Что такое полароид фотоаппарат. Бизнес идея: Фильмы Polaroid

Фотоаппарат типа полароид – камера с моментальными фотоснимками после многолетнего забвения вновь завоевывает поклонников. Современные аппараты, разработанные на основе инновационных технологий, значительно отличаются от своих предшественников, удовлетворяя потребностям сегодняшнего дня.

Полароиды пользовались огромной популярностью на территории постсоветского пространства в 90-х годах. Фотокамера с моментальными снимками была чуть ли не в каждой второй семье – диковинка, завоевавшая миллионы сердец.

С наступлением цифровой эры в жизни фототехники пленочные полароиды были забыты. Тем более что в 2008 году корпорация Polaroid прекратила выпуск кассет для классических камер. Долгие годы аппараты пролежали на полках по причине отсутствия пленки для них.

Новая жизнь классических полароидов

Голландская компания The Impossible Project с возобновлением производства картриджей для классических моделей подарила старым полароидным фотокамерам право на вторую жизнь. Они теперь могут снова радовать владельцев раритетных камер моментальными снимками.

Только следует отметить, что технология изготовления новых кассет отличается от прежних количеством кадров и временем проявки.

Вопрос, где купить кассеты, не вызовет трудностей – интернет-магазины предлагают как цветные, так и черно-белые картриджи.

Классические фотоаппараты полароиды не производятся в настоящее время. Те модели, что предлагаются покупателям сейчас – это старинные экземпляры, прошедшие заводскую реставрацию.

Ретро-камеры Polaroid представлены 4-мя сериями

  • Polaroid Image/Spectra;
  • Polaroid SX-70 Land;
  • Polaroid Land.

Эта серия представлена множеством моделей, схожих между собой. Камеры выполнены из пластмассы, имеют квадратную или обтекаемую форму. В использовании просты и удобны. Представителями этой серии являются популярные в России модели Polaroid 636, Polaroid 635, Polaroid Impulse.


Кассеты для этой серии представлены в черно-белом и цветном вариантах.

Размер снимка – 8×10 см.

Светочувствительность – 600.

Имеется вспышка, снимать можно как со вспышкой, так и без нее.

Камеры отлично справляются со съемкой любых объектов – от мелких до крупных.


Модели этой серии, такие как Polaroid Image и Polaroid Image Pro, oтличаются от 600-й серии более сложным управлением. Расширенная функциональность включает:

  • наличие таймера;
  • присутствие звукового эффекта;
  • возможность установки даты и времени;
  • выполнение фокусировки при неполном нажатии на кнопку;
  • автоматическое определение расстояния до объекта;
  • наличие штативного гнезда;
  • наличие стеклянной линзы.

Характеристики:

  • размер кадра – 10×10 см;
  • светочувствительность пленки – 600;
  • кассеты – цветные или черно-белые.

Снимки отличаются лучшим качеством в сравнении с 600 серией.


Представители этой серии – зеркальные фотоаппараты, которые считаются классикой. Встроенное подвижное зеркало дает возможность корректировать резкость кадра, что позволяет получать интересный эффект размытого фона.

Размер кадра – 8×10 см, светочувствительность кассет – 100.

Примечательностью этих моделей является ручная фокусировка и наличие вспышки-лампочки. Ценителей раритетных камер особенно потрясает старинный дизайн.


Эта серия представляет первенцев – фотокамер с моментальными снимками.

Характеристики:

  • размер фотоснимка –10,5×8,5 см;
  • светочувствительность – 100;
  • настройка дальности расстояния;
  • переключатель светочувствительности.

Вспышка отсутствует. Дизайн камеры оригинален, имеющиеся меха придают раритетной модели старинный колорит. Камера складная, в сложенном виде упаковывается в специальный футляр.

По цветопередаче и четкости изображения эти модели превосходят все остальные.

Современные полароиды

На сегодняшний день камеры для моментальной фотографии представлены двумя ведущими производителями современных фотоаппаратов типа полароид:

  • американской компанией Polaroid;
  • японской компанией Fujifilm.

Первыми цифровыми аппаратами компании Polaroid стали 4 модели:

  • Z340;
  • Socialmatic;
  • Z2300;

Из них выдержали испытание временем только две: Z2300 и Snap. Эти две модели схожи по характеристикам, отличаются только наличием дисплея у Z2300.


Эта модель оборудована LCD дисплеем, что является удобным средством просмотра снимков. Перед печатью можно отредактировать изображение. Снимки получаются четкими и яркими.

Характеристики:

  • разрешение матрицы – 10 мегапикселей;
  • максимальное разрешение фотографии – 2560×1920;
  • встроенная вспышка – до 2.10м;
  • фокусное расстояние – 46 мм;
  • диагональ экрана – 3 дюйма;
  • размер снимка – 5×7.5 см;
  • время печати снимка – 60 секунд;
  • поддержка карт памяти: SD до 32 Гб;
  • интерфейсы: USB 2.0, HD-видео;
  • наличие режима видеозаписи в формате AVI;
  • видеокодеки: MJPEG;
  • максимальное разрешение роликов: 1280×720;
  • максимальная частота кадров видеоролика – 30 кадров/с;
  • наличие звукозаписи;
  • питание: собственный аккумулятор;
  • размер аппарата –118×76×35 мм.



Эта модель полароида была представлена на выставке CES 2019: фотоаппарат Polaroid Snap+, оснащенный мини-принтером.

Принтер, использующий новую технологию печати ZINK Zero Ink Printing, печатает на термобумаге.

