Таможенный менеджмент. Полученная развертка базиса опэп облегчает проекцию на него множества характеристик таможенной системы

Общие методы управления в таможенном менеджменте

Общие - направлены на решение главным образом задачперспективного, стратегического развития таможенной службы. Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: админист­ративные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт.

Административные методы, которые основаны на прямых директивных указаниях;

Социально-психологические методы, которые применяются для повышения социальной активности сотрудников;

Экономические методы, которые определяются экономическими стимулами.

Социально – психологические методы – это способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, а так же на все социальные процессы, которые протекают внутри этого коллектива. Данные методы являются одними из самых важных методов в системе управления таможенными органами, так как существует тесная связь между социальными характеристиками работников и экономическими и организационными показателями. Так, например, достижение высоких показателей, эффективности работы сотрудников таможенных органов, зависит от текучести кадров, добросовестности и психологической атмосферы в коллективе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что целью социально-психологического метода является установление положительного социально-психологического климата.

Основные теоретические положения процессного, системного, ситуационного и целостно-эволюционного подходов.

В настоящее время известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Процессный подход

Процессный подход базируется на системном подходе к управлению и рассматривает любую организацию как единый организм.

Применительно к таможенной системе функции можно представить как некие "полосы", которые разрезают ее сверху донизу, то процессы "разрезают" таможенную систему поперек, пересекая границы функциональных подразделений. Такой подход обеспечивает разрушение барьеров между подразделениями. Управление процессами освобождает высшее руководство от рутины оперативного управления, позволяя ему сосредоточиться на стратегических вопросах.



К рисунку: Каждый отдельный процесс имеет поставщика и потребителя, как это показано на рис. Модель "поставщик - процесс - потребитель" – центральная дляпониманияпроцессного подхода. Понятие "бизнес-процесс" содержитдва элемента:бизнесипроцессПроцесс - это некоторая логическая последовательность связанных действий, преобразующих вход в результаты или в выход.



Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы организации для предоставления услуг или создания материальной продукции, удовлетворяющих внутренних или внешних потребителей.

Системный подход

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам



  • Декомпозиция – 1.это расчленение целого на составляющие
  • . 2.это научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.


Ситуационный подход



Целостно-эволюционный подход является интегрирующим, объединяя в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом в условиях происходящих изменений.

Выводы

Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного орга­на), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - представляет собой сложный объект управления.

Применительно к таможенной практике в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и ак­тивно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (ког­нитивный) подходы.



Процессный подход рассматривает деятельность таможенных орга­нов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов.

Системный подход характеризует таможенную систему как совокуп­ность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение раз­личных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управлен­ческого решения определяется ситуацией. Поскольку имеется большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не сущест­вует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффек­тивным в конкретной ситуации является метод, который более всего соот­ветствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный, подход - это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции ее целостности в условиях изменений.

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие возможнос­ти в решении проблем, возникающих в таможенном деле, на любом уров­не ее представления

Кибернетика как общая теория управления возникла в 1948 г., когда вышла в свет книга американского ученого Н.Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном мире и машине». Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Объектом изучения кибернетики являются динамические системы. Предметом – информационные процессы, связанные с управлением ими.

Кибернетика изучает системы, как множество элементов, соединенных между собой цепью причинно-следственной зависимости. Такое соединение между элементами носит название «связь ». Поэтому кибернетику можно определить еще и как науку о функционировании систем взаимосвязанных (сопряженных) действий. Методологическая цель достигается тем, что кибернетика позволяет по-новому рассмотреть способы связей между элементами и способы функционирования систем.

Согласно кибернетике, первым и основным элементом всякой логистической системы (или ее модели) выступает процесс (process), в котором оптимально преобразуются потоки ресурсов.

Вторым элементом кибернетической модели является вход (input). Он как раз и представляет собой поток потребляемых в процессе ресурсов. Например, для организационно-технологической части экономической системы - это оборудование, рабочая сила, сырье и т.д., для информационной – входная информация, технические средства для ее обработки и др.

Третий элемент кибернетической модели– выход (output). Это результат самого преобразования входов, т.е. поток созданных или отработанных ресурсов. В экономических системах выходами могут быть готовая продукция, отходы производства, высвобождаемое оборудование, выходная информация и т. д. Совокупность связей между элементами системы обеспечивает совместное функционирование потоков между элементами (звеньями) одной системы или между системами. Если связь осуществляет передачу выходного воздействия одного элемента на вход какого-либо последующего элемента той же системы, то она носит название прямой связи .

