Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставит. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое не будет нужным учащимся. В конечном итоге для людей важно в первую очередь качество образования, а затем уже - доступ к нему и затраты на его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку за качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Хотя, на каком-то этапе можно, по всей видимости, мириться с не очень качественным, но общедоступным образованием.

Определение качества образования - это сложная и самостоятельная задача. Для целей лекции будем считать, что качество-это признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться или продолжать обучение обученный или выученный человек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится, скорее, к содержанию образования.

Отсюда можно предположить, что основной целью функционирования системы образования является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при этом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественного и (или) качественного.

Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования:

Способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. человек населения (в Законе ”Об образовании“ - не менее 170);

Обеспечить качественное, на уровне современных требований обучение всех детей в школе не менее 12 лет;

Сделать так, чтобы математическая подготовка в городских школах была лучшей в мире и т. д.

Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Понятно, что новое состояние можно описать по - разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы или всей системой, которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей дошкольным воспитанием, поскольку эта цель касается только части системы.

Цель, таким образом, должна быть сформулирована, количественно и (или) качественно определена, обозначена, представлена на уровне понимания. Управление должно обеспечить изменение состояния системы, т.е. согласованную деятельность всех ее элементов, обеспечивающую движение к заданной цели и ее достижение.

Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий - структура управления с определенной соподчиненностью, распределением между подразделениями функций управления.

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, которая характеризуется следующими основными чертами:

Наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего-решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих;

Ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором-вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов;

Возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.

Обобщенная структура управления образованием изображена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Обобщенная структура управления образованием

Конкретная реализация структуры управления в разное время определялась разными условиями, часто скрывавшимися за стандартными формулировками ”в целях совершенствования. Для характеристики происходивших структурных изменений больше всего подходит понятие ”субъективного фактора“, поскольку масштабы системы образования росли постоянно, задачи, судя по формулировкам в официальных документах, постоянно же усложнялись. С моей точки зрения, особенного усложнения управленческих задач не происходило, они просто менялись и даже не очень сильно.

Процесс же изменения структуры управления больше напоминал колебания. Изменения в органах управления образованием происходили и происходят достаточно регулярно, причем изменения эти все время воспроизводят все ту же линейно-функциональную структуру. В качестве примера обратимся к сравнительно недавней истории (табл. 3.1).

Как видно из приведенной информации, изменения в структуре управления образованием осуществлялись с завидной регулярностью. Необходимо обратить внимание еще на одну важную особенность: при формальном требовании к обособленному существованию управления отдельно от управляемого объекта органы управления образования формально же включены в состав системы образования (в соответствии с определением, данным в Законе ” Об образовании“). Из этого кажущегося маловажным обстоятельства следует весьма важный вывод: при изменении структуры органов управления образованием должно (!) меняться состояние системы образования. Однако при проектировании изменений такого рода обычно это обстоятельство в расчет не принимается, а системные изменения не только не прогнозируются, но даже и не обсуждаются. Речь идет о чем угодно: о сокращении бюрократов, исключении не свойственных функций, дублирования и т. д.,- но только не о том, что изменение управления может самым серьезным образом повлиять на систему образования. Утешает только то, что в других отраслях положение ничуть не лучше, на стадии проектирования никто не знает, к чему эти преобразования приведут.

До апреля 2004 г. федеральный уровень управления был представлен Министерством образования Российской Федерации, в ведении которого к тому времени находились 658 учреждений среднего и 326 высшего профессионального образования федерального уровня. На этом же уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляли также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находились в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов-в ведении 20 министерств и ведомств.

Такое распределение на федеральном уровне складывалось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны - охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. Развивающиеся научно-образовательные школы выделялись из состава вузов. От такого мощного вузовского центра, как, например, МВТУ им. Н.Э.Баумана в свое время ”отпочковались“ МИСИ, МЭИ, МАИ, Академия химзащиты, Ижевский механический институт, факультеты МИХМ, МХТИ, МИФИ, а от Ленинградского политехнического института-Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйственный институт, втуз при ЛМЗ и др. И такие процессы происходили не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие ”собственных“ отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил:

Ближе к источникам энергии, в качестве которых выступали образовательные и научные центры;

Ближе к месту потребления-в каждой области должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства;

Во вновь осваиваемых районах-Новосибирский и Дальневосточный научные центры, например.