Характеристики:

  • разрешение матрицы – 13 мегапикселей;
  • размер отпечатков – 5×7,50 см;
  • 3,5-дюймовый дисплей с сенсорным управлением;
  • формат видеозаписи – Full HD с разрешением 1920×1080;
  • карта памяти microSD вместимостью до 128 Гбайт;
  • наличие адаптера беспроводной связи Bluetooth.

Fujifilm

Японская компания Fujifilm представлена линейкой цифровых фотокамер с двумя размерами кадров:

  • Instax Wide с размерами снимков 8×10 см;
  • Instax Mini, фото с размерами кредитной карты.

Fuji Instax Wide 210 имеет усовершенствованный объектив, ручную фокусировку, оснащен гнездом для штатива, автоматической вспышкой. Размер снимка 8×10 удобен для групповых фотографий, для съемок мелких и крупных объектов.


Fuji Instax Wide 300 с функцией корректировки экспозиции позволяет менять освещенность кадра. Два режима съемки определяются двумя значениями фокусного расстояния:

  • от 1 м до 3 м;
  • от 3 м до бесконечности.

Макролинза, прилагаемая в комплекте с камерой, позволяет делать качественные снимки и с небольшого расстояния: 30-50 см до объекта.

FujiFilm 25 Instax Mini, фотоаппарат для малых снимков. Простой, понятный, лаконичный: без лишних настроек и кнопок. Два режима фокусировки:

  • до 0,5 м;
  • до бесконечности.

Автоматический выбор уровня освещенности, выдержки, диафрагмы и автовспышка создают фотографу комфортные условия при съемке. Макролинза позволяет производить снимки с расстояния до 35см.

Заключение

Развитие полароидной фототехники, обретшей второе дыхание, еще подарит немало удивительных новинок любителям моментальной фотографии.

Что готовят нам производители ведущих брендов? Поживем, увидим.

17 июня 1970 года Эдвин Лэнд запатентовал свою эпохальную камеру — первую полностью автоматизированную модель Polaroid SX-70. Мы расскажем наиболее интересные факты о камерах Polaroid и их изобретателе Эдвине Лэнде.


Родители Эдвина Лэнда до эмиграции в США жили в России

Эдвин Лэнд, основатель компании Polaroid, родился в 1909 году в городке Бриджпорт (Коннектикут, США) в семье одесситов, которые эмигрировали в Америку в конце 19-го века — в неспокойное время для живших в России евреев. Дед Эдвина, Авраам Соломонович, начал в Америке собственный бизнес по скупке и переработке металлолома и преуспел в этом. Позже этот бизнес продолжил отец Эдвина.

Эдвин Лэнд, основатель Polaroid и знаменитый американский изобретатель:

Эдвин с юности увлекался техникой. Особенно оптикой

Эдвин с детства был очень любопытным ребенком. История хранит сведения, что однажды его выпорол отец, увидев, что мальчик разобрал его фонограф. Особенно Эдвин увлекался оптикой. В 1926 году он стал студентом Гарвардского университета, но вскоре бросил учебу. Лэнд горел желанием изобретать, а учеба мешала ему в этом. Все силы были брошены на изобретения, и вскоре это оправдало себя. Сперва Эдвин изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. Позже им были созданы первые в мире поляризационные солнцезащитные очки.

Современники изобретателя рассказывают, что тот всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Например, когда он захотел продать свои поляризационные светофильтры для использования в солнцезащитных очках топ-менеджерам из American Optical Company, то снял отель для встречи, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда гости пришли, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть.

Изобретатель Эдвин Лэнд и будущий президент компании Polaroid, 1958 год:

Впечатлив таким образом своих гостей, Лэнд сразу заявил, что отныне солнцезащитные очки необходимо делать из поляризационного стекла, и те практически сразу согласились инвестировать в эту идею. Удивительно, что в 1929 году Лэнд, в возрасте 20 лет, возвращается в Гарвард, чтобы продолжить исследования. И глава лаборатории физики Гарварда Теодор Лайман идет навстречу и предоставляется в его распоряжение лабораторию. Столь впечатлен был профессор достижениями 20-летнего студента-недоучки.

Polaroid — слово, которое Лэнду сперва абсолютно не понравилось

В 1937 году уже успешный предприниматель Эдвин Лэнд основал компанию Polaroid, специализирующуюся на оптической технике. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда в области поиска материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово К.Кеннеди подходит для его изобретения лучше.

Во время Второй мировой войны Polaroid стала крупным поставщиком оптики для военных — в войска поставлялись бинокли, приборы ночного видения, перископы и многие другие приборы. Также Лэнд участвовал в разработке сложной военной техники. Так, во время войны его компания получила от американского правительства контракт на 7 миллионов долларов на разработку системы наведения по инфракрасному излучению для самонаводящихся авиаснарядов. К слову, американское военное командование по достоинству оценило разработки Лэнда. Так, в 1944 году у всех американских летчиков были очки Polaroid, похожие на маску для снорклинга, которые обеспечивали отличную видимость.

На создание знаменитой камеры Лэнда вдохновил вопрос его дочери

После окончания войны Лэнд, наконец, смог всецело заняться тем, чем давно хотел, — разработкой фотоаппарата, в котором были бы объединены процессы фотосъемки и обработки снимков. На это изобретение Эдвина натолкнула его трехлетняя дочь во время отдыха в Санта-Фе в 1943 году. Лэнд сфотографировал ее, и девочка расстроилась, узнав, что отец не может прямо сейчас показать ей получившуюся фотографию. Почему? Вместо того, чтобы объяснять дочери, почему это невозможно, Лэнд задал тот же вопрос себе и очень скоро понял, что претензия дочери абсолютно верная. Создать фотоаппарат, делающий мгновенные снимки, возможно.

