голяховский, Г.Кравцов, В.Фролов, А.Калашников, Н.Калита, Г.Ратнер, М.Верхоланцев, В.Картович и многие другие.

    Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.

    В начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку, как хранителю фамильной истории.

    Изменения претерпели и технологии изготовления.Теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

    С давних пор по всему миру распространено коллекционирование экслибрисов. Благодаря этому увлечению, ученые могут исследовать этапы книгопечатания, особенности издания рукописных книг, отслеживать пути миграции книг. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

    Существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Существует мнение, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

    Источники:
    Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ex_libris
    Сайт экслибрисов из собрания Юрия Сергеевича Бородаева , известного московского потомственного коллекционера
    Наука о рекламе http://www.advertology.ru/article23253.html
    Сайт художника-графика Леонида Щетнева http://www.booksite.ru/fulltext/she/tne/shetnev_l/index.htm