Физика и лирика семейного бизнеса

- Расскажите, что вас привело в сферу образования?

Ю.Т.: Я по образованию физик-микроэлектронщик, окончил Московский инженерно-физический институт и к педагогике никакого отношения не имею. Ольга окончила Ставропольский педагогический государственный университет, по образованию она учитель физики и математики. Работала в школе и имеет опыт педагогической деятельности. Когда рос наш ребенок, мы с женой поняли, что для его полноценного развития необходимо, чтобы его воображение было постоянно включено через игру, и начали исследовать эту тему. Воображение - это связующее звено с интуицией, оно дает возможность воспринимать информацию не просто умом, а усваивать ее на более глубоком уровне. Занимаясь развитием своего ребенка, мы привлекли к этому процессу и друзей дочери. Так в 2004 году мы уже работали с небольшой группой детей.

- То есть все началось с хобби?

О.Т.: Итак, далёкий 2005 год. Совершенно неожиданно, после просмотра передачи о московском развивающем центре «Учимся играя»,  мы поняли: это то, чем мы хотим заниматься. В тот момент мы оба находились в состоянии поиска работы для себя. Уже прошел год, как Юрий оставил свой прежний бизнес. Дальше всё происходило стремительно. Мы нашли сайт центра «Учимся играя». А через месяц нас пригласили на международную конференцию по раннему развитию детей в Москве, которую организовал этот центр. На конференции собрались очень интересные  люди: учёные,  представители образовательных структур, директора детских центров, авторы программ и методик. Там же проводили мастер-класс «Как работает система Зайцева». Это показалось очень интересным, а главное, простым и доступным. Мы поняли, что ничего сложного в этом нет. Прослушав семинары у Зайцева и Пугача, мы вернулись домой с твёрдым намерением: мы открываем центр! Прописали цели и задачи, шаги и сроки. Домой мы приехали 18 октября, а уже 8 декабря мы проводили первое занятие.

Ю.Т.:  Вообще, когда мы приняли решение заниматься детским дошкольным образованием, в нашей жизни произошли кардинальные изменения. Меня не устраивало то, чем я занимался раньше (торговля в разных сферах), я искал что-то созвучное себе, пробовал себя в целительстве, парапсихологии. Но именно идея открытия центра гармоничного развития ребенка вдохновила нас по-настоящему. И даже то, что мы не смогли найти помещения для своего центра, нас не остановило. Все предложения по городу требовали длительного ремонта и перепланировки, и мы решились на довольно смелый шаг. Мы открыли центр у себя в трехкомнатной квартире на четвертом этаже.

- Сложно ли было найти на первых порах родителей, желающих приводить в ваш центр детей?

О.Т.:  Да, сложно. Не многие родители готовы были вести детей в детский центр, находящийся в квартире на четвёртом этаже. Перед нами стояла сверхзадача – сделать программу настолько интересной, творческой и профессиональной, чтобы родители не обращали внимание на внешние неудобства. К моменту открытия у нас уже было около 30 детей.

Ю.Т.: Я до сих пор задаюсь вопросом - что двигало людьми, которые поднимались к нам на четвертый этаж с колясками. Лифт иногда не работал, а для колясок не хватало места. Надо отдать должное героическим русским женщинам, которые ценой любых усилий хотят развивать своих детей. Центр же у нас получился интересным. Мы были живой системой, открытой любым предложениям и идеям. И то, что на момент начала у нас не было прописанной четкой программы, оказалось даже плюсом! Материала было много. Его нужно было творчески перерабатывать  и включать в программу, которая постоянно совершенствовалась. А  благодаря своеобразной семейности нашего центра мы получали мощную обратную связь. Родители, по сути, были включены в процесс создания методической базы, они сами зачастую предлагали какие-то решения, варианты, пособия и т.д. У нас же, в свою очередь, была возможность быстро на это реагировать.

- Как вы разграничили зоны ответственности?

О.Т.: Поскольку я педагог и у меня есть опыт преподавания в школе, я взяла на себя ту часть работы, которая связана с методической базой - создание обучающих программ. Как уже говорилось, тема раннего развития захватила меня, когда мы растили дочь. Именно тогда у нас возникло представление, что можно объединить наши знания, наш опыт для создания собственного дела. Муж - бизнесмен, а я - педагог. Муж обеспечивал все, что связано с финансовой стороной, материальной базой и т.д.

