Пять способов победить джетлаг

Перелет на самолете — событие вполне обыденное, но все же оно несет определенный риск для здоровья. Впрочем, те, кто летают часто, о рисках знают и умеют к ним адаптироваться. А вот страдающим острыми и хроническими заболеваниями, детям, редко летающим людям нужно помнить о них и стараться снизить влияние негативных факторов.

Почему в самолете болят уши и краснеют глаза?

Сухой воздух и смена давления — главные причины плохого самочувствия в полете и некоторое время спустя после посадки.

Нормальная для человека влажность окружающей среды находится в пределах 30%. В самолете она не выше 20%, и потому у пассажиров появляются ощущения

  • сухости глаз;
  • стянутости кожи;
  • затрудненного дыхания;
  • головной боли разной степени выраженности.

Это признаки обезвоживания, и его нужно избегать. Помогут капли для глаз типа искусственной слезы, капли для носа с морской водой; увлажняющий крем для рук и лица. Контактные линзы лучше вынуть и надеть на время полета очки. Кофе, чай, газировка и сладкие напитки усиливают выведение жидкости из организма, поэтому их лучше избегать до, во время и спустя пару часов после полета.

Во время взлета и посадки давление в среднем ухе и евстахиевой трубе не равно давлению внутри салона самолета. На взлете давление в самолете снижается, ухо на это реагирует слабее и боль как правило бывает слабовыраженной. А вот при посадке все наоборот: внутри уха и евстахиевой трубы давление низкое, снаружи оно быстро нарастает, барабанную перепонку буквально засасывает внутрь. Из-за этого боль может быть очень сильной, до головокружения, тошноты, обморока. Такое состояние называют баротравмой. После полета в этом случае лучше обратиться к ЛОРу: скорее всего, движение воздуха в системе внутреннего уха затруднено из-за отита, фронтита или евстахеита - заболеваний ушной полости, которые часто остаются незамеченными человеком.

Чтобы предотвратить баротравму перед посадкой и во время нее нужно периодически сильно продувать ухо: сделать короткий вдох, зажать нос пальцами, закрыть рот и резко, сильно выдувать воздух. Он «пойдет» в ухо, барабанная перепонка немного выпрямится, станет легче.

Джетлаг вдоль экватора

Джетлаг или десинхроноз чаще настигает тех, кто летит с запада на восток: большинству людей легче лечь попозже (на востоке) и проснуться тоже позже (на западе, где время запоздало по сравнению с аэропортом вылета). В противном случае циркадный ритм человека, то есть чередование смены периодов бодрствования и сна, активности и желания полежать, не совпадают с реальным временем города прилета. Организм попросту не успевает перестроиться. Нужно работать или посещать достопримечательности, а хочется спать, болит голова, все как в тумане, трудно сосредоточиться и запомнить информацию, нет аппетита. Уснуть, как ни парадоксально, тоже не всегда получается.

Сонные гормоны

При перелете через несколько часовых поясов меняется время наступления утра и дня, вечерних сумерек и ночи. Организм внутри работает так, как он привык - по времени места постоянного проживания. А снаружи ему «показывают» другую картинку: вроде бы время ужина, а все кругом ложатся спать. Меняются не только контролируемые человеком процессы — когда поесть, когда лечь, но и выработка гормонов (щитовидной железы, надпочечников, эпифиза).Например, многие гормоны щитовидки вырабатываются ранним утром, повышая артериальное давление, стимулируя нервную систему, так они готовят нас к дневной бодрости. А мелатонин, гормон эпифиза, вырабатывается в сумерках, когда природа намекает, что пора готовиться ко сну.

Гормональная система не может перестроиться мгновенно. Отсюда и дискомфорт, расстройства работы не только нервной системы, но и желудочно-кишечного тракта, сердца, сосудов.

Почему же перелет на 2-3 часа не вызывает выраженных расстройств? Почему нет джетлага, если вылететь из Москвы в Египет? Потому что расстройство синхронизации возникает при смене от 3 поясов и более, и при движении через меридианы, а в данном случае человек летит вдоль нее, резкой смены времени нет.

Джетлаг проявляется сильнее у

  • Маленьких детей, в среднем до 3 лет.
  • У пожилых из-за общего снижения адаптивных возможностей.
  • У лиц с гипертонией средней и высокой степени тяжести, неконтролируемой гипертонической болезнью.
  • Перенесших недавно обострение любого хронического заболевания или выздоравливающих после острого заболевания или операции.

Может выспаться впрок?

Очень жаль, но такая опция в нашем организме не предусмотрена. Если о полете известно заранее, то можно посмотреть, на сколько часов сдвинуты пояса и попробовать приучить себя ложиться и вставать в соответствии с будущим временем пребывания. Но не это не всегда осуществимо на практике…

Снотворные принимать не стоит: все они дают дневную сонливость, привыкание, а если перелетов несколько, то нервная система быстрее расшатается от них, чем от десинхроноза.

Можно принимать мелатонин, он облегчает переход ко сну. Однако большие дозы и длительное его употребление может вызвать очень яркие сновидения, кошмары. Некоторым мелатонин не помогает, есть и люди, которые плохо его переносят. В таком случае можно попробовать повысить уровень гормона продуктами, которые содержат его или повышают выработку: вишня, бананы, грецкие орехи и арахис, помидоры, спаржа, кукуруза и овес (и хлопья из них).

Пять практических советов

  1. По возможности бронируйте авиабилеты так, чтобы немного нивелировать влияние джетлага: при передвижении на восток лучше взять вечерний или ночной рейс, а с востока на запад на утренний и дневной.
  2. Можно приложить волевое усилие и попробовать еще в полете вести себя так, словно вы уже на месте: принимать пищу по расписанию нового места, спать или дремать когда у них поздний вечер или ночь. Не стесняйтесь использовать средства помощи: чтобы сместить прием пищи — пейте воду, чтобы подремать — наденьте повязку на глаза и вставьте беруши.
  3. На месте сопротивляйтесь сонливости: гуляйте по городу, чаще выходите с совещаний и из офиса. Включайте свет, выбирайте солнечные и хорошо освещенные места. Но не перегревайтесь — прохлада бодрит! Не передайте, иначе неумолимо потянет в сон.
  4. Можно ли подремать? Только полчаса и один раз в день. Нельзя дремать утром (не вашим биологическим, а места пребывания) и позднее чем за 5 часов до сна: собьете и без того хрупкий сон.

Совсем необязательно, что описанные проблемы настигнут каждого. Многое зависит от возраста и общего состояния здоровья человека, его адаптационных возможностей, привычки спать в одно и то же время или вести «совиный» образ жизни. И даже характер и настроение влияют на переносимость полетов: поэтому запасайтесь полезными советами и позитивом, и небо вам покорится!

Алина Рахимова

Комментарии 0