Елена Афонина: "Новый порядок применения ККТ позволит эффективно управлять своим бизнесом"

1 июля произойдут кардинальные перемены в порядке использования кассовых приборов. Нововведения реформируют действующую на протяжении последних 20 лет систему использования контрольно-кассовой техники, переводя расчеты в область информационных технологий.

 Руководитель налоговой службы края Елена Афонина рассказала о важных моментах перехода и ответила на вопросы, которые сейчас действительно волнует бизнес в сфере применения ККТ.

 

- Кого коснутся изменения, внесенные в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники…», и в чем их суть?

- Новые требования обязательны для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты на территории России, и, в частности, в Ставропольском крае. Это розничные магазины, кафе, рестораны, аптеки, АЗС, юридические фирмы и другие организации, оказывающие услуги населению. Изменений довольно много, но суть заключается в передаче в налоговые органы через интернет информации о расчетах. Раньше этот процесс проходил так: информация о расчетах хранилась в памяти устройства ККТ и раз в год передавалась в налоговую службу на физическом носителе. Новый порядок подразумевает передачу в ФНС России информации о расчетах непосредственно в момент расчета, таким образом, сведения становятся недоступными для незаконной корректировки. То есть информация о продажах организаций или индивидуальных предпринимателей станет доступна налоговому органу в режиме онлайн.

- Законом предусмотрен поэтапный переход на новый порядок. Расскажите, кто обязан применять онлайн-кассы уже с 1 июля этого года, а кто в следующем?

- В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года. В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона статьи от 03.07.2016 № 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.

- С 1 июля онлайн-кассы появятся повсюду. Что это даст?

- Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники дает ряд преимуществ для налогоплательщиков, а именно: - возможность регистрации контрольно-кассовой техники онлайн без визита в налоговый орган, что существенно экономит время и деньги налогоплательщика; - использование инструментов бизнес-аналитики онлайн, что позволит эффективно управлять своим бизнесом; - возможность направлять электронные чеки покупателю без затрат на чековую ленту; - отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы «КМ»); - ведение бизнеса в здоровых конкурентных условиях за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество; - сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя; - удобство онлайн-торговли, а именно: налогоплательщику нет необходимости печатать чек и доставлять его покупателю, достаточно направить его в электронном виде. Со стороны налоговых органов уже сейчас применяется риск-ориентированный подход к планированию и проведению контрольных мероприятий, в связи с чем, будет осуществлен практический отказ от проверок добросовестных налогоплательщиков. Для покупателей ФНС России разработало и разместило на своем официальном сайте мобильное приложение для проверки чеков, в котором можно сформировать свой индивидуальный код и по предъявлении его до расчета с продавцом получить чек в электронном виде. Покупатель всегда сможет проверить свой чек (правильно ли произведен расчет, передана ли в ФНС России та информация, которая указана на чеке - о проданном товаре, его стоимости, продавце товара), а также сообщить о выявленных нарушениях. Тем самым выстраивается эффективная система гражданского контроля, что является одной из важнейших задач введенных изменений.

- Для тех, кто, возможно не в курсе, напомним, что нужно сделать, чтобы перейти на новый порядок.

- Можно приобрести новый кассовый аппарат, а можно модернизировать старый, установив фискальный накопитель и устройство передачи данных (если он подлежит модернизации). Для этого нужно обратиться напрямую к производителю ККТ или в ЦТО. До модернизации необходимо снять прибор с регистрации. После приведения кассы в соответствие новым требованиям закона, можно регистрировать ее через Личный кабинет пользователя ККТ на сайте ФНС России и начинать применять.

Из тех, кто обязан применять новую контрольно-кассовую технику, на новый порядок перешли 53 %. В общем рейтинге по стране Ставропольский край находится на 22 месте.

- Если налогоплательщик хочет приобрести новый аппарат, как ему определиться с выбором? Есть ли какие-то рекомендации?