Разработка такого фотоаппарата заняла не меньше трех лет — сперва было много военных заказов, и сама работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно. Та работа чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Помните знаменитую цитату Эдисона об этом: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: «Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны».

К слову, среди изобретателей по количеству зарегистрированных патентов, только Томас Эдисон опережает Эдвина Лэнда — у Эдвина их было около 600.

У Эдвина все получилось. Он добился того, что фоточувствительная поверхность в его камере одновременно выступала и как пленка, и как фотография. Впервые свою «моментальную» камеру Лэнд продемонстрировал в феврале 1947 года на собрании Американского оптического общества. Присутствующие пребывали в восторге. А 26 ноября 1948 года революционные фотоаппараты Лэнда появились в продаже под именем Polaroid Land Camera Model 95 и по цене 90 долларов. Это были немалые деньги для того времени, но первую партию раскупили в тот же день.

Вот он, первый Polaroid — модель Land Camera Model 95:

Лэнд влюбил американцев в искусство фотографии

Первые фотографии, сделанные камерой Лэнда, проигрывали по качеству снимкам, созданным традиционным образом. И стоимость изготовления снимка была выше, но это не останавливало американцев. Уже в 1950-м году был продан миллионный ролик пленки. При этом Лэнд непрерывно совершенствовал свои камеры и пленки. Говорят, особенно сильно его заботило удобство пользования, и все новые опытные модели он приносил домой и смотрел, насколько удобно было его жене и детям делать ими фотографии, зарядить пленку, получить готовую фотографию.

Вклад, сделанный Лэндом в область популяризации фотографии, нельзя преувеличить. В наши дни благодаря популярному приложению Instagram миллионы людей в мире увлеклись мобильной фотографией, а тогда таким катализатором были камеры Polaroid. Многие из тех, кто открывал для себя мир фотографии с помощью Polaroid, переходили позже на профессиональные камеры, становились фотографами-профессионалами. Практически каждая вечеринка и свадьба в те времена в Штатах сопровождалась фотосъемкой, а уходящим гостям на память вручались фотокарточки. Тем, кто родился в СССР, это не сложно представить. Такой же бум моментальной фотографии был и у нас, только значительно позже. В СССР официальные продажи камер Polaroid начались в 1989 году.

В 1960-е Polaroid научили делать цветные фото и снизили цену камеры до $20

На самом деле работа над цветными снимками началось сразу после начала продаж самых первых моделей камер. Но период проб и ошибок занял почти 15 лет.

Еще одним прорывным продуктом того времени стала камера Polaroid Swinger — она стоила всего 20 долларов, благодаря чему, видимо, и стала самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно у половины американских семей был в собственности фотоаппарат Polaroid.

Polaroid Swinger:

Эпохальная, полностью автоматическая, модель Polaroid SX-70 появилась в продаже в 1972 году

Настоящий прорыв произошел в 1972 году, когда миру была представлена камера Polaroid SX-70, та самая, патент на которую Лэнд получил летом 1970 года. Эта была первая полностью автоматизированная карманная камера. Фотографу оставалось только зарядить кассету, навести объектив и нажать на кнопку. Через минуту фотография была готова. Если сравнивать, то можно сказать, что это был iPhone своего времени — самый удобный фотоаппарат.

Polaroid SX-70:

В предыдущих моделях Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Именно такие автоматические модели и получили распространение в СССР в конце 1980-х и в 1990-е годы.

Сам Лэнд так комментировал ту модель: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Модель стала эпохальной. Отличные продажи, очередной бум увлечения фотографией в США, стремительный рост стоимости акций компании. В 1970-е Polaroid была одной из самых успешных компаний в мире, а Эдвин Лэнд и его камера даже появились на обложке популярнейшего журнала Time.

В 1970-е Polaroid становится «эстетическим» событием

Лэнд старался продвигать свои продукты не только в массы, но и в среде артистов. Он говорил: «…Изобретение мгновенной фотографии — в том числе и эстетическое событие: это позволило людям, которые видят в окружающем обыденном мире художественную ценность, получить новую среду для самовыражения». Оцените, как это сильно перекликается с философией фотографической социальной сети Instagram! В те годы организуются выставки полароидных снимков, сделанных знаменитостями. На Polaroid снимают Энди Уорхол, Хельмут Ньютон…

Эдвин Лэнд был кумиром Стива Джобса

Это кажется неудивительным. Ведь Лэнд всегда стремился создавать максимально удобные продукты для пользователей, а периодически создавал абсолютно новые продукты. Такой же философии придерживался и Джобс. Известно, что технические новаторы были знакомы друг с другом, общались. Стиву Джобсу особенно запомнилась фраза его кумира, сказанная Лэндом на встрече с ним: «Мир — это как плодородная почва, которая ожидает, чтобы ее возделали. Необходимо сажать семена и собирать урожай, чем я и занимаюсь».

В 1982 году Эдвина Лэнда вынудили уйти в отставку из созданной им же компании

Топ-менеджеры и акционеры Polaroid были не в восторге от того, как их босс ведет бизнес, жаловались на то, что он использует тоталитарные методы, все ключевые решения принимает сам. По мнению других руководителей Polaroid, Лэнд сдерживал развитие компании: он отказывался от слияния с другими компаниями, всегда отрицательно относился к привлечению кредитных средств, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. В итоге под давлением акционеров в 1975 году Лэнда сняли с поста президента компании, потом лишили поста председателя совета директоров, а в 1982 году 73-летнего Лэнда вынудили уйти в отставку.