- Как вы лично оцениваете причины успешности вашего семейного дела?

Ю.Т.:  Когда человека что-то очень увлекает, жизнь начинает работать как живая система. Он погружается в пространство, в котором все, что его окружает, начинает помогать в этом процессе. В первый год существования центра мы работали по 14 часов в сутки - практически на голом энтузиазме, т.к. центр первое время  не приносил прибыли, он окупал только сам себя. Скорость получения и обработки информации были «космические». Мы это осознавали и понимали, что в таком потоке можно удержаться, только если тебе этот процесс нравится. Был очень интересный ключевой момент. Когда мы вернулись с международной конференции по раннему развитию и прописывали бизнес-план открытия центра, ко мне поступило предложение возглавить сеть ювелирных магазинов. И перед нами встала дилемма: выбрать вариант с гарантированной зарплатой или же шагнуть в неизвестность, не зная, какой будет отдача, каким будет результат, но при этом развивая собственное дело. Это  было своеобразной проверкой того, насколько сильно мы хотим воплотить наши идеи.

Организация работы в центре «Лада» выходит за границы общего представления о бизнесе. Это творческий процесс, в котором стираются границы между руководителями и коллективом. У меня есть видение, что наш центр – это живая система, управлять которой жесткими указаниями не получается. Авторитарность с одной стороны, конечно, удобна, а с другой стороны понимаешь, что под ее давлением творчество резко ограничивается. Или ты активная часть этой живой системы, и каждый человек из коллектива показывает тебе грани тебя же самого, или ты руководишь людьми как единицами, исполняющими четко ограниченные  роли в твоей «игре».

О.Т.:  Хочу немного добавить. Во-первых, «плюс» частных центров дошкольного образования - это возможность быстро и творчески реагировать на изменяющиеся запросы общества, корректировать программу, совершенствовать методическую базу, вводить в занятия новые пособия и т.д. Во-вторых, у нас есть единая программа, что обеспечивает взаимозаменяемость педагогов. Если один из преподавателей заболел или ушел в отпуск – на качестве занятий это не отразится, в процесс включится другой преподаватель. В-третьих, в основе нашей программы лежит принцип «преемственности» и для всех возрастных групп обучение идёт в едином ключе.  Дети органично переходят из одной возрастной группы в следующую, идёт усложнение соответственно возрасту, но им не надо резко перестраиваться под какой-то другой тип обучения.

- А чем интересна разработанная вами программа, Ольга?

О.В.: Она соединяет в себе элементы нескольких методик. Программа базируется на известной методике Н.А. Зайцева, у которого я прошла обучение. В нее включены элементы методик таких известных педагогов, как Мария Монтессори, Глен Доман, Никитины и др. Несмотря на такой синтез, она получилась достаточно целостной.  Оценить ее эффективность можно, прежде всего, по откликам родителей. Все 12 лет существования центра мы работаем практически без рекламы. О нас знают по "сарафанному радио", многие приходят к нам по рекомендациям.  И работаем мы уже в больших, просторных помещениях в Юго-Западном и Северо-Западном районах. В месяц у нас проходят развитие до 400 детей.

- Какие ближайшие планы у центра "Лада"?

О.В.: Сейчас появился запрос на то, чтобы мы начали обучать детей школьного возраста. Об этом нас просят сами мамы и папы дошкольников, занимающихся в центре. Это новая «ступенька» для нашей команды. Мы назвали этот проект «Новая школа». В основе этого проекта лежит поиск и адаптация новых эффективных методик работы со школьниками. Проще, легче, веселее – вот основные составляющие нашей работы.  Сегодня мы открываем новые направления: "Шахматы" для детей  5-12 лет, «Введение в журналистику» для учащихся 7-11 классов. Это новые для нас форматы, но они обещают быть интересными. К примеру, обучение на курсах журналистики позволит ребятам не просто изучать в творческой форме особенности журналистской деятельности, но и публиковаться в различных изданиях, встречаться с известными личностями и даже создавать собственные средства массовой информации.

Автор: Виктория Левина

 

 

 

 

 

 

Комментарии 0