Иначе говоря, учебные заведения создавались там, где по условиям того времени это признавалось необходимым. Собственно, сейчас происходит то же самое с поправкой на изменившиеся социально-экономические условия.

В то же время в ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации (ранее-краев, областей, автономных областей и округов) учебных заведений практически не было. А подавляющее большинство образовательных учреждений дошкольного и общего образования-яслей, детских садов, школ-находилось (и находится в настоящее время) в ведении муниципальных органов управления образованием.

После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по науке;

Федеральное агентство по образованию.

Структура управления образованием приведена к виду, изображенному на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Действующая структура управления образованием

Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена трехзвенная“ структура управления: от министерства через агентство к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства подотраслями экономики.

Затем это расценивалось как создание излишних управленческих звеньев, и главки ликвидировались.

Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, когда между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев (двухзвенная) или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием (трехзвенная). В данном случае не обсуждается вопрос о том, какая структура ”лучше“. Как будет показано дальше, обе они имеют право на существование в сформированных условиях функционирования образовательных учреждений и распределения обязанностей в области образования между уровнями государственной власти и управления.

С учетом же федеральной составляющей управления образованием для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления:

Министерство образования и науки Российской Федерации → орган управления образованием субъекта Российской Федерации → орган власти муниципального образования → учебное заведение.

Несколько более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства образования федерального уровня:

Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по ”двухзвенной“ схеме управляли учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Одновременно Госкомвуз России являлся органом функционального управления высшим и средним специальным образованием;

Минобразования России по ”четырехзвенной“ схеме осуществляло функциональное управление остальными учебными заведениями, будучи одновременно органом управления учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования (педагогические вузы, педагогические училища, профессионально-технические училища).

В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с большой сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном административном ведении находилось около 2 тыс. организаций. При этом Министерство стало и органом функционального управления для всей системы образования.

Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона.

Следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается:

В ведение субъектов федерации передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня - в 2005/06 учебном году в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований находилось 1199 учреждений среднего профессионального образования (44,6% от общего числа учреждений этого уровня образования);

В ведении субъектов федерации находилось 48 высших учебных заведений.

По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне.

В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений.

В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений.

Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.

Введение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Стратегической задачей системы государственного управления в настоящее время является построение общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Основы его закладываются в образовательных учреждениях. Образовательная сфера является одним из важнейших ресурсов нашей страны и несет функцию национальной безопасности. Тенденции современной общественной жизни предъявляют все новые требования к системе образования. Ее динамичное развитие способствует экономическому и духовному процветанию России, вместе с тем, требует грамотного управленческого труда.

Объектом реферата выступила система образования.

Предметом - структура управления образованием.

Цель реферата - изучить структуру управления образованием.

  1. Определить понятие и структуру системы образования.
  2. Рассмотреть общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.
  3. Проанализировать структуру управления образованием.

1. Понятие и структура системы образования

Сегодня в каждом развитом государстве существует устоявшаяся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государства, общества и личности. Функционирование этой системы регулируется законодательными документами. Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих :

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование системы образования в Российской Федерации определяется следующими принципами:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  5. Свобода и плюрализм в образовании.
  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского. Образовательный минимум содержания каждой программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Они реализуются через следующую сеть учебно-воспитательных заведений:

  • дошкольные: ясли, детские сады, детские центры;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи;
  • профессионального образования (начального, среднего, высшего): училища, колледжи, техникумы, университеты;
  • специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и т.д.;
  • учреждения дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, дома творчества юных и т.д.;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, интернаты;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития Они открываются в помощь семье, так как первыми и главными педагогами ребенка являются его родители. Основными типами дошкольных образовательных учреждений являются детские ясли - сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр. Семьям, где дети дошкольного возраста воспитываются на дому, должна оказываться методическая, диагностическая и консультативная помощь, организуемая органами местного самоуправления.