Любопытно, что в 1985 году Стив Джобс во время одного из своих выступлений заявил: «Доктор Эдвин Лэнд был настоящим бунтарем. Его выгнали из Гарварда, и он основал Polaroid. Он не только был одним из величайших изобретателей своего времени. Более важно то, что он умел видеть точку пересечения искусства и науки с бизнесом и создал организацию, в которой эта философия была воплощена. Polaroid это удавалось в течение нескольких лет, однако впоследствии доктора Лэнда, одного из блестящих бунтарей, заставили покинуть свою собственную компанию. И это одна из самых больших глупостей, о которой я когда-либо слышал в жизни». В том 1985 году и самого Джобса попросила оставить созданная им компания.

В 1985 году Polaroid получил рекордные на тот момент отступные от компании Kodak

Судебный процесс между двумя гигантами фотоиндустрии начался после того, как в 1975 году Eastman Kodak начал разрабатывать свою систему мгновенной фотографии. Тогда юристы Polaroid выдвинули иск о нарушении прав патентовладельца. Судебный процесс длился около десятилетия, но в итоге Высшим апелляционным судом поведение Kodak были призвано неправомерным. Компании пришлось свернуть все свои разработки в области мгновенной фотографии и, кроме того, выплатить Polaroid $925 миллионов. В наше время нечто подобное произошло между Apple и Samsung, что снова сближает Лэнда и Джобса. Хотя к моменту завершения судебного процесса Лэнд уже давно не работал в Polaroid.

Торжественное празднование 50-летия Polaroid прошло в 1987 году без основателя компании Э.Лэнда

Лэнд так никогда и не вернулся в Polaroid. В то время доктор наук Лэнд продолжал работать как научный сотрудник в институте, а 1 марта 1991 года в возрасте 81 года ушел из жизни.

Сам Polaroid пережил своего основателя только на десятилетие. Новое руководство не стало вкладываться в развивающуюся цифровую фотографию. Вскоре многие предпочли цифровые фотоаппараты моментальным камерам Polaroid. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати. Люди предпочитали экономить: напечатать фотографии в лаборатории было дешевле, снимки получались качественней и долговечней, а потеря по времени уже не была такой существенной. Набрав слишком много кредитов, Polaroid в октябре 2001 года объявил о своем банкротстве.

Несмотря на банкротство, знаменитый бренд продолжил свое существование

Та компания прекратила свое существования, но бренд не умер. В начале 2009 года новая компания Polaroid представила цифровой фотоаппарат, оборудованный встроенным цветным принтером, — Polaroid PoGo Instant Digital Camera. А в 2012 году компания снова вернулась на российский рынок — с цифровыми моментальными камерами и карманным принтером. Будем надеяться, что знаменитый бренд, в середине прошлого века заставивший мир влюбиться искусство фотографии, ждет успешное возрождение.

Пачка из 8-ми "фотографий" от Impossible Project для Polaroid 600

В конце 80-х и вплоть до конца 90-х годов, аналоговая пленочная фотография шагала по планете огроменными шажищщами. Усилиями таких компаний как Kodak и Fuji, даже в России, можно было с легкостью купить недорогую цветную фотопленку, отснять ее «мыльницей», отдать на проявку и печать, в любом продуктовом магазине. Но цифровые технологии с успехом начали задавливать аналоговую фотографию с самого начала 2000-х и вконец добили её спустя несколько лет. Я уже писал о сравнении пленки и цифры , а так же пробовал немного ломографии . Ну и вот, пришла пора опробовать еще одну технологию аналоговой фотографии из прошлого.

Из подросшего, наконец-то, поколения, мало кто знает, что в эпоху расцвета бытовой фотосъемки на пленку в мире шла нешуточная борьба между компанией Polaroid, представляющей на рынке камеры для моментального получения фотоснимка и всеми остальными игроками. Уникальность решения Polaroid заключалась в том, что фотограф держал в своих руках не просто фотокамеру, а настоящую мини-фотолабораторию, которая выплевывала после съемки на руки сразу готовую фотографию. Удивительно, но это факт, такая техника не только существовала, но и давала вполне удовлетворительные результаты. Нажал на спуск и через каких-то 10-15 минут, у тебя в руках готовая фотография.

Вся суть технологии моментальной фотографии заключалась в особой фотобумаге, вернее даже не совсем фотобумаге, а целом фото-модуле. Модули для моментальной фотографии поставлялись в кассетах, по 10 штук в каждой. Каждый из модулей выглядел как небольшая, размером 7х7 см фотография, обрамленная в белую рамку. В нижней части рамка была значительно больше по размеру, чем во всех остальных частях. И именно в ней притаилось все know-how изобретателей. Если присмотреться к моментальной фотографии с задней стороны, то на этой крупной рамке видно три отсека.

В этих отсеках до момента съемки хранятся три вещества, которые проявляют позитивную пленку, закрепляют ее и промывают. Хотя, возможно, процесс идет немного и по-другому. Химикаты проявляют негатив пленки, затем переводят негатив в позитив, и, в конце концов, закрепляют получившийся результат. А может быть, все немного сложнее. Постойте, а почему именно пленки, а не фотобумаги? А потому, что сам фото-модуль и есть позитивная фотопленка с подложкой, которая позволяет смотреть на фотографию не на просвет, как мы привыкли делать это с фотопленкой, а в отраженном свете как с обычной фотографией.

Во время процесса снимка, сначала происходит экспонирование светочувствительной пленки, затем в момент, когда фотография выезжает фотографу в руки, она прокатывается через пару валиков, которые выдавливают химикаты и распределяют их равномерно по всей площади фото-модуля. И вот тут-то начинается все таинство моментальной фотографии. Она начинает постепенно проявляться, на ней появляется изображение. Процесс занимает несколько минут и саму фотографию, на все это время, необходимо держать в темноте, что бы слишком яркий свет не мешал процессу проявки.

