Белошистая формирование и развитие математических способностей дошкольников. Белошистая, Анна Витальевна - Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: монография Приблизительный поиск слова

Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет, Книга 2, Белошистая А.В.

Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.

Примеры.
Сложи из палочек.
В заданиях ребенок использует для складывания обычные счетные палочки.

Сложи из треугольников.
В этих заданиях ребенок использует для складывания треугольники основной формы (равнобедренный прямоугольный).
Удобно использовать готовые «Дидактические наборы», содержащие фигуры этой формы. Можно вырезать треугольники из плотного картона.

Положи фигурки на нужное место.
В заданиях на с. 4-19 ребенок раскладывает на рисунках фигурки трех основных форм:
Удобно вырезать эти фигурки по 20 штук каждой разных цветов и хранить их запас в конверте. При раскладывании фигурок их можно пересчитывать, сравнивать по количеству (больше-меньше, одна-много, сколько...) и по цвету. Можно раскрасить рисунки цветными карандашами, тогда желательно попросить ребенка выбрать фигурки нужной формы и нужного цвета.
Повторяйте работу с каждой страницей через день-два, пока ребенок не начнет легко справляться с выбором без вашей подсказки.
После этого можно приклеить фигурки на свои места клеевым карандашом и переходить к следующим заданиям. Не забывайте возобновлять запас фигурок и вводить большее количество цветов.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет, Книга 2, Белошистая А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Математика вокруг тебя, Методические рекомендации для организации занятий с детьми 4-5 лет, Белошистая А.В., 2007
  • Тренажер по математике для 1 класса, Обучение решению задач, Белошистая А.В., 2007
  • Методика обучения математике в начальной школе, Белошистая А.В., 2007

Следующие учебники и книги.

Книги - это лучший источник информации во все времена. На протяжении веков люди черпали свои знания непостредственно из книг, получаемых в библиотеке. Но в 21 веке на смену простым бумажным книгам пришли электронные книги . Вместе с ними появились электронные библиотеки где вы можете скачать книги бесплатно, и загрузить их в свою электронную читалку. Это действительно удобно, использовать электронные версии книг в формате fb2, pdf, lit, epub чтобы скачать их к себе в любимую читалку. Одним из главных критериев любой электронной библиотеки является свободность и доступность информации. Очень важно, чтобы книги можно было скачать бесплатно , без регистрации, без смс и тому подобного.

Поиск книг, скачать книги бесплатно

Мы верим, что именно книги бесплатно спасут этот мир от копирастии и прочей нечести. Но доступность книг в электронной библиотеке не единтвенный критерий. Важно так же иметь удобный поиск книг по библиотеке, чтобы иметь возможность быстро найти нужную книгу. в нашей библиотеке более 1.500.000 книг и журналов абсолютно бесплатно. На Z-Library вы также сможете найти кроме книг и журналов различные комиксы, научную литературу, десткие книги, романы, детективы, и многое другое. по категориям еще быстрее поможет соорентировать в обилии литературы на нашем бесплатном сайте. Помните, что скачивая книги бесплатно вы поддерживаете здравый смысл, а не переплачиваете за электронные копии. Электронная библиотека B-OK.org - лучший источник, чтобы найти и скачать нужные книги и журналы. В нашей библиотеке вы также сможете сконвертировать книгу в удобный для вас формат или читать онлайн. Для пополнения бибилотеки мы используем открытые источники информации и помощь читателей. Вы сами можете добавить книгу для пополнения библиотеки. Вместе мы соберем самую большую электронную библиотеку в сети.

Z-Library is one of the largest online libraries in the world that contains over 4,960,000 books and 77,100,000 articles. We aim to make literature accessible to everyone.

You may remember that during the last time, we experienced some technical difficulties. But we held out, and continue to move forward. And now we really need your help. Today (March 15, 2020) we"ve started additional fundraising to project maintenance and development. Please read more or make a donation . (27.1% raised )

Also UNLIMITED downloads (for 31 days after the day of making donation) are available for ALL contributors who will donate during the fundraising period.