Четвертый элемент кибернетической модели - обратная связь (feedback). Это связь между выходом какого-либо элемента и входом предшествующего ему в той же системе элемента. Она представляет процесс и выполняет целый ряд операций по корректированию элементов системы. Принцип обратной связи лежит в основе управления деятельностью любой организационной системы, он характеризует способность системы воспринимать и использовать информацию о результатах собственной деятельности для достижения цели оптимальным образом и в кратчайшие сроки.

Пятый и последний элемент кибернетической модели – ограничения (restrictions), которые состоят из целей системы и так называемых принуждающих связей. Для производственно-коммерческих систем одной из целей является выпуск продукции заданных номенклатуры, объема и качества, себестоимости; для информационной части системы - получение требуемой информации.

Синергетика возникает в 70-е годы XX в. и представляет собой междисциплинарное направление в научном знании, способствующее формированию синергетического (постнеклассического) стиля мышления. Термин «синергетика» составлен из двух частей слов греческого происхождения: «си» – означает совместное действие, /c. 255/ «энергизм» – активность. Название новой дисциплины «синергетика» было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Дословно этот термин переводится как «теория совместного действия».

Синергетические исследования выделяют три типа самоорга­низующих процессов:

самозарождение организации;

поддержание оптимального уровня;

совершенствование и воспроизводство организации.

Механизм самоорганизации напрямую связан с такими усло­виями существования системы, как открытость, нелинейность, множественность, внешние факторы влияния, неравновесность.

Открытые системы – это определенный вид систем, которые обмениваются энергией, веществом и (или), информацией с окружающей средой.

Нелинейность означает:

а) многовариантность, альтернативность путей развития (эволюции) сложных систем,

б) возможность выбора одного из альтернативных путей развития,

в) возможность влияния на темп эволюции (скорости развития процессов в среде),

г) необратимость процесса эволюционирования после выбора одного из вариантов.

Конструктивная роль хаоса означает, что благодаря хаотическому состоянию элементов, возникшему в результате нарушения их прежних связей внутри системы, возможно возникновение новой структуры, нового качественного состояния системы.

Самоорганизация открывает возможности управления на качественно новом уровне, развивается горизонтальная организационная структура, сотрудники образуют коммуникационную сеть с большой автономией. Не происходит разделения на объект и субъект управления, наблюдается двунаправленный взаимоувязанный процесс управления, когда сотрудники управляют структурой, а она одновременно управляет ими. Предприятие в целом становится более автономным, так как реакция системы определяется во многом ее структурой и внутренними связями и характеристиками, а не внешними воздействиями. Это делает организацию стабильнее и жизнеспособнее.

Учет синергетических закономерностей существенно меня­ет традиционные представления в области управления (сог­ласно которым чем больше усилий, тем выше эффект) на следующие по­ложения:

Сложноорганизованным системам нельзя навязывать их пу­ти развития. Необходимо понять, как можно способствовать их собственным тенденциям развития.

Всегда существуют альтернативные пути развития, есть воз­можности выбора, нет жесткой предопределенности.

В момент неустойчивости малые возмущения могут сущест­венно влиять на развитие всей системы в целом.

Чрезвычайно эффективны бывают малые, но правильно ор­ганизованные резонансные управляющие воздействия на сложную систему.


20. ПЕРЕХОД МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ОТ ТРАДИЦИОННОЙ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К НОВОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ.

Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов.

Ключевой характеристикой успешного управления в государственной службе становится инновативность. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд - гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого "продукта". Для создания инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания, творческие заимствования продуктивных идей, так называемые быстрые старты, ориентировать инновационную стратегию скорее на развитие "шаг за шагом", чем на глобальный технологический прорыв.

Новая модель управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления новой модели управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего технике решения проблем.

Традиционное управление основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Эта бюрократическая традиция зачастую заслоняет возможность оценки результативности государственной службы, т.е. степени достижения целей. Переход управления в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения постоянно нарождающихся проблем, характеризуется большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры.

Наиболее яркими примерами успешного использования в государственной службе приемов управления коммерческих организаций в последнее время стали маркетинг и стратегическое планирование.

Маркетинг - одна из наиболее действенных концепций современного управления, ориентирующая всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя.. Территориальный маркетинг - это деятельность по привлечению на территорию, в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Территориальный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга региона или муниципального образования, маркетинга участков земли или жилья, маркетинга зон хозяйственной застройки, маркетинга инвестиций, туристического маркетинга и др.

Приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, достаточно широко применяются в практике работы государственных организаций. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы организаций государственной сферы.

23. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ.

«Инновация» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

«Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Из определения инновационной деятельности следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новая и усовершенствованная продукция или технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным процессом и экономическими отношениями, возникающими в ходе этого управления.

Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах: целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации; организация инновационного процесса для создания данной инновации; это предполагает проведение организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в инновацию; процесс продвижения и реализации инновации на рынке, требующий творческого подхода и активных действий продавцов.