Как видно, вся соль моментальной фотографии от Polaroid, заключается именно в самих фото-модулях. Что прямо отражалось на стоимости и специальных фотоаппаратов Polaroid и фото-модулей для них. Камеры стоили сущие копейки, а вот закупиться большим объемом «пленки» для них, мог разве, что крупный бизнесмен того времени. Каждая упаковка из десяти будущих фотокарточек стоила, если мне не изменяет память, порядка тридцати долларов. Страшные деньги по тем временам. На них можно было прикупить несколько упаковок 3-х дюймовых дискет. Но, не все было гладко в «датском» королевстве, качество получаемых фотоснимков оставляло желать лучшего.

Недорогие, даже откровенно дешевые фотокамеры Polaroid для моментальных снимков, оснащались очень простенькими, зачастую пластиковыми линзами объективов. На большинстве моделей камер оптика работала в гиперфокальном режиме, когда наводиться на резкость не было необходимости, все поле кадра итак было в зоне резкости. А для съемки макрофотографии, выдвигалась специальная пластиковая линза. Говорить о том, какие искажения возникали на фотографии, не приходится, лица людей плющились и только отдаленно напоминали только что красовавшихся перед заморской техникой «моделей».

Но и это еще не все. Сама технология моментальной фотографии совершенно не предусматривала ни особой четкости изображения на снимках, ни точной цветопередачи. Зачастую разобрать, кто же снят на конкретной карточке, можно лишь по общим формам и одежде. Но, кроме того - отснятые материалы очень плохо переносили солнечный свет и быстро теряли все краски цветов, если вдруг их случайно помещали на длительное время под прямые солнечные лучи. Кроме Солнца, снимкам вредила и повышенная влажность, растворяя нежные материалы и коробя поверхность фотографии.

Но, несмотря на все эти недостатки, моментальная фотография была на редкость популярной. Ведь, каждому хочется снять и сразу же посмотреть результат (именно так и работает современная цифровая съёмка). Особенно, такая возможность радовала парочки, задумавшие снять пару-тройку интимных фотографий, без какого-либо риска быть скомпрометированными в местной фотолабе. На пике популярности, фотокамеры Polaroid, одно время даже производились в России. Ну, а потом, компания успешно обанкротилась. Последовала череда покупок и продаж, пока, в конце концов, европейский холдинг не выкупил последний действующий завод Polaroid по производству техники моментальной фотографии. Случилось это в 2008-м году. Компания Impossible project , получив в свою собственность не только завод, но и торговую марку Polaroid (для производства фототоваров), обосновалась в нескольких европейских странах и начала свою деятельность по возрождению легендарной технологии Polaroid.

Made with pride in Enschede, the Netherlands.

Так, с гордостью заявляют о своем продукте в Impossible.

На конец 2014-го года, у Impossible штат уже около 130 человек, и они не только восстанавливают старые камеры Polaroid, да выпускают кассеты с фото-модулями, но и проектируют и продают свои собственные камеры моментальной аналоговой фотосъемки. Работа поистине захватывающая. Поэтому, сейчас и протестируем пачечку фото-модулей от Impossible в старом и проверенном временем 600-м Polaroid Close-Up.

В отличие от оригинальных кассет, производимых еще американской Polaroid, новомодные голландские отличаются следующим:

  1. Время проявки увеличено до 30-40 минут;
  2. Температура проявки не должна быть ниже 13 градусов по Цельсию;
  3. Количество фотографий в одной кассете уменьшено с 10 до 8;
  4. Стали доступные не только обычные белые рамки, но и множество других. Дабы фотограф-любитель не заскучал, рассматривая свои никудышные снимки;
  5. Упаковка сделана из переработанной марихуаны.

Кстати, цена на одну кассету осталась практически на том же уровне, что и двадцать лет тому назад. Итого, стоимость одного снимка составляет всего-то пару сотен рублей (сравнивать с «бесплатной» «цифрой» даже не хочется).

При покупке кассеты, очень важно помнить, что качество фотоснимков сильно зависит от того, когда она была выпущена и как хранилась. Impossible не рекомендует использовать кассеты выпущенные больше года назад, видимо, что бы сердце разочарованного потребителя не возгорелось бы праведным гневом в отношении производителя. Но и хранить кассету нужно в прохладном месте весь ее срок до использования, и категорически не подвергать замораживанию.

Итак, для тестирования была приобретена упаковка фотографий от Impossible для линейки 600-х Polaroid, до конца срока использования осталось еще больше двух месяцев, а заморозить при перевозке не должны были, морозов еще не было. Так что все в порядке, вперед на улицу. Вперед за давно забытым звуком выезжающей фотокарточки. Вообще, при сроке проявки в 40 минут и цене в 200 рублей за одну фотку, можно смело брать обычный пленочный фотоаппарат, отщелкать целую пленку и по увеличенному тарифу заказать экспресс проявку и печать. И то получится дешевле. Не говоря уже про цифровые фотокамеры, где весь этот процесс пройдет еще быстрее и еще дешевле. Конечно, жужжащий звук выезжающей карточки, стоит многого, но, в самом деле, не 200 же рублей?

Но, к моему стыду, меня ждало полнейшее разочарование от ожившей технологии. Увы, похоже, что дорогущая «пленка», все же хранилась не так как ей положено было храниться. Получившиеся фотографии, вышли практически лишенными цвета. Да, общая гамма сохранялась, но складывалось полное впечатление, что снимки пролежали в альбоме десятилетие и, полностью деградировав, всплыли на свет. Ни цвета, ни достаточного контраста. А первые снимки вообще, выходили слишком уж светлыми, пришлось подкручивать экспонометр на фотоаппарате.