В задачи дошкольных образовательных учреждений входит охрана жизни и здоровья детей, их интеллектуальное и физическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям и взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В условиях современного открытого образовательного пространства дошкольные образовательные учреждения свободны в выборе определенного направления учебно-воспитательного процесса, образовательных программ и методик. Исходя из этого, в российской практике встречаются разные виды детских садов. Например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным направлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка или детский сад развивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального, художественного или физического развития ребенка.

Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени :

I ступень - начальная школа (4 года обучения),

II ступень - основная школа (5 лет),

III ступень - средняя школа (2 года).

Для детей с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, направленные на их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию. В такие специфические образовательные учреждения дети направляются органами управления образования только с согласия родителей или опекунов по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, существуют специальные образовательные учреждения, направленные на их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. В такие образовательные учреждения принимаются дети, достигшие одиннадцати лет. Направление подростка туда для обучения возможно только по решению суда.

Исходя из гарантированного государством права на образование, для граждан, находящихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.

Профессиональные образовательные учреждения открываются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Основным типом образовательного учреждения, реализующего начальную профессиональную программу, являются профессионально-технические училища.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (институтах, университетах, академиях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Одним из важных признаков современной системы образования является вариативность, проявляющаяся в узаконенных организационно-правовых формах образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные), формах получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейное, экстернат, дистанционное), содержании образования и организации педагогического процесса в учебном заведении. Современная система образования уходит от прежней унификации и стандартности. И что самое важное, сегодня сфера образования начинает приобретать черты одной из немногих социальных областей, где реально сталкиваются интересы государства, общества и личности. К тому же принимая во внимание федеративный характер государственного устройства, в подходе к решению проблем образовательной сферы обнаруживаются также и интересы регионального порядка, обусловленные спецификой образовательного комплекса и его интеллектуального потенциала.

2. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент

Управление системой образования представляет собой специальную деятельность, в рамках которой ее субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемых подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений. Центральным объектом управления образованием является формирование и развитие всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений. Как и любая управленческая деятельность, она строится на определенных принципах, способствующих ее эффективности. Исследовательские коллективы, занимающиеся проблемами управления образованием, выделяют различные группы основополагающих принципов. Среди них можно отметить наиболее распространенные.

Принципы демократизации и гуманизации управления образованием являются ответной реакцией на происходящие изменения в обществе. Кроме того, именно на этих принципах строится государственная политика в области образования. Демократизация предполагает развитие активности и инициативы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и руководителей образованием. Одной из форм участия в управлении является участие в процессе коллегиального принятия управленческих решений. Это возможно только в случае открытости и доступности управленческой информации. Развитию демократических начал в управлении способствуют введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Доминирование гуманистических ценностей в культуре постиндустриального общества нашло отражение и в образовании. Оно коснулось не только педагогического процесса, но и процесса управления образованием, проявившись в ориентации на сотрудничество, толерантность, интеллектуальную и творческую независимость .

Принцип оптимального сочетания государственного и общественного начал органично сочетается с принципом демократизации. Он ориентирован на сбалансированный учет интересов личности, общества и государства в реализации образовательного процесса и управления им. По сути, этот принцип реализуется в процессах централизации и децентрализации управления образованием, направленных на поиск оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Он предполагает единоначалие и коллегиальность в управлении образованием. Единоначалие заключается в праве руководителя конкретного уровня на единоличное решение вопросов, входящих в его компетенцию. Оно обеспечивает дисциплину и порядок и целесообразно в случае оперативного принятия решений, за которые руководитель несет персональную ответственность. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений. Коллегиальность целесообразна при определении стратегических действий. От оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении образованием зависит эффективность образовательного процесса .

Принцип научности предполагает учет в построении системы управления новейших данных управленческой науки, законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления. В реализации этого принципа необходимо опираться на достижения педагогической науки и менеджмента. Реализация принципа научной обоснованности управления определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Принцип системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Отношение к педагогическому процессу как целостному и системному явлению создает реальные условия для эффективного управления им.

Из классификации П.И. Третьякова к этим принципам можно добавить принципы объективности и конкретности, оптимальности и эффективности.

