5 причин уйти от ЕГЭ

В 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всех школ. Такая форма контроля является неотъемлемой составной частью общей стратегии в области образования. Это официально. Мы поговорили с преподавателем с тридцатилетним стажем на условиях анонимности о том, почему единый государственный экзамен не приживается, как он отражается на детях и их родителях и где в нем скрывается коррупция.

- Споры вокруг ЕГЭ возникают чуть ли не каждый год. С 2009 года система сдачи экзаменов претерпела не одно изменение. К примеру, в 2014 году выпускников обязали сдавать не 3, а 4 экзамена. Также провели меры по ужесточению надзора за проведением экзаменов, ввели новшества по доставке и хранению экзаменационных материалов. Но ЕГЭ по-прежнему остается серьезным испытанием как для учеников, так и для всей системы образования в целом.

1. Как показывает практика, буквально до последнего времени, до прихода нового министра образования, варианты для тестирования как по естественным, так и по гуманитарным дисциплинам не выдерживали никакой критики, порой вступали, да и теперь вступают в противоречие не только с точкой зрения признанных в науке людей, но и с самой реальностью.

Например, Дмитрий Медведев, проводя заседание российского оргкомитета «Победа», занимающегося подготовкой 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, был шокирован вопросами тестов по истории для Единого государственного экзамена. «Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введены погоны; введение должности полевого священника; формирование специальной службы для выкупа пленных у противника! Просто удивительно, чудовищно! Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о периоде войны», - воскликнул он. И с ним нельзя не согласиться.

2. Предлагаемые для тестирования вопросы порой оказываются наиболее сложными и трудными для отличника, который способен логично мыслить, рассуждать, искать истину, чем для посредственных учеников, которым просто повезло, и они угадали.

3. ЕГЭ подрывают психическое здоровье детей, лишают их коллективной опоры, культивируют индивидуализм, потерю друзей и товарищей, что нередко приводит к трагическим последствиям. По данным на 2015 год в России зафиксировано более 380 случаев суицида или его попытки среди 17-летних школьников. Это не говорит о том, что причиной стало прохождение ЕГЭ, но экзамен как стрессовая ситуация могла стать катализатором.

4. На протяжении длительного времени прослеживалась коррупционная составляющая, особенно в период сдачи ЕГЭ, что самым негативным образом отражается на качестве подготовки будущих специалистов в вузах и ссузах.

Вспомнить хотя бы пример Дагестана, где до недавнего времени был очень распространен «ЕГЭ-туризм», когда за несколько месяцев до окончания учебного года выпускники школ в экстренном порядке переезжали из городов в сельские поселения. Считалось, что сдавать экзамены там гораздо проще – отсутствие камер видеонаблюдения, пристрастных наблюдателей, да и помощь от педагогов-родственников была гарантирована. Бывало и так, что родители «ЕГЭ-туристов» заранее договаривались с городскими учителями, которых накануне экзамена «командировали» за свой счет в сельские школы, где учились их чада. И там группа нанятых специалистов, располагаясь в классе по соседству, куда им приносили бланки заданий, в спешном порядке решали задания. За один такой экзаменационный день «прикомандированный» педагог в зависимости от «объема выполненной работы» зарабатывал от полутора до двух тысяч долларов. В Кабардино-Балкарии организованная группа работников республиканского Министерства образования, на которых в последствии было заведено уголовное дело, брали взятки за завышение баллов и исправления, вносимые в экзаменационные бланки ответов участников ЕГЭ. За взятку был арестован и впоследствии осужден на восемь лет министр образования Карачаево-Черкесии Борис Спиридонов. Он гарантировал родителям выпускников, сдававших ЕГЭ, получение сертификата с высокими баллами. Расчет был прост - 1000 рублей за 1 балл.

5. До сих пор активно работают многочисленные репетиторы, различного рода курсы по подготовке учащихся к сдаче экзаменов по ЕГЭ. Свою главную задачу они видят в «натаскивании» на знание, а не на развитие творческого мышления, генерирования новых нестандартных идей самими учащимися.

ЕГЭ – это своего рода подгонка отечественной системы образования под Болонский процесс. Практика показывает, что отрицательные последствия вхождения в него заметно перевешивают положительные. Механическое перенесение западной специфики на российскую образовательную систему, без учета ее традиций, чревато негативными последствиями. Стремление человека любым путем получить максимальный балл, а не знание при сдаче ЕГЭ, нарушает целостность учебно-воспитательного процесса. Обучение и воспитание вступают в непримиримое противоречие. И как следствие  – растет агрессия среди нашей молодежи, стремительными темпами падает ее культура и духовность. ЕГЭ – это своего рода подгонка отечественной системы образования под Болонский процесс. Практика показывает, что отрицательные последствия вхождения в него заметно перевешивают положительные. Механическое перенесение западной специфики на российскую образовательную систему, без учета ее традиций, чревато негативными последствиями. Стремление человека любым путем получить максимальный балл, а не знание при сдаче ЕГЭ, нарушает целостность учебно-воспитательного процесса. Обучение и воспитание вступают в непримиримое противоречие. И как следствие  – растет агрессия среди нашей молодежи, стремительными темпами падает ее культура и духовность.

Как сказал Константин Станиславский: чтобы добиться успеха, нужно сделать «трудное - привычным, привычное - легким, а легкое – приятным». Вероятно, этот принцип стоит взять на вооружение тем, от кого зависит судьба российской системы образования. А в ЕГЭ пока приятного и понятного мало.

Комментарии 0
Kseniya
Мне повезло, успела окончить школу до ЕГЭ.
20 Апрель 2017г.
Ответить