Классификация инноваций позволяет определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные характеристики данной инновации. Это создает возможность для эффектного использования определенных приемов управления инновацией, соответствующей конкретной классификационной группе. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. Практическое значение различных классификационных признаков не одинаково. По содержанию инновации могут классифицироваться как технические, технологические, организационные, социальные, экономические. (примеры)

С июня 2016 года в соответствии с распоряжением ФТС России от 27.05.2016 № 150-р таможенные органы Дальневосточного региона в составе Уссурийской, Биробиджанской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Благовещенской, Хабаровской таможен включены в эксперимент по концентрации декларирования товаров, проводимый ФТС России в рамках распоряжения от 23.10.2015 № 324-р.

Эксперимент предполагает разделение таможенных постов одной таможни на:

Таможенный пост – центр электронного декларирования или приравненный к центру электронного декларирования, осуществляющий таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров;

Таможенные посты, осуществляющие таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары и связанные с проведением фактического таможенного контроля.

Целью проведения эксперимента является практическая отработка технологических решений, направленных на совершенствование таможенного администрирования и оптимизацию таможенных процедур при перемещении товаров.

24. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Специфика управленческой деятельности в таможенных органах предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.

Сущность управления и ее специфика в таможенных органах предопределяется условиями, в которых протекает этот динамический процесс. Поэтому целесообразно представить основные факторы, влияющие на управление всей сложной системой элементов таможенного дела.

В настоящее время таможня не просто структура по взиманию таможенных платежей, оформлению товаров или проверке документов. В современном обществе таможня занимается самыми разными видами операций. Она регулирует перемещение товаров и транспортных средств, именно через нее осуществляется тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги и осуществляются таможенный контроль. Представители таможни выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении и принятии внешнеэкономических и технологических программ, участвуют в общественно-культурной жизни государства. В последнее время стала расширяться таможенная инфраструктура.

Сущность таможни означает то, под чем подразумеваются все ее внешние проявления, т.е. реальная действительность, явление само по себе. Вместе с тем сущность таможенного дела проявляется как совокупность всех необходимых сторон и связей, свойственных таможне, как особый вид человеческой деятельности, свойственной этому делу.

Результаты системного исследования показали, что основой описательной матрицы таможенного дела являются четыре познавательных компонента: экономика, организация, право и психология. Именно с этих позиций и строятся различные подходы к современному представлению о таможне.

33. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В базовой модели управления таможенными органами в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ФТС России, РТУ, та­можни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможен­ной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информацион­ные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Со­гласованность различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и обеспечивает управление.К субъектам управления таможенными органами относятся все эле­менты и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального та­моженного управления и ЦА(центр управ) ФТС России, осуществляющих процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.

34. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно - служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Анализ - особый вид умственной, познава­тельной деятельности руководителей и специа­листов-аналитиков, системное и постоянно об­новляемое познание содержания, структуры, взаимодействий между отдельными элементами управляемого объекта и его динамики.

Анализ - это функция управления, исполь­зующая средства и методы изучения обстанов­ки, проблем, ситуаций путем выявления и со­поставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций измене­ния.

Выделяют две группы показателей:

  • отражающие результаты производства, т.е. характеризующие количество и качество производимой продукции (объем производства продукции в натуральных; стоимостных и трудовых единицах измерения, уровень выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) продукции, удельный вес продукции, принятой отделом технического контроля с первого предъявления и др.)
  • характеризующие наличие и использование производственных ресурсов (материальных и трудовых) (производственная себестоимость товарной продукции, численность рабочих, выработка продукции на одного рабочего в натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения, простои оборудования, коэффициент загрузки оборудования и др.)

Анализ внешней среды в целом представлен несколько ранее и использует технологии SWOT-, SNW-, PEST-анализа и др.* . Популярны методы и технологии анализа рынка (конкурентов, поставщиков, посредников), поведения потребителей, соотно­шения спроса и предложения, позиций фирм на рынке и сравни­тельной конкурентоспособности товаров, качества и ассорти­мента выпускаемой продукции на предмет соответствия потреб­ностям рынка, конкретных целевых групп потребителей. Из других видов анализа наиболее популярны:

GАР-анализ - анализ отклонений (разрывов);

Портфолио-анализ - анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков;

СVР-анализ - анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» (Соst-Volume-Profit);

АВС-анализ - анализ групп товаров и производственных подразделений в зависимости от их вклада в доход;

анализ потребности в ресурсах;

финансовый анализ показателей деятельности;

функционально-стоимостный анализ.

Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач.

Планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе "Анализ".

