Аппетитный рынок: виноградарство становится новым трендом, привлекающим инвесторов и предпринимателей

Пожалуй, ни одна отрасль в России не получает такой сильной государственной поддержки как виноградарство. 80% затрат на закладку виноградника и уходные работы компенсируются субсидиями. Еще 46% субсидий покрывают затраты на специализированную технику. Плюс получают финансовую поддержку из краевого бюджета производства европейских сортов винограда, выращивание саженцев и работы по раскорчевке старых насаждений.

ГКУ «Ставропольвиноградпром», целью деятельности которого является содействие виноградарству и виноделию в Ставрополье, на редкость инновационно подходит к задаче привлечения в отрасль инвестиций и предпринимателей.

- Мы предлагаем бизнес-продукты, - рассказывает директор предприятия Сергей Лысенко. - Рынок очень большой, интересный для предпринимателей. Чтобы упростить им задачу "на входе", мы полностью сопровождаем их деятельность. Речь идет не только о консультировании и обучении, но и о выезде наших специалистов на виноградники, стажировках на фермах, а так же о тщательной разработке бизнес-планов, которыми можно пользоваться не один год. Фактически, мы вместе с вами реализуем ваш бизнес-проект.

Бизнес-продукты, о которых идет речь, были разработаны по поручению Министерства сельского хозяйства.  Фактически это детальные бизнес-планы, которые описывают пять стартовых пакетов:

  • Закладка 5 гектар элитных сортов винограда.
  • Закладка 10 гектар традиционных столовых сортов.
  • Закладка 10 гектар технических сортов.
  • Закладка 10 гектар технических сортов плюс переработка (винодельня).
  • Организация бизнеса в сфере винного и агротуризма.

Свободный рынок

Если говорить о российском рынке сбыта винограда - то он практически не заполнен. И это достаточно уникальная ситуация, ведь бизнес ищет незаполненные ниши. К примеру, импортные сорта столового винограда составляют в нем 90%, а технического (идущего на изготовление вин и коньяков) - 80%. Чтобы создать выгодные условия сбыта отечественных винных сортов, акцизы на вино, произведенное из местного сырья, снижены в более чем два раза. У производителей столового винограда тоже нет проблемы сбыть продукцию. Большую долю  забирают прямо с поля местные реализаторы, с удовольствием покупают его и крупные сетевые магазины. Если раньше фермерам было довольно сложно вступить в какие-то крупные сети, то сейчас такой проблемы нет: тренд на импортозамещение помог.

Как показала аналитика прошлого года, потребность в местном винограде составила 140 тысяч тонн, а собрано ставропольскими виноградарями было лишь 45 с половиной тысяч. Если говорить о технических сортах, то нехватка местного сырья составляла 70 тысяч тонн, т.е. более двух третей от общего объема. Если рынок подсолнечника, свеклы, зерновых перенасыщен, то рынок винограда свободен, и необходимо увеличение производства в 20-30 раз.

При этом ставропольская винная продукция незаслуженно обойдена вниманием местных реализаторов алкопродукции. Дело в том, что производители не могут напрямую делать поставки в магазины. Портфель винных позиций формируют продавцы или оптовые перекупщики. По словам заместителя директора ГКУ "Ставропольвиноградпром» Алексея Лысенко, продавцы слабо работают с местными производителями вин, и поэтому последние больше нацелены на центральную Россию, Урал, Сибирь, где их продукция пользуется спросом.

Запрос на агротуризм идет от потребителя

Об агротуризме стоит сказать отдельно. Этот вид туристического отдыха сейчас популярен в евпропейских странах. Он привлекает и тех, кто имеет предпринимательский или инвестиционный интерес к отрасли, так и обычных людей. Туристы посещают виноградники, пробуют различные сорта, имеют возможность посмотреть на процесс изготовления вина и продегустировать продукцию.

Доля Ставропольского края в общем объеме произведенного в России коньяка за 2016 год составила 25%, вина - 9,2%, игристых вин - 3,8%. 

Поступление акцизов от винодельческой продукции в бюджет Ставропольского края составило в прошлом году более 2,7 млрд рублей.

Общая площадь виноградных насаждений в Ставрополье составила 6,2 тысячи гектар, тогда как площадь земли, пригодной для возделывания винограда в крае - более 100 тысяч гектар.

К слову, в Ставрополье запрос на эту услугу со стороны потребителя уже идет. Как рассказал нашему изданию один из владельцев виноградного хозяйства, к нему регулярно приезжают туристы из разных городов России, вплоть до Дербента и Махачкалы: перенять опыт, попробовать редкие сорта винограда, купить саженцы. Желают приехать не на один день, но пока такой возможности нет.

- Как раз в этом и смысл нашей инициативы - создать профессиональную услугу в сфере агротуризма, сформировать вокруг него активное информационное поле, - отметил специалист по связям с общественностью ГКУ "Ставропольвиноградпром" Андрей Вертелецкий. - Потенциально в туры можно привлекать намного большее количество людей со всей России. Кроме того, через винный туризм можно сформировать культуру употребления ставропольских вин и коньяков. С нашей поддержкой войти в этот бизнес вполне реально. К примеру, у нас уже разработаны подробные маршруты по виноградным хозяйствам и винодельням. Нельзя не сказать и о том, что этот вид бизнеса - социально значим, так как содействует развитию туристической области Ставропольского края в целом.

 

Виноградный бизнес в цифрах:

Стоимость посадки и уходных работ на 1 гектар земли - от 600 тысяч рублей, 80% которой в возвращается в виде субсидий.

Первая прибыль наступает на 4 год посадки.

Рентабельность столовых сортов винограда - от 150%, технических - более 100%.

Окупаемость - 7 лет.

Автор: Виктория Левина

Комментарии 0