Художественная культура междуречья. Культура месопотамии Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2007

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества. Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

2 слайд

Описание слайда:

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг. В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов. В отличие от Др. Египта, человек Др. Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Богиня плодородия, кормящая козлов. 14 век до н.э.

4 слайд

Описание слайда:

Возникновение письменности К III тыс. до н.э. в южной долине Междуречья образовалось город-государство Шумер. В историю шумеры вошли, прежде всего, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте. Культура древней Месопотамии известна благодаря древним глиняным таблицам с клинописью.

5 слайд

Описание слайда:

В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек». По сохранившимся глиняным табличкам мы можем судить как строился учебный процесс. Учителя держали учеников в строгости и повиновении. Об этом нам рассказывают многочисленные древние жалобы, оставленные на табличках воспитанниками.

6 слайд

Описание слайда:

«В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце моё бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком… Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал, чего не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел! (перевод Л. Шаргиной)

7 слайд

Описание слайда:

В г. Неневии была обнаружена библиотека царя А ш ш у р н а с и р п а л а (669 – ок. 633 г. до н.э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Священная табличка Урнана.

8 слайд

Описание слайда:

Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше» (« О всё видавшем») III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дотируемых началом II тыс. до н.э. «Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»

9 слайд

Описание слайда:

Архитектура Месопотамии Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были з и к к у р а т ы, что в переводе значит «святая гора». В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

10 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление з и к к у р а т а – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём, каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке з и к к у р а т а располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

11 слайд

Описание слайда:

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре (современный Ирак). Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом, воздвигнутым в честь бога - покровителя города. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли. На площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

3иккурат Э т е м е н н и г y р у в Уре До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений Месопотамии. Чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

16 слайд

Описание слайда:

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Ворота богини Иштар были построены по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона в VI в. до н. э. . Они являют собой огромных размеров полукруглую арку, по сторонам ограниченную высокими стенами. Они выходили на Дорогу Процессий и были сложены из кирпича, покрытого белой, черной, голубой и жёлтой глазурью. Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки и сирруши (драконы). В общей сложности на воротах было изображено около 575 животных.

17 слайд

Описание слайда:

В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине в Пергамском музее. Восстановленные ворота имеют высоту 14 метров и длину 10 метров. В Ираке была построена копия ворот при входе в музей, который так и не был достроен до конца.

18 слайд

Описание слайда:

Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения - Висячие сады А м и т и с: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.

19 слайд

Описание слайда:

Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время военных походов, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили сюда из дальних стран всё новые и новые растения. Так в Вавилоне вырос большой и разнообразный по составу сад – первый ботанический сад на свете. Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок.

20 слайд

Описание слайда:

Само название чуда - Висячие Сады - вводит нас в заблуждение. Сады не висели в воздухе. Сады были, скорее, не висячими, а выступающими. В архитектурном плане сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.

21 слайд

Описание слайда:

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Современные археологи всё ещё стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения и об истинных причинах их появления и исчезновения.

22 слайд

Описание слайда:

Слегка приоткрыть тайну существования грандиозного памятника инженерной мысли удалось лишь в 1898 г. благодаря раскопкам Роберта Кольдевея. При раскопках он обнаружил сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. Сейчас туристам, приезжающим в Ирак, предлагают посмотреть на развалины, оставшиеся от Садов, но эти обломки вряд ли могут впечатлить.

23 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние парадные залы храмов и дворцов.

24 слайд

Описание слайда:

Значительная их часть посвящена жизни царей и их приближённых. Главное место занимают темы торжественных процессий. Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

25 слайд

Описание слайда:

Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г о н а II. Барельеф В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или львы - ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой. Борода отождествлялась с умом.

26 слайд

Описание слайда:

Изразцы Дороги Процессий Благодаря технике эмалированного кирпича, древняя живопись Месопотамии выглядела реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объёмными.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

НИКИТИНА Ю.И.


Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

  • Архитектура
  • Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «царские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.

Религия и письменность

Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются различные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. До н. э.) Ур-Намму.


Искусство

Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правителей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.


Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

  • Архитектура
  • К памятникам эпохи относятся: дворцовохрамовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворцакрепости Саргона II.

Религия, наука, литература

Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


Искусство

Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома, росписи дворца в Мари с попыткой перспективного изображения), статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).


Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура Из памятников эпохи сохранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 башни с арками.


Религия, литература, наука и техника

Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Проведены социальнорелигиозные реформы Набонида. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400-километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом.


Искусство

Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.


