Выставка изразцов. «Московский изразец

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Представляет выставку «От образца до изразца»

Место проведения: Восточный корпус (ул. 1-ой Ударной Армии, 2)

Выставка «От образца до изразца» знакомит с развитием изразцового дела в России с XV по XXI вв. Экспонаты-изразцы из разных керамических центров России рассказывают о разнообразии изразцового искусства «как продукта производства, как элемента быта, как явления культуры».

Зам.ген.директора по научной работе СПМЗ С.В. Николаева

На выставке будут представлены самые ранние находки из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника: терракотовые украшения XV в. Духовской церкви, редкие рельефные терракотовые и муравленые (зеленые) изразцы XVII в., изготовленные в Троице-Сергиевом монастыре, архитектурные изразцы, украшавшие храмы обители преподобного Сергия.

Государственный исторический музей представляет печные изразцы XVIII века, среди которых особый интерес вызовут изразцы со сложными сюжетными композициями, изготовленные в Санкт-Петербурге в самый ранний период становления этого производства в столице. Некоторые экспонаты выставляются впервые.

МГОМЗ «Коломенское» участвует в выставке 60 предметами. Это уникальные произведения изразцового искусства: печные изразцы из царского путевого дворца, а также малоизвестные изразцы советской эпохи с изображениями деятелей искусства и символами эпохи социализма.

Из фондов музея-заповедника «Абрамцево» на выставке можно увидеть расписные изразцы XVIII в., среди которых особое место занимают «авторские», выполненные величайшими мастерами живописи М.В. Врубелем и К.А. Коровиным.

МВК «Новый Иерусалим» представляет изразцы XVIII в. производства мастерских Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в том числе очень редкие, выполненными известным мастером Яном Флегнером с занимательными сюжетами из книги начала XVIII в. «Символы и эмблематы».

Благодаря предоставленному Музеем архитектуры имени А.В. Щусева макету Больничных палат с церковью святых Зосимы и Савватия, посетители впервые увидят этот редкий архитектурный памятник Троице-Сергиева монастыря ярким, полихромным, таким, каким видели его наши предки в XVII – первой половине XVIII в. Этот музей поделился также интересными графическими работами, выполненными известным художником конца XIX в. С.Д. Милорадовичем, выдающимся исследователем искусства изразцов XX в. С.А. Маслихом.

Экспонаты из коллекции ООО «Красноярская Геоархеология» расширяют «географию» представленных на выставке изразцов до Сибири: впервые демонстрируются находки, обнаруженные в ходе крупномасштабных археологических работ в г. Енисейске в 2015-16 гг.

О красоте убранства царского путевого дворца с. Слотино, что был недалеко от Троицкой обители, свидетельствуют предметы из частной коллекции Н.В. Сорокатого.

Многие экспонаты выставки предстают перед широкой аудиторией впервые.
Впервые Сергиево-Посадский музей-заповедник объединил в одном межрегиональном выставочном проекте 350 произведений шести веков из фондов 6 музеев Москвы и Московской области, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ООО «Красноярская геоархеология» и частных коллекций.

В мае нынешнего года в Свияжске под Казанью открылась выставка «Путь израза». Ново-Иерусалимскую экспозицию подготовили археологи из Нового Иерусалима, сотрудники камеральной лаборатории института археологии РАН, которую возглавляет Ольга Глазунова .

К вашему вниманию материалы любезно предоставленные организаторами выставки

«Изразец – слово исконно русское. Произошло оно от древнего «образец» (именно так называли до конца XVII в. керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях). Поскольку для декоративного убранства зданий изготовляли сотни и тысячи одинаковых керамических украшений, то слово «образец» приобрело со временем новый смысл: «модель», «лекало», то есть вещь, по размеру и подобию которой следует создавать все остальные.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает, по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остается множество белых пятен. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.

Впервые в рамках выставки на основе богатого материала из нескольких собраний появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, наиболее точно и полно способна отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Изразцы будут впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого, внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.