Прогнозирование в управлении является предпосылкой планирования деятельности организаций и представляет собой выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать руководителю представление о том, какими способами достигнуть цель, что будет получено в результате.

Процесс планирования проходит в 4 этапа.

Этапы процесса планирования

· разработка общих целей;

· определение конкретных, детализированных целей на заданный,

· сравнительно короткий период времени;

· определение задач и средств их решения;

· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Методы:

1 .Неформальные методы сбор вербальной информации

2 . Количественные методы используются в случае, если имеются достаточные основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций

3 . Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами

35. ФУНКЦИЯ «ПЛАНИРОВАНИЕ».

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

36. УСЛУГИ, ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Определение и структура понятия «услуга». Современная экономическая теория и практика предлагают различные определения термина «услуга». В тоже время ни одна из попыток дать его в законченном виде не увенчалась успехом . Однако, поскольку именно понятия лежат в основании любой теории, рассмотрим и проанализируем сложившиеся, наиболее распространенные из них. В дальнейшем это позволит ввести необходимое нам понятие «таможенная услуга».

Великий русский лексикограф В.И. Даль определяет услугу через понятия «услуживать», «стараться быть полезным», «угождать», «помогать». В отечественных энциклопедических источниках , даются следующие определения понятия:

· услуга – это действия, направленные непосредственно на потребителя;

· услуга – это вид деятельности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется его качество ;

· услуга – это неосязаемый товар, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Среди определений, имеющихся в зарубежных источниках, выделим следующие.

Экономист Р. Малери так раскрывает это понятие. "Услуги - это нематериальные активы, производимые для целей сбыта" . Один из лидеров школы маркетинга услуг К. Гренроос дает следующее определение: «Услуга – это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами и функциональными структурами предприятия-поставщика услуг, причем весь процесс направлен на решение проблем покупателя услуги» .

Некоторые исследователи полагают, что в отдельных случаях описание свойств услугиболее продуктивно, чем попытки вывести ее определение. Назовем свойства наиболее значимые и характерные для услуги:

· совпадение временных рамок выполнения услуги и ее потребления (одновременное производство и потребление означает, что услуга производится в условиях реального времени и, следовательно, покупатель присутствует физически во время выполнения услуги);

· наличие в процессе создания услуги комбинации осязаемых и неосязаемых усилий, действий и (или) технологий;

· услуги, как правило, вначале продаются, а затем производятся и потребляются;

· во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;

· услуга может иметь индивидуальный характер оказания и потребления, однако во многих случаях субъектом (исполнителем услуги) может выступать фирма, предприятие, организация или государственная структура;

· индустрия услуг обладает очень важной особенностью и отличается от производственной отрасли широким участием людей в процессе создания услуги, а, следовательно, человеческий фактор оказывает сильное влияние на стандарт и качество услуг;

· услуги локальны, но могут иметь региональный и глобальный характер;

· в условиях покупки услуги может присутствовать значительная неопределенность, поэтому, приобретая услугу, покупатель испытывает больший риск, чем при покупке материально-вещественного предмета.

Уже первый анализ делает достаточно очевидным то обстоятельство, что в определениях понятия «услуга», в ее свойствах явно отсутствует единство.

Основные причины такого парадокса заключены в следующем:

1) действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же, как и объекты, на которые направлены эти действия;

2) официальная статистика объединяет различимые действия в один класс услуг, а исследователи ищут для них общее;

3) исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги.

В данной теме мы оперируем такими понятиями как «деятельность», «продукт деятельности», «материально-вещественный предмет», «услуга» и «товар». Принципиально важно установить взаимосвязи между ними. Для однозначности в трактовке формулируемых в дальнейшем положений, представим эти взаимосвязи в виде схемы (см. рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь понятий: продукт, предмет, услуга и товар

Данная схема позволяет соотнести основные понятия следующим образом:

· материально вещественный предмет (МВП) и услуга - это некоторый продукт (результат) целенаправленной деятельности (например, действия, процедуры или технологии);

· услуга противопоставляется материально-вещественному предмету. Например, в отличие от услуг материально-вещественные предметы, как правило, вначале производятся, а затем продаются. Причем, МВП могут изготовляться в одном месте, складироваться в другом, а продаваться в третьем. Это совершенно невозможно в отношении услуг;

· услуга и материально-вещественный предмет как определенная ценность для потребителя есть товар на соответствующем рынке.

Проведенный выше анализ позволяет уточнить определение понятия «услуга» для целей нашего изложения.

Услуга - это усилия, действия или деятельность, представляющие для потребителя определенную ценность, и направленные либо на удовлетворение его потребностей не материального характера, либо на придание его материально-вещественному предмету нового качества.

Структуру понятия «услуга», составляющие его элементы и связи, можно представить графически (см. рис. 2).