Так имеют ли право на жизнь моментальные снимки? На мой взгляд, вполне имеют. И это подтверждается разработками других компаний, которые выпускают цифровые камеры с встроенным фотопринтером. Технология более компактная и дающая заметно лучшее качество изображения, чем традиционный Polaroid.

А можно ли считать удачной идею по реанимации аналогового Polaroid? Несмотря на мое полное фиаско, я считаю, что наличие возможности воспользоваться весьма странной камерой и снабдить своих друзей необычными снимками, стоит той тысячи с лишним рублей, которая потрачена на очередную кассету. А, что? В то время, когда все бездумно щелкают на бездушную «цифру» у вас есть возможность выделиться и сразить всех наповал своей неординарностью!

Всем известно, что Polaroid — это снимок, готовый через несколько минут после нажатия кнопки фотоаппарата. Но, с другой стороны, он обладает и ещё одной крайне значимой особенностью: каждый полароидный снимок уникален, его нельзя повторить. Разница между ним и обычной фотографией — как между рисунком и гравюрой. Полароид фиксирует мимолётную реальность всего лишь один раз, поэтому он вызывает некоторые импрессионистические порывы — мгновенно запечатлеть момент, сразу же получить результат и понять, что за секунды всё уже изменилось.

Still Life Blue Guitar David Hockney

По общепринятой легенде, идея фотоаппарата, выдающего моментальные снимки, пришла как-то в голову одной трёхлетней девочке, которая захотела увидеть снимок сразу после того, как ее сфотографировали, и стала спрашивать, почему это невозможно. Вероятно, многим детям приходил на ум подобный вопрос, но не у всех отцом был гений Эдвин Лэнд, который давно занимался проблемой поляризации света, основал компанию Polaroid и разрабатывал не только линзы для фотоаппаратов и оптику солнцезащитных очков, но и устройства для воздушной разведки и самонаводящихся снарядов. Идея у Лэнда появилась почти сразу же, но на её реализацию ушло около трёх лет.

Cássio Vasconcellos

В 1947 году Эдвин Лэнд представил первую модель аппарата моментальной фотографии, где плёнка после экспозиции прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на неё наносились реактивы для проявки и закрепления изображения: таким образом, она уже была готова для печати. Изобретение было удобным и легким в обращении. Новый фотоаппарат Land 95 уже на следующий год вышел в продажу по цене 89,75 долларов, то есть с ориентацией на потребителей среднего класса.

Стоит заметить, что Эдвин Лэнд всё-таки хотел вывести полароид из рамок бытового обращения. Он отлично понимал, что имидж значит многое, и совсем не лишним будет вписать свое детище в историю искусства, поэтому он всячески агитировал знаменитых фотографов пользоваться своим изобретением, помогал им устраивать выставки, скупал работы. С конца 1950-х начинает постепенно формироваться знаменитая Polaroid Photography Collection. Уникальное собрание снимков, которые, как уже говорилось, существовали только в единственном экземпляре.


David Levinthal

Первым на призыв Лэнда откликнулся пейзажист Ансель Адамс, он тестировал возможности фотоаппарата и впоследствии помогал в формировании коллекции. Были куплены произведения Эдварда Вестона, Поля Странда и т. д. Также коллекцию полароидов начал собирать нью-йоркский МоМА. Это сыграло свою роль в установлении статуса полароида. Далее собрания могли формироваться уже и из малоизвестных, новых имен.


David Levinthal

Стоит сказать, что одной из особенностей полароидной фотографии и является тот факт, что по ней трудно определить, профессиональный фотограф ее сделал, начинающий или просто любитель. Полароид не студийная фотография. Она интимная и оттого всегда какая-то тёплая и близкая. Она зависит лишь от взгляда, света и одного нажатия кнопки.


Joyce Tenneson

Первые чёрно-белые полароиды из-за плотности карточки и уже забытого, трепетного отношения к новинке напоминают старые дагерротипы. Отсюда возникает и винтажная стилистика, например, как у Карла Бадена. Конечно, со временем это чувство проходит, и полароид становится ценен именно своей динамичностью и импрессионистической способностью выхватывать кусочки жизни.


Joyce Tenneson

Что касается цветных полароидов, которые появляются с начала 1960-х вместе с пленкой Policolor, то, конечно, интересной является их цветопередача (особенно узнаваема Time Zero Film). Популярность полароидных снимков даже формирует особый стереотипный образ 1960-х годов: кажется, что все тогда было особенно ярким и тёплым.


Joyce Tenneson

В 1970-е годы начинается фаза технических и эстетических экспериментов. Из снимков складывают полотна, их царапают или исписывают поверхность полароида, как бы споря с его прошлым статусом необратимости и самодостаточности. Позднее открывается возможность перенесения изображения с карточки на другие материалы. При этом были возможны особые эффекты фактуры и объема, как, например, у рыбок Сержио Торнаги.

Полароид даже до сих пор считается чем-то стильным и модным. Работа с ним носит некий соревновательный характер: фотоаппарат распространён и доступен, условия у всех равны, а при этом хочется получить оригинальный результат. Полароид активно использовали Энди Уорхол, Хельмут Ньютон, Роберт Мэпплторп, мастер ню Люсьен Клергю. Существуют портреты Сальвадора Дали работы знаменитого Филиппа Халсмана. Самые известные коллажи принадлежат Дэвиду Хокни, который умело играет с дроблением пространства на ровные полароидные квадратики, создавая при этом удивительную многослойную реальность.


