Песочная. Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес" Презентация педагога психолога песочной терапии для дошкольников

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Какие дети особенно нуждаются в этой игре, игре в песок? Это дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Песочница обладает психотерапевтическим эфектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространствееное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Какой же принцип положен в создание этой игры?

Ребенок как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами.

Каково главное достоинство этой игры? Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.

Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей как магнит.

Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д.

А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру

Фигурки – высотой не более 12 см по группам: транспорт, люди, животные, природный материал, жилища, деревья, сказочные герои, украшения, инструменты для работы с песком (лопаточки, совочки, палочки, кисти, сеялки и др.)

Выбираем фигурки

Для игры также потребуется вода (в кувшине, в пульверизаторе (лучше!)), воду давать дозировано.

ХОЗЯИН-ХОЗЯЙКА для дошкольников должны быть природосообразные, песочносообразные (черепашка, скоробей, верблюд, ящерка…), знакомые детям (соответственно возрасту).

Какие дети особенно нуждаются в этой игре? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра? Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться: -с целью диагностики; -с целью оказания первичной психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Дидактические игры (этап прикосновений и игр на поверхности песка) «песочный дождик» «песочный ветер»

Упражнение «необыкновенные следы» «прыгают зайцы» «идут медвежата»

«ползут змейки»

«отпечатки»

Отпечатки на мокром песке

«узоры на песке»

«рисунки»

Игра «мины»

Упражнения на развитие Фонематического восприятия

Психопрофилактические игры: «ладони»,

«победитель злости»,

«песочный круг» или «круг радости»

Личное пространство

«моё, твоё, наше»

Образовательные цели: ориентация на «песочном листе» («путешествие за кладом»),

Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

Спасибо за внимание!


Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия в ДОУ"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Голосок»компенсирующего вида» г. Вязники Песочная терапия в работе с дошкольниками В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк Подготовила: старший воспитатель Левашова Марина В ячеславовна

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Принцип «терапии песком» предложен Карлом Густавом Юнгом. Его последователи: доктор психологии Грабенко Т.М. кандидат педагогических наук Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает символ в глубине бессознательного

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

Цели «педагогической песочницы» снятие эмоционального напряжения; саморазвитие ребенка посредством творческих игр на песке; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму; формирование коммуникативных навыков детей.

Условия организации работы с детьми в «педагогической песочнице» Согласие и желание ребёнка Специальная подготовка воспитателя, творческий подход к проведению занятий в песочнице Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов

Оборудование «педагогической песочницы» Песок Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз Набор игрового материала

Необходимое оборудование для игр с песком

Общая структура занятий 1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра. 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закрепляем правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо убрать все игрушки на свои места После игры надо убрать все игрушки на свои места

« Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе ». К.Юнг Цель: Теоретическое и практическое ознакомление педагогов, педагогов - психологов в направлении арт - терапевтические и здоровье сберегающие технологии в условиях ДОУ, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть психотерапевтические достоинства песочной терапии. 2. Ознакомить педагогов - психологов с методами песочной терапии, как средством эффективной коррекции и развития личности ребенка. 3. Дать представление самого процесса песочной терапии с дошкольниками. 4. Ознакомить с особенностями юнгианской песочной терапией. 5. Практически ознакомить с наглядными пособиями и методами песочной терапии при работе с детьми ЗПР.



Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже­ли стандартные формы обучения. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. в песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта». в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния. Дима, 6 лет, ОНР, ЗПР.


Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей; поощряем фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. Алия, 7 лет, ОНР I ст, ЗПР.


Методы песочной терапии могут применяться: с целью диагностики, коррекции и развития; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; психопрофилактическое, как здоровье сберегающее воздействие. Занятия по адаптации детей к условиям ДОУ.


Условия организации качественной работы: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий в песочнице. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Артем, 5 лет, заикание, тревожность.


Оборудование: Водонепроницаемый деревянный ящик 50 х 70 см иди пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Песок должен быть неокрашенный, сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6. Для выполнения техники песочной анимации применяется обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции. Для арт- терапевтических техник чаще используют цветной производственно-окрашенный песок разной фракции. Набор игрового материала Фотоаппарат. Вероника 4 года, нейродермит, скрытая форма агрессии.




Sandplay Адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дидактические и познавательные игры. Работа с ограниченным числом объектов. Игры с семьей. Психопрофилактические игры с песком. Игры-сказки на песке. Песочная мандала. Песочные сосуды. Рисование цветным песком. Песочная анимация.


До момента рождения ребенка, тело матери является первичной средой его обитания. При проведении песочной терапии дети наполняют формы пеком, затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек и ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». Цель: снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и импульсивности.


Использование емкостей, контейнеров, формочек… Если у ребенка образ отдален, не ясен, опасен, то он засыпает контейнеры песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу. Цель: снижение психоэмоционального напряжения, структурирование «внутренней рассогласованности», повышение самооценки.