Надо отметить, что в последнее время среди управленческого сообщества распространенным становится понятие «педагогический менеджмент». Это научно организованное иерархическое управление - руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых, - осуществляемое по различным моделям. В исследованиях В.П. Симонова выделяются следующие принципы педагогического менеджмента: целеполагание, целенаправленность управления, кооперация и разделение управленческого труда, функциональность, комплексность и систематическое самосовершенствование.

С точки зрения В.П. Симонова, функции педагогического менеджмента - «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». В число функций входит: принятие решения; организация выполнения принятых решений; предварительный, текущий и итоговый контроль. Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.

Существует 4 группы методов :

1) методы экономического стимулирования педколлектива,

2) организационно-распорядительные или административные методы,

3) методы психолого-педагогического воздействия,

4) методы общественного воздействия.

Решения, принимаемые управленцами должны соответствовать следующим требованиям: иметь целевую направленность, быть обоснованными и иметь конкретный адрес, согласованными с общей системой управленческих решений, соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени, быть актуальными, современными, краткими и четкими.

Таким образом, управление образованием - это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость. Эффективное развитие образования зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике.

3. Структура управления образованием

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, учреждения профессионального образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образовательное учреждение.

(региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации — министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установлены 18 функций управления. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.

  1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем.
  2. Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
  4. Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими: осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
  5. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
  6. Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации "Об образовании", и можно еще раз убедиться в том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.

  1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуществления государственной политики в области образования.
  2. Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.
  3. Предоставление гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.
  4. Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования.
  5. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
  6. Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием.
  7. Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
  8. Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
  9. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме. Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации - орган управления образованием субъекта Российской Федерации - орган власти муниципального образования - образовательное учреждение.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации - министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

Таким образом, система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.

Список использованных источников

  1. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 228 с.
  2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. - М., 2014. - 547 с.
  3. Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М., 2015. - 309 с.
  4. Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43 - 62.

Арендный блок

Выделяют три уровня органов управления образованием в РФ:

Федеральные органы управления;

Региональные органы управления;

Муниципальные органы управления;

Федеральный уровень

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Региональный уровень

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне - департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);

государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Муниципальный уровень

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-педагогическая система

Система образования. Основные проблемы управления школой. Структура системы образования. Образование и Образовательная политика РФ. Педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Школа как социально-педагогическая система

Основные характеристики педагогической системы

Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально-педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы

Нормативно-правовая база деятельности школы

Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления

Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения

Государственно-общественный характер системы образования. Государственная образовательная политика РФ

Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Положение о ведении школьной документации

Подходы к измерению информации. Единицы измерения количества информации

Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики. Вероятностный подход. Формула Хартли. Формула Шеннона. Объемный подход.

МАРКЕТИНГ Учебное пособие

Фигурко А.А Маркетинг: учебное пособие – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2009. – 184 с. Рецензенты д.э.н., профессор Крымов С.М.

Правила проведения соревнований по ездовому спорту в Российской Федерации

Настоящие Правила разработаны в соответствии с положениями Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСКА 2003-2005) Международной федерации ездового спорта (IFSS) и Европейской Ассоциации ездового спорта (ESDRA)

Плюсы и минусы ночного питания

Рано или поздно, прогресс в наборе мышечной массы у любого желающего ее набрать сходит на нет. Если исключить методические ошибки, то отсутствие прогресса может быть вызвано недостаточным нутрициональным обеспечением организма.

Российская Федерация Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

  • – обеспечение конституционных прав граждан на образование:
  • – интеграция высшего образования и науки;
  • – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;
  • – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;
  • – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях : федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

→ На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ . Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

→ На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

  • – повышение уровня автономности;
  • – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;
  • – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
  • – развитие плюрализма мнений;
  • – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;
  • – получение дополнительных источников финансирования;
  • – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

  • С 1 марта 2008 г. таких субъектов 83.

Система образования в РФ представляет собой:

  • совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы.

Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

  • Правительство РФ;
  • федеральные (центральные) органы управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления субъектов РФ.

В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
  • формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  • контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т.д.

Полномочия Правительства РФ в области образования.

В рамках определенных законодательством функций государственных органов в сфере образования Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развитие и совершенствование общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования (ст. 17 Закона "О Правительстве"). Полномочия Правительства РФ в сфере образования определяются также законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г.