Рис.2. Структура понятия «услуга»

Как следует из определения, услуга направлена либо на самого потребителя услуги, либо на принадлежащий ему материально-вещественный предмет. Все это объекты услуги.

В свою очередь субъектом услуги является ее производитель.

Усилия (действия) субъекта в отношении объекта услуги представляют собойвоздействие.

Будем считать, что главная цельвоздействия субъекта на объект услуги - повышение потребительской полезности объекта. Положим также, что такая цель достигается в процессе решениязадачипоиска эффективного воздействия и задачи его реализации. При этом основу решения таких задач составляют соответствующие методы, инструменты и технологии.

Определение и анализ понятия «таможенная услуга»

ВЗЯТЬ ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Введем и структурируем базовое понятие «таможенная услуга», воспользовавшись для этой цели «техникой», приведенной ранее.

Вся деятельность Федеральной таможенной службы (таможенной системы) обеспечивается специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Исходя из того, что она нацелена на повышение благосостояния страны, можно утверждать, что в конечном итоге в результате такой деятельности создается определенное социально-экономическое благо. По сути же деятельность, приносящая такое благо, и есть услуга.

Следовательно, в широком контексте таможенная услуга – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае таможенные услуги - это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности госу

Таможенный менеджмент -теория управления таможенным делом

Особые требования на современном этапе предъявляются к руководителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления. Очень широк спектр принимаемых решений: от строго регламентированных оперативных до инновационных решений стратегического характера - по развитию таможенных институтов, таможенных органов, таможенного персонала, включая вопросы взаимодействия и сотрудничества с конкретными таможенными администрациями и мировым таможенным сообществом в целом. При этом любые акции, предпринимаемые как таможенным инспектором, так и руководителем любого таможенного органа любого уровня администрирования, должны быть своевременными, предельно выверенными и доказательными, строго соответствовать российскому законодательству и межгосударственным соглашениям по таможенным вопросам.

Качественное решение таких фундаментальных вопросов может быть достигнуто только на основе соответствующим образом разработанной теоретической платформы.

Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию управления таможенным делом. Введем ее самые общие параметры, включая: понятия таможенного менеджмента и их определения, морфологическую структуру определений, объект и предмет таможенного менеджмента и его структуру, основные задачи таможенного менеджмента.

Дадим следующие определения таможенного менеджмента.

Первое определение. Таможенный менеджмент в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления;

Второе определение. Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле - форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. Соответствующая морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории представлена на рис. 1.7.

Третье определение. Таможенный менеджмент - это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы.

Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект таможенного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конструктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления. Расставленные в определении акценты позволяют наиболее эффективно использовать это определение в ходе исследования таможенного дела (в плане функционирования и развития) в виде «черного ящика» как целостного объекта.

Четвертое определение. Таможенный менеджмент - это теория управления функционированием и развитием таможенных институтов, организаций, технологий и таможенного персонала с целью результативного исполнения государственных функций и предоставления государственных таможенных услуг. В упрощенном варианте - теория управления таможенными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостной взаимосвязи.

Данное определение, как и предыдущее, отражает функциональный аспект таможенного дела и аспекты его развития. В то же время оно раскрывает структуру основного объекта теории. Следовательно, позволяет не только эффективно исследовать таможенное дело в виде «черного ящика», но и дает возможность структурировать объект, представить и исследовать его на разных взаимосвязанных моделях. В дальнейшем данное определение в силу его общности будем рассматривать как базовое.

Возможны и более частные определения понятия «таможенный менеджмент» (ТМ). Примеры соответствующих определений представлены в табл. 1.2. Они сформулированы по аналогии с подобными определениями в общем менеджменте или в государственном управлении. В таких определениях доминирует какой-то определенный аспект, определяющий его специфику, например, определенное свойство, функцию, определенный механизм или процесс реализации целей.

Особые требования на современном этапе предъявляются к руководителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления.
Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию управления таможенным делом

Параметры:

1) понятия таможенного менеджмента и их определения,

2) объект и предмет таможенного менеджмента,

3) основные задачи таможенного менеджмента. Таможенный менеджмент в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления. Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

Объект там-го менеджмента – таможенное дело. Предмет – управление таможенным делом, реализуемое и развиваемое с учетом рыночной природой сферы ВЭД.

Стратегической целью (задачи) развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:

Повышению уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

Повышению качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращению издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

Повышению эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.