Devil"s Backbone II Anna Tomczak

Благодаря своей точной геометричной форме некоторые модели полароидных карточек порождают идеи супрематической абстракции, как у Брела Бруно, фотографирующего, в частности, различные части автобусов. Классикой полароидных снимков являются, конечно, сюжетные «домашние» сценки, как, например работы Барбары Хичкок, ставшей впоследствии директором Polaroid Collection.


Equus Anna Tomczak

Наверное, всеми существующими моментальными фотографиями можно было бы покрыть половину земного шара. Ведь полароид, несмотря на банкротство выпускающей компании, популярен и по сей день, и именно не новый аппарат, а старый — чем старее, тем интереснее, поскольку всё это отлично вписывается в ностальгическую моду на винтаж и в общий постмодернистский дискурс как особо значимый бренд прошлого.

Американская компания Polaroid занимается производством солнцезащитных очков, бытовой электроники и фототехники. Но в сознании массового потребителя она по-прежнему связана с фотоаппаратами, позволяющими делать мгновенные снимки. Именно фотоаппараты Polaroid позволили сделать фотоискусство массовым, привлечь к любительской и профессиональной фотографии как можно больше людей.

Успех компании Polaroid пришелся на 80-е годы, но вскоре под давлением производителей цифровой фототехники она потеряла свои лидирующие позиции на рынке. Положение компании серьезно пошатнулось, и она даже была вынуждена обратиться к процедуре банкротства. Сегодня легендарная фирма старается вернуться на рынок фототехники, пытаясь возродить интерес людей к моментальной фотографии.

Основателем компании Polaroid является Эдвин Лэнд, родившийся в 1909 году в семье эмигрантов из России. С самого раннего детства Эдвин интересовался устройством калейдоскопов и проводил эксперименты со светом. После окончания школы, в которой он отдавал явное предпочтение естественным наукам, будущий изобретатель «полароида» поступил в Гарвард. Однако уже во время учебы в престижном заведении его захватывает любопытная научная идея и он бросает университет.

Эдвин сконцентрировался на том, чтобы изобрести поляризующие фильтры, с помощью которых можно было «приглушать» свет. В 1929 году Эдвин Лэнд вернулся в Гарвард уже с патентом на свое уникальное изобретение. Его эксперименты с поляризационными фильтрами впечатлили руководителя кафедры физики, поэтому Эдвину тут же предоставили лабораторию для исследований по поляризации света.

Вскоре фильтрами для поляризации света заинтересовались многие исследовательские лаборатории. Поэтому Эдвин решил скооперироваться со своим преподавателем физики Джорджем Уилрайтом и основать собственную компанию под названием Land-Wheelwright для продвижения изобретения. Первым клиентом новой небольшой фирмы стала компания Kodak, решившая использовать поляризаторы в качестве фильтров для своих фотоаппаратов. Американское оптическое общество также выкупило у Land-Wheelwright права на производство солнцезащитных очков. Благодаря этим выгодным сделкам в 1937 году Эдвин Лэнд смог преобразовать свою небольшую фирму в корпорацию Polaroid.

Поначалу деятельность Polaroid была мало связана с фотографической техникой. В частности, в 1939 году компания получила заказ от американского правительства на разработку самонаводящихся снарядов. Затем уже во время Второй мировой войны инженеры Polaroid занимались созданием биноклей, перископов, приборов ночного видения и оптических устройств для воздушной разведки.

Land Camera

После окончания войны компания Polaroid уже не получала щедрых заказов от американского правительства, а значит, нужно было переключаться на разработку устройств для массового потребителя. Еще в 1944 году во время прогулки со своей трехлетней дочкой в Санта-Фе Эдвину Лэнду пришла в голову мысль о моментальной фотографии. Тогда во время прогулки девочка спросила его, почему она не может сразу же увидеть снимок, который только что был сделан фотоаппаратом. Эдвин задался тем же вопросом и в течение трех лет работал над воплощением концепции моментальной фотографии.

Наконец, в 1947 году на собрании американского оптического общества он представил совершенно новый тип фотографической техники. Суть изобретения заключалась в следующем. После экспозиции пленка перекатывалась через валики, расположенные внутри камеры, где на нее наносились специальные реагенты для проявки и закрепления изображения. Из фотоаппарата извлекался уже готовый снимок.

Правда, качество моментальных фотографий было хуже обычных, зато не нужно было тратить драгоценное время на проявку негативов. Владелец фотоаппарата после съемки практически сразу же получал готовую фотографию, которую можно было подписывать. Подобное изобретение в середине XX века можно было назвать настоящим чудом.

В 1948 году в розничную продажу поступают первые фотоаппараты Polaroid, которые сразу после съемки выдают готовый снимок. К ним выпускались специальные кассеты с фотографическим материалом и реактивами, обеспечивающими создание снимка на бумажной подложке. Стоила такая камера не дешево, но в тоже время она не попадала в список предметов роскоши. Моментальная фотография была ориентирована, прежде всего, на средний класс. Такая стратегия на рынке себя оправдала и уже в 1950 году была продана миллионная упаковка пленки для фотоаппаратов Polaroid.

Изобретение Эдвина Лэнда полностью изменило мир любительской фотографии. Теперь на вечеринках, праздничных церемониях и свадьбах использовался только фотоаппарат Polaroid, который позволял каждому гостю унести с собой домой готовые фотоснимки. Фотографам-любителям не нужно было сидеть в фотолабораториях после съемки и колдовать над химическими реактивами.

Постепенно моментальные снимки на «полароид» начали интересовать не только широкую публику, но и профессиональных фотографов. Первым, кто обратился к фотоаппарату Polaroid, стал известный фотохудожник , за ним последовали Энди Уорхол, и многие другие. Моментальные снимки на Polaroid обладали своей художественной притягательностью, они всегда отличались непередаваемой пленочной глубиной кадра. Для профессиональных фотографов камера Эдвина Лэнда стала новым творческим инструментом.

