Квест-бизнес. Почему игроки ставропольского рынка квеструмов советуют открыть кальянную?

Бизнес в сфере развлечений развивается весьма стремительно. Так, одним из трендовых направлений, по мнению бизнес-аналитиков, являются квеструмы. Буквально за пару лет квесты пришли практически во все крупные и средние города России и вызвали настоящий бум спроса на эту услугу.

Но, хотя российский рынок квестов сравнительно нов, кое-где он уже достиг своей пиковой точки роста. Если оценивать общую картину, то стоит отметить, что квесты присутствуют во всех российских городах с населением свыше 300 тысяч человек. А в топе стран с наибольшим количеством квестов, Россия занимает 2 место. И, если раньше квесты выглядели как интеллектуальная игра, то сейчас открывается все больше "хорроров".

"Ужастики" захватывают рынок

Изначально квесты были интеллектуальным досугом. Однако, сегодня мы видим настоящий бум "ужастиков" в этой нише.

- Это и понятно, - комментирует ситуацию владелец нескольких квеструмов в Ставрополе Максим Криворучко. - Страх - самая доступная и простая эмоция. Кроме того, они выгоднее и с экономической точки зрения. "Срок жизни" среднестатистического квеста в Ставрополе - полтора-два года, затем надо полностью перестраивать квеструм, что подразумевает финансовые вливания. А с хоррорами перезапуск квеструма обходится дешевле, так как там, в основном, темные интерьеры и многое построено на игре актеров.

Конкуренции нет, но...

Ведущие франчайзеры в нише квестов обещают сравнительно низкий порог входа (примерные цифры: 200 - стоимость франшизы, 300- строительство одного квеста) и бешеную окупаемость. Так, одна из компаний-франчайзеров сообщает, что стартап их франчайзи окупится уже через четыре-семь месяцев, а средняя выручка для города с населением в 400 тысяч на начальном этапе составит 130-200 тысяч в месяц, далее же возрастет до 400 тысяч рублей. Выглядит очень привлекательно. К слову, аудитория квестов в Ставрополе оценивается франчайзерами в 12 тысяч человек.

Однако игроки Ставропольского рынка квестов настроены более чем скептически. Так, Наталья Громова, занимающаяся этим бизнесом около года, отмечает, что данная ниша в городе буквально переполнена:

-  Конкуренции в привычном смысле у квеструмов нет. У нас, к примеру, лежат листовки других квестов, а у коллег - наши. Если человек сходил к нам, он не вернется в любом случае. Поэтому посетители спрашивают нас, куда еще можно сходить. Но именно из-за того, что квестов в городе очень много, масса потребителей распределяется, и это становится очень заметно. Скажем, если год назад сто человек выбирали куда сходить  из четырех мест, то сейчас - из четырнадцати. Поэтому такой быстрой окупаемости и такой высокой прибыли новичкам рынка ждать не стоит.

К ее словам присоединяется и Максим Криворучко:

- Окупить здесь квеструм за четыре месяца нереально. У нас город предприимчивых людей. И, когда кто-то впервые сходил на квест, то его первая мысль не о том, на какой бы сходить еще. Его первая мысль: "О, надо открыть свой квест". За год количество заведений в этом формате сильно увеличилось, сейчас это порядка 45 квеструмов, что для нашего города, конечно, очень много. И еще один момент - это местная специфика аудитории. К примеру, у нас есть аналогичные квесты здесь и в Краснодаре. Здесь мы работаем над услугой, продвигаем ее, нас знают, в компании большой штат людей. И тем не менее, Краснодарские квеструмы уже через два месяца после открытия, практически без рекламы,  стали обгонять по посещаемости Ставропольские.  Думаю, так происходит потому, что многие ставропольчане предпочитают какие-то другие виды досуга.

Дети - благодарная аудитория

Детям нравится посещать квесты. Даже те, которые рассчитаны на взрослых. Сам антурах, атмосфера, необычность ситуации захватывает их, даже если они не понимают смысл происходящего. А если уж квест детский и задания им интересны - то более благодарной аудитории и не придумать. Ведь они будут проситься пережить это приключение еще и еще раз, в отличие от взрослых. А это для владельца квеста большой плюс. Однако, если детям становится скучно, они начинают портить реквизит, "ковырять стены", как сказал один из наших интевьюэнтов. Поэтому декорации детской квестовой комнаты должны быть "железобетонными", и это почти буквальное выражение.

Нестандартные решения

Еще одна особенность этого вида бизнеса - сезонность. Летом поток посетителей спадает, самый "сезон" - это учебный год, когда в городе много студентов.

- Летом мы больше занимаемся выездными квестами и тимбилдингом с элементами квеста, - рассказывает Максим Криворучко. - Корпоративы, организация праздников - это как раз та ниша, в которой востребована наша услуга. Все происходит на улице, программу мы разрабатываем сами. Продумываем легенду, декорации, костюмы, техническое сопровождение, и в целом стараемся отличаться от всех других предложений на рынке.

Совет новичкам

Итак, что делать тем, кто решил открыть квеструм в нашем городе?

- Не делать этого, - отвечает Максим Криворучко. - И это не совет из вредности или боязни конкуренции. Мы все общаемся между собой, у нас даже есть общий чат и мы с удовольствием приглашаем туда новичков, делимся опытом. Но этот шаг будет просто нерациональным. Рынок перенасыщен. Есть два варианта - или поискать другое направление, открыть кальянную к примеру, или видоизменить услугу, сделать ее уникальной. Ну и третий вариант - поискать другой город. К примеру, такой город как Москва, может вместить огромное количество квеструмов, и, если у нового игрока будет какая-то своя изюминка, то люди к нему пойдут.

Автор: Виктория Левина

Комментарии 0