«Пресс-релиз

Приглашаем Вас принять участие в торжественном открытии выставки «Путь изразца. Москва. Новый Иерусалим. Нижний Новгород. Казань. Свияжск. XVI-XIX вв.», которое состоится 30 мая сего года в 11 час. в выставочном зале Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». В 12 час. начнется круглый стол с участием ведущих специалистов Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, посвященный истории изразцового искусства.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает, по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остаются белые пятна. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.

Впервые в рамках выставки появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы из нескольких музейных и частных собраний. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Изразцы впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого. Внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.

Необходимость обращения к московскому изразцу диктуется тем, что Москва имела прямое отношение к поставкам, копированию и переработке изразцового декора на местах. Именно с появлением широкого производства изразцов в Москве их миграция приобрела массированный характер в разных направлениях. Изразец начал свое победное шествие и по Северо-Восточной Евразии, вскоре достигнув Казани, Свияжска. Кроме того, некоторые представленные на выставке изразцы, демонстрируют и иные пути проникновения в Поволжье.

Картина развития, приведшая к созданию производственно-художественной школы изразцов района Казань-Свияжск, представлена на выставке впервые. До сих пор не предпринималось попыток объединить изделия вышеназванных центров в рамках одной выставки. В этой картине ясно проявлено как прямое воздействие европейской и московской культуры, так и процесс адаптации их к местным условиям, превращения изразца в неотъемлемую и своеобразную часть культуры Поволжья.

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, способна наиболее точно и полно отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Адрес: выставочный зал Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», 422540, Республика Татарстан, с. Свияжск, ул. Успенская, 22.»

Огромная Волга с её обширным бассейном (среди рек которого особенно заметна Кама, устье которой совсем недалеко от Свияжска) в течение тысячелетий вскормила не один народ и оставила на своих берегах бессчетное множество «археологических культур». С X века она, подобно прочной цепи, соединяет воедино этно-географические районы, которым суждено, слившись воедино, стать основой позднесредневековых государств и ядром Российской империи. Эти два района – финно-угро-славянское междуречье Оки и Волги, тот «золотой треугольник», та «древнерусская Месопотамия», центром которой суждено стать Москве, и Среднее Поволжье с его булгарским, а затем ордынским государством, трансформирующимся в Казанское ханство и современный Татарстан. Вокруг них и между ними – огромные, сравнимые с субконтинентами зоны, на которых, невидимо пока для историка, идет работа культурного взаимодействия, спонтанного (а позже и сознательного) взаимного обучения соседей и обращения друг к другу в поисках мастеров и секретов их мастерства – тогдашних носителей ноу-хау .

Мы предлагаем коллегам вместе рассмотреть судьбы мощных культурных импульсов в Поволжье, отчетливо отраженных в памятниках искусства уникального приволжского города XVI-XIX веков, Свияжска, и в постоянно растущем собрании его музея. Особенную роль при этом выполняет известный медиатор современности – изразец. Хорошо известный на всём Ближнем Востоке с раннего средневековья (и даже ещё глубже, вплоть до «ворот Иштар»), он приходит в Среднее Поволжье гораздо позже, чем можно было бы ожидать. Приходит из Московии, куда, в свою очередь, будет «доставлен» (пути доставки – еще один аспект современных исследовательских разработок) также не с Востока, а из Западной Европы, сначала из Италии, затем через германоязычные области и Речь Посполитую. Тут есть о чем поговорить – ведь сам по себе печной изразец (а в собственно архитектурных формах он в Поволжье пока не обозначился) не мог укорениться на новом месте, он был частью большой и сложной конструкции – печи; значит, до этого или вместе с изразцом проникает и новая форма конструкции, а следовательно – новая форма быта и экономики в целом.»

В первую очередь хочется обратить внимание на массивные архитектурные изразцы, части декора Воскресенского собора и других монастырских построек. Изразцовый декор Нового Иерусалима абсолютно уникален. В середине XVII в. в России был создан совершенный изразцовый комплекс, основанный на ордерной системе и содержащий тысячи оригинальных форм.