Фотоаппарат SX-70

В 60-е годы компания представила новую пленку Polacolor, с помощью которой можно было моментально получать теперь уже цветные фотографии. Одновременно с этим Polaroid работала над совершенствованием своих фотокамер - уменьшались их габариты, вносились новые схемы управления, камеры снабжались экспонометрами и другими функциями.

Очередным же прорывом стало появление в 1972 году модели Polaroid SX-70 Land. Это был первый полностью автоматический фотоаппарат для моментальной съемки. Фотографу теперь достаточно было зарядить кассету, навести камеру на объект съемки и нажать на спуск. Через несколько секунд в его руках была готовая фотография. Камера SX-70 обладала весьма скромными размерами, ее можно было взять с собой на прогулку, на спортивный матч или концерт.

Фотокамера SX-70 создавалась именно для массового пользователя, поэтому она была максимально удобной и быстрой в работе, хотя по качеству фотографий она по-прежнему проигрывала обычным фотоаппаратам. Для большинства людей построение композиции, пресловутая игра света и тени и другие важные для профессионального фотографа вещи отходили на задний план, главным был процесс моментального получения удовольствия от снимков. Безусловно, фотоаппарат SX-70 ждал оглушительный успех. Ни один семейный фотоальбом в Америке уже не обходился без моментальных фотографий, сделанных на «полароид».

Эдвин Лэнд старался сделать моментальную фотографию исключительно монополией компании Polaroid, считая, что монополия является вполне естественным явлением для любой новой компании, построенной вокруг какой-либо научной идеи. В 1975 году компания Kodak решила разработать собственную систему моментальной фотографии, но вскоре была буквально задавлена исками от Polaroid. В результате, Kodak вынуждена была уйти из этого сегмента рынка и компания Эдвина Лэнда долгое время сохраняла фактическую монополию.

Главной защитой бизнеса компании на рынке фототехники стали многочисленные патенты. Как говорил сам Эдвин Лэнд: «Единственное, что сохраняет нам жизнь - наша исключительность. А единственное, что защищает нашу исключительность, - патенты». Примечательно, что по количеству патентов, выданных на его имя, Лэнд уступает только легендарному Томасу Эдисону.

Падение Polaroid

В течение нескольких десятилетий Эдвин Лэнд, гениальный изобретатель и ученый, успешно управлял компанией Polaroid в соответствии со своими принципами. Пожалуй, единственная ошибка была допущена в конце 70-х годов. Тогда, пользуясь успехом своих моментальных фотокамер, Polaroid выпустила на рынок устройство для создания моментальных фильмов под названием Polavision.

Но новинка не пришлась по вкусу потребителям во многом благодаря тому, что фильмы получались слишком короткие и к тому же шли без звука. В тоже время технология видеозаписи на магнитных носителях, которую развивали параллельно конкурирующие компании, оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя. В результате, компания Polaroid понесла значительные убытки и была вынуждена признать свое поражение в этом сегменте рынка. Эдвин Лэнд сильно переживал эту неудачу и вскоре решил уйти в отставку с поста президента Polaroid. После его ухода компания еще длительное время продолжала удерживать лидирующие позиции на рынке фототехники благодаря расширению географии сбыта своей продукции. Но в конце 90-х годов прошлого столетия уже начиналась эра цифровой фотографии, что обернулось для Polaroid глубочайшим кризисом.

Как так получилось, что компания, долгое время державшая монополию на рынке, практически моментально лишилась своего бизнеса в начале 2000-х годов? Все дело в том, что руководство компании Polaroid оказалось совершенно не готовым к глобальным изменениям, которые были связаны с появлением на рынке цифровой фототехники. Хотя Polaroid также занималась разработкой цифровых фотоаппаратов, в их создание компания инвестировала очень мало средств.

Руководство Polaroid было полностью уверено в незыблемости позиций компании и в итоге просто прозевало момент, когда нужно было серьезно вкладываться в развитие своих продуктов. Промашки менеджмента привели к тому, что когда Polaroid приступил к выпуску собственных моделей цифровой фототехники, японские производители уже ушли далеко вперед. Потребителей все меньше привлекала моментальная фотография, зато быстро рос интерес к цифровой фототехнике и компьютерным редакторам фотоизображений.

Продукция Polaroid с течением времени перестала выдерживать конкуренцию, фирма понесла гигантские убытки и в 2001 году она начала первую процедуру банкротства. Большая часть бизнеса Polaroid отошла Imaging Corporation. В 2003 году компания предприняла последнюю попытку задержаться на рынке и выпустила новую цифровую камеру, но это не помогло. Спустя пять лет Polaroid объявила себя банкротом. Тем не менее, такое техническое банкротство не означало полное исчезновение Polaroid, оно позволило компании выжить и провести финансовую реструктуризацию. Уже в 2009 году она представила на выставке новый цифровой фотоаппарат Polaroid PoGo Instant Digital Camera, способный мгновенно печатать изображение благодаря встроенному в него цветному принтеру.

Таким образом, в эпоху цифровой фототехники компания пытается продолжить традиции моментальной фотографии. И надо сказать, что у фотоаппаратов Polaroid до сих пор сохранилось немало поклонников по всему миру, которые считают, что в фотографии главное не новые технологии или современная техника, а дух. Cнимки Polaroid превратились в своеобразный символ настоящей, подлинной фотографии.

Желаете знать как стать хорошим фотографом - учитесь у профессионалов, читайте книги.