- Выбор кассового аппарата зависит в первую очередь от характера и масштабов осуществляемой налогоплательщиком деятельности. Сейчас можно выделить следующие условные типы кассовых аппаратов. Во-первых, это «классические» кассы: от компактных автономных и переносных устройств до стационарных многофункциональных компьютерных систем, применяемых, например, в крупных сетях. Такие кассы должны иметь печатающее устройство внутри корпуса. Во-вторых, это кассы, которые могут применяться для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети Интернет. Отметка о том, что касса может применяться только для таких расчетов, должна содержаться в реестре ККТ. Такие кассы могут не иметь печатающего устройства, так как печать чека не обязательна. В-третьих, это кассы, которые используются в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности. Если касса может применяться только в таком качестве, то соответствующая отметка также будет в реестре ККТ. Такая касса может применяться при оказании услуг и должна иметь печатающее устройство внутри корпуса, за исключением случая, если она применяется при расчетах в сети Интернет. И, в-четвертых, это кассы, которые могут применяться в автоматических устройствах для расчетов, в частности, в платежных терминалах и торговых автоматах. Печатающее устройство в такой кассе может быть за пределами ее корпуса, но в пределах автоматического устройства. Если касса предназначена только для использования в автоматических устройствах, то соответствующая отметка также должна быть в реестре ККТ.

- Но есть и другой вариант – не покупать новую кассу, а модернизировать старую. Какие аппараты ККТ подходят для переоборудования под онлайн-кассы? Есть ли перечень таких аппаратов?

- Если у налогоплательщика уже есть касса, то он может зайти на сайт ФНС России в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» или на сайт производителя кассы и найти там информацию о том, подлежит ли его касса модернизации. Информацию о возможности модернизации также можно получить у обслуживающего центра технического обслуживания. Большинство таких центров взаимодействуют с производителями и, как правило, обладают актуальной информацией и технической базой. Если касса может быть модернизирована, плательщику необходимо обсудить с центром технического обслуживания возможные сроки и порядок модернизации применительно к его ККТ. Если у пользователя несколько касс, то целесообразно с центром технического обслуживания составить план-график модернизации парка ККТ, учитывающий возможности центра и потребности бизнеса конкретного налогоплательщика, в частности, наличие комплектов модернизации, загруженность центра, требуемое время для осуществления непосредственно работ по модернизации, а также, что самое главное, количество ККТ, требуемое для нормального обслуживания товарного потока в конкретной точке продаж.

"Если налогоплательщик заблаговременно позаботился о переходе на новый порядок применения ККТ, но поставщик вовремя не поставил кассу, то его не привлекут к ответственности. В доказательство того, что налогоплательщик принял меры для выполнения требований закона, он может представить договор на поставку контрольно-кассовой техники. При отсутствии возможности применения онлайн-кассы налогоплательщик обязан выдавать покупателю (клиенту) документ на бумажном носителе в подтверждение факта осуществления расчета. Однако если касса не приобретена либо не модернизирована без уважительных причин, то штрафных санкций не избежать. Для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа составит не менее 10 тысяч  рублей, для юридических лиц – не менее 30 тысяч рублей".

 

- Сможет ли малый бизнес пользоваться онлайн кассами с фискальным накопителем сроком 13 месяцев?

Пользователи, применяющие контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход и применяющими патентную систему налогообложения, к административной ответственности не привлекаются. Соответствующие разъяснения направлены письмом ФНС России от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@ «Об использовании фискальных накопителей со сроком действия ключа фискального признака 13 месяцев налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы». При этом вышеуказанные группы налогоплательщиков, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия или дефицита на рынке фискальных накопителей на 36 месяцев, вправе применять такой фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака. Также не определено понятие сезонности.

- С новым порядком у налогоплательщиков появилась возможность зарегистрировать кассовый аппарат без визита в инспекцию. Как это сделать?

- Новый закон упрощает процедуру регистрации ККТ. По старому порядку, чтобы зарегистрировать и применять кассу, нужно было принести ее в налоговый орган для осмотра, заполнить ряд документов, подождать пять дней, получить карточку регистрации и только после этого применять прибор. Новый закон предоставляет возможность регистрации прибора в Личном кабинете налогоплательщика. Это очень удобный инструмент, который позволяет реализовать бесконтактный принцип взаимодействия с налоговыми органами. Также можно подать заявление на бумажном носителе. С помощью личного кабинета налогоплательщик сможет осуществлять не только все регистрационные действия с кассовыми аппаратами — зарегистрировать, перерегистрировать или снять кассу с регистрации, но и осуществлять юридически значимое взаимодействие с налоговым органом — обращаться в налоговые органы, предоставлять различную информацию и документы, получать запросы и сообщения налоговых органов и пр. Помимо этого, через личный кабинет реализовано общение с налоговыми органами производителей кассовых аппаратов и фискальных накопителей, экспертных организаций, а также операторов фискальных данных и соискателей разрешения на обработку фискальных данных.