Потрясающий изразцовый фриз «Павлинье око», многорядный раппорт которого состоял из 17-ти изразцов, не считая обрамления, был в дальнейшем неоднократно воспроизведен на церковных постройках Москвы и других городов. Однако нигде больше не смогли повторить фантастический кобальт фона Ново-Иерусалимского фриза. Отличительной особенностью оригинального фриза является также разновысотность рельефа отдельных элементов, которая рождает живую игру цвета и света на поверхности изразца. На выставке представлен один из изразцов нижнего ряда. Каждый изразец фриза имел свое буквенное обозначение, указывающее на его место в общей структуре раппорта. На нижней полосе данного изразца – это буква «Я».

Гладкую белую поверхность стен собора украшают раскинувшие крылья серафимы – выражение сил небесных.

В самых разных частях декора использован мотив изобильных плодов.

Чрезвычайно распространены морды львов. В символике Воскресения Господня им отведена особая роль.

Из разнообразных оформлений порталов на выставке представлен только один элемент оконного наличника.

Помимо изготовления архитектурных изразцов процветало и производство печных. К наиболее ранним относятся широкорамочные изразцы московской школы: со львом и с барсами, охраняющими древо жизни. В правом нижнем углу изразца с барсами можно разглядеть знак мастера, напоминающий прописную букву «т».

Одновременно с этим белорусские мастера изготавливают для покоев патриарха свою муравленую (покрытую зеленой поливой) печь. Низ ее покоится на карнизе, украшенном крестом и двумя хищниками в геральдических позах. Верх украшают львы с пышной гривой. Верхнее зеркало состоит из лицевых изразцов с плетеным растительным орнаментом, истоки которого следует искать в изобразительных мотивах турецкого искусства. Нижнее зеркало представлено одним из самых распространенных рисунков того времени – изображением букета в вазе, заключенном в восьмиугольную рамку. В мастерских Нового Иерусалима такие изразцы изготавливались в нескольких вариантах: без поливы, муравленые, как для этой печи, и полихромные. Причем полихромные покупались и использовались не только для печей, но и для украшения стен в качестве цветных вставок, как это было сделано в Иосифо-Волоцком монастыре.

Еще одна небольшая изящная печь середины XVII в. была изготовлена западными мастерами, возможно литовцами. На выставке представлена крайняя правая часть многофигурного фриза с изображением охоты на оленя и валик с маской.

С течением времени изысканные мелко-фигурные квадратные изразцы сменились более крупными прямоугольными. Стали преобладать растительные мотивы. Упор делался на изощренный рисунок соединенных рамок. На стенде представлена реконструкция такой печи из дворца царевны Татьяны Михайловны (комплекс Ново-Иерусалимского монастыря). Более сложной стала структура самой печи. Углы конструкции теперь выделяются с помощью специальных закругленных элементов. Пояс собран из фигур различных животных и птиц, техника рисунка которых напоминает уже фигуры западноевропейского Ренессанса.

С началом XVIII в. связан следующий этап в истории изразцового производства Нового Иерусалима. Сюда привозят пленных шведов Яна Флегнера и Кристиана и указанием наладить изразцовое производство на голландский манер. Результатом их деятельности стала совершенно уникальная коллекция изразцов-эмблематов. Основой рисунка послужила книга «Эмблемы и символы», по приказу Петра I переведенная на русский язык и изданная в России. Символизму еще только предстоит стать целой эпохой в русской культуре, а в мастерских Нового Иерусалима уже изготавливаются рельефные изразцы с изображением сюжетов из этой книги. Надуманные сентенции трудно угадать в рисунке. Поэтому к изображению добавляют номер, соответствующий номеру сюжета в книге. Примерно в это же время для Мраморного дворца изготавливают печь с символикой праздника Пасхи – престольного праздника Нового Иерусалима. Все лицевые изразцы имеют одинаковый рисунок, но отличаются цветом фона. Встречаются изразцы с белым, голубым и синим фоном. Карнизы этой печи украшены символами военной победы.

Мастерские Нового Иерусалима продолжают свою деятельность и во второй половине XVIII и на протяжении всего XIX в., но столь серьезного влияния на изразцовое производство России, как вначале, они уже больше не имеют».

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.



Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.


Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском


Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском


Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.


Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.


Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.


Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г .

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.