19.Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов

Систему мотивации персонала нужно строить исходя из анализа потребностей сотрудников, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности сотрудников. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала. Различные изменения в организации, ее рост, реорганизация требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся факторов. Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство. Законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения госслужащими иных доходов помимо основного места работы, поэтому денежное содержание остается основным источником доходов и является мощным стимулом повышения результатов труда. В сфере управления персоналом таможенных органов под понятием мотивация трудовой деятельности подразумевается:
- Потребности и ожидания работника;
- Меры, которые компания применяет по от ношению к таможеннику для эффективности его труда;



Вознаграждение, оплата труда работника.
Ни одна система управления не будет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Различают следующие виды мотивации:
- Материальная – назначение, повышение оклада, надбавки и доплаты, переменная часть заработка – премии, комиссионные и прочие.
- Нематериальная – вознаграждение за заслуги, имеющие денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты).
- Моральная – вознаграждения не имеющая денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты и дипломы), предоставление некоторым сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т.д.).
- Организационная – создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.
Существуют так же другие методы мотивации сотрудников таможенных органов, встречающихся в мотивационных теориях:
- Мотивация достижения – стремление работника получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд.
- Мотивация избегания – стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.
- Мотивация успеха – стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.
- Мотивация на власть – стремление человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу и условия труда других людей.
- Мотивация на принадлежность/признание – ярко выраженная потребность человека работать в коллективе (команде) и получать признание от своих коллег.
- Социальная мотивация – стремление работника к достижению высокого личного или организационного социального статуса, повышению свой социальной ответственности перед обществом.
В системе органов Федеральной таможенной службы за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий. Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20 %. В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме.
Служащие таможенных органов могут поощряться:
- за успешное выполнение должностных обязанностей,
- за общественно-полезные дела,
- за проявление активности и инициативы,
- за отвагу и высокий профессионализм,
- за безупречную продолжительную работу.
Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:
- объявление благодарности,
- вручение ценного подарка,
- выдача премии,
- вручение почетной грамоты,
- занесение в Книгу или на Доску Почета,
- присвоение звания "лучший работник",
- нагрудный знак – отличник или почетный,
- досрочное присвоение специального звания

Определения таможенного менеджмента.

Первое определение . Таможенный менеджмент в широком смысле -комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления;

Второе определение . Таможенный менеджмент в более узком и специ­альном смысле - форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный ме­неджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов, взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. Соответствующая морфологическая структу­ра определения понятия таможенного менеджмента как теории представ­лена на рис. 16.

Третье определение . Таможенный менеджмент - это особая разновид­ность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы.

Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект таможенного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конст­руктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления.

Четвертое определение (БАЗОВОЕ) . Таможенный менеджмент (в упрощенном варианте) - теория управления тамо­женными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостностной взаимосвязи.

Возможны и более частные определения понятия «таможенный ме­неджмент» (ТМ).

6. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения.

Таможенное дело в качестве предмета изучения полимодельно. Оно представляется в виде иерархической системы моделей (теоретических, ма­тематических, физических, вербальных и др.) - от модели регулирования ВЭД таможенными методами и средствами до моделей выполнения тамо­женных операций таможенным инспектором в процессе таможенного офор­мления и контроля. В результате их изучения подготавливается специалист по таможенному делу. Он должен обладать достаточными возможностями для получения знаний о теории и практике таможенного дела в объеме ус­ваиваемых моделей (комплекса моделей) и формирования необходимых компетенций для реализации изучаемых моделей на практике.

Таможенное дело как объект изучения, исследования и управления имеет свою особую специфику и предъявляет особые требования к буду­щему специалисту.

С одной стороны, это инструмент государственного регулирования рос­сийской экономики и, прежде всего, сферы внешнеторговой деятельности, а, следовательно, содержит в себе все базовые признаки открытой развива­ющейся системы управления - системы таможенного администрирования.

С другой стороны, сотрудники таможенных органов, непосредствен­но участвуя в процессе таможенного оформления и контроля, контроля таможенной стоимости и валютных платежей, осуществляя процедуры правоохранительного характера, ведения статистики ВЭД и специальной статистики, проводя специальные таможенные процедуры, реализуют оп­ределенные процедуры и таможенные технологии. В этих условиях тамо­женные органы представляют собой особую технологическую систему, непосредственно предоставляющую (в определенном контексте - произ­водящую) государственные таможенные услуги для участников ВЭД.

Объект и предмет таможенного менеджмента представлены на рис. 17.

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б.БОБКОВА ФИЛИАЛ

Кафедра управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему: «Таможенный менеджмент: особенности и проблемы развития в современных условиях»

Выполнил: К.В. Метелёва,

студент 3-го курса
заочной формы обучения
факультета таможенного дела,
группа Тс1301зс
Подпись______________________

Научный руководитель:

А.А. Селезнев, к.э.н, доцент

Подпись______________________

Санкт-Петербург


ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 4

1.1 Сущность таможенного менеджмента, его цели и задачи. 4

1.2 Основные понятия таможенного менеджмента. 12

1.3 Функции таможенного менеджмента. 13

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ 17

2.1 Особенности управления в таможенных органах. 17

2.2 Проблемы совершенствования таможенного менеджмента в современной практике 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.



Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

Слаженная и отрегулированная работа таможенных органов – основа успешной внешнеэкономической деятельности и улучшения экономической ситуации в государстве. В этих условиях актуальным является анализ системы таможенного менеджмента, что и является целью данной работы. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекают следующие задачи:

Анализ сущности таможенного менеджмента, его целей и задач.

Изучение основных понятий таможенного менеджмента.

Анализ функций таможенного менеджмента.

Изучение особенностей управления в таможенных органах и путей его совершенствования.

Объектом исследования является таможенный менеджмент в современных условиях. Предметом исследования является особенности и проблемы развития таможенного менеджмента в современных условиях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность таможенного менеджмента, его цели и задачи

1. Таможенный менеджмент – это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.

Большинство современных ученых рассматривают таможенный менеджмент как науку, возникшую на базе практического опыта управления, опирающуюся на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержащую концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Но есть и другие мнения. Так, например, Вахрушев А. отмечает, что «Наибольшее значение в управленческой практике имеют творческие решения, которые принимаются в условиях большой неопределенности, когда значительная часть необходимой информации неизвестна, а последствия принятия решений плохо предсказуемы».

Нефедов А. считает, что «еще в 1955 году Питер Ф. Друкер признавал, что, спустя 69 лет после рождения менеджмента, полная управляемость и предсказуемость все еще остаются недостижимым идеалом. Но он все еще верил, будто «искусству управлять» можно научиться и что «…менеджер будущего наверняка не сможет оставаться интуитивным менеджером». Этой надеждой он вдохновил многих последователей, которые хотели избавиться от беспокойства, вызванного непредсказуемостью. Обещание Друкера способствовало росту популярности управленческих идей.

Но его обещание не исполнилось. С тех пор прошло еще 50 лет, и все новые и новые исследователи отмечают важную роль интуиции, которая остается чуть ли не единственным инструментом в мире бесконечного количества стратегий и непредвиденных изменений. «Тщетные поиски единой формулы менеджмента продолжаются до сих пор. И продолжают оставаться тщетными».

Майкл Флад писал: «Если мне и удалось в чем-то убедиться за 40 лет профессиональной карьеры, так это в том, что редко кто из преуспевающих менеджеров, с которыми мне довелось познакомиться, походил характером и стилем работы на своих коллег: одни откровенно упивались своим положением, тогда как другие были затворниками; одни поддерживали безукоризненный внешний вид, а другие одевались всегда небрежно; одни работали по намеченному плану, а другие действовали по наитию; одни стремились к общему согласию, а другие предпочитали диктовать свою волю; некоторые были превосходными ораторами, а иные не могли связать и двух слов, одни пользовались любовью подчиненных, а другие заставляли своих сотрудников трепетать от страха. Единственным общим знаменателем этого или другого руководителя, который мне удалось для себя выяснить, было отсутствие какого-либо общего знаменателя».

Так же есть мнение, что таможенный менеджмент не является ни наукой, ни искусством. Севакович считает, что для полноценной научной дисциплины управление пока является слишком эклектичной областью знаний. В отсутствии собственной «единой теории поля» менеджмент на данный момент представляет достаточно разнородное информационное пространство. В нем соседствуют самые различные концепции: одни претендуют на универсальность, другие являются инструментом для решения отдельно взятых задач, одни достаточно хорошо проработанные, другие представляют собой просто набор лозунгов, одни сочетаются и взаимодополняются, другие прямо противоречат друг другу. При том, что сама возможность создания какой-либо единой теории управления пока остается под вопросом, концептуальные разработки в менеджменте сегодня в значительной степени стоят в ущерб интересам действительного научного исследования. Искусство же – это по своему характеру проектная сфера деятельности, «штучное производство», в то время как менеджмент – сфера рутинная, которая осуществляется на циклической, постоянной основе. Художник может заниматься искусством, когда будет вдохновение, а менеджер обязан выполнять свою работу каждый день, независимо от творческого подъема и общего самочувствия.

Однако с данным мнением согласиться нельзя. Даже в искусстве не обойтись без однообразия и множественность разнородных концепций не может помешать признать дисциплину наукой. Современный менеджмент является наукой и искусством одновременно, и их интеграция все более усиливается.

2. Таможенный менеджмент может также рассматриваться как организация управления таможенными органами, т. е. установления постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями таможенных органов, определение порядка и условий их функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.