К ним относятся:

  • участие в разработке и реализации политики в указанной области;
  • подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией;
  • доработка законопроектов и принятие в соответствии с законами нормативных актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
  • установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
  • определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования;
  • определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования и др.

Реализуя определенные законодательством полномочия Правительство РФ утвердило Положение о Министерстве образования РФ от 24 марта 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г., Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.

Министерство образования РФ.

Федеральным государственным органом, специально образованным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ (Минобразование России). Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, и среди них:

  • осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
  • реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений;
  • разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
  • создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;
  • осуществление информатизации в области образования;
  • обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования;
  • организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России реализует многочисленные специализированные функции.

В Положении о Министерстве образования РФ определено 75 таких его функций, в частности:

  • оно реализует федеральные целевые программы в области образования;
  • осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;
  • выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;
  • ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема; рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
  • устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
  • определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;
  • участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

В функции Министерства входит также присвоение ученого звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образования и ученого звания профессора научным работникам научных учреждений и организаций.

Оно создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций. Министерство присуждает в установленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени, проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. Оно может заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы.

В целях реализации своих функций Министерство образования вправе издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним.

Оно имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач.

Для осуществления своих функций оно может создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности.

Возглавляет Минобразование России министр, который осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций. Он возглавляет коллегию Министерства, в которую по должности входят заместители министра, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели.

Коллегия является совещательным органом, ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В составе Министерства в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.

Министр образования как руководитель Министерства представляет в Правительство проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам входящим в компетенцию его ведомства; утверждает уставы, находящихся в ведении Министерства образовательные учреждения и в установленном порядке утверждает и освобождает от должности руководителей этих учреждений. Он издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства и находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, утверждает положения о его структурных подразделениях и т.д.

Министерство насчитывает более тридцати структурных подразделений, обеспечивающих осуществление его основных задач и функций. Они включают управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального образования, управления развития образования, управление лицензирования, аккредитации и аттестации и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования, государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и др.), отделы (нострификации, информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

Свои задачи и функции Министерство образования РФ осуществляет во взаимодействии с ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов Федерации.

Федеральные ведомственные органы управления образованием.

К группе этих органов относятся министерства и ведомства, которые имеют в своем ведении отраслевые образовательные учреждения и для управления ими создают в своей структуре специализированные подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых образовательных учреждениях (военных, медицинских, юридических, музыкальных, сельскохозяйственных и т.д.) готовятся специалисты в основном для одной отрасли. Такие профильные образовательные учреждения имеют Минобороны, МВД, ФСБ, Министерство иностранных дел, Минюст, Минздрав и др.

В компетенцию этих министерств и ведомств входят вопросы планирования подготовки специалистов, порядка назначения или выборов руководителей этих учреждений, порядка их финансирования и иных видов обеспечения, порядка приема и зачисления граждан в эти учреждения и т.д. Вместе с тем для всех этих ведомств правовые акты управления Министерства образования РФ, касающиеся содержательной стороны образования, являются обязательными для исполнения.

Государственное управление на уровне субъектов Федерации осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования.

К компетенции органов управления образованием субъектов Федерации относятся:

  • осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;
  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • создание, реорганизация и ликвидация подведомственных им образовательных учреждений;
  • лицензирование образовательных учреждений (за исключением вузов);
  • организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;
  • издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

В целях конкретизации основных задач Федеральной программы развития образования, введенной в действие Федеральным законом от 10 апреля 2000 г., органы субъектов Федерации приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти в субъектах Федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ.

Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям .

Во-первых , путем предусмотренного Федеральной программой, формирования координационных планов ежегодных совместных действий Минобразования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Во-вторых , посредством оказания Министерством образования РФ методической помощи в нормативной работе. Так, в целях повышения эффективности контроля за соблюдением органами управления образованием Министерством образования были разработаны Примерное положение об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная инструкция о порядке инспектирования и др.

В-третьих , важной формой взаимодействия является деятельность при Министерстве Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ, выполняющего консультативные и координационные функции.