Сад ценинного искусства. Изразцы XVI - начала XIX века

Изготовление изразцов, которое пришло в Россию из Восточной Европы в XVI веке (называли его «ценинным делом»), — процесс трудоемкий. Одним резчиком здесь не обойтись — нужны еще гончары с каменщиками, умеющие обжигать кирпич. Тем не менее изразцы в России полюбились, ими стали украшать фасады и интерьеры церквей, а с Петровской эпохи и печи. Сначала, в XVI веке, это были муравленые изразцы (покрытые зеленой глазурью — «муравой»), а затем резчики дали волю своей фантазии — здесь и орнаменты, и цветочные гирлянды с птицами, и батальные сцены. Для выставки подобрано 44 экспоната — вроде бы не так много, но они дают полное представление о развитии «ценинного дела» в России с момента зарождения до расцвета в следующем столетии при патриархе Никоне и до поставленного уже «на конвейер» мануфактурного производства в начале XIX века. Все образцы в экспозиции — из собрания музея, а также из частных коллекций. К выставке вышел еще и каталог с подробной историей «ценинного дела» и представленных образцов, большая часть которых имеет точное происхождение.

Искусство и город: граффити в эпоху Интернета

Граффити, зародившиеся в 1970-е как часть уличной субкультуры, в последнее время все чаще становятся темой выставок не только в галерейных, но и в музейных пространствах. Выставка под названием «Искусство и город: граффити в эпоху Интернета» в московской галерее «Электромузей в Ростокино» посвящена тому, как эволюционировали граффити в эпоху «цифры», перестав быть не только чисто уличным творчеством, но и анонимным. Теперь они равноправные участники современного искусства, со всеми его плюсами и минусами. Вот как видит сегодняшнюю ситуацию с граффити куратор выставки художник Игорь Поносов: «Новые технологии становятся настолько доступными, что наравне с баллончиком начинают использоваться и граффити-художниками. Предпринимаются попытки создания произведений посредством роботов, дронов и других спецсредств. В конечном счете современные граффити трансформируются в практики, все более похожие на хакерство». Так ли это на самом деле? Свои выводы можно сделать, посетив выставку, где, помимо свежих работ, подготовленных специально к проекту, для сравнения показаны фотографии и видеосъемка самых знаковых граффити разных лет.


Моряк, художник, человек. Владимир Голицын


Владимир Голицын (1902-1943) — художник, создавший свой, неповторимый стиль, соединяющий лаконизм агитационного плаката и традиции народных промыслов. Учился он у таких разных, но замечательных мастеров, как бубнововалетовец Петр Кончаловский и Константин Юон, посещал курсы Вхутемаса. Голицын много работал на заказ, главным образом для Центрального кустарного музея Москвы, основанного в начале ХХ века благодаря меценату Сергею Морозову и просуществовавшего до 1930-х. Деревянные шкатулки Голицына с росписью получили даже золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. На выставке можно увидеть практически все наследие Голицына, которое хранится как в ВМДПНИ, правопреемнике Кустарного музея, так и в других собраниях. Помимо прикладных работ, это иллюстрации к детским книгам и журналам, зарисовки из экспедиций на Кольский полуостров и на Новую Землю, семейный архив, предметы, предоставленные внуком художника Иваном Илларионовичем Голицыным, а также документы о многочисленных арестах Владимира Голицына из-за его дворянского происхождения.

3 июля в Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная русским изразцам XVI-XIX веков.

На выставке представлена часть музейного собрания изразцов, которое хотя и не велико по объему, но дает целостное представление об истории искусства "ценинного дела" в России. Это фасадные и печные изразцы, рельефные и гладкие, покрытые глазурью и расписные. Хронологический охват представленных произведений - с XVI до конца XVIII столетия. Поскольку подобного рода экспозиции чрезвычайно редки, открытие выставки стало событием.

Выставку открыл директор музея имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин.

Хранитель фонда археологии и собрания изразцов Анастасия Горшкова представила каталог выставки.

С приветственным словом к собравшимся обратилась хранитель фонда изразцов Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, ведущий специалист по русским изразцам С.И.Баранова, которая отметила важность открытия выставки и издания каталога.