Лепка в старшей группе на тему хохлома. Занятие по лепке «Золотая Хохлома

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Анна холина

Презентация составлена для детей средней группы,для использования в занятиях лепке по ознакомлению с хохломской росписью .

На этом занятие , презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,и т. д. На слайдах презентации представлены фотографии с примерами посуды, расписанной под хохлому . Так же представлена адаптированная информация в виде истории возникновения хохломской росписи ,художественном слове (отрывок стихотворения) ,и иллюстрациях видов росписи и этапов подготовки посуды к росписи. Красочные иллюстрации на слайдах просто заворожили детей.

Детям очень понравилось,стихотворение мы выучили а закрепили материал занятием по художественно эстетическому развитию-лепке . С детьми слепили тарелочку с использованием диска и ложку с хохломским узором . Дети с удовольствием унесли поделки домой,а впечатлениями от занятия поделились с родителями! А еще, мы создали минимузей в группе,где было собрано : ложки, посуда, поделки детей с родителями. А одна мамочка рукодельница,даже испекла пряники с хохломской росписью !

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский.

Цель: Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома» с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как.

Проект «Чародейка-щеголиха, золотая хохлома» Актуальность Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы.

ПРОЕКТ ТЕМА: «Золотая Хохлома» Вид проекта: информационно-творческий Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.

Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования , который доступен детям и дома, и в детском саду. Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Техника рисования пластилином

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

  • картон или плотная бумага;
  • деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
  • емкость с водой для смачивания рук;
  • набор разноцветного пластилина;
  • влажные салфетки для рук;
  • набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

  • раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
  • скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
  • заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
  • сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
  • прищипывание;
  • оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

  • не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
  • добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
  • получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.

https://pandia.ru/text/79/065/images/image002_78.gif" alt="" width="568" height="257 src=">

Составитель:

Педагог МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Яшкино 2009

План-конспект занятия

«Золотая хохлома»

«Художественная роспись»

Тема: Хохломская роспись.

Цель: Ознакомить обучающихся с хохломской росписью.

Задачи:

· развивать навыки росписи на плоскостном изделии;

· воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству;

· формировать аккуратность, абстрактное и пространственное мышление.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.

Оборудование для урока:

1.Для педагога : гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

2.Для обучающихся: гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, бумажный силуэт подноса.

Иллюстративный ряд:

Набор хохломской посуды, иллюстрации оригинальных изделий, таблицы «Последовательность выполнения хохломской росписи».

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие я начну вот таким стихотворением:

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

Писали узоры

Их руки, души.

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

Итак, как вы поняли, тема нашего занятия «Золотая хохлома», художественная роспись.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности хохломской росписи).

Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться основным приёмам хохломской росписи).

Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с хохломской росписью).

4. Изучение нового материала

- Хохломская роспись – это роспись по дереву. Расписывали в основном деревянную посуду, которую на Руси изготовляли с древних времён. Посуда была разнообразной по форме и размеру, её точили на станках либо выдалбливали из дерева.

Расписная посуда вносила радость и красоту в бедный крестьянский быт. Хохлома - это старинное село, где возникла и развивалась хохломская роспись. В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, иногда встречаются изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники.

Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придаёт изделиям праздничность и торжественный колорит. Кроме того, используют зелёный, жёлтый и коричневый цвета для придания росписи ещё большей яркости и нарядности. Расписывали все предметы – ложки, чайницы, вазочки, чащи, ковши, братины, блюда, тарелки т. д. (Демонстрирую набор посуды, иллюстрации, фотографии изделий).

В процессе объяснения педагог наглядно демонстрирует последовательность выполнения хохломской росписи.

Сейчас мы детально разберем элементы и технологию хохломской росписи. Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого её основания и ставить вертикально к плоскости листа.

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо – это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо – это кудрина, роспись «под фон». Мы будем расписывать по приему верхового письма.

В хохломской росписи «травкой» называют орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Травные элементы – это «травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

«Осочки» - самый простой элемент. Он выполняется лёгкими движением кончика кисти сверху вниз.

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

«Усики» - изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» - выполнят, так же как и «усики», только с лёгким нажатием в середине элемента.

«Кустик» - это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капельки», «усиков», «завитков».

Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх то вниз. Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычёк, скрученную из плотной ткани, фетра или других материалов.

Сейчас, Вам предстоит потренироваться, освоить элементы хохломской росписи и составить эскиз для последующей росписи силуэтов бумажных подносов.

5.Практическая работа.

Обучающиеся приступают к выполнению серии упражнений по освоению элементов хохломской росписи. Потом составляют небольшой эскиз для бумажного подноса.

После усвоения нескольких видов, элементов хохломской росписи и продумывания небольшого эскиза, дети начинают расписывать бумажные силуэты подносов. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.

1. Нанесение основных элементов карандашом.

2. Роспись крупных элементов.

3. Роспись мелких элементов.

4. Дополнение «усиками», «завитками», ягодами.

Ребята давайте устроим экспресс-выставку наших подносов.

- Молодцы, ребята! У всех получились замечательные подносы а теперь давайте все вместе сыграем-просвистим какую-нибудь мелодию.

6. Этап контроля и оценки.

Приблизительные вопросы и ответы:

· Назовите основные цвета хохломской росписи. (Золотой, чёрный, красный, редко зелёный и коричневый).

· Как называются элементы травного орнамента? («Травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».).

· Чему научились на занятии? (Научились исполнять основные детали-мазки травного орнамента).

· Как вы оцениваете свою работу на занятии?

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список литературы

· http://www. hohloma. org/article_info.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема : «Золотая хохлома»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое

развитие»

Подготовила воспитатель

Старшей логопедической группы

МБДОУ «Детский сад «Колобок»

С. Перово», Симферопольский район

Кононова Татьяна Витальевна

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»

1.Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

-«Мастер на все руки!»

Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

*Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

В черном поле расцвели./Жостовская роспись/

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

*Эта посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

Последняя загадка, слушайте внимательно.

*Все листочки как листочки

Здесь же каждый - золотой,

Красоту такую люди называют…/Хохломой/

Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.

А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.

Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

чего вы начнете работу?

Затем что нужно сделать?

Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

Заключительная часть.

Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

*Осень, осень все сама

Прячет злато в закрома

Ну, какое это злато?

Все сплошная Хохлома!

*Хохлома, так Хохлома

Разукрашу все дома

А потом на улицу,

Петуха и курицу!

*Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Мы вам гости на прощанье

Скажем дружно: «До, свиданья!

Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.