Каталог информационных ресурсов с краткой аннотацией

    Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей. Вопросы теории и практики. – М. – Владос, 2004.
Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.
    Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. Генис А.Л., Зимнухова И.А., Шитов А.М. Считалочка. Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Шарыгин И., Шарыгина Т. «Первые шаги в геометрии»
В представленных рабочих тетрадях содержатся задания для дошкольников на закрепление умений выделять элементы и свойства геометрических фигур, сравнивать объекты по пространственным признакам, выделять взаимное расположение предметов и геометрических фигур.
    Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. – СПб. – 2009.
В данном пособии широко раскрыт вопрос овладения дошкольниками пространственной терминологией, представлены игровые задания, упражнения на закрепление детьми умения использовать в речи пространственные характеристики.
    Шпаргалки на каждый день. Методика математического развития детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Рочева О.И., Кравцова Н.В. – Сыктывкар, 2006.
В методическом пособии представлены приемы закрепления умения детей сравнивать объекты по признакам, умения выделять свойства и элементы геометрических фигур. Кроме того, пособие содержит перечень основных свойств геометрических фигур, доступных детям дошкольного возраста.8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988. В пособии раскрываются формы и методы обучения детей математике во всех возрастных группах детского сада, обосновывается необходимость систематической подготовки детей в дошкольных учреждениях к усвоению школьной программы.9. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение" ,1981. В книге раскрывается опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников. Предлагается большой методический и иллюстративный материал. Описывается использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяющие моделировать важные понятия не только математики, но и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.10. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент," 2000. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 3(2)-6 лет. Приводится описание разнообразных игр, большинство на трех уровнях сложности. Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с: ил. Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматри­ваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.

Картинка 9 из презентации «Познавательное развитие дошкольников средством формирования математических представлений»

Размеры: 98 х 150 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока информатики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Познавательное развитие дошкольников средством формирования математических представлений.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 3165 КБ.

Скачать презентацию

«Математическая игра» - Вопрос для решения. 21. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много предметов, изготовленных из бронзы. Слышите, как быстро смолкла речь? Ход игры: Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку. Конкурс болельщиков. Работа по станциям. Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль.). Станция №2.

«Математические софизмы» - Однако, одних только софизмов для победы в любом споре недостаточно. Алгебраические софизмы. К логическим приемам нечестного, но удачного ведения дискуссии и относятся софизмы. Решение. Заключение. Экскурс в Историю. Т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.

«Математический турнир» - Луч 1. Задание 4 луч 1. Дидактическая игра. Результаты игры. Луч 3. Луч 2. Задание 4 луч 3. Задание 1 луч 1. Задание 2 луч 2. Задание 1 луч 2. Задание 5 луч 2. Задание 5 луч 3. Задание 3 луч 3. "Математический турнир".

«Способности человека» - Способности? Чувство поля. Прогноз(30-е гг.20 века): -100 м-10,0 сек, -высота-2,25 м Штанга-200кг, Что мешает? Обществознание. Выдающиеся достижения людей. Способности человека. Остатки знаний древних цивилизаций? Восточная медицина. Телепатия. Необъяснимые возможности. Мировые рекорды(2000): -100 м-9,81 сек, -высота-2,45 м Штанга-280кг,

«Развитие творческих способностей учащихся» - Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Мы очень обрадовались. Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся: Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: . Интеллект. Память, воображение.

Использование программы А. В. Белошистой "математика и конструирование" в развитии математических представлений у дошкольников.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу важных методических проблем последних десятилетий. Математическое развитие дошкольника должно предполагать развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойство, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

В старшем дошкольном возрасте существуют все предпосылки для развития математического мышления и математических способностей. В целях совершенствования содержания и методов развития у дошкольников математических представлений мы проводим обучение детей по программе интегративного курса « Математика и конструирование», разработанной А.В.Белошистой.

Данный курс создан для решения остро возникшей в настоящее время проблемы обновления подготовительной работы с детьми по математике, с целью развития их в процессе обучения и ориентирован на личностное взаимодействие взрослого ребёнка.

Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе. Систематические занятия развивают не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребёнка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид моделирования, автор предлагает выстроить систему формирования конструктивных умений ребёнка ы процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений, объединяя два традиционна разводимых в методике дошкольного обучения вида деятельности: конструирование и обучение математике. При этом вновь приобретаемые знания и умения играют развивающую роль, так как они становятся базой для формирования элементарных математических представлений и общих приемов умственной деятельности.

Цель программы- уходя от узкоутилитарного подхода к обучению математике, направленного на формирование представлений о числе, дать один из возможных вариантов, построенный на основе использования доступных ребёнку дошкольного возраста видов моделирования математических объектов и отношений.

Суть подхода в программе А.В.Белошистой « Математика и конструирование» состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребёнка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий и т.п. При этом процесс сводится не к целевому обучению элементами арифметики, а к всестороннему стимулированию развития логического мышления ребёнка. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т.е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.

Отличительной способностью данного курса является то, что роль ведущего содержания в нем отводится геометрическому материалу и действиям с ним, работа с числом и всеми сопутствующими материалами является работой « второго плана», встроенной в процесс самостоятельной конструктивной деятельности ребёнка. В этом случае знания и умения арифметического характера усваиваются дошкольном « попутно», в процессе интересной и понятной ему деятельности с геометрическим материалом.

Эффективность программы подтверждена на практике. Мы занимались систематично и последовательно по программе А.В.Белошистой со второй младшей до подготовительной группы и сейчас можем подвести итог.

Детей увлекали включенные в задания элементы сюжета, возможность действовать с материалом. Систематическое участие в решении конструкторских задач стимулировало познавательные интересы детей. На занятиях по данной программе мы применяли следующие дидактические средства:

  • Пластмассовые рамки (трафареты) с прорезями в виде геометрических фигур. Используются для узнавания и называния геометрических фигур в различных положениях, умения использовать их для конструирования орнаментов и сюжетов. При работе с рамкой дети приобретают начальные графические навыки: обводка, штриховка, рисование на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм, учатся ориентироваться на листе, обучаются «конструктивному рисованию».
  • Счетные палочки, применяются не только как счетный материал, с их помощью можно в доступной пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочку как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и даёт им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между нами.
  • « Дидактический набор» - набор геометрических фигур трёх основным форм: круг, квадрат и треугольник, а также набор геометрических тел « Цвет и форма» , содержащий кубы, конусы, цилиндры, прямые прямоугольники и треугольные призмы, пирамиды.
  • Рабочие тетради на печатной основе, содержать большое количество дополнительных

упражнений, позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу на занятии.

Главное требование- это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.Важно, чтобы взрослые не ограничивали детскую активность или не давали ответов на ещё не поставленные вопросы, а поощряли ребёнка и вместе с ним экспериментировали, наблюдали, действовали, размышляли, искали ответы и ставили новые вопросы. Родителям необходимо понимать: ничто не приходит само по себе, ребёнок обучается не тогда, когда он наблюдает за взрослыми, а когда он имеет возможность непосредственно действовать.

Родители могут объяснить ребёнку такие свойства действительности как пространство и время: время суток, времена года, возраст. В старшем дошкольном возрасте детям доступен довольно сложный анализ и умение делать выводы, развивается логическое мышление: понимание причин и связей происходящего в повседневной жизни. Ответы на трудные вопросы могут дать книги, научная литература: энциклопедии, журналы, книги о природе. Необходимо давать детям простейшие задания для развития мелкой моторики руки: ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, ручку, уметь работать на листе – обвести в клетку, продолжить узор. Аккуратно раскрасить рисунок.

Всё это мы объясняем родителям на родительских собраниях, проводим анкетирование родителей, готовим для них тематические консультации и папки – передвижки « Математика вокруг нас » , даём индивидуальные разъяснения и советы. Со своей стороны родители помогают нам в приобретении и изготовлении пособий.

Обнаружилось, что дети значительно легче усваивают математический материал и создаётся возможность выйти за пределы того объёма математических знаний, которые предусмотрен « Программой воспитания в детском саду » под редакцией М.А.Васильевой.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. В настоящее время все воспитанники успешно обучаются в первом классе и не испытывают проблем на уроках математики.