Создание гор Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Горы также символизирует стремление человека к социальной реализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Поэтому, когда психолог знает, что ребенку не хватает социальной уверенности, мужественности, то он с помощью моделирующей инструкции просит ребенка создать композицию, в центре которой будет находиться гора. Вероника,4 года, нейродермит, «День рождения».


Использование ландшафта … Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируй центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личностями, актуальными для автора в данный момент времени. Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, порталы, знаки...) являются атрибутами процесса социализации ребенка, Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента. Заборы подчеркивают территориальные границы, мосты образуют связи, знаки вводят социальные ограничения, допущения... Егор, 5,5 лет. онкопорез, нарушение семейной коммуникации.


Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным при психосоматических заболеваниях. Воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических и психических недугах.


Творческая работа с мандалами может помочь ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс и напряжение. Ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.


Характерные особенности данной техники являются: ориентация образовательной деятельности на обще развитие ребенка, а не на сообщение ему сумму знаний; создание благоприятной доверительной творческой атмосферы, стимулирование активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.


Основные направления на развитие: познавательных процессов; кругозора и общей осведомленности; речи; творческих способностей, воображения и фантазии; тонкой координации движений и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, что впоследствии благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом; навыков конструктивного общения и саморегуляции, способность к эмпатии.


На песке ребенок имеет возможность отыграть пережитое травматическое событие, используя фигурки из коллекции. Ребенок может. Несколько раз проигрывать один и тот же сюжет, тем самым снижая его пугающее значение и переструктурируя эмоциональный опыт. Кроме того, ребенок может моделировать развязки историй, расширяя внутренние границы восприятия травмы (снижается жесткая фиксация на определенной последовательности действий в событии) и получая возможность успешного разрешения. Часто детям легче выразить переживания заменяя реальные объекты фигурами животных. Лиза,6 лет, ночные страхи, застенчивость.


«Цель Sandplay является активация целебной энергии на самом глубоком уровне психики посредством использования миниатюр и песка для отражения внутреннего мира ребенка. По этой символической деятельности и через опыт свободного и творческой игры, бессознательные процессы становятся видимыми в этом трехмерном виде, так же, как опыт мечты». Д. Калфф.


Основные стадии игры с песком у детей по Дж. Аллану: Первая стадия – «Хаос». На ней ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в латок с песком. Фигурки могут быть из разных категорий, не связанных между собой каким-либо сюжетом. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. На этой стадии ребенок выражает тревогу, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий. Лена, 6 лет, ЗПР, невроз.


Вторая стадия – «Борьба». На подносе начинают появляться противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники, индейцы, пираты и т.д. на этой стадии нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Ребенок должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дариться свобода, заключаются договора о перемирии, значит стадия «Борьба» подходит к концу. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Илья, 6,5 лет, нарушение семейной коммуникации. «Оппозиция»


Третья стадия – «Исход». В мирах, отражающих эту стадию, есть гармония и равновесие. Между всеми объектами существуют связи, они играют аутентичные роли, присутствует много зелени и плодов, животные расставлены по парам. На этой стадии так же наблюдается появление изображений квадратов, треугольников, кругов, что на символическом уровне дает ощущение завершенности и целостности. Иван 6 лет, заикание, замкнутость.


Анализ песочных миров осуществляется по схеме, разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Она действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии – Sandplay. В ситуации игр на песке она не нужна. Анализ проводится на трех уровнях. Обсуждение с ребенком песочницы, после создания Что за мир, сказочная страна. Какие существа населяют ее, какой у них характер, что они умеют. Откуда они пришли в эту страну. В каких взаимоотношениях они находятся между собой. Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить. Какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше. Поскольку образ имеет форму, значение передано, поэтому в течение всего курса психолог следует за ребенком и не делает своей интерпретации.


Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт- терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Нарушение семейной коммуникации. Песочная анимация «Нарисуй свою семью». Диагностика, коррекция.


Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных, детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Построение песочной мандалы (агрессивное поведение).


Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса. Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации, закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы и побуждать творческий интерес. Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции, ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей (шарики су джок).. Семинар «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»





- один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.


История метода

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется как источником внутреннего роста и развития.





Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.



  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:
  • глубокие психологические и родовые травмы;
  • агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие;
  • проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.

  • соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
  • прислушивайтесь к чувствам ребёнка, он должен ощущать безопасность пространства; наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир ребёнка без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Цели песочной терапии для детей: психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения) коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает) снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).

Песочная терапия не имеет возрастных ограничений. Она подходит и взрослым. Подсознательное обретает реальность песочнице. Вы лучше понимаете сами себя. Появляются ресурсы для решения проблем.

Песок — основной материал песочной терапии. Его подарила нам сама Природа!

Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится ТВОРЦОМ своего собственного МИРА.

Песочная терапия проводится в специальной юнгинианской песочнице. Дно и борта ее выкрашены в голубой цвет, что символизирует такие природные стихии как ВОДА и ВОЗДУХ.

Для занятия в песочнице нужны разные фигурки. Каждая фигурка символизирует значимый для ребенка внутренний образ.