• $ 63.27
  • € 73.48
80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время Вуди Аллен
Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью Стив Джобс
OFFline
Pankov
Pankov
Юрий Панков_ эксперт рынка
Эксперт рынка, основатель нескольких торговых компаний, учредитель АО "Крымская биржа"
Почему рекордные урожаи повод для печали больше, чем для радости

Россия который год подряд становится лидером по экспорту пшеницы, успешно обходя такие страны как США и Канаду. Регионы рапортуют о рекордных урожаях, каждый новый сезон, превосходя свои же собственные результаты. Все радуются и аплодируют стоя. И всё бы хорошо -  действительно, как тут не радоваться? Хороший урожай, высокий экспортный потенциал, налоговые поступления в бюджет. В плюсе и производитель, и экспортеры, и государство.

Однако чем больше сырья на рынке, тем ниже его стоимость. Продукт все больше становится профицитным. И даже если цена на него остается фиксированной, то вся затратная часть, которая включает инфраструктуру, производство, топливо, удобрения, кадры и многое другое, растет регулярно. Получается, что при  той же цене на продукт производитель каждый год стремительно теряет прибыль. И тогда вся радость от подобных рекордов заметно омрачается.

Из двух извечных вопросов – что делать и кто виноват? – оставим только первый. Потому что второй, скорее, философский. Сегодня много говорят о необходимости развивать переработку. Много говорят – мало делают. Бизнес пока не видит для себя большой перспективы вкладывать большие деньги в производство. Это затратно, рискованно, хлопотно. Да и потом, не может бизнес взять на себя такую нагрузку – развивать производство без господдержки. А она хоть и есть, но ее механизмы пока мало применимы к созданию с нуля производственных площадок. Нет, если говорить о крупном бизнесе, то они, конечно, могут себе позволить многомиллионные инвестиции в развитие новых направлений. Но так ли много у нас крупного бизнеса?

Да, поставлять на рынок пшеницу и проще, и понятнее. Но страна, которая гордится рекордными урожаями и лидирующими позициями в структуре экспорта, едва ли должна импортировать макароны из других стран, произведенных зачастую из нашего же сырья. А пока же именно так и происходит.

Поэтому каждый раз, когда СМИ сообщают о рекордном производстве сырья и его больших поставках за рубеж, то радоваться стоит не всегда. Иногда это повод для печали. Что с этим всем делать дальше? Пока все идет по накатанному пути, почти все спокойны. Все, кроме фермеров. Они уже подсчитывают убытки. Им как никому понятно, что стоимость сырья, которая вроде бы остается неизменной, на самом деле потеряла в цене ощутимую часть.

Благодаря высокой маржинальности, к которой привык наш бизнес, это пока не смертельно, но скоро ведь затраты еще вырастут. И это уже гарантированно.

Другой вопрос, что для того, чтобы развивать переработку нужно искать новые каналы сбыта, современные маркетинговые технологии в продвижении, уникальный дизайн и упаковку, которая, кстати, в разных странах требует совершенно разного подхода и особого решения. Всего этого нет на рынке сырья. Но время выгодного сбыта сырья проходит. На смену ему движется рынок нового времени, где, не просчитав вовремя стратегию и не закрепив позиции, очень легко выйти из игры. С поражением.

Однако критиковать может каждый. Что реально делать в этой ситуации, пока мы не придумали как развить переработку?  Во-первых, нужно двигаться в сторону расширения ассортимента производимого сырья, а не упираться в пшеницу и ячмень. Как, например, это успешно делают производители специй и пряностей. Во-вторых, надо открывать новые страны для сбыта сырья, конкурируя со Штатами и Канадой. А попутно туда же продвигать переработанный продукт.

Завоевывать рынки нужно за счёт логистики и собственного бренда, построенного на продвижении натурального сырья без ГМО. Здоровое питание сегодня в мире больше, чем тренд.  Где-то мы можем взять ценой, где-то брендом. Наконец, третья схема - это производить иностранную продукцию из собственного сырья на их территории. Это совсем не обязательно афишировать. Как говорится, деньги любят тишину.

 

О самых эффективных каналах сбыта продукции, особенностях продвижения и брендировании товара мы поговорим в следующий раз. Это тема для отельного разговора.

 

 

 

19.09.2017
Видео