А как применять новую технику в отдаленных местностях? Ведь у нас в крае есть территории, где нет интернета.

- Для местностей, которые отдалены от сетей связи, предусмотрены исключения в применении онлайн-касс. Эти территории определяются по критериям федерального органа исполнительной власти. В Ставропольском крае перечень таких местностей есть, он содержит 722 населенных пункта. При подаче заявления о регистрации ККТ, налоговый орган проверит, входит ли адрес данного налогоплательщика в перечень отдаленных местностей. Если адрес входит в перечень, то налогоплательщик сможет применять ККТ без передачи информации в налоговую службу через оператора фискальных данных, то есть в режиме off-line. Небольшая ремарка: если ККТ зарегистрирована on-line, перевести ее потом в off-line невозможно

- Предусмотрен ли налоговый вычет для индивидуальных предпринимателей, приобретающих ККТ нового образца?

Государственная Дума РФ рассматривает возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. Размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Предложение о предоставлении налоговых вычетов на расходы по приобретению ККТ для организаций потребкооперации, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, будет рассмотрено при подготовке проекта федерального закона к принятию Государственной Думой во втором чтении. Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем после 1 июля 2018 года. В случае утверждения указанного проекта и принятия федерального закона налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим ЕНВД, получат право уменьшить сумму налога, оставшуюся после ее уменьшения на расходы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники, при условии регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах в 2018 году.

- А есть ли исключения? Кто может не применять новый порядок?

Перечень действовавших ранее исключений дополнен. Кассы не будут применяться при продаже газет и журналов, ценных бумаг, проездных документов, обеспечении питанием в учебных заведениях, на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, ремонте обуви, разносной торговле, уходе за детьми, больными и престарелыми, а также во многих других случаях. Касса не применяется и, соответственно, не выдается кассовый чек или бланк строгой отчетности при осуществлении видов деятельности, указанных в пунктах 2, 5, 6 статьи 2 Федерального закона № 290-ФЗ, при расчетах через банковские банкоматы (банки должны вести их перечень), а также в отдаленных и труднодоступных местностях (но при этом в последнем случае необходимо выдать покупателю подтверждающий документ). А вот в отдаленных от сетей связи местностях кассы должны применяться, но в «автономном» режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Перечень отдаленных и труднодоступных местностей, а также перечень отдаленных от сетей связи местностей утверждаются региональными властями и публикуются на их сайтах. На данный момент в нашем крае идет разработка перечня.

 

Приведем конкретный пример. Сотрудники ИП работают с населением и принимают от них оплату на месте при выполнении работ и выдают БСО, то есть работают на выезде. Как быть в этом случае с онлайн-кассами, как оформлять прием денег в изменившихся условиях? И вообще что делать в таком случае, ведь они не будут кататься туда-сюда от клиента в офис и обратно.

В этом случае у налогоплательщика имеется возможность зарегистрировать и применять контрольно-кассовую технику.

При подаче заявления о регистрации ККТ будет предоставлена возможность указать, какой вид торговли вы будете осуществлять и сразу необходимо указать, будет ли онлайн-касса использоваться стационарно.

При использовании ККТ на выезде, при ее регистрации в качестве адреса установки (применения) ККТ следует использовать юридический адрес организации. В случае разносной торговли можно указать не адрес установки техники, а как вариант, регистрационный номер автомобиля курьера, на котором он будет осуществлять выезд и принимать денежные средства.

Необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4.7. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ к обязательным реквизитам, отражаемым на кассовом чеке, отнесены помимо остальных дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя).

 

Еще один частный случай: ИП занимается  розничной  торговлей  вышивальными  наборами, режим  налогообложения  ЕНВД, можно ему  перейти  на  использование  онлайн-касс с  2018 года? Льготы  при покупке онлайн-касс у ИП на  УСН доходы и  ЕНВД будут?

- В соответствии с п.7 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.

На рассмотрении Правительства Российской Федерации находится законопроект о налоговом вычете в размере до 18 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей в случае приобретения ими контрольно-кассовой техники нового образца.

 

Комментарии 0