Пантеон вавилонских Богов (в скобках указан шумерский вариант имени)

Ану (Ан) - Бог Неба, отец богов Эллиль (Энлиль) - Бог Земли и воздуха, властитель плодородия и судеб людей, наслал Всемирный Потоп Эйя (Энки) - Бог водной стихии, покровитель ремесла и мудрости, создал людей Шамаш (Уту) - Бог солнца, правды и справедливости Син (Нанна) - Бог Луны Иштар (Инанна) - Богиня любви, плодородия, войны, дочь Сина

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Культура Древней Месопотамии" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура Древней Месопотамии

Слайд 2

Слайд 3

Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации» А ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере… Столетия умы ученых и теологов поражают месопотамские тексты, являющиеся переработкой шумерских Из текста халдейской Книги Бытия следует, что не менее чем за тысячу лет до нее существовал текст Истории Творения, написанный на старом вавилонском диалекте…

Шумеры – «черноголовые»

Слайд 4

Открытие культуры шумеров

Об особенностях культурного развития древних цивилизаций, возникших в бассейнах рек Тигра и Евфрата в Передней Азии, стало известно в начале ХIХ в после сенсационных открытий французского консула Поля – Эмиля Ботта Он обнаружил в одной из арабских деревушек рельефы с изображением диковинных зверей, некогда украшавших ассирийский царский дворец Ашшурбанапала

Слайд 5

Тайна Шумеров

За последние полтора столетия на месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии, математике Большой фрагмент таблички с математическими упражнениями, датированный 1700 г. до н.э., содержит геометрические формы с математическими уравнениями на аккадском языке

Слайд 6

Тайна Шумеров - -неофициальная версия

В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, двухпалатную систему парламента, состоящую из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления) Их культуре свойственны удивительные музыкальные достижения, они увлекались танцами В медицине использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики)

Слайд 7

Тайна Шумеров - неофициальная версия

Среди них - по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными, так называемые золотые пропорции и числа Фибоначчи Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10 Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться с появлением компьютерной технологии В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет...

Слайд 8

Тайна Шумеров неофициальная версия

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность Прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей Высокоразвитая религия, удивительные храмы… Все это Шумерия, располагавшаяся в южной части современного Ирака на территории древней Месопотамии

Слайд 9

Тайна Шумеров (неофициальная версия)

Многие поколения ученых бились над загадкой этой появившейся до времени цивилизации, но загадок оставалось более чем достаточно... Что же такое Шумерия? Гениальная народность, появившаяся, как непонятый Леонардо да Винчи в Италии, раньше срока на планете Земля или…?

Слайд 10

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

    Задание:

    ЗАДАНИЕ:
    По ходу презентации выделите особенности
    культуры Междуречья
    Определите ее отличие от культуры Египта

    Основы культуры Междуречья
    закладываются в Шумере – области
    нижнего течения Тигра и Ефрата.
    Первые поселения появились на
    юге этого географического района
    в плодородной низменности,
    у впадения рек Тигра и Евфрата в
    Персидский залив, который в те
    времена вдавался значительно
    глубже в сушу.

    ГОРОД УР

    Основан в устье
    Евфрата в 5 тыс. до н.э.
    Город известен как
    родина Авраама.
    Стал известен благодаря
    раскопкам, которые
    производились в 19221934 гг. под руководством
    английского археолога
    Л. Вулли.

    Город Ур

    ГОРОД УР
    Это был город, построенный в шумерских
    традициях, овальный в плане с главной осью,
    ориентированной с юго-востока на северозапад.
    В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
    соответствовало населению, с учетом
    домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

    План г. Ур
    Мощные стены, сложенные из сырцового
    кирпича, достигали толщины 25-32 м.
    В северо-западной части города на холме,
    искусственно расширенном в виде террасы,
    размещался дворцовый и храмовый комплекс
    Ура, посвященный культу
    бога
    луны Наннара.

    ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

    ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Зиккурат представляет собой ступенчатую
    пирамиду, на вершине которой помещалось
    небольшое святилище. Нижние ярусы
    зиккурата, как правило, окрашивали в
    черный цвет,
    средние - в
    красный, верхние - в белый

    ЗИККУРАТ

    Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
    внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
    обожженного кирпича, скрепленного битумным
    раствором.
    Зиккурат имел основную платформу высотой 15
    м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
    облицованные обожженным кирпичом, были
    слегка наклонены внутрь – для большей
    устойчивости; наверх вели три лестницы,
    соединявшиеся у каменной террасы

    ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

    ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

    Шумерская гептограмма

    ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

    ВАВИЛОН

    Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
    тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
    политического значения.
    Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
    Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
    правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
    не дошли сооружения этого периода, поскольку город
    неоднократно подвергался сильным разрушениям.
    Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
    проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
    этот город вновь стал достоянием человечества.
    Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
    удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

    Город Вавилон занимал обширную территорию,
    насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
    стенами протяженностью 18 км.
    Внутри этой территории располагался собственно город,
    занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
    укрепленный крепостными стенами. Территория
    внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
    крепостных стен 8360м.
    Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
    водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
    построенных из сырцового и обожженного кирпича
    толщиной около 30 м.
    Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
    делился на две части.

    В город вело восемь ворот и все ворота назывались
    именами различных богов.
    Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
    Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
    массивными башнями и арочными проходами между
    ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
    с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
    быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
    существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
    главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
    земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
    грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
    Все эти ворота соединялись между собою улицами,
    разрезавшими город почти на равные части.

    ВОРОТА ИШТАР

    Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
    Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
    Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
    следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
    религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
    наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
    на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
    Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
    молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
    богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
    приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
    которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
    воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
    львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
    Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
    облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
    богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
    “Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
    юг от ворот Иштар.

    Изразцы вдоль «Дороги процессий»

    ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

    Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
    землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
    целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
    хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
    городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
    которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
    труда чернорабочих.
    Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
    отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
    существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
    Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
    узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
    строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
    двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
    находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
    южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
    историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
    рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
    с террасами наверху.

    Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
    город сказочного богатства, огромный, населенный
    несметным числом жителей.
    Действительно, в период правления Навуходоносора II
    в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
    во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
    его сооружений, мощность крепостных стен - все это
    поражало взор чужестранцев.
    Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
    вскоре забыли не только о его существовании, но и
    даже о его местоположении.

    АССИРИЯ

    Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
    Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
    К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
    столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
    612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
    Набопаласаром из Вавилона.
    Известен лишь украшенный барельефами северный
    дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
    экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
    Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
    позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
    и расположении его главных улиц.

    Врата Шамаша (реконструкция)

    ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
    искусство Вавилонии.
    Они установили в беспокойном Двуречье свой
    державный порядок, создали единое мощное
    государство.
    Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
    до н. э. и до крушения ассирийской державы в
    конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
    пафосом силы, прославляло мощь, победы и
    завоевания ассирийских властителей

    ШЕДУ

    Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
    знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
    крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
    ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
    сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
    с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
    Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
    покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
    технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
    скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
    светотеневых эффектов.
    Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
    и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
    лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
    фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

    Крылатые быки из дворца Саргона II

    КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
    Оригинал – Лувр, Париж
    Копия – музей им. Пушкина,
    Москва

    Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
    человеческого роста по залам ассирийских
    дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
    было занято 6000 кв. м.
    Исследователи считают, что существовали
    картоны, по которым художники наносили общие
    контуры изображений, в то время как
    бесчисленное количество помощников и
    учеников копировали отдельные сцены и
    исполняли детали композиций.

    Сюжетами композиций были главным образом война,
    охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
    сцены религиозного содержания.
    Главное внимание сосредоточивалось на тех
    изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
    На его прославление направлен был весь труд
    ассирийских художников.
    Задачей их было также подчеркнуть и физическую
    силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
    огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
    часто скованы условной канонической позой и
    тяжелой, пышной одеждой.

    Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
    Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
    высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
    сурово, без индивидуальных черт.
    Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
    когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
    евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
    когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
    голова подвешена рядом
    Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
    дворцов находятся теперь в лондонском Британском
    музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
    также обладает характерными образцами этой
    монументальной скульптуры.

    Особенности изображения

    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Фигуры людей, за редкими исключениями,
    изображены с характерной для Древнего
    Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
    и голова - в профиль.
    Модели у мастеров этого времени кажутся как
    бы приведенными к единому типу. Сохранена
    также и разномасштабность при изображении
    лиц разного социального положения.
    Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

    Рельеф «Царь и бог»

    Вверху слева - фантастические крылатые
    существа (с ассирийского рельефа);
    справа - вавилонский бог Мардук,
    убивающий чудовище Тиамат.
    В центре - золотая голова священного
    быка с синей бородой из лазурита;
    украшение арфы, найденной в царской
    гробнице в шумерийском городе Уре (III
    тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
    в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
    Внизу слева - финикийские корабли (с
    ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
    Справа внизу - ассирийский царь охотится
    на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
    http://www.stroisa.com