Функции закрепляются за конкретными подразделениями таможенных органов, которые их осуществляют (отделы, службы, отделения и т.п.). Подразделения представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общих целей таможенного органа, т. е. управляется. В таком случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, как организационной деятельности.

Но организация – таможенный орган, может рассматриваться и как орган управления, его субъект, т.е. тот, кто управляет. И эта же организация может рассматриваться и как объект управления, поскольку ей управляет вышестоящая организация. Во всех этих случаях возможно применение слова «менеджмент».

В данном случае таможенный менеджмент может рассматриваться как организация людей наиболее рациональным способом с целью удовлетворения потребностей работников, при которых их способности могли бы раскрыться наилучшим образом и способствовали бы повышению эффективности их деятельности.

3. Таможенный менеджмент рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывному процессу деятельности таможенных органов сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так и (главным образом) внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Таможенные органы приспосабливаются к внешней среде на основе обратной связи. Менеджер получает информацию о рыночных отношениях и принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды.

На основе принятого решения каждому исполнителю ставится задача, а за исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его творчески подходить к принятию решения, с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации, анализировать варианты решения.

Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды и принятие на ее основе управленческих решений, является технологией менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

В начале нынешнего тысячелетия велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски привели к ситуационному подходу в управлении, который мы рассмотрим более подробно.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Так как на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ей управлять. В конкретной ситуации наиболее эффективным способом управления является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Ситуационный подход дал возможность прямо приложить науку к конкретным условиям и ситуациям. Центральным фактором данного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации в данной ситуации.

Ситуационный подход не отрицает правильности теоретических концепций управления с момента их возникновения и до настоящего времени. Ситуационный подход следует рассматривать как способ мышления об организационных противоречиях и их устранении. Он не отрицает концепции процесса управления, которая характерна для всех организаций, но утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, использовавшиеся руководителем для достижения эффективности цели организации, могут быть абсолютно разными.

Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями достижения целей организации. Оптимальным решением являются функции факторов среды в самой организации (внутренние переменные), окружающей среде (внешние переменные).

Методология ситуационного подхода представлена как четырех шаговый процесс:

1. Знание средств управления, доказавшие свою эффективность в прошлом. Значит, что руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Предвидение вероятных последствий (как положительных, так и отрицательных) от применения какой-либо методики или концепции.

Каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть возможные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Правильная интерпретация ситуации, т.е. определение наиболее важных в данной ситуации факторов и наиболее вероятного эффекта от изменения какого-либо фактора.

Руководитель должен уметь правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Достижение целей организации наиболее эффективным путем за счет увязывания конкретных приемов, вызывавшие наименьший отрицательный эффект и скрывали бы минимум недостатков, с конкретными ситуациями.

Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, вызывавшие наименьший отрицательный эффект и скрывали бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самыми эффективными средствами в условиях существующих обстоятельств.

В современном менеджменте важна организационная культура в виде сильного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея доказала свою высокую жизнеспособность не только на японских предприятиях, но и широко распространилась в США и странах Западной Европы. Культура в целом, а в частности управленческая, по силе воздействия на людей оказывает влияние, равное организации, и используется как эффективный управленческий инструмент. Главный потенциал для прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. Было доказано, что культурные стереотипы поведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

Одной из главных задач таможенного менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление – это процесс, состоящий из четырех этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки цели; 2) разработка реальных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Разрабатывают общие для организации (таможенного органа) и специфические цели. Общие цели отражают сущность развития организации в целом. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности.

Основные понятия таможенного менеджмента

Сущность особенности менеджмента обуславливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, который прошел специальную подготовку и дал ему право на выполнение функций по руководству людьми.

В рыночной экономике в качестве объекта таможенного менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.) Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, страховых обществ, банков, гостиниц, - целый ряд других хозяйственных организаций, выступающих в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. Таможенный менеджмент охватывает деятельность таможенных органов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для таможенного менеджмента, так и вообще для всех сфер, является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качеству продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами. Так же хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера определенного стиля работы, который основывался бы на непрерывном поиске лучших возможностей привлечения и использовании необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и (что очень важно) осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, обладать знаниями в области менеджмента, придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.

Таможенный менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в данной области работает по найму на должности менеджера. Современное таможенное дело основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Труд менеджера является производительным. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего процесса и оказывает влияние на его эффективность производства. Под своим началом менеджмент объединяет труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение хозяйственного процесса необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием таможенного менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение новых технологий, совершенствование технологического процесса, материально-техническое снабжение, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами, учет и отчетность. Хозяйственная деятельность таможенного органа требует от менеджера такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске лучших возможностей, привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения ее эффективности.